Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 330.2 УК РФ'

К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 330.2 УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
207
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ / ГРАЖДАНСТВО / УВЕДОМЛЕНИЕ / МИГРАЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБОРОТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зарина Александра Михайловна

Рассматривается проблема определения объекта преступления, предусмотренного ст. 330.2 УК РФ. Делается вывод о том, что обозначенный состав преступления следует отнести к информационным преступлениям против порядка управления, выделив в качестве дополнительного объекта охраняемый государством официальный информационный оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зарина Александра Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE OBJECT OF THE CRIME PROVIDED FOR ART. 330.2 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The problem of determining the object of the crime provided for in Article 330.2 of the Criminal Code of the Russian Federation is considered. It is concluded that the designated corpus delicti should be attributed to information crimes against the order of management, singling out as an additional object the official information turnover protected by the state.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 330.2 УК РФ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 343.415

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-115-119 NIION: 2003-0059-1/23-561 MOSURED: 77/27-003-2023-01-760

К вопросу об объекте преступления, предусмотренного ст. 330.2 УК РФ

Александра Михайловна Зарина1,2

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, sistersashenka86@yahoo.com

2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

Аннотация. Рассматривается проблема определения объекта преступления, предусмотренного ст. 330.2 УК РФ. Делается вывод о том, что обозначенный состав преступления следует отнести к информационным преступлениям против порядка управления, выделив в качестве дополнительного объекта охраняемый государством официальный информационный оборот.

Ключевые слова: объект преступления, порядок управления, гражданство, уведомление, миграционная преступность, официальный информационный оборот

Для цитирования: Зарина А. М. К вопросу об объекте преступления, предусмотренного ст. 330.2 УК РФ // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 115-119. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-115-119.

Original article

To the question of the object of the crime provided for Art. 330.2 of the Criminal Code of the Russian Federation

Alexandra M. Zarina1-2

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya, Moscow, Russia, sistersashenka86@yahoo.com

2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract. The problem of determining the object of the crime provided for in Article 330.2 of the Criminal Code of the Russian Federation is considered. It is concluded that the designated corpus delicti should be attributed to information crimes against the order of management, singling out as an additional object the official information turnover protected by the state.

Keywords: object of crime, management procedure, citizenship, notification, migration crime, official information circulation For citation: Zarina A. M. To the question of the object of the crime provided for Art. 330.2 of the Criminal Code of the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(1):115-119. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-115-119.

На сегодняшний день в связи с нарастанием противоречий в миграционной сфере наблюдается значительный рост совершения мигрантами различных видов правонарушений, в том числе и преступлений. Согласно статистическим данным, полученным органами внутренних дел, количественные показатели миграционной преступности в Российской Федерации с начала 2021 г. выросли в сравнении с 2020 г. на 6 % [15]. В связи с чем следует отметить особую актуальность проблемы выделения объекта преступления в ст. 330.2 УК РФ при квалификации данной группы деяний.

Рассматриваемое нами преступление описано в ст. 330.2 УК РФ и помещено в гл. 32 УК РФ — «Преступления против порядка управления». В свою оче-

© Зарина А. М., 2023

редь, И. М. Васильевым дается определение данной группы преступлений, под которыми понимаются преступные деяния, нарушающие нормальную работу органов в сфере государственного управления, народного хозяйства, общественных организаций или препятствующих реализации положений международных актов [1, с. 65]. Несмотря на то, что данное понятие было приведено к общественным отношениям, складывающимися в УК РФ 1960 г. [10], однако, актуальным является и на сегодняшний день.

В обозначенном составе преступления затронуты отношения в сфере миграционной политики, а также реализация гражданином Российской Федерации обязанности. В свою очередь, со стороны государства при установлении данной нормы в УК РФ

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

реализуется своеобразная форма контроля за гражданами, у которых имеется специальный статус.

