ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
УДК 94(470+55):327 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-2-192-198
ДЕРЯБИНА С.Р.
К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В СФЕРЕ РОССИЙСКО-ИРАНСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В 2000 ГОДУ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЛИЧНОГО АРХИВА
В.С.ЧЕРНОМЫРДИНА)
Ключевые слова: В.С. Черномырдин, российско-американские отношения, российско-иранское сотрудничество, поставка вооружений, ядерная программа, торгово-экономические отношения, президентские выборы в США.
В статье освещаются события осени 2000 г., связанные с новым этапом военно-технического и торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Исламской Республики Иран, а также с реакцией на это сотрудничество со стороны США. В работе использованы материалы личного архива В.С. Черномырдина, имевшего непосредственное отношение к договоренностям 1995 года между США и Россией, от которых руководство РФ отказалось в 2000 г., вследствие начавшихся в нашей стране изменений, связанных со сменой политического руководства. Автор обращает внимание на то, что изменения в политике России происходили на фоне президентской кампании в США и объективно способствовали победе на выборах республиканцев (соперниками выступали вице-президент в действующей команде демократической партии А. Гор и Дж. Буш-младший от республиканцев).
DERYABINA, SR.
ON THE QUESTION OF CHANGES IN THE SPHERE OF RUSSIAN-IRANIAN COOPERATION IN 2000 (BASED ON MATERIALS OF VS. CHERNOMYRDIN'S PERSONAL ARCHIVE)
Key words: V.S. Chernomyrdin, Russian-American relations, Russian-Iranian cooperation, arms supply, nuclear program, trade and economic relations, US presidential elections.
The article highlights the events of the fall of 2000 related to the new stage of military-technical, trade and economic cooperation between the Russian Federation and the Islamic Republic of Iran, as well as the reaction to this cooperation from the United States. The work uses materials from the personal archive of V.S. Chernomyrdin, who was directly related to the 1995 agreements between the United States and Russia, which the leadership of the Russian Federation abandoned in 2000, due to the changes that began in our country associated with a change in political leadership. The author draws attention to the fact that changes in Russian policy took place against the backdrop of the presidential campaign in the United States and objectively contributed to the victory of the Republicans in the elections (the rivals were the vice president in the current team of the Democratic Party A. Gore and George W. Bush Jr. from the Republicans).
В настоящее время трудно переоценить значение двусторонних отношений России и Ирана как для этих двух государств, так и для перспектив построения многополярного мира с учетом национальных интересов всех участников международных отношений. Важный шаг в этом направлении был сделан в 2000 г., когда новое политическое руководство РФ во главе с В.В. Путиным отказалось от выполнения навязанных ей со стороны США и невыгодных для России ограничений в торговле с Исламской Республикой и приступило к расширению партнерских связей в различных областях, представляющих взаимный интерес.
Проблемы российско-иранского сотрудничества в 90-е гг. находятся в фокусе внимания большого числа исследователей. В частности, под эгидой Института изучения Израиля и Ближнего Востока в 2002 г. был опубликован труд С.М. Задонского «Ядерная программа Ирана и российско-американские отношения», в котором рассматриваются вопросы взаимодействия и противоречий между Россией и США по поводу строительства атомной станции в Бушере, а также характеризуются подходы России к иранской ядерной программе. Автор отмечает, что позиция США по данным вопросам являлась способом давления на нашу страну с целью добиться полного отказа от сотрудничества в научно-технической области с главным, по мнению американских политиков, «государством - изгоем». Автор анализирует отечественные и зарубежные публикации по данной теме, в том числе, связанные с отказом России исполнять договоренности по отказу от поставок вооружения Ирану в период завершения президентской кампании 2000 г. в США [1].
Истории развития российско-иранского сотрудничества в области ядерной энергии 19922006 гг. отражена в статье Н. Тер-Оганова - грузинского историка-ираниста, проживающего в Израиле и являющегося сотрудником Центра иранистики при университете в Тель-Авиве. Он также отмечает давление, которое оказывал президент США Б. Клинтон на своего коллегу Б. Ельцина в вопросах сотрудничества по ядерным технологиям и поставкам вооружений между Россией и Ираном, констатирует, что строительство атомной станции в Бушере и поставки
ядерного топлива в Иран стали источником постоянной тревоги как для администрации демократов, так и пришедших им на смену республиканцев во главе с Дж. Бушем-младшим [2].
