Научная статья на тему 'О РОСТЕ НАСИЛЬСТВЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В США'

О РОСТЕ НАСИЛЬСТВЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / ДИНАМИКА / ВИДЫ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ВСПЛЕСК НАСИЛИЯ / НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДИНАМИКЕ НАСИЛЬСТВЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / СТРАТЕГИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Квашис Виталий Ефимович

Рассматриваются новейшие тенденции в динамике насильственной преступности 2019-2021 гг., анализируются факторы, обусловившие резкий всплеск насилия в стране, а также перспективы реформирования деятельности полиции, намеченные законодателями штатов, и объявленной президентом США новой стратегии предупреждения преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RISE OF VIOLENT CRIME IN THE UNITED STATES

The latest trends in the dynamics of violent crime in 2019-2021 are considered, the factors that caused the sharp surge in violence in the country are analyzed, as well as the prospects for police reform outlined by state legislators and the president's new crime prevention strategy.

Текст научной работы на тему «О РОСТЕ НАСИЛЬСТВЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В США»

Квашис Виталий Ефимович

О росте насильственной преступности в США

Рассматриваются новейшие тенденции в динамике насильственной преступности 2019-2021 гг., анализируются факторы, обусловившие резкий всплеск насилия в стране, а также перспективы реформирования деятельности полиции, намеченные законодателями штатов, и объявленной президентом США новой стратегии предупреждения преступности.

Ключевые слова: преступность, динамика, виды насильственных преступлений, всплеск насилия, новейшие тенденции в динамике насильственной преступности, стратегия предупреждения преступности.

On the rise of violent crime in the United States

The latest trends in the dynamics of violent crime in 2019-2021 are considered, the factors that caused the sharp surge in violence in the country are analyzed, as well as the prospects for police reform outlined by state legislators and the president's new crime prevention strategy.

Keywords: crime, dynamics, types of violent crime, the surge of violence, the latest trends in the dynamics of violent crime, crime prevention strategy.

Последние итоги проводимых автором многолетних исследований основных тенденций развития преступности в США подводились в статьях, опубликованных на рубеже 2018-2019 гг., где были подробно представлены показатели насильственной преступности, ее структура и динамика к началу 2018 г. [1]. Ныне, на фоне, с одной стороны, пандемии, а с другой - кардинальных политических изменений и массовых протестов, охвативших страну, криминальная ситуация в стране резко изменилась.

В недавнем отчете Совета по уголовному правосудию отмечается, что число убийств продолжает (хотя и медленно) расти, тогда как уровень других насильственных преступлений последовательно снижается [2].

В 22 самых крупных городах США число убийств в 2020 г. выросло на 30%, а за первое полугодие 2021 г. (по сравнению с тем же периодом 2020 г.) - на 16% (по сравнению с тем же периодом 2019 г. - на 42%). Это основная тенденция, определяющая ситуацию в стране в целом (есть, правда, крупные города, например Бостон или Сент-Луис, в которых число убийств в этот период, наоборот, снижалось).

В рамках этой основной тенденции заметны существенно разные вариации. Одна из них, похоже, связана с «затухающей» динамикой убийств, которая определяет общее замедление темпов их роста. Если в первом квартале 2021 г. число убийств выросло на 23%, то во втором квартале лишь на 10% (насколько этот вариант развития ситуации в стране продолжится, покажет ближайшее время, пока в силу краткосрочного периода наблюдений судить об этом трудно).

Вторая особенность ситуации связана с общим снижением других видов насильственной преступности (кроме убийств), особенно насиль-

ственных преступлений, связанных с наркотиками, и преступлений против собственности [3].

В первом случае причины роста насилия в стране большинство американских криминологов связывают с такими факторами, как распространенность и высокая общая напряженность ситуации с пандемией, заметное снижение полицейской активности и отсутствие доверия к полиции.

Во втором случае определяющим фактором явились ограничения, связанные с быстрым распространением пандемии.

В целом, как отмечается в опубликованном в журнале «Time» докладе Совета по реформе правосудия (CCJ), наблюдается новое, довольно редкое в практике расхождение между разными видами насильственной преступности, которые обычно имеют тенденцию снижаться и расти одновременно. В то же время «новой волны преступности в целом, во всех ее формах в стране не наблюдается» [4].

