Закон и право. 2024. № 11. С. 212-216. Law and legislation. 2024;(11):212-216.
Научная статья УДК 343
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-212-216 EDN: https://elibrary.ru/CTQYMC
NIION: 1997-0063-11/24-580 MOSURED: 77/27-001-2024-11-780
К вопросу об исторических предпосылках формирования и развития российского законодательства об ответственности за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации
Владимир Владимирович Дыняк
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены причины появления в российском законодательстве ответственности за производство, покупку, хранение, перевозку или продажу товаров и продукции без маркировки, соответствующей требованиям закона, или с нанесением на них информации, не предусмотренной законодательством. Проанализированы правовые нормы, регулирующие продажу товаров, которые должны быть обязательно промаркированы или на них должна быть нанесена информация о товаре. Аргументировано, почему на некоторые товары, продаваемые на внутреннем и внешнем рынке, требуется обязательная маркировка.
Ключевые слова: историко-правовой анализ, исторические предпосылки, российское законодательство, производство, хранение, перевозка, сбыт, продукция без маркировки, периодизация уголовного права, кодифицированное право.
Для цитирования: Дыняк В.В. К вопросу об исторических предпосылках формирования и развития российского законодательства об ответственности за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации // Закон и право. 2024. № 11. С. 212—216. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2024-11-212-216 ББЫ: https://elibrary.ru/CTQYMC
Original article
On the question of the historical prerequisites for the formation
and development of Russian legislation on liability for the production, acquisition, storage, transportation or sale of goods and products without labeling and (or) application of information provided for by the legislation of the Russian Federation
Vladimir V. Dynyak
V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article considers the reasons tor the appearance in Russian legislation of responsibility for the production, purchase, storage, transportation or sale of goods and products without labeling that meets the requirements of the law, or with the application of information not provided for by law. We also analyzed the
© flbiHAK B.B. M., 2024.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2024
legal norms governing the sale of goods, which must be marked or marked with information about the product. It is argued why some products sold on the domestic and foreign markets require mandatory labeling.
Keywords: historical-legal analysis, historical background, Russian legislation, production, storage, transportation, sale, unlabelled products, periodisation of criminal law, codified law.
For citation: Dynyak V.V. On the question of the historical prerequisites for the formation and development of Russian legislation on liability for the production, acquisition, storage, transportation or sale of goods and products without labeling and (or) application of information provided for by the legislation of the Russian Federation // Law and legislation. 2024;(11):212—216. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-212-216 EDN: https://elibrary.ru/CTQYMC
Я России для того, чтобы контролировать оборот товаров, защищать права потреби--я-^-телей, не вводить их в заблуждение и сохранять здоровье и жизнь граждан, хозяйствующие субъекты (включая группы компаний) обязаны маркировать определенные товары при помощи специальных средств идентификации [10, с. 245].
Начало правового регулирования данной сферы деятельности было заложено примерно 30 лет назад. Для всестороннего анализа процесса формирования и эволюции российского законодательства, касающегося уголовной ответственности за изготовление, приобретение, хранение, транспортировку или продажу товаров и продукции без маркировки или с нанесением информации, не предусмотренной законодательством Российской Федерации, необходимо разработать авторскую периодизацию, учитывающую ряд ключевых событий, оказавших влияние на изменения в законодательстве:
■ После распада СССР, начиная с 1991 г., в Российской Федерации началось формирование нового законодательства, которое затронуло множество областей, включая ответственность за производство и оборот товаров и продукции.
■ В 1999 г. в Российской Федерации были криминализированы деяния по изготовлению и последующему обороту (приобретению , хранению, транспортировке или продаже) товаров и продукции без нанесения обязательной маркировки. В это время наблюдалось активное развитие и улучшение законодательства в данной области, введение новых норм и правил.
■ Начиная с 2014 г. в российском законодательстве произошло множество изменений. В дальнейшем произошла модификация нормативного содержания ст. 171.1 УК РФ об уголовной ответственности за деяния по изготовлению и последующему обороту (приобретению, хранению, транспортировке или реализации) немаркированных надлежащим образом товаров и продукции. Указанные изменения детерминировали
усиление криминализации данного противоправного деяния посредством увеличения санкций за его совершение, а также активизацию правоприменительной практики в отношении названной статьи.
Для проведения исторического анализа мы можем разделить процесс на три этапа:
1) постсоветский — с 1991-го по 1999 г.;
2) переходный — с 1999-го по 2014 г.;
3) современный — с 2014 г. по настоящее время.
