Научная статья на тему 'УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО ПОДАЧЕ УВЕДОМЛЕНИЯ О НАЛИЧИИ У ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГРАЖДАНСТВА (ПОДДАНСТВА) ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА ЛИБО ВИДА НА ЖИТЕЛЬСТВО ИЛИ ИНОГО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО ПРАВО НА ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ В ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ'

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО ПОДАЧЕ УВЕДОМЛЕНИЯ О НАЛИЧИИ У ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГРАЖДАНСТВА (ПОДДАНСТВА) ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА ЛИБО ВИДА НА ЖИТЕЛЬСТВО ИЛИ ИНОГО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО ПРАВО НА ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ В ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
780
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УВЕДОМЛЕНИЕ / NOTIFICATION / ГРАЖДАНСТВО (ПОДДАНСТВО) ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА / CITIZENSHIP (NATIONALITY) OF A FOREIGN STATE / ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО / RESIDENCE PERMIT / ПРАВО НА ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ В ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ / THE RIGHT TO PERMANENT RESIDENCE IN A FOREIGN COUNTRY / ГРАЖДАНИН РОССИИ / CITIZEN OF RUSSIA / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГРАЖДАНИНА РФ / AUTHORIZED REPRESENTATIVE OF THE CITIZEN OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елисеев Михаил Аркадьевич

В статье рассматриваются объективные и субъективные признаки преступления, предусмотренного статьей 330.2 УК РФ, а также законодательные и правоприменительные проблемы применения указанной нормы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LIABILITY FOR BREACH OF DUTY ON THE FILING OF A NOTICE OF PRESENCE AT THE CITIZEN OF THE RUSSIAN FEDERATION OF CITIZENSHIP (CITIZENSHIP) OF A FOREIGN STATE OR PERMIT OR OTHER VALID DOCUMENT CONFIRMING THE RIGHT TO PERMANENT RESIDENCE IN A FOREIGN COUNTRY

The article examines the objective and subjective signs of the crime provided by article 330.2 of the criminal code, as well as legislative and enforcement problems of the application of this provision.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО ПОДАЧЕ УВЕДОМЛЕНИЯ О НАЛИЧИИ У ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГРАЖДАНСТВА (ПОДДАНСТВА) ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА ЛИБО ВИДА НА ЖИТЕЛЬСТВО ИЛИ ИНОГО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО ПРАВО НА ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ В ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ»

CÁ ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО ПОДАЧЕ УВЕДОМЛЕНИЯ О НАЛИЧИИ У ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГРАЖДАНСТВА (ПОДДАНСТВА) ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА ЛИБО ВИДА

НА ЖИТЕЛЬСТВО ИЛИ ИНОГО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО ПРАВО НА ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ В ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ

Аннотация. В статье рассматриваются объективные и субъективные признаки преступления, предусмотренного статьей 330.2 УК РФ, а также законодательные и правоприменительные проблемы применения указанной нормы.

Ключевые слова: уведомление, гражданство (подданство) иностранного государства, вид на жительство, право на постоянное проживание в иностранном государстве, гражданин России, уполномоченный представитель гражданина РФ.

CRIMINAL LIABILITY FOR BREACH OF DUTY ON THE FILING OF A NOTICE OF PRESENCE AT THE CITIZEN OF THE RUSSIAN

FEDERATION OF CITIZENSHIP (CITIZENSHIP) OF A FOREIGN STATE OR PERMIT OR OTHER VALID DOCUMENT CONFIRMING THE RIGHT TO PERMANENT RESIDENCE

IN A FOREIGN COUNTRY

Abstract. The article examines the objective and subjective signs of the crime provided by article 330.2 of the criminal code, as well as legislative and enforcement problems of the application of this provision.

Keywords: notification, citizenship (nationality) of a foreign state, a residence permit, the right to permanent residence in a foreign country, a citizen of Russia, authorized representative of the citizen of the Russian Federation.

