Научная статья на тему 'К вопросу об опыте Франции по социальному сопровождению людей с нарушениями интеллекта'

К вопросу об опыте Франции по социальному сопровождению людей с нарушениями интеллекта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
792
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / ИНВАЛИДЫ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / ИНТЕРНАТЫ МАЛОЙ ВМЕСТИМОСТИ / SOCIAL ADAPTATION / SOCIAL PROCESSES / SOCIAL SERVICES / INTERNATIONAL EXPERIENCE / DISABLED PEOPLE WITH MENTAL DISABILITIES / BOARDING SCHOOLS OF SMALL CAPACITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петросян Владимир Аршакович

Автор рассматривает вопрос о том, как правительство должно регулировать предоставление социальных услуг, чтобы гарантировать, чтобы пожилым людям и инвалидам была оказана квалифицированная социальная помощь и поддержка. На основе анализа автор делает вывод о целесообразности подробного изучения и внедрения, с учетом специфики российской ментальности и практики социального облуживания, французского опыта организации сопровождения людей с нарушениями интеллекта и психическими заболеваниям, наработанный в деятельности неправительственной организации «Белые бабочки Дюнкерка». Важно то, что организация, объединяет людей с инвалидностью и членов их семей, и реализует проекты поддерживаемого трудоустройства и проживания инвалидов с ментальными нарушениями на протяжении всего жизненного цикла, во взаимодействии с местной администрацией и местным сообществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Петросян Владимир Аршакович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF FRANCE'S EXPERIENCE IN SOCIAL SUPPORT FOR PEOPLE WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The analysis of the experience of France in the field of social services, carried out in the article, shows that all national systems have a certain level of state regulation, including the control of social well-being. The ratio of public and private forms of organization of social services for citizens in foreign countries shows a wide variety of priorities in the system of organization of inpatient and home services. For example, Sweden, France, and England demonstrate a high level of government intervention, ranging from planning management, quality control, and contract management. The author examines how the government should regulate the provision of social services to ensure that the elderly and disabled are provided with qualified social assistance and support. Based on the analysis, the author concludes that it is appropriate to study in detail and implement, taking into account the specifics of the Russian mentality and practice of social service, the French experience of organizing escorts for people with intellectual disabilities and mental diseases, gained in the activities of the nongovernmental organization "white butterflies of Dunkirk". It is important that the organization unites people with disabilities and their family members, and implements projects for supported employment and residence of people with mental disabilities throughout the life cycle, in cooperation with the local administration and the local community.

Текст научной работы на тему «К вопросу об опыте Франции по социальному сопровождению людей с нарушениями интеллекта»

К вопросу об опыте Франции по социальному сопровождению людей с нарушениями интеллекта

Петросян Владимир Аршакович

доктор социологических наук, доцент кафедры социальных технологий, ГАУ города Москвы «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы» (ГАУ ИДПО ДТСЗН), pva09@mail.ru

Автор рассматривает вопрос о том, как правительство должно регулировать предоставление социальных услуг, чтобы гарантировать, чтобы пожилым людям и инвалидам была оказана квалифицированная социальная помощь и поддержка. На основе анализа автор делает вывод о целесообразности подробного изучения и внедрения, с учетом специфики российской ментальности и практики социального облу-живания, французского опыта организации сопровождения людей с нарушениями интеллекта и психическими заболеваниям, наработанный в деятельности неправительственной организации «Белые бабочки Дюнкерка». Важно то, что организация, объединяет людей с инвалидностью и членов их семей, и реализует проекты поддерживаемого трудоустройства и проживания инвалидов с ментальными нарушениями на протяжении всего жизненного цикла, во взаимодействии с местной администрацией и местным сообществом.

Ключевые слова: социальная адаптация, социальные процессы, социальное обслуживание, международный опыт, инвалиды с ментальными нарушениями, интернаты малой вместимости.

Совершенствование системы социального обслуживания затрагивает тесно связанные между собой сферы экономики, финансирования и права, каждая из которых имеет множество горизонтальных и вертикальных механизмов взаимодействия с государственными, общественными и частными организациями. Соотношение государственных и частных форм организации социального обслуживания граждан в зарубежных странах показывает большое разнообразие выбора приоритетов в системе организации стационарных и надомных услуг.

Анализ международного опыта в сфере социального обслуживания, прежде всего опыт Франции, показывает, что в национальных системах есть определённый уровень государственного регулирования, включая вопросы финансирования, планирования и контроля.

