РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 17 • сентябрь 2017 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
^^^^ издательство
Креативная экономика
Агропромышленные кластеры: проблемы и ограничения развития
Завьялов Д.В. 1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассматриваются проблемы развития агропромышленного бизнеса, проводится анализ факторов, препятствующих и ограничивающих инвестиционную привлекательность агропромышленных кластеров.
Исследование выполнено в рамках финансирования РЭУ им. Г.В. Плеханова НИР «Методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности интеграционных агропромышленных образований».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: агропромышленный бизнес, агропромышленные кластеры, цепочка создания добавленной стоимости, инвестиционная привлекательность.
Agro-industrial clusters: problems and constraints to development
Zavyalov D.V. 1
1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia
введение
Масштабы территорий и многообразие климатических зон, традиции агропромышленного производства, политика государства в отношении агропромышленного бизнеса как приоритетного направления развития экономики создают огромные возможности для развития предпринимательства в России. События последних лет наглядно демонстрируют, что при заинтересованности государства, которая выражается не только в определенной финансовой и материальной поддержке, но и в гарантиях востребованности результатов деятельности отраслей агропромышленного бизнеса, возможно обеспечение продовольственной безопасности страны и создание новых экспортоориен-тированных направлений экономики.
Большие перспективы, по мнению российских ученых [8, 1, 10] (Zavyalov, 2013), имеют территориальные агропромышленные кластеры, интегрирующие (1) промышленное производство по обеспечению бизнес-средствами производства (сельскохозяйственные
и пищевые машины и оборудование; производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений; ремонт оборудования и техники; строительство и т.д.); (2) сельское хозяйство (растениеводство и животноводство); (3) деятельность в сфере заготовки, транспортировки, хранения, переработки сельскохозяйственного сырья, а также реализации конечного продукта.
При этом в России развитие территориальных агропромышленных кластеров не достигло масштабов, способных существенно изменить ситуацию в агропромышленной сфере, где по-прежнему наблюдается разрыв между производством сельскохозяйственной продукции и ее переработкой, деградация ресурсного потенциала сельского хозяйства, низкий уровень качества жизни людей в сельской местности1.
При этом значительная доля малых и средних предприятий в структуре агропромышленного бизнеса обречена на сохранение «дедовских» способов производства, поскольку оказываются исключенными из цепочки создания добавленной стоимости, для них затруднительными являются модернизация производств, внедрение новых технологий, соответствующих современным мировым стандартам, расширение рынков сбыта. Агропромышленные кластеры, которые по своей сути не являются организационно-правовой формой бизнеса, и участники кластерных образований сохраняют хозяйственную и юридическую самостоятельность, способны включить потенциал малого и среднего бизнеса в цепочку создания добавленной стоимости, возродить
1 Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета ГД по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на парламентских слушаниях на тему: «Законодательное обеспечение развития переработки сельскохозяйственной продукции», 21 марта 2017 года; Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» (с изменениями на 13 января 2017 года); Федотенкова О.А., Проняева Л.И. Системные проблемы и особенности функционирования производственных кластеров в АПК // Вестник ОрелГАУ. 2016. №4. С.11-21.
ABSTRACT:_
The article considers development problems of agroindustrial business, and analyses obstacles and constraints to investment attractiveness of agro-industrial clusters.
KEYWORDS: agro-industrial business, agro-industrial clusters, value-added chain, investment attractiveness
JEL Classification: Q13, Q16, Q18 Received: 06.09.2017 / published: 16.09.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Zavyalov D.V. (Zavya1ova.DV0rea.ru)
CITATION:_
Zavyalov D.V. (2017) Agropromyshlennye klastery: problemy i ogranicheniya razvitiya [Agro-industrial clusters: problems and constraints to development]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (17). - 25412552. doi: 10.18334/rp.18.17.38285
сельские территории, обеспечить не только продовольственную безопасность страны, но и производство экологически чистой продукции для сохранения здоровья населения страны, являясь более привлекательными для инвесторов. В этой связи анализ факторов, ограничивающих инвестиционные потоки в агропромышленный бизнес и препятствующие созданию и развитию агропромышленных кластеров, является актуальной задачей, определяющей механизмы и инструменты повышения инвестиционной привлекательности агропромышленного бизнеса.