В работе специалиста по советско/российско-иранским отношениям Г.Р. Муртазаевой также рассматривается влияние иранской ядерной программы на российско-американские отношения. Автор подчеркивает, что стремление Ирана обладать ядерным оружием спровоцировано агрессивной политикой США в отношении Исламской Республики. Но ее выводы о том, что Россия, совместно с США, должна подвергнуть Иран жесткому прессингу, с целью заставить отказаться от ядерных амбиций, в настоящее время опровергнуты событиями, разворачивающимися на международной арене [3]. Иной точки зрения придерживается Садеги Эльхам Мир Мохаммад, который подчеркивает, что после избрания президентом РФ в мае 2000 г.
B.В. Путина и провозглашения им Концепции внешней политики России открылись новые перспективы российско-иранского сотрудничества в сферах обороны и безопасности [4].
Документальной основой статьи послужили материалы личного архива В.С. Черномырдина, находящиеся в АНО «Музей В.С. Черномырдина» (с. Черный Отрог Саракташского района Оренбургской обл.). К ним относятся информационные и аналитические заметки, а также документы о развитии сотрудничества между РФ и Исламской республикой Иран в 2000 году. Эти документы впервые вводятся в научный оборот.
В июне 1999 г. В.С. Черномырдин выполнил поручение Президента РФ по прекращению вооруженного противостояния в Югославии, связанного с косовским кризисом и бомбардировками территории страны силами НАТО. К сожалению, принятые президентом страны
C. Милошевичем условия поставили Косово под контроль НАТО, что лишний раз доказало внешнеполитическую слабость России на тот период времени. Непонимание путей решения этой проблемы привело Б.Н. Ельцина к отставке с поста главы государства. В мае 2000 г. президентом РФ был избран В.В. Путин, который провозгласил новые подходы к позиционированию России на международной арене. Принятая в июне 2000 г. Концепция внешней политики РФ утвердила главным приоритетом России построение многополярного мира, противопоставленного попыткам силового доминирования США и односторонним силовым акциям в обход Совета Безопасности ООН. В тексте этой Концепции отдельной строкой была отмечена важность развития отношений с Ираном [5].
В.С. Черномырдин в этот период занимал пост председателя Совета директоров ОАО «Газпром» и являлся депутатом Государственной Думы РФ третьего созыва. Но, поскольку в 1995 г. он имел непосредственное отношение к соглашению по Ирану, достигнутому между ним, как Председателем Правительства РФ, и вице-президентом США А. Гором, в его архиве оказались документы, имеющие отношение к возобновлению активных контактов в научно-технической и экономической областях с Ираном осенью 2000 года.
В настоящее время многоплановые отношения Российской Федерации и Исламской республики Иран переживают период существенного подъема, основанного, прежде всего, на солидарной позиции двух стран относительно необходимости построения многополярного мира и безусловного учета национальных интересов всех государств. В 90-е гг., когда, безусловно, доминировал «западный» вектор внешней политики РФ, в двусторонние отношения активно вмешивались США. Это вмешательство нашло свое непосредственное выражение упомянутом выше конфиденциальном соглашении, которое было заключено в 1995 году. Суть соглашения состояла в том, что РФ обязывалась завершить исполнение своих контрактных обязательств в отношении Ирана по поставкам вооружения и военной техники к 31 декабря 1999 г. и далее не заключать новых. В результате этого соглашения Россия понесла очень существенные финансовые потери, как от сворачивания уже существующих совместных проектов с Ираном, так и от отказа от проработки перспективных планов. Военный эксперт И. Коротченко оценил убытки российской стороны от соблюдения этого соглашения в 4 млрд. долларов [6].
В начале 90-х гг. СССР, а затем - РФ поставляли в Иран различную военную технику -самолеты МиГ-29 и СУ-24, ЗРК С-200, БМП-2, танки Т-72М1 и многое другое. В первой половине 90-х среднегодовой доход от этих поставок составлял для России 500 млн. долларов [7]. Особенно большое раздражение у США вызывало строительство АЭС в Бушере, которое было возобновлено в 1995 г. после длительной консервации на основе российско-иранского соглашения о сотрудничестве в сфере использования мирного атома. И в том же 1995 г. американцам удалось
сорвать поставку Ирану центрифуги, с помощью которой, по их опасениям, «государство-изгой» могло бы добиться успеха в овладении атомным оружием. Добившись этой уступки от Ельцина, США не стали распространять на РФ санкции за торговлю оружием с Исламской республикой Иран, добившись от руководства РФ согласия прекратить эту торговлю к концу 1999 года [6].
