Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ КОРНЯХ ОЛЬСТЕРСКОЙ ПРОБЛЕМЫ'

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ КОРНЯХ ОЛЬСТЕРСКОЙ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Североирландский конфликт / англо-ирландский конфликт / Ольстерская проблема / политика государства / протестантизм / католицизм / Northern Irish conflict / Anglo-Irish conflict / Ulster problem / state policy / Protestantism / Catholicism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Возмитель Мария Константиновна

В статье изучаются корни Североирландского конфликта, рассматриваются различные его аспекты, прежде всего, национально-культурный, религиозный и политический. Анализируются основные факторы разделения общества, сложившиеся на разных исторических этапах эволюции Ольстерской проблемы. Анализ истории Ольстерской проблемы показал, что эта история формирования и развития противоречий может быть разделена на три условных периода, каждый из которых характеризуется определенными причинами и особенностями развития противостояния. Автором предложена периодизация истории формирования противоречий в обществе по следующим критериям: политика в отношении Ирландии и ее субъекты; цели политики; пути реализации политики; методы реализации; результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE HISTORICAL ROOTS OF THE ULSTER PROBLEM

The article examines the roots of the Northern Ireland conflict and examines its various aspects, primarily national-cultural, religious and political. The main factors of division of society that developed at different historical stages of the evolution of the Ulster problem are analyzed. An analysis of the history of the Ulster problem showed that this history of the formation and development of contradictions can be divided into three conditional periods, each of which is characterized by certain causes and features of the development of the confrontation. The author proposes a periodization of the history of the formation of contradictions in society according to the following criteria: policy towards Ireland and its subjects; policy objectives; ways to implement the policy; implementation methods; results.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ КОРНЯХ ОЛЬСТЕРСКОЙ ПРОБЛЕМЫ»

Специального рассмотрения требует и вопрос о вкладе политических ссыльных в экономическое и культурное развитие края, их научная и просветительская деятельность.

Литература и источники

1. Гвоздикова И.М. Особенности складывания Оренбургской политической ссылки в первой половине XIX в. и задачи по ее изучению // Вторые Рычковские чтения: социальное, экономическое и экологическое развитие Южного Урала в XIX - XX вв. Тезисы и материалы. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1991.

2. Гвоздикова И.М. Оренбургская политическая ссылка на дворянском этапе освободительного движения в России // Социально-экономическое и политическое развитие Башкирии в конце XVI - начале XX в. - Уфа, 1992.

3. Оренбург. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1993.

4. Матвиевский П.Е. Очерки истории Оренбургского края XVIII - XIX веков. - Оренбург: Изд-во «Оренбургская книга», 2005.

5. Сафонов Д. Кто Вы, Огюст Турналь? // Оренбургский край. Альманах Оренбургского краеведческого музея. - 1994. - № 12.

6. Объединенный государственный архив Оренбургской области (ОГАОО). Ф. б. Оп. 3. Д. 710б. Л. 1.

7. Четвертиков С.А. Участие польских ссыльных 1830-х годов в военных операциях русской армии в степи // Девятые Большаковские чтения. Оренбургский край как историко-культурный феномен: сб. статей междунар.науч.-практ. конф. / науч. ред. В.С. Любичанковский. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018.

8. Матвиевская Г.П. Оренбургские страницы жизни Г.С. Карелина // Оренбургский край. Архивные документы. Материалы исследования: сб. работ науч.-исслед. краеведения лаборатории ОГПУ. Вып.2 / отв. ред. А.Г. Прокофьева. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003.

9. ОГАОО. Ф.б. Оп. 10. Д. 4110а.

10. СафоновД.А. Роль ссылки в истории Оренбурга // Оренбургу - 250 лет. Программа и материалы науч. конф., посвящ. 250-летию города Оренбурга. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1993.

References and Sources

1. Gvozdikova I.M. Osobennosti skladyvaniya Orenburgskoj politicheskoj ssylki v pervoj polovine XIX v. i zadachi po ee izucheniyu // Vtorye Rychkovskie chteniya: social'noe, ekonomicheskoe i ekologicheskoe razvitie Yuzhnogo Urala v XIX - XX vv. Tezisy i materialy. - Orenburg: Izd-vo OGPU, 1991.

