ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.147:331.548
Аспирант Е.А. Ефименко, директор Института экономики и управления Г.В. Короткова (Мичуринский гос. аграр. ун-т) кафедра правового обеспечения, тел. 8-(47545)945-11 Е -mail: efimenko- egor2 014@yandex. ru
Postgraduate E.A. Efimenko, Director of Institute Economics and Management G.V. Korotkova
(Michurinsk State Agrarian University) chair of legal support, tel. 8-(47545)945-l 1 E -mail: efimenko- egor2 014@yandex. ru
К вопросу об определении «содиокультурная компетентность» в современной педагогической науке
On the definition of «socio-cultural competence» in modern pedagogical science
Реферат. Серьезные теоретико-методологические изменения в содержательном и процессуальном аспектах российской системы образования обусловил переход к компетентностной парадигме. Отечественные теоретики и практики, анализируя опыт внедрения принципов Болонского соглашения, говорят о необходимости ее совершенствования в российской действительности. Руководство страны ставит конкретную задачу включения в перечень базовых компетенций, предусмотренный Стандартом образования, культурной составляющей. Она позволит воспитать социально активную личность гражданина РФ, обладающую, помимо необходимых профессиональных компетенций, высокой культурной грамотностью и способностью к социокультурной адаптации в изменяющейся социальной реальности. Особенно это актуально в сфере высшего профессионального аграрного образования. Усиление значения социокультурной компетентности в высшем профессиональном образовании позволит будущему работнику сферы АПК на более высоком качественном уровне воспринимать, понимать и транслировать историко-культурный опьп развития сельских территорий и сельскохозяйственного производства. Указанная задача может бьпь решена только при системном подходе, включающем теоретическую и практико-ориентированную деятельность по закреплению социокультурной компетентности в качестве доминантной. Анализ теоретических разработок последних лет позволяет констатировать, что в современной педагогической науке, актуализирующей компетентный подход, до сих пор представляются проблемными классификация и определение содержания некоторых компетентностей. В частности, «социокультурная компетентность» для современной педагогики видится актуальным, но недостаточно разработанным понятием, при трактовке которого возникают определенные разночтения.
© Ефименко Е.А., Короткова Г.В., 2015
78
Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания, № 3, 2015
Проанализированы социолингвистический, коммуникативный и коммуникативно-профессиональный подходы, оперирующие данным термином; производится попытка использования универсального (холистического) подхода для снятия противоречий, связанных с узкой трактовкой категории «социокультурная компетентность». Детализировано определение «социокультурная компетентность».
Summary. Serious theoretical and methodological changes in the substantive and procedural aspects of the Russian education system has led to a transition to competency paradigm. Domestic theorists and practitioners, analyzing the experience of implementing the principles of the Bologna agreement, talking about the need to improve it in the Russian reality. The country's leadership at the highest level, sets specific objectives included in the list of basic competencies required by education Standart, cultural component. It will allow to educate socially active person a citizen of the Russian Federation, having, in addition to the necessary professional competence, high cultural literacy and socio-cultural adaptation in a changing social reality. This is especially true in the field of higher vocational agricultural education. The increased importance of socio-cultural competence in higher vocational education will enable future AIC workers at a higher level of quality to perceive, understand and translate the historical and cultural experience of rural development and agricultural production. The above problem can be solved only with the systematic approach that includes both theoretical and practice-oriented activities to consolidate the socio-cultural competence as a dominant. Analysis of the theoretical developments of recent years allows us to conclude that in modern pedagogical science, actualized competent approach still poses a problem classification and determination of certain competencies. In particular, the «socio-cultural competence» for modern pedagogy seems relevant, but insufficiently developed concept in the interpretation of which is subject to certain misunderstandings. The article analyzes the socio-linguistic, communicative and communicative and professional approach that operate this term; tries to use a universal (holistic) approach to removing inconsistencies related to a narrow interpretation of the category of «socio-cultural competence». The author details the definition of «socio-cultural competence».
Ключевые слова: высшее образование, компетентность, компетенция, социокультурная компетентность, профессионально-культурная компетентность, АПК, аграрное образование.
Keywords: higher education, competence, competence, social and cultural competence, professional and cultural competence, agriculture, agricultural education.
