Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОПЫТЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПНОСТИ В США В 60-70-Х ГОДАХ XX ВЕКА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОБЗОР'

К ВОПРОСУ ОБ ОПЫТЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПНОСТИ В США В 60-70-Х ГОДАХ XX ВЕКА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
противодействие преступности / США / историко-правовой обзор. / crime prevention / USA / historical and legal review.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бажанов Сергей Андреевич

В статье представлен историко-правовой обзор по противодействию преступности в США, проводившийся в 60-70 годах XX века. Начиная с 40-х годов в США наблюдался ежегодный срок количества совершаемых преступлений и бэлгари, что было вызвано отсутствием единой системы внутренней безопасности в виду особенностей государственного устройства. В работе по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов и судов приняли активное участие представители науки. Основной упор властями США был сделан на внедрение различных информационно-справочных и криминалистических систем в работу полиции, прокуратуры и других органов, а также технического совершенствования их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF EXPERIENCE IN COUNTERING CRIME IN THE USA IN THE 60-70S OF THE XX CENTURY: HISTORICAL AND LEGAL REVIEW

The article presents a historical and legal review of combating crime in the United States, carried out in the 60-70s of the 20th century. Since the 40s, the United States has seen an annual increase in the number of crimes and crimes committed, which was caused by the lack of a unified internal security system due to the peculiarities of the government structure. Representatives of science took an active part in the work to improve the efficiency of law enforcement agencies and courts. The main emphasis by the US authorities was placed on the introduction of various information, reference and forensic systems into the work of the police, prosecutor’s office and other bodies, as well as technical improvement of their activities.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОПЫТЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПНОСТИ В США В 60-70-Х ГОДАХ XX ВЕКА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОБЗОР»

БАЖАНОВ Сергей Андреевич,

кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, e-mail: sergey.bazhanov62@yandex.ru SPIN-код: 2217-4737, AuthorlD: 729047

К ВОПРОСУ ОБ ОПЫТЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПНОСТИ В США В 60-70-Х ГОДАХ XX ВЕКА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОБЗОР

Аннотация. В статье представлен историко-правовой обзор по противодействию преступности в США, проводившийся в 60-70 годах XX века. Начиная с 40-х годов в США наблюдался ежегодный срок количества совершаемых преступлений и бэлгари, что было вызвано отсутствием единой системы внутренней безопасности в виду особенностей государственного устройства. В работе по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов и судов приняли активное участие представители науки. Основной упор властями США был сделан на внедрение различных информационно-справочных и криминалистических систем в работу полиции, прокуратуры и других органов, а также технического совершенствования их деятельности.

Ключевые слова: противодействие преступности, США, историко-правовой обзор.

BAZHANOV Sergej Andreevich,

candidate of legal sciences, Leading research scientist of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

ON THE QUESTION OF EXPERIENCE IN COUNTERING CRIME IN THE USA IN THE 60-70S OF THE XX CENTURY: HISTORICAL AND

LEGAL REVIEW

Annotation. The article presents a historical and legal review of combating crime in the United States, carried out in the 60-70s of the 20th century. Since the 40s, the United States has seen an annual increase in the number of crimes and crimes committed, which was caused by the lack of a unified internal security system due to the peculiarities of the government structure. Representatives of science took an active part in the work to improve the efficiency of law enforcement agencies and courts. The main emphasis by the US authorities was placed on the introduction of various information, reference and forensic systems into the work of the police, prosecutor's office and other bodies, as well as technical improvement of their activities.

Key words: crime prevention, USA, historical and legal review.

В 60-х годах прошлого века наблюдался небывалый в истории США всплеск массовых волнений на расовой почве, принимавших порой местами характер восстаний и бунтов. Ситуацию еще более усугублял неуклонный рост преступности в стране.

Согласно уголовной статистики США, которую начали вести силами ФБР с 1933 г., рост насильственных преступлений начался в 30-е годы XX века и к 1941 г. вырос на 41 %. С 1940 по 1960 гг. отмечалась стабильность коэффициента

таких насильственных преступлений, как нападения, убийства, изнасилования. В дальнейшем с 1960 года в стране происходит непрерывный рост и основных насильственных преступлений, а также бэглари - распространенного в США и считающегося весьма социально опасным тяжким правонарушением (согласно принятой в США классификации бэглари - незаконное проникновение в закрытое помещение с целью совершения тяжкого преступления - относится к разряду имущественных преступлений) (таблица))[1].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Таблица

Сведения о насильственных преступлениях и бэлгари в США за 1960 и 1971 гг.

