УДК 322, 328
Е. С. Горбатюк
СЕВЕРОИРЛАНДСКИЙ КОНФЛИКТ: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ
В статье прослежена эволюция североирландской проблемы с XII в. и до начала XX столетия, обозначены некоторые особенности протекания конфликта, проанализированы идеи о реорганизации унитарного Британского государства на федеральной основе, популярные в XIX — начале XX в., затронута проблема взаимоотношения центра и регионов.
Ключевые слова: североирландский конфликт, Ольстер, протестанты, католики, самоуправление, европейский федерализм.
Проблема этнополитических конфликтов, технологий их предупреждения и мирного урегулирования остается важнейшим направлением в современной политической науке. Вопрос сохранения этнокультурной самобытности — один из центральных для начала ХХ! столетия. В условиях динамичных изменений, происходящих на международной арене, общественно-политических и экономических преобразований существенно возросла значимость культурной идентификации общества, отдельных социально-культурных групп и каждой личности. К тому же глобализация по-новому ставит задачи сохранения и развития национальной самобытности каждого народа, вызывает активный рост интереса к защите традиционных духовных ценностей и нравственных норм, обычаев и других форм самоопределения и функционирования этноса как социокультурной целостности. В связи с этим значительный интерес представляет североирландский вопрос, получивший название «ольстерский конфликт». Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии — государство, где четыре коренных народа (англичане, шотландцы, валлийцы и ирландцы, причем последние три являются потомками кельтского населения Британских островов) живут в рамках одного политического пространства, сохраняя этническое, культурное, языковое и религиозное своеобразие и проявляя желание отстаивать его. Будучи унитарным государством, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии проводит политику децентрализации, удовлетворяя требования националистических партий, что способствует перестройке государственного управления. Изучение истоков североирландского конфликта и особенностей его протекания особенно в контексте исторической ретроспективы имеет колоссальное значение для современной политической практики.
Проблема Ольстера имеет глубокие корни и наглядно свидетельствует о том, как сложен процесс мирного урегулирования конфликта, замешенного на конфессиональных и национальных раздорах, как тяжело бремя исторической памяти и взаимных обид. Межнациональное противостояние «англичанин — ирландец» осложняется межконфессиональным «католик — протестант», давно уже имееющим общественное и политическое значение. В североирландском
© Е. С. Горбатюк, 2014
вопросе отражены острые проблемы: сепаратизм и право наций на самоопределение, процессы деволюции, дискриминация населения по религиозному и национальному признакам, терроризм, осмысление политики мультикульту-рализма. Религия и политика в Северной Ирландии так тесно переплетены, что острота североирландского конфликта не ослабевает вот уже несколько столе-
Приступая к анализу некоторых особенностей протекания североирландского конфликта, отметим, что есть два неидентичных понятия: «Ольстер» и «Северная Ирландия». Ольстер — одна из четырех провинций Ирландии, состоящая из девяти графств. По договору 1921 г в состав Англии вошли только шесть графств (Антрим, Арма, Даун, Фермана, Лондондерри (Дери), Тирон), которые получили название «Северная Ирландия». Остальные три (Каван, Донегал, Ма-нахан) — часть ирландского доминиона (с 1948 г. — Республика Ирландия). В историографии принято считать равнозначными понятия «Ольстер» и «Северная Ирландия», «североирландская проблема» и «ольстерский вопрос». Особое значение имеет понятие «ольстерский кризис» — этап в истории Северной Ирландии с 1968 по 1972 г. (Иванов, 2003, с. 248).
Предыстория конфликта в Ольстере начинается в XII в. с вторжения англонормандских завоевателей на территорию острова. Это была первая английская колония, и захват ее растянулся почти на пять столетий, по XVI в. включительно. Вместе с Ирландией Англия получила межнациональный и межконфессиональный конфликт, сепаратистские группировки и терроризм.
