Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ АВТОРСТВА НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРАВОМЕРНОСТИ ЗАИМСТВОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ АВТОРСТВА НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРАВОМЕРНОСТИ ЗАИМСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ ПРИСВОЕНИЕ / ДИЗАЙН / АВТОРСКОЕ ПРАВО / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПАТЕНТЫ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / НОВИЗНА / КОПИРОВАНИЕ / CULTURAL APPROPRIATION / DESIGN / COPYRIGHT / RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY / PATENTS / LEGAL CULTURE / NOVELTY / COPYING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джендубаева Самира Азаматовна

Статья раскрывает основные вопросы правового регулирования произведений народного творчества, являющихся одной из наиболее уязвимых форм искусства и дизайна, постоянно подвергающихся заимствованиям представителями индустрии модной одежды, аксессуаров, а также профессионалами графического и промышленного дизайна. Отсутствующее единое представление о том, какими методами и способами стоит защищать традиционные выражения культуры и какие из них могут быть защищены в целом, современные авторы и представители самих малых народов, поддерживающие свое культурное наследие, оказываются один на один с проблемой правовой защиты. Автор рассматривает прецеденты заимствований и делает выводы относительно меры защиты по регулированию данной проблематики на международном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF DETERMINING AUTHORSHIP OF WORKS OF FOLK ART AND THE LEGITIMACY OF APPROPRIATION

The article reveals the main issues of legal regulation of works of folk art, which are one of the most vulnerable forms of art and design, constantly subject to borrowing by representatives of the fashion industry, accessories, as well as professionals of graphic and industrial design. Without a common understanding of what methods and approaches should be used to protect traditional cultural expressions and which of them can be protected in general, modern authors and representatives of small peoples, who maintain their cultural heritage, find themselves face to face with a problem of legal protection. The author examines the precedents of such borrowings and draws conclusions about the protection measures for regulating this issue at the international level.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ АВТОРСТВА НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРАВОМЕРНОСТИ ЗАИМСТВОВАНИЯ»

7.8. К вопросу об определении авторства на произведения народного творчества и правомерности заимствования

©Джендубаева С. А. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]

Аннотация. Статья раскрывает основные вопросы правового регулирования произведений народного творчества, являющихся одной из наиболее уязвимых форм искусства и дизайна, постоянно подвергающихся заимствованиям представителями индустрии модной одежды, аксессуаров, а также профессионалами графического и промышленного дизайна. Отсутствующее единое представление о том, какими методами и способами стоит защищать традиционные выражения культуры и какие из них могут быть защищены в целом, современные авторы и представители самих малых народов, поддерживающие свое культурное наследие, оказываются один на один с проблемой правовой защиты. Автор рассматривает прецеденты заимствований и делает выводы относительно меры защиты по регулированию данной проблематики на международном уровне.

Ключевые слова: культурное присвоение, дизайн, авторское право, результаты интеллектуальной деятельности, патенты, правовая культура, новизна, копирование.

Научный руководитель: Свиридова Екатерина Александровна, кандидат юридических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

Для цитирования: Джендубаева С. А. К вопросу об определении авторства на произведения народного творчества и правомерности заимствования // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №3. С. 157-161.

On the issue of determining authorship of works of folk art and the legitimacy of appropriation

©S. A. Dzhendubaeva Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation e-mail: [email protected]

Abstract. The article reveals the main issues of legal regulation of works of folk art, which are one of the most vulnerable forms of art and design, constantly subject to borrowing by representatives of the fashion industry, accessories, as well as professionals of graphic and industrial design. Without a common understanding of what methods and approaches should be used to protect traditional cultural expressions and which of them can be protected in general, modern authors and representatives of small peoples, who maintain their cultural heritage, find themselves face to face with a problem of legal protection. The author examines the precedents of such borrowings and draws conclusions about the protection measures for regulating this issue at the international level.