Годы Число преступлений в тыс.

убийство изнасилование грабеж нападение при отягчающих обстоятельствах бэлгари всего

1960 9030 17030 107340 152580 900400 1186380

1971 17630 41890 385910 364600 2368400 3178430

Динамика за 1960-1971 гг. + 95,2 + 146 + 259,5 + 139 + 163 + 168

Коэффициент на 100 тыс. жителей

1960 5 9,5 59,9 85,1 502,1 661,6

1971 8,5 20,3 187,1 176,8 1148,3 1541

Динамика за 1960-1971 гг. + 70 + 113,7 + 212,4 + 107,8 + 128,7 +132,9

В 1972 году после длительного периода непрерывного роста в США произошел спад преступности. Однако в 1973 году рост возобновился, продолжаясь в значительных темпах в 1974 году и далее.

Сложившаяся ситуация вынудила власти США принять меры по повышению эффективности всего механизма внутренней безопасности.

В частности, в начале лета 1965 г. была создана специальная президентская комиссия по вопросам правоохранительной деятельности и администрации юстиции. Ее возглавил Н. Катцен-бах, один из крупных чиновников уголовной юстиции, занимавший в 1965-1967 гг. пост Генерального прокурора США. Деятельность комиссии, проходившая с большим размахом, с привлечением многих специалистов - практиков, видных теоретиков в области «полицейских наук», права, социологии, психологии, теории управления и т. д., - завершилась весной 1967 года разработкой более 200 рекомендаций по улучшению деятельности полиции, суда, прокуратуры и системы исполнения наказания.

Одним из важных результатов этой деятельности, которая в определенной степени была нор-мотворческой, явилось принятие конгрессом США в 1968 году «Общего закона о контроле над преступностью и повышении безопасности на улицах» (Omnibus Crime Control and Safe Streets Act).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

В плане организации дальнейшей борьбы с преступностью весьма существенным было выделение крупных средств за счет федерального бюджета для субсидирования мероприятий по усовершенствованию органов полиции, суда, прокуратуры и пенитенциарных учреждений не федерального значения.

Для практического руководства реализацией этой программы, в принципе рассчитанной на продолжительный срок, была создана новая федеральная организация - «Администрация помощи правоохранительным органам» (далее - ЛЕАА).

Наряду с государственным аппаратом к решению проблемы сокращения преступности были привлечены различные неправительственные организации, представляющие интересы определенных групп американского бизнес-сообщества, средних классов и религиозных кругов.

Говоря о развитии правительственной политики в области борьбы с преступностью во второй половине 60-х годов XX века, представляется важным подчеркнуть, что период с 1965 по, приблизительно, 1970 год можно расценивать как подготовительный (разработка рекомендаций общего характера, принятие в 1968-1970 гг. нескольких важных законодательных актов, в частности о борьбе с организованной преступностью).

В последующие годы, наряду с уточнением и корректировкой принятых в предыдущий период программ, происходит более интенсивное проведение серии практических мероприятий.

Переходя к характеристике правительственных программ и их реализации, необходимо указать на новый для американской практики подход к механизму внутренней безопасности как единой системе, состоящей из нескольких органически связанных подсистем - полиции, суда, прокуратуры и исполнения наказания. Дело в том, что до 1965 года понятие «система» к организации американской уголовной юстиции вообще не применялось. На наш взгляд, этот «новый подход» к организации уголовной юстиции был вызван тем, что правительство страны пришло к выводу о крайней пагубности отсутствия необходимой координации в деятельности полиции, прокуратуры, суда и органов исполнения наказания.

Вместе с тем суть проводившихся реформ, их значение и возможные пределы невозможно понять без учета своеобразия существующей структуры американского государственного управления в целом.

В результате длительной борьбы между сторонниками централизации и децентрализации государственного управления, которая началась в США еще более 200 лет назад, сложилась определенная «компромиссная» модель.

