Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2021. №4. С. 198-208
УДК 322
Гавриленков Алексей Фёдорович Военная академия войсковой ПВО ВС РФ
К вопросу об изъятии церковных ценностей в Смоленской губернии в 1922 году
Аннотация. В 1922 году в Советской России происходило изъятие ценностей, связанное с помощью голодающим губерниям, чье население оказалось в тяжелом положении. Государственная власть издала ряд законодательных актов, согласно которым в последующем происходило изъятие ценностей. При этом советское государство изымало у религиозных организаций то, что составляло предмет роскоши, и в том случае, если изъятие не нарушало отправление богослужения. Тем не менее, изъятие было встречено верующими по-разному. Так, на территории Смоленской губернии, в уездных городах православные верующие не оказывали сопротивления властям и отдавали драгоценности. В Смоленске верующие Свято-Успенского кафедрального собора оказали сопротивление властям. Изъятие ценностей в римско-католических костелах губернии и в евангелическо-лютеранской кирхе г. Смоленска происходило мирно.
Ключевые слова: помощь голодающим, церковные ценности, изъятие ценностей, сопротивление населения, Смоленская губерния, православные храмы, римско-католические костелы, евангелическо-лютеранская кирха.
Проблема изъятия церковных ценностей получила рассмотрение в трудах исследователей конфессиональной и внеконфессиональной направленности в отношении двух конфессий - Русской Православной церкви и Римско-католической церкви - в работах смоленских историков М. В. Каиля, протоиерея Г. Урбановича, А. И. Гурзова, А. Ф. Гавриленкова1. Тем не менее, изъятие церковных ценностей на территории Смоленской губернии не становилось объектом исследования применительно сразу к трем конфессиям -Русской Православной церкви, Римско-католической церкви и Евангелическо-лютеранской церкви.
17 февраля 1921 года было подписано постановление ВЦИК № 92 «Об образовании Комиссии по оказанию помощи сельскому населению, пострадавшему от неурожая», в котором были определены 5 губерний, в которых сельское население пострадало от неурожая: Калужская, Орловская,
1 Гавриленков А.Ф. Положение римско-католической церкви в Смоленской (западной) области в 20-30-е годы XX века // Материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию возобновления деятельности Смоленского римско-католического прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Смоленск, 2007. С. 209-214; Гурзов А.И. Смоленский католический деканат в начале XX века // Социальные трансформации (Выпуск 8): Трансформация религиозного сознания и изменение социального статуса религиозных объединений в постсоветский период. Смоленск, 2004. С. 62-75; Каиль М.В. Власть и православные верующие в российской провинции начала 1920-х годов. Смоленск, 2008; Каиль М.В. Православная церковь и верующие Смоленской епархии в годы революций и гражданской войны: государственно-церковные отношения и внутриконфессиональные процессы. М., 2010; Урбанович Г., прот. Церковь и советская власть в Смоленске в 20-е годы XX века (по материалам смоленских архивов). Смоленск, 2012.
Рязанская, Тульская и Царицынская2. 18 августа 1921 года в декрете «О дополнении списка голодающих губерний» был опубликован дополнительный список из 7 территорий (губернии, области, республика) . 22 сентября 1921 года был подписан декрет «О порядке приема драгоценных изделий, жертвуемых в помощь голодающим». Речь шла о пожертвованиях. Так, пункт 1 гласил: «Поступающие в Комиссии Помощи Голодающим ПОЖЕРТВОВАНИЯ (выделено мной - А.Г.) в виде драгоценных вещей, золотых и серебряных, и драгоценных камней, подлежат сдаче указанными Комиссиями в местные учреждения Народного Комиссариата Финансов, которые их стоимость зачисляют на текущие счета упомянутых Комиссий»4. На время издания декрета речь не шла о принудительном изъятии драгоценностей у религиозных организаций. Пожертвования носили добровольный характер, но не решали главную задачу - оказание существенной помощи голодающим.
Началу масштабного изъятия ценностей в храмах и монастыря Советского государства положил декрет ВЦИК от 27 декабря 1921 года «О ценностях, находящихся в церквах и монастырях»: «Ввиду наличия колоссальных ценностей, находящихся в церквях и монастырях, как историко-художественного, так и чисто материального значения, все указанное имущество должно быть распределено на три части:
1) Имущество, имеющее историко-художественное значение, подлежит к исключительному ведению Главмузея Н.К.П. согласно инструкции к декрету об отделении церкви от государства (утварь, старинная мебель, картины и т.д.).