Кластерный подход и практика его внедрения нашли свое отражение практически во всех развитых странах мира. В России этот процесс в большей степени затронул высокотехнологичные инновационные промышленные производства, что обусловлено промышленной кластерной политикой2.
В агропромышленном бизнесе до настоящего времени существуют проблемы, препятствующие развитию интеграционных образований на основе кластерных структур и повышению их инвестиционной привлекательности. Условно эти проблемы можно связать с двумя группами факторов: (1) с общей экономической ситуацией в стране и (2) с особенностями развития кластерных структур.
К первой группе факторов относятся:
• динамика экономических, финансовых и правовых процессов в экономике страны, которая характеризуется существенными флуктуациями, приводящими к притоку капитала в наиболее прибыльные сферы экономики (торговля, кредитно-финансовая сфера и топливно-энергетическая сферы);
• неравномерность условий и уровня развития территорий, отдельных видов деятельности и организаций агропромышленного бизнеса;
• рассредоточенность хозяйств на огромных территориях при слабом развитии транспортной инфраструктуры и средств связи;
• специфика структуры российского сельского хозяйства, включающего в себя многообразие форм и типов: сельскохозяйственные предприятия, крестьянские, фермерские и личные подсобные хозяйства различных типов собственности и масштабов производства;
• отток трудоспособного населения, особенно молодежи, из села в город, что приводит к дефициту высококвалифицированных специалистов (рис. 1);
2 Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета ГД Нормативно-правовая база по реализации кластерной политики: URL http://vote.cluster.hse.ru/cluster-policy/low_base.php
ОБ АВТОРЕ:_
Завьялов Дмитрий Вадимович, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой предпринимательства и логистики (Zavya1ova.DV0rea.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Завьялов Д.В. Агропромышленные кластеры: проблемы и ограничения развития // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 17. - С. 2541-2552. doi: 10.18334/rp.18.17.38285
20,0 18,0 16,0 14,0 12,0 10,0 8,0 6,0
-и------о------о-----о
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 ■ О— Сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство
-О— Обрабатывающие производства
■ Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны
Рисунок 1. Распределение занятого населения по видам экономической деятельности на основной
работе, в среднем за год (в %) Источник: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/
demography/#
• структурные изменения в агропромышленном бизнесе, проявляющиеся в снижении числа крупных сельскохозяйственных организаций и малых предприятий и росте числа фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей (рис. 2);
• структура источников инвестиционных вложений в основной капитал, которая не меняется за последние 10 лет. Основным источником традиционно остаются собственные средствн предприятий (рис. 3). По итогам 2016 г. структура финансирования инвестиций выглядит следующим образом: 51% составляют собственные средства предприятий, и темпы роста самофинансирования продолжают расти; бюджетное финансирование составляет 17%, финансирование из средств внебюджетных фондов практически отсутствует; кредитование инвестиций составило в 2016 г. 10%. Однако высокие процентные ставки существенно снижают желание п редпринимателеррассматривате кредиты как оснсвные инвестиционные аecyаны, несмнтря нaдeйcеныeгаcyдapственных программ.
Индивидуальные предприниматели
Крестьянские (фермерские) хозяйства
П0ДС0бш>1е
предприятия
Малые предприятия Крупные сельскохозяйственные организации
50
100 150 тыс.ед.
