Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ВЛИЯНИЯ ШУМА НА ОРГАНИЗМ'

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ВЛИЯНИЯ ШУМА НА ОРГАНИЗМ Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
135
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ВЛИЯНИЯ ШУМА НА ОРГАНИЗМ»

Шкала стандартов

Номер стандарта

1 2 3 4 5 6 7 8

Стандартный раствор (в мл) Бензол (в мл)......... Содержание гипериза (в мкг) 0,05 2,95 0,05 0,1 2,9 0,1 0,2 2,8 0,2 0,4 2,6 0,4 0,6 2,4 0,6 0,8 2,2 0,8 1,0 2,0 1,0 1,5 1,5 1,5

лено, что в объеме 3 мл раствора в интервале концентрации 0,05—1,5 мкг соблюдается подчинение закону Бера.

В связи с тем что положенная в основу изложенного метода реакция очень чувствительна к следам перекисных соединений, градуировочный график периодически необходимо проверять. Все пробирки с притертыми пробками и делительные воронки должны быть одинаковыми по размеру, а их объем должен незначительно превышать объем бензола с реактивом.

Воспроизводимость результатов проверена на ряде проб с предварительным внесением гипериза. Ошибка определения составляет ±10%.

Для исследования воздушной среды в течение 30 мин. протягивают воздух со скоростью 12 л/час через поглотитель Петри, заполненный 3 мл бензола.

Для проверки полноты поглощения паров гипериза в бензоле был поставлен следующий эксперимент. В спаренный эксикатор на 12 л помещали каплю гипериза и через него протягивали воздух со скоростью 12 л/час в течение 2 часов. Поглощение паров осуществляли в 2 последовательно соединенных поглотителях Петри. Раздельный анализ бензола показал, что во втором поглотителе гипериз отсутствует.

ЛИТЕРАТУРА

Б ы х о в с к а я М. С., Гинзбург С. Л., X а л и з о ва О. Д. Методы определения вредных веществ в воздухе. М., 1966. —Губе н-В е й л ь. Методы органической химии. М., 1967. — Файгель Ф. Капельный анализ органических веществ. М., 1962.

Поступила 22/1 1968 г.

ОБЗОРЫ

УДК 613.644 +612.014.45

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ВЛИЯНИЯ ШУМА НА ОРГАНИЗМ

Проф. Е. Ц. Андреева-Галанина, канд. мед. наук С. В. Алексеев, канд. техн. наук Ю. М. Ильяигук, А. В. Кадыскин

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт и Ленинградский институт охраны труда ВЦСПС

Развитие городов, интенсивный рост промышленности, увеличение скоростей транспорта и широкая механизация сельского хозяйства ведут к появлению все более интенсивного шума, вредное действие которого

привлекает внимание специалистов всех стран. Первым этапом изучения шумовой патологии явилось определение действия шума как специфического раздражителя на функциональное состояние слухового анализатора. Этому вопросу в нашей стране и за рубежом посвящено много работ, показавших, что под влиянием шума развивается профессиональная тугоухость и глухота. Некоторые авторы отмечают зависимость развития профессиональной тугоухости и глухоты от параметров шума и времени его воздействия, стажа работы и индивидуальной чувствительности людей <Е. Ц. Андреева-Галанина, 1957, 1964; Т. А. Орлова; А. А. Аркадьевс-кий; М. Л. Хаймович). В связи с этим потребовалось ограничить уровни шума, воздействующего на работающих.

Первым в мире законодательным ограничением вредного действия производственного шума на работающих явились Временные санитарные нормы и правила по ограничению шума на производстве № 205-56, которые определили допустимый уровень звукового давления в зависимости от частотного состава шума. Многочисленными исследованиями показано, что вредное действие шума определяется не только уровнем звукового давления и частотным спектром, но также временем воздействия шума и его временными характеристиками. Таким образом, возникает необходимость учета в нормах и этих факторов. Поскольку, однако, уровень интенсивности шума и частотный спектр являются основными параметрами, остальные могут быть учтены в виде соответствующих поправок к основным нормам.

