Научная статья на тему 'К вопросу об избрании Гамзата вторым имамом Дагестана'

К вопросу об избрании Гамзата вторым имамом Дагестана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
261
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМАМ / ДАГЕСТАН / ШЕЙХ / БОРЬБА / ВЫБОРЫ / ГАЗИ-МУХАММАД / БЕКИ / ХАНЫ / МЮРИДИЗМ / КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА / НАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Касумов Сергей Магомедович

На основании документальных материалов, воспоминаний современников и исследований автором освещается история выборов имама в дагестанском обществе в период народно-освободительной борьбы в 1-ой половине XIX века. Рассматриваются различные свидетельства, мнения, анализируется легитимность избрания имама Гамзата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об избрании Гамзата вторым имамом Дагестана»

6

Известия ДГПУ, №2, 2014

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 94(471.67)

К ВОПРОСУ ОБ ИЗБРАНИИ ГАМЗАТА ВТОРЫМ ИМАМОМ ДАГЕСТАНА

THE ELECTION OF GAMZAT AS THE SECOND IMAM OF DAGESTAN

© 2014 Касумов С. М. Дагестанский государственный университет

© 2014 Kasumov S. M. Dagestan State University

Резюме. На основании документальных материалов, воспоминаний современников и исследований автором освещается история выборов имама в дагестанском обществе в период народно-освободительной борьбы в 1-ой половине XIX века. Рассматриваются различные свидетельства, мнения, анализируется легитимность избрания имама Гамзата.

Abstract. On the basis of documentary materials, contemporaries’ memoirs and the research the author of the article brings to the light the history of the imam elections in the Dagestan society during the period of national liberation struggle in the first half of the 19th century. He discusses various evidences, opinions, analyses the legitimacy of Imam Gamzat’s election.

Rezjume. Na osnovanii dokumental'nyh materialov, vospominanij sovremennikov i issledovanij av-torom osveshhaetsja istorija vyborov imama v dagestanskom obshhestve v period narodno-osvoboditel'noj bor'by v 1-oj polovine XIX veka. Rassmatrivajutsja razlichnye svidetel'stva, mnenija, analiziruetsja le-gitimnost' izbranija imama Gamzata.

Ключевые слова: имам, Дагестан, шейх, борьба, выборы, Гази-Мухаммад, беки, ханы, мюридизм, Кавказская война, народное движение.

Keywords: imam, Dagestan, sheikh, struggle, elections, Gazi-Muhammad, becks, khans, muridism, Caucasian war, people's movement.

Kljuchevye slova: imam, Dagestan, shejh, bor 'ba, vybory, Gazi-Muhammad, beki, hany, mjuridizm, Kavkazskaja vojna, narodnoe dvizhenie.

Гибель первого имама Дагестана Гази-Мухаммада, являвшегося убежденным борцом за веру, талантливым полководцем, представлявшим собой «классический образец имама-газия», явилась огромной потерей для народно-освободительной борьбы кавказских народов. Возникла опасная ситуация, когда движение осталось без руководителя. Шейх Мухаммад ал-Яраги, понимая, что время работает на противника, пытался найти выход из создавшегося положения. Выход заключался в выборе и назначении преемника погибшего имама. В данном случае ряд авторов считает, что Гамзат практически самовольно объявил себя имамом. Например, С. К. Бушуев, опи-

сывая сцену выборов имама, приводит слова Абдурахмана Газикумухского, что «раздалось несколько противоречащих голосов. В толпе старшин послышался ропот. Не давая времени слиться в один голос нерешительному шепоту между собой правоверных, Гамзат дал знак рукою к молчанию и величаво и решительно сказал: «Мусульмане, вижу, что вера начала ослабевать в вас; мой долг, долг имама, велит мне, навести вас на тот путь, с которого вы совратились. Я требую от вас повиновения, или Гамзат принудит вас повиноваться силою оружия» [3. С. 80]. В данном случае необходимо отметить следующее. Каким бы храбрым и авторитетным ни был Гамзат

Общественные и гуманитарные науки •••

среди населения, он никак не мог самовольно объявить себя имамом, поскольку жив был духовный глава движения шейх Мухаммад ал-Яраги. И только он мог официально назначить следующего имама. Возможно, самым достойным называться вторым имамом был Шамиль, поскольку он считался близким к покойному Гази-Мухаммаду, был храбрым и уважаемым в народе. «Именно в этом мужественном человеке чувствовал ал-Яраги наиболее возможного преемника на пост имама» [14. С. 199]. Но в тот момент пока еще никто не знал, жив ли он, поскольку Шамиль вместе с имамом держал оборону в укреплении на подступах к Гимры, в котором почти все защитники погибли. На самом деле тяжело раненому Шамилю удалось вырваться из окружения и с помощью сподвижника добраться до Унцукуля, где жил его тесть лекарь Абдул-Азис, оказавший ему медицинскую помощь. Почти на три месяца Шамиль был прикован к постели и по существу оказался не у дел.

