Научная статья на тему 'Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном бизнесе'

Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
468
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ БИЗНЕС / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ / AGRO-INDUSTRIAL BUSINESS / AGRO-INDUSTRIAL CLUSTERS / INVESTMENT / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / LEGISLATION / DEVELOPMENT PROGRAMS / INTEGRATED STRUCTURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завьялов Дмитрий Вадимович, Сагинова Ольга Витальевна, Завьялова Надежда Борисовна

Развитие агропромышленного бизнеса в современных условиях является национальным приоритетом России. Существенную роль в этом процессе играет государство как стратегический инвестор, целью которого является прямая и косвенная поддержка агропромышленного бизнеса для обеспечения продовольственной безопасности страны, создания точек роста регионов и отраслей, способных не только решить текущие задачи импортозамещения, но и обеспечить формирование новых экспортоориентированных направлений. Государственная инвестиционная политика в значительной мере способна повлиять на самофинансирование предприятий и интегрированных структур, на инвестиционную привлекательность агропропромышленного бизнеса. В статье анализируются инструменты инвестиционной политики, дается оценка перспективности применения отдельных инструментов и направлений их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Завьялов Дмитрий Вадимович, Сагинова Ольга Витальевна, Завьялова Надежда Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stimulation of investment activity in agro-industrial business

Development of agro-industrial business in modern conditions is a national priority of Russia. The state plays essential role in this process and acts as a strategic investor. Its goals are direct and indirect support of agro-industrial business for ensuring the country's food security and creation of growth points for regions and industries that can solve the current tasks of import substitution, and at the same time ensure the formation of new export-oriented activities. State investment policy hold considerable potential for affecting the self-financing of enterprises and integrated structures and the investment attractiveness of agro-industrial business. The article analyses investment policy tools, assesses prospects of application of selected tools and areas for their development.

Текст научной работы на тему «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном бизнесе»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 18 • сентябрь 2017 ISSN 1994-6937

>

издательство

Креативная экономика

Russian Journal of Entrepreneurship

стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном бизнесе

Завьялов Д.В.1, Сагинова О.В.1, Завьялова Н.Б. 1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Развитие агропромышленного бизнеса в современных условиях является национальным приоритетом России. Существенную роль в этом процессе играет государство как стратегический инвестор, целью которого является прямая и косвенная поддержка агропромышленного бизнеса для обеспечения продовольственной безопасности страны, создания точек роста регионов и отраслей, способных не только решить текущие задачи импортозамещения, но и обеспечить формирование новых экспортоориентированных направлений. Государственная инвестиционная политика в значительной мере способна повлиять на самофинансирование предприятий и интегрированных структур, на инвестиционную привлекательность агропропромышленного бизнеса. В статье анализируются инструменты инвестиционной политики, дается оценка перспективности применения отдельных инструментов и направлений их развития.

Исследование выполнено в рамках финансирования РЭУ им. Г.В. Плеханова НИР «Методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности интеграционных агропромышленных образований».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: агропромышленный бизнес, агропромышленные кластеры, инвестиции, инвестиционная привлекательность, законодательство, программы развития, интегрированные структуры

stimulation of investment activity in agro-industrial business

ZavyalovD.V.1, Saginova O.V.1, Zavyalova N.B. 1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

введение

Основным условием развития агропромышленного бизнеса является привлечение инвестиций в данную сферу деятельности и создание инвестиционного рынка с участием как государственных структур, так и частного бизнеса. Инвестиционные процессы - область, которая привлекает особое внимание современных ученых и практиков, а также органов государственной власти всех уровней [16, 18] (Мш1а1"аеу, 2014; Одагкоу, 2015), поскольку опыт последних лет наглядно демонстрирует положительные тренды развития отдельных интегрированных структур, предприятий и/или сфер деятельности в агропромышленном бизнесе.

В числе успешных кластерных образований следует назвать агропромышленный кластер Новгородской области1, пищевой кластер республики Татарстан2, агробиотехно-логический промышленный кластер Омской области3. Однако устойчивого развития агропромышленного бизнеса в целом достичь не удается. По-прежнему существуют проблемы развития сельских поселений, отсталости технической базы агропромышленного бизнеса [21, 20] (Fedotenkova, Pronyaeva, 2016; Stolyarova, Yunyaeva, 2015), дефицит специалистов [12, 14] (Butova, Chudinova, Shipilina, 2017; Voronin, Fateeva, 2015) и отток населения из сельской местности. При этом прогнозы развития агропромышленного бизнеса не снимают с повестки дня ряд вызовов, к числу которых можно отнести требования национальной продовольственной безопасности в условиях санкций, рост концентрации населения в городах и необходимость обеспечения населения высококачественными, экологически чистыми продуктами питания, динамичность бизнес-моделей и технологий в агропромышленном бизнесе, сопровождающиеся в ряде случаев нежелательными последствиями социально-экономического характера, доминирование технологических факторов в эффективности агропромышленного бизнеса и другие [17].

