Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОКАЗАНИИ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ОКАЗАНИИ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
227
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / КАТЕГОРИЯ ГРАЖДАН / АДВОКАТ / СУБЪЕКТ РФ / ИНФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАН / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА / QUALIFIED LEGAL AID / CATEGORY OF CITIZENS / LAWYER / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / INFORMING OF CITIZENS / QUESTIONNAIRE SURVEY / LEGAL INFORMATION / PUBLIC AUTHORITIES / LAW ENFORCEMENT PRACTICE / ACCESS TO INFORMATION / AWARENESS RAISING / GOVERNMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Троян Наталья Анатольевна

Статья посвящена проблемам правового информирования граждан, а также доступности квалифицированной юридической помощи в правовом государстве. Автором также обозначена проблема недостаточной информированности населения о своих правах на получение бесплатной юридической помощи в Российской Федерации. Рассматриваются актуальные проблемы развития на федеральном и региональном уровне законодательства, регулирующего отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации. Автор также затрагивает проблему правовой сущности таких новых явлений, как «фейковая информация» и «инфодемия». Исследуется проблема, связанная с новыми рисками пандемии коронавируса COVID-19, а также векторы научных изысканий в современных условиях. Исследование проводилось при помощи метода сравнительного анализа. В процессе аналитической работы были выявлены недостатки в правоприменительной практике по оказанию бесплатной юридической помощи. На основе выполненного анализа и полученных результатов проведенного анкетирования уполномоченных органов государственной власти субъектов в целях выявления проблемных аспектов правового регулирования в сфере оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения автором обоснован вывод об отсутствии сегодня унифицированных подходов к регулированию соответствующих отношений в субъектах РФ и необходимости установления единых требований учета обращений граждан по вопросам оказания бесплатной юридической помощи, а также разработки методического руководства по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи в рамках научно-исследовательской работы ФБУ НЦПИ при Минюсте России.The paper is devoted to problems of legal informing of citizens as well as the availability of qualified legal aid in a rule-of-law state. The author also outlines the problem of insufficient awareness of the population of their rights to receive free legal aid in the Russian Federation. Topical problems of development of laws (at the federal and regional level) regulating relations connected to rendering free legal aid in the Russian Federation are considered. The author also addresses the problem of legal nature of such new phenomena as “fake information” and “infodemic”. The problem of new risks of the COVID-19 coronavirus pandemic as well as vectors of scientific research under modern conditions are studied. The study was carried out using the comparative analysis method. In the process of analytical work, shortcomings in law enforcement practice of rendering free legal aid were identified. Based on the analysis carried out and results of a questionnaire survey of authorised public authorities of subjects of the Russian Federation conducted with a view to identify problematic aspects of legal regulation in the field of rendering free legal aid and raising legal awareness, the author justifies the conclusion that today there are no unified approaches to regulating the relevant relations in the subjects of the Russian Federation and there is a need for establishing single requirements for registering citizens’ applications regarding rendering free legal aid as well as developing methodological guidelines for rendering free legal aid to citizens within the framework of research carried out in the Scientific Centre for Legal Information under the Ministry of Justice of Russia.The paper is devoted to problems of legal informing of citizens as well as the availability of qualified legal aid in a rule-of-law state. The author also outlines the problem of insufficient awareness of the population of their rights to receive free legal aid in the Russian Federation. Topical problems of development of laws (at the federal and regional level) regulating relations connected to rendering free legal aid in the Russian Federation are considered. The author also addresses the problem of legal nature of such new phenomena as “fake information” and “infodemic”. The problem of new risks of the COVID-19 coronavirus pandemic as well as vectors of scientific research under modern conditions are studied. The study was carried out using the comparative analysis method. In the process of analytical work, shortcomings in law enforcement practice of rendering free legal aid were identified. Based on the analysis carried out and results of a questionnaire survey of authorised public authorities of subjects of the Russian Federation conducted with a view to identify problematic aspects of legal regulation in the field of rendering free legal aid and raising legal awareness, the author justifies the conclusion that today there are no unified approaches to regulating the relevant relations in the subjects of the Russian Federation and there is a need for establishing single requirements for registering citizens' applications regarding rendering free legal aid as well as developing methodological guidelines for rendering free legal aid to citizens within the framework of research carried out in the Scientific Centre for Legal Information under the Ministry of Justice of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Троян Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОКАЗАНИИ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