Keywords: cultural appropriation, design, copyright, results of intellectual activity, patents, legal culture, novelty, copying.

Scientific Advisor: Ekaterina A. Sviridova, Cand. Sci. (Law), Assoc. Prof., Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

For citation: Dzhendubaeva S. A. On the issue of determining authorship of works of folk art and the legitimacy of appropriation // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №3. P. 157-161.

ВВЕДЕНИЕ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Являясь частью культурного наследия целых народов, произведения народного творчества или так называемые традиционные выражения культуры можно обнаружить в любых современных изделиях графического, промышленного и веб-дизайна: обычные открытки, магниты и вся сувенирная про-

дукция для туристического рынка, аутентичные объекты дизайнерского творчества, отражающие специфику отдельных регионов мира для любителей путешествий и представителей малочисленных народностей. Нередко традиционные выражения культуры можно обнаружить в работах текстильной промышленности крупных масштабов, в изделиях мебели, посуде, картинах, и, что особенно важно и вызывает наиболь-

ший общественный резонанс - в изделиях модной одежды и аксессуарах, отражающих культуру и личный внутренний мир покупателя таких изделий.

Бессознательное использование культурных ценностей в объектах дизайнерского творчества несомненно приводит к нивелированию культурного наследия тех народностей и коммун, в которых исторические традиции играют ключевую роль как с точки зрения экономики мест их проживания, так и с точки зрения сохранения традиций в месте их происхождения без умаления их ценности и исторической значимости не только для страны происхождения, но и для общемировой культуры в целом.

К сожалению, сложность в установлении правовых границ для мер правовой защиты и в превентивном разграничении заимствований от вдохновения культурным наследием в случае творческих выражений культуры стоит еще острее, чем с современными произведениями авторского права и объектами патентования в силу неопределенности в отношении самих творческих выражений культуры: ученые спорят о том, можно ли им предоставить правовую защиту учитывая давность их существования, а если да, то кто должен ее обеспечить.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Предметом исследования являются действующие общемировые тенденции, связанные с интересами малых народов в отношении обеспечения их культурного наследия эффективной правовой защитой, а также имеющиеся уже сейчас нормы права в российском законодательстве, особенности урегулирования данного вопроса на международном уровне и примеры из практики для выявления наиболее оптимальных способов правовой защиты тех традиционных выражений культуры, которые уже сейчас оказываются наиболее уязвимыми в связи с глобализацией и новыми технологическими возможностями по заимствованию, возникшими благодаря сети Интернет.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Произведения народного искусства - особая категория объектов дизайна, которая находится на тонкой грани между объектами, находящимися в общественном достоянии, и объектами, у которых есть определенные правообладатели в лице той или иной, чаще всего, достаточно ограниченной группы людей, а именно народностей, имеющих свои исторически сложившиеся фольклорные традиции, присущие только конкретной народности в силу географических, политических или культурно-исторических причин. В российском и зарубежном законодательстве вопрос урегулирования защиты прав произведений народного искусства все еще находится на стадии разработки, поэтому до сих пор не разрешены такие проблемы как защита культурного наследия тех или иных народностей, выражающих свои традиции в прикладном искусстве; защита произведений авторов, работающих в рамках традиционных стилистик; а также доступность культурного наследия для мирового сообщества для плодотворного развития мировой культуры в будущем.

Несмотря на то, что интерес к правовому регулированию данной сферы в рамках интеллектуального права возник еще в 20 веке, в настоящее время развитые страны мира лишь в рамках своего национального законодательства придерживаются предложенных ВОИС рекомендаций, и перечень их достаточно

158 Economic problems and legal practice

невелик, чтобы говорить о повсеместной защите интересов как национальностей или народностей, имеющих ярко-выраженные культурные материальные формы произведений или традиционную продукцию, так и о защите дизайнеров различных направлений деятельности, как, например, графического, или дизайна одежды, которые вдохновляются культурным наследием своих предков или проявляют интерес к чужому национальному достоянию в творчестве, используя его как прототип для своих произведений.