1 Агропромышленный кластер Новгородской области [Электронный ресурс] URL:http://ckr53.ru/ clusters/924/ (Дата обращения 12.09.2017 г.)

2 Пищевой кластер республики Татарстан [Электронный ресурс] URL: http://clusters.monocore.ru/ cluster/268 / (Дата обращения 12.09.2017 г.)

3 Агробиотехнологический промышленный кластер Омской области [Электронный ресурс] URL: http://dusters.monocore.ru/duster/331(Дата обращения 12.09.2017 г.)

ABSTRACT:_

Development of agro-industrial business in modern conditions is a national priority of Russia. The state plays essential role in this process and acts as a strategic investor Its goals are direct and indirect support of agro-industrial business for ensuring the country's food security and creation of growth points for regions and industries that can solve the current tasks of import substitution, and at the same time ensure the formation of new export-oriented activities. State investment policy hold considerable potential for affecting the self-financing of enterprises and integrated structures and the investment attractiveness of agro-industrial business. The article analyses investment policy tools, assesses prospects of application of selected tools and areas for their development.

KEYWORDS: agro-industrial business, agro-industrial clusters, investment, investment attractiveness, legislation, development programs, integrated structures

JEL Classification: Q13, Q16, Q18 Received: 13.09.2017 / Published: 30.09.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Zavyalov D.V. (Zavyalova.DV0rea.ru)

CITATION:_

Zavyalov D.V., Saginova O.V., Zavyalova N.B. (2017) Stimulirovanie investitsionnoy deyatelnosti v agropromyshlennom biznese [Stimulation of investment activity in agro-industrial business]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (18). - 2635-2652. doi: 10.18334/rp.18.18.38294

Преодоление проблем связано с необходимостью повышения инвестиционной привлекательности агропромышленного бизнеса и возможностью привлечения частных инвестиций, а также с регулирующим воздействием государства на агропромышленный бизнес. В этой связи рассмотрение вопросов стимулирования инвестиционной деятельности в агропромышленном бизнесе является актуальной задачей.

Современные методы стимулирования инвестиций в агропромышленный бизнес со стороны государства можно разделить на нормативно-правовое регулирование (законодательство, государственные программы, заключение договоров), организационно-управленческие мероприятия (информационное-аналитическое обеспечение, действия государства по повышению инвестиционной привлекательности, формирование центров управления кластерами в регионах) и финансово-экономические инструменты (государственная поддержка, кредитно-денежная политика, государственные инвестиции, бюджетно-налоговая политика). Все эти инструменты заложены в модель государственной политики в части управления развитием агропромышленного бизнеса и представлены в концепциях, стратегиях, законах, подзаконных актах и нормативных документах. Наличие значительного объема документов и реализация программных постановлений оказывают прямое и косвенное воздействие на отдельные направления агропромышленного бизнеса (сельское хозяйство, сельскохозяйственное машиностроение, пищевую и перерабатывающую промышленность, аграрное образование и науку), однако не создают единого и системно-структурированного механизма для его эффективного практического применения.

сельское хозяйство

В числе основополагающих документов, определяющих развитие агропромышленного бизнеса, особое место занимает «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (с изменениями на 29 июля 2017 года) (далее - Программа) [1]. Меры, принятые Правительством РФ в ответ на введенные США и странами Европы в 2014 г. санкции, потребовали адаптации действующей про-

ОБ АВТОРАХ:_

ЗавьяловДмитрийВадимович, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедры предпринимательства и логистики (Zavya1ova.DV0rea.ru)

Сагинова Ольга Витальевна, доктор экономических наук, профессор кафедры предпринимательства и логистики (Saginova.OV0rea.ru)

Завьялова Надежда Борисовна, кандидат технических наук, доцент (Zavya1ova.NB0rea.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Завьялов Д.В., Сагинова О.В., Завьялова Н.Б. Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном бизнесе // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 18. -С. 2635-2652. Сог 10.18334/ф.18.18.38294

граммы к изменяющимся условиям, уточнения целей и показателей. Анализ результатов корректировки Программы показывает сокращение объемов финансирования программы (табл. 1), что в условиях необходимости решения масштабных задач по модернизации и технологическому развитию сельского хозяйства и сопряженных с ним видов деятельности, проведения организационных, экономических, технических, технологических мероприятий для создания конкурентоспособной продукции может негативно повлиять на результативность реализации Программы и, как следствие, на ее эффективность.

Государственная программа ставит целью повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет (1) технической и технологической модернизации производства; (2) создания благоприятной экономической среды, способствующей инновационному развитию и привлечению инвестиций в отрасль, решая задачи стимулирования приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования; (3) повышения инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширения масштабов развития сельского хозяйства на инновационной основе.

