Tolstykh Irina Nikolaevna, Mikhina Ilona Sergeevna, Saveleva Elvira Sergeevna
TO THE QUESTION ABOUT THE EXPERIENCE OF PROFESSIONAL TRAINING .
pedagogical sciences
УДК 37.013.43
К ВОПРОСУ ОБ ОПЫТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ (СТУДЕНТОВ) В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА НА ПРИМЕРЕ ПРЕФЕКТУРЫ ТОТТОРИ (ЯПОНИЯ)
© 2018
Толстых Ирина Николаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры туризма и экологии
Международного института туризма и гостеприимства Михина Илона Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и экологии Международного института туризма и гостеприимства Савельева Эльвира Сергеевна, студент Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, д. 41, email: [email protected])
Аннотация. В статье рассматривается вопрос интеграции в учебный процесс профессиональных стажировок. Определено, что стажировки способствуют обогащению эмоционального и поведенческого опыта, что является немаловажным не только на профессиональном поприще, но и в стандартных жизненных ситуациях. Анализируется профессиональный опыт работы в индустрии туризма и ресторанно-гостиничного бизнеса в Японии. Акцентируется внимание на сочетании профессиональной составляющей и эстетической направленности стажировки, что позволяет глубже проникнуть в изучение культуры, традиций, религии и особенности японского менталитета. Особое внимание уделяется особенностям гостеприимства, основанного на древних культурных традициях. Одним из важнейших аспектов подготовки специалистов в сфере туризма и гостеприимства является внедрение в учебный процесс практикоинтегрированного обучения с духовно-эстетической составляющей. Важным итогом стажировки является четкое понимание психолого-педагогических приемов в общении с клиентами и компетенций, на развитие которых в будущем необходимо сосредоточить своё внимание для успешного взаимодействия с людьми, мыслящими на другом языке и воспитанными в другой ментальной парадигме.
Ключевые слова: Япония, международная стажировка, ресторанно-гостиничный бизнес, компетентность, гостеприимство, туризм, профессиональный опыт, педагогические приемы, студенты, специалисты, префектура Тоттори.
TO THE QUESTION ABOUT THE EXPERIENCE OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS (STUDENTS) IN THE FIELD OF TOURISM AND HOSPITALITY ON THE EXAMPLE OF TOTTORI PREFECTURE
© 2018
Tolstykh Irina Nikolaevna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Tourism and Ecology of the International Institute of Tourism and Hospitality
Mikhina Ilona Sergeevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Tourism and Ecology of the International Institute of Tourism and Hospitality Saveleva Elvira Sergeevna, a student Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol st., 41, email: [email protected])
Abstract. The article discusses the issue of integration into the educational process of professional internships. It was determined that internships contribute to the enrichment of emotional and behavioral experiences, which is important not only in the professional field, but also in standard life situations. Analyzed professional experience in the tourism industry and the restaurant and hotel business in Japan. Attention is focused on the combination of the professional component and the aesthetic focus of the internship, which allows a deeper insight into the study of culture, traditions, religion and particularities of the Japanese mentality. Particular attention is paid to the features of hospitality based on ancient cultural traditions. One of the most important aspects of training specialists in the sphere of tourism and hospitality is the introduction of practical integrated training with a spiritual and aesthetic component into the educational process. An important outcome of the internship is a clear understanding of psychological and pedagogical techniques in communicating with clients and competencies, the development of which in the future requires focusing attention for successful interaction with people who think in another language and were brought up in a different mental paradigm. Keywords: Japan, international internship, restaurant and hotel business, competence, hospitality, tourism, professional experience, teaching methods, students, specialists, Tottori Prefecture.
