Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ КОЛЛЕКЦИИ ЗОЛОТНОГО ШИТЬЯ В СОБРАНИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА'

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ КОЛЛЕКЦИИ ЗОЛОТНОГО ШИТЬЯ В СОБРАНИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
72
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ / ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ / БАХЧИСАРАЙСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК / УСЕИН БОДАНИНСКИЙ / CRIMEAN TATARS / GOLD EMBROIDERY / BAKHCHISARAY MUSEUM-PRESERVE / USEIN BODANINSKY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдураманова Сафие Наримановна

В статье представлены краткие промежуточные результаты изучения коллекции золотного шитья в собрании Бахчисарайского музея-заповедника, проводимого в рамках научно-исследовательской работы. Выделено более двух сотен, оформленных золотным шитьем предметов из фондовых групп хранения «Ткани» и «Кожа, дерево, кость» (единичные предметы из кожи, украшенные золотным шитьем). Исследуемые единицы систематизированы автором в зависимости от назначения предмета, определено их процентное соотношение: предметы интерьера, головные уборы, одежда, обувь, аксессуары, предметы караимского культа, разное.186Исследованы и классифицированы вышивальные техники, позволяющие определить приблизительную датировку предмета. Выявлено, что техники шитья «по настилу», «по войлоку» и «по шнуру» являются редкими в музейных предметах - коврах, попонах, походных палатках и встречаются на вещах до середины 18 в. Иногда встречается сочетание из двух и более техник как на одном предмете, так и на конкретном орнаментальном мотиве (например, один растительный мотив «лепесток» выполнен по «пирогу» из войлочного и картонного настила с наслоением хлопчатобумажного шнурка). Упрощенный настил из тонкого картона и бумаги стал применяться с середины 19 в. Эта техника выявлена на большинстве предметов в коллекции Бахчисарайского музея-заповедника. В процессе работы с довоенными инвентарными книгами музея нами выявлены новые типы швов (стамбул мыкълама, серасер мыкълама, серасер букме), терминология которых была утеряна и не применялась. Важные сведения в указанных источниках зафиксированы Усеином Боданинским, первым директором Бахчисарайского дворца-музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE STUDY AND SYSTEMATIZATION OF THE COLLECTION OF GOLD EMBROIDERY IN THE COLLECTION OF THE BAKHCHISARAY MUSEUM-PRESERVE

The article presents brief interim results of studying the collection of gold embroidery in the collection of the Bakhchisaray Museum-Preserve, conducted as part of the research work. More than two hundred items decorated with gold embroidery from the storage groups “Fabrics” and “Leather, wood, bone” (single leather items decorated with gold embroidery) were allocated. The studied units are systematized by the author depending on the purpose of the item, their percentage ratio is determined: interior items, hats, clothes, shoes, accessories, objects of the Karaite cult, miscellaneous.To determine the approximate dating of the subject embroidery techniques are studied and classified. It was revealed that sewing techniques “on the flooring”, “on the felt” and “on the cord” are rare in museum objects - carpets, blankets, camping tents and are found on things until the mid-18th century. Sometimes there is a mix of two or more techniques both on the same subject and on a specific ornamental motif (for example, one floral motif “petal” is made on a “cake” made of felt and cardboard flooring with layering of cotton lace). Simplified flooring made of thin cardboard and paper began to be used from the middle of the 19-th century. This technique was discovered on most objects in the collection of the Bakhchisaray Museum-Preserve. In the process of workingwith the museum's pre-war inventory books, we identified new types of seams (Istanbul myqlama, seraser myqlama, seraser boukme), the terminology of which was lost and has not been applied. Important information in these sources recorded Usein Bodaninsky, the first director of the Bakhchisaray Palace-Museum.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ КОЛЛЕКЦИИ ЗОЛОТНОГО ШИТЬЯ В СОБРАНИИ БАХЧИСАРАЙСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА»

ТАСВИРИЙ АМЕЛИЙ САНАТ-ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Абдураманова Сафие Наримановна1 E_mail: sofiaplus@mail.ru

Аннотация. В статье представлены краткие промежуточные результаты изучения коллекции золотного шитья в собрании Бахчисарайского музея-заповедника, проводимого в рамках научно-исследовательской работы. Выделено более двух сотен, оформленных золотным шитьем предметов из фондовых групп хранения «Ткани» и «Кожа, дерево, кость» (единичные предметы из кожи, украшенные зо-лотным шитьем). Исследуемые единицы систематизированы автором в зависимости от назначения предмета, определено их процентное соотношение: предметы интерьера, головные уборы, одежда, обувь, аксессуары, предметы караимского культа, разное.

