Научная статья на тему 'К вопросу об определении меры ответственности за воспрепятствование оказанию неотложной медицинской помощи'

К вопросу об определении меры ответственности за воспрепятствование оказанию неотложной медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК / ПАЦИЕНТ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аветисян Артур Атурович, Сильченко Елена Владимировна

В данной работе поднимается актуальная проблема мера ответственности за воспрепятствование оказанию неотложной медицинской помощи. В последнее время, общественные отношения в этой сфере весьма накалены. Участились случаи попрания нормами права, граждане совершают административные правонарушения, грубо нарушая правила дорожного движения, а по причине специфики сферы, данные правонарушения носят, особорую общественную опасность, и нередко выходят за рамки понятия правонарушение и переходят в преступление, нанося вред здоровью, либо смерть пациенту. В статье внесены предложения для стабилизации сложившейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аветисян Артур Атурович, Сильченко Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об определении меры ответственности за воспрепятствование оказанию неотложной медицинской помощи»

УДК 343

Аветисян Артур Атурович

студент 2 курса, юридического факультета, Кубанский государственный аграрный университет имени ИТ. Трубилина av-ur@mail.ru

Сильченко Елена Владимировна

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, Кубанский государственный аграрный университет имени ИТ. Трубилина Milena.555@mail.ru

Artur A. Avetisyan

student 2 courses, law department,

Kuban state agrarian university of

I.T. Trubilin

av-ur@mail.ru

Elena V. Silchenko

Candidate of Law Sciences, associate professor of criminal law, Kuban state agricultural university of I.T. Trubilin Milena.555@mail.ru

К вопросу об определении меры ответственности за воспрепятствование оказанию неотложной медицинской помощи

On the question of determining the measure of responsibility for preventing the provision of emergency medical care

Аннотация. В данной работе поднимается актуальная проблема - мера ответственности за воспрепятствование оказанию неотложной медицинской помощи. В последнее время, общественные отношения в этой сфере весьма накалены. Участились случаи попрания нормами права, граждане совершают административные правонарушения, грубо нарушая правила дорожного движения, а по причине специфики сферы, данные правонарушения носят, особорую общественную опасность, и нередко выходят за рамки понятия правонарушение и переходят в преступление, нанося вред здоровью, либо смерть пациенту. В статье внесены предложения для стабилизации сложившейся ситуации.

Ключевые слова: медицинский работник, пациент, правонарушение, преступление, транспортное средство, дорожное движение, общественная опасность, уголовная ответственность.

Annotation. In this work the actual problem - a measure of responsibility for preventing the provision of emergency medical care is raised. Recently, public relations in this area are very tense. Frequent cases of violation of the law, citizens commit administrative offenses, grossly violating traffic rules, and because of the specifics of the sphere, these offenses are, especially public danger, and often go beyond the concept of offense and go into a crime, causing harm to health or death to the patient. The article makes suggestions for stabilization of the situation.

Keywords: medical worker, patient, offense, crime, vehicle, traffic, public danger, criminal liability.

Вначале 2017 года наше общество всколыхнула запись с видеорегистратора в Петропав-ловске-Камчатском. Девушка-вддитель и ее спутник на протяжении нескольких минут препираются с водителем кареты скорой помощи. Пациент скончался, не дождавшись приезда врачей. Этот случай вскрыл такую морально-правовую проблему как отношение водителей к спецавтотранспорту (скорые, пожарные, полиция) на дороге.

Согласно пунктом 3.2 Правил дорожного движения РФ установлено, что «при приближении транспортного средства с включёнными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства. При

приближении транспортного средства, имеющего нанесённые на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включёнными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств)» [1]. За неподчинение данной норме права предусмотрена административная ответственность по пункту 2 статьи 12.17 КоАП устанавливающей: «непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно

включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев» [2].

