Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ОЧЕРЕДНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФНС РОССИИ ПО ВОССТАНОВЛЕННОМУ НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РАМКАХ ДЕЛА О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)'

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ОЧЕРЕДНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФНС РОССИИ ПО ВОССТАНОВЛЕННОМУ НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РАМКАХ ДЕЛА О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / ОЧЕРЁДНОСТЬ ТЕКУЩИХ ПЛАТЕЖЕЙ В ДЕЛЕ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) / БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Докучаева Евгения Сергеевна

Статья посвящена обзору практики применения положений статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации при определении очередности удовлетворения требований ФНС России по налогу на добавленную стоимость, восстановленному должником-банкротом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Докучаева Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF DETERMINING THE ORDER OF SATISFACTION REQUIREMENTS OF THE FEDERAL TAX SERVICE OF RUSSIA ON THE RESTORED VALUE ADDED TAX IN THE FRAMEWORK OF THE INSOLVENCY (BANKRUPTCY) CASE

The article is devoted to the review of the practice of applying the provisions of Article 170 of the Tax Code of the Russian Federation in determining the priority of satisfying the requirements of the Federal Tax Service of Russia for value added tax restored by a bankrupt debtor.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ОЧЕРЕДНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФНС РОССИИ ПО ВОССТАНОВЛЕННОМУ НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РАМКАХ ДЕЛА О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_4_205

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ОЧЕРЁДНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФНС РОССИИ ПО ВОССТАНОВЛЕННОМУ НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РАМКАХ ДЕЛА О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ON THE QUESTION OF DETERMINING THE ORDER OF SATISFACTION REQUIREMENTS OF THE FEDERAL TAX SERVICE OF RUSSIA ON THE RESTORED TAX FOR ADDED VALUE IN THE FRAMEWORK OF AN INSOLVENCY (BANKRUPTCY) CASE

ДОКУЧАЕВА Евгения Сергеевна,

кандидат юридических наук,

судья, Арбитражный суд Самарской области.

443045, Россия, Самарская обл., г. Самара, ул. Авроры, 148.

E-mail: e-s-dokuchaeva@yandex.ru;

DOKUCHAEVA Evgeniya Sergeevna,

Candidate of Legal Sciences, judge, Arbitration Court of the Samara region. 148 Aurora str., Samara, Samara region, 443045, Russia. E-mail: e-s-dokuchaeva@yandex.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена обзору практики применения положений статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации при определении очередности удовлетворения требований ФНС России по налогу на добавленную стоимость, восстановленному должником-банкротом.

Abstract: The article is devoted to the review of the practice of applying the provisions of Article 170 of the Tax Code of the Russian Federation in determining the priority of satisfying the requirements of the Federal Tax Service of Russia for value added tax restored by a bankrupt debtor.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, очерёдность текущих платежей в деле о несостоятельности (банкротстве), бюджет.

Keywords: value added tax, the order of current payments in the case of insolvency (bankruptcy), budget.

Дата направления статьи в редакцию: 02.05.2022

Налог на добавленную стоимость (далее - НДС), восстановленный должником-банкротом в порядке пп. 2 п. 3, пп. 4 п. 2 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)1, является текущим обязательством и подлежит уплате в порядке п. 2 ст. 134 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве)2.

Между тем, имеет место и другая правовая позиция в соответствии с которой, налог на добавленную стоимость, восстановленный должником в порядке пп. 2 п. 3, пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ, подлежит удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника и не является текущим обязательством. Указанная правовая позиция сформирована путём определения даты возникновения основания уплаты восстановленного НДС, применительно к правилам квалификации требований в делах о банкротстве, из расчёта даты возникновения права на вычет:

- датой возникновения основания уплаты восстановленного НДС применительно к правилам квалификации требований в делах о банкротстве необходимо считать дату возникновения права на вычет - в данном случае, до возбуждения дела о банкротстве должника (в целях квалификации требования как текущего платежа или «реестрового» необходимо установить момент встречного предоставления, с которым связано возникновение встречного обязательства должника);

- требования по НДС, восстановленному после признания должника банкротом, не могут квалифицироваться как текущие обязательства, поскольку не являются необходимым расходом для наиболее полного удовлетворения требований кредиторов в процедуре банкротства должни-ка3;

-приоритетное удовлетворение требование уполномоченного органа, как текущих обязательств, по восстановленному должником НДС приводит к получению уполномоченным органом необоснованного двойного дохода.

