Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИГОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИГОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
492
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АЗАРТНЫХ ИГР / НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС В ИГОРНОЙ ЗОНЕ / РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евсикова Е. В., Булахова И. А.

В статье авторы анализируют и раскрывают особенности осуществления деятельности поорганизации и проведению азартных игр в Российской Федерации в целом, а также в РеспубликеКрым. Кроме того, исследуются механизмы осуществления игорной деятельности в зарубежныхстранах. Авторы изучают особенности установления налога на игорный бизнес в соответствии сфедеральным налоговым законодательством и налоговым законодательством Республики Крымпроводится, анализируют размеры ставок налога на игорный бизнес, предусмотренных федеральнымзаконодателем, а также законодательством Республики Крым, исследуют динамику поступлений поналогу на игорный бизнес и планируемые показатели на 2020 год, на основе чего, авторы приходят квыводу о незначительной доле налога на игорный бизнес в разрезе других налогов и в объеме общихпоступлений в региональный бюджет и необходимости детальной проработки вопроса обобоснованности создания игорной зоны в Республике Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE ORGANIZATION OF GAMING ACTIVITIES IN THEREPUBLIC OF CRIMEA, THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN COUNTRIES

In the article, the authors analyze and reveal the features of the implementation of activities for theorganization and conduct of gambling in the Russian Federation as a whole, as well as in the Republic ofCrimea. In addition, the author studies the mechanisms of gambling in foreign countries. The authors study thespecifics of establishing a gambling tax in accordance with the federal tax legislation and the tax legislation ofthe Republic of Crimea, analyze the size of the tax rates on gambling business provided for by the federallegislator, as well as the legislation of the Republic of Crimea, investigate the dynamics of tax revenues ongambling business and the planned indicators for 2020, on the basis of which, the authors come to theconclusion about an insignificant share of the tax on gambling business in the context of other taxes and in thevolume of total revenues to the regional budget and the need for a detailed study of the feasibility of creating agambling zone in the Republic of Crimea.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИГОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 6 (72). № 1. - С. 241-251.

УДК342.951: 336.221

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИГОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ

СТРАНАХ

Евсикoва Е. В., Булахова И. А.

Крымский филиал ФГБOУВO «Российский государственный университет правосудия»

В статье авторы анализируют и раскрывают особенности осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в Российской Федерации в целом, а также в Республике Крым. Кроме того, исследуются механизмы осуществления игорной деятельности в зарубежных странах. Авторы изучают особенности установления налога на игорный бизнес в соответствии с федеральным налоговым законодательством и налоговым законодательством Республики Крым проводится, анализируют размеры ставок налога на игорный бизнес, предусмотренных федеральным законодателем, а также законодательством Республики Крым, исследуют динамику поступлений по налогу на игорный бизнес и планируемые показатели на 2020 год, на основе чего, авторы приходят к выводу о незначительной доле налога на игорный бизнес в разрезе других налогов и в объеме общих поступлений в региональный бюджет и необходимости детальной проработки вопроса об обоснованности создания игорной зоны в Республике Крым.

Ключевые слова: деятельность по организации и проведению азартных игр; налог на игорный бизнес, игорная зона; Республика Крым.

Происходящие сегодня процессы государственно-правового реформирования всех сфер управленческой деятельности, в том числе финансовой сферы, требует выработки новой концепции построения и формирования финансовой системы государства, поиска новых источников доходов и финансирования, в том числе, и в новых субъектах РФ, которые переживают бурный процесс формирования и развития системы нормативно-правовых актов, регламентирующих все сферы общественной и государственной жизни [1].

Сегодня, как никогда, вопросы создания игорной зоны в Республике Крым приобретают особую актуальность, а также требуют проведения дополнительных научных исследований проблем и перспектив развития данной сферы правоотношений на территории нового субъекта РФ.

Важность изучения игорного бизнеса определяется рядом обстоятельств. Прежде всего, казино - это привлекательный высокодоходный бизнес. Второй фактор -наличие большого количества проблем, связанных с азартными играми. Третье обстоятельство связано с большим количеством фактов незаконной организации и проведения азартных игр на территории Российской Федерации, за исключением специально отведенных мест в соответствии с законодателсьтвом.

Напомним, что Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 № 244-ФЗ (далее - ФЗ № 244-ФЗ) [2] был принят еще в 2006, т.е. почти 14 лет назад, однако,

249

проблемы, которые связаны с ведением игорного бизнеса и созданием, и функционированием игорных зон актуальны и сегодня.