В соответствии с задачами в подпрограмме определены такие показатели, как «Количество единиц новой сельскохозяйственной техники (тракторов, кормо- и зерноуборочных комбайнов), реализованных производителями сельскохозяйственной техники» и «Количество реализованных инновационных проектов». Очевидно, что количество сельскохозяйственной техники не определяет источник ее приобретения, а это значит, обновление техники за счет импортных поставок не будет способствовать развитию отечественного сельскохозяйственного машиностроения. Показатель «Количество реализованных инновационных проектов» не учитывает качественные характеристики инноваций, тогда как для развития агропромышленного бизнеса сегодня нужны прорывные технологии, внедрение решений, гарантирующих мощное

Таблица 1

Объемы финансирования Государственной программы развития сельского хозяйства (млрд руб.) в редакции постановлений Правительства Российской Федерации

Год От 14 июля 2012 г. № 717 От 19 декабря 2014 г. № 1421 От 31 марта 2017 г. № 396

Всего, 1509,7 Всего, 2126,2 Всего, 1550,7

2016 186,0 258,1 237,0

2017 194,7 300,2 215,5

2018 203,5 324,0 198,0

2019 211,3 337,8 194,0

2020 217,9 350,4 194,1

Источник: составлено авторами по результатам анализа Государственной программы.

развитие всех его составляющих (животноводства, растениеводства, инфраструктуры, включая транспортную и др.), и здесь всегда будут попытки достичь его за счет снижения качества. Кроме того, утверждение Программы произошло несколько раньше, чем была принята Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ № 1455-р от 7 июля 2017 г. [7]). Тем не менее, основные проблемы модернизации сельского хозяйства и реализация отдельных задач Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения могут быть решены в рамках подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», но необходима координация и планирование мероприятий в соответствии с этими документами. Это позволит обеспечить концентрацию инвестиций на проектах для достижения устойчивого экономического и социального результата (повышение производительности труда, создание новых рабочих мест, производство экологически чистой продукции, развитие малого бизнеса, интеграция сельскохозяйственных организаций с перерабатывающими производствами и логистическими структурами).

Подпрограмма «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» нацелена на (1) увеличение объемов и улучшение качества производства и переработки основных видов сельскохозяйственной продукции; (2) увеличение экспортного потенциала сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки; (3) развитие селекционной и племенной базы растениеводства и животноводства Российской Федерации; (4) развитие социально значимых отраслей сельского хозяйства, обеспечивающих сохранение традиционного уклада жизни и занятости отдельных народов, в том числе народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока; (5) повышение уровня доходов сельского населения; (6) создание условий для увеличения количества субъектов малого предпринимательства и модернизация материально-технической базы сельскохозяйственных кооперативов. Показатели и целевые индикаторы подпрограммы, на наш взгляд, также не полностью соответствуют развитию всех направлений агропромышленного бизнеса. Так, отсутствуют показатели, обеспечивающие сбалансированность развития направлений агропромышленного бизнеса. Развитие только сельского хозяйства и даже перерабатывающей промышленности всегда будет иметь в качестве ограничивающих факторов отсутствие системы подготовки кадров, отставание в развитии транспортно-логистической системы, низкий уровень внедрения результатов научных исследований. Такой показатель, как «Площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами» не отражает факта использования земли в сельском хозяйстве и часто является лишь средством вложения денег, о чем свидетельствуют пустующие земли и их последующий вывод из реестра земель сельскохозяйственного назначения.

Особое внимание в рамках проводимого исследования следует обратить на подпрограмму «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе». Целью данной подпрограммы является (1) создание условий для ком-

плексного развития и повышения эффективности производства и конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; (2) повышение доступности кредитных ресурсов для предприятий агропромышленного комплекса; (3) повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного бизнеса.

Целевые индикаторы в основном ориентированы на модернизацию существующих и ввод новых производственных мощностей (по хранению плодов и ягод, по хранению картофеля и овощей открытого грунта, по созданию оптово-распределительных центров), на развитие животноводческих комплексов, молочных ферм, теплиц, селекционно-семеноводческих центров, а также на обеспечение финансовой доступности кредитов. Комплексное развитие агропромышленного бизнеса предполагается обеспечить за счет стимулирования инноваций путем повышения инвестиционной привлекательности агропромышленного бизнеса.

Задачи привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс и обеспечения финансовой устойчивости агропромышленного комплекса определены также в подпрограмме «Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса». В числе целевых индикаторов выступают: (1) объем кредитов, выданных акционерным обществом «Россельхозбанк» на развитие агропромышленного комплекса; (2) остаток ссудной задолженности акционерного общества «Россельхозбанк» по кредитам, выданным на развитие агропромышленного комплекса; (3) количество сельскохозяйственной техники (тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов, прочих видов техники), приобретенной с использованием средств федерального бюджета, внесенных в уставный капитал акционерного общества «Росагролизинга». Развитие банка осуществляется в рамках Стратегии АО «Россельхозбанк» [10], отражающей внешние условия и определяющей новые задачи, направленные на развитие агропромышленного бизнеса (табл. 2).