Проиллюстрируем это на примере следующих фактических обстоятельств. В период до возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должником приобретён ряд основных средств по стоимости с учетом суммы НДС. В порядке, установленном НК РФ, сумма уплаченного должником НДС принималась к вычету. В 2020 должник признан несостоятельным (банкротом). С 01.01.2021 вступили в силу изменения в подпункт 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ, согласно которым имущество должника - банкрота не признаётся объектом налогообложения, в том числе, для целей начисления НДС. При этом, в случае дальнейшего использования имущества в хозяйственной деятельности, должник - банкрот обязан восстановить НДС, ранее принятый к вычету (пп. 2 п. 3, пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ). Должником подана налоговая декларация

1 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.05.2022).

2 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 03.02.2022) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022).

3 Выводы судов по делу №А51 -17152/2017 (позиция судов поддержана в определении Верховного суда Российской Федерации от 11.02.2020 № 303-ЭС19-10320(2,4) об отказе в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации.

по НДС за 1 кв. 2021, на основании которой подлежит восстановлению НДС, ранее принятый должником к вычету в порядке ст. 170 НК РФ. Восстановление НДС произошло по итогам 1 кв. 2021 года и после признания должника несостоятельным (банкротом).

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который, обладая достаточно широкой дискрецией, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов, руководствуясь при этом конституционными принципами регулирования экономических отношений1.

Статья 170 Налогового кодекса Российской Федерации содержит нормы, участвующие в регулировании такого существенного элемента налога на добавленную стоимость, как порядок его исчисления. В соответствии с ней предусмотрено восстановление сумм данного налога, когда ранее правомерно принятый налогоплательщиком к вычету налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) при наступлении определенных обстоятельств должен быть возвращен в бюджет.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ к таким случаям относится, в том числе, дальнейшее использование товаров (работ, услуг) для осуществления операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случаях их дальнейшего использования для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ, в том числе операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ в редакции Федерального закона от 15.11.2020 № 320-ФЗ не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. При этом восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ).

Учитывая изложенное, ранее принятые к вычету суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в дальнейшем используемым для операций по реализации товаров, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, подлежат восстановлению организацией-банкротом в налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги) начали использоваться для указанных операций.

Данная позиция соответствует позиции Министерства финансов России, изложенной в письмах от 26.01.2017 № 03-07-14/3700, от 16.03.2021 № 03-07-11/183372.

При определении очередности удовлетворения требований кредиторов следует руководствоваться статьями 5 и 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В силу пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 3 статьи 5 Закона о банкротстве удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном Законом о банкротстве.

В соответствии с пунктом 1 статьи 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

Согласно пункту 2 статьи 134 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:

- в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;

- во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о

1 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2009 года № 10-П.

2 Письма Министерства финансов России от 26.01.2017 № 03-07-14/3700, от 16.03.2021 № 03-07-11/18337.

признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий;

- в третью очередь удовлетворяются требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности этих лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;

- в четвертую очередь удовлетворяются требования по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам);

- в пятую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности (абз. 7 п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве).

В рассматриваемом случае обязанность должника-банкрота по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость возникла в 1 квартале 2021 года после передачи имущества должника покупателю, определенному по результатам торгов.

При разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой, следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, поскольку только по завершении налогового периода окончательная обязанность по уплате налога считает сформированной1.

Согласно статье 163 НК РФ налоговый период для исчисления НДС устанавливается как квартал.

Налог на добавленную стоимость исчислен по итогам 1 квартала 2021 года, следовательно, моментом возникновения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2021 года является 31.03.2021.

Дело о несостоятельности (банкротстве) должника возбуждено в 2020 году, следовательно, налог на добавленную стоимость, восстановленный на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ в 1 квартале 2021 года, относится к текущим платежам (статья 5 Закона о банкротстве), подлежащим удовлетворению в режиме пятой очереди текущих платежей должника - банкрота, а не в режиме, предусмотренном пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве (за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требования кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника), предусмотренной для «опоздавших» кредиторов по реестровым платежам.