Так, в соответствии с ФЗ № 244-ФЗ, под деятельностью по организации и проведению азартных игр понимается деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры. Такая деятельность осуществляется на основе разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, т.е. выдаваемого в соответствии с ФЗ № 244-ФЗ документа, предоставляющего организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений. Также, согласно ФЗ № 244 -ФЗ, игорная зона - часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с ФЗ № 244-ФЗ. Однако, вне игорных зон, деятельность по организации и проведению азартных игр осуществляется только в букмекерских конторах и тотализаторах на основе лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - документа, выдаваемого в соответствии с ФЗ № 244-ФЗ и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием вида оказываемых услуг (услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) услуг по организации заключения основанных на риске соглашений о выигрыше между двумя или несколькими участниками азартной игры), места нахождения процессингового центра букмекерской конторы или тотализатора либо процессингового центра интерактивных ставок букмекерской конторы или тотализатора, количества и места нахождения филиалов, пунктов приема ставок букмекерских контор или тотализаторов либо иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Следует отметить, что ФЗ № 244-ФЗ предусматривает создание игорных зон на территории следующих субъектов: Республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край и Калининградская область. Вместе с тем, принятие ФЗ № 244-ФЗ почти четырнадцать лет назад не решило проблемы с легализацией азартных игр, а поставило перед российским обществом и государством все новые вопросы и вызовы, на которые современные законодатели и правоприменители должны дать однозначный ответ: нужна ли и экономически обоснована организация и создание игорных зон, в том числе, в Республике Крым? [1, с. 35].

Так, по мнению некоторых ученых-правоведов, закрепление определенных игорных зон не сможет в полной мере обеспечить посещаемость данных заведений, и соответственно уменьшит притоков денежных средств. Данные авторы считают, в таком случае уменьшиться налог на игорный бизнес, так как лица - будущие налогоплательщики, не смогут передвигаться из одного субъекта РФ в другой [3]. Другие ученые, считают, что вследствие выделения игорных зон в большинстве

субъектов РФ данный налог больше не взимается, соответственно в региональный бюджет не поступают денежные средства. По их мнению, данное явление привело к уменьшению доли налоговых доходов бюджетов субъектов РФ, а также к снижению самостоятельности региональных бюджетов [4].

Так, понятие азартной игры объясняется как нечто такое, что приводит к перераспределению благ между людьми на основе случайного стечения обстоятельств, не связанных с полезной деятельностью. Наиболее очевидные примеры - игра в казино или игровые автоматы.

В соответствии с законодательством Российской Федерации азартными играми считается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры [2].

Рассматривая исторический аспект развития игорного бизнеса в мире, мы можем заметить, что впервые легальное казино было открыто в 1638 г. в Венеции. В 1765 г. было основано казино в Париже, основной целью которого было пополнение казны Людвика XIV. История азартных игр в России, появилась еще в далекой древности, однако до XVI в. не рассматривалась как объект законодательства, в большинстве случаев регулировался религиозными, нравственными и социальными нормами.

Впервые запрет на азартные игры был закреплен в Стоглаве в 1551 г. [5]. Рассматривая толкование главы 92, где был установлен запрет, то мы можем увидеть, что данная норма права того времени, предписывала наказание всем участникам азартных игр: организаторам, наблюдателям и игрокам. С приходом к власти Романовых, политика в отношении игорной деятельности становится неоднозначной, она характеризуется, то усилением, то послаблением наказаний за игорную деятельность [6, с.51]. В 1696 г. 1717 г. были изданы указы Петра I к «простому люду и военному», где закрепился запрет на игры на амуницию, оружие во время военных походов и на деньги. В период правления Елизаветы Петровны, а именно в 1761 г., впервые в России была создана первая классификация азартных игр. Азартные игры поделились на 2 категории:

1) запрещенные азартные игры, никто не имел право в них играть, кроме как во дворцах Елизаветы Петровны;

2) другие карточные игры, возможность поиграть в данные игры была позволена лишь в дворянских домах и на маленькие суммы денег.

Определение понятия азартных игр, была закреплена лишь в параграфе 67 «Устава благочестия» [7, с. 368]. Ужесточенную политику против игорной деятельности на нормативно-правовой основе продолжил Николай I. В период своего правления, было принято «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», где закрепилось что «Уголовно наказуемым деянием является участие в запрещенных играх в карты, кости, и т. п., если это осуществляется вопреки изданных о сем постановлений» [8]. В 1831 г. указом Сената общество конской скачки, получает земельный участок для будущего Московского ипподрома, в дальнейшем, в период правления Александра II, на данной территории будет разрешено создать первый в России законный тотализатор.

Рассматривая дореволюционный период, мы пришли к выводу, что на законодательном уровне государство всячески вводило запретные нормы на проведение азартных игр, однако в реальности, на протяжении всего времени,

251

игорная деятельность все больше распространялась и развивалась на территории России, становясь одним из источников пополнения государственного бюджета.