Одним из важнейших аспектов подготовки специалистов в сфере туризма и гостеприимства является внедрение в учебный процесс практикоинтегрированного обучения с духовно-эстетической составляющей [1-9]. Духовный мир нельзя мерить только интеллектом, уровнем знаний, профессионализмом в своей сфере, если за этим не стоит нравственно-эстетическая культура. [10, с. 167] Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский заметил: «Душу и её развитие трудно подводить под какой-нибудь данный уровень, и даже само образование в этом случае не мерка, ибо бывает так, что образование уживается иногда с варварством и цинизмом». [11, с. 273]
Современное представление о личности, как о социальной матрице, состоящей из информации об окружающих нас людей, позволяет немного иначе взглянуть на важность постоянного расширения круга контактов. Человеческое сознание очень пластично и на него беспрестанно оказывают воздействия мысли и поступки ближайших нам людей. В свете этой идеи важность стажировки, которая предоставляет возможность взаи-
модействия с профессионалами мирового уровня из различных сфер деятельности трудно переоценить.
Во время визита президента России В.В. Путина в Японию в результате переговоров 2018 год был объявлен годом Японии в России [12]. Для расширения границ двусторонних связей запланированы масштабные культурные, научные и образовательные проекты, охватывающие различные сферы. Особое значение придавалось молодежному обмену между японскими и российскими вузами.
Таким образовательным проектом стала стажировка в Японию, префектуру Тоттори, студентов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, организованная международным институтом туризма и гостеприимства ВГУЭС совместно с департаментом по туризму префектуры Тоттори и туристической компанией «Fregat Aero». Данная стажировка в первую очередь демонстрирует возможность налаживания и поддержания международных контактов с профессионалами из различных сфер деятельности в индустрии туризма и гостеприимства [13].
педагогические науки
Толстых Ирина Николаевна, Михина Илона Сергеевна, Савельева Эльвира Сергеевна К ВОПРОСУ ОБ ОПЫТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ...
Япония - одно из древнейших государств в Азиатско-Тихоокеанском регионе с уникальной культурой, материальным и нематериальным культурным наследием с развитой инфраструктурой. Японцы бережно сохраняют древние традиции и историко-культурные памятники, передавая их из поколения в поколение.
Следует заметить, что сфера ресторанно-гостинич-ного сервиса в Японии поставлена на очень высокий уровень. И делегация студентов кафедры туризма и экологии не только познакомилась с культурным потенциалом, но и приобрели огромный практический опыт японского гостеприимства в индустрии ресторанно-го-стиничного бизнеса.
Японское гостеприимство представляет собой отточенный веками этикет межличностного общения, в котором при возвышении гостя/клиента не принижается хозяин/работник сервиса, каждая из сторон общения имеет возможность почувствовать собственную значимость. [14, 2 с.]
Мировоззрение японцев основано на синтоизме, который является национальной религией японцев. Синтоизм берет начало в, даосизме китайском конфуцианстве и буддизме. Следует отметить, что великий философ Конфуций придавал огромное значение церемониям и этикету, вежливых приемах: как подходить, как отступать, раскланиваться, как сообщать приятное, как придавать приличное выражение лицу [15, с. 233], что находит свое проявление и в японском синтоизме. Это один из важных факторов умения создать приятную обстановку в ресторанно-гостиничной индустрии [16, с. 163].
В Японии «гостеприимство» имеет определенное название - «Омотэнаси». И это - не просто гостеприимство, это - целая философия! Философия обслуживания клиентов. Основные принципы этой философии появились еще в VI веке. И один из основных принципов -«клиент - это Бог!». Именно такое отношение к клиенту сохранилось по сей день. «Клиент - сторона всегда пассивная, его главная задача - расслабиться и получать удовольствие, а всю ответственность за качественное предоставление услуги несет предоставляющая сторона!» [17, с. 2]. В современном мире известное выражение «клиент всегда прав» соотносится с японским изречением «Клиент - это Бог».
Практикоинтегрированная стажировка благодаря сочетанию профессиональной составляющей и эстетической направленности, позволила глубже проникнуть в изучение культуры, традиций, религии и особенности менталитета. Как следствие, обогащается эмоциональный и поведенческий опыт, что так же является немаловажным не только на профессиональном поприще, но и в стандартных жизненных ситуациях [18;19].