Тем не менее, опасные инциденты повторяются,

так, 17 января водитель в г. Санкт-Петербург « » -

фликта, возникшего на проезжей части, исполь-

,

. -фликта были квалифицированы по части 1 статьи 119 и пункту «а» части 1 статьи 213 УК РФ. Приговором суда от 20.02.2017 он признан виновным в совершении указанных преступлений и

2- -

ния свободы условно с испытательным сроком 2 . -ске возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109 Уголовного кодекса Российской Федерации (при). -

мально наказание - лишение свободы до двух лет. Вот два реальных примера, что называется, преступления и наказания. Конечно, такие факты не сильно распространены. Из-за того, что скорая спешит на помощь, врачи могут просто не обращаться с заявлениями в полицию. Но с развитием оснащенности автомобилей видеореги-,

.

, -

ния мер по защите врачей. На эту тему разработан и внесен в Госдуму комплексный законопроект, поддержанный правительством, который включает, в том числе, ужесточение уголовной ответственности. Гораздо чаще на дороге совершаются административные правонарушения.

27

был внесен законопроект об усилении административной ответственности за непредоставление преимущества в движении транспортному

,

поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Согласно этому законопроекту, штраф за данное

30000 .

При обсуждении этой темы в средствах массовой информации многие водители считают, что

,

МВД РФ показал, что количество автолюбителей, привлечённых к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ч.2. ст. 12.17 КоАП РФ неуклонно растет и составляет в: 2014 г. - 22 429 человек; 2015 г. -20 008 человек; 2016г. - 22 373 человека; 2017 г. - 21 956 человек. Думаю, эти цифры более чем убедительны, что административная ответственность должна быть ужесточена. Считаю ужесточение административной санкции до 30000 , -

полнить административным арестом до 15 суток,

а в случае причинения вреда здоровью, либо летального исхода пациента, по причине препятствия проезду спецавтотранспорта с проблесковым маячком и звуковой сиреной, предлагаю квалифицировать данные деяния в рамках уго-

.

На рассмотрение в Государственную думу 2.04.2017 И .А. Яровой и ДА. Морозовым был внесен законопроект № 139439-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских ра» 1 3 следующее изменение «дополнить Уголовный

кодекс Российской Федерации статьей 1241 сле-:

«Статья 1241 Воспрепятствование оказанию медицинской помощи

1.

медицинского работника по оказанию медицинской помощи путем удержания, угроз, создания препятствий по доступу к больному, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или

иного дохода осужденного за период до трех

,

до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. , -рожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, - наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового» [3]. 16 июня 2017 года законопроект был принят в первом чтении, за принятие проголосовало 422 депутата, 93,8 % от общего числа. Считаю, что введение данных изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, необходимо, в связи с накалившиеся ситуацией в данной сфере .

27 октября 2016 года Министерством здравоохранения Российской Федерации был зарегистрирован проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федера-» 25 2382 « -

тельство на медицинского работника в связи с осуществлением профессиональных обязанностей по оказанию медицинской помощи».

Данный проект направлен на внесение следующего текста в Уголовный кодекс:

«1. ,

,

в отношении медицинского работника, в связи с осуществлением профессиональных обязанностей по оказанию медицинской помощи - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или

иного дохода осужденного за период до восем-, -

тами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. , , в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, - наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

3. -

ботника, в связи с осуществлением профессиональных обязанностей по оказанию медицинской -

срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы».

Считаю, данное предложение адекватным и отвечающим социальным процессам в государстве. К тому же действующая редакция Уголовного кодекса Российской Федерации содержит в 31 « »

317 « -

ка правоохранительного органа», которая устанавливает отдельную меру наказания за осуществления противоправных действий в адрес

сотрудника правоохранительного органа. По

,

адрес сотрудника правоохранительного органа не могут квалифицироваться главой 16 УК РФ, и

за умышленное причинение смерти сотруднику

,

мера установленная статьей 105 УК РФ является .