После в ноябре 1917 г., на заседании Петроградского Военно-революционного комитета было предложено и принято предложение товарища И. Ф. Быдзана «о закрытии всех клубов и притонов, где производится азартная игра» [9]. В 1923 г. был принят новый декрет, закрепляющих порядок выдачи разрешений на устройство местных лотерей [10]. Спустя определенное время, в УК появилась статья, запрещающая игорную деятельность, с этого момента игорный бизнес в СССР перешел на нелегальное положение. Однако, не смотря на запрет такой деятельности, государство не раз само становилось организатором лотерей (денежно-вещевых, Спортлото и др.), из которых получало дополнительных доход в бюджет.

Для развлечения иностранных туристов в рамках гостиничной системы «Интурист», в 1988 г. СССР в качестве эксперимента установил первые игровые автоматы. В 1989 г. в московской гостинице «Савой», финская компания Casirn Amherst открыло первое в СССР казино. В дальнейшем, несмотря на использование государством лотерей как источника средств для разрешения определенных социальных проблем, запрещаются все игорные заведения и само участие в азартных играх.

С распадом СССР, игорных бизнес лишь в 1993 г. начинает распространяться по всех территории РФ, начиная с городов федерального значения. В 1998 г. вступил в силу Федеральный закон «O налоге на игорный бизнес», именно с этого момента игорная деятельность могла осуществляться на законной основе.

С 1 января 2007 г. на территории России вступил в законную силу ФЗ № 244-ФЗ, который предусматривал запрет деятельности по организации азартных игр вне зон установленных ФЗ, включая казино, игровые залы, покер-румы, игровые автоматы, а также азартные игры через телекоммуникационные сети Интернет [2].

Действие закона не распространяется на тотализаторы и пункты приема ставок букмекерских контор. Организация игорного бизнеса возможно лишь в определенных игорных зонах. На основании ФЗ № 244-ФЗ, данные ограничения в сфере организации и эксплуатации азартных игр, являются необходимым средством для защиты законных интересов и прав граждан [11].

Как было указанно ранее, «азартные игры» - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Однако, не смотря на очевидность и подобность значения данного понятия, страны различных стран, на законодательном уровне по-разному трактуют данное определение.

Так, например, в Латвии азартная игра - это «такая игра, которая имеет характер договора, основанного на риске, и в которой получаемые участниками выигрыши носят полностью или частично случайный характер; а также игра на игровых автоматах, требующая физического умения и сноровки, в которой ее участники имеют возможность выигрывать в зависимости от ловкости и счастливого случая» [12].

В Бельгии азартная игра - это любая игра (или ставка), которая приводит либо к проигрышу существующей ставки, либо к выигрышу в любом эквиваленте в пользу

одного или нескольких игроков или организатора игры; Игра, в которой шанс является одним из элементов, определяющих победителя или распределение выигрыша. Игры, связанные со спортом и спортивными ставками, не считаются азартными играми. В Бельгии, как и в Литве, доступ в казино возможен только после 21 года [12].

В Швейцарии азартная игра - это игра, в которой делается ставка и которая дает шанс получить выигрыш или другие материальные блага. Шансы зависят только от случая, или в основном от случая [12].

В Словакии лотереи и другие подобные игры предполагают игру, в которой кто-то участвует добровольно и платит гонорар, который не гарантируется вернуть. Выигрыш или проигрыш определяется исключительно случайным или непредвиденным возникновением особых обстоятельств или событий, определенных оператором при заранее определенных условиях. Не имеет значения, если в игру играют механические, электронно-механические, электронные или другие подобные устройства [12].

Современные формы европейского игорного бизнеса, его управление и законодательное регулирование являются наиболее полными и многострунными. Азартные игры разрешены во всех европейских странах, кроме Сан-Марино, Лихтенштейна и Кипра (греческая часть).

Почти все виды азартных игр (казино, покер-румы, лотереи, тотализаторы, бинго) легализованы и управляются частными предприятиями. Определенные ограничения, в том числе государственная монополия на отдельные виды игорной деятельности (организация азартных игр в казино), действуют в Швеции, Финляндии, Австрии, Нидерландах, Монако, Германии и др. Использование игровых автоматов вне казино запрещена в Греции, Франции, Португалии, Монако и Люксембурге [13].

Значение государства в европейской игорной деятельности различная. В одних странах она непосредственно участвует в уставном фонде учреждений (например, Монако), в других (например, Австрия, Финляндия, Швеция, некоторые немецкие земли, Нидерланды) - государство контролирует только определенные виды деятельности (например, казино), в то время как доходы от других видов игорного бизнеса поступают частным компаниям. Есть страны, где государство полностью отстраняет себя от финансового участия в игорном бизнесе, только с функционированием сбора налогов, лицензий, таможни и сертификации доходов, а также контроля (надзора) (например, Болгария, Польша, Румыния, Чехия, Словакия, Хорватия, Македония, Черногория) [14].