2) Имущество материальной ценности, подлежит выделению в Государственное Хранилище Ценностей РСФСР.
3) Имущество обиходного характера, где оно еще сохранилось»5.
9 февраля 1922 года последовал декрет ВЦИК «О передаче Отделу по делам музеев и охране памятников искусства и старины части сумм, вырученных от продажи музейных ценностей»6.
23 февраля 1922 года были изданы декрет «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих» и «Инструкция о порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих» . Пункт 1 декрета разъяснял механизм изъятия и категории изымаемых ценностей: «Предложить местным Советам в месячный срок со дня опубликования сего постановления изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все ДРАГОЦЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ ИЗ ЗОЛОТА, СЕРЕБРА И КАМНЕЙ, ИЗЪЯТИЕ
2 Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1921 год. М., 1944. С. 143.
3 Там же. С. 745.
4 Там же. С. 841.
5 Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1922 год. М., 1950. С. 381; Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. Р.-161. Оп. 1. Д. 1477. Л. 46.
6 Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1922 год. С. 381.
7 Там же. С. 382-384.
КОИХ НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВЕННО ЗАТРОНУТЬ ИНТЕРЕСЫ САМОГО
о
КУЛЬТА... (выделено мной - А.Г.)» . Таким образом, было очевидно, что советское государство изымало у верующих то, что могло быть отнесено к роскоши.
Пункт 6 «Инструкции...» указывал на два важных момента изъятия церковных ценностей: «Представители групп верующих ИМЕЮТ ПРАВО вносить в протокол все свои замечания и возражения ПО ПОВОДУ ПЕРЕДАЧИ В ПОЛЬЗУ ГОЛОДАЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ, БЕЗ КОИХ ОТПРАВЛЕНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ НЕВОЗМОЖНЫМ, И ЗАМЕНЫ ИХ ДРУГИМИ МЕНЕЕ ЦЕННЫМИ (выделено мной - А.Г.)»9.
25 февраля 1922 года ВЦИК разослал телеграмму об изъятии церковных ценностей, в которой предписывалось «образовать в каждой губернии комиссию в составе ответственных представителей Губисполкомов, Губкомпомгола и Губфинотдела под председательством одного из членов ВЦИК»10.
26 февраля 1922 года появилось постановление ВЦИК, в котором говорилось, в частности, о том, что в месячный срок церковные ценности должны быть изъяты. В каждой губернии создавались специальные комиссии в составе представителей губисполкома, губкомпомотдела и губфинотдела. О всех переданных церковных ценностях Центральная комиссия помощи голодающим периодически публиковала отчет. Причем, в местной печати отчет должен был содержать подробное описание изъятия ценностей.
12 марта 1922 года В. И. Ленин направил телеграмму В. М. Молотову следующего содержания: «Срочно. Тов. Молотову. Немедленно пошлите от имени Цека шифрованную телеграмму всем губкомам о том, чтобы делегаты на партийный съезд привезли с собой возможно более подробные данные и материалы об имеющихся в церквах и монастырях ценностях и о ходе работ по изъятию их»11
В Смоленской губернии изъятие религиозных ценностей можно рассмотреть на примере изъятия ценностей из римско-католических костелов в г. Смоленске и в ряде уездных городов губернии, в лютеранской кирхе и в православном Свято-Успенском соборе города Смоленска, хотя изъятие ценностей не ограничивалось, естественно, только этими храмами, а происходило по всей губернии. Изъятие ценностей по указанным храмам было неравнозначным. Смоленский краевед А.И. Гурзов отмечает: «Особенностью католических храмов и каплиц смоленского римско-католического деканата, в отличие от приходов Смоленской православной епархии являлось то, что католические ризницы смоленского деканата не были столь богаты
8 Там же. С. 382.
9 Там же. С. 383.
10 Каржанский Н.С. Процесс Смоленских церковников. 1-24 августа 1922 г. Смоленск, 2008. С. 158.
11 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 54. М., 1965. С. 206.
серебряными окладами, украшенными позолотой и драгоценными камнями»12. Подобные слова можно было бы сказать и о смоленском лютеранском храме.