Ст. 330.2 УК РФ принята Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11]. Анализируемая норма имеет бланкетный характер и отсылает к положениям Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» [12], и приказу МВД России от 31 декабря 2019 г. № 994 «Об утверждении Порядка подачи и форм уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, и уведомлений о прекращении у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве» [8; 9, с. 770-771].

Следует отметить проблему бланкетности, которая вызывает определенные сложности в правоприменительной практике, так как граждане зачастую не ознакомлены с правовыми нормами, не имеют представления об изменении, и немаловажным аспектом выступает такой момент, что бланкетные нормы не всегда раскрывают признаки тех или иных категорий закона, зачастую не разъяснен и не понятен механизм их реализации. Все эти сложности порождают у граждан своеобразные ошибки в поведении, что нарушает законный порядок отношений и впоследствии ведет к совершению ими правонарушений в виде преступлений. При появлении новой нормы в уголовном законодательстве проблемным является и момент реализации статьи в судебной практике, так как зачастую отдельные нормы на протяжении длительного времени «находятся в спящем состоянии», не применяются.

Рассматривая классификацию преступлений, обозначенных в гл. 32 УК РФ, разработанную С. В. Максимовым, необходимо отметить, что преступление, предусмотренное ст. 330.2 УК РФ относится к деяниям, которые нарушают официально закрепленный законодательством порядок удостоверения, а также реализации прав и интересов как физических, так и юридических лиц [1, с. 76]. А. Р. Саруханян выделяет следующий вид — преступные деяния, которые нару-

шают отношения, обеспечивающие охрану режима Государственной границы РФ. К данной группе преступлений относится и ст. 330.2 УК РФ.

Выделяют также классификацию, которая делит преступления на насильственные и ненасильственные [1, с. 79]. При рассмотрении данной статьи следует отнести ее к виду — ненасильственных.

Следует отметить, что анализируемая нами статья посягает исключительно на интересы государственной власти, а также охраняемый органами государственной власти режим пребывания лиц на территории РФ.

Г. Ф. Поленов определяет порядок управления как «нормальная деятельность органов государственной власти, общественных объединений, кооперативов при реализации управленческих функций». Данный механизм реализует свое воздействие посредством установления и правильного функционирования общественных отношений [7].

М. Н. Ахмедов [2, с. 87] и В. Н. Винокуров [4, с. 100-106] определяют в качестве родового объекта общественные отношения, охраняющие государственную власть. В качестве видового объекта рассматриваются общественные отношения, направленные на организацию порядка управления.

Изучаемый нами состав преступления связан с правовым положением субъекта, а именно приобретением им определенного статуса — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве.

Гражданство (подданство) — это устойчивая политико-правовая связь с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей [12].

В зарубежном законодательстве выделено такое понятие, как временное разрешение на пребывание или временный вид на жительство. Временный вид на жительство может выдаваться на год с возможностью его продления. Здесь имеют место определенные ограничения, в основном это ограничение трудоустройства. Основаниями в его выдачи являются: приобретение недвижимости, инвестиции в экономику государства, брачные отношения и др. [14, с. 266].

Вид на жительство — это документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в под-

JURISPRUDENCE

тверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лица без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.

К иным действительным документам, подтверждающим право на постоянное проживание гражданина РФ в иностранном государстве, относятся любые другие, действующие документы, выданные уполномоченным органом иностранного государства, подтверждающие право на постоянное проживание. К таким документам следует отнести, например, длительную визу, карту резидента другого государства, грин-карту и др.

Непосредственным объектом являются отношения, обеспечивающие установленную законом обязанность граждан РФ, имеющих гражданство (подданство) или иное право на постоянное проживание в другом государстве, уведомлять об этом факте уполномоченные органы РФ или отношения в сфере миграционной политики государства. Эффективность применения тех или иных норм напрямую зависит от правового сознания граждан.