Во множестве стран лотерея считается азартной игрой, но только в Великобритании, Германии, Финляндии, Латвии, Словакии, Гонконге и Швеции она юридически классифицируется и относится к игорному бизнесу. Чаще всего эта деятельность рассматривается как самостоятельная отрасль.

В Испании, наряду с казино, игровыми автоматами и играми в бинго, в азартные игры включаются аттракционы и парки развлечений. В Кыргызстане для целей налогообложения азартные игры (помимо казино и игровых автоматов) включают организацию видеосалонов, видеопроекции, прокат аудио- и видеокассет и записей на них, проведение массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах на более чем 2 тыс. мест. Во многих зарубежных странах с

253

недавнего времени уплачивается налог на развлечения (налог на развлекательные мероприятия, налог на развлекательные объекты и т. д.).), но сами они не имеют отношения к азартным играм. Однако известны случаи, когда организаторы азартных игр уплачивают этот вид налога вместе с налогом на азартные игры (США (Невада), Португалия) [10].

Что касается крупнейшей части света не только по терртории, но и по населению - Азии, то некоторые авторы утверждают, что на данной территории произошло основание азартных игр. Впервые игорные заведения появились в Китае и Японии, на законодательном уровне урегулирование игорной деятельности произошло в 1847 г. в Макао. Сегодня игорная деятельность получила развитие в Индии, Кипре (турецкая часть), Вьетнаме, Грузии, Армении, Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане, Камбодже, Мьянме, Непале, Северной Корее, Южной Корее, Лаосе, Ливане, Макао, Гонконге, Монголии, Филиппинах, Сингапуре, Шри -Ланке и Японии [15].

В других странах, игорный бизнес практически запрещен, разрешены только лотереи , тотализаторы и пари, а именно - в Афганистане, Пакистане, Катаре, Кувейте, Йемене, Бахрейне, Саудовской Аравии, Омане, Сирии, Бангладеш, Китае, Таиланде, Бутане, Мальдивских островах, Иордании, Восточном Тиморе, Иране, Узбекистане, Азербайджане и Турции [15].

Азартные игры в северной, южной и центральной Америке отличаются от европейской модели. В настоящее время азартные игры (в той или иной форме) разрешены в США, Канаде, Панаме, Коста-Рике, Арубе, Багамских островах, Белизе, Гватемале, Гондурасе, Доминике, Доминиканской Республике, Никарагуа, Гаити, Сальвадоре, Тринидад и Тобаго, Ямайке, Колумбии, Венесуэле, Суринаме, Эквадоре, Перу, Боливии, Аргентине, Чили, Уругвае, Парагвае.

Ограничения, особенно невозможность открыть казино, существуют в Мексике и Бразилии. Азартные игры на Кубе полностью запрещены, а в некоторых странах разрешены только азартные игры онлайн. К ним относятся: Ангилья, Антигуа и Барбуда, Антильские острова (Нидерланды), Барбадос, Виргинские острова (Британские), Гренада, Каймановы острова, Сент-Китс и Невис [16].

Игорная деятельность в странах Африки, начала организовываться после открытия первого казино в 1956 г. На сегодняшний день, в более чем 30 странах Африки игорный бизнес разрешен, но также, как и в Америке и Европе, есть свои определенные особенности. Так, в Северной части Африки возможно существование игорной деятельности только в виде казино, они должны быть расположены исключительно в отелях и управлять ими могут лишь иностранные компании. Самой главной особенностью игорной деятельности Африки является его местоположение, в большинстве случаев все игорные заведения находятся в отелях [14].

Сегодня игорный бизнес отсутствует или запрещен на законодательном уровне в Ливии, Алжире, Судане, Эфиопии, Эритрее, Сомали, Бурунди, Руанде, Западной Сахаре и Нигере.

Что касается Австралии и Океании, то данный континент был последним, разрешившим на своей территории деятельность предприятий, организаций, которая направлена на получение денежных средств с азартных игр. Законодательство имеет схожесть с европейским регулированием. Первые законы

Австралии и Новой Зеландии были разработаны на примере британской модели нормативно-правового регулирования игорной деятельности.

В большинстве развитых стран Западной Европы и Северной Америки отсутствуют региональные ограничения на размещение объектов игорного бизнеса. Так, например, в США игорная деятельность легализована в большинстве штатов в 36 из 50. Важность азартных игр для развития экономики и инфраструктуры США отражена в законах многих штатов. В частности, закон штата Невада провозглашает, что игровая индустрия жизненно важна для экономики государства и общего благосостояния его населения. Все учреждения, где проводятся азартные игры и находится игорное оборудование, лицензируются, проходят аудит и содействуют обеспечению безопасности, нравственности, порядка и общественного благосостояния населения государства, укреплению стабильности и успеха в играх, поддержанию конкурентоспособной экономики и государственной политики свободной конкуренции. Кроме того, для обеспечения справедливости, конкуренции и отсутствия криминальных и коррупционных элементов все игорные заведения в государстве должны оставаться открытыми. Поэтому игорные заведения разрешены по всему штату [12].

