Научная статья на тему 'К вопросу об оформлении ДТП водителями транспортных средств посредством европротокола'

К вопросу об оформлении ДТП водителями транспортных средств посредством европротокола Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC
70
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ЕВРОПРОТОКОЛ / ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ / ИЗВЕЩЕНИЕ О ДТП / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ ДТП

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зейналов Фазил Назим Оглы, Ляшенко Евгений Алексеевич

Предмет исследования система правоотношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Цель работы рассмотрение правовой базы, регламентирующей оформление ДТП заполнением извещения о ДТП в отсутствие сотрудников полиции и профессионального обучения водителей. Авторы рассматривают такие аспекты как понятие европротокола, нормативное закрепление упрощенного порядка оформления ДТП, зарубежную практику оформления ДТП. Особое внимание авторами уделяется необходимости отведения большего количества академических часов для приобретения практических умений и навыков по заполнению извещения о ДТП. В тексте статьи обосновывается внесение изменений в пункт 284 Административного регламента утвержденного приказом МВД России № 664 от 21.09.2017г. Методологическую основу работы составили: система философских знаний, определяющих основные требования к научным теориям, к сущности, структуре и сфере применения различных методов познания и анализа; фундаментальные положения теории права и государства; применение методов логического и системного анализа. Область применения результатов: положения работы могут быть использованы в деятельности государственных органов, правоприменительной деятельности правоохранителей, образовательном процессе образовательных организаций, научных исследованиях специалистов по проблемам обеспечения безопасности дорожного движения. Новизна работы определяется практической и научной значимостью проблем правоприменительной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а так же профессионального обучения водителей транспортных средств. В заключении работы авторами предлагается отводить отработке практических умений и навыков по заполнению извещения о ДТП учебное время более трех академических часов. Авторами предлагаются изменения в пункт 284 Административного регламента касающиеся замены понятия «схема административного правонарушения» понятием «схема места ДТП».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зейналов Фазил Назим Оглы, Ляшенко Евгений Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об оформлении ДТП водителями транспортных средств посредством европротокола»

К вопросу об оформлении ДТП водителями транспортных средств посредством европротокола

Зейналов Фазил Назим Оглы

кандидат юридических наук

старший преподаватель, кафедра организации деятельности ГИБДД, Орловский юридический институт

МВД России имени В.В. Лукьянова

302027, Россия, Орловская область, г. Орел, ул. Игнатова, 2, оф кафедра СД ГИБДД

И fazil-z@yandex.ru

Ляшенко Евгений Алексеевич

старший преподаватель, кафедра организации деятельности ГИБДД, Орловский юридический институт

МЗД России имени В.В. Лукьянова

302027, Россия, Орловская область, г. Орел, уп. Игнатова, 2, каб. кафедра ОД ГИБДД

И lyashencko.1968@yandex.ru

Статья из рубрики "Актуальный вопрос"

Аннотация.

Предмет исследования - система правоотношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.Цель работы - рассмотрение правовой базы, регламентирующей оформление ДТП заполнением извещения о ДТП в отсутствие сотрудников полиции и профессионального обучения водителей.Авторы рассматривают такие аспекты как понятие европротокола, нормативное закрепление упрощенного порядка оформления ДТП, зарубежную практику оформления ДТП. Особое внимание авторами уделяется необходимости отведения большего количества академических часов для приобретения практических умений и навыков по заполнению извещения о ДТП. В тексте статьи обосновывается внесение изменений в пункт 284 Административного регламента утвержденного приказом МВД России № 664 от 21.09.2017г. Методологическую основу работы составили: система философских знаний, определяющих основные требования к научным теориям, к сущности, структуре и сфере применения различных методов познания и анализа; фундаментальные положения теории права и государства; применение методов логического и системного анализа. Область применения результатов: положения работы могут быть использованы в деятельности государственных органов, правоприменительной деятельности правоохранителей, образовательном процессе образовательных организаций, научных исследованиях специалистов по проблемам обеспечения безопасности дорожного движения. Новизна работы определяется практической и научной значимостью проблем правоприменительной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а так же профессионального обучения водителей транспортных средств.В заключении работы авторами предлагается отводить отработке практических умений и навыков по заполнению извещения о ДТП учебное время - более трех академических часов.Авторами предлагаются изменения в пункт 284 Административного регламента касающиеся замены понятия «схема административного правонарушения» понятием «схема места ДТП».