Исследованы и классифицированы вышивальные техники, позволяющие определить приблизительную датировку предмета. Выявлено, что техники шитья «по настилу», «по войлоку» и «по шнуру» являются редкими в музейных предметах - коврах, попонах, походных палатках и встречаются на вещах до середины 18 в. Иногда встречается сочетание из двух и более техник как на одном предмете, так и на конкретном орнаментальном мотиве (например, один растительный мотив «лепесток» выполнен по «пирогу» из войлочного и картонного настила с наслоением хлопчатобумажного шнурка). Упрощенный настил из тонкого картона и бумаги стал применяться с середины 19 в. Эта техника выявлена на большинстве предметов в коллекции Бахчисарайского музея-запо-

К вопросу об изучении и систематизации коллекции золотного шитья в собрании Бахчисарайского музея-заповедника

УДК: 746.3. 17.00.04

ведника. В процессе работы с довоенными инвентарными книгами музея нами выявлены новые типы швов (стамбул мыкъ-лама, серасер мыкълама, серасер букме), терминология которых была утеряна и не применялась. Важные сведения в указанных источниках зафиксированы Усеином Боданинским, первым директором Бахчисарайского дворца-музея.

Ключевые слова: крымские татары, золотное шитье, Бахчисарайский музей-заповедник, Усеин Боданинский.

Собрание предметов с золотным шитьем в Бахчисарайском музее-заповеднике насчитывает более 220 единиц. Работа по изучению и систематизации данной коллекции ведется с 2017 года в рамках каталога, издание которого планируется в конце 2020 года.

В соответствии с общепринятой в музейном деле систематизацией, предметы с золотным шитьем относятся к группам хранения «Ткани» (подавляющее большинство предметов) и «Кожа, кость, дерево» (единичные предметы из кожи). Для изучения и каталогизации используется иной подход: предмет необходимо рассмотреть с точки зрения материалов, техник шитья, места и

1 Абдураманова Сафие Наримановна,

старший научный сотрудник Музея истории и культуры крымских татар Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник» (Бахчисарай, Крым)

времени производства, назначения. В процессе работы с предметами нами выделены следующие материалы:

- ткань основы (бархат, атлас, кожа, сукно);

- виды настила (шерсть, шнур, войлок, сукно, картон, бумага);

- основные и вспомогательные нити, пай-етки, канитель, трунцал, бить;

техники:

- мыкълама (золотное шитье «в при-креп»);

- букме (шитье золотным шнуром);

- къаснакъ (тамбурное шитье золотной и шелковой нитью);

- телли, пул, тыртыр, инджи (шитье металлической лентой, пайетками, канителью, жемчугом, бисером) [Чепурина, 1938, с. 38-46].

Техники шитья «по настилу», «по войлоку» и «по шнуру» - одни из самых редких в музейных предметах (ковры, попоны, походные палатки), встречаются на вещах до середины 18 в. Шитьем «по картону» (вторая половина 19 в. и позже) представлено большинство предметов в изучаемой коллекции Бахчисарайского музея-заповедника [Абду-раманова, 2017, с. 135-143];

виды швов:

- прямой гладьевой шов (включает косые и веерообразные стежки);

- шов «в раскол» с точкой (раскол точечный, в прямую или изогнутую линию);

- стамбул мыкълама (техника «высокого» шитья золотом с высоким и объемным настилом);

- серасер мыкълама (типично местная, крымская техника шитья) [Абдураманова, 2017, с. 135-143], узорное шитье, имитирующее дорогую парчовую ткань серасер, которая встречается в судебных книгах 18 века [Биарсланов, с. 302-303].

