Д.В. Галушко*
ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТА В СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ
Аннотация. В статье анализируется конфликт в Северной Ирландии, его исторические и юридические обстоятельства. Автор выделяет основные фазы так называемой «Ольстерской проблемы». Работа затрагивает некоторые историко-правовые вопросы разделения острова Ирландия на две части: Ольстер и Республику Ирландия. Статья содержит исследование некоторых правовых норм, принимавшихся для разрешения североирландского конфликта вплоть до Договора Страстной пятницы 1999 г.
Ключевые слова: конфликт, Ирландия, Северная Ирландия, Ольстер, Великобритания, мирное урегулирование.
Со второй половины XX в. все более весомую роль в международных отношениях начали играть региональные конфликты, основой которых, чаще всего, являются этнические и религиозные разногласия. «Ольстерская проблема» является примером такого конфликта, имея важное международное значение и являясь актуальной для научных исследований. Рассматривая процесс мирного урегулирования конфликта в Северной Ирландии на современном этапе, анализируя правовые средства, которыми пользовались участники процесса мирного урегулирования для достижения мира в регионе, можно определить условную схему решения тяжелого этнически-религиозного противостояния.
Предпосылки возникновения конфликта в Ольстере можно проследить еще с XII в., от первых попыток англичан завоевать Ирландию. Во времена правления королевы Елизаветы (1558-1603 гг.) колонизация Ирландии получила свое продолжение. После «реформации» Генриха VIII два соседних острова разъединяли уже не только этнические, но и религиозные разногласия1.
л
Наиболее бурной провинцией был Ольстер (север Ирландии) . С начала ХVII в. происходила масштабная колонизация Ольстера английскими и шотландскими поселенцами, укрепление их господства на ирландских землях и, в частности, на северо-востоке острова Ирландия, осуществлялась особенно жестокая социально-экономическая дискриминация местного населения, которое, в свою
3
очередь, оказало ожесточенное сопротивление поселенцам .
* Дмитрий Вячеславович Галушко, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и государства и права, международного права и сравнительного правоведения Воронежского государственного университета, galuskkodv@gmail. com
1 Spenser E. A View of the present State of Ireland // CELT: The Corpus of Electronic Texts. URL: http://www.ucc.ie/celt/published/E500000-001/index.html (дата обращения: 01.10.2017 г.).
2 Hayes-McCoy G. A. Irish Battles: A Military History of Ireland. Longmans, Green and Co. Ltd, 1969. URL: http://www.ebooksdownloadfree.com/History-Military/Irish-Battles-A-Military-History-of-Ireland-BI1222.html (дата обращения: 01.10.2017 г.).
См. напр.: Robinson P.S. The Plantation of Ulster: British Settlement in an Irish Landscape, 1600-1670. Belfast: Ulster Historical Foundation, 2000.
После «ирландского» похода Кромвеля и поражения якобитов4 в битве на р. Бойн в 1691 г. колонизацию Англией Ирландии можно считать завершенной5. XVIII век прошел под знаком попыток английских властей искоренить католицизм среди ирландского населения. Был издан целый ряд законодательных актов, которые исследователи объединяют под названием «Карательных законов»6.
п
В Ирландии Карательные законы представляли собой серию законов, введенных в действие под предлогом защиты англиканской церкви от посягательств католиков8, а также в попытке заставить ирландских католиков и инакомыслящих протестантов принять реформированную деноминацию, как это было определено созданной в Великобритании Англиканской церковью и практиковалось членами Церкви Ирландии9. Все остальные уголовные законы были окончательно отменены Соединенным Королевством Великобритании и Ирландии (то есть, до создания Ирландского Свободного Государства) в Акте о правительстве Ирландии 1920 г.10 Настойчивые попытки английских властей преследовать католицизм лишь усилили связь церкви с массами ирландского населения. Католическая вера и ирландский национализм становились синонимами11.