2. Gvozdikova I.M. Orenburgskaya politicheskaya ssylka na dvoryanskom etape osvoboditel'nogo dvizheniya v Rossii // Social'no-ekonomicheskoe i politicheskoe razvitie Bashkirii v konce XVI - nachale XX v. - Ufa, 1992.

3. Orenburg. - Chelyabinsk: Yuzh.-Ural. kn. izd-vo, 1993.

4. Matvievskij P.E. Ocherki istorii Orenburgskogo kraya XVIII - XIX vekov. - Orenburg: Izd-vo «Orenburgskaya kniga», 2005.

5. Safonov D. Kto Vy, Ogyust Turnal'? // Orenburgskij kraj. Al'manah Orenburgskogo kraevedcheskogo muzeya. - 1994. - N° 12.

6. Ob"edinennyj gosudarstvennyj arhiv Orenburgskoj oblasti (OGAOO). F. б. Op. 3. D. 710б. L. 1.

7. Chetvertikov S.A. Uchastie pol'skih ssyl'nyh 1830-h godov v voennyh operaciyah russkoj armii v stepi // Devyatye Bol'shakovskie chteniya. Orenburgskij kraj kak istoriko-kul'turnyj fenomen: sb. statej mezhdunar.nauch.-prakt. konf. / nauch. red. V.S. Lyubichankovskij. - Orenburg: Izd-vo OGPU, 2018.

8. Matvievskaya G.P. Orenburgskie stranicy zhizni G.S. Karelina // Orenburgskij kraj. Arhivnye dokumenty. Materialy issledovaniya: sb. rabot nauch.-issled. kraevedeniya laboratorii OGPU. Vyp.2 / otv. red. A.G. Prokofeva. - Orenburg: Izd-vo OGPU, 2003.

9. OGAOO. F.6. Op. 10. D. 4110a.

10. Safonov D.A. Rol' ssylki v istorii Orenburga // Orenburgu - 250 let. Programma i materialy nauch. konf., posvyashch. 250-letiyu goroda Orenburga. - Orenburg: Izd-vo OGPU, 1993.

КУЗНЕЦОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры английского языка и гуманитарных дисциплин, Оренбургский государственный аграрный университет (89198482517@mail.ru). ДЕГТЯРЕВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории, Оренбургский государственный университет (degtyareva@mail.ru).

KUZNETSOVA, YULIA V. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of English and Humanities, Orenburg State Agrarian University (89198482517@mail.ru).

DEGTYAREVA, NATALIA A. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of History, Orenburg State University.

УДК 94(416)«11/18» DOI: 10.24412/2308-264X-2024-3-33-38

ВОЗМИТЕЛЬ М.К.

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ КОРНЯХ ОЛЬСТЕРСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

Ключевые слова: Североирландский конфликт, англо-ирландский конфликт, Ольстерская проблема, политика государства, протестантизм, католицизм.

В статье изучаются корни Североирландского конфликта, рассматриваются различные его аспекты, прежде всего, национально--культурный, религиозный и политический. Анализируются основные факторы разделения общества, сложившиеся на разных исторических этапах эволюции Ольстерской проблемы. Анализ истории Ольстерской проблемы показал, что эта история формирования и развития противоречий может быть разделена на три условных периода, каждый из которых характеризуется определенными причинами и особенностями развития противостояния. Автором предложена периодизация истории формирования противоречий в обществе по следующим критериям: политика в отношении Ирландии и ее субъекты; цели политики; пути реализации политики; методы реализации; результаты.

VOZMITEL, M.K

ON THE QUESTION OF THE HISTORICAL ROOTS OF THE ULSTER PROBLEM

Key words: Northern Irish conflict, Anglo-Irish conflict, Ulster problem, state policy, Protestantism, Catholicism.

The article examines the roots of the Northern Ireland conflict and examines its various aspects, primarily national-cultural, religious and political. The main factors of division of society that developed at different historical stages of the evolution of the Ulster problem

are analyzed. An analysis of the history of the Ulster problem showed that this history of the formation and development of contradictions can be divided into three conditional periods, each of which is characterized by certain causes and features of the development of the confrontation. The author proposes a periodization of the history of the formation of contradictions in society according to the following criteria: policy towards Ireland and its subjects; policy objectives; ways to implement the policy; implementation methods; results.