Именно исходя из данной периодизации далее будет производиться анализ законодательства об ответственности за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Рассматривая постсоветский период, стоит упомянуть, что согласно сформировавшейся уголовно-правовой доктрине данный период начинается с 1991 г. и продолжается по настоящий момент. Однако мы рассматриваем период с 1991 г. по 1999 г., опираясь на выделенные нами временные этапы.
Данный период характеризуется значительным ростом преступности, который произошел из-за глобальных изменений в экономике в ходе ее перестройки на рыночную модель. Из-за отсутствия должного регулирования контроля качества и безопасности продукции со стороны государства, при резком увеличении количества производителей и импортеров широкое распространение на рынке страны получили фальсифицированные и контрафактные товары, которые не только не соответствовали требованиям стандартов, но и угрожали жизни и здоровью граждан [8; 11, с. 216—221].
В секторе нормативного регулирования первичной попыткой упорядочения сложившейся на товарном рынке ситуации стало издание Постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 1994 г. № 332 «О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора», которым было инициировано обращение на территории Российского государ-
LAW & LEGISLATION • 11-2024
ства специальных идентификационных знаков, свидетельствующих об уплате соответствующего акцизного налога [2].
В соответствии с императивными предписаниями Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ в совокупности с иными нормативными актами с 1 января 1995 г. на территории Российской Федерации было легитимировано ограничение, предусматривающее запрет на реализацию определенных категорий товаров, включая винно-водочные изделия, пищевой спирт, табачную продукцию и изделия из нее, ввозимых на таможенную территорию страны, в случае отсутствия на них специальных акцизных идентификационных маркировочных знаков [1].
В целях реализации обязательной идентификационной маркировки указанных товарных групп были разработаны и введены в оборот специализированные маркировочные знаки, а также акцизные маркированные идентификаторы, нанесение которых на соответствующую продукцию являлось облигаторным условием для легального ввоза на территорию Российской Федерации и последующей реализации в рамках внутреннего товарного рынка.
Следует отметить, что в письме Государственного таможенного комитета Российской Федерации от февраля 1996 г. были установлены нормы маркировки [9]. Согласно этим нормам товары, производимые на территории государств Содружества Независимых Государств (СНГ), а также товары, ввозимые из этих государств, подлежали обязательной маркировке акцизными марками. Кроме того, акцизной маркировке должны были подвергаться товары, произведенные за пределами стран СНГ, однако импортируемые с территории стран СНГ и государств — членов Таможенного союза [13].
Постановлением Правительства Российской Федерации № 938 от 3 августа 1996 г. «О введении специальной маркировки алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации» был утвержден список товаров, на которые необходимо наносить специальные идентификационные знаки. В этот перечень входят:
■ питьевой спирт;
■ водка и другие алкогольные напитки на основе спирта;
■ коньяк, бренди, кальвадос;
■ виноградные и плодово-ягодные вина;
■ иная пищевая продукция, содержащая более 1,5% этилового спирта, произведенно-
го из пищевого сырья, от общего объема алкогольной продукции [3].
Из-за введения акцизного сбора на товары отечественного производства выпустили второй тираж специальных маркировочных знаков. Их изготовили при помощи офсетной печати на бумаге с трехцветным водяным знаком, который похож на пчелиные соты и может быть повернут вправо или влево. На обратной стороне знака есть меловая сетка, повторяющая узор «сот». На каждом знаке также присутствует микротекст «Специальная марка», двузначный код региона производства и защитная вертикальная полоса [6, с. 53].
С 1 января 1997 г. было легализовано ограничение на производство алкогольной продукции без нанесения соответствующих специальных маркированных идентификаторов, а с 1 марта 1997 г. — на реализацию такой продукции [13, с. 94—95].
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 836 был осуществлен третий выпуск специальных марок, предназначенных для маркировки алкогольных напитков [7]. Данные марки характеризуются изменениями в технологии изготовления (они выполнены методом металлографии с применением офсетной печати) и в системе идентификационного номера.
В соответствии с регуляторными предписаниями упомянутого Постановления начиная с 1 сентября 1996 г. была деактивирована легитимность реализации алкогольной продукции, идентифицированной посредством нанесения специальных маркированных знаков второго эмиссионного выпуска, произведенных офсетным способом, содержащих двузначный код региона производства, но не имеющих указанных порядковых номерных идентификаторов. Российским налоговым органам было поручено в двухнедельный срок обеспечить обмен производителями неиспользуемых марок второго поколения на марки третьего поколения [4].
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. № 1628 [5] было установлено обязательное нанесение специальной марки нового образца на алкогольные напитки с содержанием этилового спирта более 28%. Данная марка включала информацию о максимальной вместимости упаковки для разлива продукции и должна была вступить в силу с 1 апреля 1998 г.