В течение ряда лет после появления Временных санитарных норм и правил по ограничению шума на производстве № 205-56 в различных странах был предложен ряд нормативных кривых допустимых параметров шума, которые неизменно строились в виде предельных спектров (Kryter; Beranek; Stevens; Liibcke, и др.). Международная организация по стандартизации (ИСО) оформила эти нормы в виде рекомендаций, которые после принятия их Советским Союзом вошли в санитарные нормы ОН-245-63. С учетом опыта первых советских норм в нормах, рекомендованных ИСО и ОН-245-63, представлены дифференцированные требования к характеристикам шума в различных помещениях. Следует отметить, что новые рекомендации имеют ряд положительных моментов. В частности, нормирование уровней звукового давления в октавных полосах позволяет выяснить, в какой части спектра и наскольки превышены нормы в том или ином помещении, а также определить степень необходимых мероприятий по борьбе с вредным действием шума.

Для плодотворной и эффективной организации борьбы с вредным влиянием шума на организм человека нужна интенсивная исследовательская работа с целью изучения возникающей в организме шумовой патологии и механизма нарушений, на основе чего можно разработать гигиенически обоснованные нормы, а также мероприятия по уменьшению вредного шумового воздействия и добиться ликвидации его последствий. Становится ясным, что борьба с шумом сейчас—это не только важная техническая и сложная гигиеническая, но и насущная социальная проблема, нуждающаяся в серьезном внимании и скорейшем разрешении. Конечной целью всех исследований в этом направлении является создание оптимальных условий как для работающих на производстве, так и в быту. Однако наиболее качественное разрешение этой проблемы возможно только при комплексной работе инженерно-технического персонала, экономистов и специалистов-медиков.

Несходство нормативных кривых, предложенных различными авторами, можно объяснить прежде всего тем, что они построены на основании исследований, проводимых в неодинаковых производственных, экспериментальных и клинических условиях. Следует отметить также, что все предельные спектры шума строились в основном по действию его на функциональное состояние слухового анализатора без учета влияния шу-

ма на другие системы и функции организма и в первую очередь центральную нервную систему.

Работы в этом направлении позволили одному из авторов этой статьи (Е. Ц. Андреева-Галанина, 1957), обратив внимание на симптомокомплекс, наблюдающийся при шумовом воздействии, выделить его в отдельную нозологическую единицу — шумовую болезнь. С той поры во многих институтах и лабораториях велось и ведется деятельное изучение шумовой патологии, разрабатываются меры ее профилактики. В частности, на проходившей в 1966 г. в Донецке 111 научно-практической конференции по вибрационной и шумовой болезням и их профилактике большое количество докладов было посвящено шумовой патологии, а в Челябинске на совещании по борьбе с шумами и вибрациями методами строительной акустики (июнь 1966 г.) было внесено много ценных предложений, касавшихся изменения конструкции машин, звукоизоляции и звукопоглощения в целях снижения вредного действия шума на организм человека.

В настоящей статье представлены результаты изучения шумовой патологии у рабочих, подвергающихся воздействию интенсивного шума в различных производствах. Для оценки действия различных параметров шума на организм проводились исследования в условиях производства, клиники и эксперимента.

Исследования у рабочих гвоздильных цехов, где интенсивность шума была в пределах 97—106 дб (М. Л. Хаймович), выявили чрезвычайно высокую чувствительность центральной нервной системы к шумовому воздействию. Было отмечено, что изменения в центральной нервной системе наступают значительно раньше развития нарушений в слуховом анализаторе и протекают по типу вегетативной дисфункции, астено-невро-тических или астенических синдромов.