УДК - 343 ББК - 67

ЕЛИСЕЕВ Михаил Аркадьевич,

аспирант кафедры УПУПиК РУДН e-mail: ugolovnoe_pravo@list.ru

ELISEEV Mikhail Arkadievich,

the postgraduate of the RUDN-university

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

Федеральным законом от 4.06.2014 № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [16] отечественный уголовный закон был дополнен ст. 330.2, устанавливающей уголовную ответственность за неисполнение обязанности подачи уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации (далее - РФ) гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве. В указанном Законе предусмотрен механизм учета граждан РФ, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство в иностранном государстве. По сути, целью его является создание информационной базы данных, содержащей сведения о лицах, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство в иностранном государстве, что в полной мере соответствует требованиям Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О персональных данных» [15]. Следует отметить, что ранее в российском законодательстве отсутствовал какой-либо подобный механизм учета соответствующих категорий граждан.

Появление исследуемой нормы и всего Закона, как представляется, непосредственно связано с обеспечением безопасности РФ и усилением контроля над миграционными процессами. Как отмечает О.Г. Остапец, появление данной нормы стало результатом событий на Украине и связанных с ними вопросов обеспечения безопасности РФ и в целом политической ситуации в мире [9, с. 56-62]. Вице-спикер Государственной Думы РФ С. Неверов так охарактеризовал мотив введения уголовной ответственности за совершение рассматриваемого деяния: «Государство должно знать, находится ли гражданин в общественно-правовой связи с другой страной, какие у него есть обязанности. Ведь, приобретая гражданство, человек наделяется не только правами, но и обязанностя-

ми, в том числе воинской обязанностью, обязанностью отстаивать интересы этой страны» [8].

Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 330.2 УК РФ, выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность федеральных органов исполнительно власти РФ по контролю и надзору в сфере миграции, связанную с учетом граждан РФ, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства или вид на жительство в иностранном государстве.

Предметом исследуемого преступления является письменное уведомление, которое виновное лицо не подает в установленный законом срок. Согласно ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О гражданстве Российской Федерации» [14] (далее - Закон), в уведомление вносятся следующие сведения о гражданине РФ, в отношении которого оно подается: «а) фамилия, имя, отчество; б) дата и место рождения; в) место жительства (в случае отсутствия такового - место пребывания, а в случае отсутствия места жительства и места пребывания - место фактического нахождения); г) серия и номер паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории РФ; д) наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве; е) дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве; ж) сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа; з) сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения)».

Согласно ч. 7 ст. 6 Закона, к уведомлению должен прилагаться определенный пакет документов, а именно:

1) «копия имеющегося у гражданина РФ, в отношении которого подается такое уведомление, паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве»;

2) «копия паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории РФ (в том числе документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории РФ и признаваемого РФ в этом качестве, в случае, если указанное уведомление подано иностранным гражданином, являющимся законным представителем гражданина РФ, указанного в части четвертой настоящей статьи)».

«В случае подачи уведомления уполномоченным представителем лица к уведомлению также прилагаются:

1) копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством РФ о нотариате;

2) копия паспорта гражданина РФ уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином РФ) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории РФ и признаваемого РФ в этом качестве (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином)» [20, абз. 2 ч. 1].

Кроме перечисленных документов, вместе с уведомлением подаются иные документы, подтверждающие сведения, указанные в нем: акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, свидетельство о рождении гражданина РФ, не достигшего возраста восемнадцати лет, например.

Формы соответствующих уведомлений утверждены Приказом Федеральной миграционной службы России от 28.07.2014 № 450 (ред. от 20.07.2015) «Об утверждении форм и порядка подачи уведомлений о

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве» [12] (далее - Приказ ФМС России).

Порядок учета поступивших письменных уведомлений регламентирован Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 № 733 «Об утверждении Правил осуществления Федеральной миграционной службой и ее территориальными органами учета письменных уведомлений о наличии у граждан Российской Федерации гражданства иного государства» [17].

По юридической конструкции состав преступления, предусмотренный ст. 330.2 УК РФ, является формальным. Следовательно, объективная сторона представлена одним признаком - деянием в форме бездействия. Как отмечает А.В. Наумов, «под уголовно-правовым бездействием понимается общественно опасное, волевое и пассивное поведение. Оно заключается в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей» [7, с. 317]. В данном случае, в силу бланкетного характера анализируемой нормы, обязанность по подаче уведомления установлена в ст. 6 Закона. Так, соответствующее лицо обязано подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа о праве постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах РФ (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах РФ, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах РФ - по месту его фактического нахождения в РФ) в течение 60 дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа о праве постоянного проживания в иностранном государстве.