В приведенном докладе Совета по реформе правосудия отмечается, что «согласно предварительному отчету ФБР» число убийств в стране в 2020 г. по сравнению с 2019 г. выросло на 25%. Подчеркивается, что это самый большой скачок с тех пор, как в начале 1960-х гг. ФБР стало ежегодно публиковать данные об убийствах.

Мысль о том, что любая статистическая информация в силу своей природы всегда будет неполной и неточной, издавна является азбучной истиной.

Указание на предварительный характер отчета ФБР здесь не является случайным. Дело в том, что каждое из нескольких тысяч самостоятельных полицейских подразделений в США (на уровне графства, города, округа или штата) отвечает за свои собственные статистические данные и, в частности, за показатели убийств, но не обязано сообщать эти данные

14

ФБР, которое готовит ежегодный сводный отчет, публикуемый осенью следующего года. Поэтому в разные годы информация ФБР об убийствах может различаться в зависимости от количества подразделений (чаще на уровне штата), которые предоставили или, наоборот, не предоставили такую информацию за истекший год. На следующий год или даже в следующие два года часть подразделений (штат, округ и т.д.), «забыв» о своей самостоятельности в деле статистического учета и отчетности, направляют информацию об убийствах для сводного отчета ФБР. В результате в данных ФБР образуется «неожиданный» и заметный рост (или, что случается реже, снижение) показателей убийств в отчетном году в сравнении с предшествующими годами. Эти расхождения служат почвой для того, чтобы журналисты и криминологи стали комментировать «прилив» или «новую волну» в динамике убийств, которая де-факто почти не изменилась.

Сегодня в США ни ФБР, ни руководство федеральной власти не обладают необходимой полнотой информации о реальном состоянии и масштабах насильственной преступности в стране. Как свидетельствует американская пресса, ответа на вопрос о причинах и масштабах роста насильственной преступности президент Д. Байден не имеет [5], а без этого, отмечает газета «Washington Post», практически невозможно планирование реальных реформ в деятельности полиции [6].

Между тем 23 июня 2021 г. Д. Байден объявил о «новой стратегии по предупреждению преступности». В дополнение и в развитие прежней доктрины превентивной политики [7] президент заявил о политике нулевой толерантности в отношении недобросовестных торговцев оружием и о новом направлении деятельности всей системы юстиции, суть которого должно составить пресечение незаконной торговли оружием. «Слишком долго, - заявил Байден, - страна наблюдала за эпидемией насилия с применением оружия и других насильственных преступлений». Призвав Конгресс США принять закон о контроле над оружием, глава государства одновременно сообщил о планируемой серии указов, направленных на снижение масштабов насильственной преступности. Президент объявил, что власти штатов и городов могут использовать свою долю из прямой помощи в размере 350 млрд долларов, выделенной в рамках плана Байдена по борьбе с Covid-19, для обеспечения общественной безопасности, а также для дополнительного найма сотрудников полиции.

Характерно, что главным фактором распространенности насилия Д. Байден назвал лишь рост числа инцидентов со стрельбой после того, как в крупных городах власти начали ослаблять ограничения, связанные с пандемией.

В тот же день президент и генеральный прокурор США Меррик Гарланд провели совещание с представителями правоохранительных органов разных штатов, руководителями общин и сотрудниками аппарата президента, где обсуждались меры по усилению борьбы с преступностью (стенограмма этого совещания опубликована на сайте Белого дома). В выступлении генерального прокурора США отмечалось, что Министерство юстиции уже приступило к реализации «всеобъемлющей стратегии» сокращения масштабов насильственной преступности, которая базируется на четырех принципах:

определение стратегических приоритетов правоприменения;

укрепление доверия и легитимности в сообществах;

инвестиции в программы профилактики и вмешательства на уровне сообществ;

измерение результатов этих усилий по реальному снижению числа насильственных преступлений (а не по числу арестов и числу осужденных).

Эффективная стратегия предупреждения преступности должна решать и проблему незаконного оборота огнестрельного оружия. В этом направлении планируется отзыв лицензий и привлечение к ответственности торговцев оружием, нарушающих действующие правила. Накануне Министерство юстиции сообщило, что будут созданы несколько новых групп («ударных сил») правоохранительных органов, сосредоточенных на борьбе в основных коридорах незаконного оборота оружия в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго и других крупных городах. При всей важности планируемых мер их реализация связана с большими практическими трудностями, поскольку ей противостоят власти, законодательство и судебная практика ряда штатов. Широкую известность получил, например, недавно подписанный губернатором Техаса закон, позволяющий лицам, не имеющим судимости за тяжкие преступления и других формальных ограничений, с 1 сентября

2021 г. ношение огнестрельного оружия без соответствующего разрешения и без проверки биографии.