С XVI в., со времен Реформации, борьба ирландского народа против английского господства велась под знаменем католицизма. В 1534 г. английский король Генрих VIII порвал с Римом и объявил себя главой Англиканской церкви. Он стремился использовать Реформацию для быстрейшего покорения Ирландии. Ирландия оказывала решительное сопротивление, защищая свою веру. Глава католического духовенства архиепископ Арма Кромер в своих проповедях утверждал, что Ирландия никогда и никому не подчинялась кроме папы, которому и надлежит быть ее правителем. Вместе с тем в 1560 г. ирландский парламент подтвердил акт о церковной супрематии (верховенстве) английского короля и установил строгие наказания за отказ ее принять, ввел английский молитвенник, запретил католическую мессу и обязал всех ирландцев посещать англиканскую службу в воскресные дни. Таким образом, в Ирландии появились две церкви: одна — официальная, другая — преследуемая властями, но признаваемая большинством ирландцев (История Ирландии, 1980, с. 55-56).
В колонизации Ирландии особое место отводилось Ольстеру, который после подавления там в начале XVII в. антианглийского восстания должен был стать оплотом британского господства. Колонизаторы руководствовались стремлением полностью изменить состав ольстерского населения путем привлечения уроженцев Англии и Шотландии, где в результате Реформации католицизм официально был разгромлен. Мощная волна эмиграции в Ольстер из страны скоттов была вызвана религиозными гонениями на шотландских пресвитериан в связи с намерением английских королей Якова Стюарта и его сына Карла I сблизить Шотландскую церковь с Англиканской, введя в 1637 г. литургию по англиканско-
му образцу. Пресвитериане-шотландцы1 подписали «Национальный ковенант», в котором обязались защищать «истинную веру» против всех посягательств. Спасаясь от преследований, ревностные пресвитериане-ковенанторы массово переселялись в Ольстер. «Пуританские нравы, аскетизм, суровая церковная дисциплина, преклонение перед духовной властью старейшин и синодов, сочетавшиеся с политическим консерватизмом и верой в Божественную справедливость социальных различий, культивировались в среде ольстерских колонистов. При этом они находились в постоянном страхе перед католическим населением, стремившимся вернуть свои законные владения» (Там же, с. 55-84).
На английскую агрессию свободолюбивые кельты отвечали многочисленными восстаниями. Наиболее известное из них произошло в 1641-1652 гг. в ответ на земельные конфискации и сервитуты. Дело дошло до того, что в октябре 1642 г. восставшие образовали свое государство — Ирландскую конфедерацию католиков, которая установила связи с Римом и католическими странами. Это привело к тому, что у берегов Ольстера в августе 1649 г высадились войска под командованием Оливера Кромвеля, отправленного для «усмирения» Ирландии. Его действия способствовали укреплению протестантского господства, но именно в Ольстере оно приобрело специфические черты. Опорой протестантского верховенства выступали единоверцы-колонисты.
В самой стране уже к концу 1770 г. половину населения составляли колонисты — протестанты из Англии. Ирландцы-католики, лишенные большинства своих гражданских прав, активно выступали за автономию. В результате «Славной революции» окончательно упрочилось господство протестантов в Ирландии. Однако английскому правительству не удалось уничтожить католичество в Ирландии. Лишенные всех основных политических и гражданских прав, ирландцы-католики активно выступали за автономию. С конца XVII в. преследованиям стали подвергаться протестантские диссентеры-отступники, в первую очередь пресвитериане: их многочисленность, влиятельная церковная организация, а также экономическое преуспеяние становились угрозой Англиканской церкви и ее приверженцев в Ирландии. Серией законов начала XVIII в., вводивших оскорбительную для пресвитериан присягу, был закрыт путь ко всем должностям тем, кто не признавал догм англиканства. Тем не менее на протяжении веков именно католицизм в Ирландии стал знаменем национального сопротивления протестантской Англии. Вдохновленные примерами Американской войны за независимость и демократическими идеалами Французской революции, ирландцы-католики стремились объединить людей Ирландии и Ольстера в борьбе за равенство и свободу.
Центром этого стремления стало образованное в 1791 г. в Белфасте общество «Объединенные ирландцы». В основе движения лежал призыв к верующим всех конфессий покончить с религиозной враждой и поднять восстание за независимость демократической Ирландской республики. Первоначально избрав
1 Это название утвердилось в Шотландии, Англии и Ирландии за адептами Кальвинистской церкви, основанной в середине XVI в. Джоном Ноксом в Каледонии (так называли Шотландию древние римляне).