К вопросу об оказании бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации

Троян Н. А.*

Ключевые слова: квалифицированная юридическая помощь, категория граждан, адвокат, субъект РФ, информирование граждан, анкетный опрос, правовая информация, органы государственной власти, правоприменительная практика, доступ к информации, просвещение, государственная система.

Аннотация.

Статья посвящена проблемам правового информирования граждан, а также доступности квалифицированной юридической помощи в правовом государстве. Автором также обозначена проблема недостаточной информированности населения о своих правах на получение бесплатной юридической помощи в Российской Федерации. Рассматриваются актуальные проблемы развития на федеральном и региональном уровне законодательства, регулирующего отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации. Автор также затрагивает проблему правовой сущности таких новых явлений, как «фейковая информация» и «инфодемия». Исследуется проблема, связанная с новыми рисками пандемии коронавируса COVID-19, а также векторы научных изысканий в современных условиях. Исследование проводилось при помощи метода сравнительного анализа. В процессе аналитической работы были выявлены недостатки в правоприменительной практике по оказанию бесплатной юридической помощи. На основе выполненного анализа и полученных результатов проведенного анкетирования уполномоченных органов государственной власти субъектов в целях выявления проблемных аспектов правового регулирования в сфере оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения автором обоснован вывод об отсутствии сегодня унифицированных подходов к регулированию соответствующих отношений в субъектах РФ и необходимости установления единых требований учета обращений граждан по вопросам оказания бесплатной юридической помощи, а также разработки методического руководства по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи в рамках научно-исследовательской работы ФБУ НЦПИ при Минюсте России.

ЭОТ: 10.21681/2226-0692-2020-2-59-64

Т

X радиционно анализ различных аспектов оказания бесплатной юридической помощи начинают с констатации того, что согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. В научных исследованиях справедливо отмечается, что данное право является одним из основных прав человека [1, с. 10].

Обеспечение доступности квалифицированной юридической помощи — одна из важнейших задач правового государства. В целях ее реализации 21 ноября 2011 г. был принят Федеральный закон № 324-ФЗ (в ред. от 26.07.2019 № 232-ФЗ) «О бесплатной юридической помощи». Представляется важным отметить, что рассматриваемое конституционное право было законодательно закреплено в 2011 году, но только в последние годы

оно было более детально регламентировано законодателем. Согласно ст. 3 Федерального закона № 324-ФЗ отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в рамках государственной и негосударственной систем, и организационно-правовое обеспечение реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи регулируются как федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, так и нормативными правовыми актами субъектов РФ (т. е. относятся к предметам совместного ведения).

Вместе с тем федеральный законодатель прямо предусмотрел возможность установления дополнительных гарантий на уровне субъектов РФ. В рамках реализации указанных полномочий специальные законы, регулирующие отношения по оказанию бесплатной юридической помощи, приняты и вступили в силу в

* Троян Наталья Анатольевна, старший научный сотрудник федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Минюсте России», г. Москва, Российская Федерация. E-mail: n-troyan66@yandex.ru

большей части субъектов РФ в период с 2012 по 2014 гг.1 По состоянию на 1 июля 2019 г. во всех субъектах РФ приняты законодательные акты, регулирующие вопросы оказания бесплатной юридической помощи, определены органы исполнительной власти, уполномоченные в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, установлена их компетенция. Приняты иные подзаконные акты, выделены необходимые бюджетные средства на финансирование оказания бесплатной юридической помощи2.