Среди различных показателей насильственной преступности в США в статистической отчетности правоохранительных ведомств отражаются данные о числе инцидентов с применением огнестрельного оружия, а также о числе погибших и раненых в инцидентах такого рода. Итоговой картины за 2020 и тем более за 2021 г. пока нет (она будет опубликована лишь в конце

2022 г.). Однако фрагментарные данные о таких инцидентах за 2020 г. и за первые месяцы 2021 г. показывают очевидную динамику их значительного роста в самых крупных городах США.

15

В Портленде, например, за первые три месяца 2021 г. число убийств выросло более чем в три раза (в сравнении с тем же периодом 2020 г.). В результате 278 перестрелок здесь было убито 17 человек, 58 человек получили огнестрельные ранения.

В Нью-Йорке число убийств за первые месяцы 2021 г. выросло на 11,8%, число перестрелок - на 40,1%, а число жертв от применения огнестрельного оружия выросло на 39%.

В Лос-Анджелесе число убийств в 2020 г. выросло на 38%, а за первые месяцы 2021 г. -еще на 28,3%. С 11 марта 2020 г. за год число жертв от применения огнестрельного оружия выросло в два раза (с 157 до 303).

В Миннеаполисе с 11 декабря 2020 г. по 28 марта 2021 г. число убийств выросло на 46%; массовые беспорядки и рост насилия сделали необходимым введение в город подразделений национальной гвардии.

За 14 месяцев со дня гибели Дж. Флойда законодатели штатов по всей стране внесли 3000 законопроектов о реформе полиции и исполнительных указов, а Палата представителей Конгресса приняла Закон о правосудии Дж. Флойда, касающийся деятельности полиции. Специально созданная целевая группа Совета по уголовному правосудию по проблемам деятельности полиции недавно рассмотрела более 20 самых распространенных в проектах законов и рекомендациях стратегий функционирования полиции, но, судя по всему, до консенсуса по решению этой проблемы пока далеко.

Позицию президента Байдена относительно перспектив реформирования полиции также трудно признать последовательной. Так, вместе с рядом конгрессменов и губернаторов он призывал к сокращению расходов на содержание полиции. Такая позиция была популярной в ряде крупных городов (в Миннеаполисе и Лос-Анджелесе, в Нью-Йорке и Портленде), а также в некоторых штатах, где часть расходов на полицию власти перенаправили на программы социального обслуживания населения. В Миннеаполисе, например, еще в декабре 2020 г. при утверждении нового бюджета города из расходов на содержание полиции 8 млн долларов были направлены на развитие различных программ профилактики преступности и программ социальных услуг. Более того, большинство членов городского совета выступили с инициативой роспуска полицейского управления и перехода к общественным моделям безопасности. В Портленде (штат Орегон) бюджет полиции был снижен на 18 млн долларов, в Лос-Анджелесе - на 150 млн долларов, а в Нью-Йорке городской совет постановил сократить бюджет департамента полиции на миллиард долларов и перевести эти средства на развитие образования и социальных услуг. В

целом по стране по меньшей мере 50 крупных городов сократили бюджеты своих полицейских департаментов.

Одновременно в связи с психологическим давлением на полицию в ходе протестов и беспорядков, начавшихся в Миннеаполисе после убийства Дж. Флойда, во многих подразделениях по всей стране начались массовые увольнения офицеров полиции и довольно быстро стала ощутимой проблема комплектования полицейских кадров. Например, в Сиэтле, крупнейшем городе штата Вашингтон, еще в 2020 г. уволились более 188 офицеров, а в начале 2021 г. еще 66 полицейских. В итоге штат полиции сократился на 20%. На этом фоне стал особенно заметным всплеск насильственной преступности, в первую очередь, как уже отмечалось, рост числа фактов применения огнестрельного оружия, а также рост числа убитых и раненых.