Рассмотрим процесс изъятия церковных ценностей. В соответствии с Декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 года была создана под руководством председателя губисполкома Булатова губернская комиссия по изъятию церковных ценностей в Смоленской губернии.
Православная община Успенского кафедрального собора вынесла постановление, в котором выразила негативное отношение к постановлению ВЦИК от 16 февраля 1922 года. Епископ Смоленский Филипп (Ставицкий) получил от профессора Археологического института А. И. Успенского воззвание от патриарха Тихона «на предмет вынесения постановления по
13
приходам Смоленской епархии об отмене декрета по изъятию ценностей...» Патриархом были пересланы образцы коллективных протестов.
Несмотря на это, губисполком санкционировал проведение общего собрания Братства при Смоленском кафедральном соборе 12 марта 1922 года, о чем свидетельствовало отношение за № 1265: «Отдел Управления Губисполкома сообщает, что им разрешено общее собрание Братства в Воскресенье 12 марта с.г. в Успенском Соборе, для обсуждения вопросов, касающихся соборного хозяйства и о помощи голодающим»14.
18 марта 1922 года в Успенском кафедральном соборе Смоленска состоялось собрание представителей тех приходов, в которых получили воззвание патриарха. Когда 28 марта 1922 года комиссия приступила к изъятию ценностей из кафедрального собора, вокруг собралась пятитысячная толпа. Вызывает интерес «Доклад губернской комиссии о ходе кампании по изъятию церковных ценностей в Смоленске»15. Председатель комиссии Булатов описывает драматизм ситуации по изъятию церковных ценностей. Так, еще с 5 часов утра был выставлен караул у Успенского собора, Троицкого и Вознесенского монастырей. Примерно около 10 часов утра у собора стала собираться толпа, «которая держала себя весьма вызывающе по отношению курсантов, охранявших Собор»16.
Из толпы стала раздаваться «погромная агитация, и наэлектризованная ею темная масса людей бросилась на окружающую собор охрану курсантов,
17
забрасывая её камнями, ледяным снегом и поленьями» . В соборе
18
забаррикадировались 21 человек. Смоленское ЧК применило оружие .
12 Гурзов А.И. Смоленский католический деканат в начале XX века. С. 71.
13 Акты Святейшего Патриарха и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. 1917-1943. М., 1994. С. 257.
14 ГАСО. Ф.Р.-161. Оп. 1. Д. 1477. Л. 32.
15 Каржанский Н.С. Процесс Смоленских церковников. 1-24 августа 1922 г. С. 163-166.
16 Там же. С. 165-166.
17 Акты Святейшего Патриарха и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. С. 256.
18
События, подобные тем, которые произошли в Смоленске, были отмечены также в Москве, Шуе. См.: Голинков Д.Л. Крушение антисоветского подполья в СССР. Кн. 2. М., 1986. С. 204.
Выездная сессия Верховного трибунала ВЦИК, проводившая судебный процесс, привлекла в качестве обвиняемых и осудила 45 человек19
Изъятие церковных ценностей проходило также по уездным городам губернии. Однако, заметим, что накала борьбы по изъятию церковных ценностей, подобного тому, который был в Успенском соборе города Смоленска, в храмах уездных городов не было. Известно, что в городах Сычевка, Белый, Рославль, Дорогобуж, Духовщина, Юхнов, Ярцево изъятие проходило в основном мирно.
В сводке губисполкома об изъятии ценностей и настроении граждан за 5 апреля 1922 года была дана следующая информация: «10) Сведения из других уездов. 1. Дорогобуж. ... Никаких недоразумений нет. 2. Духовщина. 3 апреля произведено изъятие ценностей в двух церквях. Всего изъято 6 чаш, 6 крестов, 22 ризы суконных /сереб./... Настроение масс протестующее, но активных выступление нет... 3. Юхнов. К изъятию ценностей приступили 31 марта... Во время изъятия эксцессов никаких не произошло, и арестованных нет. 4. Белый. К изъятию ценностей пока не приступили. Ведется подготовительная работа. крестьяне не верят правильности декрета и думают, что это выдумка и обман, и что ценности нужны не для голодающих. 5. Ярцево. 3 апреля в 3 часа дня приступили к изъятию ценностей. Изъято 22 ф. 55 1/2 зол[отников] серебра. Золота не оказалось. Во время изъятия ценностей стало замечаться волнение граждан...»20
В сводке смоленского губисполкома о ходе работы по изъятию ценностей от 11 апреля 1922 года говорилось об изъятии ценностей в Смоленске, Сычевке, Демидове и Рославле: «1. В гор. Смоленске изъятие ценностей подходит к концу. Никаких эксцессов и волнений не замечается... Укрытия ценностей духовенством не установлено, что видно из инвентарных книг и описей.