Подобная ситуация присутствует и в других западных странах. В Германии азартный бизнес разрешен на всей территории государства; региональные ограничения состоят в том, что игровые автоматы должны быть отделены от помещений казино. В каждом крупном немецком городе есть несколько крупных казино, в стране насчитывается несколько сотен тысяч игровых автоматов.

Помимо Германии и США, так и в других странах Европы и Америки, отсутствуют определенные зоны для игорного бизнеса, так к таким странам можно отнести, Венгрию, Швейцарию, Чешскую Республику, Канаду, Финляндию. В Великобритании и Франции, присутствуют определенные ограничения, но они имеют свое влияния не на игорную деятельность крупных городов и курортов национального значения, а на иной территории государства. В Великобритании легально казино можно открывать лишь в 53 специально отведенных правительствах зонах. Что касается Франции, то как было сказано ранее, деятельность игорного бизнеса разрешена в крупных городах с населением свыше 500 000 человек, а также в нескольких городах на Лазурном берегу [12].

В мировой практике игорная деятельность подлежит лицензированию. Практически везде лицензии выдаются специально для открытия того или иного игорного заведения в определенном месте. Стоимость лицензии в большинстве стран закрепляется на высоком уровне. Так, в США (особенно в Лас-Вегасе) - до 1 мил. дол., в Латвии - 500 тыс. долларов, в Греции — 730 тыс. евро в год для казино. В некоторых странах (Германия, Словения) размер лицензионного сбора рассчитывается исходя из валового дохода игорного заведения. Часто роялти носят характер регулярно уплачиваемых налогов (ежегодно, ежеквартально или ежемесячно).

При анализе законодательства развитых стран мира, нами было обнаружено, что основным методом регулирования игорной деятельности является не запрет, закрепление определенных требований к порядку и работе, а также условий выдачи лицензий. Так, например, в США в штате Невада, лицо вовлеченные в игорный бизнес должны получить лицензию. В данном случае она может быть 2 - х видов:

255

1) ограниченная - возможна работа с 15 игровыми машинами;

2) неограниченная - работа с более 15 машинами, и возможность соединять их в одни игровые системы.

За выдачу лицензии взимаются лицензионные сборы. В дальнейшем, при осуществлении игорной деятельности, будут периодически оплачиваться налоги и сборы. Самый важный налог - налог с прибыли игорных заведений. Данный налог взимается по указанным ставкам: 3% п с прибыли от 0 до 50 000 дол., 4 % п с прибыли от 50 000 до 134 000 дол. и 6,25 % п с прибыли выше 134 000 дол. Помимо всего выше указанного, закреплены определенные требования к помещениям игровых залов. По нашему мнению, данные меры направлены на придание игорной деятельности цивилизованной формы, а также контроль над ними, но ни в коем случае запрет [12].

Что касается РФ, то налог на прибыль от игорного бизнеса отменен для организаций. Однако В России существует немного иная система сбора налога. В российском законодательстве существуют ставки налога на игорный бизнес, предусмотренные в НК РФ, исходя, от которых субъекты РФ могут установить свои размеры налоговой ставки налога на игорный бизнес.

Так, ст. 369 НК РФ предусматривает, что налоговые ставки устанавливаются региональным законодателем в следующих пределах [17]: 1) за один игровой стол -от 50 тыс. до 250 тыс. руб.; 2) за один игровой автомат - от 3 тыс. до 15 тыс. руб.; 3) за один процессинговый центр букмекерской конторы - от 50 тыс. до 250 тыс. руб.;

4) за один процессинговый центр тотализатора - от 50 тыс. до 250 тыс. руб.; 5) за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора - от 2,5 млн. до 3 млн. руб.; 6) за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы - от 2,5 млн. до 3 млн. руб.; 7) за один пункт приема ставок тотализатора -от 10 тыс. до 14 тыс. руб.; 8) за один пункт приема ставок букмекерской конторы -от 10 тыс. до 14 тыс. руб.

В то же время, в случае, если налоговые ставки не определены региональным законодателем, то НК РФ предусматривает минимальные ставки в пределах, установленных ст. 369 НК РФ, а именно: 1) за один игровой стол - 50 тыс. руб.; 2) за один игровой автомат - 3 тыс. руб.; 3) за один процессинговый центр букмекерской конторы - 50 тыс. руб.; 4) за один процессинговый центр тотализатора - 50 тыс. руб.;

5) за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора - 2,5 млн. руб.; 6) за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы - 2,5 руб.; 7) за один пункт приема ставок тотализатора - 10 тыс. руб.; 8) за один пункт приема ставок букмекерской конторы - 10 тыс. руб.