В клинико-экспериментальной работе Г. 3. Думкиной1 изучен шумовой фактор в автоматно-револьверном цехе и определено его влияние на организм работающих. Показано, что при общем уровне шума на револьверном участке 82—87 дб у определенной части револьверщиков и автоматчиков обнаруживаются функциональные нарушения нервной системы по типу астено-вегетативного синдрома, степень выраженности и частота которого возрастает по мере увеличения интенсивности шума и стажа работы в условиях его воздействия. Результаты динамического изучения слуховой чувствительности выявили временное снижение остроты слуха, более постоянно возникающее в диапазоне высоких частот. Автор справедливо делает заключение о необходимости оздоровления условий труда, даже несмотря на то, что генерируемый револьверными станками и автоматами шум не превышает существенно допустимого уровня.

Проводя физиолого-гигиеническую оценку шума при штамповочных работах, Е. Б. Резников2 установил, что шум на рабочих местах штамповщиц классифицируется как импульсный и высокочастотный, неблагоприятное действие (94—103 дб, импульс 109—129 дб) которого зависит от его интенсивности и длительности, а также от исходного функционального состояния организма рабочих.

Шум при испытании электрических машин Н. Т. Свистунов относит к высокочастотным с максимумом звуковой энергии на частотах 1250 и 2500 гц с общим уровнем в зависимости от типа машин 94—120 дб. При обследовании 101 испытателя, работающего в этих условиях, автор показал, что шум с общим уровнем 94—120 дб вызывает падение концентрации внимания, увеличение латентного периода условнодвигательной реакции. При этом субъективные расстройства находятся в прямой зависимости от стажа работы в данных условиях.

1 Автореферат кандидатской диссертации, 1966.

2 Там же.

Экспериментальные исследования людей были проведены на кафедре в специально созданной звукозаглушенной камере. Камера оборудована современной аппаратурой, воспроизводящей и анализирующей шум. До последнего времени в литературе почти не нашел отражения вопрос о влиянии на организм октавных полос шума и действии его в зависимости от максимума звуковой энергии на определенной частоте. Исследования С. В. Алексеева, проведенные в этом направлении, с комплексной оценкой влияния шума на функциональное состояние центральной нервной системы, слуховой анализатор и сердечно-сосудистую систему выявили прямую зависимость изменений в названных системах от частотного состава воздействующего шума, его интенсивности и ширины полосы, а также индивидуальной чувствительности людей. При этом автор подтвердил интересную закономерность — максимум снижения слуховой чувствительности при воздействии октавных полос шума выпадает на тон, лежащий на полоктавы выше воздействующей полосы.

До настоящего времени основное внимание исследователей сосредоточивалось на физиолого-гигиенической оценке действия стабильных шумов. Что касается нестабильных, в частности импульсных, шумов то изучение их с этой точки зрения началось лишь в последние годы, хотя оборудование, генерирующее импульсный шум, широко распространено в промышленности (штамповочные прессы, ткацкие, гвоздильные станки и т. д.). Выполненные Г. А. Суворовым исследования у людей, подвергающихся экспериментальному воздействию импульсного шума, установили прямую зависимость функционального состояния организма от физической характеристики шума. Действие на организм импульсного шума, помимо интенсивности и частотной характеристики, определяется такими его параметрами, как повторяемость в единицу времени (периодичность), длительность (скважность) и форма импульсов. Показано, что импульсный шум с частотой следования 30, 60, 1000 и 1500 импульсов в минуту и интенсивностью 80 дб оказывает более неблагоприятное утомляющее действие на организм, чем аналогичный по энергии стабильный шум.

Изучение влияния различных параметров шума на организм подтверждает наше мнение о необходимости изучения шума как фактора, вызывающего шумовую болезнь. Мы имеем основание говорить, что шумовая болезнь — это заболевание всего организма, симптомокомплекс которой складывается из поражения нервной системы, слухового анализатора, глубоких обменных и функциональных нарушений во всех системах организма. Вариабельность ее проявлений обусловлена разнообразием характеристик и параметров воздействующего на организм шума.