Все граждане имеют право на получение правовой информации. И даже лица, ограниченные в правах по решению суда, не могут быть лишены права на правовое просвещение. Ограничению подлежат лишь способы его реализации, обусловленные лишением права на свободное передвижение и свободный доступ к информации [2, с. 31].

Анализ правового регулирования в рассматриваемой сфере показывает, что особого внимания заслуживает Федеральный закон от 21.11.2011 № 326-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»3. Указанным федеральным законом предусмотрены способы реализации государственной гарантии права гражданина на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи и установлены организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи4. Важно также отметить, что постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 312 (ред. от 30.03.2020) утверждена государственная программа Российской Федерации «Юстиция», целями которой на период до 2026 года являются: развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма и поддержание устойчивого уважения к закону5.

Реализация органами государственной власти субъектов РФ полномочий в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью предусмотрена пунктом 3 части 1 ст. 12 Федерального закона, и одним из необходимых условий его полноценной реализации

1 Информация о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью на территории субъектов Российской Федерации по состоянию на 2019 // Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http://minjust.ru/ru/node/231167 (дата обращения: 05.04.2020).

2 Информация о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью на территории субъектов Российской Федерации по состоянию на 2019 год // Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http://minjust.ru/ru/node/231167 (дата обращения: 10.04.2020).

3 Федеральный закон № 326-ФЗ от 21.11.2011 (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. Ст. 6727.

4 Федеральный закон № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 (в ред. от 28.11.20-15 № 358-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. Ст. 6725.

5 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 312 (в ред.

от 30.03.2018) «Об утверждении государственной программы Россий-

ской Федерации «Юстиция» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18, ч. II. Ст. 2158.

является определение органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, и установленные его компетенции6.

В связи с необходимостью совершенствования методического обеспечения в сфере оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, реализации государственной программы «Юстиция» в НЦПИ при Минюсте России ведется научно-исследовательская работа, направленная на разработку методического руководства по оказанию бесплатной юридической помощи и правовому просвещению насе-ления7 (далее — НИР).

В целях выявления правовых проблем в имеющейся практике оказания бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации, ФБУ НЦПИ при Минюсте России проведено исследование путем анкетирования территориальных органов Минюста России и уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (анкеты были направлены в 85 субъектов РФ).

Предварительный анализ результатов анкетирования и правоприменительной практики свидетельствует о том, что в сфере оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения в субъектах РФ отсутствует единообразие в правовом регулировании соответствующих отношений. Практика определения уполномоченных органов, а также круг субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы в субъектах Российской Федерации, отличаются разнообразием.

Так, в Кабардино-Балкарской Республике уполномоченным органом в рассматриваемой области является Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики. В соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 21.03.2005 № 21-П уполномоченным органом в этом регионе, осуществляющим организацию взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи, является Министерство социального развития и труда.

В Курганской области таким уполномоченным органом является Правительство Курганской области. Однако из результатов анкетирования в данном субъекте РФ следует, что, по его мнению, наделение органов местного самоуправления области отдельными государственными полномочиями по организации деятельности в сфере обеспечения прав граждан на получение бесплатной юридической помощи в настоящее время нецелесообразно, поскольку возможность получения гражданами квалифицированной бесплатной юридической помощи в муниципальных районах Курганской области, а также в городах Кургане и Шадринске обеспечено адвокатами, осуществляющими свою деятельность

6 Федеральный закон РФ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» № 324-Ф3 от 21.11.2011 № 358-Ф3) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. Ст. 6725.

7 Исследование выполнено при поддержке Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России в рамках научного проекта №12-112568/.19 «Разработка методического руководства по оказанию бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения».

в соответствующих муниципальных образованиях Курганской области и участвующими в государственной системе бесплатной юридической помощи на территории Курганской области.