Таблица 2

Целевые показатели Стратегии АО «Россельхозбанк»

Показатель Значение

Акционерный капитал, млрд руб. 406,3

Кредитный портфель (всего), млрд руб. 2 268-2 556

Остаток ссудной задолженности по кредитам, выданным на развитие АПК, смежных отраслей и направлений, млрд руб. 1 4751 670

Клиентские пассивы (всего), млрд руб. 1 600-1 890

Рыночная доля в кредитовании АПК (сельское хозяйство, лесное хозяйство, пищевая промышленность, сельхозмашиностроение), % >30

Рыночная доля в финансировании сезонных работ, % 5

Количество точек доступа, тыс. 8,6-8,8

Источник: составлено авторами.

Реализуемая банком модель развития соответствует модели коммерческого банка федерального уровня, ориентированного на обслуживание агропромышленного бизнеса. При этом банк является и рыночным инструментом государственной политики, направленной на устойчивое развитие и рост инвестиционной привлекательности агропромышленного бизнеса. Сегодня инвестиционный кредит может быть получен под 9% на основе инвестиционного стандарта (сумма кредита - до 60 млн рублей, срок кредитования - до 8 лет, отсрочка погашения основного долга - до 18 месяцев, индивидуальный график погашения кредита). Продуманная система предоставления кредитов существенно снижает риски нецелевого использования кредитов. Кроме АО «Росельхозбанк», инвестиционное кредитование реализуется практически всеми крупными банками страны. Однако доля инвестиционных кредитов в общем объеме кредитов, выданных предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, снизилась и составила в 2014 г. 28,9%, в 2015 г. - 26,0%, в 2016 г. - 24,6%, что свидетельствует о замедлении инвестиционных процессов и росте потребностей предприятий в дополнительном финансировании текущей деятельности [2].

Важным для развития агропромышленного бизнеса стал Приказ Министерства сельского хозяйства от 24 июля 2015 года № 318 [5]. Государственная поддержка инвестиционного кредитования агропромышленного комплекса осуществляется путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам), взятым на развитие агропромышленного комплекса. Актуальный порядок отбора инвестиционных проектов содержит важные изменения: (1) осуществляется отбор только введенных в эксплуатацию объектов; (2) оказание государственной поддержки осуществляется по объектам, строительство которых начато за 3 года до года предоставления субсидии; (3) предоставление государственной поддержки выполняется по этапам ввода объекта. С одной стороны, введенные ограничения не требуют перераспределения финансовых ресурсов в случае нарушения графиков сдачи объектов в эксплуатацию и, как следствие, увеличения сроков финансирования проектов. С другой стороны, субъект инвестиций оказывается в достаточно сложной ситуации, осуществляя деятельность фактически на собственные или заемные средства с надеждой на частичную компенсацию.

Таким образом, в части развития сельского хозяйства государственная политика соответствует целям стимулирования инвестиций в агропромышленный бизнес. По информации от субъектов Российской Федерации, в 2016 году зафиксирована положительная динамика по увеличению мощностей, что подтверждает эффективность государственной поддержки по возмещению части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам), что позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям не отвлекать собственные средства для обслуживания кредитных договоров, а направлять их на строительство (реконструкцию и/или модернизацию) объектов агропромышленного комплекса (рис. 1).

450 107 400

3°0 106

= :

I 11 I :

0 101

2013 2014 2015 2016

Инвестиции в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства), млрд. руб. —О—Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий,%

Рисунок 1.Динамика инвестиций восновнойкапитал (сельское хозяйство, охота и пред оставление услуг в этих областях) и хмдекса протзптдстсеитоддоции еолпсосгд кокяйттва в хозяйствах всех

категорий

Источник.-Федеральная служба говударятвеннтш стхтилткки [Эляксронный ресурс]

URL: http://www.gks.ru/

Несмотря на определенны позитивные сдвиги в сельском хозяйстве, индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, (в сопоставимых ценах) в 2016 г. к предыдущему году снизился ва1,5п.п., в еотоделоность сепьск охозяйслатноых орга-низацил о нпнизвкдитвлпностт аруда ососимс^т. Иоеылавт^к^нк^с^, количлооа о высоко-проиBiaMABi-BacHKUs: маЯсчих мecттоннaтилхкьнв ЛД ОТб, умпвеыь зapaбoaло0 платы, несмотря на рост, остается низким по сравнению с уровнем заработной платы в других отраслях (табл. 3).

Дополнитытанос фиитыcичнвaннт пол^е но свлахкилолсдйством н а основании распоряжения Минсельхоза от 28 марта 2015 г., в котором утвержден 1т^]одч^1^ь инвестиционных проектов, ориентированных на импортозамещение по приоритетным мероприятиямГнспрпграммы4. Всеео в перечень вошли 464 проекта на сумму привлеченных кредитных средств более 265 млрд руб.

Развитие всех отраслей в агропромышленном секторе экономики должно осуществляться сбалансированно. О возможном диибалансе в развитии агропромышленного бизнеса может свидетельствовать низкая доля субсидированных инвестиционных кредитов в семсноводттве, в развитии логистических центров в растениеводстве и животноводстве, в переработке плодоовощной и ягодной продукции, в технологической модернизации животноводства (табл. 4, 5).

