Научная статья на тему 'Критерии и принципы проведения гуманитарной экспертизы дизайн-проектов'

Критерии и принципы проведения гуманитарной экспертизы дизайн-проектов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1193
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН-ПРОЕКТ / ГУМАНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД / ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / DESIGN / HUMANITARIAN EXPERTISE / SYSTEMATIC AND STRUCTURAL APPROACH / VALUE APPROACH / DIALOGICAL APPROACH / ANTHROPOLOGICAL APPROACH / CULTURAL APPROACH

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Оводова Светлана Николаевна

В статье обосновывается необходимость проведения гуманитарной экспертизы дизайн-проектов, обусловленная высокой степенью влияния дизайна на повседневность в современной культуре. Автор описывает ряд подходов и критериев (системно-структурный, функциональный, ценностный, партиципативный, диалогический, философско-антропологический, культурологический, социальный подходы, эмоциональные критерии), применение которых к анализу дизайн-проектов помогает произвести оценку социальных, культурных и антропологических последствий реализации дизайн-проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The criteria and principles for making humanitarian expertise of design projects

This article explains the need of humanitarian expertise design projects, due to the high degree of influence design on everyday modern culture. The author describes a wide range of approaches and criteria (systematic and structural, functional, value, participatory, dialogic, philosophical, anthropological, cultural, social approaches, emotional criteria), the using of which to the analysis of design projects helps to assess the social, cultural, and anthropological consequences of the design projects.

Текст научной работы на тему «Критерии и принципы проведения гуманитарной экспертизы дизайн-проектов»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

к мировым тенденциям двадцатого века, представляется, способствовали органичному сплавлению в творчестве художников края воздействия природных факторов, национальных русских, западноевропейских живописных традиций и новаторства. И потому достижения приморских художников исследуемого периода, подтверждённые на международном уровне, должны быть вписаны в общую картину изобразительного искусства России конца XX —начала XXI века.

Примечания

1 Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г.

Библиографический список

1. Кандыба, В. И. Художники Приморья / В. И. Кандыба. — Л. : Художник РСФСР, 1990. - 125 с.

2. Андреева, Е. Ю. Угол несоответствия. Школы нонконформизма / Е. Ю. Андреева. Москва—Ленинград, 1946 — 1991. — М. : Искусство — XXI век, 2012. — 464 с., ил.

3. Полевой, В. М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира / В. М. Полевой. — М. : Советский художник, 1989. — 452 с., ил.

4. Турчин, В. С. Образ двадцатого в прошлом и настоящем / В. С. Турчин. — М. : Прогресс-Традиция, 2003. — 644 с.

5. Якимович, А. К. Восстановление модернизма. Живопись 1940-х—1960-х на Западе и в России /А. К. Якимович. — М. : Галарт, 2001. — 174 с.

6. Ванслов, В. В. Эстетика и изобразительное искусство. Статьи о произведениях и художниках / В. В. Ванслов. — М. : Памятники исторической мысли, 2007. — 344 с., ил.

7. Очерки эстетики и теории искусства / Отв. ред. Н. А Хренов, А. С. Мигунов. — М. : КАНОН-ПЛЮС, 2013. — 447 с.

8. Неомодернизм. — иИЬ: http://arx.novosibdom.ru/node/ 474 (дата обращения 04.11.2013).

9. Очерк истории Ленинградской живописи. — иИЬ: Ы1р:// www.leningradartist.com/outline_r.htm (дата обращения

30.10.2013).

10. Мировое искусство (Иллюстрированная энциклопедия: Направления и течения от импрессионизма до наших дней) / Сост. И. Г. Мосин. — СПб. : ООО «СЗКЭО», 2008. — 192 с..

11. Постмодернизм. — иИЬ: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Постмодернизм (дата обращения 09.02.2013).

ЛЕВДАНСКАЯ Наталья Андреевна, доцент кафедры изобразительного искусства Школы искусства, культуры и спорта Дальневосточного федерального университета, заслуженный работник культуры РФ. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.11.2013 г.

© Н. А. Левданская

УДК 1302 С. Н. ОВОДОВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

КРИТЕРИИ И ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТОВ_________________________________________

В статье обосновывается необходимость проведения гуманитарной экспертизы дизайн-проектов, обусловленная высокой степенью влияния дизайна на повседневность в современной культуре. Автор описывает ряд подходов и критериев (системно-структурный, функциональный, ценностный, партиципативный, диалогический, философско-антропологический, культурологический, социальный подходы, эмоциональные критерии), применение которых к анализу дизайн-проектов помогает произвести оценку социальных, культурных и антропологических последствий реализации дизайн-проектов.