В то же время в Воронежской области уполномоченным органом области является Департамент социальной защиты Воронежской области. В Ивановской области такие полномочия отнесены к компетенции Правительства Ивановской области, в Калужской области это Министерство труда и социальной защиты Калужской области, в Костромской области — Департамент региональной безопасности Костромской области, в Московской области — Администрация Губернатора Московской области и т. д.8

Одним из полномочий субъектов Российской Федерации в данной области является установление дополнительных гарантий реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, в том числе расширение перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение, установление перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи, определение порядка принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и обеспечение исполнения соответствующих решений. Указанные полномочия в большинстве субъектов РФ являются средством повышения социальной защищенности граждан, проживающих на их территориях, поскольку Федеральным законом № 324-ФЗ установлено, что граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума9, имеют право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи10.

В 2019 году были установлены дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи. Учитывая, что ст. 20 Федерального закона № 324-ФЗ установлена основная категория граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, субъектам Российской Федерации представлены полномочия по повышению степени социальной защиты граждан, проживающих на данных территориях. В связи с этим ряд регионов рас-

8 Информация о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью на территории субъектов Российской Федерации по состоянию на 30.06.2019 (таблица 2). URL: http://minjust.ru/sites/default/files/prilozhenie_byup_2. doc (дата обращения: 15.04.2020).

9 Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЭ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации, URL: http://www.pravo.gov.ru, 21.11.2011.

10 Реализация полномочий органов государственной власти

субъектов Российской Федерации в области обеспечения граждан бес-

платной юридической помощью, предусмотренных статьей 12 Федерального закона № 324-ФЭ / Информационная справка о результатах мониторинга реализации Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЭ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» за I полугодие 2019 года. С. 2. URL: http://minjust.ru/sites/default/ files/byup_1.doc (дата обращения: 20.05.2020).

ширил перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, дополнительно к уже установленным региональными законодательными актами (г. Санкт-Петербург, г. Севастополь, Кемеровская, Магаданская, Нижегородская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Томская, области, Забайкальский, Красноярский, Хабаровский края, республики Башкирия, Бурятия, Крым, Ненецкий и Чукотский автономные округа и др.)11.

Особо следует отметить, что в ряде субъектов РФ органами государственной власти регионов установлены дополнительные гарантии на получение бесплатной юридической помощи в связи с проведением пенсионной реформы в отношении граждан предпенсионного возраста по вопросам, связанным с предоставлением мер социальной поддержки и иных льгот, установленных законодательством, и защитой их трудовых прав и свобод (г. Санкт-Петербург, Смоленская, Тамбовская, Томская области, Забайкальский, Хабаровский края, Ненецкий автономный округ)12.

При принятии соответствующих решений в первую очередь учитываются вопросы, имеющие особую социальную значимость, например, в отношении следующих категорий граждан:

1 граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и их права нарушены, а также включенные в реестр пострадавших граждан, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (республики Башкирия и Бурятия, Кемеровская и Нижегородская области, Красноярский край); 1 один из родителей, воспитывающий детей (ребенка) в возрасте до 14 лет, если он обращается за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей (ребенка) (Республика Крым); 1 граждане, имеющие на иждивении трех и более детей

(Магаданская область); 1 лица, отнесенные в соответствии с законом города Севастополя к категории «Житель осажденного Севастополя» (город Севастополь); 1 граждане, направляемые для оказания бесплатной юридической помощи уполномоченным по правам человека, уполномоченным по правам ребенка (Курганская область); 1 граждане, относящиеся к категории детей войны, и граждане старше 70 лет (Сахалинская область);

11 Там же.

12 Реализация полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, предусмотренных статьей 12 Федерального закона № 324-Ф3 / Информационная справка о результатах мониторинга реализации Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» за I полугодие 2019 года. С. 2. URL: http://minjust.ru/sites/default/ files/byup_1.doc (дата обращения: 20.05.2020).

1 ВИЧ-инфицированные несовершеннолетние в возрасте до 18 лет; граждане Российской Федерации, не имеющие регистрации по месту жительства в Российской Федерации, имевшие ранее регистрацию (прописку) по месту жительства на территории региона; члены семьи, родители, дети добровольного пожарного, погибшего при исполнении им обязанностей добровольного пожарного либо, в случае его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении им обязанностей добровольного пожарного; неработающие граждане, достигшие возраста 60 лет (Чукотский автономный округ).