Так, характерен следующий пример из следственной практики. Наталья Юрчен-

ко, супруга бывшего губернатора Новосибирской области, подозревалась в совершении преступления, предусмотренного ст. 330.2 УК РФ. По версии следствия, в ноябре 2014 г. она, постоянно проживая на территории РФ, получила в установленном порядке в городе Клагенфурт Австрийской Республики красно-бело-красную карту плюс - вид на жительство в данном государстве сроком действия с ноября 2014 г. по ноябрь 2017 г. В нарушение положений Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» Юрченко не подала письменное уведомление об этом в орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере миграции [18].

Помимо этого, в случае приобретения гражданином РФ каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа о праве постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление (ч. 11 ст. 6 Закона).

Граждане РФ, имевшие на день вступления в силу Федерального закона от 04.06.2014 № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [16] гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство в иностранном государстве, обязаны подать соответствующее уведомление в течение 60 дней со дня вступления в силу указанного Закона (т.е. до 4 августа 2014 г.). Для лиц, не подавших уведомление в срок 60 дней, в связи с нахождением за пределами РФ установлена обязанность подать такое уведомление не позднее 30 дней со дня въезда в РФ (абз. 2 ч.ч. 3, 4 ст. 6 Закона).

Так, можно привести следующий пример из практики. 51-летний житель Ленинградской области подозревается в совершении преступления, предусмотренного ст. 330.2 УК РФ. По версии следствия, не позднее апреля 2011 г. житель Ленинградской области, являясь гражданином РФ, получил в Эстонской Республике вид на жительство и не позднее марта 2013 г.

приобрел в Эстонской Республике статус лица без гражданства, подтверждающие право на его постоянное проживание в указанном иностранном государстве. Прибыв в сентябре 2014 г. на территорию РФ, в нарушение требований федерального законодательства мужчина не подал письменное уведомление в отдел УФМС о наличии у него вида на жительство Эстонской Республики и статуса лица без гражданства данного иностранного государства [3].

Исходя из специфики объективной стороны анализируемое преступление следует отнести к так называемым длящимся преступлениям, суть которых состоит в длительном, непрерывном осуществлении определенного состава преступления (длительном невыполнении возложенных на лицо обязанностей) [10]. Преступление, предусмотренное ст. 330.2 УК РФ, признается оконченным в момент истечения срока, в период которого лицо было обязано подать соответствующее уведомление. Как подмечает С.П. Бондарев, «закономерно возникает проблема уголовно-правовой оценки лица, которое до истечения 30-дневного срока после въезда в РФ вновь покидает ее пределы, и это повторяется неоднократно» [1, с. 45-48]. «Ввиду того что течение установленного 30 дневного срока в данной ситуации прерывается, - констатирует автор, - невозможно констатировать неисполнение обязанности по подаче уведомления, и, следовательно, состав преступления, регламентированный ст. 330.2 УК РФ, будет отсутствовать» [1, с. 45-48]. С предложенным вариантом оценки подобной ситуации следует согласиться.

Особый правовой режим подачи уведомления существует у граждан РФ, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Так, в отношении граждан РФ, приобретших гражданство РФ в соответствии с Договором между РФ и Республикой Крым о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов от 18 марта 2014 г. и Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и об-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 10 • 2016

разовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», обязанность подать уведомление действует с 1 января 2016 г. [22]

В качестве территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, следует признавать территориальные подразделения МВД России, на которые в связи с упразднением ФМС России возложены ее функции [19].