Ключевые слова: дизайн-проект, гуманитарная экспертиза, системно-структурный подход, ценностный подход, диалогический подход, антропологический подход, культурологический подход.

Актуальность и необходимость гуманитарной экспертизы не нуждаются в доказательствах, об этом написано много работ. Меж тем выработка определенных предписаний, позволяющих проводить гуманитарную экспертизу социальных практик и культурных проектов, до сих пор не осуществлена.

Возникновение гуманитарной экспертизы связано с появлением биоэтики («Основная задача биоэтики — способствовать выявлению различных позиций по сложнейшим моральным проблемам, которые лавинообразно порождает прогресс биомедицинской науки и практики» [1]). Актуализация такого рода проблем связана с тем, что человек

начинает использоваться как материал и объект при проведении научных изысканий, а также то, что в качестве ключевых тем выступают вопросы о жизни и смерти.

Расширение границ использования гуманитарной экспертизы за пределами биомедицинских исследований предполагает необходимость разработки принципов и критериев проведения гуманитарной экспертизы в других областях.

Объектом нашего внимания являются дизайн-проекты — проекты, представляющие собой целостное художественно-эстетическое и технически-ути-литарное оформление пространственно-предметной

среды. Дизайн проник во все сферы человеческой деятельности, стоит только перечислить некоторые виды дизайна: промышленный дизайн, дизайн среды, дизайн интерьера, дизайн костюма, ландшафтный дизайн, веб-дизайн, графический дизайн, информационный дизайн, звуковой дизайн, световой дизайн, дизайн праздников и церемоний, — как становится понятным, что роль дизайна в современной культуре велика, а его влияние на человека неоспоримо.

При проведении гуманитарной экспертизы дизайн-проектов необходимо учитывать, не только технические и эстетические параметры, но и то, какое смысловое поле формируется конкретным проектом. Дизайн — это не только эстетическое и техническое оформление окружающей реальности, но и формирование этой реальности. Пространственнопредметная среда, созданная дизайном, влияет на человека, организуя его повседневное бытие. Цвет, форма, принцип комбинации вещей не просто создают определенное психологическое состояние человека, но и преобразуют социальную реальность, оказывают влияние на формирование культуры. Важно отметить, что мы говорим не об эргономических особенностях дизайн-проекта и не о его антро-пометричности. Для нас важно оценивать дизан-проект, исходя из тех антропологических, культурных и социальных координат, которые невидимо присутствуют в дизайн-проекте, оказывают влияние на повседневное человека, но при этом не находят достойной рефлексии со стороны их потребителей.

Для определения смысловой составляющей, заложенной в дизайнерском проекте, нужно рассмотреть проект с учетом следующих подходов и принципов:

1. Системно-структурный подход. При создании дизайн-проекта создается некоторая система, выделяются элементы, из которых она состоит, определяется, какие элементы являются главенствующими, какие подчиненными. Стоит учитывать, что в качестве системы можно рассматривать не только проектируемый объект в своей целостности, но и тот комплекс взаимосвязей, который выстраивается между дизайн-проектом, средой, в которой предполагается его расположение, и человеком. Это поможет установить иерархические свойства, выявить сочетаемость элементов, их заменяемость. «Если пианино, предназначенное для гулких, звукоизолированных стен и полов западного дома и концертного зала, поставить в японском доме, невозможно будет сыграть замечательный концерт Рахманинова, не превратив его в пронзительную какофонию. Подобным же образом тонкость, изящество японской музыки (сямисен) нельзя полностью оценить в гулкой коробке американского дома. Американцы, старающиеся сочетать японский интерьер с американским образом жизни, обнаруживают в ходе этого эксперимента, что нельзя безнаказанно вырывать отдельные элементы из телезисного контекста» [2, с. 25]. Дизайн-проект взаимодействует с окружающей средой, он вписан в целостную систему, где связь между элементами носит отнюдь не механический характер, предполагающий простое соположение вещей в пределах единого пространства, единение элементов в систему есть обретение всей системой некоторого смыслового единства.

2. Функциональный подход. Применение функционального подхода к анализу дизайн-проекта позволяет определить не только утилитарные свойства объекта и свойства каждой из составных частей (то есть непосредственную функцию), но и понять какова культурная и социальная функция дизайн-

проекта, на решение каких задач он направлен. При перемещении предметов из одной культуры в другую их функция может меняться, могут актуализироваться иные функции, что сопровождается изменением их ценностной составляющей. Также важно учитывать, чем грозит модификация или уничтожение дизайн-проекта, выполняющего конкретную функцию. Определения функции дизайн-проекта возможно посредством ответа на вопросы: почему возникает потребность в такого рода дизайн-проектах? какие задачи в культуре, социуме он решает?