В структуре государственного управления США можно выделить три «уровня» - федеральные власти, власти штатов и власти городов и сельских округов (графств). На каждом из этих уровней выполняются определенные правоохранительные функции. Так, проведение в жизнь уголовного законодательства является прерогативой штатов (за некоторыми исключениями, предусмотренными «Биллем о правах» - дополнением к Конституции, принятым в 1917 году, и последующими поправками). В то же время власти штатов не контролируют местные правоохранительные органы; федеральное правительство не обладает правом контроля за органами уголовной юстиции на местах, равно как и соответствующими органами штатов.

Основным следствием такой организации явилось отсутствие прав вышестоящих по уровню управления административных органов «внедрять» в нижестоящие нововведения, затрагивающие методику, способы и средства борьбы с преступностью; последнее возможно лишь при наличии добровольного согласия и сотрудничества «низов».

Нельзя не указать на то, что все правительственные программы, направленные на сокращение преступности, ведущее место отводили решению проблемы технического совершенства право-

охранительного аппарата как важнейшего рычага, с помощью которого можно решить общую задачу.

В этой связи, не имея возможности по сложным причинам внутриполитического характера провести в жизнь «оптимальный» вариант - унификацию и централизацию всего правоохранительного комплекса, правительство США пошло по некоему среднему пути. Суть его состоял в попытках усилить влияние центральной власти на аппарат уголовной юстиции в штатах и на местах, не затрагивая в то же время принципиальные основы федеральной, т. е, децентрализованной в значительной мере, системы управления в государстве. Речь шла об использовании «финансовых» рычагов - субсидировании программы совершенствования органов полиции, суда, прокуратуры, исполнения наказания в штатах и на местах за счет федерального бюджета. При этом общее руководство реализацией этих планов оставалось за федеральной властью.

Важнейшим документальным источником, позволяющим судить о направленности и существе мер по сокращению преступности в США на длительный срок (до 1983 г.), являются материалы, подготовленные комиссией ЛЕАА в 1973 году после двухлетней работы.

Так, члены комиссии предполагали, что в течение 10 лет (к 1983 г.) смогут добиться сокращения преступности в стране на 50 % (в том числе: убийств - на 25 %, изнасилований - на 25 %, грабежей - на 50 %).

Как видно из вышеизложенного, основной путь к укреплению правопорядка в США усматривался в сокращении насильственной преступности. Это, однако, не означало, что проблема сокращения ненасильственных преступлений в США не считалась важной. Однако решению проблемы насильственной преступности все же делался явный приоритет. Это, по-видимому, объяснялось тем, что преступления такого характера затрагивали подавляющую часть населения. Отсутствие успеха государства в борьбе с данной категорией преступлений дискредитировала власти США в глазах миллионов избирателей, практически делала невозможным обеспечение фундаментальных ценностей общества.

Поставив конкретные, имеющие определенные количественные параметры цели, авторы рекомендаций комиссии попытались указать конкретные пути и средства их достижения. Подчеркнув абстрактность многих прежних правительственных программ, комиссия сформулировала ряд положений, которые, по ее расчетам, составляют основание для перспективного планирования деятельности уголовной юстиции на десятилетний срок. Такой исходной базой является анализ предполагаемого развития некоторых соци-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

ально-экономических и криминологических процессов, учет которых, по мнению комиссии, является наиболее существенным для определения деятельности уголовной юстиции. Другими словами, были проведены оценка и выбор наилучших способов достижения конкретной цели -сокращения в известных размерах преступности в США. Был составлен определенный сценарий-картина предполагаемого развития преступности в США на основе наиболее вероятных предпосылок с последующей конкретизацией отдельных целей правительственной и неправительственной деятельности.

Составным элементом этого сценария явились:

а) характеристика преступности;

б) предполагаемые социально-экономические изменения;

в) ожидаемые изменения в позиции населения, в частности, перспективы поддержки им органов уголовной юстиции.