2. Сычевка. Во время изъятия недоразумений, эксцессов и воленний не было. Отношение верующих к изъятию ценностей лояльное.
3. Демидов. Комиссия к изъятию церковных ценностей приступила. Результатов мало. Цифровых данных пока нет. Заметна неэнергичность комиссии.
4. Рославль... Заметно появился раскол между духовенством на почве изъятия ценностей...»21.
Церковные ценности в уездах губернии могли изыматься мирно. Показателен пример со Слободской православной церковью. Ещё в июне 1921 года Демидовская уездная администрация составила подробную опись церковных ценностей. Однако, только в мае 1923 году церковные ценности были изъяты по распоряжению Центральной Комиссии Помощи
19 Илькевич Н.Н. Маленькая страница большой войны с собственным народом // Край Смоленский. 1994. № 6. С. 44.
20 Каржанский Н.С. Процесс Смоленских церковников. 1-24 августа 1922 г. С. 172.
21 Там же. С. 174-175.
Голодающим22. Были изъяты серебряный крест наперсный, серебряная лампада, дарохранительница, два серебряных сосуда, два дискоса, лжица серебряная, кадило серебряное, а также наличные деньги в сумме 115063 рубля 68 1/2
23
копейки23.
Изъятие церковных ценностей по губернии подтвердило общероссийскую тенденцию. Выяснилось, что процесс изъятия церковных ценностей фактически расколол православных верующих: «За время изъятия ценностей замечено разделение духовенства на два лагеря: к первому принадлежит духовенство, которое всеми мерами старалось внести тот или иной тормоз в изъятие ценностей и даже не стеснялось вести чисто контрреволюционную агитацию; ко второму принадлежит духовенство, которое согласно с изъятием ценностей, и если бы не боялось наказания свыше, то большинство могло бы выступить с
24
призывом об изъятии ценностей»24.
В письме Смоленского губкома секретарям уездных комитетов РКП (б) указывалось, «что по уездам кампания проходит, согласно имеющимся у нас
25
сведениям, при совершенно благоприятных условиях» . При этом выяснилось, что в Вяземском, Гжатском, Ельнинском и Краснинском уездах изъятие церковных ценностей из храмов проходило при согласии прихожан-крестьян и большей части низшего духовенства. В связи с этим были предприняты меры по работе с православным духовенством. Для работы среди духовенства с целью его раскола создавались конспиративные тройки. В работе использовались специально подготовленные для этого лозунги: «Осуждение верхов церкви, занимающихся контрреволюционной политической работой, в частности, в связи с изъятием ценностей», «Признание Советской власти единственно законным национальным правительством, отражающим интересы народа», «Демократизация церкви и церковного управления на принципах осуждения имущих классов и защиты интересов широких труд.масс»26
24 апреля 1922 года произошло изъятие церковных ценностей из
27
Смоленского римско-католического костела27. По факту изъятия ценностей из костела был составлен акт следующего содержания: «1922 года Апреля 24 дня, мы нижеподписавшиеся, с одной стороны, Члены Комиссии по изъятию ценностей Владислав Оржеховский, с другой стороны, Представители верующих католиков Адам Флоровский, Андрей Шавелло и Иван Следзовский, при участии Настоятеля Смоленского Католического Костела Ксендза Хризогона Пржемоцкого составили настоящий акт о нижеследующем: Во исполнение постановления ВЦИК от 23 февраля с/г., объявленного в газете Известия «ВЦИК» за № 46 и 47 и руководствуясь инструкцией ЦеКа ПОМГОЛ
22 Гавриленкова Е.П. «До свидания, Слобода!»: (очерки истории Слободы - пос. Пржевальское). Смоленск, 2007. С. 172.
23 Там же.
24 Каржанский Н.С. Процесс Смоленских церковников. 1-24 августа 1922 г. С. 176.
25 Там же. С. 177.
26 Там же. С. 178.