Правовая позиция о том, что текущий характер требований по восстановленному НДС противоречит сущности текущих платежей, поскольку не являются необходимым расходом для наиболее полного удовлетворения требований кредиторов в процедуре банкротства должника, не находит своего подтверждения в связи со следующим.

В соответствии со ст. 5 Закона о банкротстве, в его целях под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено Законом о банкротстве, например, за исключением п. 2.1 ст. 134, п. 2 ст. 189.84 Закона о банкротстве.

Вместе с тем, Закон о банкротстве не содержит каких-либо положений, прямо или косвенно свидетельствующих о наличии оснований для исключения из числа текущих платежей налогов, начисленных в период нахождения должника в процедурах банкротства.

При указанных условиях, суммы налога на добавленную стоимость, восстановленные должником на основании пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, однозначно относятся к категории текущих платежей, оснований для иного толкования действующее законодательство не содержит.

Расходы, связанные с налогообложением реализуемого в ходе процедур банкротства имущества, относятся к издержкам на его содержание и реализацию2.

Применение вышеуказанного правового подхода приведёт к произвольному изменению правовой квалификации задолженности по НДС и лишит её статуса текущей.

Исчисление даты возникновения основания уплаты восстановленного НДС применительно к правилам квалификации требований в делах о банкротстве с даты возникновения права на вычет (до возбуждения дела о банкротстве Должника) представляется некорректным по следующим основаниям.

Налоговым Кодексом Российской Федерации прямо указано, что восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (абз. 4 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Специальных норм для восстановления НДС банкротом главой 21 НК РФ не предусмотрено, поэтому налогоплательщик, признанный банкротом, обязан руководствоваться общими правилами восстановления налога.

По своей экономико-правовой природе НДС является косвенным налогом на потребление товаров (работ, услуг), взимаемым на каждой стадии их производства и реализации субъектами хозяйственного оборота до передачи потребителю, исходя из стоимости (цены), добавленной на каждой из указанных стадий, и перелагаемым на потребителей в цене реализуемых им товаров, работ и услуг.

1 Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, пункт 6.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2021 №305-ЭС20-20287 по делу №А40-48943/2015, применительно к ст. 138 Закона о банкротстве.

Обусловленная природой НДС стадийность взимания данного налога в процессе производства и коммерческой реализации товаров (работ, услуг) предполагает, что использование права на вычет налога покупателем предопределяется непрерывным предъявлением налога по мере движения товаров (работ, услуг) от одного хозяйствующего субъекта к другому (п. 1 ст. 168 НК РФ) и принятием в связи с этим каждым из участников оборота обязанности по уплате в бюджет предъявляемых сумм налога (п. 1 ст. 173 НК РФ). Соответственно, отказ в праве на налоговый вычет может иметь место, если процесс реализации товаров (работ, услуг) не сопровождается соблюдением корреспондирующей этому праву обязанности по уплате НДС в бюджет в денежной форме1.

Косвенные налоги включены в цену товара. Экономический смысл косвенных налогов в том, чтобы в итоге переложить их на конечное лицо, которое не имеет права переложить его далее. Поэтому их называют также налогами на потребление. 2

Фактически налоги следуют судьбе событий, в соответствии с которыми возникают: владение имуществом предполагает обязанность по несению бремени расходов на его содержание, включая уплату имущественных налогов, за счёт средств залогового кредитора, которому причи-

3

таются выгоды от реализации данного имущества .

НДС, возлагаемый на конечное лицо, возникает в связи с наступлением события (действия), в соответствии с которым должник становится таковым, то есть - из необходимости осуществления целей конкурсного производства - формирования конкурсной массы и окончания расчётов с кредиторами, и носит в этом плане целевой характер.