200 250
300
2016 ■ 2006
Йисунок 2. Число cСxoбгaнcзxций, к°встьянсхих ифермерсси;^С хозяйств и индивид^льных
предпринимателей
Источник: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/
demography/#
3000 2000 1000 0
2014
2015
2016
2010 2011 2012 2013
—О— Собственных средства
•••О--- Кредиты банков
- О - Заемных нрхинова других организаций
— — Инвестиции из-за рубежа
Бюджетных средства -О— Средства внебюджетных фондов
-О ■ Срxинooа организаций и населения на долевое нсроисвльнсво -О- Прочих
Рисунок 3. Ин вестиции в основной капитал в Российской Федерации по источникам
финансирования
Источник: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/
investment/nonfinancial/#
Кроме того, кредиты и даже лизинг, который рассматривается как инструмент модернизации агропромышленного производства, зачастую доступны только купным производственно-техническим системам, сводящим риски финансовых учреждений к минимуму;
• низкий уровень внедрения инноваций предприятиями малого бизнеса (рис. 4). Удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, составляет 4,5% по Российской Федерации, при этом колеблется в различных регионах от 0,6% (Кемеровская область) до 15,8% (Алтайский край);
• крайне низкий уровень качества жизни в сельской местности, препятствующий развитию агропромышленного бизнеса.
Ко второй группе факторов, определяющих политику развития агропромышленного бизнеса и влияющих на процессы развития кластерных структур, относятся:
Информационный дефицит и неактуальность статистических данных, а также низкая доступность аналитических исследований для инвесторов по вопросам перспективности территорий и развития кластерных структур.
Такая ситуация способствует нерациональному размещению кластерных структур. Кроме того, отсутствие методологии оценки экономического эффекта от создания регионального кластера затрудняет формирование кластерной политики и препятствует притоку инвестиций в развитие кластерных структур.
6,0
2007 2009 2011 2013 2015
Рисунок 4. Удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных малых предприятий в Российской Федерации (в %) Источник: http://www. дРо.гиблррв/шст/соппевЮг О8ббаб_тао//гов81 at/ru/statistics/science_and_
innovations/science/#
Пробелы законодательной базы по созданию и развитию кластеров в сфере агропромышленного производства.
Несмотря на то, что необходимость создания кластерных структур отмечается в различных государственных федеральных и региональных программах, а научное сообщество видит в них точки роста региональной экономики, в российском законодательстве отсутствует единый закон о кластерах и кластерной политике. В различных законодательных актах на федеральном уровне, в подзаконных актах и в документах органов власти различного уровня данный термин присутствует. Так, Закон РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года) [2] рассматривает кластер как объединение нескольких однородных элементов. В Законе РФ «О промышленной политике в Российской Федерации» (с изменениями на 3 июля 2016 года) [1] представлено определение термина «промышленный кластер» как «совокупности субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации». Необходимо отметить, что данный закон устанавливает требования к индустриальным (промышленным) паркам, управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков, промышленным кластерам, специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования. В постановлении Правительства «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»» (с изменениями на 31 марта 2017 года) [5], в Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года [6], распоряжении Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. № 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» [3] термин кластер рассматривается в контексте территориальной близости и применения инноваций.
Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [4] определяют территориальные кластеры как «объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг». Данный документ ориентирован в большей степени на создание промышленных инновационных кластеров, хотя в описании типов кластеров присутствуют процессные кластеры (относятся к процессным видам деятельности - химическая, целлюлозно-бумажная, металлургическая промышленность, а также сельское хозяйство, пищевая промышленность и другие).
несовершенство методик создания кластеров
В настоящий момент государственная политика по формированию и развитию кластерных образований формируется на основе региональной политики развития. Часто это приводит к тому, что меры государственной поддержки и соответствующие законодательные инициативы основываются на видении ситуации правительством региона, а не на уровне реальной экономической ситуации или опыте бизнес-сообщества.
Отсутствие программы развития агропромышленных кластеров, обеспечивающих интеграцию малого и среднего предпринимательства в цепочку создания добавленной стоимости агропромышленного бизнеса.
Отсутствие соответствующей инфраструктуры для масштабного развития кластерных структур в агропромышленном бизнесе.