Тема российско-иранского военно-технического сотрудничества резко актуализировалась в 2000 году - на завершающем этапе президентской предвыборной кампании в США, в которой соперниками выступали вице-президент в действующей команде демократической партии А. Гор и Дж. Буш-младший от республиканцев. 13 октября 2000 г., в газете «Нью-Йорк таймс» была опубликована статья Дж. Бродера под названием «Несмотря на Секретный пакт Гора в 95-м, продажи российского оружия Ирану продолжаются». В ней сообщалось, что детали соглашения в свое время не были доведены до Конгресса США и американской общественности, а также популяризировалось мнение сенатора-республиканца - известного политического «ястреба» Дж. Маккейна о том, что поставки российского оружия Ирану должны были обязательно повлечь за собой санкции против РФ. В то же время, в статье приводились аргументы представителя администрации демократов, оправдывавшие поведение вице-президента А. Гора, который соблюдал интересы США и держал под контролем поставки российского оружия в Иран, не допуская их расширения. Однако, как указывалось автором, эти поставки не были прекращены после установленного срока, и это обстоятельство республиканцы решили использовать для обвинения кандидата от демпартии в том, что его доверительные личные отношения с В.С. Черномырдиным привели лишь к тому, что Россия «.. .стала спонсором наращивания вооружения Ираном» [8].
Ответом на эти разоблачения стало заявление главы МИД РФ И.С. Иванова, сделанное 3 ноября 2000 г., за несколько дней до президентских выборов в США. В нем глава внешнеполитического ведомства РФ уведомил госсекретаря М. Олбрайт, о выходе РФ из обсуждаемого соглашения с 1 декабря 2000 года. Сведения об этом содержатся в информационной заметке со ссылкой на Интерфакс, из пакета документов по вопросу возобновления военно-технического сотрудничества России и Ирана, находящегося в личном архиве В.С. Черномырдина. В ней отмечается, что решение Москвы вызвано положительными изменениями, произошедшими в Иране, с одной стороны, а также фактом появления американского вооружения у движения «Талибан» - с другой. Также подчеркивалось, что Россия понесла убытки в размере нескольких миллиардов долларов, так как торговля вооружениями с Ираном составляла солидные 6% от всех поставок этой продукции за рубеж. В заметке рукой В.С. Черномырдина подчеркнут абзац, в котором говорилось о том, что в его соглашении с А. Гором содержится пункт, предусматривающий возможность пересмотра обязательств, в случае изменения ситуации в Иране. Этот пункт был признан президентом Б. Клинтоном и госсекретарем М. Олбрайт [9].
В аналитической заметке под названием «Иран-оружие», также сохраненной в архиве, отмечается, что информация о конфиденциальной части соглашения «Гор-Черномырдин» вызвала в США настоящий скандал, который республиканцы использовали в своей предвыборной борьбе с демократами за президентское кресло. Вместе с тем, рассекречивание этого соглашение дало повод российской стороне избавиться от тягостных для нее обязательств, приносивших ей крупные финансовые потери, а также предложить, теперь уже республиканской администрации, заключить новое соглашения с учетом создавшихся реалий. В заметке также указывается на маловероятный характер американской реакции на это в виде санкций, поскольку даже помощник госсекретаря США по вопросам нераспространения ядерного оружия Дж. Баркер признал, что обсуждаемый документ фиксировал лишь «политические обещания России», которые не могут быть поводом для санкций [10].