Отечественное высшее профессиональное образование с введением в конце XX в. компетентностного подхода перешло на качественно новый уровень, позволяющий обеспечить обучающихся необходимым инструментарием как понимания, так и оптимального действия в меняющейся социальной реальности, трансформирующихся условиях жизни, обучения и работы. По мнению Г.В. Коротковой, прообразом компетентностного подхода являются идеи общего и личностного развития, сформулированные в контексте психолого-педагогических теорий развивающего и личностно-ориентированного образования [5]. Это требование вполне соответствует замене в управленческой культуре РФ советской модели «кадрового» подхода на модель управления персоналом. Последняя, при включении работника в систему взаимоотношений организации, предпочитает учитывать присущие личности индивидуальные черты. Предполагается, что в процессе обучения личность будущего квалифицированного сотрудника должна приобрести (сформировать) определенный комплекс профессионально ориентированных характеристик, имеющих как
79
Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания, № 3, 2015
теоретический, так и практических характер. Единицей измерения в данном случае сослужат компетенции.
Целью компетентностного подхода в сфере высшего профессионального образования является формирование и развитие основных значимых компетентностей у студентов, которые определяют их эффективную социализацию и профессионализацию [11]. В отличие от термина «квалификация», компетентность содержит не только набор профессиональных знаний и умений, навыков и опыта, но также инициативу, коммуникативные способности, способность к работе в коллективе, умение учиться, оценивать социальную ситуацию, логически и критически мыслить, отбирать и использовать необходимую информацию. Компетентность определяется как стремление и готовность применять знания, умения и необходимые личные качества для успешной профессиональной деятельности [6].
Базовыми понятия компетентностного подхода являются «компетенция» и «компетентность». В русском языке термин «компетенция» означает совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица. Однако влияние англоязычных источников изменило его звучание в соответствии с концепцией деятельностного подхода, и в определении психологического толкового словаря мы встречаем уже следующее: «компетенция -область деятельности, значимая для эффективной работы организации, в которой индивид должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, гибкие способности и профессионально важные качества личности» [10].
При качественном анализе понятий «компетенция» и «компетентность» в научной литературе было выявлено, что они часто неоправданно отождествляются. Полностью разделяем мнение В.А. Зарыгина, который в своем диссертационном исследовании «Формирование профессиональной компетентности специалиста в системе корпоративного обучения» доказывает необходимость различения терминов «компетентность» и «компетенция», поскольку первое понятие выступает лишь в качестве результата научения (обученности), в то время как компетенция - это компетентность в действии. При этом должны выделятся такие оценочные параметры, как усвоение (знаний, навыков, умений) и применение (имеющее отношение к выполнению деятельности). Указанное требование полностью удовлетворяет формулировке О.Е. Лебедева, который полагает, что компетентностный подход есть «совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» [12].
При этом содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем, а смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования, а оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения. В этой связи компетенции могут рассматриваться как сквозные, вне- над- и метапредметные образования, интегрирующие как традиционные знания, так и разного рода обобщенные интеллектуальные, коммуникативные, креативные, методологические, мировоззренческие и иные умения, готовность к различным видам социальной и профессиональной деятельности.
По мнению ряда российских ученых (Л.В. Занина, Н.П. Меньшиков, Д.А. Иванов, В.И. Байденко), при анализе исследуемого вопроса необходимо исходить из формулировки европейского проекта TUNING, полагающего, что «...понятие
80
Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания, № 3, 2015
компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте)» [1, С. 11]. В первое десятилетие XXI в. Министерство образования РФ официально утверждает классификацию компетенции, основанную на бинарном принципе: общие (универсальные, ключевые, «надпрофессиональные») и профессиональные (предметно-специализированные). В частности, к общим компетенциям относятся:
- социально-личностные, гуманитарные и коммуникативные, подразумевающие общую культуру, приверженность к этическим ценностям, терпимость, способность к конструктивной критике и самокритике, умение работать в коллективе;
- общенаучные, в том числе гуманитарно-социальные и экономические; базовые компьютерные и лингвистические навыки; способность понимать и использовать новые знания и т.д. [2, 3].