Для понимания сущности Североирландского конфликта, полагаем, что сегодня, прежде всего, важно понять исходные причинно-мотивационные его составляющие. Это тем более важно, что, как отметил Г.Е. Афанасьев: «Ирландский вопрос состоит из сплетения экономических, национально-политических и религиозных отношений. Разъяснения ... ирландского вопроса необходимо искать в прошлом этого народа» [1, с. 75]. Многие исследователи выделяют среди основных причины развития конфликта политический, экономический, национальный и религиозный факторы, при том подчеркивая доминирование того или другого. Например, в докладе Совета Европы отмечается, что «существовало много различий между поселенцами и местным населением, однако, наиболее значимое - религиозное» [9].

На наш взгляд, выделять лишь несколько факторов, опуская остальные, нельзя, так как все они тесно связаны друг с другом, образуя своеобразное наслоение, смешение, которое с развитием конфликта только усложнялось. Именно поэтому важно установить определенные исторические роли (исторические стереотипы) участников конфликта: англичанин-протестант, ирландец-католик, которые в XIX-XX вв. осложнились еще и понятиями юнионист, республиканец. При этом исходным моментом столкновения английского и ирландского этносов, как представляется, следует считать XII век, когда началас активная военная колонизации Ирландии англичанами.

1. Исходный национально-культурный период (XII-XV вв.) исследователями, как правило, связывается с 1171 г., когда, следуя булле папы Адриана IV (1155), Генрих II высадился в Ирландии с церковным разрешением «совершать все, что может быть полезно для славы и блага этой страны, и чтобы народ ее принял и почитал Вас как своего Господина» [4, с. 11]. И это была своего рода индульгенция для того, кто планировал исправить сложившееся к этому времени положение, при котором, помимо подконтрольной англичанам части острова, на которой существовал так называемый Пейл, основная часть его оставалась свободной. Соответсвенно, в Ирландии действовали две разные системы права - английская и брегонская, а взаимоотношения коренного и пришлого населения в регионе оставались крайне непростыми [8]. В частности, об этом свидетельствовало создание королем Эдуардом I ирландского парламента (1297), в который входили только представители Пейла, тогда как ирландские территории аналогичного института были лишены [5, c. 16].

Во времена правления династии Плантагенетов Ирландия фактически стала колонией Англии. Данная территория управлялась английским наместником и парламентом Ирландии. Подобная система управления вела к насаждению английских порядков в вопросах администрирования, судебной практики, в финансовой и военной сферах. Но существовали отдельные районы, которые не были подконтрольны английской короне и сохраняли по-прежнему клановые отношения. Однако XTV-XV вв. характеризуются ослаблением позиций английской короны и укреплением власти местных английских феодалов. Такое отстранение от Англии, вело к ассимиляции ирландцев английскими колонизаторами. Так появилась англо-ирландская знать, которая и стала главной опорой сепаратизма. Степень отмеченной ассимиляции ярко описал в своей книге ирландский историк Патрик Уэстон Джойс, в частности, отметивший: «Они полностью слились с местным населением, так английский писатель жаловался, что они стали ... , больше ирландцами, чем сами ирландцы» [8].

Подобная ассимиляция не устраивала британское правительство. Попытки остановить этот процесс нашли отражение в Килкеннийском статуте 1367 года, который предусматривал конфискацию земель, лишение свободы и даже казнь за бракосочетание или любые другие отношения между англичанами и ирландцами, а также за использование ирландского языка, ношение местной одежды и соблюдение ирландских традиций. Многими исследователями данный статут рассматривается как пример крайне агрессивной политики и даже национальной нетерпимости англичан по отношению к ирландцам. Однако документ преследовал, по существу, исключительно политические цели, направленные на сохранение власти монархии на этой территории. Акт должен был предотвратить появления англо-ирландской знати, которая

противодействовала бы распространению власти английской монархии, потому что ее интересы были сосредоточены не в метрополии, а в регионе.

Между тем, к XV в. ирландские города были достаточно независимыми, причем они имели даже более широкие привилегии, чем города Англии. Ослабление власти английской монархии в Ирландии сделало города центром сепаратизма. Английская корона, чтобы удержать власть, расширяла права ирландских городов в обмен на верность. Так она сохраняла номинальную власть в Ирландии.

На основе сказанного можно сделать следующий вывод: в результате проводимой британской короной политики, в рамках периода произошло четкое разделение населения по этническому признаку, сформировался комплекс этно-противоречий в обществе. Несмотря на то, что все «угнетающие меры», принятые английской стороной, с виду были направлены на дискриминацию ирландского населения, что вызвало ответную реакцию в форме национально-освободительной борьбы, в сущности, цель этих мер заключалась в получении политико-экономических выгод. Это подтверждает основополагающую роль политико-экономического фактора и определяющую - национально-культурного.