Следующий документ архива - аналитическая заметка, дающая обзор реакции американской прессы на заявление российского руководства. В ней, в частности, отмечалось, что преобладающая оценка действий российской стороны в ней сводилось к тому, что это «. уникальный случай денонсации договоренностей, касающихся вооружений». Такие оценки присутствовали в материалах авторитетных изданий «Вашингтон пост» и «Нью-Йорк таймс». В них же отмечалось, что за намерениями Москвы последует некоторое обострение во взаимоотношениях России и США, но, в случае введения санкций против РФ, они не дадут какого-либо экономического эффекта. Отмечалось также, что в американской прессе присутствует
мнение, что, рассекретив в ходе предвыборной борьбы содержание соглашения, американцы сами дали повод России для «шагов навстречу Ирану». Составители аналитической записки обосновали вывод о двух аспектах складывающейся ситуации: политическом и экономическом. В политическом смысле России не стоило ждать от республиканцев позитивных изменений в оборонном поведении США, а потому для нее существовал смысл усиливать позиции с помощью альянса с Ираном и Индией. В экономическом - России необходимо было использовать интерес Ирана к закупкам новой военной техники, не нарушая международных соглашений о нераспространении ядерного оружия. В заключении отмечалось, что действия России указывают на независимую линию политического поведения и отсутствие страха перед ожидаемой негативной реакцией со стороны США [11].
Среди документов архива имеются вырезки из газет, содержащие статьи по теме возобновления военно-технического сотрудничества России и Ирана с личными пометками В.С. Черномырдина. В статье газеты «Время новостей» от 24 ноября 2000 г. под заголовком «Не болтай! Разгласив секретный протокол, США позволили России вооружить Иран» рукой В.С. Черномырдина подчеркнуты строки, констатирующие, что российско-иранские переговоры в оборонной области находятся на подъеме. Особым образом отмечен абзац, в котором приводятся слова уже упомянутого Дж. Баркера, оправдывавшего эту сделку тем фактом, что соглашение «Гор-Черномырдин» по Ирану было в целом выгодно США, поскольку в России ее до сих пор осуждают [12].
Вырезка из газеты «Известия» за ту же дату содержит статью под названием «Выборы, Иран и «легкие доллары»». В ней анализируется материал газеты «Вашингтон пост», в котором говорится о возобновлении, по заявлению главы МИД РФ И.С. Иванова, экспорта российского наступательного вооружения в Иран после 1 декабря 2000 года. В этом тексте подчеркнуты строки о «наглом», с американской точки зрения, поведении Москвы, а также пассаж о том, что Россия решила отказаться от соглашения накануне прихода к власти администрации Дж. Буша-младшего. Отмечены также строки, цитирующие американское издание, о том, что у США еще есть время убедить российскую сторону «не совершать безрассудства» [13].
Под заголовком «Объяснение в нелюбви» вышла статья в газете «Сегодня», основанной олигархом В. Гусинским. Тон статьи, выдержанной в критическом духе, привлек внимание В.С. Черномырдина, возможно, еще и сопровождаемым текст фото, на котором запечатлены его дружеские объятия с А. Гором. В тексте отмечены выводы автора о том, что разрыв соглашения с российской стороны грозит не только ростом напряженности в двусторонних отношениях и проблемами на Ближнем Востоке, но и в глобальном плане [14].
К наиболее интересным документам, проливающим свет на различные аспекты российско-иранского сотрудничества в 2000 г. и заслуживающим детального рассмотрения, относятся Проект меморандума третьей сессии Постоянной смешанной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству между Исламской Республикой Иран и Российской Федерацией и Проект протокола третьей сессии Постоянной смешанной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству между Исламской Республикой Иран и Российской Федерацией. Данная комиссия была создана в 1996 г. и стала преемницей Постоянной советско-иранской комиссии по экономическому сотрудничеству, образованной в 1968 году. Третья сессия комиссии проводилась в октябре 2000 года. Иранскую делегацию возглавлял Бижан Зангане - министр нефти Исламской республики Иран, во главе российской был Ф. Газиззулин - министр имущественных отношений РФ. Стороны выразили удовлетворение развитием двусторонних отношений и взаимное желание их расширять в дальнейшем. Из меморандума ясно, какие вопросы, представляющие взаимный интерес, обсуждались: сотрудничество по Каспию, сотрудничество в области топлива и энергетики, в области мирного использования ядерной энергии, в области промышленности, транспорта, торговли.