Перед шейхом встала острая проблема - найти преемника Гази-Мухаммаду, назначив нового имама, и выбор пал на Гамзата. Мы допускаем некоторую самостоятельность и настойчивость со стороны последнего, который, «не теряя ни одного удобного случая для приобретения власти» [16. С. 1], предвидя политическую борьбу, начал свою деятельность по присвоению духовного «сана». Возможно, он был прав в тот момент, понимая, что необходимо срочно подхватить упавшее знамя освободительной борьбы в то время когда среди горцев царило уныние в связи со смертью имама Гази-Мухаммада.

По свидетельству Маклача (биограф Гамзата. - С.М.К.), Гамзат поехал в с. Ба-лахани, где «жил главный мюрид Кази-Муллы Магомед-мулла, пользовавшийся в окрестных горах уважением за храбрость и ученость» [5. С. 10] для совещания. Здесь необходимо сделать уточнение. Упоминаемый Маклачем мулла был не мюридом Кази-Муллы, а не кем иным, как шейхом Мухаммадом ал-Яраги, проживавшим в то время в аварском ауле Балахани. Он покинул родные места в Южном Дагестане, спасаясь от преследования русских властей. Подобный недочет присутствует и у А. Неверовского [13. С. 12].

Факт проживания в Балахани шейха ал-Яраги не подлежит сомнению по за-

7

ключении исследователя М. Ибрагимова, серьезно занимавшегося изучением истории данного аула. Инициатором переселения сюда шейха был имам Гази-Мухаммад, породнившийся с шейхом, женившись на его дочери. «Имам Гази-Мухаммад, - пишет М. Ибрагимов, - по достоинству оценил общественнополитическое спокойствие, благоприятный религиозный фон, надежность сторонников своих реформ, гостеприимство жителей и выгодное географическое месторасположение селения Балахани» [8. С. 53]. Скорее всего, по приглашению шейха Гамзат отправился к нему, где на совещании была обсуждена его кандидатура на имамство и составлено «воззвание Гамзат-бека ко всем дагестанским муллам и почетным жителям, которых он приглашал собраться в селении Коро-да, андалалского общества, где обещал объявить им весьма важное обстоятельство» [13. С. 12].

Несколько по-другому представляет ситуацию Хайдарбек Г еничутлинский, поясняя, что «мулла Магомед (Ярагский) после гимринского дела отправился к Гамзату в Ирганай и благословил его преемником Кази-Магомеда» [6. С. 67]. Подобную версию высказывает и Ф. Боден-штедт [2. С. 37], причем подчеркивает, что посвящение нового имама производил сам шейх Мухаммад ал-Яраги.

Об избрании имамом Гамзата в Го-цатле говорит Гаджи-Али Чохский [4. С. 26]. П. Кублицкий в своем труде указывает на «деревню Гуджак» [10. С. 327]. Название такого аула в Дагестане не существует, скорее всего, это искаженное «Гуцатль». Более поздние авторы [15. С. 304; 15. С. 251] склонны считать местом избрания имамом Г амзат-беком аул Корода. В результате становится ясным, что обстановка избрания имама не ясна и сведения об этом разноречивы. Но все источники едины в одном, что избирался имам каким-то особым собранием, по свидетельству ал-Карахи - это народное собрание и «совет ученых» [12. С. 70].