Законодательством также установлен перечень случаев представления интересов граждан в судах адвокатами13.

По мнению автора, заслуживает внимания также то обстоятельство, что основными участниками государственной системы бесплатной юридической помощи в 60 субъектах РФ являются только адвокаты14.

Вместе с тем это не касается услуг бесплатной юридической помощи.

Бесспорно, что во многих случаях своевременное обращение к квалифицированному юристу помогает избежать распространенных ошибок и недочетов, а также способствует достижению желаемого результата в защите прав и законных интересов граждан.

Однако следует отметить, что лишь в 8 субъектах Российской Федерации основными участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются государственные юридические бюро (Тамбовская область, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Пензенская область, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Республика Калмыкия)1Б.

Вместе с тем в 17 субъектах РФ задействованы также и государственные юридические бюро, и адвокаты (Московская область, Республика Карелия, Республика Башкортостан, Оренбургская область, Пермский край, Самарская область, Ульяновская область, Волгоградская

13 Реализация полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, предусмотренных статьей 12 Федерального закона № 324-ФЗ / Информационная справка о результатах мониторинга реализации Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» за I полугодие 2019 года. С. 3. URL: http://minjust.ru/sites/default/ files/byup_1.doc (дата обращения: 20.05.2020).

14 Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Москва, в Московской области — государственное юридическое бюро и адвокаты, Орловская область, Рязанская область, Новгородская область и т. д.

15 Реализация полномочий органов государственной власти

субъектов Российской Федерации в области обеспечения граждан бес-

платной юридической помощью, предусмотренных статьей 12 Федерального закона № 324-ФЗ / Информационная справка о результатах мониторинга реализации Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» за I полугодие 2019 года. С. 4. URL: http://minjust.ru/sites/default/ files/byup_1.doc (дата обращения: 20.05.2020).

область, Краснодарский край, Свердловская область, Ямало-Ненецкий Округ, Иркутская область и т. д.)16.

Анализ законодательства субъектов РФ позволяет сделать вывод об отсутствии единообразия и унифицированных подходов в регулировании соответствующих отношений. Из информации, обобщенной и представленной на официальном сайте Минюста России, следует, что в подавляющем большинстве субъектов РФ бесплатную юридическую помощь оказывают адвокаты (Владимирская, Рязанская, Тверская, Ярославская, Астраханская области и др.) [3, с. 44].

На протяжении последних лет органы местного самоуправления реализуют предусмотренные Федеральным законом № 324-Ф3 полномочия. Согласно данным мониторинга, в 54 субъектах РФ органы местного самоуправления осуществляют оказание бесплатной юридической помощи, в том числе в виде представления интересов гражданина в судах и иных органах.

Одним из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации является оказание содействия развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечение ее поддержки в соответствии с приказом Минюста России от 01.03.2013 № 24 (в ред. от 19.08.2014) «Об утверждении Порядка ведения списка негосударственных центров бесплатной юридической помощи и его размещения на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»17.

В современной России достаточно остро стоят проблемы правового просвещения, связанные с повышением уровня правовой культуры населения. Важно вместе с тем отметить, что не все граждане в регионах знают об оказании бесплатной юридической помощи, нет соответствующей системы просвещения. Значительная часть российских граждан имеет довольно слабые представления о содержании отечественного законодательства, принадлежащих им субъективных правах и способах их защиты, имеющихся обязанностях. Население, как правило, испытывает потребность в получении оперативной квалифицированной юридической помощи [4, с. 39]. Поэтому необходимо обеспечение свободного доступа к официальной правовой информации. Целью правовой информации является повышение уровня правовой информированности общества путем всестороннего обеспечения органов, государственной власти, должностных лиц и граждан полной и достоверной информацией о действующих в России законодательных и других правовых актах посредством автоматизации информационных процессов [5, с. 8]. В стране имеется сегодня острая необходимость построения общенациональной правовой информаци-

16 Информационно-аналитические материалы о состоянии работы по реализации Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации за 2019 год» // Министерство юстиции Российской Федерации.