Интересно отметить, что М. А. Елисеев относит данный состав преступления к такому подвиду, как преступления в сфере внутренней миграции [5]. П. А. Филиппов, в свою очередь, отмечает сложность определения объекта правового регулирования [14, с. 772].

Обязательным признаком является предмет преступления, которым в данном случае выступает уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти.

Уведомление представляет собой письменный документ, содержащий сведения о лице; его месте жительства, месте пребывания или месте фактического нахождения; документах, удостоверяющих личность гражданина на территории РФ и другие данные, указанные в ч. 6 ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» [9, с. 772].

В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «уведомление» имеет несколько значений: 1) уведомить; 2) документ, которым уведомляют о чем-нибудь; 3) получить уведомление по почте, письмо с уведомлением о вручении [6].

Следует отметить, что непосредственная угроза направлена на безопасность государства или непри-

косновенность государственной границы, в связи с чем, законодатель включил ее в УК РФ.

Данная обязанность предусматривается ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», согласно которой гражданин РФ, имеющий также: 1) иное гражданство либо 2) вид на жительство или 3) иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России [9, с. 771].

От обязанности письменного уведомления о наличии иного гражданства освобождаются до 31 декабря 2015 г. граждане РФ, приобретшие гражданство РФ в соответствии с Договором между РФ и Республикой Крым о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов от 18 марта 2014 г. и Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [13].

Таким образом, объект преступления, предусмотренный ст. 330.2 УК РФ, направлен на охрану определенного вида общественных отношений, в данном случае это отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов государственной власти при проведении миграционной политики в стране и обеспечение на должном уровне порядка управления в обозначенной сфере. Правильное определение объекта преступления правоприменительными органами играет важную роль при квалификации преступлений в сфере миграции, так и при отграничении данной группы деяний от иных составов. Также необходимо отметить, что данные миграционные преступления влекут за собой в дальнейшем иные виды преступных деяний, таких как терроризм, экстремизм, преступления насильственного типа.

На современном этапе развития уголовной политики и совершенствования законодательства, предлагается, используя классификацию преступлений, предложенную в диссертационном исследовании Л. А. Букалеровой [3], отнести ст. 330.2 УК РФ к информационным преступлениям против порядка

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

управления, выделив в качестве дополнительного объекта — охраняемый государством официальный информационный оборот.

Список источников

1. Агаев Г. А. Преступления против порядка управления (проблемы теории и практика применения законодательства): дисс. ... докт. юрид. наук. СПб., 2006.

2. Ахмедов М. Н. Противодействие нелегальной миграции: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2015.

3. Букалерова Л. А. Информационные преступления в сфере государственного и муниципального управления: законотворческие и правоприменительные проблемы: дисс. . докт. юрид. наук. М., 2007.

4. Винокуров В. Н. Аксиологический и функциональный подходы к определению объекта преступления // Современное право. 2014. № 8.

5. Елисеев М. А. Уголовно-правовые меры противодействия незаконной миграции (компаративное исследование): автореф. . канд. юрид. наук. М., 2019.

6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Л. И. Скворцова. М. : Оникс, 2010.

7. Поленов Г. Ф. Ответственность за преступления против порядка управления. М. : Юридическая литература, 1966.

8. Приказ МВД России от 31 декабря 2019 г. № 994 «Об утверждении Порядка подачи и форм уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, и уведомлений о прекращении у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве» // СПС «КонсультантПлюс».

9. Уголовное право России: учебник. В 2 т. / под ред. Н. Г. Кадникова. Т. 2. М. : Юриспруденция, 2018.

10. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27 октября 1960 г.) (утратил силу) // СПС «Консуль-тантПлюс».

11. Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и от-

дельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

12. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

13. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // СПС «КонсультантПлюс».

14. Филиппов П. А. Преступления против порядка управления: теоретико-прикладные проблемы и доктринальная модель уголовного закона: дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2017.