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, европротокол, обязанности водителей, извещение о ДТП, правила дорожного движения, образовательная программа, программа профессионального обучения, зарубежный опыт, составление схемы ДТП

DOI:

10.7256/2454-0692.2018.2.26251

Дата направления в редакцию:

10-05-2018

Дата рецензирования:

11-05-2018

К вопросу об оформлении ДТП водителями транспортных средств посредством европротокола

Понятие «европротокол» пришло в Россию из Европы и дословно означает «европейский протокол», предполагающий упрощенное оформление ДТП без участия сотрудников полиции. Законодательно-закрепленного понятия или определения в российском законодательстве не присутствует, однако порядок оформления бланка извещения о ДТП оформленного в упрощенном порядке законодательно закреплен в ст. 11.1 закона об ОСАГО, п. 3.5, п. 3.6 и п.3.9 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленных положением Банка

России от 19 сентября 2014г. № 431-П.-Ш

В соответствии с п. 2.6.1 Правил дорожного движения, оформление ДТП в упрощенном порядке при наличии предусмотренных п. 1 ст. 11.1 закона об ОСАГО обстоятельств является правом, а не обязанностью участников ДТП. Водители не лишены возможности и в подобных случаях оформить ДТП с участием уполномоченных сотрудников полиции.

Не позднее 5 рабочих дней после ДТП каждый из водителей должен направить страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой лист заполненного обоими водителями извещения о ДТП. Потерпевший вместе с листом извещения направляет своему страховщику заявление о прямом возмещении убытков и иные документы, необходимые для получения страхового возмещения (п. 2 ст. 11.1 закона об ОСАГО, п. 3.8 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленных положением Банка

России от 19 сентября 2014г. № 431-П)^.

Российский союз автостраховщиков привел статистику оформления ДТП по европротоколу за 2017 год. В 2017 году европротоколом было оформлено 541 тысяча ДТП, что на 30% больше чем в 2016 году.

Фактически 33% всех аварий фиксировались водителями самостоятельно, без привлечения инспекторов Госавтоинспекции, против 30% в 2016 году-3!.

Расширение практики оформления результатов дорожно-транспортных правонарушений в соответствии с требованиями европротокола непосредственно влияет на снижение нагрузки на сотрудников полиции в части прибытия на место ДТП, а так же оформления необходимых документов. Но, несмотря на указанные цифры, нагрузка, связанная с выездом сотрудников Госавтоинспекции в целях оформления ДТП в результате которых вред причинен только имуществу двух участников ДТП, продолжает оставаться значительной.

В целях сокращения времени оформления документов о ДТП, освобождения проезжей части от поврежденных автомобилей Правительством РФ постановлением № 907 от 6 сентября 2014 г. «О внесении изменений в ПДД, утвержденные Правительством РФ от 23.10.1993 г. № 1090»-4 были конкретизированы действия водителей попавших в ДТП, касающиеся фиксации обстоятельств посредством фотографирования, видеозаписи и устранения помех для движения по дороге, расширен перечень случаев, при которых возможно оставление места ДТП, также уточнены действия сотрудников полиции по оформлению материалов без выезда на место ДТП в случаях отсутствия пострадавших и разногласий между его участниками.

Министерством внутренних дел России был разработан порядок действий сотрудников дежурных групп подразделений Госавтоинспекции при поступлении информации о ДТП, подпадающих под условия европротокола, а также схема возможных действий водителей транспортных средств в случае ДТП.