Однако, в рамках данного исследования, следует также обратиться к налоговому законодательству РК. Так, Законом РК «О внесении изменения в Закон Республики Крым «О налоге на игорный бизнес» № 455-ЗРК/2018 от 09.01.2018 г. [18], были внесены изменения в соответствии с требованиями НК РФ и ставки налога на игорный бизнес установлены по максимальной шкале, а именно:

Ставки налога на игорный бизнес в РК устанавливаются вследующих размерах: 1) за один процессинговый центртотализатора -250000,0 руб.; 2)заодин процессинговый центр букмекерской конторы -250000,0 руб.; 3) за один пункт приема ставок тотализатора -14000,0 руб.; 4) за один пункт приема ставок букмекерской конторы -14000,0 руб.; 5) за один игровой стол -250000,0 руб.; 6) за

один игровой автомат -15000,0 руб.; 7) за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора -3000000,0 руб.; 8) за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы -3000000,0 руб.

Согласно статистическим данным Министерства финансов РК, налоговые отчисления от игорного бизнеса в бюджет РК за январь-ноябрь 2019 г. составили более 10 млн. руб. Так, 1 декабря 2019 г. исполненные бюджетные назначения по налогу на игорный бизнес составляют 10,3 млн. руб., а за ноябрь 2019 г. сумма налога составила 900 тыс. руб. Утвержденные бюджетные назначения на 2019 г. составляют 11 млн. руб. из общей суммы доходов - 181 млрд. руб. Однако, бюджет РКна 2020 г. предусматривает поступления от налога на игорный бизнес в объеме 11 млн. руб. из общей суммы доходов - 185 млрд. руб. Как видим, поступления по налогу на игорный бизнес составляют лишь малую часть бюджета РК, несмотря на максимальные размеры ставок налога на игорный бизнес/ Интересно, что в 2018 г. поступления от налога на игорный бизнес в бюджет РК составили 12 млн. руб. из общей суммы доходов - 170 млрд. руб., а в 2017 г. - 8 млн. руб. из общей суммы доходов - 131 млрд. руб., а в 2016 г. - 6,5 млн. руб. из общей суммы доходов - 67 млрд. руб. [11].

Как видим, на сегодняшний день, налог на игорный бизнес составляет лишь малую часть бюджета Республики Крым, а именно: 0,3%, и то в рамках общего количества иных налоговых поступлений, т.е. в качестве самостоятельного источника налоговых поступлений бюджет он даже не анализируется в силу своей малозначительности, что, особенно, в современных реалиях достаточно сложной экономической ситуации, вызванной режимом всеобщего карантина, еще более понизится.

Вместе с тем, перед РК отсро стоит вопрос о создании игорной зоны, поскольку в октябре 2019 г. было принято Распоряжение Правительства РФ от 22.10.2019 № 2487-р «О создании игорной зоны «Золотой берег» на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» [19], которое предусматривает, создать игорную зону «Золотой берег» на территории муниципального образования городской округ Ялта РК площадью 146851 кв. метр, а также принять к сведению, что органами исполнительной власти РК границы игорной зоны определены в границах земельного участка, имеющего кадастровый номер 90:25:070501:1019.

Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что в мировой практике существуют свои определенные механизмы государственного регулирования и система налогообложения на игорный бизнес. В первую очередь, необходимо отметить, что в большинстве зарубежных стран присутствует разрешительный механизм игорного бизнеса в виде лицензии. За получение лицензии лицо уплачивает установленный размер пошлины. Лицензии выдаются на основание конкретное игорное заведение в конкретном местоположении.

Вторым аспектом, имеющим значение, является то что, административный запрет не имеет в большинстве стран большого распространения, так как по нашему мнению, данное явление способствует созданию теневого или незаконного игорного бизнеса. Из-за этого государство не может получить в полной мере доходы от игорного бизнеса и в полной мере влиять на него.

257

Налог на игорный бизнес носит специфических характер в силу объектного и субъектного состава налогообложения данным налогом и является источником дополнительного финансирования региональных бюджетов., что, по нашему мнению, будет способствовать развитию регионов в целом. Однако, установление и создание на территории отдельных субъектов РФ игорных зон имеет, как ряд положительных, так и отрицательных моментов, обусловленных рядом задач, на которые направлено создание таких зон на специально отведенных территориях субъектов РФ, и целей, которые они преследует, и которой, как показывает практика, не достигаются в конечном итоге при функционировании соответствующих зон, что требует более детальной проработки и исследования вопросов необходимости их создания и развития на территории РФ, в том числе, на территории РК с учетом всех возможных рисков и отрицательных последствий, а также соотносимости их с ожидаемыми результатами от создания и функционирования данной игорной зоны.