В соответствии с положениями, содержащимися в ч. 5 ст. 6 Закона, существует три альтернативных способа подачи уведомления: 1) лично; 2) через уполномоченного представителя; 3) почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи. Порядок подачи уведомления определен в приложении № 3 к Приказу ФМС России. Так, «уведомление заполняется собственноручно или с использованием технических средств на русском языке. При заполнении уведомления не допускаются использование сокращений и аббревиатур, а также зачеркивания и исправления. При необходимости для заполнения отдельных граф уведомления могут быть использованы буквы латинского алфавита. В уведомлении должны быть заполнены все поля» [11, п. 5, 6]. «Прием уведомления подтверждается подписью уполномоченного должностного лица территориального органа ФМС России или сотрудника организации федеральной почтовой связи на бланке уведомления и отрывной части бланка уведомления, которая скрепляется печатью территориального органа ФМС России для отдельных категорий документов или оттиском календарного почтового штемпеля организации федеральной почтовой связи соответственно» [11, п. 12]. «Организация федеральной почтовой связи, принявшая от гражданина или законного представителя гражданина РФ, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, или уполномоченного представителя гражданина, законного представителя уведомление, осуществляет пересылку основной части уведомления и копий документов,

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 10 • 2016

прилагаемых к нему, в территориальный орган ФМС России не позднее рабочего дня, следующего за днем приема уведомления для осуществления учета» [11, п. 13].

Для признания лица виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 330.2 УК РФ, необходимо установить наличие у него реальной возможности выполнить обязанность по уведомлению компетентных органов. В тех случаях, когда реализация данной обязанности была невозможна вследствие наличия непреодолимой силы (физиологического состояния лица, техногенных или природных бедствий т.д.) в действиях лица отсутствует состав анализируемого преступления.

Субъект преступления, предусмотренного ст. 330.2 УК РФ, является специальным. В частности, им может выступать:

1) гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве;

2) законный представитель гражданина РФ, не достигшего возраста 18 лет либо ограниченного в дееспособности, имеющего гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве. В данном случае законным представителем гражданина РФ может быть и гражданин иностранного государства в силу отсутствия каких-либо ограничений в гражданском [4, 21] или семейном [13] законодательстве РФ, а также прямого указания на это в законе [20, ч. 7 ст. 6]. В связи с этим видится не вполне корректной позиция Н.Г. Кадни-кова [6, с. 976] и С.П. Бондарева [2, с. 91], которые определяют в качестве субъекта преступления, предусмотренного ст. 330.2 УК РФ, исключительно гражданина РФ, достигшего 16 лет.

К субъектам исследуемого преступного деяния не относятся граждане РФ, постоянно проживающие за пределами РФ (ч. 3, 4 ст. 6 Закона). Как верно отмечает И.Р. Зимина-Лекорню, «закон не устанав-

ливает, каким образом определяется категория граждан, постоянно проживающих за пределами РФ и освобождающихся от подачи уведомлений» [5, с. 16-19]. По мнению цитируемого автора, к такой категории относятся граждане, снявшиеся с регистрационного учета в РФ и вставшие на консульский учет в посольстве РФ за рубежом [5, с. 16-19]. С представленной позицией следует согласиться полностью.

Помимо приведенной категории лиц, субъектами анализируемого преступления не являются граждане РФ, освобожденные от обязанности подачи уведомления в случаях, предусмотренных международными договорами РФ или федеральными законами (ч. 9, 10 ст. 6 Закона).

Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется исключительно прямым умыслом вследствие того, что состав является формальным. Виновное лицо осознает общественную опасность неисполнения обязанности по подаче соответствующего уведомления и желает этого. Мотив и цель данного деяния на квалификацию не влияют, тем не менее должны учитываться судом при назначении наказания.

Рассматриваемое преступление необходимо отличать от схожего административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.8.3 КоАП РФ1 . В указанной норме административная ответственность предусмотрена за нарушение установленного порядка подачи уведомления, выразившегося в несвоевременной подаче такого уведомления либо в предоставлении сведений, содержащихся в уведомлении, в неполном объеме, либо в предоставлении заведомо недостоверных сведений. Проблема возникает в разграничении понятий «несвоевременная подача уведомления» (ст. 19.8.3 КоАП РФ) и «неисполнение обязанности по подаче уведомления» (ст. 330.2

1 Данная статья введена в КоАП РФ Федеральным законом от 04.06.2014 № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 23. Ст. 2927.

