20
PSYCHOLOGICAL SCIENCES / <<ШУШетУМ~^©У©Ма1>>#22(174)),2©2©
УДК: 159.99
Асмаловская О.А..
Бобровникова Н. С.
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
DOI: 10.24411/2520-6990-2020-12130 К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЯ К БУЛЛИНГУ ПЕДАГОГОВ
Asmalouskaya O. A.
Bobrovnikova N.S.
Tula state pedagogical University. L. N. Tolstoy
ON THE ISSUE OF STUDYING THE PECULIARITIES OF TEACHERS ' ATTITUDE TO BULLYING
Аннотация.
В статье представлен анализ мнений современных преподавателей о социально-опасном феномене «буллинг». Данное исследование выявило, что личное отношение преподавателей к проблеме буллинга может иметь свои особенности и зависит от опыта участия в структуре феномена. Педагоги, принимающие какое-либо участие в буллинге имеют хорошо выраженную компонентную составляющую (когнитивную, поведенческую, эмоциональную). Не имеющие опыта участия в буллинговых структурах педагоги - к феномену относятся нейтрально.
Abstract.
The article presents an analysis of the opinions of modern teachers about the socially dangerous phenomenon of "bullying". This study revealed that the personal attitude of teachers to the problem of bullying may have its own characteristics and depends on the experience of participation in the structure of the phenomenon. Teachers who take part in bowling have a well-defined component component (cognitive, behavioral, emotional). Teachers who have no experience of participating in bullying structures are neutral about the phenomenon.
Ключевые слова: буллинг, структура, подростковый буллинг, поведенческий компонент, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, жертва, буллер
Keywords: bullying, structure, adolescent bullying, behavioral component, cognitive component, emotional component, victim, Buller
Проблема буллинга в современном мире рассматривалась как часть социализации личности: «не такой как все», «дедовщина», «доминирование» [1, с. 7-19]. Но в конце 20-го столетия феномен буллинга стал вызывать интерес у исследователей. Одним из первых исследователей, предложивших определение феномена, стал Х.Леман: «некая коммуникативная ситуация, способная привести к возникновению психологических и\или физических последствий для жертвы».
Подростковый буллинг имеет широкое распространение в образовательных организациях различных стран. Отечественные исследователи (А.А. Бочавер, К.Д. Хломов) под феноменом понимают «преднамеренное систематическое агрессивное поведение, отличающиеся неравномерностью социальной власти и физической силы» [2, с. 149-159]. Категориальный аппарат системы отношений включает в себя: поведенческий, когнитивный и эмоциональный компоненты. В психолого-педагогическом исследовании мы попытались выяснить, как будут проявляться эти компоненты по отношению к феномену буллинга у педагогов современной образовательной организации. В исследовании приняли участие 83 преподавателя в возрасте от 25 до 55 лет. Для реализации исследования было разработано анкетирование, которое позволило получить сведения о опыте соприкосновения с феноменом. Анализируя полученные данные, мы отметили, что более 65% преподавателей сталкивались
феноменом буллинга, остальные 35% не припомнили подобных проявлений в своем образовательном учреждении, что говорит о хорошей осведомленности о феномене. Иллюстрируя случаи бул-линга педагоги упоминают и прямые и косвенные его проявления. Описывая сам феномен, респонденты чаще всего используют две характеристики: «коллектив-жертва» и «авторитарность-страх». Кроме того, преподаватели хорошо знакомы с последствиями феномена. Стоит отметить, что среди опрошенных была выявлена ролевая структур: 11% отметили, что были жертвами, 21% - выступали буллерами и более 30% респондентов выступали наблюдателями подросткового буллинга. На уточняющие вопросы о принадлежности буллера, мы получили следующие ответы: одноклассники жертвы, сверстники, в некоторых случаях сами преподаватели. Одним из вопросов был вопрос, уточняющий причины проявлений доминантной позиции у самих преподавателей. Основными причинами респонденты выделили: «разговоры за спиной», «сплетни, лож», «ругательства, прозвища», «они слабые или не такие как все». Преподаватели, имеющие опыт позиции «жертвы», основными причинами буллинга выделили: «смешки и обзывательства», «передразнивания». Респонденты, имеющие опыт «наблюдателей» в ситуации буллинга, причинами возникновения феномена называли «перебивания», «крики с обоих сторон», «демонстративность и обесценивание». Таким образом, педагоги, сталкивающиеся с феноменом
<<шушетим-ши©мак>>#22(174)),2©2© / PSYCHOLOGICAL SCIENCES
буллинга, имеющие опыт участия в буллинговой структуре, склонны к выделению особых причин формирования феномена, оценивая проблему только со своей позиции, проецируя при этом свой жизненный и профессиональный опыт.
Наше исследование дало возможность выявить особенности поведения и субъективные оценки педагогами социально-опасного феномена буллинг в своей профессиональной практике. Как уже говорилось ранее, анкета была разделена на блоки, так же и полученные результаты были разделены на две подгруппы: преподаватели, имеющие опыт в ролевой позиции «жертва» и имеющие опыт в роли «буллер». Проанализировав все полученные результаты в ходе исследования, мы сделали вывод, что отношение к феномену буллинга у педагогов напрямую зависит от ролевой позиции в структуре феномена. Преподаватели, имеющие в прошлом отрицательный опыт в роли «жертвы», эмоционально переживают свое отношение к феномену, стремятся привлечь внимание к проблеме, защитить «жертв». Преподаватели, выступающие когда-либо в роли «буллера» отмечают несерьезность самого феномена, не требующего особого внимания.
При статистическом анализе данных были использованы компоненты отношений, а так общее отношение к проблеме буллинга. Анализируя статистические данные, мы пришли к выводу, что респонденты имеющие опыт в роли «жертвы» имеют значительный уровень осознанности, чем те респонденты, которые имеют опыт «буллира».
Исходя из полученных результатов, мы пришли к следующим выводам:
- общее представление педагога о проблеме буллинга в образовательной среде определяется его поведением в проблемной ситуации;
21_
- педагоги, имеющие опыт участия в буллинго-вых структурах, отличаются хорошо выраженной компонентной составляющей личности (когнитивной, поведенческой, эмоциональной);
- педагоги, не имеющие опыта участия в бул-линге отношение к феномену нейтральное.
Таким образом, исследование мнений педагогов образовательных организаций о феномене бул-линга, показывает необходимость дальнейшего изучения особенностей социально-психологической проблемы, с целью разработки психолого-педагогических программы профилактики буллинга в образовательной среде.
Список литературы
1. Баева И.А., Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2005. - Т. 5. - № 12.
- С. 7-19.
2. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013.
- Т. 10. - № 3. - С. 149-159.
3. Теоретико-методические основы деятельности педагога-психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерновоз-растной аспект / под общ. ред. К.С. Шалагиновой. -Тула: Изд-во «ГРИФ и К», 2014. - 237 с.
4. Finkelhor D. The victimization of children and youth: a comprehensive, national survey / D. Finkelhor, R. Ormrod, H. Turner, S.L. Hamby // Child Maltreatment. - 2005. - No 10. - Pp. 5-25.