В этой связи следует отметить, что создание кластерных структур, разработка программы их развития позволили бы не только снизить дисбаланс в агропромышленном

4 Министерство сельского хозяйства [Электронный ресурс] URL: http://анткачев.рф/news/news/ show/36746.355.htm (Дата обращения 12.08.2017 г.)

Таблица 3

Выполнение основных показателей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы

Показатель 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год

план факт выполнение

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, % 105,8 103,5 102,6 103,1 104,8 + 1,7 п.п.

Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, % 100,6 102,0 102,2 103,8 101,5 - 2,3 п.п.

Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, % 102,9 103,3 102,2 104,1 102,6 - 1,5 п.п.

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства к предыдущему году, % 105,1 95,9 86,9 104,8 114,1 + 9,3 п.п.

Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), % 7,3 16,1 20,3 13 17,3 + 4,3 п.п.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства), руб. 16852,8 19242,8 21625,9 19899 24106 121,1 %

Индекс производительности труда к предыдущему году, % 106,5 103,3 105,0 104,3 104,3 100 %

Количество высокопроизводительных рабочих мест, тыс. мест 333,8 368,2 318,2 397,9 334,9 84,2 %

Источник: Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бизнесе, но и способствовать росту предприятий малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей и тем самым решить возрастающий комплекс социальных проблем. Так, создание производств в кластерной структуре по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции обеспечит занятость населения и создаст условия для роста заработной платы, внедрения современных технологий и повышения произ-

Таблица 4

Структура субсидируемых инвестиционных кредитов в области растениеводства

в разрезе направлений

Направление Кол-во Сумма Остаток ссудной Доля, %

кредитов по договору, млн руб. задолженности на 1 января 2017 г., млн руб.

Всего 18 119 453 053,29 193 490,23 100

Техническая и технологическая модерни- 16 971 171 515,40 66 032,30 34

зация

Овощеводство 205 123 176,22 45 826,51 24

Переработка высокопротеиновых сельско- 91 55 215,64 35 530,35 18

хозяйственных культур

Сахарная промышленность 157 41 981,00 16 294,64 8

Подработка, хранение, перевалка зерно- 322 29 800,88 15 323,76 8

вых и масличных культур

Овощехранилища 150 20 543,79 9980,91 5

Предприятия масложировой и мукомоль- 56 5089,05 2325,53 1

ной промышленности

Садоводство 107 2570,94 1191,24 0,62

Переработка плодоовощной и ягодной 15 1354,30 591,59 0,31

продукции

Мелиорация 33 1001,85 285,64 0,15

Семеноводство 7 664,86 4,42 0,002

Логистические центры в растениеводстве 4 120,38 94,63 0,05

Переработка льна и льноволокна 1 19,00 8,70 0,004

Источник: Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

водительности труда. Высокотехнологичные рабочие места способны привлечь специалистов и повысить интерес молодежи к работе в агропромышленном бизнесе.

Сельскохозяйственное машиностроение

В развитии сельскохозяйственного машиностроения, кроме утвержденной «Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года» [9], важным является возможность применения специального инвестиционного контракта (СПИК) [3]. Специальный инвестиционный контракт - это нефинансовый инструмент, который позволит мотивировать бизнес на создание новых производственных мощностей на территории России. Предполагается, что применение специального инвестиционного контракта окажет влияние на увеличение инвестиционной привлека-

Таблица 5

структура субсидируемых инвестиционных кредитов в области животноводства

в разрезе направлений

направление кол-во кредитов сумма по договору, млн руб. остаток ссудной задолженности на 1 января 2017 г., млн руб. доля, %

Всего 3123 767 820,66 358 520,05 100

Свиноводство 589 331 600,89 161 219,23 45

Птицеводство 637 282 177,37 137 546,78 38

Животноводство прочее 538 70 933,61 25 206,24 7

Техническая и технологическая модернизация 1077 51 747,71 20 650,47 6

Кормопроизводство 77 22 344,93 11 464,62 3

Приобретение племенной продукции 195 7283,17 1721,81 0,5

Логистические центры в животноводстве 10 1732,98 710,91 0,2

Источник: Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

тельности России, внедрение лучших зарубежных технологий, модернизацию производства, в том числе в области сельскохозяйственного машиностроения. Правительство РФ рекомендовало Минпромторгу оказывать поддержку тем контрактам, в ходе которых будут созданы импортозамещающие производства сельскохозяйственной техники, аналоги которой не производятся на территории РФ, либо планируется, что у этой техники появятся существенные конкурентные ценовые преимущества.

Примеров заключения специальных инвестиционных контактов в агропромышленном сегменте экономики не много. Один из них - Специальный инвестиционный контракт с российским заводом «КЛААС», выпускающим сельскохозяйственную технику немецкого бренда CLAAS. Тем самым за компанией официально закрепился статус «российского производителя сельхозтехники», закупка продукции которого может осуществляться при финансовой поддержке государства. Компания берет на себя обязательства по дальнейшей локализации производства и выполнению всех технологических операций на российском заводе. Опасение вызывает только факт, что для получения статуса «российского производителя» и, как следствие, получения государственной финансовой поддержки, достаточно обеспечить уровень локализации на предприятиях в РФ более 50% (например, 51%). В этом случае мы можем столкнуться с ситуацией, аналогичной той, которая возникла в российском авто-проме - высокая зависимость от иностранных комплектующих.