Высказанное мнение заставило одну из нас (Е. Ц. Андреева-Галанина) в соавторстве с В. Г. Артамоновой в свое время (1964) обратиться к вопросу о глубине поражения центральной нервной системы, вовлечении различных отделов ее в развитие патологических сдвигов, что в конечном итоге должно пролить свет на механизм наблюдающихся нарушений. В этом же направлении проведено исследование одним из авторов настоящей статьи (А. В. Ка-дыскин). Использование метода регистрации биоэлектрической активности мозговых структур при шумовом воздействии дало возможность обнаружить фазовые явления в головном мозгу, степень выраженности которых зависит как от параметров шума, так и от длительности пребывания при его воздействии. Обнаруженные нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем подтвердили электрофизиологические данные о нарушении основных нервных процессов и о развитии, по-видимому, стойкого торможения в центральной нервной системе.

Проведенные нами исследования в указанных 3 направлениях убедительно показывают необходимость разработки и организации действенных мер профилактики шумовой патологии. Несмотря на то что изучение шума на производстве и разработка мероприятий по борьбе ведутся многие десятки лет, проблема эта до сих пор далека от полного разрешения. Как

известно, техника беспрерывно развивается, создается мощное и высокопроизводительное оборудование с большими скоростями, что сопряжено с увеличением динамических усилий в агрегатах и возрастанием вибрации высоких частот, передаваемой в пространство и воспринимаемой работающим через слуховой аппарат. Конструирование нового производительного оборудования происходит непрерывно. Увеличением точности обработки и балансировки деталей удается ослабить вибрацию до некоторого минимума, но устранить ее полностью невозможно. Поэтому прибегают к другим техническим мерам борьбы с шумом. Наиболее перспективным является создание конструкций, в которых предусматривалось бы максимально возможное снижение акустической мощности. В этом отношении многое сделано лабораторией шумоглушения Ленинградского института охраны труда (ЛИОТ). Так, были разработаны и внедрены на заводах глушители шума ударного происхождения, вызываемого автоматно-револь-верными и рихтовальными станками, голтовочными барабанами и др. В течение ряда лет разрабатывалась конструкция глушителей шума крутильных веретен комбинатов искусственного волокна, в настоящее время они переданы заводу-изготовителю. Это сделает условия труда безвредными и предупредит развитие патологии, вызванной воздействием шума высоких частот и большой интенсивности. Разработаны и реализованы на ряде заводов глушители шума поршневых компрессоров большой мощности, а также мощный глушитель выхлопа судовых дизелей на испытательных станциях, что избавило не только специалистов этих станций, но и жителей микрорайона от шума испытательных стендов.

Особо следует отметить разработку мероприятий по борьбе с шумом счетно-вычислительных машин, установленных на машиносчетных станциях заводов, предприятий и в научно-исследовательских институтах, в большинстве случаев излучающих высокочастотный шум с уровнем, превышающим гигиенические нормативы для помещений, в которых производится работа, требующая значительного умственного напряжения. Многое сделала для решения этой проблемы лаборатория шумоглушения ЛИОТ. Ею создан комплекс мер ослабления шума на машиносчетных станциях. Речь идет прежде всего об ослаблении шума в источнике его образования и, во-вторых, об ослаблении шума в помещении с помощью звукопоглотителей (Б. П. Савич). Звукопоглощающая облицовка в последующем была применена на промышленных предприятиях для снижения шума в больших цехах.