Признание вычета по НДС обязательством, аналогичным обязательствам по договору займа или кредитному договору, по коммерческому кредиту в виде отсрочки или рассрочки оплаты товаров, работ и услуг невозможно в силу различной их правовой и экономической природы:

- различный момент наступления обязанности: обязанность по восстановлению НДС возникает в момент совершения операции, не облагаемой НДС, приравненной к потреблению для целей налогообложения, в то время как заявитель предлагает признать моментом возникновения основания уплаты восстановленного НДС правомерное принятие НДС к вычету без учета того, что данная операция не отменяется впоследствии, не корректируется, а проводится новая операция;

- различный размер возмещения: налоговым законодательством предусмотрен механизм амортизации - постепенного учёта (уменьшения) налоговых обязательств;

- различные последствия - помимо возврата полной суммы НДС на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 ГК РФ), тогда как при восстановлении НДС такое последствие отсутствует. В ином случае, на сумму НДС подлежали бы начислению проценты за пользование чужими денежными средствами с 2011 года.

Формирование экономической основы НДС для установления состояния расчётов с государством по данному налогу составляет необходимую основу всей цепочки учёта НДС - её отсутствие лишает предыдущие звенья учёта НДС экономического основания. Момент подведения расчётов в соответствии с законом определяется моментом учёта соответствующей операции, позволяющей соответственно - принять НДС к вычету либо налагающей обязанность восстановить его4.

Исходя из совокупности указанных позиций, восстановление НДС следует признать расчётной операцией, учитываемой в момент совершения сделки -реализации имущества, не облагаемой НДС. Совершение данной операции влечёт правовые последствия, аналогичные определению сальдо расчёта с государством по налогу на добавленную стоимость.

Следовательно, правовой подход, при котором датой возникновения основания уплаты восстановленного НДС применительно к правилам квалификации требований в делах о банкротстве необходимо считать дату возникновения права на вычет (до возбуждения дела о банкротстве должника), не соответствует правовой природе восстановленного НДС.

Принимая во внимание даты возбуждения дела о банкротстве должника и введения в отношении него конкурсного производства, момент передачи (использования) имущества налогоплательщиком для осуществления операций, не признаваемых объектом налогообложения, в соответствии с правилами пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ, дату окончания налогового периода, в котором восстанавливается НДС, сроки уплаты восстановленного НДС, представляется, что восстановленный НДС будет являться текущим платежом.

Учитывая вероятность погашения требований пятой очереди текущих обязательств должника - банкрота, понижение очерёдности в рамках указанной категории обособленных споров нанесет ущерб бюджету Российской Федерации в размере восстановленного НДС.

Действуя в рамках предоставленной ему дискреции в сфере налоговых правоотношений, законодатель в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов исходит из необходимости компенсации бюджету сумм налога на добавленную стоимость, ранее принятого налогоплательщиком к вычету, используя для этого механизм восстановления сумм данного налога, что само по себе не может расцениваться как нарушение конституционных прав и свобод5.

Таким образом, правовая позиция о том, что требование об уплате восстановленного НДС не является текущим, так как налоговые вычеты, подлежащие восстановлению, получены до возбуждения дела о банкротстве, с учётом конкретных обстоятельств, представляется дискус-

1 Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 ноября 2004 №324-0; п. 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 за 2021 год.

2 Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2016 №2561 -0.

3 Определение Верховного Суда Российской Федерации по экономическим спорам от 08.04.2021 №305-ЭС20-20287 по делу №А40-48943/2015.

4 Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.02.2020 №307-ЭС19-28236 по делу №А52-100/2019.

5 Определение Конституционного Суда РФ от 20.02.2014 № 266-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ковязиной Любови Сергеевны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ и пунктом 9 статьи 22.3 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

сионной, поскольку положения статей 810, 819, 823, 361 ГК РФ и постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» не могут быть применены к налоговым правоотношениям в силу прямого указания в законе1.

В пункте 3 статьи 2 ГК РФ указано, что гражданское законодательство не применяется к налоговым правоотношениям.

Налог является обязательным, индивидуально безвозмездным платежом.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ восстановлению подлежат суммы налога в размере ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

В силу пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам по НДС подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах, в том числе товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса.

Закон о банкротстве устанавливает различный правовой режим удовлетворения требований кредиторов к должнику, находящемуся в процедуре банкротства, в зависимости от времени возникновения денежного обязательства и обязательства по уплате обязательных платежей.

Согласно статье 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Согласно пункту 1 статьи 134 Закона о банкротстве, вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

При применении положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов необходимо учитывать, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога2.

Согласно статье 163 НК РФ налоговый период для исчисления НДС устанавливается как квартал.