Наибольший интерес представлял подготовленный комиссией прогноз социально-экономического развития США по некоторым направлениям, имеющим, по заключению авторов, существенное влияние на динамику преступности. Так, подчеркивалась взаимосвязь между динамикой преступности и изменением удельного веса молодежи в населении, ростом населения крупных городов, мобильного населения (интенсивностью миграционных процессов), между стабильностью семей и распределением доходов. Выдвинуто положение о взаимосвязи между преступностью и прогрессом технологии. По подсчетам комиссии, демографическое развитие США в 1973-1983 гг. должно было характеризоваться сокращением удельного веса молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, которые чаще других возрастных категорий совершают насильственные преступления и сами становятся их жертвами. Так, с 1960 по 1970 гг. удельный вес людей этого возраста в американском населении увеличился на одну треть (с 6,6 до 9 %). По прогнозам, достижение «пика» должно было прийтись на 1976 год (9,5%), после чего начаться спад. К 1983 году, как предполагалось, доля лиц в возрасте от 15 до 24 лет должна была сократиться до 8,5%, т. е. до уровня 1968 г.[2]

По мнению комиссии, это должно было оказать благоприятное воздействие на динамику насильственной преступности.

Останавливаясь на проблемах роста городов, комиссия полагалась на прогнозы «Американской национальной комиссии по проблемам народонаселения и будущего США», согласно которым процесс урбанизации должен был продолжаться в течение ближайших десятилетий, главным образом, за счет окраин городов и приго-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

родов. В этой связи социологи США считали вполне доказанным взаимосвязь урбанизации и преступности. В особенности подчеркивалось, что росту преступности способствует разрушение традиционных социальных связей при переселении в город, равно как и значительная миграция в пределах городов[3]. С другой стороны, миграция, как указывали американские специалисты, способствовала росту «анонимности» людей и тем затрудняла проведение полицией превентивных мероприятий.

Американские криминологи, социологи, социальные психологи оценивали семью как важный резерв в системе социального контроля, в особенности в плане превентивной деятельности. Между тем характерным было разрушение традиционной семьи в результате так называемой «сексуальной революции», которая, по оценке комиссии, способствовала росту преступности. Поскольку не усматривалось никаких изменений в сторону замедления подобных процессов, будущее расценивалось комиссией довольно мрачно в плане влияния на динамику преступности.

Другим важным фактором оказывающим влияние на состояние преступности зарубежные специалисты считали прогнозируемый рост благосостояния семей. Так, утверждалось, что к 1980 году по сравнению с 1960 годом увеличится доля семей с доходом более 10 тыс. долларов в год и сократится, абсолютно и относительно, прослойка семей с доходом менее 7 тыс. долларов. С другой стороны, официально признаваемая властями США прослойка семей с низкими доходами сохранялась, что не могло не оказывать влияния на динамику преступности.

Немаловажным фактором, способствующим росту преступности в США, по мнению специалистов, являлось наличие в рассматриваемые годы расовой дискриминации, находящей отражение в неравноправии «белых», «черных» и «цветных» американцев в отношении получения работы, образования, жилища и т. д. Все это является одним из факторов, способствующих росту преступности в США.

Комиссия на основе ознакомления с различными материалами, в частности результатами опроса населения, была вынуждена констатировать «падение авторитета политических инструментов». По ее мнению, в основе таких настроений лежала неудача прежних правительственных программ контроля над преступностью.

Надо сказать, что динамика отношений аппарата уголовной юстиции и населения рассматривалась в первую очередь в «фискальном» плане, т.е. с точки зрения того, насколько налогоплательщик готов к повышению расходов на содержание аппарата внутренней безопасности.

Характеристика социально-экономического и политического развития США и перспективы развития американского общества в различном плане рассматривалась комиссией как исходная база для определения первостепенных направлений деятельности правоохранительного аппарата в целях достижения намеченных результатов. При этом можно выделить пять основных групп мероприятий:

1) улучшение системы информации - ведение уголовной статистики и криминалистического учета как мер, способствующих правильной оценке положения, принятию обоснованных управленческих решений и проведению чисто оперативных действий;

2) улучшение оперативного и перспективного планирования;

3) ускорение судопроизводства;

4) расширение фронта профилактических и репрессивных мер за счет привлечения населения и не правоохранительных аппаратов системы государственного управления;

5) повышение эффективности систем исполнения наказания.

Улучшение системы регистрации совершаемых правонарушений в США рассматривается как одна из важнейших предпосылок повышения качества правоохранительного аппарата в целом. В этой связи в выступлениях конгрессменов в ряде исследований указывалось, что в отдельных случаях до 50 % реально совершаемых преступлений против личности и имущества не регистрируется вообще или неточно классифицируется.