Пищевая и перерабатывающая промышленность

Одной из основных составляющих агропромышленного бизнеса является пищевая и перерабатывающая промышленность. Будучи системообразующей сферой экономики страны, формирующей агропродовольственный рынок, обеспечивающей продовольственную и экономическую безопасность, ее деятельность в значительной степени ограничивается сырьевой базой, т.е. результатами деятельности сельского хозяйства. Существуют и другие факторы, сдерживающие развитие пищевой и перерабатывающей промышленности. К ним относятся недостаточные темпы производства сырья животноводческой отрасли, неразвитая инфраструктура продовольственного рынка, износ основных производственных фондов организаций пищевой и перерабатывающей отраслей [13, 1] (УавПеуа, 2017). Первостепенную важность приобретают вопросы экологического характера. В целом для пищевой и перерабатывающей промышленности характерен низкий уровень конкурентоспособности российских производителей пищевой продукции на внутреннем и внешнем продовольственных рынках, неразвитая инфраструктура хранения, транспортировки и логистики товародвижения пищевой продукции.

Руководящим документом развития пищевой и перерабатывающей промышленности является «Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» [7]. Данная стратегия предусматривает решение проблем развития пищевой и перерабатывающей промышленности, ресурсное и финансовое обеспечение и механизмы реализации стратегии через систему мероприятий и мониторинг их результативности, планируется внедрение новых форм государственно-частного партнерства на базе технологических платформ, региональных территориальных кластеров пищевой и перерабатывающей промышленности.

Образование для подготовки кадров для агропромышленного бизнеса

Система аграрного образования в России начала формироваться с момента создания в 1865 г. Петровской земледельческой и лесной академии. В настоящее время в Российской Федерации функционирует 58 высших учебных заведений, находящихся в системе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в которых обучается 438,7 тыс. студентов (специалистов, бакалавров, магистров, аспирантов, докторантов) [14] (Уогошп, Ба1ееуа, 2015).

В целом структура специальностей и направлений подготовки в аграрных вузах характеризуется наличием двух укрупненных групп специальностей и направлений: сельское, лесное и рыбное хозяйство (40%), экономика и управление (30%). При этом в сегменте очного образования преобладают профильные специальности и специальность «Ветеринария». В то же время агропромышленный бизнес крайне нуждается в специалистах по новым для агропромышленного бизнеса специально-

стям - биохимии, молекулярной биологии, генетике, фармакологии, токсикологии и др., поскольку эти направления обеспечивают научный и технический прогресс в агропромышленном бизнесе.

В исследованиях вопросов аграрного образования [14, 12] (Voronin, Fateeva, 2015; Butova, Chudinova, Shipilina, 2017) в проекте «Стратегии развития аграрного образования в Российской Федерации до 2020 г.»5 указывается на необходимость создания единой интегрированной системы образования, включающей не только институты высшего и дополнительного профессионального образования, но среднего профессионального и общего уровней. При этом все уровни образования должны быть ориентированы на практическое обучение и индивидуальный подход. Однако в структуре студенческого контингента аграрных вузов очевиден значительный акцент на заочную подготовку. Так, 47% студентов сельскохозяйственных вузов обучаются на очной форме, 52% - на заочной, однако в то же самое время в среднем по РФ 58% студентов обучаются на очной форме и 39% - на заочной. Такая статистика не позволяет говорить о практикоориентированном аграрном образовании. При организации агропромышленного образования следует учитывать, что в большинстве сфер жизни общества и областей знания приоритетную роль играют энвайроментальные (от англ. environment - окружающая среда) ценности.

Образование, как никакая другая область, способна стимулировать привлечение инвестиций в агропромышленный бизнес. Приближенность образовательных учреждений к местам потенциальной работы обучающихся, оснащение вузов и колледжей новейшими технологиями, выполнение научных исследований с привлечением студентов меняют отношение обучающихся к профессии и позволяют осуществить трансфер знаний в производство сельскохозяйственной продукции и ее хранение и переработку. Прирост капитала, который будет получен за счет инвестиций в образование, обеспечивается интеллектуальными ценностями и ростом инновационной составляющей в агропромышленной деятельности.

Рассмотрение вопросов участия государства в инвестиционной деятельности позволило в обобщенном виде представить модель стимулирования инвестиционной деятельности в агропромышленном бизнесе (рис. 2), которая наглядно демонстрирует необходимость реализации инвестиционного процесса с учетом межотраслевого взаимодействия и влияния субъектов экономической деятельности на результативность бизнеса.