Исходя из положений пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения, не являются текущими ни в какой про-

3

цедуре3.

Применительно к проиллюстрированным обстоятельствам, когда производство по делу о несостоятельности (банкротстве) возбуждено в 2020 году, обязанность по уплате в бюджет восстановленных сумм НДС возникнет в 1 квартале 2021 года, а, спорные суммы налога, предъявленные к уплате в бюджет за 1 квартал 2021 года, приобретут статус текущих платежей.

Федеральным законом от 29.06.2015 № 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменен пункт 2 статьи 134 Закона о банкротстве, согласно которому требования по иным текущим платежам, которые ранее составляли четвертую очередь текущих платежей, отнесены в пятую очередь текущих платежей. Налоги и иные обязательные платежи (за исключением НДФЛ и взносов на обязательное пенсионное страхование) относятся к иным текущим платежам и соответственно к пятой очереди текущих платежей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Указанные изменения вступили в силу 29.09.2015.

В силу пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ положения Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Принятие должником к вычету суммы НДС в связи с приобретением основных средств в собственность с учетом налоговых вычетов, которые уменьшили его налоговую базу по НДС и (или) произведено возмещение денежных средств на расчетный счет должника, приводит к пополнению имущественной массы должника.

При таких обстоятельствах, на наш взгляд, приоритетное удовлетворение требований уполномоченного органа, как текущих обязательств, по восстановленному должником НДС, не направлено на получение уполномоченным органом необоснованного двойного дохода.

Правовое регулирование порядка уплаты налога на добавленную стоимость от реализации имущества должника, подлежащего восстановлению на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ, в режиме пятой очереди текущих платежей Соответствует принципу справедли-

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51 -ФЗ (ред. от 25.02.2022), пункт 3 статьи 2.

2 Пункт 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правоотношения в деле о банкротстве».

3 Пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве)».

4 постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 по делу № А40-157934/16, оставленное без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.09.2021 — определением Верховного Суда Российской Федерации № 305-ЭС20-21870 (5, 6) от 06.12.2021 по делу № А40-157934/2016 отказано

вого распределения конкурсной массы должника - банкрота, одновременно формирует механизм наполнения бюджета, что создаёт гарантии защиты интересов государства и общества в целом.

Библиография:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.05.2022).

2. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 03.02.2022) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022).

3. Определение Верховного суда Российской Федерации от 11.02.2020 №303-ЭС19-10320(2,4) об отказе в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации.

4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2009 года № 10-П.

5. Письма Министерства финансов России от 26.01.2017 № 03-07-14/3700, от 16.03.2021 № 03-07-11/18337.

6. Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, пункт 6.

7. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2021 №305-ЭС20-20287 по делу №А40-48943/2015, применительно к ст. 138 Закона о банкротстве.

8. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 ноября 2004 №324-0; п. 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 за 2021 год.

9. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2016 № 2561 -0.

10. Определение Верховного Суда Российской Федерации по экономическим спорам от 08.04.2021 №305-ЭС20-20287 по делу № А40-48943/2015.

11. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.02.2020 №307-ЭС19-28236 по делу №А52-100/2019.

12. Определение Конституционного Суда РФ от 20.02.2014 № 266-0 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ковязиной Любови Сергеевны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ и пунктом 9 статьи 22.3 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51 -ФЗ (ред. от 25.02.2022).

14. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правоотношения в деле о банкротстве».

15. Пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве)».

16. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 по делу № А40-157934/16, оставленное без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.09.2021, определением Верховного Суда Российской Федерации № 305-ЭС20-21870 (5, 6) от 06.12.2021 по делу № А40-157934/2016 об отказе в передаче кассационных жалоб на указанные судебные акты для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (председателем (заместителем председателя) Верховного Суда Российской Федерации письмом от 16.02.2022 отказано в удовлетворении жалобы ВЭБ РФ от 22.12.2021 на указанное определение); определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2019 № 306-ЭС18-18388 по делу № А55-5737/2016, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.11.2021, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.10.2021 №Ф06-49517/2019 по делу, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18.09.2018 по делу № Ф06-17610/2017).