В современных реалиях перед РК, РФ и мировым сообществом в целом стоит множество более насущных проблем, в том числе, борьба с пандемией и ее профилактика, в силу чего, считаем, что на сегодняшний день создание игорной зоны в Республике Крым является нецелесообразным, поскольку, может значительно усложнить и усугубить ситуацию с пандемией на территории полуострова, а также потребует значительных затрат из бюджета и поиска инвесторов, что в условиях режима санкций в отношении РК будет очень затруднительно.

^имк литературы

1. Евсикова Е.В. К вопросу о создании игорной зоны в Республике Крым: проблемы и перспективы / Евсикова Е.В.// Сборник научных статей по итогам II Севастопольского юридического форума. Сер. "Научный фонд" Ответственный редактор С.А. Васильев. 2020. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Центркаталог" (Москва). - С. 35-42.

2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. № 244 ФЗ «O государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета от 31 декабря 2006 г. № 4263.

3. Амирханова Х.М., Заикин В.В., Совершенствование налоговой политики в отношении игорного бизнеса // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 12-7. С. 12-14.

4. Головин А. Ю. Проблемы правового регулирования налогообложения игорного бизнеса [Электронный ресурс] / А. Ю. Головин. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

5. Стоглав: Собор бывший в Москве при великом государе, царе и великом князе Иване Васильевич // Хронос [Электронный ресурс] URL: Ы1р://%'%гмг.Ьгопо.т& (дата обращения: 05.07.2020).

6. Ковтун Е. В. История правового регулирования азартных игр в России. М.: ИПЦ «Маска», 2009. 240 с.

7. Устав Благочиния, или Полицейский. Российское законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. Законодательство периода расцвета абсолютизма. Т. 5 / под общ. ред. O. И. Чистякова. М.: Юридическая литература, 1987. С. 368.

8. Ассоциация Деятелей Игорного Бизнеса [Электронный ресурс] URL: http://vib.adib92.ru (дата обращения: 05.07.2020).

9. Документ № 480. Документы великой пролетарской революции. Том 1. Из протоколов и переписки Военно-революционного комитета Петроградского совета. ОГИЗ, 1938. С. 297-300.

10. Декрет СНК РСФСР от 31.05.1923 «О порядке выдачи разрешений на устройство местных лотерей» // «Известия ВТТИК». № 132. 16.06.1923.

11. Евсикова Е.В., Булахова И.А. Некоторые аспекты создания игорной зоны в Республике Крым /Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки - 2020 - Т 6 (72) № 1 - С 431-444

12. Катков К.А. Зарубежный опыт налогообложения игорного бизнеса / Вестник Саратовского государственного соттиапьно-экономического университета - 2008 № 4 (23) - С 92-94

13. Торский И.В., Медведева О.В. Практика налогообложения игорного бизнеса / журнал Налоговая политика и практика. - 2009. №3. - с.67-72.

14. Князев В.Г., Черник Д.Г. Налоговые системы зарубежных стран. М.: ЮНИТИ, 2001. С. 124.

15. Гузинец К.В., Игорный бизнес в России и за Рубежом / журнал Микроэкономика. - 2014. № 3. -с.79-82.

16. Stinchfield R. Reliability, Validity, and Classification Accuracy of a Measure of DSMIV Diagnostic Criteria for Pathological Gambling // Am. J. Psychiatry. - 2003. - № 160. - P. 180-182.

17. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями) и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://base.garantm/10900200A/#block_2000L

18. Законом Республики Крым «О внесении изменения в Закон Республики Крым «О налоге на игорный бизнес» № 455-ЗРК/2018 от 09.01.2018 г. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://www.nalog.ru/html/sites/www.rn91.nalog.ru/doc/pub_377039.pdf.

19. Распоряжение Правительства РФ от 22.10.2019 N 2487-р «О создании игорной зоны "Золотой берег" на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_336323/

Evsikova E.V., Bulahova I.A. To the question about the organization of gaming activities in the republic of Crimea, the Russian Federation and foreign countries // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2020. - Т. 6 (72). № 4. - Р. 241-251.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In the article, the authors analyze and reveal the features of the implementation of activities for the organization and conduct of gambling in the Russian Federation as a whole, as well as in the Republic of Crimea. In addition, the author studies the mechanisms of gambling in foreign countries. The authors study the specifics of establishing a gambling tax in accordance with the federal tax legislation and the tax legislation of the Republic of Crimea, analyze the size of the tax rates on gambling business provided for by the federal legislator, as well as the legislation of the Republic of Crimea, investigate the dynamics of tax revenues on gambling business and the planned indicators for 2020, on the basis of which, the authors come to the conclusion about an insignificant share of the tax on gambling business in the context of other taxes and in the volume of total revenues to the regional budget and the need for a detailed study of the feasibility of creating a gambling zone in the Republic of Crimea.

