Научная статья на тему 'Эффективность использования персонала в индустрии гостеприимства'

Эффективность использования персонала в индустрии гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2059
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективность использования персонала / подготовка кадров / кадры / туризм / гостеприимство / специалисты / efficient use of personnel / training / human resources / tourism / hospitality / professionals

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поправкина Анастасия Алексеевна, Рощина Юлия Сергеевна, Яковлева Мария Сергеевна

В данной статье рассмотрена проблема подготовки квалифицированногоперсонала для сферы туризма и гостеприимства. Тема актуальна, так как персоналиграет главную роль в организации и предоставлении качественный услуггостеприимства клиенту. Авторами проанализирована востребованность специалистовв данной сфере, структура персонала, возраст персонала, состав сотрудников пообразовательному уровню, показатели эффективного использования персонала. Болееподробно рассмотрена, с точки зрения работодателя, востребованность молодыхспециалистов. Работодатель считает, что главным преимуществом молодыхспециалистов является комбинирование их личностных свойств (целеустремленность,активность), отсутствие обычных стереотипов о поиске работы, простота усвоенияинформации, направленность на наработку профессионального опыта и на эффективнуюработу. Однако при этом у начинающего специалиста, как показывает практика, вовсеотсутствует опыт работы, и он имеет очень отдаленное представление о бизнес-средес ее установками и правилами общения. Для решения данной проблемыквалифицированных кадров авторами предложено несколько мер, позволяющих повыситьэффективность использования персонала в индустрии гостеприимства. Первоенаправление – сотрудничество между вузами и гостиничными предприятиями, чтопозволит студентам трудоустроиться по окончании высшего учебного заведения, аработодателю не приобрести «кота в мешке». Вторым направлением являетсявнедрение и реализация модели компетенций в подготовке специалистов совместно свузом и гостиничным предприятием, в результате будет создана профессиональнаямодель компетенций, которая станет основой подготовки выпускников вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Поправкина Анастасия Алексеевна, Рощина Юлия Сергеевна, Яковлева Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL USE EFFICIENCY IN THE HOSPITALITY INDUSTRY

This article deals with the problem of shortage of qualified personnel in tourism and hospitality, as staff plays a major role in organizing and providing high-quality hospitality services. The demand for professionals in this field, personnel structure, age of the personnel, the composition of employees by level of education and the key performance indicators of employment of staff are analyzed. More detail the young professionals as employers, as they are a promising resource in the labor market in the field of hospitality services. The main advantage of young professionals from the perspective of employers a combination of their personal properties (energy, active life position), the absence of the usual stereotypes in work, ease of assimilation of information, focus on gaining experience and hard work. But the young specialist is usually very little professional experience. He first enters the business environment, with its requirements, the rules of communication, which has a very professional remote idea. To solve this problem of qualified personnel, we have proposed a number of measures that will improve the efficiency of the staff in the hospitality industry. The first direction is the cooperation between universities and hotel companies that will enable students to find a job after graduating from high places, and the employer does not take a "pig in a poke." The second direction is the introduction and implementation of competency model in training together with the university and the hotel now, the result would be a professional competence model, based on which will be prepared by the graduates of the university.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования персонала в индустрии гостеприимства»

стр. 80 из 184

УДК 338.2

DOI: 10.12737/16087

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Поправкина Анастасия Алексеевна, преподаватель кафедры экономии и управления,