В зависимости от назначения предмета, выделены следующие группы1:

1. Предметы интерьера (24 % от общего количества)

2. Головные уборы (5 %)

3. Одежда (38 %)

4. Обувь (2 %)

5. Аксессуары (18 %)

6. Предметы караимского культа (6 %)

7. Разное (7%)

В раздел каталога «Предметы интерье-

ра» отнесены предметы, оформленные золотным шитьем мыкълама (шитье «в прикреп» по настилу), серебряной позолоченной лентой тель по настилу, пайетка-ми пул, канителью тыртыр в сочетании с шелковой гладью, аппликацией из сукна, войлока и бархата: ковры настенные намаз-лыкъ, покрывала миндер усту, занавеси перде, чехлы для подушек коше-ястыкъ, ястых-ортусу, ясдык усту, дивар ястыкъ.

Ковры настенные типа намазлыкъ, занавеси, покрывала, чехлы для подушек преимущественно работы турецких мастеров 18 в., выполнены на атласе, сукне, бархате. Шитье мыкълама выполнено высококачественными серебряными с позолотой нитями, пластиной и пайетками. Настил из хлопчатобумажного шнура, войлока, прочесанной шерсти.

В раздел «Головные уборы» вошли фески, их части (навершие тёпелик) и кисти для украшения пускуль. Все предметы датированы 19 - первыми десятилетиями 20 вв. Золотное шитье мыкълама, букме на бархате богато дополнено пайетками, жемчугом, канителью, трунцалом. Кисти пускуль для украшения фески представляют собой сложное узорное плетение из золотных шнуров, крупные кисти на концах (2-3) сплетены из крученых золотных нитей с серебряными пайетками на концах. На наш взгляд, подобные украшения головных уборов изготавливались в городских мастерских по изготовлению басонных изделий. Кроме того, большим спросом пользовались турецкие товары: различные ткани, нити для вышивки, разнообразная галантерея. Имеется упоминание о конфискованных Севастопольской таможней товарах с российского парохода «Владимир», среди которых «30,5 дюжин фесов турецких, 702 кисти к ним» и пр. [Объявления, 1887].

В раздел «Одежда» внесены платья, куртки, жилеты, а также элементы одежды - манжеты, пояса, подвязки для носков. Предметы работы турецких и крымских мастеров 18-п.п. 20 вв., выполнены из бархата, сукна, атласа шамаладжа, тафты. Привлекают внимание манжеты антер къапакъ для женского платья, подвязки для мужских носков чорап бав, пояса, являющиеся аутентичными элементами крымскотатарского повседневного и праздничного костюма.

К вопросу об изучении и систематизации коллекции золотного шитья в собрании Бахчисарайского музея-заповедника

Оформлены шитьем в техниках мыкълама, букме, пул, тыртыр (все шитье выполнено по картонному и бумажному настилу), дополнены золотными галуном, сутажом, шнуром, плетеными пуговками.

Следующий раздел - самый немногочисленный, сюда включена обувь из разных сортов кожи, оформленная золотным шитьем. Две пары обуви из светлого сафьяна (сапожки мест, туфли терлик) выполнены турецкими мастерами 18 (?) в., богато украшены шитьем мыкълама серебряной нитью по картонному настилу. Туфли и сапожки работы крымских мастеров к. 19 - п.п. 20 вв. (всего три пары) из черной более плотной кожи украшены шитьем мыкълама, серасер мыкълама по картонному настилу.

В раздел «Аксессуары» вошли кисеты, футляры для часов, накладные карманы, нагрудное украшение платья, женская сумочка. Предметы работы крымских, румынских (татары-эмигранты) мастеров 19 - п.п. 20 вв. выполнены из бархата и атласа, оформлены золотным шитьем во всех вышеуказанных техниках преимущественно по картонному настилу.

Предметы этой группы богато орнаментированы, выполнены с высоким художественным вкусом, поскольку являлись частью свадебного ритуала, а именно составляли часть докъузлыкъ - подарков невесты жениху. По богатой отделке определялся статус и материальное положение семьи невесты. Так, некоторые предметы оформлены не только шитьем качественной золотной нитью, но жемчугом и даже золотыми турецкими монетами.

Экспонаты группы «Предметы караимского культа» - это алтарные занавеси кена-са, нашивки на чичит, выполнены из бархата и атласа, украшены высококачественным золотным шитьем мыкълама с включениями канители, позолоченной ленты, пайеток.