2. Религиозный период (ХУ1-ХУШ вв.) характеризуется тем, что к основным политико-экономическим причинам конфликта, осложненным национально-культурными противоречиями, добавилось противостояние на религиозной почве. Изменения, которые в последствии имели огромное значение для конфликта, произошли во времена правления династии Тюдоров. С 1494 г. начинается период укрепления власти монархии в Ирландии. Основной колониальный документ - закон Пойнингса фактически упразднил власть ирландского парламента, а также распространил все принятые королем статуты на территорию всей Ирландии, несмотря на то, что значительная ее часть не подчинялась короне.

Особое влияние на развитие конфликта оказала эпоха правления Генриха VIII, который активно начал проводить меры по расширению власти на территорию всей Ирландии. Значительная роль в этом процессе отводилась движению реформации (с 1534 года король становился еще и главой англиканской церкви). Тем не менее, стоит признать, что при Генрихе новая религия насаждалась не так активно, как при Елизавете, которая статутом 1560 года потребовала от всех безоговорочного принятия власти монарха в церковных вопросах. Соответственно, при нем сопротивление еще не приняло широкий характер. Несмотря на все старания, реформационное движение проникло далеко не во все уголки острова. Таким образом, в Ирландии сложилось две церкви: англиканская - официальная и католическая, распространенная среди ирландцев.

Если прежде противостояние носило национальный характер, то с 1534 года борьба в Ирландии велась прежде всего под лозунгом борьбы за католичество. Однако экономико-политический фактор все так же имел место. К примеру, поддержка ирландцев католической церковью была обусловлена тем, что Ирландия являлась выгодным союзником для Папы и Испании в борьбе с Англией. Поэтому английской монархии было необходимо установить контроль над всем островом. В 1541 году Генрих VIII был наделен ирландским парламентом титулом «Короля Ирландии». Это означало, что политическая и религиозная власть монарха распространялась теперь на территорию всей Ирландии.

Реакцией на проводимые реформы, экономическое давление и режим неравноправия стало усиление национально-освободительной борьбы. Как указывает Ю.М. Сапрыкин: «Ирландские крестьяне ненавидели англичан больше, чем их религию» [4, с. 37]. В результате, данный период был ознаменован целым рядом восстаний (бунт Джеральдина, бунт Хью О'Нила, бунт 1641 года, множество мелких восстаний) [8].

Ольстер (9 графств севера острова, основное население которых составляли протестанты) также активно проявил сопротивление (Национально-освободительная война 1594-1603 гг.). Для улучшения результатов колонизации в Ольстере был применен новый метод: вместо того, чтобы раздавать земли исключительно феодалам, они раздавались и простым людям (английским протестантам и шотландским пресвитерианам). Колонисты-ирландцы, или как их называли «ирландцы лучшего сорта», получили лишь одну десятую всех конфискованных земель [4, с. 32]. В результате этих процессов, к 1700 году процент населения Ирландии людьми английского или шотландского происхождения составлял 27%, тогда как в 1600 году этот показатель был только

около 2% [7, с. 5]. Таким образом, к началу XVIII в. Ирландия была окончательно включена в систему английского государства.

Несмотря на распространенный взгляд о доминирующей роли религии в конфликтах этого периода, значительно влияли на их углубление и противоречия политико-экономического характера. В частности, участие определенных социальных групп в ирландском восстании 16401652 годов определялось, в первую очередь, именно политическими и экономическими интересами. К примеру, англо-ирландская знать, исповедовавшая католичество, выступала сначала против ирландских мятежников, но потом, боясь потерять свои земли, поддержала их, образовав в 1642 году католическую конфедерацию Килкенни - независимое государство. Но вскоре, испугавшись усиления католической власти и «коренных ирландцев», она решила заключить союз уже с роялистами-англиканами. Соответственно, в зависимости от роли экономических и политических интересов, религия и национальность нередко отходили на второй план, выступая лишь мотивационным дополнением.