Заключение

Анализ концептуальных документов и нормативной базы в аспекте мероприятий, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышлен-

5 Проект «Стратегии развития аграрного образования в РФ до 2020 г» [Электронный ресурс] URL:http://docplayer.ru/26822645-Proekt-ot-strategiya-razvitiya-agrarnogo-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federacii-do-2020-g.html (Дата обращения 16.06.2017 г.)

Нормативно-правовое регулирование

о.

с

>■

о. О

X

X

Госуда рствен н ые программы

Законодательство в части инвестиционной деятельности

X

Агропромышленный бизнес

Производство средств производства

Тра н спорт но-логистические предприятия

Растениеводство

Дополнительные услуги

Ж ивотно во дство

Инфраструктура агропромышленного бизнеса Образование и научно-и ссл едо вател ьски е разработки

Перерабатывающие производства

Дистрибуция и потребление

Кредитно-финансовые институты

Государственная поддержка (инвестиции, амортизационная политика, государственно-частное партнерство и др.)

Т

Бюджетно-налоговые инструменты (субсидии, налоговые льготы, дотации)

I

Финансово-кредит на я политика (ставка рефинансирования, ключевая процентная ставка, регулирующие воздействия по отношению к финансово-кредитным _организациям)_

и

Финансово-экономические инструменты стимулирования инвестиций

Рисунок 2. Модель воздействия на процессы стимулирования инвестиционной деятельности в агропромышленном бизнесе

Источник: составлено авторами.

го

о ^

оо

73

IЛ 1Л

О <=

73 >

I-О -п т

—I 73 т ■о

73

73

сл

■О

чь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

00 го о

со ф

ф

3

О"

ф

ном бизнесе, показал наличие прямого государственного участия в инвестиционных процессах, включающего: (1) разработку и финансирование проектов по развитию сельского хозяйства и сельскохозяйственного машиностроения; (2) наличие экспертизы и контроля инновационных проектов; (3) формирование инвестиционно-финансовых потоков за счет развития банковской сферы. Таким образом, можно констатировать, что предпринимаемые государством действия по поддержке всех направлений агропромышленного бизнеса фактически направлены на ликвидацию существующих проблем, повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного бизнеса и создание привлекательного инвестиционного климата. При этом оказываемая государством поддержка в сфере инвестиций через банковские структуры (АО «Россельхозбанк» и др.) не в полной мере соответствует задачам стимулирования инвестиций. Высокий процент кредитной ставки ограничивает возможности инвестиционного развития малых форм хозяйствования (личных подсобных хозяйств, фермерских (крестьянских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей). Необходимо дальнейшее развитие сегмента инвестиционного рынка для решения проблем агропромышленного бизнеса (создание инвестиционных фондов, привлечение инвестиций с фондового рынка и др.).

Существенным пробелом в инвестиционной политике является отсутствие механизмов создания и развития кластеров в агропромышленном бизнесе как инструмента сбалансированного развития всех направлений бизнеса в цепочке создания добавленной стоимости. Проблемы агропромышленного образования препятствуют росту деловой активности в молодежной среде. Именно инновационная деятельность вузов находит практическое применение в современных интегрированных агропромышленных структурах, способствуя росту инвестиционной привлекательности регионов в целом и агропромышленного бизнеса в частности.

источники:

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рын-

ков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (с изменениями на 29 июля 2017 года) [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/ document/902361843 (Дата обращения 27.07.2017)

2. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной

программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/docs/27573/ (Дата обращения 20.07.2017 г.)

3. Постановление Правительства РФ от 16 июля 2015 года N 708 «О специальных ин-

вестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (с изменениями на 27 декабря 2016 года) [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/ document/420289300 (Дата обращения 29.07.2017 г.)

4. Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2012 года N 559-р «Об утверждении

Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации: (с изменениями на 13 января 2017 года) [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/902343994 (Дата обращения 30.07.2017 г.)

5. Приказ Министерства сельского хозяйства «Об утверждении Порядка отбора ин-

вестиционных проектов, направленных на строительство и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса» (с изменениями на 23 января 2017 года) [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/420292230 (Дата обращения 29.07.2017 г.)

6. Приказ Министерства сельского хозяйства от 12 января 2017 года N 3 «О Прогнозе

научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd. ru/document/456038646 (Дата обращения 4.08.2017 г.)

7. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития пище-

вой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации» (с изменениями на 13 января 2017 года) [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/ document/902343994 (Дата обращения 27.07.2017)

8. Распоряжение правительства РФ от 31 января 2017 года N 147-р «Об утверждении

целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL:http://docs.cntd.ru/document/420391210 (Дата обращения 8.09.2017 г.)

9. Распоряжение Правительства РФ от 7 июля 2017 года N 1455-р «Об утверждении

Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года» [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/436748452 (Дата обращения 27.07.2017)

10. Стратегия АО «Россельхозбанк» до 2020 года Основные положения [Электронный ресурс] URL: http://www.rshb.ru/about/strategy/ (Дата обращения 13.09.2017 г.)

11. Александрова Е.Н., Агеева С.В. Актуальные Проблемы Развития Пищевой Перерабатывающей Промышленности Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - № 7. - c. 32-37.