В заключительный раздел «Разное» вошли разнохарактерные предметы: часть футляра для ножниц, платок-сверток бох-ча, части свадебного полотенца едек яв-лыкъ, шкатулка для украшений, футляр для Корана, чехол для игольной подушечки ине ястычикъ, попона и подушка для седла, кобура для пистолета, фрагменты предметов. Атрибуты свадебного ритуала украшены высококачественным золотным

шитьем мыкълама и серасер мыкълама с канителью, пайетками, включениями цветного шелка и позолоченной ленты.

Собрание золотного шитья было принято в фонды музея-заповедника в довоенный период, коллекция формировалась из имущества ханского дворца, довоенных и послевоенных закупок и дарений, имеет краткое и зачастую несодержательное описание, часто без времени и места изготовления [Эминов, 2017]. Однако необходимо отметить ценнейшие указания на техники, орнаменты, особенности бытования предметов, оставленные первым директором музея Усеином Боданинским [Мусаева, 2007; архив, д. 4; д. 5]. Благодаря этой информации, нами изучены, классифицированы и введены в научный оборот две вышивальные техники, терминология которых не применялась более 70 лет. Целый ряд указанных У. Боданинским технологических и орнаментальных терминов на крымскотатарском языке будет введен в аннотационные тексты по каждому предмету каталога, планируется составление словаря терминов.

Abduramanova Safie Narimanovna.

To the Question of the Study and Systematization of the Collection of Gold

Embroidery in the Collection of the Bakhchisaray Museum-Preserve

Summary. The article presents brief interim results of studying the collection of gold embroidery in the collection of the Bakhchisaray Museum-Preserve, conducted as part of the research work. More than two hundred items decorated with gold embroidery from the storage groups "Fabrics" and "Leather, wood, bone" (single leather items decorated with gold embroidery) were allocated. The studied units are systematized by the author depending on the purpose of the item, their percentage ratio is determined: interior items, hats, clothes, shoes, accessories, objects of the Karaite cult, miscellaneous.

To determine the approximate dating of the subject embroidery techniques are studied and classified. It was revealed that sewing techniques "on the flooring", "on the felt" and "on the cord" are rare in museum objects -carpets, blankets, camping tents and are found on things until the mid-18th century. Sometimes

there is a mix of two or more techniques both on the same subject and on a specific ornamental motif (for example, one floral motif "petal" is made on a "cake" made of felt and cardboard flooring with layering of cotton lace). Simplified flooring made of thin cardboard and paper began to be used from the middle of the 19-th century. This technique was discovered on most objects in the collection of the Bakhchisaray Museum-Preserve. In the process of working

with the museum's pre-war inventory books, we identified new types of seams (Istanbul myqlama, seraser myqlama, seraser boukme), the terminology of which was lost and has not been applied. Important information in these sources recorded Usein Bodaninsky, the first director of the Bakhchisaray Palace-Museum.

Keywords: Crimean Tatars, gold embroidery, Bakhchisaray Museum-Preserve, Usein Bodaninsky.

Литература:

1. Архив ГБУ РК БИКАМЗ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 4.

2. Архив ГБУ РК БИКАМЗ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 5.

3. Абдураманова С. О швах «стамбул мыклама», «серасер мыкълама» и «серасер букме» в крымскотатарском золотном шитье // Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры. 2017. Вып. 1 (4). С. 135-143.

4. Биарсланов М. Крымские татары: Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре / авт.-сост. М.А. Араджиони, А.Г. Герцен. Симферополь: Доля, 2005. С. 299308.

5. Мусаева У. Народный учитель: документальный очерк деятельности крымскотатарского просветителя Усеина Боданинского / под ред. А.А. Непомнящего. Симферополь: ОАО «Симферопольская городская типография» (СГТ), 2007. 240 с.

6. Объявления // Терджиман. 1887. № 25.

7. Чепурина П. Орнаментное шитье Крыма. Москва-Ленинград, 1938. 63 с.

8. Эминов Р. Бахчисарайский дворец-музей: история создания и формирования коллекций (1917-1945) / отв. ред. И.В. Зайцев. М.: Фонд «Связь Эпох», 2017. 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.