Key words: activities for the organization and conduct of gambling; gambling business tax, gambling zone; Republic of Crimea.

Spisok literaturi

1. Evsikova E.V. K voprosu o sozdanii igornoj zony v Respublike Krym: problemy i perspektivy / Evsikova E.V.// Sbornik nauchnyh statej po itogam II Sevastopol'skogo yuridicheskogo foruma. Ser. "Nauchnyj fond" Otvetstvennyj redaktor S.A. Vasil'ev. 2020

Izdatel'stvo: Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Centrkatalog" (Moskva). - S. 35-42.

2. Federal'nyj zakon RF ot 29 dekabrya 2006 g. № 244 FZ «O gosudarstvennom regulirovanii de'ratel'TOsti po organizacii i provedeniyu azartnyh igr i o vnesenii izmenenij v nekotorye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta ot 31 dekabrya 2006 g. № 4263.

3. Amirhanova H.M., Zaikin V.V., Sovershenstvovanie nalogovoj politiki v otnoshenii igornogo biznesa // Sovremennye tendencii razvitiya nauki i tek^^^y. 2016. № 12-7. S. 12-14.

4. Golovin A. YU. Problemy pravovogo regulirovaniya nalogooblozheniya igornogo biznesa [Elektronnyj resurs] / A. YU. Golovin. - Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus».

5. Stoglav: Sobor byvshij v Moskve pri velikom gosudare, care i velikom knyaze Ivane Vasil'evich // Hronos [Elektronnyj resurs] URL: http://www.hrono.info (data obrashchemya: 05.07.2020).

6. Kovtun E. V. Istoriya pravovogo regulirovaniya azartnyh igr v Rossii. M.: IPC «Maska», 2009. 240 s.

7. Ustav Blagochiniya, ili Policeiskij. Rossijskoe zakonodatel'stvo H-HKH vekov: v 9 t. Zakonodatel'stvo perioda rascveta absolyutizma. T. 5 / pod obshch. red. O. I. CHistyakova. M.: YUridicheskaya literatura, 1987. S. 368.

8. Associaciya Deyatelej Igornogo Biznesa [Elektronnyj resurs] URL: http://vib.adib92.ru (data obrashcheniya: 05.07.2020).

9. Dokument № 480. Dokumenty velikoj proletarskoj revolyucii. Tom 1. Iz protokolov i perepiski Voenno-revolyucionnogo komiteta Petrogradskogo soveta. OGIZ, 1938. S. 297-300.

10. Dekret SNK RSFSR ot 31.05.1923 «O poryadke vydachi razreshenij na ustrojstvo mestnyh loterej» // «Izvestiya VCIK». № 132. 16.06.1923.

11. Evsikova E.V., Bulahova I.A. Nekotorye aspekty sozdaniya igornoj zony v Respublike Krym /Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo YUridicheskie nauki. - 2020. - T. 6 (72). № 1. - S. 431-444.

12. Katkov K.A. Zarubezhnyj opyt nalogooblozheniya igornogo biznesa / Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-ekonomicheskogo universiteta.- 2008. № 4 (23). - S. 92-94.

13. Gorskij I.V., Medvedeva O.V. Praktika nalogooblozheniya igornogo biznesa / zhurnal Nalogovaya politika i praktika . - 2009. №3. - s.67-72.

14. Knyazev V.G., CHernik D.G. Nalogovye sistemy zarubezhnyh stran. M. : YUNITI, 2001. S. 124.

15. Guzinec K.V., Igornyj biznes v Rossii i za Rubezhom / zhurnal Mikroekonomika. - 2014. № 3. - s.79-82.

16. Stinchfield R. Reliability, Validity, and Classification Accuracy of a Measure of DSMIV Diagnostic Criteria for Pathological Gambling // Am. J. Psychiatry. - 2003. - № 160. - P. 180-182.

17. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii chast' pervaya ot 31 iyulya 1998 g. N 146-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami) i chast' vtoraya ot 5 avgusta 2000 g. N 117-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami). [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://base.garant.ru/10900200/1/#block_20001.

18. Zakonom Respubliki Krym «O vnesenii izmeneniya v Zakon Respubliki Krym «O naloge na igornyj biznes» № 455-ZRK/2018 ot 09.01.2018 g. [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : https://www.nalog.ru/html/sites/www.rn91.nalog.ru/doc/pub_377039.pdf.

259

19. Rasporyazheme PraviteГstva КР ot 22.10.2019 N 2487-г «О sozdanii igornoj zony "Zolotoj bereg" па territorii municipal'nogo obrazovaniya gorodskoj окгвд YAlta Respubliki Кгут». [Еккпжпу] resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAw_336323/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.