Программа стажировки составлена с учетом профессиональных компетенций, что позволило студентам получить неоценимый практический опыт в сфере туризма и ресторанно-гостиничного бизнеса.
Лекции и практические занятия проходили в формате деловых встреч, профессиональных мастер-классов, конференций и посещения лучших отелей и ресторанов префектуры Тоттори. Огромный опыт студенты получили от посещения одного из лучших отелей Йонаго - Kaike Grand Hotel Tensui. Специфика данного отеля заключается в том, что он построен на онсэне (природном термальном источнике), что делает его уникальным. Управляющий рассказал студентам о работе гранд-отеля, познакомил со спецификой работы отелей данного типа, о правилах поведения и тонкостях японского гостеприимства. Студентов провели по всему отелю, показывая работу обслуживающего персонала, особенности подготовки номеров разных классов к приезду гостей.
Искусство японского гостеприимства, как заметил управляющий, заключается в том, что работу обслуживающего персонала не должно быть видно и слышно. Внимание гостей акцентируется на красоте, уюте и гар-
монии от пребывания в отеле, в этом заключается эстетика японского гостеприимства.
В рамках стажировки студенты имели возможность выехать в соседние города, Мацуэ, Тоттори и Сакайминато, где познакомились с особенностями развития регионального туризма и управления туристскими объектами в этих городах в сфере туризма и ресто-ранно-гостиничного бизнеса[20].
Важная и не менее интересная встреча состоялась с представителем департамента по туризму Японии, Тетсуо Моримото, который в своей презентации представил префектура Тоттори как новый туристский брэнд. Господин Моримото обратил внимание на важность владения психолого-педагогическими приемами общения с клиентами для создания благоприятных условий для отдыха.
Все встречи, мастер-классы, презентации, раздаточный материал и неформальное общение с японцами было ориентировано на устранение мифов о Японии как стране очень далекой, загадочной и дорогой. Вся стажировка была акцентирована на привлекательность японского туризма, на желание встречающей стороны завязать новые деловые отношения, на стремлении к обмену туристами между Японией и Россией. Японцы открыто демонстрировали заинтересованность в партнерстве и долгосрочном сотрудничестве.
Япония очень многогранная и неоднозначная страна. Японцы, несмотря на свою некоторую скрытность и сдержанность, очень радушные и дружелюбные. Они уважительно относятся к себе, к окружающим и, конечно, к туристам. В стране восходящего солнца отлично ощущаешь, что эта государство отличается комфортом и безопасностью.
Поездка носила не только познавательный, но и культурно-эстетический характер. Студентам была предоставлена возможность посетить исторические, культурные и природные туристские объекты. При посещении различных объектов обратили внимание, что в выходные дни японцы семьями посещают различные культурно-исторические памятники, прививая детям с детства любовь к родине и стремление к сохранению культурного наследия.
Воспитание личности является одним из важных аспектов социально-культурной деятельности, что способствует развитию в человеке творческих способностей и воспитанию смелости мысли, способности генерировать новые нестандартные идеи. [21, с.254; 22].
Таким образом, международная образовательная стажировка в Японию - это универсальный инструмент, позволяющий пополнить свой багаж профессиональных компетенций и педагогического опыта в работе с клиентами в сфере туризма и ресторанно-гостиничного бизнеса, уточнить свои жизненные цели, установить полезные деловые контакты, развить себя как личность, а также на практике позволяет реализовать свои способности и таланты. Важным итогом стажировки является четкое понимание тех компетенций, на развитие которых в будущем необходимо сосредоточить своё внимание для успешного взаимодействия с людьми, мыслящими на другом языке и воспитанными в другой ментальной парадигме.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ильичева Е.В. Роль социально-культурного сервиса как носителя национальных ценностей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 54-56.