Само явление культурного присвоения особенно ярко проявляется в индустрии моды и промышленности, где произведения народного творчества приобретают статус промышленных образцов и переходят в ту категорию объектов интеллектуального права, в которой в силу законодательства возникают сложные правовые рамки, требующие как минимум наличия автора и закрепления за ним личных неимущественных и имущественного исключительного права на произведение, что противоречит природе народного искусства, когда речь идет о произведениях какой-то общины, и ставит еще более высокие требования к ответственности и правовой культуре дизайнера, работающего с народным творчеством как источником вдохновения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В российском законодательстве, согласно статье 1259 ГК РФ, произведения народного творчества, не имеющие конкретных авторов, не являются объектами авторских прав. Данное положение по сути выносит их за рамки авторского права в объекты смежных прав, поскольку народное творчество все же является искусством и, соответственно, подпадает под статью 1304 ГК РФ. Однако, если рассмотреть положение статьи 1313, то можно прийти к выводу, что законодатель подразумевает под исполнителем в контексте смежных прав создателей произведений народного творчества, занимающихся музыкой, театром, цирком, зрелищными представлениями и литературой, но никак не авторов определенных линеек дизайнерской одежды или иллюстраторов, графических дизайнеров, создателей веб-сайтов и т.д. В целом стоит отметить, что большинство положений части четвертой ГК РФ относительно объектов авторских и смежных прав не подразумевают под собой дизайнерские решения, даже несмотря на непосредственное упоминание дизайна как результат интеллектуальной деятельности в общих положениях.

Таким образом, произведения народного творчества немузыкального, нелитературного или несценарного жанра, а именно все, что касается материальных объектов, которые могли бы подлежать патентованию как промышленные образцы, оказываются вытесненными еще дальше в сферу объектов, находящихся в общественном достоянии, что по сути обрекает эти объекты на общедоступность и использование их всеми желающими без выплат вознаграждений коммуне. Деятельность таких коммун, представляющих национальные традиционные интересы и культуру, поддерживающие ее своей деятельностью по созданию традиционной одежды, аксессуаров, декоративно-прикладного искусства и т.д. своими силами, играет зачастую ключевую роль для поддержания «бренда» региона и туристической привлекательности, являющейся катализатором для многих стран, напрямую зависящих от вливаний в экономику за счет туристических потоков.

Известны случаи, когда национальные традиционные одеяния малочисленных народов вдруг представали эксклюзивным

Vol. 16, №3, 2020 ISSN 2541-8025(print)

ISSN 2712-7605(online)

образцом модной одежды на западных выставках известных кутюрье, как случилось с показом мод Изабель Морант, французского дизайнера, в чьей коллекции оказалось традиционное одеяние народности михе, что проживает в Мексике, и имеет особый стиль в одежде, позаимствованный и представленный как оригинальный, несмотря на тот факт, что использованный стиль в одежде уже был «на виду» более шести веков и является неотъемлемой частью культурного наследия Мексики [11]. При том, что коммуна михе не стала подавать на дизайнера в суд, иск подала французская компания Антик Батик, требуя признать спорный дизайн одежды своей интеллектуальной собственностью. Компания занимает нишу тех производителей одежды, которые используют национальные и традиционные мотивы в своих промышленных образцах, и, имея схожий дизайн-концепт в своей продукции, решила, что обладает исключительным правом на паттерн рубашки, принадлежащий народности михе.

Конгресс Оахака, где проживают михе, добился признания традиционных дизайнов и языка михе нематериальным культурным наследием ЮНЕСКО, однако, данная мера с позиции правового регулирования никак не ограждает михе и их культуру от ее безосновательного заимствования [12]. Во-первых, Мексика как страна не участвует в Конвенции об охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, 2003 г. и не представила наследие михе для конвенционного комитета, чтобы внести традиционное наследие михе в соответствующий протекционный перечень.