Военный поход Оливера Кромвеля и победа Вильгельма III в битве на реке Бойн в 1690 году обеспечили господство протестантизма и ущемление католиков, которые, в свою очередь, поддержали французских интервентов. В наказание за такую позицию в войне, были приняты «карательные законы», направленные именно против католиков. Они запрещали католикам наследовать землю, лишали их избирательных прав и не допускали в политическую, юридическую и военные сферы. Как следствие, социальное недовольство, порожденное «карательными законами», во второй половине XVIII в. вылилось в образование ряда католических партизанских организаций, а также оппозиционных католикам протестантских («Белые братья» 1761-1765 гг., «Дубовые сердца»1763 г., «Стальные сердца» 1769-1772 гг.) [2, с. 37-239].

К концу XVIII века «карательные законы» были смягчены. Это обуславливалось снижением антикатолических настроений и озабоченностью мировыми процессами, которые влияли на настроения в обществе. К примеру, американская война за независимость побудила в 1782 году Дублинский парламент, состоявший из протестантов, объявить о его независимости, что являлось ярким проявлением протестантского сепаратизма [2, с. 294]. А в 1798 г. было организованно восстание, в котором совместно выступали католики и протестанты. Реакцией со стороны Вестминстера стало принятие в 1800 году закона о создании Союза («Акт об унии»), в соответствие с которым ирландский Парламент был распущен. В связи с введением прямого правления, период закончился усилением власти монархии.

Подводя общий итог данного периода, необходимо отметить значительное возрастание роли религии в развитии конфликта. С появлением протестантизма, противоречия, которые носили до этого национальный характер, ушли на второй план. Религиозный фактор еще больше разделил противоборствующие стороны, потому что основная часть англичан приняла протестантизм, тогда как ирландцы остались католиками. Этот факт и породил исторический стереотип: католик-ирландец, протестант-англичанин, который существует и в наши дни.

3. Политический период (XIX-XX вв.) характеризуется усилением влияния политического и национального факторов развития конфликта. Основное значение в это время приобрели прежде всего радикально-политические методы борьбы. Также особенностью данного периода стало выделение в ХХ в. Североирландского конфликта из ирландского.

Принятие акта об Унии в 1800 году спровоцировало национальный подъем ирландцев, которые действовали парламентскими методами борьбы. В частности, была сформирована «Католическая ассоциация» во главе с Дэниелом О'Коннеллом (1775-1847 гг.), боровшаяся за католическую эмансипацию и аннулирование «Акта об унии». Следует отметить, что далеко не все поддерживали это движение. Например, Ольстер выступал против отмены унии, из-за тесных экономических связей с Британией. Тем не менее, одной из поставленных целей ассоциация достигла в 1829 году, когда был принят «Закон католического освобождения» [6, с. 172-177].

Значительно повлиял на взаимоотношения жителей двух островов голод 1845-1849 гг. Его основными причинами были грибок фитофтора, который поразил остров, и хроническая зависимость Ирландии от урожая картофеля. Основные обвинения британского правительства со стороны ирландцев касались бездействия центральной власти. Это связано с «политической экономикой», выражение которой отображено в принципе laissez-jaire («пусть будет, как будет»), который запрещал правительству вмешиваться в экономику. К примеру, раздача пищи

голодающим ирландцам была бы вмешательством в естественные рыночные процессы, потому применять подобные методы было нельзя. Это способствовало формированию мнения, что гибель ирландцев связана с целенаправленной английской политикой - геноцидом. Тем не менее, полгаем, что доказательств такой политики нет [6, с. 178-189].

Следует отметить, что власти все-таки предпринимали определенные меры. В 1846 г. была закуплена кукуруза в Америке, которая по низким ценам продавалась в Ирландии. Также были отменены протекционистские импортные пошлины на зерно, был создан комитет по борьбе с голодом, а в 1847 году введены бесплатные обеды голодающим. Частные лица, включая королеву Викторию, жертвовали средства на борьбу с голодом. Но все это не принесло значительных результатов. От голода погибло около 1 млн чел., многие мигрировали в США и Канаду (с 1856 г. по 1921 г. около 3,5 млн чел. отправились в Северную Америку; к 1900 г. ирландцев первого и второго поколения в США было больше, чем в Ирландии). Это стало началом образования влиятельной ирландской диаспоры в Штатах [3, с. 189-196].