В меморандуме констатируется достижение взаимопонимания по статусу Каспийского моря и необходимости противодействия проникновению в регион иностранцев. В проекте меморандума подчеркнута значимость разведывательной деятельности в бассейне Каспия для определения количества углеводородных ресурсов в интересах обеих сторон и анонсируется принятие конкретных мер по созданию совместного центра исследований Каспийского моря (данное решение было принято еще в 1992 г.). Значительное место в проекте меморандума уделено
сотрудничеству в области топлива и энергетики, которое подразумевает закупку иранскими компаниями нефтегазового оборудования в России, достижение договоренностей о ценовом регулировании мирового нефтегазового рынка, развитие отношений по научным вопросам с соответствующими российскими учреждениями. Значительное место в меморандуме отводится участию в этом сотрудничестве компании «Газпром», во главе которой в то время находился В.С. Черномырдин. Компания в меморандуме сообщила о своей заинтересованности в строительстве газопровода между Индией и Ираном и согласии создать совместную с Ираном компанию по бурению. В планах по электроэнергетике также было заявлено создание совместной компании по производству оборудования и строительства ТЭС в Иране. Особое место в документе отводится сотрудничеству в области атомной энергетики. В нем фиксируется договоренность об ускорении строительства АЭС в Бушере и повышения мощности исследовательского реактора с 5 до 10 мегаватт. В меморандуме также перечислены направления сотрудничества, к которым Иран проявляет повышенный интерес, в частности, в производстве газовых турбокомпрессоров, использования технического сотрудничества с Россией в добыче урана, исследовательской работы по морской геологии Каспия и др. Таким образом, проект меморандума отразил широкий спектр возможностей и направлений научного, технического, торгового сотрудничества России и Ирана [15].
Более подробные сведения о направлениях возможного взаимовыгодного сотрудничества РФ и Исламской Республики Иран содержатся в проекте протокола третьей сессии Постоянной смешанной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, в котором стороны положительно оценили итоги российско-иранского торгово-экономического сотрудничества и выразили желание его дальнейшего углубления и расширения. Члены комиссии констатировали, что эти процессы выразились в подписании ряда соглашений: о научно-техническом сотрудничестве, о воздушном сообщении, о строительстве «под ключ» первого блока АЭС в Бушере к концу 2002 года.
Особое место в документе отводится планам, опирающимся на Меморандум о взаимопонимании между Министерством топлива и энергетики РФ и Министерством нефти ИРИ от 14 апреля 1999 г. о равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве сторон в нефтегазовой области, в которых большое место отводилось ОАО «Газпром». В частности, отмечаются успешные действия российской естественной монополии по обустройству месторождения «Южный Парс», для дальнейшей разработки которого создан российско- иранский консорциум. Среди российских компаний, участвующих в совместных проектах в нефтяной области, в документе названы такие, как «Татнефть», «Славнефть», «Лукойл», госкомпания «Зарубежнефть», которые занимаются бурением, сейсморазведкой, подготовкой специалистов и др. Вместе с тем, отмечаются и некоторые трудности в реализации проектов из-за того, что тендеры на их реализацию выиграли представители третьих стран. Стороны подчеркнули взаимную заинтересованность в расширении сотрудничества, в частности по работам на иранской части шельфа Персидского залива, в совместных планах по освоение нефтяного месторождения «Хешт», поставки в Иран российской трубной продукции, разведочного бурения на шельфе Каспия и многого другого.
Значительная часть планов по сотрудничеству касается энергетической отрасли. Кроме разработки контракта на строительство второго энергоблока в Бушере, отмечены успехи в строительстве ТЭС Рамин» и ТЭС «Шахид Маххамад Мунтазери», которое осуществлял ГУП ВО «Технопромэкспорт», а также планируемые контракты на их расширение. В проекте протокола отмечается продолжение переговоров о продаже иранской стороне в лизинг российских самолетов Ту 154-М, Ил-96, Ил-114, размещении заказов на ремонт и строительство судов на Астраханских судостроительных заводах, перспективы создания транспортного коридора Север-Юг с использованием ж/д сети РФ и Ирана. В проекте протокола положительно оценивается научно-техническое сотрудничество России и Ирана, которое опирается на правовые основы, созданные соответствующим соглашением между РФ и ИРИ от 15 сентября 1999 г., и под эгидой которого в декабре 1999г. в Тегеране состоялась выставка передовых технологий России, в ходе которой было подписано 20 протоколов о намерениях, касающихся покупки наукоемкой российской продукции. Иранская сторона также заинтересовалась научным сотрудничеством в области морской геологии Каспийского побережья [16].