27 ГАСО. Ф. Р.-161. Оп. 1. Д. 1908. Л. 73.
и наказом Губисполкома об изъятии ценностей в пользу голодающих Поволжья постановили изъять следующие серебряные ценности: Восемьдесят четыре жертвы от прихожан «получивших исцеление» разных видов. Все
вышеуказанные вещи завязаны и запечатаны сургучной печатью Отдела
28
Управления Смолгубисполкома, для предоставления по назначению» .
Процесс изъятия ценностей в римско-католическом костеле получил продолжение менее чем через два года. 4 января 1924 года было издано постановление по поводу сокрытия церковных ценностей ксендзом
29
Смоленского римско-католического костела Хризогоном Пржемоцким . Особое внимание в постановлении уделялось иконе Божьей Матери, которая была скрыта от советских властей.
7 января 1924 года заместитель начальника СГО ОГПУ и начальник СО Шишков направил на имя заместителя заведующего губернским административным отделом Орлова секретное письмо следующего содержания (приведем выдержку): «Препровождая при этом, копию постановления относительно ксендза Римско-Католического костела Пржемоцкого Смолгуботдел ОГПУ просит назначить Комиссию, согласно этого постановления, для фактической проверки описи церковных ценностей Костела в момент изъятия ценностей и в настоящее время. Если в момент этой проверки окажется, что опись ценных предметов численно превышает опись, представленную Советом костела во время изъятия церковных ценностей, то необходимо о каждом отдельном предмете, оказавшемся сверх описи изъятия затребовать объяснение ксендза: когда, при каких обстоятельствах и от кого поступил означенный предмет - занося эти объяснения в протоколы
30
проверки» . Отдельно было сказано об иконе: «О иконе, указанной в постановлении, взятой недавно ксендзом от гр-на Волиша, должен быть составлен отдельный акт (на этой иконе согласно материалов дознания имеется
31
багажная надпись: «осторожнее икона»)» .
Рассмотрение данного дела завершилось обвинением ксендза Х. Пржемоцкого в сокрытии и хранении церковных ценностей. И все же в дальнейшем было принято решение о прекращении дела за недостаточностью
32
собранных доказательств .
Следует заметить, что изъятие ценностей из костелов Смоленской губернии, в том числе в Вяземском и Рославльском костелах, проходило мирно,
33
как отмечает исследователь католицизма на Смоленщине А. Гурзов .
28 Там же. Л. 10.
29 ГАСО. Ф. Р.-161. Оп. 1. Д. 1102. Л. 54.
30 Там же. Л. 53.
31 Там же.
32 Илькевич Н.Н. «Душа костела». Штрихи к биографии Хризогона Пржемоцкого. Издание второе, стереотипное. Смоленск, 2003. С. 12.
33 Гурзов А.И. Смоленский католический деканат в начале XX века. С. 71. Об этом же говорит А. М. Иванов относительно изъятия ценностей из Вяземского костела (См.: Иванов А.М. Религиозные святыни Вязьмы: прошлое, настоящее, будущее. Справочник. Смоленск, 2010. С. 73-74).
Относительно изъятия ценностей из смоленской евангелическо-лютеранской кирхи известно, что, согласно найденной среди архивных документов описи, сделанной ещё 23 апреля 1921 года, могли быть изъяты три серебряные чаши, одно серебряное блюдечко и, возможно, 2 бронзовых малых подсвечника и одна бронзовая люстра. Остальные предметы и имущество из 46 пунктов описи не представляли особой ценности с точки зрения декрета Советской власти (старая мебель, ковры, старые дорожки, старый кусочек красного сукна, старые медные подсвечники, старые стулья, столики, старые шкафы и т.д. - А.Г.)34.
Подводя итог, отметим, что изъятие ценностей из храмов Смоленской губернии разных конфессий происходило различными путями. Убранство православных храмов было более богатым, чем убранство католических костелов и лютеранской кирхи. В тоже время изъятие ценностей в одних случаях происходило мирно, спокойно со стороны верующих, в других случаях оказывалось сопротивление властям. Община Свято-Успенского кафедрального собора Смоленска не смогла смириться с тем, что у главной святыни Смоленщины изымают предметы утвари, которые использовались в том числе в богослужебных целях. Значительную роль в обострении ситуации стали люди с неопределенной религиозной позицией, которые составили наиболее агрессивное крыло протестантов. Так, недостаточно изучен вопрос о социально-экономической подоплеке выступления. Учитывая сложную ситуацию в экономике страны, низкий уровень жизни значительных слоев населения, можно предположить, что подобные выступления использовались рядом лиц и в политических целях. Этот вопрос требует более детального изучения в рамках не только Смоленского, но и иных регионов СССР.