УК РФ). Иными словами, получается, что в случае подачи соответствующего уведомления с нарушением установленных сроков виновное лицо будет привлечено к административной ответственности. В связи с этим возникает справедливый вопрос: с какого времени должна наступать уголовная ответственность? Очевидно, что по данному поводу требуются разъяснения Верховного Суда РФ. Как показывает изучение материалов судебно-следственной практики, уголовные дела по ст. 330.2 УК РФ возбуждаются в тех случаях, когда деяние выявляется правоохранительным органами до подачи лицом уведомления, а административное производство — когда факт нарушения сроков подачи уведомления устанавливается после подачи такого уведомления.

Список литературы:

[1] Бондарев С.П. Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве: признаки объективной стороны // Юридический мир. 2016. № 2.

[2] Бондарев С.В. Уголовно-правовая охрана отношений в сфере гражданства Российской Федерации и регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2016.

[3] В Ленинградской области возбуждено уголовное дело по факту неисполнения гражданином Российской Федерации обязанностей по подаче уведомления о наличии вида на жительство в иностранном государстве // Сайт Следственного комитета Российской Федерации. URL: http://sledcom.ru/news/item/ 886169 (дата обращения: 16.09. 2016 г.).

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

[5] Зимина-Лекорню И.Р. Закон о двойном гражданстве // Миграционное право. 2015. № 2.

[6] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (научно-практический, постатейный). 3-е изд., перераб. и доп. / Под

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

ред. д.ю.н., профессора С.В. Дьякова, д.ю.н, профессора Н.Г. Кадникова. М.: Юриспруденция, 2015.

[7] Наумов А.В. Российское уголовное право: Курс лекций: в 3 т. Т.1. Общая часть. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2008.

[8] Неверов С. Комментарий к Закону о двойном гражданстве // Официальный сайт фракции «Единая Россия» в Государственной Думе. URL: http://www.er-duma.ru/press/63501/ (дата обращения: 15.09. 2016 г.).

[9]Остапец О.Г. Новеллы законодательства о гражданстве Российской Федерации: за и против // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 3.

[10] Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. № 23 «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям», абз. 1 п. 4 // СПС «Консультант Плюс».

[11] Приложение № 3 к Приказу ФМС России от 28.07.2014 № 450 (ред. от 20.07.2015) «Об утверждении форм и порядка подачи уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве», п. 5, 6 // Российская газета. 2014. № 175.

[12] Российская газета. 2014. № 175.

[13] Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

[14] Собрание законодательства РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

[15] Собрание законодательства РФ. 2006. № 31. Ст. 3451.

[16] Собрание законодательства РФ. 2014. № 23. Ст. 2927.

[17] Собрание законодательства РФ. 2014. № 32. Ст. 4506.

[18] Супруга бывшего губернатора Новосибирской области подозревается в неисполнении обязанности по уведомлению о наличии вида на жительство в иностранном государстве // Сайт Следственного комитета Российской Федерации. URL: http://sledcom.ru/ news/item/1054211 (дата обращения: 16.09. 2016 г.).

[19] Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом нар-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

котических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 15. Ст. 2071.

[20] Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О гражданстве Российской Федерации», ч. 7 ст. 6 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

[21] Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.

[22] Федеральный закон от 4.06.2014 № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 5 ст. 6 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 23. Ст. 2927.

Spisok literatury:

[1] Bondarev S.P. Neispolnenie obyazannosti po podache uvedomleniya o nalichii u grazhdanina Rossijskoj Federacii grazhdanstva (poddanstva) inostrannogo gosudarstva libo vida na zhitel'stvo ili inogo dejstvitel'nogo dokumenta, podtverzhdayushhego pravo na ego postoyannoe prozhivanie v inostrannom gosudarstve: priznaki ob»ektivnoj storony' // Yuridicheskij mir. 2016. № 2.

[2] Bondarev S.V. Ugolovno-pravovaya oxrana otnoshenij v sfere grazhdanstva Rossijskoj Federacii i registracionnogo ucheta po mestu zhitel'stva i mestu preby'vaniya: Dis. ... kand. yurid. nauk. Krasnodar, 2016.

[3] V Leningradskoj oblasti vozbuzhdeno ugolovnoe delo po faktu neispolneniya grazhdaninom Rossijskoj Federacii obyazannostej po podache uvedomleniya o nalichii vida na zhitel'stvo v inostrannom gosudarstve // Sajt Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii. URL: http://sledcom.ru/ news/item/886169 (data obrashheniya: 16.09. 2016 g.).