2. Величко А.Ю. Критерии, показатели и уровни измерения сформированности гражданской компетентности будущих менеджеров туристической индустрии // Карельский научный журнал. 2013. № 1 (2). С. 16-19.
3. Хохленкова Л.А. Преимущества метода проектов в обучении иностранному языку будущих специалистов туристических направлений в вузах сервиса //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 171-174.
4. Султанова Е.В., Фардзинова З.А. Роль молодых лидеров в развитии туристического кластера Приморского края //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 365-368.
5. Тимирясова Л.Б. Особенности преподавания иностранных
Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)
313
Tolstykh Irina Nikolaevna, Mikhina Ilona Sergeevna, Saveleva Elvira Sergeevna
TO THE QUESTION ABOUT THE EXPERIENCE OF PROFESSIONAL TRAINING .
pedagogical sciences
языков в сфере гостинично-туристического бизнеса //Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 103-105.
6. Ивлева Н.В. Формирование толерантности у молодежи через развитие этнического туризма в Казахстане //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 18-20.
7. Ефремова М.Ю. Модель организационно-экономического обеспечения профессионально-общественной оценки качества образовательных программ для индустрии сервиса и гостеприимства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 92-95.
8. Лыкова Т.Р. Программа формирования патриотической позиции у бакалавров туризма в процессе изучения курса «краеведение» // XXIвек: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 105-111.
9. Агаева Н.Ю., Веретенников А.Н. Механизмы повышения эффективности и качества подбора персонала в индустрии гостеприимства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 13-16.
10. Организация развивающего воспитательного пространства вуза: Сборник научно-методических материалов/ Сост. И.И. Зарецкая, Н.С. Чагина; Науч. ред. И.И. Зарецкая. — М.: АПК и ППРО, 2005. — 260 с.
11. Достоевский Ф. М. Записки из мертвого дома / текст подгот. и примеч. сост. И. Д. Якубович и др. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. 326 с.
12. Год Японии в России 2018 [Электронный ресурс] / Сайт посольства Японии в России. Режим доступа: https://www.ru.emb-japan. go.jP/
13. Отзывы о зарубежной стажировке [Электронный ресурс] / Сайт высшей школы менеджмента УаГТУ. Режим доступа: http:// www.ul-vshm.ru/
14. Бессонова Е. Ю. Японские устойчивые выражения в контексте культуры гостеприимства /Молодой ученый. 2017. №23.1. 5 с.
15. Конфуций Я верю в древность/Сост., перевод и коммент. И.И. Семененко. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1998. - 334с.
16. Современное российское японоведение: оглядываясь на путь длиною в четверть века / под редакцией проф. Д. В. Стрельцова. - М., АИРО-ХХ1. 2015 — 448 с.
17. Экстраординарный сервис или «Клиент это — Бог». Японская философия «Омотэнаси» [Электронный ресурс] / Сайт рекламного агентства Авеню, Владивосток. Режим доступа: http://www.avenu-vl.ru/
18. Растегаева Т.Е. Принципы педагогического менеджмента // Теория и практика обеспечения качественного образовательного процесса в современных условия: Матер. межрегион. науч.-практ. конф., г. Сочи: СГУ, 2013.
19. Луков В. А. Тезаурологическая концепция молодежи // Социологический сборник Вып. 5/Ин-т молодежи. М.: Социум, 1999.
20. С 11 по 23 июля студенты МИТГ проходили стажировку в Японии в префектуре Тоттори, г. Енаго [Электронный ресурс] / Сайт международного института туризма и гостеприимства. Режим доступа: http://mitg.vvsu.ru/
21. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: Учебник. — М.: МГУКИ, 2012. — 456 с.
22. Рындак В.Г. Гуманистические ценности креативного образования// Понятийный аппарат педагогики и образования. — Екатеринбург: СВ-96, 2010. — 238 с.
Статья поступила в редакцию 24.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018