Наиболее важными инфраструктурными объектами с позиции бизнеса являются транспортно-логистические узлы, специализированные объекты инфраструктуры, необходимые для функционирования кластера в соответствии с его спецификой, энергетические мощности. Для агропромышленных кластеров актуальной является проблема создания складских комплексов, предприятий по первичной обработке продукции сельхозпроизводителей и пищевых производств. Такие объекты требуют значительных временных и финансовых затрат, а следовательно, могут оказаться труднореализуемыми для компаний малого и среднего агропромышленного бизнеса. Нельзя недооценивать транспортные проблемы, поскольку удаленность производителей от федеральных трасс, складских мощностей, предприятий переработки и хранения, а также конечного потребителя значительно увеличивает денежные и трудозатраты, а следовательно, себестоимость продукции, делая ее менее конкурентоспособной.
неблагоприятная ситуация в области подготовки кадров для агропромышленного бизнеса
Отсутствие квалифицированного персонала или возможностей для повышения квалификации сотрудников, несомненно, является серьезным барьером на пути развития компаний-участников кластерных структур. Данное обстоятельство следует учитывать и государственным структурам, проводящим реформирование аграрного образования, и участникам кластера с точки зрения доступа к источникам квалифицированного персонала, т.е. наличия в регионе вузов, курсов повышения квалификации, программ тренинга персонала.
проблемы агроэкономической науки
В настоящее время развитие агропромышленной науки связано с ухудшением условий деятельности аграрных экономических научно-исследовательских институтов в процессе их реорганизации, низким уровнем коммерциализации научных исследований, неопределенностью перспектив развития агроэкономической науки и высшего образования, что сказывается на низком уровне их государственного финансирования
(зарплата преподавателей и ученых в аграрном вузе почти в два раза ниже, чем в вузах другой направленности) [7] (АкикЬоу, 2017).
Существуют направления исследований, которыми малый и средний бизнес не в состоянии заниматься самостоятельно, как, например, селекционная работа, разработка новых удобрений, поиски способов повышения производительности в растениеводстве и животноводстве. Такая работа должна проводиться специализированными организациями, а ее результаты должны быть доступны участникам кластеров, поскольку именно быстрое распространение инноваций внутри кластера помогает компаниям быстро наращивать производительность, повышать эффективность работы и усиливать конкурентоспособность.
Инвестиционная привлекательность определяется не только численностью трудоспособного населения, но и уровнем квалификации сотрудников, поскольку агропромышленный бизнес, как никакой другой, требует специальных знаний и опыта.
Высокий уровень закредитованности сельскохозяйственных организаций пищевых производств, которые потенциально могли бы стать участниками кластерных образований (табл.).
Систематическое изменение Государственной программы развития сельского хозяйства (2012 г., 2014 г., 2017 г.), существенным образом корректирующее финансирование сельского хозяйства в сторону уменьшения.
Отсутствие комплексного подхода к развитию агропромышленного бизнеса.
Таблица
задолженность организаций на конец года (млрд руб.)