[4] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 03.07.2016) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1994. № 32. St. 3301.

[5] Zimina-Lekornyu I.R. Zakon o dvojnom grazhdanstve // Migracionnoe pravo. 2015. № 2.

[6] Kommentarij k Ugolovnomu kodeksu Rossijskoj Federacii (nauchno-prakticheskij, postatejny'j). 3-e izd., pererab. i dop. / Pod red. d.yu.n., professora S.V. D'yakova, d.yu.n, professora N.G. Kadnikova. M.: Yurispru-denciya, 2015.

[7] Naumov A.V. Rossijskoe ugolovnoe pravo: Kurs lekcij: v 3 t. T.1. Obshhaya chast'. 4-e izd., pererab. i dop. M.: Volters Kluver, 2008.

[8] Neverov S. Kommentarij k Zakonu o dvojnom grazhdanstve // Oficial'ny'j sajt frakcii «Edinaya Rossiya» v Gosudarstvennoj Dume. URL: http://www.er-duma.ru/press/ 63501/ (data obrashheniya: 15.09. 2016 g.).

[9] Ostapec O.G. Novelly' zakonodatel'stva o grazhdanstve Rossijskoj Federacii: za i protiv // Aktual'ny'e problemy' rossijskogo prava. 2016. № 3.

[10] Postanovlenie Plenuma Verxovnogo Suda SSSR ot 4 marta 1929 g. № 23 «Ob usloviyax primeneniya davnosti i amnistii k dlyashhimsya i prodolzhaemy'm prestupleniyam», abz. 1 p. 4 // SPS «Konsul'tant Plyus».

[11] Prilozhenie № 3 k Prikazu FMS Rossii ot 28.07.2014 № 450 (red. ot 20.07.2015) «Ob utverzhdenii form i poryadka podachi uvedomlenij o nalichii u grazhdanina Rossijskoj Federacii inogo grazhdanstva libo vida na zhitel'stvo ili inogo dejstvitel'nogo dokumenta, podtverzhdayushhego pravo na ego postoyannoe prozhivanie v inostrannom gosudarstve», p. 5, 6 // Rossijskaya gazeta. 2014. № 175.

[12] Rossijskaya gazeta. 2014. № 175.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[13] Semejny'j kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.1995 № 223-FZ (red. ot 30.12.2015) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1996. № 1. St. 16.

[14] Sobranie zakonodatel'stva RF. 2002. № 22. St. 2031.

[15] Sobranie zakonodatel'stva RF. 2006. № 31. St. 3451.

[16] Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. № 23. St. 2927.

[17] Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. № 32. St. 4506.

[18] Supruga by'vshego gubernatora Novosibirskoj oblasti podozrevaetsya v neispolnenii obyazannosti po uvedomleniyu o nalichii vida na zhitel'stvo v inostrannom gosudarstve // Sajt Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii. URL: http://sledcom.ru/ news/item/1054211 (data obrashheniya: 16.09. 2016 g.).

[19] Ukaz Prezidenta RF ot 05.04.2016 № 156 «O sovershenstvovanii gosudarstvennogo upravleniya v sfere kontrolya za oborotom narkoticheskix sredstv, psixotropny'x veshhestv i ix prekursorov i v sfere migracii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2016. № 15. St. 2071.

[20] Federal'ny'j zakon ot 31.05.2002 № 62-FZ (red. ot 01.05.2016) «O grazhdanstve Rossijskoj Federacii», ch. 7 st. 6 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2002. № 22. St. 2031.

[21] Federal'ny'j zakon ot 24.04.2008 № 48-FZ (red. ot 28.11.2015) «Ob opeke i popechitel'stve» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2008. № 17. St. 1755.

[22] Federal'ny'j zakon ot 4.06.2014 № 142-FZ «O vnesenii izmenenij v stat'i 6 i 30 Federal'nogo zakona «O grazhdanstve Rossijskoj Federacii» i otdel'ny'e zakonodatel'ny'e akty' Rossijskoj Federacii», ch. 5 st. 6 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. № 23. St. 2927.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.