В 1854 году было создано движение фениев - тайное революционное общество с центрами в Ирландии и США (из-за многочисленной ирландской диаспоры, образовавшейся во время голода). Основной целью фениев было создание независимой Ирландской республики путем вооруженного восстания. Фении провели несколько акций в Ирландии (в марте 1867 году), и пять «нашествий на Канаду» в период 1866 по 1871 гг. Несмотря на незначительные успехи, все их начинания закончились неудачей.

Конфликт начал приобретать современное состояние, переходя в новую, преимущественно политическую плоскость в 1872 году. Ассоциация местного управления была переименована в 1873 году в «Лигу гомруля» (от англ. «Home Rule» - программа реформ, направленных на предоставление автономии Ирландии). Это движение выступило за независимость местных органов самоуправления, при сохранении британского суверенитета над островом, т.е. за фактический статус доминиона.

Значительных успехов добился лидер этого движения Чарльз Стюарт Парнелл -англичанин-протестант, первым попытавшийся решить «ирландский вопрос» конституционными мерами в противовес реакционным действиям фениев. Как отмечает П. Невилл, с этого момента ирландский вопрос стоял в центре политики Вестминстера [6, с. 208].

В целом, именно в политический период произошли наиболее значимые события, которые привели к эскалации конфликта во второй половине ХХ века, и которые имеют наибольшее значение для враждующих сторон на современном этапе.

Рассмотрев основные события, ставшие основой формирования ирландской национальной идентичности, а также проследив характер взаимодействия между соседними островами (Ирландия и Великобритания), который наибольшим образом повлиял на формирование основных противоречий в будущем конфликте, становится ясно, что Североирландский конфликт имеет глубокие корни.

В числе ключевых событий, которые послужили предпосылками к началу конфликта в Северной Ирландии, необходимо особо отметить появление независимого государства Ирландии. Значение данного события невозможно переоценить, так как именно оно разделило остров на Северную, зависимую от Великобритании, и Южную - независимую Ирландии. Тем не менее, не только лишь сам факт приобретения независимости одной частью острова спровоцировал конфликт в другой его части. Весомую роль тут сыграли и многие другие политические, экономические, культурные и национальные факторы. Тем не менее, можно смело утверждать, что появление на карте мира нового государства Ирландии, необратимо разделило остров, тем самым де-факто образовав предпосылки для формирования Ольстерской проблемы. Североирландские католики, а также члены радикально настроенной организации ИРА, в большинстве своем остались недовольны решением по разделению острова. Так, позиция неудовлетворенного меньшинства, подкрепленная определенными действиями со стороны теперь независимой Ирландии (Конституция Ирландии определяла территорию республики всем островом), способствовала появлению идеи объединения северной части острова с южной. Подобные республиканские настроения были распространены среди католического населения Северной Ирландии.

Таким образом, рассмотрение процесса формирования и развития противоречий, сложившихся в обществе Ольстера, показало, что они имеют не только глубинные исторические корни, но и представляют собой сложную, комбинированную проблему, которая после разделения острова, стала основой кризиса, проявившегося уже через 30 лет в форме Североирландского конфликта. Не будет высокопарным замечание, что Североирландский конфликт 1969 - 1998 годов является современным витком развития древней глубинной этно-политико-религиозной проблемы.

Литература и источники

1. Афанасьев Г.Е. Судьбы Ирландии // Записки Императорского Новороссийского университета. - 1SSS. - Т. 46. -231 с.

2. БлэкДж. История Британских островов / пер. с англ. С.В. Иванова. - СПб.: Евразия, 2008. - 540 с.

3. Волков Т.О. Витоки, еволюцш та сучасний стан «ольстерсь^ проблеми» // 1сторичний архив. - 2Q12. - №8. - С. 10-14.

4. Герега К. Международные конфликты в современном мире: виды и особенности // Закон и жизнь. - 2Q1Q. - № 6. - С. 50-55.

5. ГолубевД.С. О трансформационном потенциале этнополитического конфликта (па примере арабо-израильского конфликта) // Политическая экспертиза: Политэкс. - 2Q12. - Т.8. - №2. - С. 205-214.

6. КолпаковА.Д. Ирландия па пути к революции: 1900 - 1918 гг. - М.: Издательство МГУ, 1976. - 280 с.

7. ЛебедеваМ.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 272с S. Степаненко О.А. Модернизация в социально экономической сфере как фактор политического урегулирования североирландского конфликта // Теория и практика общественного развития. - 2Q12. - № 11. - С. 210-215.