для достижения этой цели ненасильственные средства, «Объединенные ирландцы» быстро встретились с репрессивным ответом британского правительства (Коновалов, Ландабасо Ангуло, 2004, с. 71-74). Однако после того как в 1795 г. в качестве ответной меры в ольстерском графстве Арма была создана проте-станская организация «Оранжевые ребята» (впоследствии преобразованная в Орден оранжистов), которая использовалась официальным правительством для усмирения движения «Объеденные ирландцы» (Пеа, 1974, с. 48), националистически настроенным католикам и пресвитерианам стало очевидно, что завоевать и отстоять свободу можно лишь с помощью оружия.
После подавления восстания «Объединенных ирландцев» в 1798 г. начался новый этап английской политики на острове. Противопоставляя Ольстер, где преобладало протестантское население, католической Ирландии, британские политики стремились создать на Севере форпост для борьбы с движением за независимость. Намечавшейся в начале XIX столетия консолидации протестантов способствовала позиция пресвитериан, сосредоточенных преимущественно в районе Белфаста. Во избежание возможного объединения католиков и пресвитериан английские власти стремились склонить последних на сторону Епископальной церкви. С этой целью была использована борьба между группировками белфастской пресвитерианской общины, разгоревшаяся в 1820-е гг. Хотя на первый взгляд спор носил чисто теологический характер, эта была борьба старого либерализма с новой консервативной традицией. С конца 1820-х гг. ольстерские пресвитериане переходят на сторону консерваторов, а Белфаст становится центром религиозной нетерпимости. Восстания против британских властей носили системный характер. Серьезные вооруженные столкновения произошли в 1803, 1848 и 1867 гг Недовольства были вызваны экономическими причинами и демографическими проблемами (последствия «Великого голода» и массовая эмиграция в США). В Ольстере ситуация была иной, наращивались темпы развития текстильной, судостроительной и угольной промышленности. Если Ирландия была «аграрным» придатком Великобритании, то Ольстер процветал. Он стал единственной провинцией, которой Законодательная уния 1801 г., присоединившая Ирландию к Англии, принесла экономический подъем (1_еску, 1913, р. 37).
Важнейшей опорой радикально настроенных протестантов в провинции стал Орден оранжистов, игравший особую роль в североирландском конфликте. Возникший в конце XVIII в. как секретное религиозное общество, Орден при покровительстве английских и ирландских правящих кругов превратился в мощную политическую организацию. В оранжистские ложи стекались многие фанатично настроенные протестанты — от сельских жителей, городских рабочих, фермеров, мелких собственников и предпринимателей до крупных бизнесменов и лендлордов. Многотысячные толпы вооруженных людей с эмблемами и оранжевыми лентами проходили по католическим кварталам ольстерских городов, демонстрируя силу и провоцируя кровопролитные столкновения. Недаром от каждого члена оранжистского Ордена требовалось «любить, поддерживать, защищать протестантскую религию... пропагандировать ее доктрины и принципы, всемерно противостоять ошибочным идеям Римско-католической церкви. уве_ 243
ПОЛИТЭКС. 2014. Том 10. № 3
личивать ее могущество и власть» (Wallace, 1971, p. 39). Для разжигания религиозной ненависти оранжисты использовали экстремистских религиозных фанатиков.
В мотивации ирландского сепаратизма на протяжении веков переплетались национальные, религиозные и социальные требования. В 1820-е гг возникло движение за предоставление всем конфессиям равных политических прав. Его возглавляла созданная в 1823 г. Католическая ассоциация, которой руководил адвокат Даниэл О'Коннел. Широкая общественная поддержка обеспечила успех, и в 1829 г. билль об эмансипации католиков был утвержден Английским парламентом. С этого момента инициируется процесс официального возрождения католичества в Ирландии, постепенного восстановления утраченных им за три века позиций, совпавший со складыванием современной ирландской нации, прерванным английским завоеванием (Полякова, 1989, с. 43).
Со второй половины XIX в. в политической жизни страны заметную роль стали играть фении — революционеры-республиканцы, члены тайных организаций Ирландские революционные братства, назвавшие себя в честь легендарной военной дружины древних ирландцев. Их целью стало создание независимой республики путем тайно подготовленного вооруженного восстания. Фенианская деятельность отражала протест ирландцев против английского колониального господства. Восстание фениев в 1867 г. было подавлено. Ирландские националисты повторили попытку вооруженного восстания лишь спустя почти 50 лет.