На практике отображение «Ольстерского конфликта» появилось с появлением «проблемы гомруля». Термин «гомруль» является калькой с английского словосочетания «Home rule» и означает предложение депутатов британского парламента от Ирландии (которые объединились в «Лигу гомруля») по созданию в Ирландии местного парламента и предоставления, таким образом, определенной автономии острову. Но не все депутаты от Ирландии объединились в «Лигу гомруля»: те из них, кто были протестантами (а большинство этих депутатов были из Ольстера), в 1905 объединились в «Ольстерскую Юнионистскую Партию» («ОЮП»), целью которой было
сохранение Ирландии в непосредственном административном подчинении
12
Великобритании .
4 Сторонников короля Якова, которые, в основном, были католиками.
5 Connolly S. J. Divided Kingdom: Ireland 1630-1800 (Oxford History of Early Modern Europe). Oxford University Press, 2008. URL: http://www.ebooksdownloadfree.com/History-Military/Divided-Kingdom-Ireland-1630-1800-Oxford-Historyof-Early-BI8529.html (дата обращения: 01.10.2017 г.).
6 Penal laws. URL: http://library.law.umn.edu/irishlaw/intro.html#BACKGND (дата обращения: 01.10.2017 г.).
7 Na Peindlithe - ирл.
о
Fry P., Somerset Fry F. A History of Ireland. London: Routledge, 1991. P. 170.
9 Jackson T.A. Ireland Her Own. London: Lawrence & Wishart, 1990. P. 84.
10 Government of Ireland Act 1920. URL: http://www.bailii.org/nie/legis/num_act/1920/192000067.html (дата обращения: 01.10.2017 г.).
11 History of Ireland: Primary Documents. URL: http://digicoll.library.wisc.edu/cgi-bin/History/History-idx?type=header&id=History.NichoAnnal (дата обращения: 01.10.2017 г.).
12
Cottrell P. The War for Ireland 1913-1923. Osprey Publishing, 2009. URL:
http://books.tr200.net/fphp?f=military+history+of+ireland (дата обращения: 01.10.2017 г.).
Четыре билля об ирландском гомруле были рассмотрены в Палате общин Соединенного Королевства в конце XIX и начале ХХ веков. Главной их целью было предоставление самоуправления и национальной автономии всей
Ирландии в составе Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии и
1 ^
изменение Акт о Союзе 1800 г.
В 1886 г. первый ирландский Билль о гомруле не был одобрен даже Палатой общин. Второй ирландский Билль о гомруле был принят в Палате общин в 1893 году, но не был одобрен в Палате лордов. Третий ирландский Билль о гомруле был принят как Акт о правительстве Ирландии 1914 г. Однако он так и не вступил в силу из-за начала Первой мировой войны и Пасхального восстания в Дублине 1916 г. Наконец, в 1920 г. четвертый ирландский Билль о гомруле был принят как Акт о правительстве Ирландии 1920 г., который провозгласил Ирландию разделенной на Северную и Южную, как самоуправляющиеся образования в рамках Соединенного Королевства. Однако, в дальнейшем произошел раздел острова Ирландия на две части и провозглашение независимости Ирландского Свободного Государства в 1922 году.
В 1920 году в Палате лордов был представлен Билль о доминионе Ирландия14, который предполагал наделение единой Ирландии обширными правами по управлению внутренними делами как доминиона в рамках империи, в то время, как иностранные дела и вопросы обороны должны были остаться в компетенции британского правительства. Данный законопроект был отвергнут во втором чтении15.
После войны за независимость 1919-1923 гг. территория острова была разделена на два государственных образования: доминион «Ирландское Свободное Государство» с широкими автономными правами и «Северная Ирландия» (создана из 6 графств провинции Ольстер), как неотъемлемая часть Великобритании 16 . С момента провозглашения конституции Ирландского Свободного Государства (которое этим документом получало название «Эйре»
17
(Ирландия) , ольстерскую проблему следует понимать, как официальное несогласие, закрепленное в конституции, руководства доминиона Ирландии с существующим государственным статусом Северной Ирландии, а также острые межобщинные противоречия внутри самой Северной Ирландии.