По мнению Байдена, как было указано выше, главным фактором такого всплеска насильственной преступности послужило снятие ко-видных ограничений. Между тем многие аналитики уверены, что за этим на самом деле стоит нежелание говорить правду. Главным фактором такого роста насильственной преступности были искусственно созданные выборным штабом демократов массовые «мирные протесты», а на самом деле хорошо организованная волна погромов, грабежей, поджогов и хулиганства в целях дестабилизации ситуации в крупных городах США. «Эта оставшаяся безнаказанной многомесячная вакханалия не могла не дать длительный эффект криминализации американского общества при полной и целенаправленной парализации полиции и других силовых структур» [8]. Очевидно, что без нейтрализации этого криминального потенциала, без учета реальной ситуации и факторов, ее обусловивших, рассчитывать на успех реформирования полиции не стоит.

Другая группа аналитиков в качестве причин всплеска насилия в ходе протестов в связи с гибелью Флойда называет систему или сочетание ряда объективных факторов: рост недоверия к полиции, бесконтрольный рост огромных закупок оружия населением, снижение эффективности экономики, социальное перемещение больших масс людей в связи с введением многих ограничений, связанных с пандемией. При этом все сходятся в том, что из-за пандемии 2020 г. «был просто очень необычным, годом экстремальных отклонений от исходного уровня преступности». Отсюда возникает наивная надежда, что с окончанием пандемии ситуация стабилизируется, в стране (само собой) начнется спад насильственной преступности.

Показательно, однако, что большинство аналитиков и комментаторов явно обходят сто-

16

роной источники всплеска насилия, которые обусловлены давними, глубокими и все более острыми противоречиями социального и экономического плана. Между тем в новой книге Стивена Пинкера «Лучшее в нас: Почему насилия в мире стало меньше» верно указано, что «исторический процесс цивилизации не устранил насилие, а отодвинул его на социально-экономическую обочину... Насилие сегодня

1. Квашис В.Е. Основные показатели и тенденции преступности в США // Виктимоло-гия. 2019. № 1(19).

2. URL: https://www.cnn.com/2021/07/29/us/ homicides-rise-

3. URL: https://time.com/6086558/us-homicides-

4. URL: https://counciloncj.org/violent-crime-working-group

5. URL: https://www.theatlantic.com/ideas/ archive/2021/06/23

6. URL: https://www.washingtonpost.com/202

7. Гуринская А.Л. Англо-американская модель предупреждения преступности: критический анализ. СПб., 2018.

8. Овчинский В., Жданов Ю. Можно ли побороть преступность, не борясь с ней. URL: https://www.scoopnest.com/ru/user/ZavtraRu/ 14088181380372971589. Пинкер Стивен. Лучшее в нас: Почему насилия в мире стало меньше. URL: https://www. rulit.me/books/luchshee-v-nas-pochemu-nasiliya-v-mire-stalo-menshe-read-639987-57.html

коррелирует с низким социально-экономическим статусом в основном потому, что элиты и средний класс добиваются справедливости через систему правосудия, в то время как низшие классы прибегают к решениям, которые исследователи называют "помоги себе сам"» [9]. Пандемия лишь подняла эти противоречия на поверхность, обнажила их и еще больше обострила.

1. Kvashis V.E. The main indicators and trends of crime in the United States // Victimology. 2019. No. 1(19).

2. URL: https://www.cnn.com/2021/07/29/us/ homicides-rise-

3. URL: https://time.com/6086558/us-homicides-

4. URL: https://counciloncj.org/violent-crime-working-group

5. URL: https://www. theatlantic.com/ideas/ archive/2021/06/23

6. URL: https://www.washingtonpost.com/202

7. Gurinskaya A.L. The Anglo-American model of crime prevention: critique. S. Petersburg, 2018.

8. Ovchinsky V., Zhdanov Yu. Is it possible to overcome crime without fighting it. URL: https://www.scoopnest.com/ru/user/ZavtraRu/ 14088181380372971589. Pinker, Steven. The Better Angels of Our

Nature: Why Violence Has Declined. URL: https:// www.rulit.me/books/luchshee-v-nas-pochemu-nasiliya-v-mire-stalo-menshe-read-639987-57. html

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Квашис Виталий Ефимович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России; e-mail: kvashis@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

V.E. Kvashis, Doctor of Law, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Chief Research Fellow of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Chief Research Fellow, National Research Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: kvashis@mail.ru

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.