Период с 1870-1880-х гг вплоть до 1914 г. прошел под знаком борьбы за самоуправление, отягощенной серьезной религиозной проблемой. Ирландский вопрос фокусировал внимание английских общественных и политических деятелей того времени на имперской политике. Стремясь избежать осложнений, возникающих при подготовке проектов ирландского гомруля, некоторые британские политики полагали, что примирить требования ирландских националистов о самоопределении и сохранить верховную власть парламента удастся лишь на основе предоставления прав местным парламентам. В планах по созданию обновленной структуры Соединенного Королевства предусматривались четыре национальных парламента, а также исполнительные органы власти для Англии, Ирландии, Шотландии и Уэльса, в ведение которых должно было перейти решение местных вопросов и проблем, в то время как в компетенции центрального законодательного органа оставались общие для всего государства вопросы. Идея этих проектов — «Всеобщий гомруль» (Home Rule all round) — выдвигалась Джозефом Чемберленом как альтернатива ирландскому гомрулю. Ярый оппонент ирландского гомруля, Чемберлен считал, что он угрожает единству империи и, чтобы избежать ее распада, нужно развивать федералистское движения в Великобритании. Чемберлен не только стал инициатором и активным участником «колониальных» совещаний, на которых обсуждал с представителями автономий различные аспекты межимперских отношений, но и связывал необходимость перестройки управления империей на федеральных началах с имперским патриотизмом, охватывающим и метрополию, и автономии. Чемберлен выступал за объединение «родственных рас и... наций, признающих наше правление»; его речь, произнесенная в апреле 1886 г., спровоцировала активное обсуждение
в парламенте идей федерализма, в том числе и Home Rule all round. Несмотря на то что премьер-министр Гладстон отказался рассматривать их в парламенте, они оказали существенное влияние на выработку «политики гомруля» как способа решения ирландского вопроса (Полякова, 1995, с. 132-144). Гомруль, как попытка передачи части ограниченных властных полномочий законодательному органу, расположенному в Дублине, находился в центре британской политики с 1886 г и до начала Первой мировой войны. За это время три билля о гомруле были представлены в Вестминстер. Программа автономии Ирландии предусматривала создание ирландского парламента и национальных органов управления при сохранении верховной власти Великобритании. Рост влияния ирландской оппозиции заставил Либеральную партию вигов в 1886 и 1893 гг. выдвигать в парламенте Билль о самоуправлении (гомруль) Ирландии (Stewart, 1967, p. 21). В 1912 г. либеральное правительство подготовило и внесло на рассмотрение палатой лордов очередной билль о самоуправлении. Первый проект был провален палатой общин в 1886 г. Второй законопроект о самоуправлении, также внесенный правительством Гладстона, прошел в палате общин, но был отвергнут палатой лордов. Третий билль, предложенный на рассмотрение парламента в 1912 г., пройдя палату общин, дважды отвергался лордами. Однако в результате Парламентского акта 1911 г. право вето, принадлежащее палате лордов, было ограничено двумя годами, и в 1914 г билль о гомруле Ирландии стал законом. И лишь начало Первой мировой войны приостановило его претворение в жизнь. Обсуждение третьего проекта билля о самоуправлении Ирландии стало новым толчком для развития идеи всеобщего гомруля. Сторонникам федерализма удалось привлечь на свою сторону известных политиков. Так, в сентябре 1912 г. Уинстон Черчилль в публичном выступлении поддержал идею создания федеральных органов управления Соединенного Королевства. Более того, одобрив предложение о создании национальных парламентах в Ирландии, Уэльсе и Шотландии, в Англии он предлагал создать несколько региональных законодательных легислатур, поскольку опасался, что единый английский парламент будет настолько влиятельным, что составит конкуренцию Вестминстеру (Полякова, 2002, с. 64-65). Речь Черчилля получила широкий отклик в обществе. Этому способствовал новый этап ирландской проблемы. Юнионисты (сторонники сохранения унии с Великобританией) Ольстера отказались подчиниться юрисдикции ирландского парламента, стали создаваться вооруженные отряды. Полные решимости использовать любые средства, чтобы не допустить ирландской автономии, ольстерские сторонники сохранения «священных имперских уз» вновь стали нагнетать религиозную истерию при рассмотрении законопроекта английским парламентом. Третий ольстерский кризис 1912-1914 гг. уже представлял угрозу стабильности Соединенного Королевства, а не только Ирландии. Стремясь вовлечь в кампанию против гомруля широкие слои населения, ее организаторы объявили о проведении «Дня Ольстера». 28 сентября 1912 г. намечалось подписание Ковенанта — документа, в котором подтверждалась решимость жителей Ольстера противостоять гомрулю. В самом его названии («Торжественная лига и Ковенант»), повторяющем название средневекового соглашения шотландских пуритан, направленного на защиту кальвинизма, подчеркивалась