Таким образом, рассмотренные документы, которые представляли интерес для В.С. Черномырдина, как экс-премьера и действующего председателя Совета директоров ОАО «Газпром», показывают, что военно-техническое сотрудничество России и Ирана, вызвавшее столь резкую негативную реакцию американской стороны, было далеко не единственным направлением осуществления взаимных интересов. Доказательством этого служит подписание в 2001 г. Договора об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Россией и Ираном, который по сей день является базой для двусторонних отношений.
Литература и источники
1. Задонский С.М. Ядерная программа Ирана и российско-американские отношения. - М., 2002. - 176 с.
2. Тер-Оганов Н. Динамика развития российско-иранского сотрудничества в области ядерной энергии:1992-2006годы. // Центральная Азия и Кавказ. - 2008. - №2(56).- С.84-99
3. Муртазаева Г.Р. Иранская ядерная программа и российско-американские отношения// Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 4. История. - 2010. - № 1(17). - С.125-130.
4. Садеги Э. Мир Мохаммад. Ирано-российское сотрудничество в сфере обороны и безопасности // Вестник РУДК Серия: Политология. - 2020. - Т. 22. - № 2. - С. 276-289
5. Концепция внешней политики РФ. Утверждена Президентом Российской Федерации 28 июня 2000года. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901764263?ysclid=luk6uvev9c6885471
6. Коротченко И. Сделка Гор-Черномырдин: ущерб России - четыре миллиарда? // [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://www.ng.ru/world/2000-10-19/1_deal.html?ysclid=ltvw6l4f4566886339
7. Военно-техническое сотрудничество России и Ирана в 1990-2015 годах // [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://ria.ru/20160216/1375382674.html
8. БродерДж. Шсмотря на Секретный пакт Гора в 95-м, продажи российского оружия Ирану продолжаются // [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.2ae44148-65f74b73-e5a1d6a7-74722d776562/https/www.nytimes.com/2000/10/13/world/despite-a-secret-pact-by-gore-in-95-russian-arms-sales-to-iran-go-on.html
9. В Москве подтверждают намерение возобновить военно-техническое сотрудничество с Ираном. Информационная заметка. 23.11.2000 года // АHО "Историко-мемориальный музей В.С. Черномырдина", Личный архив В.С. Черномырдина. КП-16197. Д-2027
10. Иран - оружие. Аналитическая заметка. Из пакета документов по вопросу возобновления военно-технического сотрудничества России и Ирана. 24.11.2000 года. // АЫО "Историко-мемориальный музей В.С. Черномырдина", Личный архив В.С. Черномырдина. КП-16196/2. Д-2026/2
11. Россия-Иран-США: вокруг возобновления военно-технического сотрудничества Москвы и Тегерана. Аналитическая записка. 24 ноября 2000 года // АЫО "Историко-мемориальный музей В.С. Черномырдина", Личный архив В.С. Черномырдина. КП-16196/1. Д-2026/1
12. Копия статьи Юрия Голотюка "H болтай! " из газеты "Время новостей" от 24 ноября 2000 года о возобновлении поставок оружия из России в Иран // АЫО "Историко-мемориальный музей В.С. Черномырдина", Личный архив В.С. Черномырдина. КП-16199. Д-2029
13. Копия статьи «Выборы, Иран и "лёгкие доллары"» из газеты "Известия" от 24 ноября 2000 года // АHО "Историко-мемориальный музей В.С. Черномырдина", Личный архив В.С. Черномырдина.КП-16199. Д-2029
14. Копия статьи Валерии Сычёвой "Объяснение в нелюбви" из газеты "Сегодня" от 24 ноября 2000 года о возобновлении поставок оружия из России в Иран // АHО "Историко-мемориальный музей В.С. Черномырдина", Личный архив В.С. Черномырдина.КП-16204. Д-2034
15. Проект меморандума третьей сессии Постоянной смешанной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству между Исламской Республикой Иран и Российской Федерацией // АHО "Историко-мемориальный музей В.С. Черномырдина", Личный архив В.С. Черномырдина.КП-7149/3. Д-1548/3
16. Проект протокола третьего заседания Постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству // АЫО "Историко-мемориальный музей В.С. Черномырдина", Личный архив В.С. Черномырдина. КП-7149/2. Д-1548/2
References and Sources
1. Zadonskij S.M. Yadernaya programma Irana i rossijsko-amerikanskie otnosheniya. - M., 2002. - 176 s.
2. Ter-Oganov N. Dinamika razvitiya rossijsko-iranskogo sotrudnichestva v oblasti yadernoj energii:1992-2006gody. // Central'naya Aziya i Kavkaz. -2008. - №2(56).- S.84-99
3. Murtazaeva G.R. Iranskaya yadernaya programma i rossijsko-amerikanskie otnosheniya// Vestnik Volgogradskogo gos. un-ta. Ser. 4. Istoriya. - 2010.