В 2012 году нация навахо подала жалобу в окружной суд США по округу Нью-Мексико против американского модного ритейлера Urban Outfitters и связанных с ним организаций, утверждая, что нарушение прав на товарный знак связано с использованием знака «НАВАХО» в одежде и ювелирных изделиях. В иске нации навахо утверждалось, что Urban Outfitters использовали зарегистрированную федеральным ведомством торговую марку NAVAJO для модных товаров таким образом, что возникало впечатление, будто данные товары были непосредственно связаны с американскими индейцами, что идет в разрез с федеральными законами и законами штата о товарных знаках. Кроме того, в иске было указано, что компания использовала не только торговую марку с символическим названием племени «Навахо», но и традиционные образы, как якобы племенные узоры, состоящие из геометрических отпечатков и рисунков, специально стилизованных для имитации оригинальных традиционных выражений культуры нации. Согласно исковому заявлению, данный факт нарушает закон об индийском искусстве и ремеслах федерального уровня, который запрещает предлагать или выставлять на продажу товар который дает повод ложно предполагать, что он произведен индейцами, является индейским продуктом или продуктом конкретного индейца или индейского племени или Индейской организации искусств и ремесел [13]. Несмотря на возникшие разногласия, в 2016 году стороны пришли к мировому соглашению, по которому на основании лицензионного договора стали сотрудничать в выпуске стилизованной продукции и разделе прибыли от ее продажи.

Один из самых актуальных и наиболее сложных прецедентов возник с вновь набирающим обороты движением Black Lives Matter, когда канадский бренд модной одежды Ports 1961 использовал данный слоган на своей одежде, заменив несколько слов. Стоит отметить, что вопреки ожиданиям общественности, признающей данный слоган культурным

наследием черного населения планеты, защите авторским правом он не подлежит, поскольку, согласно Патентному офису США, представляет собой политический слоган и потому не может быть зарегистрирован как торговая марка, следовательно, может использоваться всеми желающими в любых объектах дизайнерского творчества, включая его вариации, если они еще не были зарегистрированы как торговый знаки прежде [14].

Наиболее ярким примером заимствования традиционных выражений культуры является ситуация с африканским племенем масаи, чьи традиционные паттерны в одежде, коло-ристика и стилистика были использованы согласно статистическим независимым данным более чем тысячью компаний, включая крупные европейские бренды, с попыткой регистрации товарных знаков [15]. Частная юридическая фирма взялась за представительство нации масаи и до сих пор занимается продвижением интересов племени и защитой их прав на свое культурное наследие с помощью специального траста и заключения прямых лицензионных соглашений с компаниями, желающими воспользоваться их традициями ради коммерческой выгоды.

Случаев, подобных ранее представленным, десятки каждый год, а некоторые народности просто не могут защитить свое культурное наследие, даже зная о правонарушениях и нелегальной коммерческой прибыли, которую получают различные малые или даже крупные известные бренды через половину земного шара от них, поскольку не обладают для того необходимым правовым статусом. Вопрос о разнице между вдохновением и заимствованием в данном случае стоит особенно остро, поскольку в настоящее время нет ни одного критерия и правового института, с помощью которого можно было бы без проведения судебной внешней экспертизы определить степень смешения произведений.

Законодательные меры урегулировать данную сферу предпринимались еще в рамках поправок к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, где говорилось о произведениях неопубликованных и выпущенных анонимно, а также о предоставлении правовой охраны творческим выражениям культуры. В том же 1976 году, когда были внесены поправки, был принят Тунисский типовой закон об авторском праве для развивающихся стран, который вносил концепцию sui generis в отношении народного творчества, в частности фольклорных произведений, после чего в 1982 году группа экспертов ВОИС и ЮНЕСКО разработала специальную модель охраны творческих выражений культуры посредством Типовых положений ВОИС-ЮНЕСКО, которые до сих пор являются по сути единственными положениями, на которые могут ориентироваться страны-участницы ООН для регулирования данного вопроса в рамках своих национальных законодательств в области интеллектуальной собственности.