Целью социальной политики во Франции является реализация интересов и потребностей конкретного человека с инвалидностью и поощрения его независимой жизни, создание легального рынка социальных услуг, создания рабочих мест и "чистки серого рынок услуг". Предоставление социальных услуг обеспечивают государственные, общественные, некоммерческие и частные компании.

Население Франции на 1 января 2018 года составляет немногим более 67 миллионов человек, включая 65 млн. во самой Франции и 2,2 млн. в заморских департаментах (DOM). В частности, в стране насчитывается 9,5 млн. граждан с теми или другими недостатками здоровья, из них свыше 1,8 млн.

человек имеют статус инвалида, и 850 тысяч граждан, как говорят во Франции, с "ограниченной подвижностью". Во Франции понятие «инвалид» воспринимается как «лицо со слегка сниженной способностью адаптации».

При определении статуса инвалида применяются 3 категории ограничений [9]:

1. ограничение свыше 80% - считается, что гражданин непригоден к обычной рабочей среде и может получить специальное ассигнование, названное ассигнованием для взрослых инвалидов;

2. ограничение 50-79% - гражданин имеет право на специальные мероприятия помощи органов социального обеспечения и не имеет права на специальное ассигнование для инвалидов;

3. ограничение до 50% - гражданин считается способным находить работу в обычной среде без специальной помощи.

В каждом из свыше 90 административных округов существует Техническая комиссия направления и профессиональной ориентации (COTOREP). Эти окружные комиссии подчинены Главному управлению социального обеспечения Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Любое лицо, которое хочет воспользоваться правом социальной защиты, должно обратиться в окружную комиссию по месту проживания.

COTOREP признает статус инвалида, оценивает нетрудоспособность соответственно принципам, которые действуют, высказывает позицию относительно профессиональной пригодности к работе с учетом имеющихся ограничений.

На программы по поддержке инвалидов во Франции тратятся десятки миллиардов евро. Средства поступают из многих источников, включая систему социального страхования, фондов местного самоуправления, как регионов, так и департаментов, и, конечно, из государственного бюджета [10].

С тем чтобы облегчить существование инвалидов, во Франции были приняты законы, признающие за ними право на равные с остальными гражданами страны шансы в жизни, была создана система социальной помощи и поддержки. Каждый француз из числа лиц с ограничениями здоровья, получивший статус инвалида, имеет право на государственную компенсацию, размер которой зависит от уровня ограничений здоровья. Сейчас пенсия по инвалидности доходит до 900 евро в месяц. Существуют и налоговые льготы, скидки, в частности на транспорт, телефон.

Несмотря на то, что государственная политика Франции ориентирована на реализацию интересов и потребностей конкретного человека с инвалидностью и поощрения его независимой жизни, именно учреждения интернатного типа (RCF) (называемые во Франции «établissements medico-sociaux») до настоящего времени по-прежнему представляют собой основу системы, осуществляющей стационарную помощь инвалидами с метальными нарушениями. Стационарные и полустационарные учреждения для данной категории населения остаются основой системы здравоохранения во Франции. Все услуги, оказываемые в данных учреждениях, находятся в ведении департаментских советов или регионального агентства здравоохранения.

Особенности стационарного социального облуживания. Медико-социальные учреждения интернатного типа для инвалидов предоставляют: постоянное жилье для проживающих, помощь для выполнения повседневных задач, санитарно-гигиенический уход и периодическое медицинское обслуживание. Междисциплинарная профессиональная команда специалистов в этих учреждениях помогает и сопровождает проживающих во всех важных повседневных делах. Ведомственный совет и / или Региональное агентство здравоохранения, в зависимости от полученной аккредитации, оплачивают их работу либо

на ежедневной основе, либо в формате регулярного распределения средств. Во Франции функционирование RCF, управляемых некоммерческими ассоциациями, долгое время было предпочтительной моделью оказания помощи и поддержки людям с инвалидностью.

В 2017 году 90 500 взрослых людей с ограниченными возможностями жили в 2800 медико-социальных учреждениях по всей Франции, в которых работали 102 900 человек из числа медицинского, социально-психологического и вспомогательного персонала.

Наполняемость учреждений различна - от нескольких проживающих до 90 человек. Продолжительность пребывания может варьироваться от срока менее 1 года до более 20 лет. Кроме того, объекты проживания распределены по всей Франции неравномерно. Это порождает различия в ежедневной мобильности проживающих, их социальной интеграции и образе жизни.

