УДК 372.831.1 Коротенко Татьяна Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций Уральского государственного университета путей сообщения
К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Korotenko Tatyana Nikolayevna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Foreign Languages and Intercultural Communication Chair, Urals State University of Railway Transport
CONCERNING THE QUESTION OF OPTIMIZATION OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY
Аннотация:
Вопросы, поднимающиеся в статье, представляют интерес с точки зрения методики преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. В статье дано определение понятия «самостоятельная работа», конкретизированы признаки самостоятельной работы, разграничены группы аутометодических и предметных знаний и умений, требующихся при работе без педагогического управления, обоснована необходимость их взаимодействия.
Ключевые слова:
изучение иностранного языка, неязыковой вуз, признаки самостоятельной работы, аутометодические знания и умения, рефлексия, мотивация.
Summary:
The issues raised in this article are of interest from the point of view of foreign language teaching in a non-linguistic university. The author defines an independent work concept, specifies its characteristic features, and differentiates groups of auto-methodical and subject knowledge and skills needed when working without teachers’ supervision. The necessity of their interaction is substantiated.
Keywords:
foreign language learning, non-linguistic university, characteristic features of independent work, automethodical knowledge and skills, reflection, motivation.
Динамичное развитие высшего образования в России, вызванное социальными потребностями современного общества и интеграцией в мировое образовательное пространство, обусловило «изменение главных ориентиров образовательной деятельности, особенно в области преподавания иностранных языков, владение которыми является неотъемлемой частью профессиональной подготовки всех специалистов в вузе» [1, с. 104].
Анализ теории и практики обучения студентов неязыковых специальностей, а также новых требований, отраженных в нормативных документах, выявил ряд противоречий:
- между высокими требованиями к уровню владения иностранным языком выпускниками неязыковых вузов и реальным положением вещей в ходе организации и осуществления учебного процесса;
- между осознанием студентами неязыковых специальностей объективной необходимости овладения иностранным языком, совершенствованием достигнутого уровня и отсутствием целостной системы развития аутометодических умений, требующихся для этого, а также отсутствием программно-методического обеспечения в этой области.
Выявленные противоречия позволяют говорить о конкретной проблеме, существующей на сегодняшний день в неязыковых вузах, заключающейся в поиске и разработке студентами собственных способов эффективного освоения иностранного языка в процессе обучения при ограниченном количестве аудиторных часов.
Представляется, что выходом из создавшейся ситуации, может стать разработка студентами аутометодики, которая будет лежать в основе самостоятельной работы и самостоятельной учебной деятельности.
Самостоятельная работа студентов является ведущим, если не самым главным, условием получения качественного образования. Данный вид учебной деятельности развивает умения самоорганизации, самомотивации и рефлексии в освоении всех без исключения учебных дисциплин. С методической точки зрения, специфика изучения предмета «Иностранный язык» заключается именно в умении много и регулярно работать над овладением иностранным языком и дальнейшим его совершенствованием.
А.В. Конышева отмечает, что самостоятельная работа «вырабатывает у обучаемого психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке различной информации при решении новых познавательных задач» [2, с. 14]. Исходя из этого утверждения и придерживаясь точки зрения И.А. Гиниатуллина относительно понятия самостоятельной работы как разновидности учебной деятельности учащихся, осуществляемой «в различных формах без непосредственного участия преподавателей, предполагающей нарастание автономности обучающихся в управлении деятельностью и направленной на достижение основных целей обучения и подготовку к самообразованию» [3, с. 120], можно сформулировать основные признаки самостоятельной работы, а именно:
- эффективная организация подготовки и осуществления самостоятельной работы (подготовка рабочего места, обеспечение справочными материалами и т. д.);
- поэтапное планирование своей работы;
- регулярный контроль и коррекция способов и приемов осуществления самостоятельной работы;
- выработка эффективных стратегий работы над освоением того или иного материала, совершенствование способов деятельности;
- проявление творческой активности при работе в самостоятельном режиме, а также при выполнении заданий различных уровней сложности;
- осуществление итогового контроля результатов своей работы за месяц / семестр /
год.
Однако, несмотря на многочисленные характеристики и описания процессов самостоятельной работы в методической литературе, учащиеся вузов не владеют приемами и тактикой ее осуществления.
С одной стороны, на данном этапе развития нашего общества ключевым подходом при обучении студентов в вузе является рефлексивно-деятельностный подход, представляющий собой синтез компетентностного, личностно-деятельностного и рефлексивного подходов.
С другой стороны, в системе образования акцент делается не на методику учения, то есть не на разработку учащимися собственных способов и стратегий по освоению учебного материала, овладению знаниями с помощью выработанных приемов и методов, а на методически грамотное сообщение студентам определенного объема информации, его закрепление в ходе занятия и проверку домашнего задания. Несомненно, современные способы подачи информации учащимся, а также методы обучения отличаются от тех, что использовались несколько десятилетий ранее, однако «методика собственно учения» до сих пор не только не развита, но и не признается значимой и необходимой. Неотъемлемой частью обучения, а также осуществления успешной самостоятельной работы, а в дальнейшем и самостоятельной учебной деятельности любого студента, аспиранта, молодого специалиста - выпускника вуза, должна стать аутометодическая составляющая его деятельности.
Аутометодическая составляющая - это комплексное сочетание умений планирования, организации, регулирования и контроля самообразовательной деятельности, а также знаний способов и приемов самостоятельной работы и владение ими. Деятельность учащегося (студента), владеющего аутометодикой, предполагает осознание им потребности в самообразовании и наличие устойчивой внутренней мотивации к нему. Деятельность не существует без потребности, лежащей в основе мотива. Мотив же, в свою очередь, порождает деятельность и задает цель, определяющую совокупность тех или иных действий, которые и составляют данную деятельность.