В 1949 году Ирландия вышла из Британского содружества наций и стала полностью независимой. Однако, в Конституции Ирландии 1937 г. было сохранено положение о том, что Ольстер является неотъемлемой частью её территории. Католики, которые остались в шести графствах севера - Ольстере,
13 Union with Ireland Act 1800. URL: http://www.legislation.gov.uk/apgb/Geo3/39-40/67 (дата обращения: 01.10.2017 г.).
14 URL: http://hansard.millbanksystems.com/lords/1920/jul/01/dominion-of-ireland-bill-hl (дата обращения: 01.10.2017 г.).
15 Ibid.
16 Dickson B. Law in Northern Ireland. London: Bloomsbury Publishing, 2014. P. 68-69.
17 Cottrell P. The War for Ireland 1913-1923. Dublin: Osprey Publishing, 2009. P. 83.
стали этническим и конфессиональным меньшинством, а протестанты, соответственно, большинством. Два враждующих сообщества делали все для углубления раскола, проводились террористические акции Ирландской Республиканской Армии (ИРА). Постепенное нарастание напряжения в
Северной Ирландии вызвало также неравномерное социально-экономическое
18
развитие двух общин .
Протестантское население Северной Ирландии имело наибольший политический вес в обществе, поскольку представители католической общины не участвовали в работе выборных органов, считая их нелегитимными. Юнионисты преобладали в Парламенте и местном правительстве, а также доминировали в судебной системе и в составе местных полицейских сил Северной Ирландии. Однако, ощущая себя меньшинством на острове Ирландия в целом, остерегаясь ассимиляции со стороны католиков и ирредентизма со стороны Республики Ирландия, протестантское население дискриминировало католическое меньшинство в социально-политической, экономической, образовательной и других сферах19.
Эскалация насилия в регионе разразилась в 1969 году, когда в нескольких городах Северной Ирландии произошли уличные бои между протестантами и католиками. Тем самым, в Северной Ирландии началась гражданская война. ИРА развернула активную борьбу. Чтобы справиться с создавшимся положением, местные власти были вынуждены обратиться за помощью к правительству Великобритании, которое в августе 1969 г. ввело регулярные войска в Северную Ирландию. С 1969 по 1998 год проходила «горячая» фаза современного периода «Ольстерского конфликта». В 1969 году в Северную Ирландию были введены войска для поддержания мира изначально на 2-3 месяца, а оказалось - на 38 лет.
До 1972 г. управление Северной Ирландии осуществлялось
правительством Великобритании на основании Акта о правительстве Ирландии
20
1920 года . При этом регион обладал достаточно широкими полномочиями в отношении внутренних дел. Британская монархия была представлена губернатором. В Северной Ирландии функционировала собственная система органов власти с правительством и двухпалатным парламентом - Стормонтом.
В марте 1972 года было введено прямое правление из Лондона. Североирландский парламент провел свое последнее заседание 28 марта 1972 г. Впоследствии неоднократно делались попытки возобновления деятельности региональных органов власти, но уже на новых принципах, которые гарантировали католической общине конституционное участие в жизни региона. Британское руководство стремилось преодолеть кризис, пересмотрев
18
Kelley R., Tuck S. The Other Special Relationship: Race, Rights, and Riots in Britain and the United States. New York: Palgrave Macmillan, 2015. P. 106.
19 Механизмы общественного участия и многоканальной дипломатии в мирных процессах: уроки из Северной Ирландии. International Alert, 2014. С. 27.
20 Government of Ireland Act, 23 December 1920. 10 & 11 George 5 Ch. 67. URL: http://www.bailii.org/nie/legis/num_act/1920/192000067.html (дата обращения: 01.10.2017 г.).
механизмы управления и принятия властных решений в Северной Ирландии, обеспечивая участие в этом представителей политических сил националистического толка21.
При этом, важнейшим аспектом процесса урегулирования североирландского конфликта являлись британо-ирландские взаимоотношения, которые отличались сложностью и противоречивостью. Тем не менее, правительство Великобритании стремилось учитывать требования Ирландии об обеспечении надлежащего уровня защиты гражданских прав в регионе, инициируя, в процессе урегулирования ольстерского конфликта создание правительства Северной Ирландии на основе принципа пропорционального представительства, которое обеспечивало бы участие в его деятельности представителей обеих конфессий.