References:

1. Tax Code of the Russian Federation No. 146-FZ dated 31.07.1998 (as amended on 01.05.2022).

2. Federal Law № 127-FZ of 26.10.2002 (as amended on 30.12.2021, with amendments. dated 03.02.2022) "On insolvency (bankruptcy)" (with amendments and additions, intro. effective from 01.03.2022).

3. Ruling of the Supreme Court of the Russian Federation dated 11.02.2020 № 303-ES19-10320(2,4) on refusal to transfer cassation appeals for consideration at a court session of the Judicial Board for Economic Disputes of the Supreme Court of the Russian Federation.

4. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation № 10-P of June 22, 2009.

5. Letters of the Ministry of Finance of Russia dated 26.01.2017 № 03-07-14/3700, dated 16.03.2021 № 03-07-11/18337.

6. Review of judicial practice on issues related to the participation of authorized bodies in bankruptcy cases and bankruptcy procedures applied in these cases, approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on December 20, 2016, item 6.

7. The ruling of the Judicial Board for Economic Disputes of the Supreme Court of the Russian Federation dated 08.04.2021 № 305-ES20-20287 in case № A40-48943/2015, in relation to Article 138 of the Bankruptcy Law.

8. Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation No. 324-0 of November 4, 2004; item 34 of the Review of Judicial Practice of the Supreme Court of the Russian Federation № 2 for 2021.

9. Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation № 2561-0 dated 10.11.2016.

10. Ruling of the Supreme Court of the Russian Federation on Economic Disputes dated 08.04.2021 № 305-ES20-20287 in case № A40-48943/2015.

11. The ruling of the Supreme Court of the Russian Federation dated 25.02.2020 No. 307-ES19-28236 in case № A52-100/2019.

12. The Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 20.02.2014 № 266-0 On the Refusal to Accept for Consideration the complaint of the citizen Kovyazina Lyubov Sergeevna for Violation of Her Constitutional Rights by subparagraph 2 of paragraph 3 of Article 170 of the Tax Code of the Russian Federation and paragraph 9 of Article 22.3 of the Federal Law "On State Registration of Legal Entities and Individual Entrepreneurs").

13. The Civil Code of the Russian Federation (Part one)" dated 30.11.1994 № 51-FZ (as amended on 25.02.2022).

14. Resolution of the Plenum of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation № 25 dated 06/22/2006 "On Certai n Issues related to the Qualification and Establishment of Requirements for Mandatory Payments, as well as Sanctions for Public Legal Relations in a Bankruptcy Case".

15. Paragraph 1 of the Resolution of the Plenum of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation № 60 dated 23.07.2009 "On Some Issues Related to the Adoption of Federal Law № 296-FZ dated 30.12.2008 "On Amendments to the Federal Law on Insolvency (Bankruptcy)".

16. The decision of the Ninth Arbitration Court of Appeal dated 04/26/2021 in case № A40-157934/16, left unchanged by the decision of the Arbitration Court of the Moscow District dated 09/27/2021, by the ruling of the Supreme Court of the Russian Federation № 305-ES20-21870 (5, 6) dated 06.12.2021 in case № A40-157934/2016 on refusal to transfer cassation complaints against these judicial acts for consideration at a court session of the Judicial Board for Economic Disputes of the Supreme Court of the Russian Federation (the Chairman (Deputy Chairman) of the Supreme Court of the Russian Federation by letter dated 16.02.2022 refused to satisfy the complaint of the VEB of the Russian Federation dated 22.12.2021 on the specified definition); ruling of the Supreme Court of the Russian Federation dated 21.01.2019 № 306-ES18-18388 in case № A55-5737/2016, resolution of the Arbitration Court of the North-Western District dated 01.11.2021, resolution of the Arbitration Court of the Volga District dated 29.10.2021 № F06-49517/2019 in the case, resolution of the Arbitration Court of the Volga District dated 18.09.2018 in case № F06-17610/2017).

в передаче кассационных жалоб на указанные судебные акты для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (председателем (заместителем председателя) Верховного Суда Российской Федерации письмом от 16.02.2022 отказано в удовлетворении жалобы ВЭБ РФ от 22.12.2021 на указанное определение); определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2019 № 306 -ЭС18-18388 по делу № А55-5737/2016, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.11.2021, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.10.2021 №Ф06-49517/2019 по делу, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18.09.2018 по делу № Ф06-17610/2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.