В рамках оптимизации системы идентификационного маркирования была осуществлена эмиссия четвертой серии специализированных маркированных знаков, предназначенных для апплици-рования на крепкую алкогольную продукцию.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2024
Эти маркированные идентификаторы были сделаны на белой бумаге с многотоновым водяным знаком «Акциз». Знак содержал защитные волокна двух видов: красные, которые не светятся под ультрафиолетом, и зеленые, излучающие зеленый свет при облучении. Правая сторона знака была дополнительно украшена сетчатым узором, который создавал интересный эффект перехода цвета от зеленого к желтому. Вдоль верхней и нижней границ орнаментальной полосы располагался микротекст с повторяющейся фразой: «Российская Федерация». В нижней части знака, под орнаментальной полосой, красной краской были нанесены: двузначный код региона производства, четырехзначный разрядный номер и семизначный уникальный номерной идентификатор [14].
В постсоветский период государство эффективно осуществило мониторинг и регулирование производства, приобретения, хранения, перевозки и реализации товаров и продукции без маркировки, что было необходимо для предотвращения негативного влияния на экономику страны и обеспечения безопасности жизни и здоровья ее граждан.
Законотворческий процесс урегулирования данной деятельности развивался на протяжении всего периода, дополняя и совершенствуя созданные первым законодательным актом нормы. Благодаря этим мерам алкоголь и табак, производимые в стране или за ее пределами, получили обязательную маркировку в соответствии с законодательными требованиями.
Список источников
1. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: Федеральный закон РФ от 22.11.1995 (ред. от 28.04.2023 // Рос. газ. 1995. 29 ноября; 2023. 4 мая.
2. О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора: Постановление Правительства РФ от 14.04.1994 № 319 (ред. от 18.06.1999) // http://www.consultant.ru/
3. О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 № 938 (ред. от 12.07.1999) // http://www.consultant.ru/
4. О специальных марках для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 836 // Рос. газ. 1997. 16 июля.
5. О специальной маркировке крепких алкогольных напитков, производимых на территории
Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 27.12.1997 № 1628 // Рос. газ. 1998. 10 янв.
6. Бова А., Обухов Е, Петухов М. Марки акцизного сбора Российской Федерации // Филателия. 1998. № 4. С. 50-54.
7. Захарян С.Ю. Критерии общественной опасности незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции // Науч. вестник Омской академии МВД России.
2020. № 3 (78): URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kriterii-obschestvennoy-opasnosti-nezakonnogo-oborota-etilovogo-spirta-alkogolnoy-i-spirtosoderzhaschey-produktsii (Дата обращения: 22.10.2023)
8. Окунева K.K. Меры защиты российского рынка от контрафактной продукции // Скиф.
2021. № 2 (54): URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/mery-zaschity-rossiyskogo-rynka-ot-kontrafaktnoy-produktsii (Дата обращения: 29.10.2023)
9. Разогреева А.М., Чуклина Э.Ю. Противодействие преступлениям в сфере нелегального оборота алкогольной продукции: уголовный закон и (или) ЕГАИС // Сибирский юрид. вестник. 2019. № 1: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ protivodeystvie-prestupleniyam-v-sfere-nelegalnogo-oborota-alkogolnoy-produktsii-ugolovnyy-zakon-i-ili-egais (Дата обращения: 22.10.2023)
10. Уголовное право. Общая часть / А. А. Аб-дульманов, Е.Р. Абызова, Е.А. Алференок [и др.]. М.: Моск. ун-т МВД России им. В.Я. Кикотя, 2023. 524 с.
11. Уголовное право. Общая часть / Н.Г. Кад-ников, С.Л. Никонович, М.Д. Давитадзе [и др.]. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 303 с.
12. Харламова А.А., Токарев Д.С. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (ст. 171.1 УК РФ): особенности криминообразу-ющих признаков и вопросы квалификации // Вестник БелЮИ МВД России. 2023. № 1: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proizvodstvo-priobretenie-hranenie-perevozka-ili-sbyt-tovarov-i-produktsii-bez-markirovki-i-ili-naneseniya-informatsii (Дата обращения: 22.10.2023)
13. Хорошилов С.А. О влиянии изменений вектора уголовно-правовой политики на эффективность противодействия преступности в сфере экономической деятельности // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. № 4. С. 93—98.