- № 1(17). - S.125-130.
4. Sadegi E. Mir Mohammad. Irano-rossijskoe sotrudnichestvo v sfere oborony i bezopasnosti // Vestnik RUDN. Seriya: Politologiya. - 2020. - T. 22.
- № 2. - S. 276-289
5. Koncepciya vneshnej politiki RF. Utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii 28 iyunya 2000goda. [Elektronnyj resurs]- Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/901764263?ysclid=luk6uvev9c6885471
6. Korotchenko I. Sdelka Gor-Chernomyrdin: ushcherb Rossii - chetyre milliarda? // [Elektronnyj resurs]- Rezhim dostupa: https://www.ng.ru/world/2000-10-19/1_deal.html?ysclid=ltvw6l4f4566886339
7. Voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo Rossii i Irana v 1990-2015 godah // [Elektronnyj resurs]- Rezhim dostupa: https://ria.ru/20160216/13753 82674.html
8. Broder Dzh. Nesmotrya na Sekretnyj pakt Gora v 95-m, prodazhi rossijskogo oruzhiya Iranu prodolzhayutsya // [Elektronnyj resurs]- Rezhim dostupa: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.2ae44148-65f74b73-e5a1d6a7-74722d776562/https/www.nytimes.com/2000/10/13/world/despite-a-secret-pact-by-gore-in-95-russian-arms-sales-to-iran-go-on.html
9. V Moskve podtverzhdayut namerenie vozobnovit' voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo s Iranom. Informacionnaya zametka. 23.11.2000 goda // ANO Y'Istoriko-memorial'nyj muzej V.S. Chernomyrdina\", Lichnyj arhiv V.S. Chernomyrdina. KP-16197. D-2027
10. Iran - oruzhie. Analiticheskaya zametka. Iz paketa dokumentov po voprosu vozobnovleniya voenno-tekhnicheskogo sotrudnichestva Rossii i Irana. 24.11.2000 goda. // ANO V'Istoriko-memorial'nyj muzej V.S. Chernomyrdina\", Lichnyj arhiv V.S. Chernomyrdina. KP-16196/2. D-2026/2
11. Rossiya-Iran-SShA: vokrug vozobnovleniya voenno-tekhnicheskogo sotrudnichestva Moskvy i Tegerana. Analiticheskaya zapiska. 24 noyabrya 2000 goda // ANO Y'Istoriko-memorial'nyj muzej V.S. Chernomyrdina\", Lichnyj arhiv V.S. Chernomyrdina. KP-16196/1. D-2026/1
12. Kopiya stat'i Yuriya Golotyuka \"Ne boltaj !\" iz gazety \"Vremya novostej\" ot 24 noyabrya 2000 goda o vozobnovlenii postavok oruzhiya iz Rossii v Iran // ANO \"Istoriko-memorial'nyj muzej V.S. Chernomyrdina\", Lichnyj arhiv V.S. Chernomyrdina. KP-16199. D-2029
13. Kopiya stat'i «Vybory, Iran i \"lyogkie dollary\"» iz gazety \"Izvestiya\" ot 24 noyabrya 2000 goda // ANO \"Istoriko-memorial'nyj muzej V.S. Chernomyrdina\", Lichnyj arhiv V.S. Chernomyrdina.KP-16199. D-2029
14. Kopiya stat'i Valerii Sychyovoj \"Ob"yasnenie v nelyubvi\" iz gazety \"Segodnya\" ot 24 noyabrya 2000 goda o vozobnovlenii postavok oruzhiya iz Rossii v Iran // ANO \"Istoriko-memorial'nyj muzej V.S. Chernomyrdina\", Lichnyj arhiv V.S. Chernomyrdina.KP-16204. D-2034
15. Proekt memoranduma tret'ej sessii Postoyannoj smeshannoj komissii po torgovo-ekonomicheskomu sotrudnichestvu mezhdu Islamskoj Respublikoj Iran i Rossijskoj Federaciej // ANO \"Istoriko-memorial'nyj muzej V.S. Chernomyrdina\", Lichnyj arhiv V.S. Chernomyrdina.KP-7149/3. D-1548/3
16. Proekt protokola tret'ego zasedaniya Postoyannoj Rossijsko-Iranskoj komissii po torgovo-ekonomicheskomu sotrudnichestvu // ANO \"Istoriko-memorial'nyj muzej V.S. Chernomyrdina\", Lichnyj arhiv V.S. Chernomyrdina. KP-7149/2. D-1548/2
ДЕРЯБИНА СВЕТЛАНА РИМОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры Всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания, Оренбургский государственный педагогический университет. DERYABINA, SVETLANA R. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of General History and Methods of Teaching History and Social Studies of Orenburg State Pedagogical University ([email protected]).