Кроме того, на официальном сайте Госавтоинспекции в сети «Интернет» создан сервис с алгоритмами действий участников ДТП в зависимости от конкретных условий происшествия-5!.

В Европе идея оформления дорожно-транспортного происшествия без участия представителей дорожной полиции начала реализовываться ещё в 50-е годы прошлого века.

Сейчас в большинстве стран Европейского союза водителям, попавшим в ДТП, достаточно заполнить бланк извещения о ДТП для того, чтобы оформить это событие. А в некоторых странах дорожная полиция вообще не уполномочена заниматься оформлением ДТП, это - прерогатива страховых компаний.

Родоначальником оформления ДТП посредством европротокола является Франция. Во Франции водители-участники ДТП могут договариваться без вызова полиции в любом случае, если вред нанесён исключительно автомобилям. То есть в аварии нет пострадавших и не повреждено имущество, находившееся в авто. В Бельгии, например, правила ещё либеральнее: участники ДТП полицию могут не вызывать даже если есть травмированные (но не погибшие).

В Бельгии и Франции нет необходимости в вызове полиции на место аварии с 1972 года, однако если при ДТП причинен вред ущерб государственной, муниципальной собственности или затруднено дорожное движение на дороге участие полиции в разборе обстоятельств ДТП обязательно.В Бельгии обязательно участие полиции в оформлении результатов ДТП если ущерб больше восьми с половиной тысяч евро.

Централизованной базы ДТП не существует ни во Франции, ни в Бельгии, с той особенностью, что в Бельгии в единую базу включаются данные по ДТП, компенсация по которым выплачивается посредством прямого возмещения. В указанных государствах есть универсальные стандарты технической экспертизы автомобилей, участвовавших в

ДТП. Во Франции на сайте министерства транспорта есть возможность ознакомиться с этими сведениями и списком оценщиков.

В Германии в рамках европротокола урегулируется большинство происшествий на дорогах. По закону присутствие полиции на месте обязательно лишь в том случае, если причинён вред жизни и здоровью участникам дорожного движения. В том случае, если имеет место материальный ущерб, полиция должна будет приехать по вызову, однако, если полицейские выяснят, что размер ущерба незначителен, то могут приехать спустя

довольно значительное время^6!.

Ведомственные нормативные правовые акты так же идут в ногу со временем и соответствуют существующим тенденциям. Так, Административным регламентом,

утвержденным приказом МВД России № 664 от 21 декабря 2017г[7] дежурному дежурного отделения (группы) подразделения ДПС предписано при отказе одного из участников дорожно-транспортного происшествия составить соответствуюшие документы собственноручно, проинформировать о возможности составить документы о дорожно-транспортном происшествии в присутствии полицейских на ближайшем посту полиции или в подразделении территориального органа.

Административный регламент предписывает дежурному разъяснить водителям порядок, время и место возможного оформления документов о ДТП полицейскими. Кроме того дежурный предлагает участникам (при наличии возможности) составить схему места совершения административного правонарушения.

Как следует из норм КоАП РФ, а именно, статьи 28.3 и положений приказа МВД России № 685 от 30.08.2017 года «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных

правонарушениях и осуществлять административное задержание»-^, участники дорожного движения не являются уполномоченными должностными лицами на составление в соответствии с абзацем 3 пункта 285 Административного регламента предусмотренную приложением № 5 схемы места совершения административного правонарушения. Кроме того, участники дорожного движения в большинстве своем не имеют навыков составления процессуальных документов, предусмотренных ведомственными приказами МВД России.

В то же время, в соответствии с пунктом 17 приложения № 5 к Положению Банка РФ от 19.09.2014 г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» на участников ДТП возлагается такая обязанность как составление схемы ДТП.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 26.12.2013г. № 1408 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 9 июля 2014г., регистрационный номер № 33026) «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных

средств соответствующих категорий и подкатегорий»^9 согласованным с Министерством внутренних дел в лице ГУОБДД, учебным предметом базового цикла примерного учебного плана «Основы законодательства в сфере дорожного движения» пунктом 3.1.1.1. «Законодательство в сфере дорожного движения» предусмотрено в размере трех академических часов изучение законодательства, устанавливающего ответственность за нарушения в сфере дорожного движения, в том числе страхование, заполнения соответствующих бланков-извещений без участия ГИБДД, возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность.