9. Gallagher T. Culture a conflict in Northern Ireland // Council for cultural co-operation, Culture committee. - Queen's University of Belfast, 2001.

References and Sources

1. Afanas'ev G.E. Sud'by Irlandii / Zapiski Imperatorskogo Novorossijskogo universiteta. - 1SSS. - T. 46. -231 s.

2. Blek Dzh. Istoriya Britanskih ostrovov / per. s angl. S.V. Ivanova. - SPb.: Evraziya, 2008. - 540 s.

3. Volkov T.O. Vitoki, evolyuciya ta suchasnij stan «ol'sters'koï problemi» / Istorichnij arhiv. - 2Q12. - №8. - S. 1Q-14.

4. Gerega K. Mezhdunarodnye konflikty v sovremennom mire: vidy i osobennosti / Zakon i zhizn'. - 2Q1Q. - № 6. - S. 50-55.

5. Golubev D.S. O transformacionnom potenciale etnopoliticheskogo konflikta (na primere arabo-izrail'skogo konflikta) / Politicheskaya ekspertiza: Politeks. - 2Q12. - T.S. - №2. - S. 205-214.

6. Kolpakov A.D. Irlandiya na puti k revolyucii: 1900 - 1918 gg. - M.: Izdatel'stvo MGU, 1976. - 2SQ s.

7. Lebedeva M.M. Politicheskoe uregulirovanie konfliktov: podhody, resheniya, tekhnologii. - M.: Aspekt Press, 1997. - 272s

8. Stepanenko O.A. Modernizaciya v social'no ekonomicheskoj sfere kak faktor politicheskogo uregulirovaniya severoirlandskogo konflikta / Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2Q12. - № 11. - S. 21Q-215.

9. Gallagher T. Culture a conflict in Northern Ireland / Council for cultural co-operation, Culture committee. - Queen's University of Belfast, 2001.

ВОЗМИТЕЛЬ МАРИЯ КОНСТАНТИНОВНА - ассистент кафедры всемирной истории и международных отношений, Луганский государственный педагогический университет (masha.kovshar@yandex.ru).

VOZMITEL, MARIA K. - Assistant at the Department of World History and International Relations, Lugansk State Pedagogical University (masha.kovshar@yandex.ru).

УДК 94(47).081:930.85 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-3-38-43

ГУРИНА В.В.

К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА МИРОВЫХ СУДЕЙ В 1864-1889 гг. (ПО МАТЕРИАЛАМ МОЖАЙСКОГО УЕЗДА МОСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ)

Ключевые слова: Российская империя, мировые судьи, почетные мировые судьи, Можайский уезд, Московская губерния, кандидаты на должность мировых судей, судебно-мировые участки, судебные участки, подсудность мировых судей.

В статье рассмотрены особенности становления мировой юстиции в Российской империи на материалах Можайского уезда Московской губернии. Анализ использованных источников, среди них архивных, часть из которых вводятся в научный оборот впервые, позволил проследить общие черты и особенности формирования института мировых судей в изучаемом регионе. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что судейски

й корпус формировался в строгом соответствии с требованиями законодательства, и уже к началу 1870-х гг. судебная система Можайского уезда была оформлена. Отмечается, что основной объем работы приходился на участковых мировых судей. Почетные мировые судьи, которые имели те же права, что и участковые, не располагали специальными помещениями (камеры мирового судьи), не получали жалования и заменяли участковых судей лишь на время отсутствия последних.

GURINA, V.V.

ON THE HISTORY OF THE ESTABLISHMENT OF MAGISTRATES IN 1864-1889 (BASED ON THE MATERIALS OF MOZHAISK DISTRICT OF MOSCOW PROVINCE)

Key words: Russian Empire, justices of the peace, honorary justices of the peace, Mozhaisk district, Moscow province, candidates for the position ofjustices of the peace, judicial magistrate areas, judicial areas, jurisdiction of magistrate judges.

The article examines the peculiarities of the formation of world justice in the Russian Empire based on the materials of the Mozhaisk district of the Moscow province. The analysis of the sources used, including archival ones, some of which are being introduced into scientific circulation for the first time, made it possible to trace the general features and peculiarities of the formation of the institute of magistrates in the studied region. As a result of the research, the author concluded that the judicial corps was formed in strict accordance with the requirements of the legislation, by the beginning of the 1870s. the judicial system of Mozhaisk district was reformed. It is noted

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.