Опыт внедрения компетентностной парадигмы в практику современной отечественной высшей школы выявил определенную тенденциозность, стремление к преимущественному развитию узкоспециализированных профессиональных программ обучения, отвечающих, прежде всего, условиям экономической оптимизации затрат на образовательный процесс. Это, в свою очередь, не смогло не сказаться на результативности выполнения образовательных функций учебных заведений и существенно трансформировало набор компетенций у выпускников учебных заведений. Снижение в учебной нагрузке гуманитарной составляющей приблизительно 25 % в технических и вузах аграрной направленности привело к ослаблению воспитанности и социогуманитарной образованности выпускников, что, в свою очередь, повлияло на интенсивность социализации и инкультурации их в социокультурный универсум. Современная парадигма российского образования должна включать в обязательном порядке и социокультурную составляющую, без которой она потеряет свою национальную идентичность.
25 сентября 2012 г. Президент России В.В. Путин на заседании Совета по культуре и искусству сказал следующее «сегодня многие деятели культуры обеспокоены снижением в современной системе образования гуманитарной составляющей. Полностью разделяю эту озабоченность. Школа, дошкольные учреждения, университеты не просто передают набор знаний и компетенций - они должны воспитывать личность, учить критически самостоятельно мыслить, четко проводить грань между добром и злом. Убежден, важнейшая задача образования - формировать внутреннюю культуру и вкус человека, его ценностные ориентиры и мировоззрение». «В России множество образованных молодых людей, но проблемы в системе образования есть и над их решением надо работать» - заявил В.В. Путин на встрече с молодежью в Пензе 15 октября 2014 г.
Особое значение социокультурное развитие приобретает в высших учебных заведениях аграрного профиля подготовки. 18 ноября 2014 г. глава Минсельхоза России Николай Федоров при обсуждении проекта «Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» отметил, что «...основное звено в цепи проблем отечественного АПК - это социальное обустройство села.., предусматривающее сохранение культуры и традиций».
Указанные проблемы современное отечественное образование способно решить при введении в функциональную схему образовательного процесса понятия «социокультурная компетентность». В современной педагогической науке в данном вопросе сформировались общеметодологический и узкопрофессиональный подходы. Первый - разрабатывает общие проблемы формирования
Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания, № 3, 2015
социокультурной компетентности личности (И.Г. Самохвалова, Е.Ю. Почтарева, С.С. Рапопорт) и полагает, что социокультурная компетентность должна быть присуща каждому образованному человеку. Второй - включает понятие «социокультурная компетентность» в качестве операционной составляющей профессионального образования высшей школы следующих направлений:
- у выпускника классического университета (Е.И. Снопкова, И.В. Угликова): преподавателя высшей школы (В.Н. Аниськин, В.И. Богословский, Т.А. Жукова);
- в системе языковой подготовки специалистов высшей школы (О.А. Дареева, С.А. Дашиева, В.В. Абрамова, А.А. Давлетшина, Ю.Л. Малкова, Т.В. Болдырева, Е.Я. Пантеева, Т.И. Бекаревич, Г.Б. Штельмах, А.Ю. Авакова, Е.А. Жежера); в системе языкознания (Н.И. Сосновская);
- у студентов неязыковых направлений подготовки: педагогов физического воспитания (С.В. Пахотина), инженеров (Г.В. Панина), экономистов (И.В. Калягина);
- как гарант безопасности межкультурных коммуникаций (А.В. Непомнящий).
Для анализируемых тенденций в современной педагогической науке есть
определенные теоретические и историко-культурные основания. Кратко рассмотрим генезис содержательного компонента «социокультурная компетентность» в системе научного поиска. Истоки социокультурной компетентности (СКК) необходимо искать в системе лингво-коммуникативных исследований конца XIX - начала XX вв. В частности, Ф. де Соссюр [13] связывает лингвистический аспект коммуникации с культурно-историческим контекстом содержания феномена коммуникативного акта. Ван Эком в конце XX в. среди прочих элементов коммуникативной компетентности выделяет социокультурную компетенцию и понимает ее как усвоение экстралингвистической информации, необходимой для адекватного общения и взаимопонимания [8].