Однако, как показывает практика подготовки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, в них не уделяется достаточного внимания изучению приложения № 5 к Положению Банка РФ от 19.09.2014 г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» где на участников ДТП возлагается такая обязанность как составление схемы ДТП. Предусмотренное примерной программой профессионального обучения количество академических часов, выделяемое на изучение законодательства, устанавливающего ответственность за нарушения в сфере дорожного движения явно недостаточно не только для изучения такого блока материала, но и для отработки практических навыков заполнения установленного бланка извещения о ДТП вместе со схемой, предусмотренной пунктом 17 приложения № 5 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П.

Оформление ДТП посредством заполнения бланка извещения о ДТП, несомненно, я в ля е тс я ша г о м в пе ре д по с о в е рше нс тв о в а нию пра в ов ого по л я с фе ры о б е с пе че ния безопасности дорожного движения, снижению нагрузки на сотрудников полиции при оформлении ДТП, однако приведение действующей нормативной правовой базы в соответствие с этим правовым институтом еще не завершено.

Полагаем, в целях дальнейшего совершенствования нормативного регулирования общественных отношений в рассматриваемой сфере, сохранения курса Правительства РФ и Министерства внутренних дел на опору на гражданское общество, гражданско-правовые и общественные институты, а так же на избавление МВД России от выполнения несвойственных для полиции функций, следует привести действующее ведомственное законодательство и программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий в соответствие с существующими реалиями рассматриваемой сферы общественных отношений.

Авторскими коллективами образовательных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий необходимо обязательно включать в образовательную программу более подробного изучения положений Федерального закона от 25 апреля 2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Положения Банка РФ от 19.09.2014 г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Количества занятий в размере трех академических часов явно недостаточно для приобретения теоретических знаний базового цикла примерного учебного плана «Основы законодательства в сфере дорожного движения» и практических умений и навыков по заполнению бланка - извещения о ДТП, как нам видится, необходимо в этих целях отведение большего количества академических часов.

Необходимо внесение в пункт 284 Административного регламента утвержденного приказом МВД России № 664 от 21 декабря 2017г. изменений, и заменить слова «...

составить схему места совершения административного правонарушения» на «......

составить схему места дорожно-транспортного происшествия, опираясь на пункт 17 бланка извещения о ДТП».

Библиография

1. Положение Банка России от 19 сентября 2014г. № 431-П «О правилах

обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru.

2. Федеральный закон от 25 апреля 2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ред. от 26 июля 2017г.) // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru.

3. Материалы официального интернет-сайта Российского союза автостраховщиков [Электронный ресурс]. URL: http://www.autoins.ru/media/C2CBF8C8-A0AC-4229-8C85-6561F40AC1C9/6456C143-276C-4DF6-8953-256B701AFE91/RAMI_Annual_2016_rus.pdf.

4. Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2014г. № 907 «О внесении изменений в Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993г. № 1090» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru.

5. Материалы официального интернет-сайта Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России [Электронный ресурс]. URL: www.gibdd.ru/assistant/dtp.

6. Материалы интернет-сайта Журнал «Рынок страхования», ноябрь-декабрь 2013г. [Электронный ресурс]. URL:https://allinsurance.kz/index.php?

catid = 68&id = 4152:evropa-i-

evroprotokol&.Itemid = 1922&.option = com_content&.view = article

7. Приказ МВД России от 23 августа 2017г. № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru.

8. Приказ МВД России от 30 августа 2017г. № 685 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 декабря 2013г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 9 июля 2014г., регистрационный номер № 33026) // ИПО Гарант: [Электронный ресурс] http://www.ivo.garant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.