Политическая стабильность и мир в Ольстере с введением в 1972 г. прямого управления из Лондона не были обеспечены в полной мере. Однако, британское правительство изначально рассматривало его как способ открытия
пространства, в котором могли бы быть построены новые институты
22
децентрализации, управления и мирного урегулирования22.
Следует отметить, что юнионисты выступали против создания нового североирландского правительства на основе принципа пропорционального представительства политических сил, настаивая на применяемом ранее британском принципе формирования правительства — принципе большинства. Они полагали, что принцип пропорционального представительства является
23
недемократичным и способным продуцировать лишь слабые правительства23.
В 1972 году три партии из семи, представленные в парламенте Северной Ирландии, а именно: Юнионистская партия Ольстера, Партия альянса и Лейбористская партия Северной Ирландии, приняли решение участвовать в организованной трехдневной конференции, которая была посвящена обсуждению будущих направлений конституционных реформ в Северной
24
Ирландии . Государственным секретарем по делам Северной Ирландии Уильямом Уайтлоу их представителям для обсуждения была представлена Зеленая книга «Будущее Северной Ирландии: доклад для обсуждения»25.
В ходе дискуссии о будущем развитии Ольстера был обсужден самый широкий спектр вопросов, в частности, вопросы разделения полномочий между Великобританией и Северной Ирландией, создания будущих региональных
21
См.: Dixon P. Northern Ireland: The Politics of War and Peace. London: Palgrave
Macmillan, 2001. P. 135-144.
22
Ruane J., Todd J. Patterns of conflict resolution: what made the difference between failure and success in settlement initiatives in Northern Ireland? Dublin: IBIS Working Paper, 2011. P. 6.
23
Farren S. The Northern Ireland Experience. Does changing the question make agreement more possible? // Caucasus International. 2011. Vol. 1. № 1. P. 159.
24
Wolff S. Context and Content: Sunningdale and Belfast Compared. URL: http://www.stefanwolff.com/files/sunningdaletobelfast.pdf (дата обращения: 01.10.2017 г.).
25
25 The Future of Northern Ireland: A Paper for Discussion // Green Paper, 1972. URL: http://cain.ulst.ac.uk/hmso/nio1972.htm (дата обращения: 01.10.2017 г.).
органов власти, вопросы возможного участия Республики Ирландия в делах Ольстера.
Кроме того, оставался неразрешенным еще один, чисто юридический вопрос. В 1949 г. в связи с выходом Ирландии из Британского Содружества Великобританией был принят Акт об Ирландии26. Данный законодательный акт формально определял отношения Соединенного Королевства и Ирландии. В нем указывалось, что Северная Ирландия оставалась частью доминионов Его Величества и Соединенного Королевства, и подтверждалось, что Северная Ирландия или любая её часть ни при каких событиях не перестанут быть частью доминионов Соединенного Королевства без согласия парламента Северной Ирландии.
Однако, в связи с тем, что в 1972 году деятельность североирландского парламента была приостановлена, в целях подтверждения статуса Северной Ирландии было принято решение о проведении 8 марта 1973 г.
27
соответствующего референдума . В ходе данного референдума жителям Северной Ирландии необходимо было определить, оставаться ли их региону в составе Соединенного Королевства или войти в состав Республики Ирландия. В результате 98,92% проголосовавших граждан высказались за то, чтобы
Северная Ирландия осталась доминионом Великобритании. Явка составила
28
58,66% 28 . Следует заметить, что такие ошеломительные результаты объяснялись бойкотом этого референдума католиками, что, несмотря на формальное подтверждение статуса региона, способствовало продолжению кризиса в Северной Ирландии.
20 марта 1973 г. была опубликована Белая книга британского
29
правительства «Северная Ирландия - Конституционные предложения» 29 . Правительство предлагало принять конституционный акт о статусе Северной Ирландии, в котором было бы объявлено о том, что Ольстер остается частью Соединенного Королевства с представительством в 12 членов в британском парламенте. В параграфе 39 данного документа было предложено учредить Ассамблею Северной Ирландии, состоящую из 80 членов, избираемых на основе пропорционального представительства в тех же 12 избирательных округах, что для избрания членов британского парламента. Несмотря на создание Ассамблеи взамен Стормонтского парламента, британский парламент продолжал обладать законодательными полномочиями в отношении всех вопросов Северной Ирландии. Пост Государственного секретаря по делам
26 Ireland Act, 1949. URL: http://cain.ulst.ac.uk/hmso/irelandact1949org.pdf (дата обращения: 01.10.2017 г.).
27
27 Bogdanov V. Western Europe // Referendums around the world: the growing use of direct democracy, AEI Press, 1994. P. 37-38.