показатель сельское хозяйство производство пищевых продуктов, включая напитки
2013 2014 2015 2013 2014 2015
Суммарная задолженность по
обязательствам 1587,0 1678,5 1943,8 1856,7 2129,7 2400,1
в том числе просроченная 43,0 40,9 38,7 28,7 27,1 20,8
Из суммарной задолженности:
кредиторская задолженность 379,4 421,9 529,1 786,0 893,2 1086,0
в том числе просроченная 24,0 21,9 21,1 20,3 19,8 12,2
задолженность по кредитам
банков и займам 1207,6 1256,6 1414,7 1070,7 1236,5 1314,1
в том числе просроченная 19,0 19,0 17,6 8,4 3 8,6
Дебиторская задолженность 372,6 444,1 563,5 856,9 989,0 1145,9
в том числе просроченная 13,1 12,9 12,5 24,2 27,2 28,6
Источник: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] иЯЬ: http://www.gks.ru/
заключение
Несмотря на определенные успехи в развитии агропромышленного бизнеса, существуют серьезные проблемы, препятствующие росту его инвестиционной привлекательности. Многие проблемы обусловлены как общей экономической ситуацией в стране, так и применяемыми в настоящее время подходами к развитию агропромышленного бизнеса. Создание и развитие агропромышленных кластеров имеет большое значение в решении выявленных проблем. Кластеры обладают существенным потенциалом вовлечения малого и среднего бизнеса в процессы обеспечения продуктовой безопасности страны, для чего необходимо создание и совершенствование механизмов повышения инвестиционной привлекательности кластерных структур, ухода от инвестиций только в аграрный сектор экономики и точечного вкрапления перерабатывающих и пищевых производств в структуру сельскохозяйственных организаций. Не исключая многовариантности в подходах к инвестиционной политике, особое внимание следует уделить интеграции малого и среднего бизнеса, его внедрению в систему движения и прироста капитала в агропромышленном бизнесе, развитию и совершенствованию инвестиционных институтов.
ИСТОЧНИКИ:
1. Федеральный закон РФ «О промышленной политике в Российской Федерации» (с
изм. на 03.07.2016) [Электронный ресурс] // Docs.cntd.ru. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/420242984 (дата обращения: 04.08.2017)
2. Федеральный закон РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
(с изм. на 03.07.2016; ред., действ. с 01.01.2017) [Электронный ресурс] // Docs.cntd. ru. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901941445 (дата обращения: 04.08.2017)
3. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р «Об утверждении Стратегии
устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» (с изм. на 13.01.2017) [Электронный ресурс] // Docs.cntd.ru. - URL: http:// docs.cntd.ru/document/420251273 (дата обращения: 27.07.2017)
4. Письмо Минэкономразвития РФ от 26.12.2008 № 20615-ак/д19 «О реализации кла-
стерной политики в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Docs.cntd. ru. - URL: http://docs.cntd.ru/document/902293451 (дата обращения: 23.08.2017)
5. Постановление Правительства «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»» (с изм. на 31.03.2017) [Электронный ресурс] // Docs.cntd.ru. - URL: http://docs.cntd. ru/document/499091764 (дата обращения: 04.08.2017)
6. Распоряжение Правительства РФ от 07.07.2017 № 1455-р «Об утверждении Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Docs.cntd.ru. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/436748452 (дата обращения: 27.07.2017)
7. Алтухов А.И. Отечественная аграрная экономическая наука: вопросов больше, чем
ответов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2017. - № 7. - c. 2-11.
8. Завьялов Д.В. Устойчивое развитие малых и средних предприятий агропромыш-
ленного комплекса // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2013. - № 5. - c. 12-23.
9. Кластерная политика: достижение глобальной конкурентоспособности / В.Л. Абашкин, С.В. Артемов, Е.А. Исланкина [и др.]; Минэкономразвития России, АО «РВК», НИУ ВШЭ. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 324 с
10. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] // Government.ru. - URL: http://government.ru/docs/27573/ (дата обращения: 20.07.2017)
11. Организация инвестиционной деятельности в АПК: Учебное пособие / В.И. Нечаев, И.С. Санду, А.Я. Кибиров; Под ред. В.И. Нечаева. - СПб: Лань, 2016. - 288 с
REFERENCES:
Altukhov A.I. (2017). Otechestvennaya agrarnaya ekonomicheskaya nauka: voprosov bolshe, chem otvetov [Domestic Agricultural Economic Science: More Questions than Answers]. Economics of agricultural and processing enterprises. (7). 2-11. (in Russian).
Zavyalov D.V. (2013). Ustoychivoe razvitie malyh i srednikh predpriyatiy agropromyshlennogo kompleksa [Sustainable development of small and medium-sized enterprises of agro-industrial complex]. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. (5). 12-23. (in Russian).