12. Бутова О. В., Чудинова Ю. В., Шипилина Г.В. Проблемы моделирования регионального аграрного образования // Профессиональное образование в современном мире. - 2017. - № 1. - c. 836-843. - doi: 10.15372/PEMW20170112.

13. Васильева А.Н. Проблемы стратегического развития пищевой и перерабатывающей промышленности южного региона и их решения // Пищевая индустрия. -2017. - № 2. - c. 12-15.

14. Воронин Б.А., Фатеева Н.Б. О подготовке кадров с высшим профессиональным образованием для АПК // Аграрный вестник Урала. - 2015. - № 2. - c. 77-79.

15. Оптимизация сети российских вузов и повышение их конкурентоспособности Климов А.А. Оптимизация сети российских вузов и повышение их конкурентоспособности. [Электронный ресурс] URL: http://federalbookru/files/FSO/soderganie/

Tom%2010/V/Klimov.pdf (Дата обращения 29.07.2017 г.)

16. Мустафаев А.А. Методология оценки инвестиций в АПК // Современные технологии управления. - 2014. - № 4. - с. 19-25.

17. О Прогнозе научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года от 12 января 2017 года N 3 [Электронный ресурс] URL:http://docs.cntd.ru/document/456038646 (Дата обращения 10.09.2017 г.)

18. Огарков А.П. Инновации и инвестиции - важнейшие экономические инструменты антикризисного развития АПК // Вестник АПК Верхневолжья. - 2015. - № 2. - с. 3-9.

19. Орлова Л.Н. Проблемы оценки инвестиционной привлекательности экономических субъектов на различных уровнях хозяйствования // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - № 4. - с. 106-106.

20. Столярова О.А., Юняева Р.Р. Проблемы и основные направления повышения эффективности функционирования АПК региона в условиях глобализации и импор-тозамещения. / Монография. - П: РИО ПГСХА, 2015. - 152 с.

21. Федотенкова О.А., Проняева Л.И. Системные проблемы и особенности функционирования производственных кластеров в АПК // Вестник ОрелГАУ. - 2016. - № 4. - с. 11-21.

REFERENCES:

Aleksandrova E.N., Ageeva S.V. (2016). Aktualnye Problemy Razvitiya Pischevoy Pererabatyvayuschey Promyshlennosti Rossiyskoy Federatsii [Actual problems of development of the food processing industry of the Russian Federation]. Economics and innovations management. (7). 32-37. (in Russian). Butova O. V., Chudinova Yu. V., Shipilina G.V. (2017). Problemy modelirovaniya regionalnogo agrarnogo obrazovaniya [Problems of regional agricultural education modeling]. Professionalnoe obrazovanie v sovremennom mire. 7 (1). 836-843. (in Russian). doi: 10.15372/PEMW20170112. Fedotenkova O.A., Pronyaeva L.I. (2016). Sistemnye problemy i osobennosti funktsionirovaniya proizvodstvennyh klasterov v APK [System problems and peculiarities of the functioning of production clusters in the agroindustrial complex]. Vestnik OrelGAU. 61 (4). 11-21. (in Russian). Mustafaev A.A. (2014). Metodologiya otsenki investitsiy v APK [Methodology for assessing investments in agriculture complex]. Modern management technologies. (4). 19-25. (in Russian). Ogarkov A.P. (2015). Innovatsii i investitsii - vazhneyshie ekonomicheskie instrumenty antikrizisnogo razvitiya APK [Innovations and investments are the major economic tools of anti-crisis development of agrarian and industrial complex]. Vestnik APK Verkhnevolzhya. (2). 3-9. (in Russian).

Orlova L.N. (2014). Problemy otsenki investitsionnoy privlekatelnosti ekonomicheskikh subektov na razlichnyh urovnyakh khozyaystvovaniya [The problems of estimation of investment appeal of economic entities on different levels of economic subjects]. Internet-zhurnal Naukovedenie. (4). 106-106. (in Russian).

Stolyarova O.A., Yunyaeva R.R. (2015). Problemy i osnovnye napravleniya povysheniya effektivnosti funktsionirovaniya APK regiona v usloviyakh globalizatsii i importozamescheniya [Problems and main trends for increasing the efficiency of agro-industrial complex in the region under conditions of globalization and import substitution] Penza: Penzenskaya gosudarstvennaya selskokhozyaystvennaya akademiya. (in Russian).

Vasileva A.N. (2017). Problemy strategicheskogo razvitiya pischevoy i pererabatyvayuschey promyshlennosti yuzhnogo regiona i ikh resheniya [Problems of strategic development of food and processing industry in the southern region and their solutions]. Pischevaya industriya. (2). 12-15. (in Russian).

Voronin B.A., Fateeva N.B. (2015). O podgotovke kadrov s vysshim professionalnym obrazovaniem dlya APK [On training personal with higher education for agroindustrial complex]. Agrarnyy vestnik Urala. (2). 77-79. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.