3. Ценностный подход. Определяется, что постулируется в качестве ценности каждым конкретным дизайн-проектом, какая ценность (экономическая, эстетическая, экологическая, религиозная, т.д.) является для проекта основополагающей. Выявление ценностной характеристики проекта дает нам возможность предопределить реакцию людей на воплощаемый проект, избежать конфликта ценностей. Если для производителя первоосновной является экономическая ценность, то он будет стараться увеличить спрос, сократить затраты на производство, использовать максимально эффективные способы привлечения внимания потребителя. В частности, способами реализации экономической ценности могут быть снижение цены на дизайн-продукт за счет ухудшения качества или стимулирование более динамичной смены тенденций моды, и тот и другой способ приведет к тому, что потребитель дизайна будет интенсивней приобретать новые продукты дизайна. Например, экологическая ценность может противоречить экономической ценности, что выражается в экономии ресурсов, многофункциональности, долговечности и неподверженности моде дизайнерского продукта. Экологический дизайн отвергает принципы общества потребления. Одной из задач экологического дизайна является «формирование новой культуры потребления, структуры потребностей, основанных на сокращении избыточного количества продуктов» [3, с. 15]. Радио из консервной банки, созданное В. Папанеком, противостоит идее всевозрастающего потребления и получения выгоды от реализации дизайн-проекта. Для его изготовления использовалось вторичное сырье, а сам продукт отличался своей доступностью. Также в качестве иллюстрации противоречия ценностей можно привести пример использования дизайнерами религиозных символов. Под маркой модных домов Dolce & Gabbana, Alexander McQueen, Givenchy выпускались коллекции одежды, использовавшие религиозную символику (образы Иисуса и Девы Марии, мозаики храмов). В данном случае эстетическая и экономическая ценности вступали в противоречие с религиозной ценностью, что выражалось в диссонансном реагировании представителей религиозных организаций на творения дизайнеров.

4. Партиципативный подход. Л. Леви-Брюль, характеризуя первобытное мышление, описывает свойственный этому типу мышления особый способ выстраивания взаимосвязи между предметами, нарушающий привычные для нас причинно-следственные связи. «То, что мы называем естественной причинной зависимостью между событиями и явлениями, либо вовсе не улавливается первобытным сознанием, либо имеет для него минимальное значение. Первое место в его сознании, а часто и все его сознание занимают различные виды мистической партиципации» [4, с. 138]. Связи между вещами выстраиваются на основании ассоциаций, которые возникают по прин-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

ципу аналогий. Пралогическое мышление связано с созданием метафор, отождествляющих вещи между собой. Такой тип постижения действительности свойственен не только мифологическому мышлению, он также присущ художественному, научному и философскому творчеству. Применительно к дизайн-проекту данный подход поможет определить, какие формы идентичности формирует проект, с каким сообществом отождествляет себя потребитель дизайна, его создатель, что выступает в качестве желанного образа, с которым выстраивается общность посредством дизайн-проекта. Не всегда формирование общности и идентификация связаны с занимаемым положением в обществе. Дизайн-проект может выступать в качестве статусного знака, но он также позволяет своему обладателю соотносить себя с иными группами и движениями, к которым, возможно, потребитель дизайн-проекта и не принадлежит в действительности.

5. Диалогический подход. Основоположниками диалогического подхода в культурологии признаются М. М. Бахтин и В. С. Библер. В их трудах была описана концепция диалога культур, где диалог понимается как единственно возможная форма бытия культуры, личности, произведения. Участники диалога обращены вовне, без этой направленности на Другого бытия в принципе не может быть. Смысл диалога в том, чтобы постоянно пребывать в актуальном состоянии, это требует возобновления диалога, быть в диалоге — значит, быть в преддверии диалога, так как окончательного разворачивания диалога не может произойти: «культура способна жить и развиваться (как культура) только на грани культур, в одновременности, в диалоге с другими целост-ностными, замкнутыми «на себя» — на выход за свои пределы — культурами» [5, с. 286]. Диалогический подход предоставляет возможность не только усматривать в культуре пульсацию несводимых друг к другу логик, но и является продуктивной методологией, позволяющей высвечивать нюансы заимствований, пародий, подражаний, противопоставлений.