15. URL://https://www.gazeta.ru/social/news/2021/ 12/22/17046403.shtml.

References

1. Agaev G. A. Crimes against the order of management (problems of theory and practice of legislation application): diss. ... doct. jurid. St. Petersburg, 2006.

2. Akhmedov M. N. Countering illegal migration: criminal law and criminological aspects: diss. ... cand. jurid. M., 2015.

3. Bukalerova L. A. Information crimes in the sphere of state and municipal administration: legislative and law enforcement problems: diss. ... doct. jurid. M., 2007.

4. Vinokurov V. N. Axiological and functional approaches to the definition of the object of crime // Modern law. 2014. No. 8.

5. Eliseev M. A. Criminal legal measures to counter illegal migration (comparative study): autoref. ... cand. jurid. sciences. M., 2019.

6. Ozhegov S. I. Explanatory dictionary of the Russian language / edited by L. I. Skvortsov. M. : Onyx, 2010.

7. Polenov G. F. Responsibility for crimes against the order of management. M. : Legal literature, 1966.

8. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 994 dated December 31, 2019 «On Approval of the Procedure for Filing and Forms of Notifications on the Presence of a Citizen of the Russian Federation of another Citizenship or Residence permit or Other Valid Document Confirming the Right to Permanent Residence in a Foreign State, and Notifications on the Termination of a citizen of the Russian

-^pr-

JURISPRUDENCE

Federation of citizenship of a foreign State or Right for permanent residence in a foreign country» // SPS «Con-sultantPlus».

9. Criminal law of Russia: textbook. In 2 vols. / edited by N. G. Kadnikov. Vol. 2. M. : Jurisprudence, 2018.

10. The Criminal Code of the RSFSR (approved by the Supreme Soviet of the RSFSR on October 27, 1960) (expired) // SPS «ConsultantPlus».

11. Federal Law No. 142-FZ of June 4, 2014 «On Amendments to Articles 6 and 30 of the Federal Law «On Citizenship of the Russian Federation» and Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

12. Federal Law «On Citizenship of the Russian Federation» dated May 31, 2002 No. 62-FZ // SPS «ConsultantPlus».

13. Federal Constitutional Law No. 6-FKZ of March 21, 2014 «On the Admission of the Republic of Crimea to the Russian Federation and the Formation of New Subjects within the Russian Federation — the Republic of Crimea and the Federal City of Sevastopol» // SPS «ConsultantPlus».

14. Filippov P. A. Crimes against the order of management: theoretical and applied problems and the doctrinal model of criminal law: diss. ... doct. jurid. M., 2017.

15. URL://https://www.gazeta.ru/social/news/2021/ 12/22/17046403.shtml.

Информация об авторе

А. М. Зарина — доцент кафедры уголовного права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, доцент Департамента международного и частного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author

A. M. Zarina — Associate Professor of the Department of Criminal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Associate Professor of the Department of International and Private Law of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 28.10.2022; одобрена после рецензирования 05.12.2022; принята к публикации 18.01.2023.

The article was submitted 28.10.2022; approved after reviewing 05.12.2022; accepted for publication 18.01.2023.

ДEЯTEЛЬHОСTЬ ПОДРAЗДEЛEHИИ ОРГАШВ ВHУTРEHHИХ ДEЛ ПО ВОПРОСAM MИГРAЦИИ. ПРАВОВЬШ И ОРГAHИЗAЦИОHHЫE AСПEКTЫ

Учебное пособие. 215 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки Прудников А. С., Харламов С. О.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Учебное пособие подготовлено с учетом теоретических и научно-практических подходов к изучению организационных основ деятельности подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции. В частности, в нем нашли отражение такие вопросы, как деятельность органов внутренних дел, формы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции, основные мероприятия международного сотрудничества МВД России в сфере миграции, а также задачи и функции подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции.

Для студентов, курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля, преподавателей юридических вузов, а также практических работников системы правоохранительных органов.

Деятельность подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции

Правовые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и организационные аспекты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.