26 Подробнее об этом: Цанн-кай-си Ф.В. Философско-правовая концепция B.C. Соловьева: правовой позитивизм или «строгое право»?// Владимир Соловьев и философско-культурологическая мысль XX века: Материалы Междунар. науч. конф. Иваново, 17-19 мая 2000 г. Иваново, 2000.
27 Соловьев B.C. Соч. В 2 т. Т. 1. М., 1988. С. 458.
СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА ВЛ. СОЛОВЬЕВА: ОПЫТ СОВРЕМЕННОГО ПРОЧТЕНИЯ
М.Г. ЗЕЛЕНЦОВА
Ивановский химико-технологический университет
К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТИВНЫХ ОСНОВАНИЯХ НРАВСТВЕННОСТИ
Моральное (нравственное) сознание играет ведущую роль в жизни и развитии общества. Исторически оно далеко не всегда действовало в полную силу, ибо часто встречало и до сих пор встречает существенное противодействие со стороны различных частных интересов. В этом заключается одна из причин недооценки его статуса и влияния на другие формы духовной деятельности человека и на социальную практику в целом. Часто мораль рассматривают как сферу чисто субъективных отношений, не имеющую реальной почвы в «эмпирическом мире», в «фактах», в «объективных законах» и т.п. Так, И. Кант полагал, что мораль нельзя вывести из интересов, что она коренится в «чистом разуме» и является необъяснимой. Русский философ-неокантианец А. Введенский утверждал, что логика выше морали. Логические позитивисты рассматривали моральные «предложения» как не имеющие никакого смысла.
Совершенно иную позицию в решении этой проблемы занимает В. Соловьев. В своем исследовании «Оправдание добра» он формулирует и обосновывает тезис об укорененности нравственности в природе человека. Согласно Соловьеву, всякое нрав-
ственное учение, какова бы ни была его внутренняя убедительность или внешняя авторитетность, оставалось бы бессильным и бесплодным, если бы не находило для себя опоры в самой нравственной природе человека. Философ дает глубокий анализ чувств, или естественных корней нравственности, - стыда, жалости и благоговения, которые имеют первичный, прирожденный характер. Чувством стыда определяется этическое отношение человека к собственной материальной природе. Человек стыдится ее господства в себе, стремится обрести внутреннюю самостоятельность по отношению к ней. Жалость, сопереживание чужому страданию человек испытывает к себе подобным, что составляет корень всех социальных связей. Наконец, третье первичное чувство - чувство благоговения - определяет нравственное отношение человека к Высшему началу и составляет нравственную основу религии и религиозного порядка жизни1.
Укорененность морали в природе человека и, следовательно, ее объективный характер подтверждаются современными исследованиями в области биологии, этологии, психологии и др. Психологические основы морали - это потребность человека в бескорыстном отношении к нему других людей, в любви и дружбе. Э. Фромм видел основание социальной морали в отношениях матери и ребенка. Любовь матери безусловна, она не зависит от ума, красоты, поведения ребенка и т.п. Став взрослым, человек пытается установить такой тип отношений и с чужими ему людьми вопреки их социально обусловленной обособленности и отчужденности2. Единство с другим человеком, гуманность - идеал с точки зрения психического здоровья индивида, но это и моральный идеал.
О биогенетических корнях морали также известно уже достаточно много. Генетикой установлено наличие в наследственной природе человека альтруистических начал, т.е. определенной группы эмоций, побуждающих человека совершать поступки, лично ему непосредственно не выгодные и даже опасные, но приносящие пользу другим людям. Эти эмоции возникли в результате естественного отбора и в силу антропологических особенностей человеческого вида, таких, например, как длительный период взросления детей. Постепенно у человека складывалась восприимчивость к этическим нормам и оценкам,
а также потребность в подобных оценках 3. Другим доказательством наследственных основ этики является тот факт, что некоторые болезни, в частности генные дефекты, вызывают эмоционально-нравственную деградацию личности.
Альтруистические начала есть и у стадных животных, причем чем более «вооружено» животное, тем сильнее у него инстинктивные моральные запреты, прежде всего запрет на убийство сородича. Это явление подробно описано в работах К. Лоренца и сейчас широко известно4. Кроме запрета на убийство этология обнаружила у общественных животных и другие генетические механизмы, регулирующие их совместный образ жизни, который, как и у человека, предполагает взаимодействие, кооперацию, взаимопомощь, солидарность. Это помощь слабому (альтруизм), забота о детенышах и т.п.
Будучи укоренена в природе человека, мораль выражает также объективные закономерности общественной (коллективной) жизни. Мораль как один из важнейших механизмов регуляции поведения людей направлена на сохранение общества как целого и одновременно на сохранение индивидов как его частей. Само существование общества возможно лишь тогда, когда его интересы приведены в гармонию с интересами отдельной личности. Именно это является главной целью морали и моральным идеалом. Этот моральный идеал выражен в основном моральном законе, или основном моральном отношении: это отношение к благу общества как к первичной цели, к благу личности - как к конечной цели, а к их единству - как к высшей цели5. Основной моральный закон - закон гармонизации интересов общества и личности (целого и части) - является не только собственно моральным, но и общесоциологическим законом. По-видимому, именно мораль можно считать главным выражением, квинтэссенцией человеческой социальности.