Дизайн — это способ коммуникации, выражающийся в том, что при создании дизайн-проектов используется образно-символический язык. Заложенные в дизайне символы наделены смысловой составляющей, дизайнер передает идею дизайн-проекта посредством технологических и художественных приемов. При этом говорить о целостном, в сообщении не представляется возможным в силу многозначности символов и из-за отсутствия универсального языка дизайна. Как и в любой другой художественной деятельности, в дизайне не всегда предполагается наличие единственно возможного толкования, смысловая многовариативность произведений искусства присуща и дизайну как творческой сфере. Нахождение знаков, символов и попытка расшифровки их посредством соположения в одном культурном поле, позволит найти переклички не только с другими дизайн-проектами, но и с иными сферами культурного творчества, усмотреть диалог искусств в дизайне. Также диалогический подход выявляет контекст дизайн-проекта.

Если мы признаем, что человек вписывает себя в некоторое местоименное поле, определяет для себя границы «Я », находит «Ты» (пара «Я »—«Ты» характеризуется как глубокое понимающее личностное взаимодействие, форма со-бытия), отмежевывается от «Он», разделяет мир на «Мы» и «Они», то применительно к дизайну предложенная схема помогает обозначить контекстуальное поле, в пределах кото-

рого пребывает дизайн-проект. Местоименная схема в снятом виде отражается в том, как называется дизайн-проект, как его описывают, как он позиционируется, чему противопоставляется. Такой аспект использования диалогического подхода раскрывает, какие социальные группы, дизайнерские школы репрезентированы дизайн-проектом.

6. Антропологический подход. Целью дизайна является преобразование пространственно-проедмет-ной среды для нужд и удобства человека, что откладывает отпечаток на том, как и посредством чего человек реализовывает свои жизненные модели. Применение антропологического подхода к анализу дизайн-проектов помогает определить, какие возможности развития человеческого потенциала заложены в дизайн-проекте, осуществлению каких антропологических проектов способствует дизайн. В дизайне одежды может быть заложена определенная манера поведения, реализуемая впоследствии ее обладателем. Например, одежда может раскрепощать и награждать своего носителя новыми функциями и возможностями, как это произошло в отношении революционного, для своего времени, дизайна одежды К. Шанель. Она создала новый проект женщины, освободила ее от нефункциональной одежды, предложив взамен простые и удобные в эксплуатации костюмы. Универсальность и функциональность, заложенные в дизайне одежды, позволили женщинам реализовывать новые социальные функции, осуществлять новый антропологический проект.

7. Культурологический подход. Дизайн-проект пребывает не в изолированном пространстве, он вписывается в уже имеющую свои традиции и ценности культуру. Иногда такого рода взаимодействие происходит неорганично, так как дизайн не учитывает специфику культуры, нарушает привычную целостность культурного поля. Глобализацию не остановить, нивелирование культур будет продолжаться, но при этом стандартизация дизайна и утрата культурной идентичности не могут быть плюсами в этом процессе. Каждая культура обладает своими отличительными характеристиками, которые проявляются во всех сферах бытия человека, находят отражение в повседневности. Важно учитывать, как повлияет на культуру привнесенный дизайн-проект, какие ее основания он модифицирует или, наоборот, сохранит и будет развивать. Архитектурный дизайн в г. Абу-Даби отражает культуру и традиции Объединённых Арабских Эмиратов. Например, в фасадах небоскрёбов Al Bahar Towers от Aedas можно найти современную интерпретацию традиционного элемента исламской архитектуры — машрабии, а Yas Hotel окутывает сеть из стекла, напоминающая паранджу, причем сеть-паранджа выполняет не только эстетическую, но и утилитарную функцию: она защищает от солнца и создает вентиляционную систему. Использование национальной специфики при создании дизайн-проектов, при осуществлении которых применяются современные материалы и технологии, привлекает внимание всего мира к этим проектам и выгодно подчеркивает своеобразие региона.

8. Социальный подход. Предметно-пространственная среда, в которой живет человек, в неявном виде содержит определенные модели поведения, способы реализации витальных потребностей человека. Попадая в неизвестное пространство, человек вписывает себя посредством вещей в окружающую среду, определяет грани дозволенного. Дом, офис, магазин, больница, учебное заведение — в каждом простран-

стве мы сразу улавливаем заложенные в среде модели поведения и начинаем их реализовывать. Описывая искусство досуга во Франции XVIII века Мими Хел-лман замечает: «Мебель навязывала правила за счет создаваемого ею удобства и привносимого удовольствия, управляя телом цивилизованного человека путем ограничений, которые казались новыми возможностями. Мебель заставляла вести себя пристойно с эстетической и общественной точки зрения не за счет ограничений, а, наоборот, за счет приятного удобства, которое, как мы увидим, является ключевой характеристикой ситуации общения в высших кругах» [6, с. 183]. Дизайн не просто проектирует среду, он проектирует человека, органично вписанного в заданную среду. Например, город как социальный феномен напрямую связан с тем, как организована городская среда, город задает маршруты следования, темп и направление движения, оберегает своих жителей либо, наоборот, подталкивает их к девиантному поведению. Дизайн среды влияет на преступность, таков тезис архитектурной криминологии, доказываемый зарубежными и отечественными исследователями. Поэтому при проектировании среды необходимо учитывать то, какие социальные модели сокрыты в ее дизайне.