Рекомендованные ВОИС меры заключаются в организации специального органа власти, представляющего интересы малых народов на территории каждого отдельного государства, что означает добровольность шагов местных правительств по направлению к урегулированию правового статуса небольших исторических коммун на их территориях и защите их культурного наследия. Организация специализированного органа власти представляется огромным, экономически трудоемким шагом, на который могут решиться далеко не все страны, особенно те, что представляют развивающиеся страны, культуры которых наиболее подвержены плагиату.

ВЫВОДЫ

Традиционные выражения культуры - наиболее живые и развивающиеся объекты дизайнерского творчества. Их динамика является одной из самых ярких доказательств того, что искусство и дизайн тождественны [Виппер, 2015], и следовательно, исторический аспект изучения интеллектуальной собственности и выявление ранее предпринимаемых попыток урегулировать эту сферу интеллектуального права в прошлом является ключом к формированию современного, эффективного правового регулирования с учетом интересов всех сторон.

Учитывая давность создания традиционных выражений культуры, считаем, что им не подходят те правовые основы, которыми регулируются произведения и объекты патентования по следующему ряду причин.

Согласно международному и российскому законодательству, автором может быть лицо, либо определенная группа лиц, но не нация или народность.

Объекты, которые нуждаются в правовом регулировании и защите, были созданы много веков назад и не могут обладать тем критерием новизны или оригинальности, который требуется для промышленных образцов.

Если в отношении авторских и патентных прав уже имеются определенные национальные ведомства и международные конвенции, обязывающие страны-участницы этих соглашений к конкретным действиям и адаптации своего национального законодательства, в отношении традиционных выражений культуры их нет.

Развитие данной области в искусстве и дизайне происходит за счет подражания и постоянного перевыпуска уже имеющихся решений в области объектов дизайнерского творчества с традиционным окрасом. Отражая особый характер наций, общин или малых народов, эти произведения не могут по своей природе становится иными, приобретать новые свойства и качества в том формате, в котором требует современный законодатель.

Для многих народов и наций, национальное творчество все еще находится на стадии ремесленного производства и в целом не воспринимается некоторыми экспертами как нечто подлежащее правовой защите как интеллектуальной собственности. Пользуясь тем, что такие объекты дизайнерского творчества получают негласно статус общественного достояния, их используют в коммерческих целях вопреки религиозным представлениям и культурному самовыражению, отражающему эволюцию творчества и техники отдельно взятых индейских племен и аборигенов во всех странах мира.

Сложность с разграничением производных произведений от плагиата в каждом конкретном случае рассматривается как судебный прецедент (известны случаи в Австралии, Индии, США, Новой Зеландии и др.), подстегивающий местные законодательные органы власти к разработке дополнительных норм права в интеллектуальное законодательство региона. Каждый год ВОИС фиксирует рост числа патентных заявок, в том числе и на произведения народного творчества, что говорит о прямом желании авторов и правообладателей во всех странах мира оградить свои дизайнерские решения от незаконного заимствования. Однако, до сих пор в среде экспертов нет однозначного ответа на вопрос о том, какие именно произведения следует охранять в рамках интеллектуального права: современные, созданные в последние десятилетия и отвечающие особым критериям новизны и оригинальности, или все, даже самые древние, которые в какой-то степени уже находятся в общественном достоянии. В силу этого пока что можно констатировать лишь факт необходимости дальнейшего изучения данного вопроса на международном конвенционном уровне и дополнении уже имеющихся международных соглашений о точном правовом статусе национального творчества, его оригинальных произведений и производных, созданных современниками.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 97,57%.

Список литературы:

Reference list:

1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Арнхейм Р. Пер. с англ. - М.: Архитектура - С, 2012. - 392с., ил. - ISBN 9785-9647-0119-4. - Текст: непосредственный.