LAW & LEGISLATION • 11-2024
14. Янишевский А.Б. Декриминализация алкогольного рынка совместными усилиями Росалко-гольрегулирования // Вестник экономия. безопасности. 2016. № 1: URL: https://cyberleninka.ru/ article/п/ dekriminalizatsiya-alkogolnogo -rynka-sovmestnymi-usiliyami-rosalkogolregulirovaniya (Дата обращения: 22.10.2023)
References
1. On state regulation of production and turnover of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products and on restriction of consumption (drinking) of alcoholic products: Federal law of the Russian Federation from 22 November 1995 (ed. from 18.06.1999). // Rossiyskaya Gazeta. 1995. 29 Nov.; 2023. 4 May.
2. On the introduction of excise duty stamps on the territory of the Russian Federation: Resolution of the Government of the Russian Federation of 14.04.1994 № 319 (ed. of 18.06.1999) // Rossiyskaya Gazeta. 1994. 20 Apr.
3. On the introduction of special labelling of alcoholic beverages produced on the territory of the Russian Federation: Resolution of the Government of the Russian Federation of 03.08.1996 № 938 (ed. of 12.07.1999) // http://www.consultant.ru/
4. On special stamps for labelling alcoholic beverages produced on the territory of the Russian Federation: Resolution of the Government of the Russian Federation of 08.07.1997 № 836 // Rossiyskaya Gazeta. 1997. 16 July.
5. On special labelling of strong alcoholic drinks produced on the territory of the Russian Federation: Resolution of the Government of the Russian Federation of 27.12.1997 № 836 // Rossiyskaya Gazeta. 1998. 10 January.
6. Bova A., Obukhov E, Petukhov M. Excise duty stamps of the Russian Federation // Philately. 1998. № 4. Pp. 50-4.
7. Zakharyan S. Yu. Criteria of public danger of the illegal turnover of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products // Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 3 (78): URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kriterii-obschestvennoy-opasnosti-nezakonnogo-oborota-etilovogo-spirta-
alkogolnoy-i-spirtosoderzhaschey-produktsii (Accessed: 22.10.2023)
8. Okuneva K.K. Measures to protect the Russian market from counterfeit products // Skif. 2021. № 2 (54): URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mery-zaschity-rossiyskogo-rynka-ot-kontrafaktnoy-produktsii (Accessed: 29.10.2023)
9. Razogreeva A.M., Chuklina E. Yu. Countering crimes in the sphere of illegal turnover of alcoholic beverages: criminal law and (or) EGAIS // Siberian Legal Bulletin. 2019. № 1: URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/protivodeystvie-prestupleni-yam-v-sfere-nelegalnogo-oborota-alkogolnoy-produktsii-ugolovnyy-zakon-i-ili-egais (Accessed: 22.10.2023)
10. Criminal Law. General part / A.A. Abdul-manov, E.R. Abyzova, E.A. Alferenok [and others]. Moscow: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Yu. Kikot, 2023. 524 p.
11. Criminal Law General Part / N.G. Kadnikov, S.L. Nikonovich, M.D. Davitadze [and others]. 3rd edition, revised and supplemented. Moscow: UNITY-DANA, 2023. 303 p.
12. Kharlamova A.A., Tokarev D.S. Production, acquisition, storage, transportation or sale of goods and products without labelling and (or) application of information provided for by the legislation of the Russian Federation (article 171.1 of the Criminal Code of the Russian Federation): peculiarities of criminally forming signs and issues of qualification // Bulletin of BelJUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. № 1: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ proizvodstvo-priobretenie-hranenie-perevozka-ili-sbyt-tovarov-i-produktsii-bez-markirovki-i-ili-naneseniya-informatsii (Accessed: 22.10.2023)
13. Khoroshilov S.A. On the impact of changes in the vector of criminal law policy on the effectiveness of countering crime in the sphere of economic activity // Law and order: history, theory, practice. 2015. № 4. Pp. 93-98.
14. Yanishevsky A.B. Decriminalisation of the alcohol market by joint efforts of Rosalkogolregu-lirovanie // Bulletin of economic security. 2016. № 1: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dekriminali-zatsiya-alkogolnogo-rynka-sovmestnymi-usiliyami-rosalkogolregulirovaniya (Accessed: 22.10.2023)
Информация об авторе
Дыняк В. В. — адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров
Статья поступила в редакцию 1 0.09.2024; одобрена после рецензирования 08.1 0.2024; принята к публикации 14.10.2024.
Information about the author
Dynyak V.V. — adjunct of the faculty of training of scientific, pedagogical and scientific personnel
The article was submitted 10.09.2024; approved after reviewing 08.10.2024; accepted for publication 14.10.2024.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2024