popravkina_nastenka@mail.ru,

Рощина Юлия Сергеевна, студентка, roshina@inbox.ru,

Яковлева Мария Сергеевна, студентка, romashka0602@mail.ru

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

В данной статье рассмотрена проблема подготовки квалифицированного персонала для сферы туризма и гостеприимства. Тема актуальна, так как персонал играет главную роль в организации и предоставлении качественный услуг гостеприимства клиенту. Авторами проанализирована востребованность специалистов в данной сфере, структура персонала, возраст персонала, состав сотрудников по образовательному уровню, показатели эффективного использования персонала. Более подробно рассмотрена, с точки зрения работодателя, востребованность молодых специалистов. Работодатель считает, что главным преимуществом молодых специалистов является комбинирование их личностных свойств (целеустремленность, активность), отсутствие обычных стереотипов о поиске работы, простота усвоения информации, направленность на наработку профессионального опыта и на эффективную работу. Однако при этом у начинающего специалиста, как показывает практика, вовсе отсутствует опыт работы, и он имеет очень отдаленное представление о бизнес-среде с ее установками и правилами общения. Для решения данной проблемы квалифицированных кадров авторами предложено несколько мер, позволяющих повысить эффективность использования персонала в индустрии гостеприимства. Первое направление - сотрудничество между вузами и гостиничными предприятиями, что позволит студентам трудоустроиться по окончании высшего учебного заведения, а работодателю не приобрести «кота в мешке». Вторым направлением является внедрение и реализация модели компетенций в подготовке специалистов совместно с вузом и гостиничным предприятием, в результате будет создана профессиональная модель компетенций, которая станет основой подготовки выпускников вуза.

Ключевые слова: эффективность использования персонала, подготовка кадров, кадры, туризм, гостеприимство, специалисты

В последнее время увеличивается социально-экономическая значимость туризма. Туризм влияет на государство в целом, на субъекты РФ, муниципальные образования и общество. Сегодня индустрия гостеприимства - это одна из главных и динамично развивающихся систем сектора экономики. В каждом гостиничном предприятии ведущее место отведено гостеприимству. Главную роль в организации и предоставлении качественных услуг гостеприимства играет персонал.

стр. 81 из 184

Востребованность специалистов в сфере туризма стабильно растет на протяжении всего 2012 года. По последним данным число вакансий для специалистов, не имеющих опыта работы, в сфере туризма выросла на 168% (рис. 1).

Рисунок 1 - Востребованность специалистов в туриндустрии [15]

Без квалифицированных кадров предприятия индустрии гостеприимства не могут приносить прибыль. Ведь именно персонал является главной составляющей гостиничного продукта.

В 2013 году с учётом новых гостиничных объектов численность персонала, сосредоточенного в гостиничной сфере г. Москвы, составила более 30 тысяч человек. На рисунках 2 и 3 представлена структура персонала, занятого в гостиничной отрасли в 2013 г.

Рисунок 2 - Структура персонала, занятого в гостиничной отрасли

г. Москвы, 2013 г.

стр. 82 из 184

Рисунок 3 - Структура персонала в гостиничной отрасли г. Москвы, 2013 г.

Одним из главных показателей эффективности использования персонала являются затраты и выручка на одного работника. В таблице 1 представлены эти показатели.

Таблица 1 - Показатели эффективности использования персонала в гостиницах г. Москвы

Гостиницы/ отели г. Выручка на одного Затраты на персонал

Москвы работника (руб.) (руб.)/одного работника

Метрополь 3 009 020 520 900

Азимут Москва ОлиМПик 3 028 465 532 670

Националь 2 500 123 556 000

Холидей Инн Симоновский 2 175 323 460 210

Славянка 1 645 032 406 740

Юность 1 786 000 376 080

Металлург 1 475 056 316 980

Саяны 1 376 150 334 760

Из таблицы 1 видно, что выручка, полученная с одного работника, окупает затраты на него, это прямой фактор, положительно влияющий на эффективность использования персонала.

Представленные показатели не дают полной картины того, как мотивация влияет на итог деятельности гостиниц. Причиной данной ситуации является наличие в организации недостатков материального элемента внешнего мотивирования [4].

Проблемой является и возрастная структура персонала гостиниц (рис. 4). Средний возраст большей части персонала, занятого в гостиничной отрасли Москвы, составил: 32% - сотрудники в возрасте 40-49 лет, более 50% работников в возрасте 40-59 лет. Получается, что примерно через 5-7 лет 30-50% ныне трудоспособного персонала

стр. 83 из 184

достигнет пенсионного возраста. Вопрос омоложения сотрудников отрасли является актуальным.