2. Басин, Е.Я. Теоретические проблемы искусства: Логика, психология, эстетика, социология. Изд. 2-е. - М.: ЛЕНАНД, 2015. - 328 с. - ISBN 978-5-9710-1523-9. - Текст: непосредственный.

3. Виппер, Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. -М.: Издательство В.Шевчук, 2015. - 4-е изд. - 368 с. - ISBN 978-5-94232-113-0. - Текст: непосредственный.

4. Гейнеман, А.А. Право в индустрии моды. - Москва : Проспект,

2018. - 160 с. - ISBN 978-5-392-21873-8. - Текст: непосредственный.

5. Интеллектуальная собственность в современном мире : монография / под ред. И. А. Близнеца. - Москва : Проспект,

2019. - 672 с. - ISBN 978-5-392-30081-5. - Текст: непосредственный.

6. Мини-энциклопедия. Искусство XIX-XX вв. Стили и течения. Сост. И.Г. Мосин. - Вильнюс : UAB «BESTIARY», 2012. - 80 с., ил. - ISBN 978-609-456-073-6. - Текст: непосредственный.

1. Arnxejm, R. Iskusstvo i vizual'noe vospriyatie / Arnxejm R. Per. s angl. - M.: Arxitektura - S, 2012. - 392s., il. - ISBN 978-5-96470119-4. - Tekst: neposredstvenny'j.

2. Basin, E.Ya. Teoreticheskie problemy' iskusstva: Logika, psixologiya, e'stetika, sociologiya. Izd. 2-e. - M.: LENAND, 2015. -328 s. - ISBN 978-5-9710-1523-9. - Tekst: neposredstvenny'j.

3. Vipper, B.R. Vvedenie v istoricheskoe izuchenie iskusstva. - M.: Izdatel'stvo V.Shevchuk, 2015. - 4-e izd. - 368 s. - ISBN 978-594232-113-0. - Tekst: neposredstvenny'j.

4. Gejneman, A.A. Pravo v industrii mody'. - Moskva : Prospekt, 2018. - 160 s. - ISBN 978-5-392-21873-8. - Tekst: neposredstvenny'j.

5. Intellektual'naya sobstvennost' v sovremennom mire : monografiya / pod red. I. A. Bliznecza. - Moskva : Prospekt, 2019. - 672 s. - ISBN 978-5-392-30081-5. - Tekst: neposredstvenny'j.

6. Mini-e'nciklopediya. Iskusstvo XIX-XX vv. Stili i techeniya. Sost. I.G. Mosin. - Vil'nyus : UAB «BESTIARY», 2012. - 80 s., il. - ISBN 978609-456-073-6. - Tekst: neposredstvenny'j.

160 Economic problems and legal practice Vol. 16, №3,2020 ISSN 2541-8025(print)

ISSN 2712-7605(online)

7. Фиелл, Ш. Энциклопедия Дизайна. Концепции. Материалы. Стили / Ш. Фиелл, П. Фиелл; пер. с англ. А.В. Шипилова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 192 с: ил. - ISBN 978-5-17-051998-9 (ООО «Издательство АСТ»). - Текст: непосредственный.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (четвертая) [от 18.12.2006 № 230-Ф3] (ред. от 18.07.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 25.12.2006, - № 52 (1 ч.), -ст. 5496.

9. UNESCO: [сайт]. - Text of the Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage - URL : https://ich.unesco.org/en/convention (дата обращения: 13.06.2020). - Тект: электронный.

10. JEZEBEL : Court Rules High-End French Label Doesn't Own Rights to Indigenous Oaxacan Design [сайт]. - USA.,2015. - URL : https://themuse.jezebel.com/court-rules-high-end-french-label-doesnt-own-rights-to-1746670361 (дата обращения 12.06.2020). - Текст: электронный.