На ряде предприятий Ленинграда установлены звукоизолированные заглушенные кабины для вибростендов, пневмообрубки литья, для завода железобетонных изделий «Баррикада» (цех труб высокого давления), созданы звукоизолированные кабины с целью испытания мощных пневматических переключателей для линии электропередач, чем удается добиться локализации шума, предупредить его воздействие на остальных людей, не контактирующих с этими установками. Разработаны и внедрены типовые конструкции шумозаглушающих устройств холодильных установок, конструкции реверберационных камер для измерения акустической мощности различных изделий: дросселей люминесцентных ламп, синхронных камер (Ленфильм) и др. Начинает шире применяться звукопоглощающая облицовка, разработанная лабораторией шумоглушения. В зависимости от типа применяемого заглушающего устройства удается снизить уровень шума на 10 дб и более. Эффективная звукопоглощающая облицовка и плавающие полы разработаны для ткацких цехов.

Бесспорно, проблема борьбы с шумом является в ряде случаев сложной, но отнюдь не неразрешимой.

Современная техника располагает достаточно эффективными средствами предупреждения шума. К сожалению, они далеко не всегда используются: нередко выпускается оборудование, не удовлетворяющее гигиеническим требованиям и подлежащее реконструкции. Идеалом является осущест-

вление предупредительного санитарного надзора за создаваемым оборудованием.

Глубокая физиолого-гигиеническая оценка влияния на организм различных параметров шума и квалифицированная разработка профилактических мероприятий дадут возможность предупредить неблагоприятные последствия шумового воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев С. В.В кн.: Борьба с шумом в Ленинграде. Л., 1964, с. 13.— Андрее-в а-Г аланина Е.Ц. Внедрение новой технологии в производство и задачи гигиены труда. Кемерово, 1964.— Аркадьевский А. А. Гиг. и сан., 1960, № 9, с. 21. — К а д ы с к и н А. В. В кн.: Материалы 3-й научно-практической конференции, посвящ. вибрационной, шумовой болезням и их профилактике. Донецк, 1965, с. 27.—О р л о в а Т. А. Проблема борьбы с шумом на промышленных предприятиях. М., 1965,—С в истуновН. Т. В кн.: Материалы 27-й отчетно-научной конференции аспирантов и клинических ординаторов Ленинградск. санитарно-гигиенического мед. ин-та. Л., 1964, с. 160.— Суворов Г. А. В кн.: Борьба с шумом в Ленинграде. Л., 1964, с. 7. — X а й м о в и ч М. Л. Гиг. и сан., 1960, № 9, с. 32. — В е г а п е k L. L., Noise Reduction. New York, 1960. — К г y t e г К- D., Control., 1957, v. 3, N 6, p. 14. —• L ü b с к e E., Zur Geräuschmessung. Freguenz, 1958, Bd 12, S. 209. — S t e v e n s S. S., J. Acoust. Soc. Am., 1961, v. 33, p. 577.

Поступила 31/X 1967 r.

ЗА РУБЕЖОМ

УДК 614.73:[546.42.02.90 +548.36.02.137] (437)

ЗАГРЯЗНЕННОСТЬ НЕКОТОРЫХ ОБЪЕКТОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В ЗАПАДНОЙ СЛОВАКИИ

Ш. Чупка, М. Петрашова, И. Царах Областная санэпидстанция, Братислава, ЧССР

В связи со строительством в Западной Словакии атомной электростанции возникла необходимость изучить в данной местности радиоактивный фон, обусловленный глобальными выпадениями продуктов ядерных взрывов. На основании анализа полученных результатов предпринята также попытка установить связь между плотностью радиоактивных выпадений и уровнями загрязнения почвы, растительности и некоторых продуктов питания. Наблюдения проводились с 1962 по 1967 г.

Оседающие радиоактивные частицы отбирались нами вместе с атмосферными осадками с месячными интервалами. Для отбора проб использовались кюветы площадью 314 см2. С уменьшением плотности радиоактивных выпадений площадь кюветы увеличилась до 5000 см2. Из параллельных проб радиохимическим анализом были выделены радиостронций (Г. А. Середа; А. К- Лаврухина с соавторами) и радиоцезий (Уата§а1а; 2ЬогП и Тгпоуес). Ошибка измерений колебалась в пределах 10—15%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.