Таким образом, становится коммуникативная и социолингвистическая традиция, которая раскрывает понятие СКК как «совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка». Содержание СКК может быть представлено в виде четырех составляющих:
а) социокультурные знания (сведения о стране изучаемого языка, духовных ценностях и культурных традициях, особенностях национального менталитета);
б) опыт общения (выбор приемлемого стиля общения, верная трактовка явлений иноязычной культуры);
в) личностное отношение к фактам иноязычной культуры (в т. ч. способность преодолевать и разрешать социокультурные конфликты при общении);
г) владение способами применения языка (правильное употребление социально маркированных языковых единиц в речи в различных сферах межкультурного общения, восприимчивость к сходству и различиям между родными и иноязычными социокультурными явлениями) [9].
Можно говорить о наличии/отсутствии у обучающегося способностей к межкультурному общению, исходя из анализа следующих личностных характеристик: открытости, терпимости и готовности к общению. Под открытостью понимается свобода от предубеждения по отношению к представителям иной культуры; терпимость проявляется в толерантном отношении к проявлениям чуждого, непривычного нам в других культурах; готовность к общению выражается в желании и возможности вступать в активное общение с представителями иной социокультурной общности. Отсутствие или недостаточная сформированность социокультурной компетентности является причиной возникновения ошибок социокультурного
82
Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания, № 3, 2015
характера и, как следствие таких ошибок, дискоммуникации, т.е. нарушения хода иноязычного общения. Формирование социокультурной компетентности предполагает социокультурную адаптацию, интеграцию личности в новую культуру» [13].
Мы считаем этот подход односторонним для образовательного процесса подготовки профессионала - специалиста АПК, не связанного с лингвистикой. Понимая узость культурно-лингвистического подхода, некоторые отечественные исследователи расширяют его педагогический потенциал от границ понятия «языковая культура» до устоявшихся границ общепринятого понятия «культура». В частности, проблемы формирования социокультурной компетентности в системе высшего профессионального образования: у выпускника классического университета (Е.И. Снопко-ва, И.В. Угликова); преподавателя высшей профессиональной школы (В.Н. Анись-кин, В.И. Богословский, Т.А. Жукова).
Отметим, что рассматриваемая проблема охватывает как систему личности обучающегося, так и систему вузовского образования, которое, с одной стороны, ориентирует на создание особых, культуроемких отношений между всеми его субъектами (профессорско-преподавательским составом и студенческим сообществом), а с другой - ориентирует на те особенности, которые ожидаются в будущей профессиональной деятельности выпускников вуза. Межличностное взаимодействие в данном случае формирует следующие культурные среды: личностную, социально ориентированную и профессионально ориентированную. Поэтому деятельно-функциональная составляющая социокультурной компетентности предполагает универсальный подход к различным сферам культуры: индивидуально-личностной, групповой, этнической, цивилизационной. Это предполагает серьезную проблему определения социокультурной составляющей в ряду с другими универсальными компетенциями. Здесь возникает определенный логический парадокс, заставляющий нас определять универсальное/многомерное понятие через другое универсальное/многомерное понятие. Так возникают серьезные разночтения, порождающие разделяемый большинством авторов тезис, что единой модели формирования социокультурной компетентности не существует [4].
При осуществлении глубокого анализа профессиональной компетенции Е.А. Александрова, В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская и др. достаточно единодушны в том, что социально-психологическим стержнем профессионально ориентированного межличностного взаимодействия является общение - «информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения». Все это приводит нас к пониманию культуры общения обучаемого. Раскрывая поэтапно различные виды общения, авторы полагают, «что общение всегда носит конкретно-исторический характер, то есть связано с конкретными личностями, их культурами и данной эпохой» (Г.В. Короткова). Таким образом, коммуникативная и профессиональная компетентности полагаются культуроцентрированными.
Явную тенденцию к обобщению и применению холистического подхода находим в общеметодологическом подходе к пониманию сущности СКК у И.Г. Самохваловой, Е.Ю. Почтаревой, которые полагают, что социокультурная компетентность должна быть присуща любой личности полноценного гражданина своей страны, а С.С. Рапопорт полагает социокультурную компетентность неотъемлемым атрибутом интеллигентного человека, которая помогает сформировать последнему основные мировоззренческие паттерны, формирующие в системе мышления интеллигента основную структуру - «здравый смысл».