Наиболее сложным в рамках обсуждаемой темы является вопрос об онтологических основаниях нравственности. Можно ли с позиций рациональной философии обосновать тезис о том, что закон гармонизации части и целого является не только моральным или общесоциологическим законом, но и законом эволюционным, универсумным? Можно ли считать, что выражающая этот закон идея существования абсолютного добра как не-
коего принципа организации мироздания, содержащаяся во всех религиозных и теософских доктринах, имеет под собой объективные основания? Ответить на этот вопрос необходимо, поскольку, как совершенно справедливо указывал В. Соловьев, «сознательно и разумно делать добро я могу только тогда, когда верю в добро, в его объективное, самостоятельное значение в мире, т.е., другими словами, верю в нравственный порядок, в Провидение, в Бога»6. Кажется, что сам Соловьев отвечает на этот вопрос с позиций религии, однако более пристальный анализ текста «Оправдания добра» показывает, что признание «действительности нравственного порядка» опирается у автора на рациональный фундамент.
Чувство благоговения перед Высшим началом, составляющее основу всякой религии, имеет, по Соловьеву, естественные истоки, а именно - нравственное отношение ребенка к родителям. Ребенок непосредственно признает превосходство родителей над собой, свою зависимость от них, он чувствует к ним благоговение и поэтому выполняет свою практическую обязанность послушания. Это благоговение распространяется затем на умерших предков. Впоследствии «естественным историческим ростом» образуются боги общинные, племенные, народные, пока, наконец, религиозное сознание человечества не достигает идеи всеобщего Бога. Сыновнее отношение к высшему началу, веру в него Соловьев называет «естественной религией», отличая ее от религии в узком смысле этого слова, т.е. от конкретных религиозных учений, существовавших в истории человечества. «Эта вера логически первее всех положительных религиозных воззрений и установлений, равно как и метафизических учений, и она в этом смысле составляет то, что называется естественной религией», - пишет он7. Таким образом, вера в Провидение, в Бога, в Добро как в объективно существующие ценности - общечеловеческие, а не внечеловеческие - это рациональная вера. Не иметь этой веры - значит, согласно Соловьеву, не верить в смысл собственной жизни, отказаться от достоинства разумного существа.
Однако понятно, что рациональная вера в нравственный порядок, объективно обусловленная природой человека, еще не означает действительного наличия этого порядка в универсуме в
качестве закона его существования. Признание универсальности закона гармонизации части и целого должно вытекать не из веры в него, хотя бы и рациональной, а из объективных свойств мира и объективных отношений человека и мира.
С точки зрения философии, человек есть универсальное существо, микрокосм, уменьшенная копия вселенной. Такое понимание человека имеет длительную историю, одной из ярких страниц которой по праву считается русский космизм. Универсальность, микрокосмичность человека означает, что он находится в сущностной связи с мировым целым и что его специфические свойства - свобода, творчество, разум, нравственность -не отделяют его от мира, а, напротив, вытекают из природы мира, выражают приобщенность человека к фундаментальным тенденциям бытия. Этот принцип соответствия сущностных свойств материи и человека можно назвать философским ан-тропным принципом8. Моральность как ядро человеческой социальности представляет собой результат длительной биосоциальной эволюции, эволюции материи в целом. Следовательно, как и разум человека, нравственность должна иметь своих предшественников на всех структурных уровнях материи, конечно, если мы стоим на позициях философского монизма, исходим из признания единства мира и единства человека и мира.
Современное научное знание также свидетельствует в пользу того, что идея существования абсолютного добра как универсального принципа мироздания имеет под собой объективные основания. Так, согласно синергетике, формирование любой кооперативной структуры есть результат компромисса. Переход такой структуры на новый уровень развития также требует совместного (кооперативного) и согласованного (когерентного) действия ее элементов. Учитывая то, что кооперативные процессы проявляют себя во всех сложных открытых самоорганизующихся системах (а такой тип систем преобладает на всех структурных уровнях материи), действительно можно совсем не в мистическом смысле говорить о всеобщем характере закона гармонизации части и целого (квазиморального закона) в нашем мире. Академик H.H. Моисеев считает, что использование терминов «кооперация» и «компромисс» вполне уместно при описании ряда форм взаимодействия в живой и неживой природе и
что человеческая нравственность имеет природные основания. «Принципы нравственности, - пишет он, - формируются (как и духовный мир человека) в процессе эволюции общественного сознания как следствие общих законов самоорганизации Уни-
9
версума» .
Теоретическое исследование объективных закономерностей формирования и функционирования морального сознания, утверждение понимания морали как квинтэссенции человеческой природы являются насущно необходимыми в условиях современного цивилизационного кризиса. Однако таких исследований в отечественной философии сегодня крайне мало. Это оказывает существенное тормозящее влияние на развитие нравственного сознания в российском обществе, на формирование нового, ноосферного мировоззрения. Техническая цивилизация, разрушающая окружающую природную среду и природное начало в самом человеке, порождает ряд серьезных противоречий, которые могут быть разрешены только одним путем - постоянным совершенствованием механизмов социальной, прежде всего моральной, регуляции человеческой деятельности, приведением их в соответствие с достигнутым обществом технологическим уровнем развития.
1 См.: Соловьев B.C. Соч. В 2 т. Т. 1. М., 1988.
2 См.: Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
3 См., напр.: Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма// Новый мир. 1971. № 10.
4 См.: Лоренц К. Год серого гуся. М., 1984.
5 См.: Гумницкий Г.Н. Основы этики: Учеб. пособие. Иваново, 1992.
6 См.: Соловьев B.C. Соч. В 2 т. Т. 1. М., 1988. С. 180.
7 Там же.
8 См.: Зеленцова М.Г. Монистическая парадигма философского понимания мира и человека. Иваново, 2001.
9 Моисеев H.H. Нравственность и феномен эволюции// Общественные науки и современность. 1994. № 6. С. 138.