Особенности надомного социального облуживания. Услуги по уходу на дому для инвалидов получили признание в законодательном порядке в 2000-х годах, почти через 30 лет после введения Персонального компенсационного плана (РРС).

Закон 2005-102 о равных правах и возможностях для людей с инвалидностью (2005) ввел юридическое определение жизненного проекта для инвалидов и установил принцип права на компенсацию путем введения компенсационного пособия по инвалидности PCH. Размер компенсации оценивается и персонифицируется на основе индивидуального «Жизненного проекта», разработанного в соответствии с потребностями инвалида. Финансирование компенсационного пособия по инвалидности осуществляется совместно региональными департаментами (590 млн. евро) и Национальным фондом поддержки независимой жизни (Caisse nationalale de solidarité pour l'autonomie -CNSA), учрежденный этим законом (500 млн. евро). Центры по поддержки людей

с инвалидностью были открыты в каждом региональном департаменте (Maisons départementales des personnes handicapées - MDPH) для оказания помощи в реализации жизненных проектов и управления выплатами компенсационных пособий по инвалидности. Пособие может покрывать расходы, связанные с потребностью в личной помощи, технической помощи, адаптации дома для независимого проживания или автомобиля и / или других исключительных расходов. Оценка и решения о назначении пособий принимаются MDPH.

С 2018 г. Правительством Франции реализуется межведомственная программа, направленная на улучшение качества жизни инвалидов, защиту их прав и стимулирование инклюзивных процессов в обществе. Развитие альтернативных форм независимого проживания инвалидов с ментальными нарушениями рассматриваются в контексте пунктов данной программы, ориентированных на совершенствование процедуры выделения социального жилья для аренды инвалидами, развитие инклюзивных форм проживания, адаптация частного жилого фонда к потребностям инвалидов, поддержки опекунов.

Закон об адаптации общества к старению (2016) содержит раздел законодательных норм, регламентирующих адаптацию жилья для обеспечения максимальной продолжительности проживания пожилого человека по месту жительства. Основные направления его реализации:

1. Поддержка Национального плана адаптации жилья. Увеличение количества получателей государственной помощи на адаптацию жилого помещения.

2. Развитие системы микро кредитов, позволяющих пожилым людям с низкими доходами финансировать адаптацию своего жилья.

3. Улучшения условий налогового кредита для адаптации жилья.

4. Предоставление пожилому человека право выбора модели проживания. Создание системы поддерживаемого проживания и коллективного проживания.

5. Учет демографической ситуации при городском и региональном планировании.

6. Укрепление межпоколенческой солидарности.

Закон призван также улучшить качество ухода за лицами с частично или полностью утраченной потерей автономии, и направлен на:

1. Соблюдение права граждан пожилого возраста на выбор: проживать дома или в стационарном учреждении; более строгое проведение процедуры получения согласия на помещение пожилого человека в дом престарелых; на борьбу с злоупотреблением беспомощным состоянием пожилого человека.

2. Обеспечение финансовой доступности услуг долговременного ухода путем реформирования персонализированного пособия (АРА) для зависимых людей, проживающих дома с помощью двух мер: увеличение пороговых значений плана помощи для всех получателей (АРА) и снижение сборов с пользователей.

3. Развитие независимой профессии «Помощник по уходу».

4. Улучшение информированности пожилых людей и членов их семей о правах и гарантиях для граждан старшего возраста.

5. Улучшение условий трудовой занятости пожилых людей, способствовать их экономическому росту.

6. Поддержка семейных помощников по уходу.

Реализация положений закона финансируется правительством в объеме 645 млн. евро в год за счет налога на налогооблагаемые пенсии по старости (CASA).

APA (персонализированное пособие для поддержания автономии) покрывает следующие расходы:

Помощь на дому: часы помощи на дому или домашнего ухода (днем или ночью), выполняемые третьим лицом; временное пребывание в учреждении;

служба доставки еды; дистанционная сигнализация; адаптация жилья и т.д.

Технические средства: инвалидные коляски, трости и ходунки, медицинские кровати, подъемники для пациентов, абсорбирующее белье.

APA в стационаре покрывает тариф на интенсивность ухода при потери автономии, что является одним из трех компонентов ценообразования в стационарных учреждениях.

Размер ежемесячного пособия в связи с утратой автономии в соответствии с установленной степенью утраты автономии (GIR) составляет: GIR 1: € 1 737,14; GIR 2: €1 394,86; GIR 3: € 1 007,83; GIR 4: € 672,26.

