Научная статья на тему 'К вопросу об обязательных работах как виде уголовного и административного наказания'

К вопросу об обязательных работах как виде уголовного и административного наказания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
433
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / HUMANIZATION / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЯ / CRIMINAL PENALTIES / АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ / СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ-ИСПОЛНИТЕЛЬ / COMMUNITY SERVICE / DMINISTRATIVE PENALTIES / COURT-MARSHAL ARTIST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пищулина Марина Евгеньевна

Работа посвящается рассмотрению вопросов, касающихся обязательных работ как вида уголовного и административного наказания, их сходства и отличия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of compulsory work as a form of criminal and administrative penalties

The work is devoted to the consideration of issues relating to compulsory work as a form of criminal and administrative penalties of their similarities and differences.

Текст научной работы на тему «К вопросу об обязательных работах как виде уголовного и административного наказания»

2. Гуськов В. И., Маслихин А. В. Профилактика преступлений органами, исполняющими наказания, не связанные с лишением свободы : учебное пособие. — Рязань, 1978.

3. Коробов О. И. О соблюдении законов при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осуждённого от общества // Проблемы предупреждения преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях : сб. научн. и научн.-метод. материалов. — Киров, 2005. — Вып. 2.

4. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России (январь-декабрь 2011 г.) : информ.-аналит. сб. — Тверь, 2012.

5. Российская газета. — 2012. — № 248. — 26 октября.

6. Смирнова И. Н. Борисенко И. В. О субъекте управления уголовно-исполнительными инспекциями в сфере предупреждения повторных преступлений осуждённых, состоящих на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях // Российский следователь. — 2012. — № 10.

7. Черепанова Н. Н. Воспитательная работа по предупреждению и профилактике правонарушений осужденными в уголовно-исполнительных инспекциях // Проблемы предупреждения преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях : сб. научн. и научн.-метод. материалов. — Киров, 2005. — Вып. 2.

УДК 343.274

М. Е. Пищулина

К ВОПРОСУ ОБ ОБЯЗА ТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ КАК ВИДЕ УГОЛОВНОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

M. E. Pischulina

ON THE QUESTION OF COMPULSORY WORK AS A FORM OF CRIMINAL

AND ADMINISTRATIVE PENALTIES

Работа посвящается рассмотрению вопросов, касающихся обязательных работ как вида уголовного и административного наказания, их сходства и отличия.

The work is devoted to the consideration of issues relating to compulsory work as a form of criminal and administrative penalties of their similarities and differences.

Ключевые слова: гуманизация, обязательные работы, уголовное наказания, административное наказание, судебный пристав-исполнитель.

Key words: humanization, community service, criminal penalties, dministrative penalties, court-marshal artist.

Рационализация политики в области уголовного правосудия предполагает увеличение к 2020 году общей численности лиц, осуждённых к наказаниям, не связанным с изоляцией осуждённого от общества, на 200 тысяч человек за счёт применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами1. К эффективным альтернативным лишению свободы наказаниям в отношении лиц, совершивших преступление небольшой тяжести, относятся обязательные работы.

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // www.фсин.рф. 60

Обновление и гуманизация законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний определяют необходимость разработки системы мер, направленных на повышение эффективности государственной деятельности в сфере функционирования пенитенциарной системы, улучшения качественно-количественных характеристик исправления осуждённых и предупреждения преступлений.

По данным Федеральной службы исполнения наказаний, с начала года число лиц, лишённых свободы, в стране снизилось почти на 10 тысяч человек. По мнению аналитиков, это не случайная «погрешность», а тенденция последних лет.

Согласно статистике Судебного департамента РФ, количество назначаемых наказаний в виде обязательных работ увеличивается. В 2005 г. данный вид наказания был назначен 13 300 осуждённым, а в 2010 г. — 79 8741.

В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации одним из видов наказаний за совершённые преступления являются обязательные работы. До мая 2010 г. Уголовный кодекс РФ 1996 г. содержал 67 статей Особенной части, в которых в качестве возможного наказания за преступления предусматривались обязательные работы. Федеральным законом от 06.05.2010 г. № 81-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части назначения наказания в виде обязательных работ» эта мера наказания введена ещё в 46 статей УК РФ.

С 1 января 2013 г. согласно федеральному закону от 08.06.2012 г. № 65-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает обязательные работы в качестве меры наказания за такие виды административных правонарушений, как нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП РФ), организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка (ст. 20.2.2 КоАП РФ), а также за блокирование транспортных коммуникаций (ст. 20.18 КоАП РФ).

Директор Федеральной службы судебных приставов России А. О. Парфенчиков заявил в интервью «Российской газете» , что надо шире вводить такой вид административного наказания, как обязательные работы, а именно в отношении водителей за нарушение ПДД. В настоящее время в Госдуму внесен законопроект по данному вопросу.

Сегодня закон предусматривает за просрочку административного штрафа наказание «рублём» (штраф в двойном размере от предыдущего) или арест до 15 суток. По данным Федеральной службы судебных приставов России, за полгода за неуплату административного штрафа в срок было привлечено к административной ответственности свыше 75 тысяч человек. Из них более 16,5 тысяч граждан отправились под арест. Для сравнения: за весь прошлый год административный арест получили около 21 тысячи неплательщиков, проходивших по линии судебных приставов, т. е. начался рост таких арестантов.

1 См.: Практика судимости в России за 2010 г. // Режим доступа: http://www.cdep.ru, свободный

2 Федеральный закон от 08.06.2012 № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"».