Рисунок 4 - Возрастная структура персонала гостиниц г. Москвы

среднее техническое ( уровень техникума...

среднее ^ { уровень школы) 21%

высшее

образование

12%

среднее

профессио-

нальное

28%

Рисунок 5 - Структура персонала гостиниц по уровню образования

Состав сотрудников по уровню образования (рис. 5): высшее образование имеют 12% служащих, среднее профессиональное образование - 28%, специального образования по профессии не имеет 21% персонала гостиниц, 39% - среднее техническое образование. Получается, что большая часть персонала гостиницы не имеет высшего образования.

21% сотрудников гостиничной отрасли по г. Москве нуждается в дополнительном образовании, при этом 12% персонала, имея высшее образование, нуждается в карьерном росте.

От 10 до 40% из общей численности персонала гостиниц г. Москвы занимают молодые специалисты, поскольку сегодня они являются наиболее перспективным ресурсом на рынке труда в сфере услуг гостеприимства.

Работодатель уверен, что основное преимущество молодых специалистов - это комбинирование их личностных свойств (целеустремленность, активность), отсутствие обычных стереотипов о поиске работы, простота усвоения информации, направленность на наработку профессионального опыта и на эффективную работу [1].

Однако работодатели отмечают, что возникают и некоторые трудности в работе с молодыми специалистами, которые проявляются в следующем:

1) желание быстрого продвижения по карьерной лестнице;

2) отсутствие профессионального понимания в достижении целей организации;

стр. 84 из 184

3) желание высокой заработной платы.

С точки зрения работодателей, роль молодых специалистов достаточно высока. 80% нанимателей считают, что молодые специалисты играют важную роль в их гостиницах, остальные 20% утверждают, что наоборот.

Средний балл оценки преимуществ молодых специалистов, работающих в гостиничном хозяйстве г, Москвы

Низкая стоимость труда

Омоложение» кадров гостиницы

Профессиональная

мобильность

Возможность вырастить специалиста «под свои.,. Энергичность н активность молодых специалистов

■ Средний балл оценки преимуществ молодых специалистов работающих & гостиничном хозяйстве г. Москвы

0 2 4 б 8 10

Рисунок 6 - Оценка молодых специалистов г. Москвы

Исходя из данных, представленных на рисунке 6, можно сделать вывод о том, что молодой специалист, с точки зрения работодателя, должен обладать необходимыми личностными качествами. В процессе адаптации молодые специалисты лучше воспринимают новую информацию, чем сотрудники старшего возраста [6].

Нами был проведен мониторинг гостиниц г. Москвы с целью определения гостиничных служб, куда привлекаются молодые специалисты, данные представлены на рисунке 7.

Рисунок 7 - Службы гостиницы, в которые привлекаются молодые специалисты, %

стр. 85 из 184

Сотрудники гостиниц отметили, что у молодых специалистов отсутствует профессиональный опыт, и они имеет очень отдаленное представление о бизнес-среде с ее установками и правилами общения [3].

Для решения проблемы квалифицированных кадров мы предложим ряд мер, которые, на наш взгляд, являются более действенными и позволят повысить эффективность работы персонала в индустрии гостеприимства.

1. Сотрудничество между вузами и гостиничными предприятиями

Результатом такого сотрудничества может стать самостоятельная группа профессиональных участников гостиничной отрасли. Данная группа позволит студентам трудоустроиться после окончания вуза, а работодателю не приобрести «кота в мешке». Такое решение выгодно как для вуза, так и для работодателя.

Преимущества сотрудничества для работодателя:

1) воспитание лояльных (преданных компании) сотрудников;

2) создание рабочих мест;

3) меньшие затраты на поиск новых сотрудников;

4) удовлетворение потребности компании в качественном персонале.

Для вузов:

1) предоставление практики студентам;

2) трудоустройство выпускников;

3) повышение качества образовательных услуг за счёт сочетания теории и практических занятий.