УДК 94(479.24+560):327 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-2-198-204
ХАЗИЕВА С.А.
ИЗ ИСТОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ДИАСПОРЫ В ТУРЦИИ
(1990-е - 2000-е гг.)
Ключевые слова: Турция, азербайджанская диаспора, общественные организации, азербайджано-турецкие отношения, азербайджанская культура.
В статье рассматривается деятельность азербайджанской диаспоры в Турции после образования независимого Азербайджана, т.е. в 1990-е - 2000-е годы. Дана общая характеристика диаспоры, отмечается ее значительная роль в общественно-политической и социальной жизни Турции, проанализированы основные направления, формы и особенности сотрудничества членов азербайджанской диаспоры в Турции с исторической Родиной, с сородичами в Азербайджанской Республике. Автор рассматривает проблемы азербайджанской диаспоры в общем контексте развития азербайджано-турецких отношений. Обоснован вывод о том, что, с учетом стратегического положения Турции, ее политических возможностей, в рамках периода были созданы благоприятные возможности для укрепления международного авторитета Азербайджана.
KHAZIEVA, S.A.
FROM THE HISTORY OF THE ACTIVITIES OF THE AZERBAIJANI DIASPORA IN TURKEY (1990s - 2000s)
Key words: Turkiye, Azerbaijani diaspora, public organizations, Azerbaijani-Turkish relations, Azerbaijani culture.
The article examines the activities of the Azerbaijani diaspora in Turkey after the formation of independent Azerbaijan, i.e. in the 1990s - 2000s. A general description of the diaspora is given, its significant role in the socio-political and social life of Turkey is noted, the main directions, forms and features of cooperation between members of the Azerbaijani diaspora in Turkey with their historical homeland, with relatives in the Republic of Azerbaijan are analyzed. The author examines the problems of the Azerbaijani diaspora in the general context of the development of Azerbaijani-Turkish relations. The conclusion is substantiated that, taking into account the strategic position of Turkey and its political capabilities, favorable opportunities were created within the framework of the period to strengthen the international authority of Azerbaijan.
Азербайджанцы в разное время и с разной степенью интенсивности переселялись на территорию Турции. К настоящему времени Турция является одной из тех зарубежных стран, в которых проживает наибольшее количество азербайджанцев. Число азербайджанцев в этой стране превышает три миллиона [6, c. 271], что образует довольно представительную диаспору. При этом азербайджанцы, проживающие в Турции, в основном консервативны в воспитании своих детей в национальном духе, отношении к национальным ценностям, азербайджанскому языку, кухне, музыке, литературе и фольклору. Хотя очевидно и то, что параллельно на лидирующих позициях для них находится фактор тюркости, идеология тюркизма. Несмотря на воспитание в национальном духе, молодые люди находятся также под влиянием европейских и западных моделей социальной жизни. Азербайджанцы в Турции занимаются в основном торговлей, хотя в последнее время наблюдается их растущая активность в политической сфере [1, c. 732].
Сложилось так, что одним из самых густонаселенных азербайджанцами мест в Турции является город Стамбул. По некоторым данным, здесь проживают более 300 тысяч азербайджанцев. Следует отметить, что, поскольку подавляющее большинство азербайджанцев в официальных документах указывают свою национальность как турки, получить максимально точную информацию об их численности очень сложно. Однако нельзя отрицать, что азербайджанцы являются одним из крупнейших национальных меньшинств в Турции. Не случайно, что число азербайджанцев, представленных в официальных государственных структурах, парламенте и муниципальных органах Турции, достаточно велико. Среди них можно