Поскольку никаких записей решений этого собрания не велось, о содержании выступлений мы можем судить только по данным, отразившимся в официальной переписке и по воспоминаниям некоторых участников этого собрания, дошедшим до нас. Например, Маклач сообщает, что некоторая часть участников собрания была недовольна избранием Гамзата, но вынуждена была уступить

8

Известия ДГПУ, №2, 2014

под угрозой нового имама и его окружения. Слова Маклача подтверждает А. Зиссерман: «В числе мюридов были двое, более приближенные к Кази-Мулле: Шамиль и Гамзат-бек. При выборе имама партии разделились между этими двумя лицами» [7. С. 2]. Но Шамиль, как выше мы уже отмечали, лежал тяжело раненный в Унцукуле, «имел менее приверженцев и менее материальных средств; а второй, как чанка аварского ханского дома и богатый человек, был более известен и употреблял, кажется, более усилий расположить к себе толпу» [7. С. 2]. В заключение А. Зиссерман отмечает, что Гамзат «восторжествовал и был провозглашен имамом, а Шамиль уступил народному выбору, принял смиренную роль приближенного мюрида при новом имаме» [7. С. 2]. Здесь стоит отметить, что Шамиль вовсе не стремился к власти, даже тогда, когда в 1834 г. Гамзат был убит и начались выборы третьего имама, при которых все единодушно призывали Шамиля возглавить борьбу, при этом последний два раза отказывался и лишь после третьего раза дал свое согласие. Об этом, в частности, сообщает ал-Карахи [11. С. 46].

Нам представляется, что выборы имама состоялись легитимно на должном уровне, несмотря на недовольство некоторых участников собрания. Кандидатуру Гамзата выдвинул шейх Мухаммад ал-Яраги и положительный, законный исход мероприятия не вызывает сомнения. Об этом свидетельствуют практически все местные авторы. «Когда Га-зи-Мухаммад пал мучеником за веру, -отмечает ал-Карахи, - ученые, а также видные люди назначили на его место халифом Хамзата» [1. С. 46].

X. Геничутлинский высказывается так: «С согласия авторитетных и влиятельных койсубулинцев - знатоков шариата, а также людей, согласных с ними по вопросу путей оказания помощи мусульманской религии, имамом стал знаменитый аристократ и храбрец Хамзат Гоцатлинский, сын Алискандар-бека, которому дана была присяга...» [6.

С. 67].

Участник Кавказской войны Гаджи -Али Чохский свидетельствует, что «по смерти Гази-Мухаммада собрались сподвижники его, мюриды приближенные. Ученые и другие лица избрали Гамзат-бека, сына Али-Эскендер бека гоцатлин-ского имамом.» [4. С. 26].

Так же четко приводит данные в своем труде другой участник Кавказской войны Абдурахман Газикумухский: «После того, как Гази-Мухаммад пал мучеником за веру, народ присягнул ему на имамство. Он был из эмиров, знатного происхождения, авторитетным среди людей, храбрым, разумным, предприимчивым, прозорливым, проницательным. Он стал последователем Гази-Мухаммада и начал исполнять законы шариата в Дагестане» [1. С. 39].

Итак, Гамзат был объявлен имамом и должен был продолжить дело Гази-Мухаммада. Не все, однако, как уже отмечалось выше, были довольны избранием Гамзата, но таких было меньшинство. «Мусульмане! Вижу, что вера начала ослабевать в вас, - воскликнул новоявленный имам, - мой долг, долг имама, велит мне, навести вас на тот путь, с которого вы совратились. Я требую от вас повиновения, или Гамзат принудит вас повиноваться силою оружия» [13. С. 13]. Грозный вид Гамзата, сжимавшего эфес шашки, сторонники, окружавшие его смутили сомневающихся, ни один голос не раздался против и имам покинул собрание. Возможно картина недовольства и подавление его, представленная А. Неверовским, выглядела примерно так.

Завершая описание выборов имама, необходимо сделать следующие выводы. Назначая имамом Гамзата, шейх ал-Яраги возвышает в борьбе горцев человека, который, несмотря на свою популярность, все-таки относился к бекскому сословию. Однако дальнейшая деятельность «бекского» имама несколько проясняет цель, которую преследует движение, а именно создание союза народа, бедноты и феодалов.

«Вероятнее всего, - отмечает Ш. Ю. Пашаева, - ал-Яраги вынужденно пошел на этот шаг - назначение представителя знати имамом движения, которое заявило себя поборником интересов бедноты и обещавшего народу ликвидацию всякой эксплуатации. Муршид осознавал, что при таких принципах мюридизма, удержать в движении бекское сословие и использовать его в общенациональных целях будет очень сложно» [14. С. 200]. То есть стратегическое мышление шейха заключалось в том, чтобы дать бекскому сословию некий видимый гарант соблюдения его интересов. Подобным гарантом мог служить имам - аристократ, являющийся в то же время более поборником

Общественные и гуманитарные науки •••

движения, нежели защитником бекских узкоклассовых интересов. Сей вынужденный политический компромисс, представленный шейхом в критический момент, дабы сохранить единство движения, был актуален на тот момент. В противном случае отход широких бекских слоев мог ослабить движение. Учитывая опыт предыдущих антиколониальных выступлений горцев, когда раскол и отход от восстания того или другого класса обрекал движение на распад, поспешность избрания второго имама помогла избежать подобного в данной ситуации.