9. Психологический подход. Предметно-пространственный мир, с которым человек взаимодействует в процессе жизнедеятельности, влияет на эмоциональное состояние человека. Дизайн может вызывать приятие, что будет сопровождаться ощущением комфорта, а проявляться в желании приобрести вещь. Созвучие дизайна эмоциональному состоянию человека обеспечит то, что человек не будет чувствовать подавления и дискомфорта при взаимодействии с интерьером, вещью, интерфейсом компьютера, что он органично впишется в окружающую пространственно-предметную среду. Дизайн создает эмоциональный фон существования общества, в нем отражаются изменения, происходящие в культуре. Колористическое решение дизайна, используемые принципы формообразования представляют собой в том числе психологический слепок с культуры: «бутылка говорит и о происхождении вина. К примеру, французская винная бутылка отличается от немецкой, да и в различных регионах самой Франции ее стилистические тонкости разнятся. Форма сосуда, графическое оформление этикетки и способ, с помощью которого надо открывать именно эту бутылку, — все это безусловно задает определенное настроение» [7, с. 76]. Использование психологического подхода при анализе дизайн-проектов позволит минимизировать разрыв, возникающий между человеком

и той средой, в пределах которой ему приходится пребывать.

Описанные нами подходы представляют собой не законченный перечень критериев проведения гуманитарной экспертизы, скорее, это первое приближение к намеченной проблеме. Стоит оговориться, что касательно самой гуманитарной экспертизы и биоэтики в научном сообществе не выработалось окончательного представления, как и с учетом каких требований ее проводить, научные изыскания в этой области происходят до сих пор. Применение гуманитарной экспертизы к дизайн-проектам — новое перспективное направление исследований. Изменение координат человеческого бытия в современной культуре и все большое превалирование и значимость дизайна в обустройстве повседневности актуализируют необходимость осмысления происходящих сдвигов. Предложенные нами критерии осуществления гуманитарной экспертизы являются если и не окончательными, то вполне продуктивными для выявления смысловой составляющей дизайн-проектов.

Библиографический список

1. Тищенко, П. Д. Что такое биоэтика? / П. Д. Тищенко // Биоэтика: вопросы и ответы. — М. : ЮНЕСКО, 2005. // Институт философии Российской академии наук. — URL: http:// iph.ras.ru/uplfile/ethics/biblio/tish_bioeth.html (дата обращения:

23.03.2013).

2. Папанек, В. Дизайн для реального мира / В. Папанек ; пер. с англ. — М. : Издатель Д. Аронов, 2004. — 416 с.

3. Панкина, М. В. Экологический дизайн : учеб. пособие / М. В. Панкина, С. В. Захарова. — Бийск : Бия, 2011. —188 с.

4. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль // Психология мышления. — М. : Изд-во МГУ, 1980. — С. 130—140.

5. Библер, В. С. От наукоучения — к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век / В. С. Библер. — М. : Политиздат, 1990. — 413 с.

6. Хеллман, М. Мебель, общество и искусство досуга во Франции XVIII века / М. Хеллман // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. Зима. - 2009-2010. - № 14. - С. 173-217.

7. Суджич, Д. Язык вещей / Д. Суджич ; пер. с англ. -М. : Strelka Press, 2013. - 240 с.

ОВОДОВА Светлана Николаевна, ассистент кафедры теории и истории мировой культуры.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.10.2013 г.

© С. Н. Оводова

Книжная полка

Ритерман, Т. П. Культурология. Подготовка к экзамену / Т. П. Ритерман. - М. : АСТ, 2010. -122 с. - ISBN 978-5-17-065799-5.

Издание предназначено для студентов высших учебных заведений. Оно может служить пособием при подготовке к экзамену по культурологии. Здесь можно найти ответы на основные экзаменационные вопросы. Форма подачи материала позволяет за короткое время усвоить большой объем информации. Сведения, подробно изложенные в первой части книги, резюмируются на последующих страницах. Нужная вам информация повторяется из раздела в раздел во все более сжатой форме, что облегчает ее запоминание. Обратившись к книге трижды: за неделю, за день и за час до экзамена, вы будете достаточно хорошо ориентироваться в предмете, чтобы успешно сдать экзамен.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.