В качестве меры, которая, по расчетам инициаторов ее проведения, должна была улучшить положение, стало введение в 1973 году в США параллельной учету ФБР системы уголовной статистики. Эта работа возложена на ЛЕАА. Наряду с улучшением системы регистрации совершаемых правонарушений, в США длительное время обсуждался вопрос о создании общенациональной информационно-поисковой системы, которая позволяла бы всем органам уголовной юстиции оперативно получать данные по различным видам криминалистического учета.

С начала 60-х годов сфера уголовной юстиции в США становится объектом «информационного взрыва». Сущность этого явления заключается в резком возрастании потребности в различной оперативной информации о правонарушениях как в количественном, так и в качественном отношениях.

Специалисты связывали это с ростом масштабов и темпов развития преступности в США. Параллельно происходило усиленное внедрение ЭВМ в процесс сбора, обработки и передачи

информации, что вполне характерно для всех отраслей экономики и государственного управления в США.

Бурное развитие автоматизации оперативной информации при децентрализации значительной части правоохранительного аппарата вызвало, по оценке правительственных экспертов, определенные негативные проявления. Так, в заключении ЛЕАА указывается, что «в настоящее время штаты, федеральные агентства тратят миллионы долларов на получение дублированной информации не получая в то же время необходимых сведений в подходящей форме».

С учетом указанных обстоятельств, комиссия предложила создать в каждом штате организационную структуру для координации развития системы информации уголовной юстиции. Такие аппараты должны были готовить планы развития интегральных информационно-поисковых систем на территории данного штата, оказывать техническую помощь заинтересованным органам в решении проблем автоматизации криминалистического учета и, наконец, инспектировать состояние этой работы.

Наиболее сложным, но в то же время наиболее многообещающим, по официальной оценке, являлось создание «системы OBTS» как элемента плана общей реорганизации информационной системы уголовной юстиции США («Программа Си-Ди-Эс»).

«Система OBTS» («Offender-Based-Transaction-Statistics») представляла собой совокупность информационных фондов штатов, которые должны были содержать так называемые «криминальные истории» - дела учета, аккумулирующие всю информацию о деталях преступной карьеры правонарушителя на всех ее этапах (аресты, судимости, отбывание наказания и т. п.).

Комплектация таких досье должно было осуществляться совместными усилиями органов полиции, суда, прокуратуры и пенитенциарной службой, которые каким-либо образом вступали в контакт с конкретным нарушителем.

По задумке создателей системы, изучение досье должно было стать важнейшим, хотя и не единственным источником информации, в особенности о рецидивистах. Кроме того, на основе анализа этих материалов возможным стало бы получать сведения о проценте арестованных, привлеченных к судебной ответственности, соотношении общего числа возбужденных уголовных дел и прекращенных судами. Можно было бы судить о количестве лиц, оправданных в результате судебного процесса, о средней продолжительности уголовного процесса от момента ареста до вынесения приговора, удельном весе лиц,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

являвшихся объектом исправительных мероприятий, но тем не менее вновь совершивших преступление.

Сведения подобного характера, как предполагали специалисты, должны были стать важным подспорьем для подготовки долгосрочных планов деятельности систем уголовной юстиции в целом и ее отдельных элементов.

Помимо вышеуказанных информационно-справочных систем в США уже существовала похожая система в рамках ФБР - «Национальный центр криминалистической информации»^СЮ). Это - информационно-поисковая система, основанная на применении ЭВМ и предназначенная для обслуживания органов полиции, суда, прокуратуры и исполнения наказания по всей территории США, а также в Канаде.

ЭВМ использовалась для приема, обработки и хранения информации, выдачи справок через современные телекоммуникационные средства. Информационный центр в ФБР был связан с автоматизированными информационно-поисковыми системами штатов и крупных городов. Наряду с автоматизацией определенных видов оперативного учета в рамках NCIC, в ФБР предпринимались напряженные усилия по автоматизации дактилоскопического учета как особой подсистемы. В конце 1972 года в ставке ФБР в Вашингтоне был установлен прототип автоматической аппаратуры идентификации личности по дактооттискам («Система Финдер»). В 1975 году предварительные работы по внедрению автоматизации в дактилоскопический учет были закончены.

Почти одновременно с созданием в рамках ФБР автоматизированной информационно-поисковой системы подобные меры были проведены и по линии прокуратуры, являющейся одним из главных инструментов предварительного расследования.