При этом возникает вопрос. А было ли назначение Гамзата имамом результатом стремления бекских слоев выдвинуть из своих рядов политического лидера движения, т. е. пошел ли шейх Яраг-ский на поводу у беков? Или же данное назначение есть сугубо личное повеление ал-Яраги? Поскольку после гибели имама Гази-Мухаммада внутри движения обнажились разногласия между знатью и узденчеством, избрание Гамзата должно было утихомирить страсти первых и примирить вторых. Это понимал и Шамиль, постепенно оправляясь от раны и следя за развитием событий. Будучи узденем и ревностным сторонником дви-

9

жения, он понимал всю опасность разногласий на данном этапе, а поэтому, зная, что его слово является далеко не последним среди горцев, обращается к ним с воззванием: «...Урусы торжествуют;

Г имра взят, имама нашего более нет. Для поддержания ислама нужно единодушие. Кто бы ни был предводителем мюридов - внушите народу повиноваться ему.» [9. С. 215].

Новая цель в движении после избрания имамом Гамзата заключалась в объединении всего населения и привлечения группы аварских и других беков к активному участию в освободительной борьбе. Такой союз действительно был способен усилить борьбу против царизма, но одновременно участие знати в движении вызывало протесты со стороны уз-денчества «вольных» обществ и бедняков из ханств. Сопротивление, исходящее от общества, подвергающееся принудительному преобразованию стало характерным явлением во время последующего имамского правления Гамзата. Реакция отторжения шла как в нижних, так и в верхних социальных слоях раннефеодальных образований, а также в социально однородной среде патриархальных горских общин.

Литература

1. Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний / пер. с араб. М.-С. Д. Саидова. Махачкала, 1997. 2. Боденштедт Ф. Народы Кавказа и их освободительные войны против русских. Махачкала, 1996. 3. Бушуев С. К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1939. 4. Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле / сост. и ред. В. Гаджиев. Махачкала. 1995. 5. Гамзат-бек - второй имам // Кавказский сборник. Тифлис, 1911. Т. 31. 6. Гени-чутлинский Хайдарбек. Историко-биографические и исторические очерки. Махачкала, 1992.

7. Зиссерман А. Свидание генерала Клюки фон Клюгенау с Шамилем в 1837 г. // Кавказ. 1861. № 87. 8. Ибрагимов М.-Н. А. Муса Балаханский. Махачкала, 2009. 9. Казем-Бек М. Муридизм и Шамиль // Русское слово. 1859. № 12. 10. Кублицкий П. Война на Восточном Кавказе с 1824 по 1834 г. в связи с мюридизмом // Кавказский сборник. Тифлис, 1897. Т. XVIII. 11. Мухаммад Тахир ал-Карахи. Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах. Махачкала, 1990.

Ч. 1. 12. Мухаммад Тахир ал-Карахи. Три имама. Махачкала, 1990. 13. Неверовский А. А. Ис-

требление аварских ханов в 1834 г. СПб., 1848. 14. Пашаева Ш. Ю. Мухаммад ал-Яраги и кавказский мюридизм. Махачкала, 2003. 15. Покровский Н. И. Кавказские войны и имамат Шамиля. М., 2009. 16. Прушановский К. И. Выписка из путевого журнала Генерального штаба штабс-

капитана Прушановского // Кавказский сборник. Тифлис, 1902. Т. XXIII.

References

1. Abdurahman from Gazikumuh. The book of memoirs / transl. from Arabic by M-S. D. Saidova. Makhachkala, 1997. 2. Bodenstedt т F. Caucasian peoples and their liberation war against the Russians. Makhachkala, 1996. 3. Bushuev S. K. Mountaineers' fight for independence under Shamil's leadership of. M.-L. : Publishing house of the USSR Academy of Sciences, 1939. 4. Haji-Ali. The story of the eyewitness about Shamil / comp. and ed. by V. Gadzhiev. Makhachkala. 1995. 5. Gamzat-Bek, the second Imam // Caucasian collection. Tiflis, 1911. V. 31. 6. Haydarbeck of Genichutl. Historical-

biographical and historical essays. Makhachkala, 1992. 7. Zisserman A. General Kluge von

Klugenau's with Shamil in 1837 // The Caucasus. 1861. # 87. 8. Ibragimov M-N. A. Musa of Balak-hany. Makhachkala, 2009. 9. Kazem-Bek M. Muridism and Shamil // Russian word. 1859. # 12.