В частности, Н.В. Шарковская исследует формирование социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования на основе структурно-функционального подхода, результатом которого является научная концепция
Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания, № 3, 2015
социально-культурной активности личности. И.В. Бабурова доказывает связь между традиционными национальными ценностями и ценностями общества потребления. С.И. Беленцов изучает проблему гражданской активности обучающихся и увязывает это с развитием социальных потребностей будущих специалистов. Проблему развития культуры социального поведения граждан в условиях открытого гражданского общества разрабатывают Г.П. Андронюк, А.В. Батов, В.П. Богданова, В.А. Григцук и др. Они полагают, что образовательная среда вуза должна претерпевать серьезные трансформации для более эффективного формирования творческой личности обучающегося, рассматривая ее как основной фактор социального и экономического развития.
Подобные идеи возникают у исследователей, разрабатывающих вопросы профессиональной подготовки в системе высшей школы, например, студентов неязыковых направлений вуза, преподавателей физической культуры (С.В. Пахотина), при подготовке инженеров (Г.В. Панина), будущих экономистов (И.В. Калягина). Проблему формирования СКК у учащихся и педагогов в условиях сельской малокомплектной школы поднимает Т.Н. Фартусова. Она поднимает серьезный вопрос формирования социокультурной идентичности сельских школьников. Ответ на данный вопрос должен находиться, в т.ч. и за пределами системы образования. Подобный тезис встречаем и в работе С.А. Жолдасбаевой, посвященной формированию социокультурной компетенции у старшеклассников школы-интерната.
Анализ разнообразной научной литературы приводит нас к выводу, что содержание термина «социокультурная компетентность» должно иметь межпарадиг-мальный характер и находиться в границах культурологической и функциональной парадигм современного образования. Это, в свою очередь, обусловливает двойственность подходов к его определению и выявлению методической основы в системе высшей школы. Дефиниция «культура» дается с позиции общекультурного контекста развития всей цивилизации и этноса. В данном случае образование и профессиональная деятельность представляются лишь следствием глобальных историко-культурных процессов. Однако в функциональной парадигме наибольший акцент делается не на общекультурные, а на узкопрофессиональные идеалы, цели и ценности, обусловленные актуальным уровнем развития сферы экономики и производства конкретного региона.
В определении Е.Ю. Почтаревой, где СКК понимается как «сложное, многомерное образование знаний, умений, навыков в области социальных отношений и культуры, опыта осуществления способов деятельности, опыта творческой деятельности», явно доминирует культурологический подход. Здесь требуется детализация в контексте функционалистического подхода, существенно трансформирующая данное определение. Выявленное противоречие может быть снято при введении в операционную модель одновременно 2-уровней культуры - обще социальной и профессиональной, что, в свою очередь, подразумевает необходимость создания более подробной классификации и определения, включающего общекультурную и профессиональную составляющие понятия «социокультурная компетентность».
Для правильного понимания онтологических и функциональных черт СКК необходимо концептуально переосмыслить процесс реализации деятельностной активности объекта педагогического воздействия во взаимоопределяющих культурных средах:
- социально-коммуникативной среде личности студента, образующей символический коммуникативный универсум;
- социально-культурной среде, формируемой образовательным пространством учебного заведения (смыслы, образы, ценности, мотивация образовательной
84
Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания, № 3, 2015
деятельности, смыслы и практика «наукоучения» и самообразования, корпоративная культура, модели общения и деятельности);
- в сфере профессиональной культуры (смыслы, цели, образы, паттерны будущей профессиональной деятельности, овладение специфическим понятийным аппаратом, наличие определенного уровня профессионального мышления и характера поведения, способности к профессиональному общению, овладение методами профессиональной идентификации/самоидентификации, способность решать поставленные профессиональные задачи и проблемы).
Эти условия смогут расширить определение СКК, под которым полагаем понимать: «многоуровневый феномен социальной действительности, находящийся в сферах социальной, педагогической и профессиональной деятельности, включающий в себя комплекс эпистемологических, когнитивно-эвристических, аксиологических и праксеологических (деятельностно-профессиональных) характеристик объекта образовательного процесса».