34 ГАСО. Ф. 204. Оп. 1. Д. 61. Л. 45 об.-46 об.
Источники
1. Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. Р.-161. Оп. 1. Д. 1102.
2. ГАСО. Ф. Р.-161. Оп. 1. Д. 1477.
3. ГАСО. Ф. Р.-161. Оп. 1. Д. 1908.
4. ГАСО. Ф. 204. Оп. 1. Д. 61.
Литература
5. Акты Святейшего Патриарха и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. 1917-1943. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Институт, 1994.
6. Гавриленков А.Ф. Положение римско-католической церкви в Смоленской (западной) области в 20-30-е годы XX века // Материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию возобновления деятельности Смоленского римско-католического прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Смоленск: «Годы», 2007. С. 209-214.
7. Гавриленкова Е.П. «До свидания, Слобода!»: (очерки истории Слободы - пос. Пржевальское). Смоленск: Смоленская гор. тип., 2007.
8. Голинков Д.Л. Крушение антисоветского подполья в СССР. Кн. 2. М.: Политиздат, 1986.
9. Гурзов А.И. Смоленский католический деканат в начале XX века // Социальные трансформации (Выпуск 8): Трансформация религиозного сознания и изменение социального статуса религиозных объединений в постсоветский период. Смоленск: СГПУ, 2004. С. 62-75.
10. Иванов А.М. Религиозные святыни города Вязьмы: прошлое, настоящее, будущее. Справочник. Смоленск: б. и., 2010.
11. Илькевич Н.Н. «Душа костела». Штрихи к биографии Хризогона Пржемоцкого. Издание второе, стереотипное. Смоленск: Годы, 2003.
12. Илькевич Н.Н. Маленькая страница большой войны с собственным народом // Край Смоленский. 1994. № 6. С. 42-55.
13. Каиль М.В. Власть и православные верующие в российской провинции начала 1920-х годов. Смоленск: СмолГУ, 2008.
14. Каиль М.В. Православная церковь и верующие Смоленской епархии в годы революций и гражданской войны: государственно-церковные отношения и внутриконфессиональные процессы. М.: Издательство Ипполитова, 2010.
15. Каржанский Н.С. Процесс Смоленских церковников. 1-24 августа 1922 г. Смоленск: Свиток, 2008.
16. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 54. М.: Государственное издательство политической литературы, 1965.
17. Урбанович Г., прот. Церковь и советская власть в Смоленске в 20-е годы XX века (по материалам смоленских архивов). Смоленск: Смоленская Православная Духовная Семинария, 2012.
18. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1921 год. М.: Управление делами Совнаркома СССР, 1944.
19. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1922 год. М.: Управление делами Совнаркома СССР, 1950.
Gavrilenkov Alexey Fedorovich Military Academy of Military Air Defense of the Armed Forces of the Russian Federation
On the issue of the seizure of Church valuables in the Smolensk province in 1922
Abstract: In 1922, in Soviet Russia, a seizure of valuables took place which was connected with the assistance to the starving provinces, whose population was in a grave situation. The State power issued a number of legislative acts, according to which the seizure of valuables subsequently took place. In doing so, the Soviet state seized from religious organizations what constituted luxury items and on condition that the withdrawal did not violate the administration of worship. Nevertheless, the withdrawal was met by believers in different ways. For instance, on the territory of the Smolensk province, in the county towns, Orthodox believers did not resist the authorities and gave away the valuables. In Smolensk, the believers of the Holy Dormition Cathedral resisted the authorities. The seizure of valuables in the Roman Catholic churches of the province and in the Evangelical Lutheran church of Smolensk took place peacefully.
Keywords: famine relief; church valuables; seizure of valuables; resistance of the population; Smolensk province; Orthodox churches; Roman Catholic churches; Evangelical Lutheran church.
Akty Sviateishego Patriarkha i pozdneishie dokumenty o preemstve vysshei tserkovnoi vlasti. 1917-1943 [Acts of His Holiness the Patriarch and later documents on the succession of the highest ecclesiastical authority. 1917-1943]. Moscow, 1994.