адрес медицинского работника не предусмотрен специальный состав в уголовном праве? Ведь на него возложены такие же необходимые обществу и государству обязанности, как и на сотрудника правоохранительного органа. Если второму необходимо охранять и защищать право, то от первого требуется охрана и защита жизни и здо-. -2382 25 « -

тив здоровья населения и общественной нрав», -

.

, 41

[4]

охрану здоровья и медицинскую помощь. Участившиеся случаи нападения на медицинских работников при оказании ими медицинской помощи пациентам, «дорожные конфликты» с уча-

стием автомобилей скорой помощи влекут значительное снижение доступности медицинской .

здравоохранения Российской Федерации,

в 2016 году 1226 раз совершались противоправ-, -

нии медицинских работников, в том числе сотрудников скорой медицинской помощи, при исполнении ими служебных обязанностей, что в среднем составляет 1-2 нападения в месяц в субъекте Российской Федерации. Пострадавший в результате нападения медицинский работник

лишается возможности оказать необходимую, , -

дающемуся в ней человеку. В ряде муниципалитетов пострадавший медицинский работник является единственным профессионалом, способным оказать медицинскую помощь в конкретном . -нием под угрозу ставится не только здоровье

или жизнь самого медицинского работника или , -

ленного числа жителей населенного пункта, лишенных возможности получить необходимую,

, ,

существенно увеличивает общественную опасность таких посягательств. Таким образом, нападение на медицинских работников, выполняющих свои профессиональные обязанности, обладает повышенной общественной опасностью, обусловленной, в том числе, снижением доступности медицинской помощи в связи с особым статусом потерпевших. Также предлагаю установить в уголовном законодательстве ответственность за воспрепятствование оказанию медицинской помощи путем удержания, угроз, создания препятствий по доступу к больному, в случае если деяние повлекло причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью больного или смерть потерпевшего. В случае, если преступные действия по воспрепятствованию оказания медицинской помощи будут сопряжены с причинением вреда здоровью медицинского работника, квалификация деяния будет осуществляться по совокупности преступлений. Установление уголовной ответственности за воспрепятствование законной деятельности

врача соответствует степени общественной , -

, -

ственную оценку поведения и действий в отношении медицинских работников, является фактором правовой защиты и пациентов, и меди. , изменения в законодательстве, должны повысить правосознательность граждан России и снизить количество нарушений, а точнее сказать, преступлений в данном сегменте обще.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 28.04.2018) «О Правилах дорожного движения» // URL: http://www. consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_2709/ (дата обращения: 15 мая 2018 г.).

Literature:

1. The resolution of the Government of the Russian Federation of 23.10.1993 № 1090 (an edition of 28.04.2018) «About Traffic regulations» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 2709/ (date of the address: On May 15, 2018).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.05.2018) // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/ (дата обращения: 15 мая 2018 г.).

3. Законопроект № 139439-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процегсуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников» от 03.04.2017 г. // URL: http://Sozd. parlament. gov.ru/ (дата обращения: 15 мая 2018 г.).

4. ( всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). // URL: http:// www. consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 15 мая 2018 г.).

2. Russian Federation Code of Administrative Offences» of 30.12.2001 № 195-FZ (edition of 14.05.2018) // URL: http://www.consultant.ru/ doc-ument/cons_doc_LAW_2709/ (date of the address: On May 15, 2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. The bill № 139439-7 «About introduction of amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and article 151 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation regarding protection of life and health of patients and health workers» of 03.04.2017 // URL: http://sozd. parla-ment.gov.ru/ (date of the address: On May 15, 2018).

4. The constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote 12.12.1993) (taking into account the amendments made by Acts of the Russian Federation about amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6-FKZ, of 30.12.2008 № 7-FKZ, of 05.02.2014 № 2-FKZ, of 21.07.2014 № 11-FKZ). // URL: http:// www. consultants/ document/ cons_ doc_ LAW_28399/(date of the address: On May 15, 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.