В соответствии с Законом об адаптации общества к старению, объем финансирования может быть превышен при финансировании временных решений для лиц, обеспечивающих уход (+ 501,69 € в год), и при особых случаях госпитализации (+ 996,74 €).

Примером организации сопровождения людей с нарушениями интеллекта и психическими заболеваниям является деятельность неправительственной организации «Белые бабочки Дюнкерка», объединяющая людей с инвалидностью и членов их семей. Созданная в 1961 году ассоциация реализует проекты поддерживаемого трудоустройства и проживания инвалидов с ментальными нарушениями на протяжении всего жизненного цикла. Деятельность осуществляется во взаимодействии с Мэрией г. Дюнкерк и местным сообществом. Совместно с региональным отделением ESAT (медико-социальной организацией, занимающейся вопросами профессиональной ориентации и трудоустройством людей с интеллектуальными нарушениями) реализуется проект по трудоустройству 720 человек в системе защищенного трудоустройства, базирующегося на производственных мощностях ассоциации. В соответствии выбором профессиональной деятельности, прохождением обучения и получении сертификата соответствия приобретенным компетенциям определен-

ному виду работы, люди с разной степенью нарушения интеллекта могут быть трудоустроены в производственных мастерских и комбинатах ассоциации. Продолжительность профессиональной деятельности регламентируется национальным законодательством о пенсионном возрасте.

В структуре Ассоциации действуют 8 отдельных домов сопровождаемого проживания, расположенных в регионе Дюнкерк, где поживают 166 человек. Центры различаются по контингенту, задачам реабилитационной работы, ориентацией на разный уровень автономии проживающих. В Ассоциацию входят: Центр размещения «La Marelle», Центр временного размещения "Bosquet", Центр медико-социального сопровождения Le Relais des Moëres ( Foyer d'Accueil Médicalisé (FAM), Резиденция Frédéric Dewulf, Розенхоед, Корпус пенсионеров.

Исследования социального самочувствия пожилых людей показывают, что уровень социальной интеграции, эффективность социальной адаптации и социальной инклюзии лиц, проживающих в стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания и лиц, получающих социальное обслуживание на дому, различаются. Социальные коммуникации, наличие сети социальных контактов с персоналом учреждений, приходящими родственниками, соседями, возможность постоянной поддержки обыденных социальных практик препятствуют формированию социальной изоляции, не только внешней, но и внутренней. У проживающих менее проявлены чувства одиночества, переживания своей ненужности, нежелания включаться в социальные контакты.

Изучая опыт Франции можно сделать вывод о целесообразности внедрения, с учетом специфики российской ментальности и практики социального облуживания, французского опыта организации сопровождения людей с нарушениями интеллекта и психическими заболеваниям, в т.ч. наработанный в деятельности неправительственной организации «Белые бабочки Дюнкерка».

Важно то, что организация объединяет людей с инвалидностью и членов их семей, и реализует проекты поддерживаемого трудоустройства и проживания инвалидов с ментальными нарушениями на протяжении всего жизненного цикла во взаимодействии с местной администрацией и местным сообществом.

Литература

1. Governance and finance of long-term care across Europe» Birmingham|Vienna, September 2017 European Centre for Social Welfare Policy and Research Управление и финансирование долговременных социальных услуг в Европе, 2017 год Европейский Центр социальной политики

2. Mkrtumova, I.V., Kononova, L.I., Vdovina, M.V., Studenova, E.G., Potutkova, S.A. Priorities in theory and practice of contemporary social work in Russia. 2019 Italian Sociological Review. 9 (1), pp.119-130. Retrieved from [http://dx.doi.org/10.13136/isr.v9i1.231] [DOI: 10.13136/isr.v9i1.231]

3. OECD (2018), Development Cooperation Report 2018: Ending Poverty, OECD Publishing (http://dx.doi.org/10.1787/dcr-2018-en).