преемственность религиозных традиций ольстерских протестантов, преломлявшихся в документе в конкретные политические установки. Обстановка, в которой происходило подписание Ковенанта, способствовала созданию атмосферы религиозного возбуждения: по всей провинции проводились богослужения, протестантские пастыри благословляли подписание документа. Документ подписали около полумиллиона человек. Уже после начала Первой мировой войны королевской санкцией от 17 сентября 1914 г. биллю о самоуправлении придали силу закона, но с оговоркой, что его введение откладывается до окончания боевых действий на фронте и будет сопровождаться дополнительным актом, изымающим из его действия Ольстер. Ответом на политику Великобритании было восстание в 1916 г. ирландских добровольцев («Кровавая пасха»). Непосредственной причиной бунта стало недовольство задержкой претворения в жизнь, а также половинчатым характером акта 1914 г. о гомруле, репрессиями против участников националистического движения, новыми тяготами, которые легли на плечи ирландцев в связи с участием Великобритании в войне. Лидеры революционного движения полагали, что начавшееся в Дублине восстание должно охватить и периферию, а поскольку основные британские вооруженные силы на тот момент были сосредоточены на фронтах Первой мировой войны, восстание станет успешным шагом для достижения независимости от Великобритании. Однако их ожидания не оправдались, потому что Дублинское восстание не повлекло массовой национально-освободительной борьбы по всей стране, а восстание после шестидневных боев подавили с исключительной жестокостью (Коновалов, Ландабасо Ангуло, 2004, с. 77-80). Однако с этого момента революционные настроения еще более активно начали проникать в массы.
Что касается популярности идей федерализма, то война отодвинула их обсуждение, однако уже в начале 1918 г. один из активистов, продвигающих идеи федерализма, Фредерик Скотт Оливер выступил с предложением о необходимости полного разделения парламентских функций на общие, которые должны были оставаться в ведении центрального правительства, сохраняющего верховную власть, и национальные. Эту идею поддержали премьер-министр, члены военного кабинета, значительное число юнионистов, либералов и лейбористов. По их мнению, начать следовало с ирландского парламента, а затем подготовить проекты по Шотландии, Уэльсу и Англии. Вместе с тем, с точки зрения противников федеральной схемы, кроме того, что подобная система управления не подходит для Великобритании, так как федерализм приемлем для крупных государств, изменение британской конституции требует тщательной подготовки и не может проходить в условиях военного времени. Опирались противники и на проблему Ольстера, которая не решалась даже в случае федеральной реорганизации, ведь ольстерских юнионистов не устраивал общий ирландский парламент.
В этом контексте особую популярность и влияние после Первой мировой войны получила партия Шинн Фейн, которая провозгласила своей целью создание независимой Ирландской республики. Образованная в 1902 г., получившая перевес в националистическом движении и набравшая большинство голосов на парламентских выборах 1918 г., партия Шинн Фейн отказалась признать акт о гомруле и возглавила борьбу за независимость Ирландской республики. Глав-
ной опорой Шинн Фейн были вооруженные силы в лице Ирландских волонтеров (с 1919 г. — Ирландская республиканская армия, ИРА). В январе 1919 r. парламентарии объявили о независимости ирландского парламента и провозгласили суверенную Ирландскую республику. В своей Декларации Независимости они потребовали от англичан вывести все вооруженные силы с ирландской территории. С этого времени начинаются военные действия между Ирландской республиканской армией и британскими вооруженными силами. На северо-востоке страны недовольство деятельностью Шинн Фейн и ИРА достигло своего пика, особенно обострились религиозные противоречия между протестантами и католиками. Это событие вылилось в войну за независимость Ирландии. В результате Ирландия разделилась на Южную и Северную (причем по англоирландскому договору от 6 декабря 1921 г. Северная Ирландия вошла в состав Великобритании) и обрела статус британского доминиона. Лишь в 1949 г. Ирландия была провозглашена независимой республикой. Жители северо-восточной части острова высказались за сохранение существовавшего статуса и согласно мирному договору 1921 г. шесть графств на северо-востоке страны, наиболее развитых в промышленном отношении, остались в составе Соединенного Королевства на правах автономии. С этого времени вплоть до 1973 г. Ольстер имел федеративные отношения с Британией.