Третьим, наиболее крупным мероприятием в области реорганизации криминалистического учета стал проект «SEARCH» («Система электронного анализа и поиска криминальных историй»). Проект являлся в начале плодом совместных усилий 6 штатов. К 1970 году к этому консорциуму присоединились все 50 штатов; в нем представлена и ЛЕАА.

Решение проблемы создания общенациональной информационной системы уголовной юстиции теснейшим образом связано с другой, столь же важной с точки зрения правительственных кругов проблемой. Имеется в виду проблема планирования деятельности уголовной юстиции не только в краткосрочном, но и долгосрочном плане. Надо учитывать, что реорганизация планирования рассматривается в США как важнейший способ если не ликвидации, то, по крайней мере,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

сокращения раздробленности, «фрагментности» органов суда, полиции, прокуратуры, пенитенциарных учреждений.

В целях частичного решения указанных выше проблем комиссия ЛЕАА предложила в первую очередь развить в штатах общую систему долгосрочного планирования уголовной юстиции. Далее, во всех крупных городах и сельских районах предлагалось создать советы по координации уголовной юстиции.

Так же, как и в других областях деятельности правоохранительного аппарата модернизация системы планирования началась во второй поло-вине60-х годов. Так, после принятия в 1968 году «Объединенного закона о контроле за преступностью» (Omnibus Crime Control Act) начато было проведение мер по созданию сети государственных аппаратов, главной задачей которых явилось определение целей деятельности, развертываемой на местах в порядке «освоения» фондов, выделяемых федеральной властью через ЛЕАА.

Следует указать, что созданные в этих целях в штатах агентства планирования уголовной юстиции (SPA) в последние годы сконцентрировали внимание не на чисто финансовых вопросах, а на проблемах планирования развития аппарата внутренней безопасности соответствующего штата. При этом органы уголовной юстиции штата рассматривались как совокупность автономных репрессивных органов, взаимосвязанных если не в юридическом, то в практическом плане.

Рекомендации комиссии ЛЕАА, разработанные в 1973 году, практически были направлены на усиление роли SPA как органов перспективного планирования и тем самым - инструментов координации развития правоохранительных органов в пределах каждого штата.

Аналогичную SPA роль на низшем, местном уровне администрации должны были играть «Местные советы по координации уголовной юстиции» (Local Criminal Justice Cordinating Couucils — CJCC) в городах и сельских районах (графствах).

Усиленной критике в США подвергается медлительность судопроизводства, которая в глазах многих представителей других подсистем уголовной юстиции, в особенности полиции, а также и мест заключения, снижала эффективность уголовного судопроизводства и процесса исправления в целом.

По данным ЛЕАА, в 1970 году 52 % «обитателей» тюрем были лица, ожидающие суда. Ускорение судопроизводства, как считали в США, само по себе не сократит преступность, но в соединении с другими мерами должно способствовать этому. Конгрессмен Оуэнс весной 1974 года внес проект закона, предусматривающий, что суд дол-

жен начаться не позже, чем через 60 дней после ареста или начала предварительного расследования.

Таким образом, резюмируя сказанное можно констатировать, что начиная с 40-х годов ХХ века в США, наблюдался ежегодный поступательный рост количества совершенных преступлений и бэлгари. Данное обстоятельство вынудило власти страны принять меры по повышению эффективности работы правоохранительной системы и судов. Немаловажную роль в этом сыграла наука. Выяснилось, что в США вплоть до 70-х годов ХХ отсутствовала единая система внутренней безопасности в виду специфики государственного устройства. В ходе реформ власти США сделали основной упор на создание и применение различных информационно-справочных и криминалисти-

ческих систем, технического обеспечения правоохранительных органов, а также законодательного ограничения предельных сроков уголовного судопроизводства от начала процесса до вынесения приговора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

[1] Uniform Crime Report», 1971, р. 61.

[2] Carrent Population Reports, Series P-25, № 493, 1972.

[3] Рагсег V. Nation ofStrangers, 1972, р. 6, 8.

Spisok literatury:

[1] Uniform Crime Report», 1971, р. 61.

[2] Carrent Population Reports, Series P-25, № 493, 1972.

[3] Рагсег V. Nation ofStrangers, 1972, р. 6, 8.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.