С точки зрения П.И. Пидкасистого, потребность в самообразовании является комплексной и объединяет в себе следующие группы:
1. Потребность в информации, необходимой для решения профессиональных задач, для осуществления деятельности, направленной на саморазвитие, для решения повседневных задач.
2. Потребность в овладении навыками, умениями, способами и приемами осуществления и совершенствования познавательной и творческой деятельности.
3. Потребность в постановке целей и прогнозировании конечного результата и, как следствие, потребность в управлении своей деятельностью.
4. Потребность в положительных эмоциях: радости, удовольствии, удовлетворенности результатами своей деятельности и т. п. [4].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что, кроме потребностей и умений по организации самостоятельной работы, учащимся необходима определенная информация и конкретные знания, содержание которых с позиций аутометодики представляет собой совокупность нескольких составляющих:
- знание необходимой терминологии («самостоятельная работа», «самостоятельная учебная деятельность», «самообразовательная деятельность» и др.), знание содержания этих понятий, а также групп действий, являющихся основными при работе без педагогического управления;
- знание эффективных стратегий, методов и средств осуществления самостоятельной учебной деятельности по освоению и совершенствованию иностранного языка;
- знание объективных способов и критериев оценки результатов своей самостоятельной и самообразовательной деятельности.
Однако, аутометодические знания неэффективны без знаний предметных. Предметные же знания, в свою очередь, «не могут быть реализованы в полной мере без аутометодической регуляции» [5, с. 73]. К предметным знаниям относятся знания фонетики иностранного языка, грамматики, лексики и т. д.
Достижение поставленных целей в ходе работы в самостоятельном режиме происходит в процессе применения способов и стратегий по изучению и совершенствованию иностранного языка, разработанных учащимися лично, а также в ходе применения аутометодических умений и осуществления определенных действий самообразовательного характера.
Исходя из анализа категорий рефлексивно-деятельностного подхода, его функционально-содержательной характеристики, представленной в различных источниках, и опираясь на работы И.А. Гиниатуллина, И.А. Зимней, Ф.Г. Золотавиной и других ученых, занимающихся вопросами сущности и содержания общих и специальных учебных умений (действий), а также вопросами развития самообразовательной компетенции, можно выделить четыре группы комплексных умений, в основе которых заложены аутометодические и предметные действия учения и самообразования применительно к овладению иностранным языком.
1. Рефлексивные и диагностические умения:
- умения самодиагностики своего мотивационного состояния, направленного на самостоятельное освоение иностранного языка в принципе;
- умения диагностики своего внутреннего состояния к осуществлению познавательной деятельности;
- умения преодоления возникающих трудностей и неблагоприятных мотивационных состояний в ходе осуществления учебно-познавательной деятельности на иностранном языке;
- умения вырабатывать и закреплять внутреннюю и внешнюю положительную мотивацию на выполнение самостоятельной работы и самостоятельной учебной деятельности в процессе изучения иностранного языка и совершенствования уровня владения им;
- умения настраивать себя на рефлексию и анализ результатов проделанной работы и ее коррекцию и т. д.
2. Умения целеполагания и планирования:
- умения ставить условно-коммуникативные и коммуникативные задачи, исходя из собственных практико-языковых потребностей;
- умения планировать этапы решения поставленных задач;
- умения подбирать учебные материалы и средства для осуществления самообучения и самоконтроля при овладении иностранным языком и т. д.
3. Организационные умения:
- умения рационально распределять свое время, вести индивидуальный дневник наблюдений и отчетности;
- умения самостоятельно работать с различными источниками информации для расширения имеющихся знаний и совершенствования коммуникативных действий;
- умения находить партнеров для совершенствования уровня владения иностранным языком и т. д.
4. Умения контроля и коррекции:
- умения осуществлять анализ и коррекцию своей деятельности по освоению и совершенствованию уровня владения иностранным языком;
- умения актуализации имеющегося собственного опыта с целью проверки правильности выполнения действий аутометодического характера;
- умения выявлять типичные для себя ошибки и разрабатывать пути их устранения
и т. д.
Представленные выше группы могут быть расширены и дополнены, но следует обратить внимание на тот факт, что основная функция аутометодических действий (умений) заключается в методической регуляции познавательных действий, которыми могут являться предметные действия аудирования, предметные действия профессионально-ориентированного чтения и др. Предметные же действия в составе познавательных являются объектами управления со стороны аутометодических. Без аутометодического компонента эти действия теряют качество сознательного совершенствования. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что эффективность осуществления студентами самостоятельной работы и самостоятельной учебной деятельности в процессе изучения иностранного языка при малом количестве аудиторных часов в неязыковом вузе зависит от владения учащимися аутометодикой (собственной методикой) и от сознательного ее применения на практике.
Ссылки:
1. Сергеева Н.Н., Симонова А.Ю. Формирование коммуникативно-проектировочных умений студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку // Педагогическое образование в России. 2012. № 1. С. 104-107.
2. Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. СПб. ; Минск, 2005. 208 с.
3. Гиниатуллин И.А. Самостоятельная работа в обучении иностранному языку как специальности // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики : материалы ежегодной международной конференции. Екатеринбург, 1-2 февр. 2013 г. / Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 2013. Ч. III. 160 с.
4. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. Второе издание, доп. и перераб. М., 2005. 144 с.
5. Кузнецова М.Ф. Развитие иноязычной самообразовательной компетенции у студентов педагогического колледжа : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2011. 240 с.