Анализ основных теоретических посылок убеждает, что работающий в российской системе образования компетентностный подход еще не преодолел внутренней противоречивости. Разработанная теоретическая платформа компетентностной парадигмы в условиях российской высшей школы позволяет говорить о доминировании в ней, прежде всего, функциональной (узкопрофессиональной) подготовки студентов. Это сказывается на уровне подготовки высококвалифицированных кадров. Эта проблема относится к сфере аграрного образования России. Трансформация структурного и содержательного компонентов всей образовательной системы во втором десятилетии XXI в. ориентирована на гармонизацию отношений экономикопроизводственного рынка и рынка предоставления образовательных услуг. Результаты деятельности образовательной системы ставят перед ней в лице высшего руководства страны требование серьезных усилий по гармонизации образовательного процесса и включение в него социокультурной составляющей. Полагаем, что детализация содержательной компоненты социокультурной компетентности может помочь выполнить задачу, поставленную перед современным российским образованием.
1. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения [Текст]: методическое пособие / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
2. Байденко, В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап [Текст] / В.И. Байденко, Дж. Ван Зантворт.- изд. 2-е допол. и перераб. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.
3. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения
[Текст]: материалы к четвертому заседанию методологического семинара /
А.А. Вербицкий. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 92 с.
4. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я.Л. Коломинский. - Минск, 1976.
5. Короткова, Г.В. Формирование профессионально-культурной компетентности будущего специалиста в образовательном процессе аграрного вуза [Текст] : авто-реф. дис. канд. пед. наук / Короткова Г.В. - Саратов, 2008. - 18 с.
ЛИТЕРАТУРА
-111с.
85
Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания, № 3, 2015
6. Кузнецов, Н.Г. Роль компетентностного подхода в повышении качества финансового образования [Текст] / Н.Г. Кузнецов / / Успехи современного естествознания. - 2008. - № 9. - С. 53-54.
7. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
8. URL: rudocs. exdat.com/docs/index-152246. html?page=4 (Дата обращения:
16.12.14) .
9. URL: www.magazine.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=335 - Психологический толковый словарь (Дата обращения: 20.12.14).
10. URL: www.moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/ (Дата обращения: 20.12.14).
11. URL: www.pedlib.ru/Books/3/0389/3_0389-l.shtml (Дата обращения:
21.12.14) .
12. URL: www.studopedia.info/l-73409.html (Дата обращения: 22.12.14).
13. URL: cyberleninka.ru/article/п/motivatsionno-chuvstvennyy-komponent-professionalno-kulturnoy-kompetentnosti-buduschego-spetsialista (Дата обращения:
21.12.14) .
REFERENCES
1. Baydenko, V.I. Identification of competencies of graduates as a necessary stage of designing a new generation of FSES HPE [Text] / V.I. Baydenko. - Moscow, 2006. - 72 p.
2. Baydenko, V.I. Modernization of vocational education: the current stage [Text] / V.I. Baydenko, J. Van Zantvort. - Moscow, 2003 - 111 c.
3. Verbitsky, A.A. Competence approach and the theory of contextual learning: Proceedings of the fourth session of the methodological seminar [Text] / A.A. Verbitsky. - Moscow, 2004. - 92 p.
4. Kolominsky, Y.L. Psychology relationships in small groups [Text] / Y.L. Kolomin-sky. - Minsk, 1976.
5. Korotkova, G.V. Formation of professionally-cultural competence of future professionals in the educational process of agrarian university [Text] / G.V. Korotkova.
- Saratov, 2008.
6. Kuznetsov, N.G. The role of competence approach to improve the quality of financial education [Text] / N.G. Kuznetsov // The successes of modem science. - 2008.
- № 9.- P. 53-54.
7. The New Dictionary of methodological terms and concepts (the theory and practice of language teaching). - Moscow, 2009. - 448 p.
8. URL: rudocs.exdat.com/docs/index-152246.html?page=4 (Date: 16.12.14).
9. URL: www.magazine.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=335 - (Date:
20.12.14).
10. URL: www.moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/ (Date: 20.12.14).
11. URL: www.pedlib.ru/Books/3/0389/3_0389-l.shtml (Date: 21.12.14).
12. URL: www.studopedia.info/l-73409.html (Date: 22.12.14).
13. URL: cyberleninka.ru/article/п/motivatsionno-chuvstvennyy-komponent-professionalno-kulturnoy-kompetentnosti-buduschego-spetsialista (Date: 21.12.14).
86