Таким образом, эффективность сотрудничества вуза и гостиничного бизнеса позволит решить целый ряд проблем:

1) повысить производительность труда;

2) создать новые технологии;

3) повысить конкурентоспособность компаний на рынке гостиничных услуг;

4) снизить уровень безработицы среди выпускников вузов.

2. Внедрение и реализация модели компетенций в подготовке специалистов совместно с вузом и гостиничным предприятием

В данном предложении модель компетенций может стать связывающим звеном между гостиничным предприятием и вузом. Учебное заведение должно выстроить учебные планы по направлениям подготовки согласно определенным компетенциям, которые будут разработаны с учётом требований, предъявляемых гостиницами.

стр. 86 из 184

Использование компетентностного подхода при обучении студентов заключается в сочетании традиционных форм (лекции, семинары) с современными активными методами обучения (кейс-практики, деловые игры, мастер-классы, стажировки, презентации проектов). Именно такая подготовка и работа над проектами в группах способствуют применению методов моделирования и прогнозирования в профессиональной деятельности, разработке иных способов разрешения проблем и т.д. [11]

Результатом реализации этих требований, предъявляемых к работникам сферы гостеприимства, является сформированная профессиональная модель компетенций, на основе которой и будут подготовлены выпускники вуза. Процесс подготовки студентов туристского вуза представлен на рисунке 8.

Рисунок 8 - Процесс подготовки студентов туристского вуза

Подготовка студентов, с нашей точки зрения, должна отражать все направления деятельности, существующие в сфере гостеприимства: управление номерным фондом, административная служба, организация общественного питания, коммерческая и техническая службы, а также вспомогательные и другие службы гостиницы.

Цель гостиничного предприятия - дать возможность студентам получить практический опыт в различных областях гостиничного дела без отрыва от учебы. Данная цель будет достигнута только тогда, когда полученные знания студентов (с учётом общей

стр. 87 из 184

модели компетенций вуза и гостиницы) будут реализованы в практике. В таблице 2 и на рисунке 9 можете увидеть, как сформированы профессиональные компетенции студентов до внедрения предложенного мероприятия и после.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2 - Профессиональные компетенции выпускников до и после проведения мероприятия

Структура профессиональных компетенций С ф орм и ро ванные профессиональные компетенции у студентов выпускников до мероприятия Сформированные профессиональные компетенции у студентов выпускников после внедрения мероприятия

Системное мышление 30 38

Инновационность 51 67

Г ибкость 45 51

Ориентация на' си стемати чес кое развитие 38 53

Организаторские способности 4] 49

Работа в команде 58 78

Коммуникативные деловые умения 47 61

Умение вести переговоры 42 63

Ориентация на клиента 56 74

Рисунок 9 - Профессиональные компетенции выпускников до и после проведения мероприятия

Наиболее перспективным направлением повышения эффективности российского профессионального образования является применение и использование в подготовке специалистов модели компетенций совместно с вузом и гостиницей [7].

стр. 88 из 184

В настоящее время гостиничный бизнес - это самое развивающее и прибыльное направление социально-культурного сервиса [8]. Общество располагает той суммой, которая нужна для отдыха и путешествий, следовательно, способно оплатить гостиничные услуги. На фоне общего подъема экономики страны гостиничное дело возрождается [12]. Однако необходимо отметить, что недостатком остается низкий уровень клиентского сервиса, комфортабельности номерных фондов и обслуживания персонала. Все это способствует закреплению актуальности вопросов, связанных с совершенствованием персонала гостиничного сервиса, созданием целенаправленного подхода к данному процессу [2].

Персонал гостиничного бизнеса будет продвигаться за счет повышения трудового потенциала работников для достижения социально-экономического результата [10]. Главная задача для отелей - это создание и поддержание высокой репутации с качественным обслуживанием, которая обеспечивается коллективными усилиями работников всех подразделений гостиницы, текущим контролем администрации и т.д. [9]

По мере возрастания значимости человеческих ресурсов почти каждый человек старается задействовать свой потенциал личного и профессионального роста, чтобы добиться больших успехов в выполняемой работе. С помощью мотивации организация дает возможность своим сотрудникам повышать профессиональные навыки и развивать личные качества, что способствует созданию кадрового ядра из

высококвалифицированного персонала, который может решить поставленные перед ним задачи [14].