11. HUFFPOST : Mexico Prevents Indigenous Designs From Being Culturally Appropriated — Again [сайт]. - USA.,2016. - URL : https://www.huffpost.com/entry/mexico-prevents-indigenous-designs-from-being-culturally-appropriated-again_n_56e87879e4b0b25c9183afc4 (дата обращения 12.06.2020). - Текст: электронный.

12. SCRIBD : COMPLAINT FOR INJUNCTIVE RELIEF AND DAMAGES [сайт]. - USA.,2012. - URL : https://ru.scribd.com/document /83205508/Complaint-Navajo-Nation-Uod (дата обращения 13.06.2020). - Текст: электронный.

13. U.S. Copyright Office : OFFICE ACTION (OFFICIAL LETTER) ABOUT APPLICANT'S TRADEMARK APPLICATION [сайт]. - USA., 2018. -URL : http://tsdr.uspto.gov/documentviewer?caseId=sn 87659306&docId=OOA20180208062233#docIndex=1&page=1 (дата обращения 13.06.2020). - Текст: электронный.

14. The Fashion Law (TFL) : Want to Use the Maasai Name or Print? You Have to Pay for That [сайт]. - USA.,2019. - URL : https://www.thefashionlaw.com/want-to-use-the-maasai-name-or-print-you-have-to-pay/ (дата обращения 13.06.2020). -Текст: электронный.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Джендубаева Самира Азаматовна, аспирант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

7. Fiell, Sh. E'nciklopediya Dizajna. Koncepcii. Materialy'. Stili / Sh. Fiell, P. Fiell; per. s angl. A.V. Shipilova. - M.: AST: Astrel', 2008. -192 s: il. - ISBN 978-5-17-051998-9 (OOO «Izdatel'stvo AST»). -Tekst: neposredstvenny'j.

8. Civil Code of the Russian Federation (fourth) [dated 18.12.2006 № 230-$3] (ed. 18.07.2019)//Sobr. legislations of Dews. Federation. - 25.12.2006, - № 52 (1 hour), - Art. 5496.

9. UNESCO: [site]. - Text of the Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage - URL : https://ich.unesco.org/en/convention (date of appeal: 13.06.2020). - Text: electronic.

10. JEZEBEL : Court Rules High-End French Label Doesn't Own Rights to Indigenous Oaxacan Design [site]. - USA.,2015. - URL : https://themuse.jezebel.com/court-rules-high-end-french-label-doesnt-own-rights-to-1746670361 (date of appeal 12.06.2020). -Text: electronic.

11. HUFFPOST : Mexico Prevents Indigenous Designs From Being Culturally Appropriated — Again [site]. - USA.,2016. - URL : https://www.huffpost.com/entry/mexico-prevents-indigenous-designs-from-being-culturally-appropriated-again_n_56e87879 e4b0b25c9183afc4 (date of appeal 12.06.2020). - Text: electronic.

12. SCRIBD : COMPLAINT FOR INJUNCTIVE RELIEF AND DAMAGES [site]. - USA.,2012. - URL : https://ru.scribd.com/document /83205508/Complaint-Navajo-Nation-Uod (date of appeal 13.06.2020). - Text: electronic.

13. U.S. Copyright Office : OFFICE ACTION (OFFICIAL LETTER) ABOUT APPLICANT'S TRADEMARK APPLICATION [site]. - USA., 2018. -URL : http://tsdr.uspto.gov/documentviewer?caseId=sn 87659306&docId=OOA20180208062233#docIndex=1&page=1 (date of appeal 13.06.2020). - Text: electronic.

14. The Fashion Law (TFL) : Want to Use the Maasai Name or Print? You Have to Pay for That [site]. - USA.,2019. - URL : https://www.thefashionlaw.com/want-to-use-the-maasai-name-or-print-you-have-to-pay/ (date of appeal 13.06.2020). - Text: electronic.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Samira A. Dzhendubaeva, postgraduate student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.