28 Referendum («Border Poll») // Thursday 8 March, 1973. URL: http://cain.ulst.ac.uk/issues/politics/election/ref1973.htm (дата обращения: 01.10.2017 г.).
Northern Ireland - Constitutional Proposals (White Paper; 1973). URL:
29
http://cain.ulst.ac.uk/hmso/cmd5259.htm (дата обращения: 01.10.2017 г.).
Северной Ирландии, который одновременно являлся членом британского кабинета министров, предлагалось сохранить.
18 июля 1973 года был введен в действие Акт о Конституции Северной
30
Ирландии30, который во многом повторял предложения, закрепленные в Белой Книге. Прежде всего, в статье 1 было установлено, что Северная Ирландия является частью Соединенного Королевства, и она не может потерять такой статус без согласия большинства её населения. В части 2 данного Акта предусматривалось создание системы законодательных и исполнительных органов. Положения Акта во многом повторяли предложения Белой книги британского правительства. 31 июля 1973 г. было проведено первое заседание
31
Ассамблеи Северной Ирландии, а 21 ноября 1973 г. был учрежден исполнительный орган с пропорциональным представительством.
32
6-9 декабря 1973 г. в г. Саннингдейл была проведена конференция с участием представителей правительств Великобритании и Ирландии, а также исполнительного органа Северной Ирландии. В ходе конференции каждая из делегаций высказали свои позиции по статусу Северной Ирландии. Представители Ирландии согласились с существующим статусом Ольстера, который может быть изменен только большинством населения этого региона. Представители Северной Ирландии, которые в основном относились к Юнионистской партии Ольстера и Партии альянса Северной Ирландии, заявили, что воля народа Северной Ирландии остаться частью Великобритании была ясно выражена. Консультативная ассамблея должна была выполнять консультативные и контрольные функции. Её состав был определен в 60 членов - по тридцать от Парламента Ирландии и Ассамблеи Северной Ирландии. На конференции было достигнуто соглашение о создании Совета Ирландии, который будет состоять из представителей исполнительных органов двух частей Ирландии с соблюдением интересов британского правительства. В контексте функций по гармонизации и консультативной роли, Совет Ирландии должен был, среди прочего, заняться работой, касающейся вопросов членства Ирландии и Великобритании в Европейских Сообществах. По окончании
33
конференции было опубликовано итоговое коммюнике33.
15 мая 1974 г. Советом рабочих Ольстера, который активно поддерживали юнионисты, было объявлено о начале всеобщей забастовки как выражение протеста против реализации мер, закрепленных в коммюнике по результатам Саннингдейлской конференции. После двухнедельных акций
30
Northern Ireland Constitution Act, 1973. URL: http://cain.ulst.ac.uk/hmso/nica1973.htm (дата обращения: 01.10.2017 г.).
31 A Chronology of the Conflict - 1973. URL: http://cain.ulst.ac.uk/othelem/chron/ch73.htm (дата обращения: 01.10.2017 г.).
The Sunningdale Agreement, 1973. URL:
32
http://cain.ulst.ac.uk/events/sunningdale/agreement.htm (дата обращения: 01.10.2017 г.).
33 Ibid.
протеста 28 мая 1974 г. исполнительный орган Северной Ирландии во главе с Брайаном Фолкнером был вынужден уйти в отставку34.
17 июля 1974 года британским парламентом был принят Акт о Северной
35
Ирландии 35 , который стал результатом провала реализации итогов Саннингдейлской конференции. Акт санкционировал роспуск Ассамблеи Северной Ирландии, передавая её законотворческие полномочия британскому правительству. Акт был принят как временная мера, со сроком действия один год. Однако, он закрепил полномочие Государственного секретаря по Северной Ирландии издавать ежегодные приказы, продлевающие действие этого Акта. Исходя из этого, Акт 1974 года оставался в силе вплоть до 1999 г., иными словами до времени создания институтов, предусмотренных Договором Страстной пятницы 1998 года36.