Литература

1. Бухалков М.И. Управление персоналом.: учебник / М.И. Бухалков. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 400 с.

2. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес: учеб. пособие. - Ростов н/Д., 2013. - 348 с.

3. Горяинов К.С. Повышение эффективности использования ресурсного потенциала гостиницы в российских условиях: дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. - М., 2013. - 173 с.

4. Дмитриева Н.В. Гостиничный менеджмент: учеб. пособие / Н.В. Дмитриева, НА. Зайцева, С.В. Огнева, Р.Н. Ушаков. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 352 с.

5. Зайцева Н.А. Управление персоналом в гостиницах: учеб. пособие. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 с.

стр. 89 из 184

6. Кибанов А.Я. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда: монография / А.Я. Кибанов, Ю.А. Дмитриева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 229 с.

7. Кибанов А.Я. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом: монография / А.Я.Кибанов, Е.А.Митрофанова и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М,

2014. - 156 с.

8. Овчаров А.О. Экономика туризма: учеб. пособие / А.О. Овчаров. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 253 с.

9. Орловская В.П. Технология и организация предприятия туризма: учебник / В.П. Орловская; под общ. ред. проф. Е.И. Богданова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.

10. Морозова Л.С., Поправкина А.А., Чернова Д.Г. Лояльность персонала в индустрии гостеприимства и способы ее повышения // Сервис России и за рубежом. -2014. - Т.8, № 5(52). [Электронный ресурс]: URL:

http://old.rguts.ru/electronic journal/number52/contents (дата обращения: 21.03.2015).

11. Морозов В.Ю., Поправкина А.А. Особенности подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства в России: традиционный и современный подходы // Сервис в России и за рубежом. - 2015. - Т. 9, № 2 (58). [Электронный ресурс]: URL: http://www.naukaru.ru/iournal/issue/422/ (дата обращения: 21.03.2015).

12. Селюков М.В., Рогова А.В. Целевое развитие персонала как фактор успешной деятельности организаций в сфере гостеприимства // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. -154 с.

13. Таранова И.В., Трухачев А.В. Туризм. Введение в туризм: учебник. -Ставрополь: АГРУС, 2013. - 396 с. [Электронный ресурс]: URL:

http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=61125 (дата обращения: 21.03.2015).

14. Тебекин А.В. Управление персоналом: учебник. - М.: КноРус, 2013. - 432 с.

15. Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения

качества туристских услуг: доклады международной научно практической конференции. [Электронный ресурс]: URL: http://www.nat-

moo.ru/ doc/div 77 news 14122012/sbornik.pdf(дата обращения: 20.03.2015).

стр. 90 из 184

PERSONNEL USE EFFICIENCY IN THE HOSPITALITY INDUSTRY Anastasia Popravkina, lecturer, popravkina_nastenka@mail.ru,

Julia Roshina, student, roshina@inbox.ru,

Maria Yakovleva, student, romashka0602@mail.ru

Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation

This article deals with the problem of shortage of qualified personnel in tourism and hospitality, as staff plays a major role in organizing and providing high-quality hospitality services. The demand for professionals in this field, personnel structure, age of the personnel, the composition of employees by level of education and the key performance indicators of employment of staff are analyzed. More detail the young professionals as employers, as they are a promising resource in the labor market in the field of hospitality services. The main advantage of young professionals from the perspective of employers - a combination of their personal properties (energy, active life position), the absence of the usual stereotypes in work, ease of assimilation of information, focus on gaining experience and hard work. But the young specialist is usually very little professional experience. He first enters the business environment, with its requirements, the rules of communication, which has a very professional remote idea. To solve this problem of qualified personnel, we have proposed a number of measures that will improve the efficiency of the staff in the hospitality industry. The first direction is the cooperation between universities and hotel companies that will enable students to find a job after graduating from high places, and the employer does not take a "pig in a poke. " The second direction is the introduction and implementation of competency model in training together with the university and the hotel now, the result would be a professional competence model, based on which will be prepared by the graduates of the university.