Gavrilenkov A.F. 2007. Polozhenie rimsko-katolicheskoi tserkvi v Smolenskoi (zapadnoi) oblasti v 20-30-e gody XX veka [The position of the Roman Catholic Church in the Smolensk (western) region in the 20-30s of the XX century]. Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii, posviashchennoi 15-letiiu vozobnovleniia deiatel'nosti Smolenskogo rimsko-katolicheskogo prikhoda Neporochnogo Zachatiia Presviatoi Devy Marii [Materials of the scientific-practical conference dedicated to the 15th anniversary of the resumption of the activities of the Smolensk Roman Catholic parish of the Immaculate Conception of the Blessed Virgin Mary]. Smolensk, 2007, pp. 209-214.
Gavrilenkova E.P. «Do svidaniia, Sloboda!»: (ocherki istorii Slobody - pos. Przheval'skoe) [«Goodbye, Sloboda!»: (Essays on the history of Sloboda - the village of Przhevalskoe)]. Smolensk, 2007.
Golinkov D.L. Krushenie antisovetskogo podpol'ia v SSSR [The collapse of the anti-Soviet underground in the USSR]. Moscow, 1986.
Gurzov A.I. Smolenskii katolicheskii dekanat v nachale XX veka [Smolensk Catholic Deanery at the Beginning of the 20th Century]. Sotsial'nye transformatsii (Vypusk 8): Transformatsiia religioznogo soznaniia i izmenenie sotsial'nogo statusa religioznykh ob"edinenii v postsovetskii period [Social Transformations (Issue 8): Transformation of Religious Consciousness and Changes in the Social Status of Religious Associations in the Post-Soviet Period]. Smolensk, 2004, book 2, pp. 62-75.
Ivanov A.M. Religioznye sviatyni goroda Viaz'my: proshloe, nastoiashchee, budushchee. Spravochnik [Religious shrines of the city of Vyazma: past, present, future. Directory]. Smolensk, 2010.
Il'kevich N.N. «Dusha kostela». Shtrikhi k biografii Khrizogona Przhemotskogo. Izdanie vtoroe, stereotipnoe [«The soul of the church». Strokes for the biography of Chrysogonus Przhemocki. Second edition, stereotyped]. Smolensk, 2003.
Il'kevich N.N. Malen'kaia stranitsa bol'shoi voiny s sobstvennym narodom [A small page of a big war with its own people]. Krai Smolenskii - Smolensky Krai, 1994, no. 6, pp. 42-55.
Kail' M.V. Vlast' i pravoslavnye veruiushchie v rossiiskoi provintsii nachala 1920-kh godov [Power and Orthodox believers in the Russian provinces in the early 1920s]. Smolensk, 2008.
Kail' M.V. Pravoslavnaia tserkov' i veruiushchie Smolenskoi eparkhii v gody revoliutsii i grazhdanskoi voiny: gosudarstvenno-tserkovnye otnosheniia i vnutrikonfessional'nye protsessy [Kail' M.V. Pravoslavnaia tserkov' i veruiushchie Smolenskoi eparkhii v gody revoliutsii i grazhdanskoi voiny: gosudarstvenno-tserkovnye otnosheniia i vnutrikonfessional'nye protsessy]. Moscow, 2010.
Karzhanskii N.S. Protsess Smolenskikh tserkovnikov. 1-24 avgusta 1922 g. [The trial of the Smolensk churchmen. 1-24 August 1922]. Smolensk, 2008.
Lenin V.I. Polnoe sobranie sochinenii [Full composition of writings]. Moscow, 1965, vol. 54.
Urbanovich G., prot. Tserkov' i sovetskaia vlast' v Smolenske v 20-e gody XX veka (po materialam smolenskikh arkhivov) [Church and Soviet power in Smolensk in the 20s of the XX century (based on materials from the Smolensk archives)]. Smolensk, 2012.
Sobranie uzakonenii i rasporiazhenii pravitel'stva za 1921 god [Collection of legalizations and orders of the government for 1921]. Moscow, 1944.
Sobranie uzakonenii i rasporiazhenii pravitel'stva za 1922 god [Collection of legalizations and orders of the government for 1922]. Moscow, 1950.