17 Приказ Минюста России от 01.03.2013 № 24 «Об утверждении Порядка ведения списка негосударственных центров бесплатной юридической помощи и его размещения на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». / Российская газета. 2013. № 68.

онной системы, охватывающей все регионы, органы государственной власти и местного самоуправления. Она должна стать автоматизированной системой информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания [6].

Исследование позволяет сделать вывод о необходимости унифицировать подходы при реализации правового просвещения в субъектах Российской Федерации и принять на федеральном уровне государственную программу непрерывного правового просвещения, которая предусматривала бы единую целостную систему правового просвещения и воспитания гражданина России [7].

Кроме того, в рамках формирования системы информирования населения необходимо активное и обязательное участие всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые будут в соответствии со своими компетенциями информировать о возможности и правилах получения бесплатной юридической помощи.

Следует отметить, что доступные для граждан средства массовой информации (телепрограммы, печатные издания) продолжают оставаться платными для субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь. Таким образом, одним из наиболее актуальных остается вопрос создания системы информирования социально незащищенных категорий граждан. Представляется необходимым создание организационно-правового механизма информирования населения через обязательное размещение средствами массовой информации соответствующей информации на безвозмездной основе [3, с. 45].

Для развития сознания гражданина и культуры общества в целом необходимо развивать и совершенствовать образование населения, государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека. Главным реформатором является государство, способное привести к изменениям в правовой культуре. Россия должна идти вперед, но этот путь невозможен без развития правовой культуры посредством правового образования [8].

Невысокий уровень информированности населения о своих правах можно объяснить тем, что на сегодняшний день в России отсутствует единая система правового воспитания и эта работа пока еще не носит системного характера. В то же время необходимо отметить предпринимаемые меры со стороны государства как основного субъекта публичных отношений, на котором лежит обязанность по выстраиванию эффективной линии правового просвещения на всех уровнях [9, с. 62].

Как показывает исследование, остается еще много нерешенных вопросов, поскольку деятельность по оказанию бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации как направление реализации государственной политики в этой сфере ведётся сравнительно недавно и отсутствуют единые критерии ее осуществления. Представляется необходимым установить единые требования к учету обращений граждан по вопросам оказания бесплатной юридической помощи

и разработки методического руководства по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи как федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и подведомственными им учреждениями.

В заключение необходимо отметить, что актуальным представляется формирование системы взаимодействия участников, прежде всего, государственной системы бесплатной юридической помощи, которая обеспечивала бы своевременное и качественное оказание такой помощи. Следует поддержать позицию о том, что требуется изменение законодательства на федеральном уровне в целях обеспечения каждого гражданина, независимо от места жительства или иных обстоятельств, возможностью получения первичной юридической помощи по любым правовым вопросам на бесплатной основе [3, с. 52]. Это будет способствовать системному решению задачи по реализации государственной политики в этой области на уровне субъектов Российской Федерации.

В условиях неблагоприятной обстановки, связанной с мировой пандемией и распространением COVID-19, Минюстом России предложено обеспечить возможность передвижения адвокатов и нотариусов при исполнении ими обязанностей по оказанию квалифицированной юридической помощи по предъявлении указанными лицами удостоверений адвокатов или нотариусов и с соблюдением правил, установленных адвокатскими и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации. Возможность свободного передвижения адвокатов и нотариусов на территориях субъектов Российской Федерации позволит обеспечить конституционные гарантии на получение квалифицированной юридической помощи.18

Особенности развития информационного права на новом этапе его развития в период происходящей в мире турбулентности обусловлены новыми вызовами человечеству, связанными с пандемией и появлением «инфодемии», усилением борьбы с распространением заведомо недостоверной (фейковой) информации, увеличением разнообразия форм и механизмов использования цифровых технологий.