Keywords: efficient use of personnel, training, human resources, tourism, hospitality, professionals

References

1. Buhalkov M.I. Upravlenie personalom [Personnel Management]. Moscow: INFRA-M, 2012. 400 p.

2. Volkov Ju.F. Vvedenie v gostinichnyj i turisticheskij biznes [Introduction to the hospitality and tourism]. Rostov-on-Don, 2013. 348 p.

3. Gorjainov K.S. Povyshenie effektivnosti ispol'zovanija resursnogo potenciala gostinicy v rossijskih uslovijah [Improvement of the effectiveness of hotel resource use under the Russian conditions]: Candidate of Economics thesis. Moscow, 2013. 173 p.

4. Dmitrieva N.V., Zajceva N.A., Ogneva S.V., Ushakov R.N. Gostinichnyj menedzhment: [Hotel management]. - Moscow: Al'fa-M: NIC INFRA-M, 2015. 352 с.

5. Zajceva N.A. Upravlenie personalom v gostinicah [Personnel management in hotels]. Moscow: Forum, NIC INFRA-M, 2013. 416 p.

стр. 91 из 184

6. Kibanov A.Ja., Dmitrieva Ju.A. Upravlenie personalom: konkurentosposobnost' vypusknikov vuzov na rynke truda: monografija [Personnel management: The competitiveness of college graduates on the labor market: a monograph]. Moscow: NIC INFRA-M, 2013. 229 p.

7. Kibanov A.Ja., Mitrofanova E.A. and so on. Koncepcija kompetentnostnogo podhoda v upravlenii personalom: monografija [The concept of competence-based approach in the personnel management: a monograph]. Moscow: NIC INFRA-M, 2014. 156 p.

8. Ovcharov A.O. Ekonomika turizma [Tourism economics]. Moscow: NIC INFRA-M, 2013.253 p.

9. Orlovskaja V.P. Tehnologija i organizacija predprijatija turizma [Technology and organization of the tourism enterprise]. Moscow: NIC INFRA-M, 2013.

10. Morozova L.S., Popravkina A.A., Chernova D.G. Lojal'nost' personala v industrii gostepriimstva i sposoby ee povyshenija [Employee loyalty in the hospitality industry and ways to develop organizational citizenship behaviour] // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2014. Vol. 8, Iss. 5 (52). PP. 98-109.

11. Morozov V.Ju., Popravkina A. A. Osobennosti podgotovki kadrov v sfere turizma i gostepriimstva v Rossii: tradicionnyj i sovremennyj podhody [Featuresof personnel training in the field of tourism and hospitality in Russia: traditional and modern approaches] // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2015. Vol. 9, Iss. 2 (58). PP. 88-99.

12. Seljukov M.V., Rogova A.V. Celevoe razvitie personala kak faktor uspeshnoj dejatel'nosti organizacij v sfere gostepriimstva [Targeted personnel development as a factor of successful activity of the organizations in the sphere of hospitality] // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education]. 2012. Iss. 4. PP. 154.

13. Taranova I.V., Truhachev A.V. Turizm. Vvedenie v turizm: uchebnik [Introduction to the tourism: textbook]. Stavropol: AGRUS, 2013. 396 с.

14. Tebekin A.V. Upravlenie personalom [Personnel Management]. Moscow: KnoRus, 2013. 432 с.

15. Professional'noe obrazovanie v sfere turizma kak uslovie povyshenija kachestva turistskih uslug [Professional education in the field of tourism as a condition for improving the quality of tourism services]: doklady mezhdunarodnoj nauchno prakticheskoj konferencii. URL: http://www.nat-moo.ru/_doc/div_77_news_14122012/sbornik.pdf (Accessed on March 20, 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.