Следует особо отметить, что последующий Договор Страстной пятницы 1998 г., на котором базируется нынешняя система мирного урегулирования конфликта в Северной Ирландии, во многом напоминает Саннингдейлское коммюнике, реализация которого полностью провалилась. Тем самым, долгий процесс мирного урегулирования в Северной Ирландии был обусловлен отсутствием политической воли сторон искать компромисс и идти на взаимные уступки. В настоящий момент раскол уже давно потерял только религиозные черты, и факторы продолжения конфликта имеют уже преимущественно политический, социально-экономический, культурный и даже психологический характер, в особенности в свете процесса выхода Великобритании из Европейского Союза.
Библиографический список
1. Механизмы общественного участия и многоканальной дипломатии в мирных процессах: уроки из Северной Ирландии. International Alert, 2014. URL: http://www.epnk.org/sites/default/files/downloads/Lessons%20from%20Northern%20Ireland%2 0FINAL%201%204%202014.pdf (дата обращения: 01.10.2017 г.).
2. Bogdanov V. Western Europe // Referendums around the world: the growing use of direct democracy. Washington: AEI Press, 1994. 304 p.
3. Connolly S. J. Divided Kingdom: Ireland 1630-1800 (Oxford History of Early Modern Europe). Oxford: Oxford University Press, 2008. 544 p.
4. Cottrell P. The War for Ireland 1913-1923. Oxford: Osprey Publishing, 2009. 248 p.
5. Dickson B. Law in Northern Ireland. London: Bloomsbury Publishing, 2014. 466 p.
6. Dixon P. Northern Ireland: The Politics of War and Peace. London: Palgrave Macmillan, 2001. 352 p.
7. Elliot M. The Long Road to Peace in Northern Ireland. Liverpool: Liverpool University Press, 2007. 320 p.
34 A Chronology of the Conflict - 1974. URL: http://cain.ulst.ac.uk/othelem/chron/ch74.htm (дата обращения: 01.10.2017 г.).
35 The Northern Ireland Act, 1974. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1974/28/contents (дата обращения: 01.10.2017 г.).
36 Elliot M. The Long Road to Peace in Northern Ireland. Liverpool: Liverpool University Press, 2007. P. 6.
8. Farren S. The Northern Ireland Experience. Does changing the question make agreement more possible? // Caucasus International. 2011. Vol. 1. № 1. P. 155-166.
9. Fry P., Somerset Fry F. A History of Ireland. London: Routledge, 1991. 384 p.
10. Hayes-McCoy G. A. Irish Battles: A Military History of Ireland. Dublin: Longmans, Green and Co. Ltd, 1969. 360 p.
11. Jackson T.A. Ireland Her Own. London: Lawrence & Wishart, 1990. 514 p.
12. Kelley R., Tuck S. The Other Special Relationship: Race, Rights, and Riots in Britain and the United States. New York: Palgrave Macmillan, 2015. 264 p.
13. Robinson P.S. The Plantation of Ulster: British Settlement in an Irish Landscape, 1600-1670. Belfast: Ulster Historical Foundation, 2000. 254 p.
14. Ruane J., Todd J. Patterns of conflict resolution: what made the difference between failure and success in settlement initiatives in Northern Ireland? Dublin: IBIS Working Paper, 2011. URL: http://www.ucd.ie/ibis/filestore/Ruane_and_Todd.pdf (дата обращения: 01.10.2017 г.).
15. Spenser E. A View of the present State of Ireland // CELT: The Corpus of Electronic Texts. URL: http://www.ucc.ie/celt/published/E500000-001/index.html (дата обращения: 01.10.2017 г.).
16. Wolff S. Context and Content: Sunningdale and Belfast Compared. URL: http://www.stefanwolff.com/files/sunningdaletobelfast.pdf (дата обращения: 01.10.2017 г.).