На международном и национальном уровнях в условиях современного глобального информационного общества особое значение приобретает проблема распространения фейковой информации, включая и правовую. Так называемые фейковые (поддельные, ложные новости) сегодня находятся в центре внимания, как в России, так и за рубежом. Практически все международные информационные агентства и другие средства массовых коммуникаций стремятся осветить данный вопрос. Вместе с тем необходима модернизация правовых подходов к урегулированию новых общественных отношений, связанных с инновационными, эволюционными и синергетическими процессами, обусловленными внедрением цифровых технологий, а также рядом новых вызовов и угроз. Новый этап развития глобального информационного общества, связанный со станов-

18 Портал Минюста России. Борьба с COVID-19. URL: http://minjust. ru/ru/activity/borba-s-covid-19 .

лением «цифровой цивилизации», требует юридического осмысления общественных отношений, субъектов и объектов, проблем их взаимодействия в цифровой среде, аутентификации и идентификации, информационной инфраструктуры и т. д. Поэтому неудивительно, что одна из ключевых задач, поднимаемых международными организациями — максимальная открытость и обмен научными данными [10, с. 81, 84]. Повышение роли информации, включая и правовую, в современном рос-

сийском обществе, развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры требует разработки новых механизмов правового обеспечения данного процесса и, безусловно, концептуального осмысления и реализации в соответствии со стратегическими параметрами, отраженными в документах, нормативных правовых актах, регулирующих правоотношения в сфере информационного пространства России [11, с. 76].

Литература

1. Плетень А. С. Конституционное право на бесплатную юридическую помощь и механизм его реализации в современной России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003445486#? (дата обращения: 20.04.2020).

2. Троян Н.А. Правовое просвещение: права и реальные возможности граждан в современном российском обществе / Просвещение законом: 20 лет создания публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек: материалы 8-го Всероссийского научно-практического семинара. М. : Пашков дом, 2019. С. 31.

3. Резник Е.С. Актуальные вопросы оказания бесплатной юридической помощи и направления совершенствования законодательства // Вестник Гуманитарного университета. 2017. № 1 (16). С. 43—54.

4. Зеленский П.А. Развитие системы бесплатной юридической помощи в России: проблемы и перспективы // Вестник Поволжского института управления 2019. Том 19. № 1. С. 39—46. DOI 10.22394/1682-2358-2019-1-39-46.

5. Морозов А.В. Система правовой информации Минюста России : монография. М. : Триумф, 1999. 434 с.

6. Будаков А.С. Государство и правовая информация в электронном виде: состояние и перспективы / Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/Inform/pravinfarticles/articles/ pravinfarticles_12.html (дата обращения: 03.05.2020).

7. Организационно-методический опыт участников деятельности в сфере правового воспитания и правового просвещения граждан в субъектах Российской Федерации : результаты аналитической работы, выполненной коллективом авторов — научных сотрудников НЦПИ при Минюсте России на базе материалов, представленных Департаментом по вопросам правовой помощи и взаимодействию с судебной системой Минюста России / В. В. Астанин, Д. В. Андрианова, Н. А. Троян, И. В. Шиманская. М., 2017.

8. Атагимова Э.И. Роль правового просвещения в развитии правового государства // Вестник гуманитарно-экономического института. 2016. № 4. С. 61—68.

9. Андрианов М.С., Артемов В.В. Организация и методическое обеспечение работы органов прокуратуры по правовому просвещению // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. № 3(41). С. 62—68.

10. Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Новые векторы информационного права в условиях цивилизационного кризиса и цифровой трансформации // Государство и право. 2020. № 5. С. 81—85.

11. Рыбаков О.Ю. Приоритеты развития информационного общества в России: правовое обеспечение // Мониторинг правоприменения. 2017. № 3(24). С. 71—76. DOI: 10.21681/2226-0692-2017-3-71-76.

Рецензент: Полякова Татьяна Анатольевна, доктор юридических наук, профессор, Главный научный сотрудник ИГП РАН. Москва, Россия. E-mail: polyakova_ta@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.