10. Kublitsky P. The War on the Eastern Caucasus from 1824 to 1834 in connection with Muridism //

10

Известия ДГПУ, №2, 2014

Caucasian collection. Tiflis, 1897. Vol. XVIII. 11. Muhammad Tahir al-Karahi. Shine of Dagestan sabers in some Shamil's battles. Makhachkala, 1990. Part 1. 12. Muhammad Tahir al-Karahi. Three

Imams. Makhachkala, 1990. 13. Neverovsky A.A. Extermination of Avar khans in 1834, St. Petersburg, 1848. 14. Pashaeva Sh. Yu. Muhammad al-Yaragi and Caucasian Muridism. Makhachkala,

2003. 15. Pokrovsky N. I. Caucasian war and the Imamat of Shamil. M., 2009. 16. Prushanovsky K.I. Staff-captain Prushanovsky's statement trip log of the General staff. // Caucasian collection. Tiflis, 1902. Vol. XXIII.

Literatura

1. Abdurahman iz Gazikumuha. Kniga vospominanij / per. s arab. M.-S. D. Saidova. Mahachkala, 1997.

2. Bodenshtedt F. Narody Kavkaza i ih osvoboditel'nye vojny protiv russkih. Mahachkala, 1996.

3. Bushuev S. K. Bor'ba gorcev za nezavisimost' pod rukovodstvom Shamilja. M.-L. : Izd-vo AN SSSR,

1939. 4. Gadzhi-Ali. Skazanie ochevidca o Shamile / Sost. i red. V. Gadzhiev. Mahachkala. 1995.

5. Gamzat-bek - vtoroj imam // Kavkazskij sbornik. Tiflis, 1911. T. 31. 6. Genichutlinskij Hajdarbek. Istoriko-biograficheskie i istoricheskie ocherki. Mahachkala, 1992. 7. Zisserman A. Svidanie generala Kljuki fon Kljugenau s Shamilem v 1837 g. // Kavkaz. 1861. № 87. 8. Ibragimov M.-N. A. Musa

Balahanskij. Mahachkala, 2009. 9. Kazem-Bek M. Muridizm i Shamil' // Russkoe slovo. 1859. № 12. 10. Kublickij P. Vojna na Vostochnom Kavkaze s 1824 po 1834 g. v svjazi s mjuridizmom // Kavkazskij sbornik. Tiflis, 1897. T. XVIII. 11. Muhammad Tahir al-Karahi. Blesk dagestanskih shashek v neko-

toryh shamilevskih bitvah. Mahachkala, 1990. Ch. 1. 12. Muhammad Tahir al-Karahi. Tri imama. Mahachkala, 1990. 13. Neverovskij A. A. Istreblenie avarskih hanov v 1834 g. SPb., 1848.

14. Pashaeva Sh. Ju. Muhammad al-Jaragi i kavkazskij mjuridizm. Mahachkala, 2003. 15. Pokrovskij

N. I. Kavkazskie vojny i imamat Shamilja. M., 2009; Bliev M. M. Rossija i gorcy Bol'shogo Kavkaza. Na puti k civilizacii. M., 2004. 16. Prushanovskij K.I. Vypiska iz putevogo zhurnala General'nogo shtaba shtabs-kapitana Prushanovskogo // Kavkazskij sbornik. Tiflis, 1902. T. XXIII.

Статья поступила в редакцию 12.03.2014 г.

УДК 94(470.67)

ТОРГОВЫЕ СВЯЗИ И ПЕРВЫЕ ЗАЧАТКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У НАРОДОВ ЗАПАДНОГО ДАГЕСТАНА В XVIII -

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ.

THE TRADE RELATIONS AND THE FIRST BUSINESS UNDERTAKINGS AMONG THE WESTERN

DAGESTAN PEOPLES IN THE 18th - THE BEGINNING OF THE 19th CC.

© 2014 Магомедова Р. М., Ибрагимова Ш. З.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2014 Magomedova R. M., Ibragimova Sh. K.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Статья посвящена изучению торговых связей и началу развития предпринимательства как одного из необходимых условий экономического прогресса горцев Западного Дагестана. Особое внимание в статье уделяется основным направлениям развития торговли: Закавказье, Чечня и Внутренний Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.