3 Российская газета. — 2012. — Федеральный выпуск № 5925. — 01 ноября.

Однако при взыскании двойного штрафа возникают всё те же проблемы, что и с первичным наказанием, так что получается замкнутый круг1.

Применение в подобных случаях обязательных работ позволит обеспечить принцип неотвратимости административного наказания и, более того, достигнуть его цели: предупреждение новых правонарушений.

Обязательные работы не связаны с изоляцией гражданина от общества, они представляются приемлемой альтернативой такому более строгому виду наказания, как административный арест.

Таким образом, законодатель предусмотрел возможность назначения наказания в виде предоставления бесплатных услуг обществу и за административные правонарушения.

Административное наказание в виде обязательных работ во многом схоже с одноимённым уголовным наказанием, применяемым в соответствии со ст. 49 и другими нормами Уголовного кодекса Российской Федерации и федеральным законом от 28.12.2004 г. № 177-ФЗ с 10 января 2005 г. Различия между уголовным и административным наказанием в виде обязательных работ заключаются в исполняющем данное наказание органе. В первом случае это уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осуждённого, во втором — судебные приставы-исполнители. Они ведут учёт лиц, которым назначено уголовное или административное наказание в виде обязательных работ, разъясняют порядок и условия отбывания наказания, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учёт отработанного ими времени.

Обязательные работы в качестве уголовного наказания назначаются приговором суда за совершение преступления и могут устанавливаться на срок от шестидесяти до четырёхсот восьмидесяти часов в пределах санкции статьи Особенной части УК РФ. При административном наказании они устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырёх часов в день. Не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых отбывается этот вид наказания, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Обязательные работы могут применяться только в качестве основного уголовного или административного наказания и заключаются в выполнении в

1 Об итогах деятельности Федеральной службы судебных приставов в первом полугодии 2012 года // www.fssprus.ru/ pressreleases/document21199126. 62

свободное от основной работы, службы или учёбы время бесплатных общественно полезных работ.

Лица, которым назначено уголовное и административное наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока, ставить в известность уголовно-исполнительные инспекции и судебных приставов-исполнителей об изменении места жительства, а также являться по вызову.

Порядок отбывания наказания практически не отличается.

На администрацию организации, в которой лицо отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определённых для него работ, уведомление ответственного органа о количестве отработанных часов или об уклонении лица от отбывания наказания.

В случае уклонения лица от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтверждённых документами организации, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ.

По этой статье уклонение от отбывания обязательных работ влечёт наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. В случае злостного уклонения осуждённого от отбывания обязательных работ (как меры уголовного наказания) они заменяются принудительными работами или лишением свободы из расчёта один день лишения свободы за восемь часов неотбытой части обязательных работ. Обязательные работы выполняются лицом на безвозмездной основе.

Круг лиц, к которым могут применяться обязательные работы в качестве уголовного наказания, шире круга лиц, к которым в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях могут применяться обязательные работы в качестве административного наказания.

Создание надлежащих условий для отбытия наказания в виде обязательных работ и строгий контроль за выполнением этих работ способствуют достижению целей уголовного и административного наказания.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // СПС Консультант Плюс.

2. Федеральный закон от 08.06.2012 № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // www.фсин.рф.

4. Об итогах федеральной службы судебных приставов в первом полугодии 2012 года // www.fssprus.ru/ pressreleases/document21199126.

5. Практика судимости в России за 2010 г. // http://www.cdep.ru

6. Российская газета. — 2012. — Федеральный выпуск № 5925. — 01 января.

УДК 343.281

К. А. Чистяков ЛИЧНОСТЬ УСЛОВНО ОСУЖДЁННОГО

K. A. Chistyakov PERSONALITY CONDITIONALLY CONVICTED

В статье раскрываются вопросы криминологической характеристики личности условно осуждённого

In the article describes the questions of criminological characteristics of the person suspended sentence.

Ключевые слова: личность, условное осуждение, преступность.

Key words: personality, probation, crime.

Личность преступника является составным элементом предмета криминологии. Значимость исследования личности преступника состоит прежде всего в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Образно говоря, преступление и преступник являются теми клеточками своеобразного организма преступности, изучение и познание которых способны дать криминологический материал для последующей организации и осуществления предупреждения преступлений.

Личность преступника, с одной стороны, понятие общесоциологическое, с другой — юридическое. Это означает, что личность преступника нельзя рассматривать в отрыве от социальной сущности человека, вне связи со всей системой общественных отношений, участником которых он является. Под их воздействием формируется не только его социальный облик как целостное единство конкретного лица, но и образующие его нравственно-психологические черты и свойства (взгляды, убеждения, ценностные ориентации, жизненные ожидания, интеллектуальные и волевые свойства). Это происходит независимо от того, воспринимает или осознает индивид данный процесс. Поэтому личность преступника следует воспринимать как продукт реальной действительности (хотя и нежелательный, и даже враждебный по отношению к обществу), имеющий свою социальную природу.

Таким образом, под личностью преступника понимается совокупность социально-психологических свойств и качеств человека, являющихся причинами и условиями совершения преступлений1.

А. А. Герцензон верно отмечал: «Решая вопрос о том, следует ли к виновному применять меру наказания или же его исправление может быть достигнуто путём условного осуждения, необходимо предварительно получить достаточно полную характеристику личности преступника. В частности, необходимо выявить степень общественной опасности этой личности, изучить его прошлую жизнь, его бытовые навыки и трудовые связи и т. п.».

1 Криминология : учебник (под ред. проф. В. Д. Маякова). — М.: Юстицинформ, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.