Когда в 1921 г. произошел раздел страны, руководство церквей, считая его явлением временным, не изменило структуру церковной организации с учетом границы, а священнослужители назначались как из Северной Ирландии, так и из Республики. Основные североирландские церкви по-прежнему строятся по общеирландскому принципу. Формально поводом для раздела послужил религиозный состав жителей страны: в шести отделенных графствах около двух третей жителей были протестантами, в то время как большинство жителей южной части исповедовало католицизм. Две разделенные Ирландии существуют уже почти столетие, но по-прежнему сохраняющиеся межконфессиональные противоречия не способствуют стабильности установленного хрупкого мира в регионе. И католическая, и протестантская общины по-прежнему обладают как легальными политическими партиями, лоббирующими их интересы, так и военизированными группировками.
В части реформирования государственной системы принципиальным является наличие национальных парламентов, обладающих ограниченными законодательными инициативами при незыблемом сохранении авторитета и верховенства Вестминстера.
Литература
Иванов О. А. Североирланская проблема и ее изучение отечественными историками (1980-1990-е гг.) // Метаморфозы истории. 2003. № 3. С. 248-265 (IvanovO. A. Severoceska Problem and Study of Local Historians (1980-1990-s) // Metamorphoses of History. 2003. N 3. P. 248-265).
История Ирландии / отв. ред. Л. И. Гольман. М.: Мысль, 1980. 394 с. (The History оf Ireland / ed. L. I. Golman. M.: Idea, 1980. 394 p.).
ПООЛИТЭКС. 2014. Том 10. № 3
Коновалов А. М., Ландабасо Ангуло А. И. Глобальное измерение терроризма. М.: Изд-во Огни ТД, 2004. 138 с. (Konovalov A. M., Landabaso Angulo A. I. Global Dimension of Terrorism. M.: Izd-vo Lights TD, 2004. 138 p.).
Пеа Л.де. Расколотый Ольстер. М.: Прогресс, 1974. 205 с. (Pea L. de. Divided Holster. M.: Progress, 1974. 205 p.).
Полякова E. Ю. Североирландский конфликт: религия и политика // Религии мира: история и современность. М.: Наука, 1989. 264 с. (Polyakova E. Yu. The Northern Ireland Conflict: Religion and Politics // The Religions of the World: History and Modernity. M.: Nauka, 1989. 264 p.).
Полякова Е. Ю. Северная Ирландия: конфессиональный конфликт и политика // Очерки истории западного протестантизма / отв. ред. А. А. Кислова. М.: ИВИ РАН, 1995. 255 с. (Polyakova E. Yu. Northern Ireland: Religious Conflict and Politics // Essays on the History of Western Protestantism / ed. A. A. Kislova. M.: IWI RAS, 1995. 255 p.).
Полякова Е. Ю. Федерализм в Великобритании: идеи и реальность // Опыт европейского федерализма. История и современность: сб. / сост. Е. Ю. Полякова. М.: ИВИ РАН, 2002 . 291 с. (Polyakova E. Yu. Federalism in the UK: Ideas and Reality // The Experience of European Federalism. History and Current: proceedings / ed. E.Yu. Poliakova. M.: Institute of world history, RAS, 2002. 291 p.).
Lecky Н. W. History of Ireland in the Eighteenth Century. Vol. 3. London: Longmans, Green, and Co., 1913. 596 p.
Stewart А. Т. The Ulster Crisis. London: Faber, 1967. 415 p.
Wallace М. Northern Ireland: 50 Years of Self Government. Newton Abbot: David and Charles, 1971. 192 p.
ПОЛИТЭКС. 2014. Том 10. № 3