4. Афонькина Ю.А. Социальная инклюзия лиц с инвалидностью и проблема человеческого достоинства // Современные исследования социальных проблем. № 11(55) - М., 2015 -ttps://www.sisp.nkras.ru

5. Изутова О.В. Адресная социальная помощь: опыт Франции -ttps://isp.hse.ru/data/2017/06/20/1170458 719/Remy%20Marquier%20DREES_Rus sie%2019-06-2017_RU_4.pdf

6. Маркье Реми (заместитель директора департамента по вопросам солидарности Французского национального управления по вопросам исследований, оценки и статистики (DREES). Социальная помощь во Франции. Презентация доклада 19 июня 2017. -Москва, 2017 -https://isp.hse.ru/data/2017/06/20/117045 8719/Remy%20Marquier%20DREES_Ru ssie%2019-06-2017_R U_4.pdf

7. Минтруд России, Информация от 28 мая 2019 г. Информация о результатах мониторинга социально-экономического положения граждан пожилого возраста

8. Петросян В.А. Социальная интеграция в практической деятельности учреждений: монография. - М.: ИПК ДСЗН, 2010. - 8,4 п.л.

9. Социальная защита во Франции. - Adecri agence pour le développement et la coordination des relations internationals, ADECRI, 2014, 154 с.

10. Прокофьев В. Мостик специального назначения // Российская газета 15.04.2019 - https://rg.ru/2019/04/15/vo-francii-na-programmy-po-podderzhke-invalidov-tratiatsia-desiatki-mlrd-evro.html

On the question of France's experience in social support for people with intellectual disabilities Petrosyan V.A.

GAU IDPO DTSZN

The analysis of the experience of France in the field of social services, carried out in the article, shows that all national systems have a certain level of state regulation, including the control of social well-being. The ratio of public and private forms of organization of social services for citizens in foreign countries shows a wide variety of priorities in the system of organization of inpatient and home services. For example, Sweden, France, and England demonstrate a high level of government intervention, ranging from planning management, quality control, and contract management. The author examines how the government should regulate the provision of social services to ensure that the elderly and disabled are provided with qualified social assistance and support. Based on the analysis, the author concludes that it is appropriate to study in detail and implement, taking into account the specifics of the Russian mentality and practice of social service, the French experience of organizing escorts for people with intellectual disabilities and mental diseases, gained in the activities of the nongovernmental organization "white butterflies of Dunkirk". It is important that the organization unites people with disabilities and their family members, and implements projects for supported employment and residence of people with mental disabilities throughout the life cycle, in cooperation with the local administration and the local community.

Keywords: social adaptation, social processes, social services, international experience, disabled people with mental disabilities, boarding schools of small capacity. References

1. Governance and finance of long-term care

across Europe" Birmingham|Vienna, September 2017 European Centre for Social Welfare Policy and Research Management and financing of long-term social services in Europe, 2017 European Centre for social policy

2. Mkrtumova, I.V., Kononova, L.I., Vdovina, M.V., Studenova, E.G., Potutkova, S.A. Priorities in theory and practice of contemporary social work in Russia. 2019 Italian Sociological Review. 9 (1), pp.119130. Retrieved from [http://dx.doi.org/10.13136/isr.v9i1.231] [DOI: 10.13136/isr.v9i1.231]

3. OECD (2018), Development Co-operation Report 2018: Ending Poverty, OECD Publishing (http://dx.doi.org/10.1787/dcr-2018-en).

4. Afonkina Yu. a. Social inclusion of persons

with disabilities and the issue of human dignity // Modern research of social problems. No. 11(55) - Moscow, 2015-ttps: / / www. sisp.nkras. ru

5. Izutova O. V. Targeted social assistance: the

experience of France-ttps: / / isp.hse. ru/data/2017/06/20/1170458719/Remy%20 Marquier%20DREES_Russie%2019-06-2017_RU_4.pdf

6. Marchier Remy (Deputy Director of the Department of solidarity of the French national office for research, evaluation and statistics (DREES). Social assistance in France. Presentation of the report on June 19, 2017. - Moscow, 2017 -https://isp.hse.ru/data/2017/06/20/1170458 719/Remy%20Marquier%20DREES_Russi e%2019-06-2017_RU_4.pdf

7. Ministry of labor of Russia, Information from

may 28, 2019 Information on the results of monitoring the socio-economic status of elderly citizens

8. Petrosyan V. A. Social integration in the practical

activities of institutions: monograph. - M.: IPK DSZN, 2010. - 8,4 p. l.

9. Social protection in France. - ADECRI agence

pour le développement et la coordination des relations internationals, ADECRI, 2014, 154 p.

10. Prokofiev V. Special purpose bridge // Russian newspaper 04/15/2019 -https://rg.ru/2019/04/15/vo-francii-na-programmy-po-podderzhke-invalidov-tratiatsia-desiatki-mlrd-evro. html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.