Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ РИМСКОГО ПРАВА'

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ РИМСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1281
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / РИМСКОЕ ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАКОН / ПРАВООБРАЗОВАНИЕ / ОБЫЧНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сарбаев Григорий Михайлович

Источниками римского права в качестве форм выражения права или правообразования принято считать обычное право (правовой обычай), закон, эдикты магистратов и деятельность юристов. К источникам познания римского права обычно относят юридические памятники, например, законы XII таблиц, произведения римских юристов, историков, «антикваров», ораторов, писателей, философов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE SOURCES OF THE ROMAN LAW

The sources of the Roman law as forms of expression of law or legal education are considered to be customary law (legal custom), law, edicts of magistrates and the activities of lawyers. The sources of knowledge of the Roman law usually include legal monuments, for example, the laws of the XII tables, the works of Roman lawyers, historians, «antiquaries», orators, writers, philosophers, etc.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ РИМСКОГО ПРАВА»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 343.974

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-211-215 NIION: 2015-0066-3/22-360 MOSURED: 77/27-011-2022-03-559

К вопросу об источниках римского права

Григорий Михайлович Сарбаев

Московское адвокатское бюро «ЗагоноведЪ», Москва, Россия, Greg@zakonoved.com

Аннотация. Источниками римского права в качестве форм выражения права или правообразования принято считать обычное право (правовой обычай), закон, эдикты магистратов и деятельность юристов. К источникам познания римского права обычно относят юридические памятники, например, законы XII таблиц, произведения римских юристов, историков, «антикваров», ораторов, писателей, философов и др.

Ключевые слова: право, римское право, законодательство, закон, правообразование, обычное право Для цитирования: Сарбаев Г. М. К вопросу об источниках римского права // Вестник экономической безопасности. 2022. № 3. С. 211-215. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-211-215.

Original article

On the question of the sources of the Roman law

Grigory M. Sarbayev

Moscow Lawyer Office «Zakonoved», Moscow, Russia, Greg@zakonoved.com

Abstract. The sources of the Roman law as forms of expression of law or legal education are considered to be customary law (legal custom), law, edicts of magistrates and the activities of lawyers. The sources of knowledge of the Roman law usually include legal monuments, for example, the laws of the XII tables, the works of Roman lawyers, historians, «antiquaries», orators, writers, philosophers, etc.

Keywords: law, Roman law, legislation, law, legal education, customary law

For citation: Sarbayev G. M. On the question of the sources of the Roman law. Bulletin of economic security. 2022;(3):211-5. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-211-215.

Римляне называли свой собственный закон ius civile - правовой порядок римского гражданина (cives Romani). Как и другие народы древности, римляне соблюдали принцип правосубъектности, согласно которому право государства распространялось только на его граждан. Таким образом, римский ius civile был законом, который применялся исключительно к римским гражданам.

Однако с течением времени римское право претерпело значительное расширение. С постепенным расширением римского города-государства и усложнением правовой жизни римская юриспруденция приняла идею ius gentium совокупность правовых институтов и принципов, общих для всех людей, подчиняющихся римскому правлению, независимо от их гражданской принадлежности. Благодаря введению ius gentium в свод римского права сфера применения закона была значительно расширена. Тем не менее, технически положение оставалось таким,

© Сарбаев Г. М., 2022

что некоторые правовые институты были открыты только для римских граждан. Такие учреждения классифицировались, как принадлежащие ius civile, в то время как другие учреждения рассматривались, как принадлежащие ius gentium в том смысле, что они были применимы, как к гражданам, так и к не гражданам. После распространения римского гражданства на всех свободных жителей империи конституцией императора Каракаллы в 212 году н. э. это техническое различие фактически исчезло в принципе, каждый свободный человек в империи теперь был гражданином, подчиняющимся одному и тому же закону.

Термин «источники права» обозначает способы, с помощью которых создается или возникает право. Римские юристы, несмотря на их пристрастие к классификации, никогда не были очень тонкими в своем подходе к этому термину, и были выделены различные источники, существовавшие в разные историче-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ские эпохи, чтобы отразить их преобладание в качестве средств правового развития.

В своих Институтах юрист второго века нашей эры Гай утверждает, что римское право состоит из статутов (лег), плебисциты (plebiscita), Сенат резолюции (сенатус консульта), указам императоров (constitutiones principum), эдикты магистратов (эдиктами), и ответы тех, кто узнал в законе (респонсы prudentium).

Мнение о том, что обычай (также называемый mos или consuetudo) был источником права, также можно найти в работе оратора и философа первого века до н. э. Цицерона, который также включил в свой список источников справедливость (aequitas) и решенные дела. Однако следует отметить, что концепция обычаев Цицерона отличалась от концепции составителей институтов Юстиниана. В то время как для Цицерона термин обычай обозначал традицию предков (mos maiorum) в контексте римского ius civile, тот же термин в Институтах упоминаются региональные и местные вариации законодательства Римской империи.

Отсутствие обычая в рассказах Гая и других классических юристов, вероятно, можно объяснить тем, что эти авторы не рассматривали обычай как источник права, отличный от юриспруденции, но рассматривали его, как связанную с юриспруденцией «особую форму гражданского права, которая основана без написания исключительно на интерпретации юристов».

Самым ранним источником римского права было неписаное обычное право, включающее нормы (называемые mores maiorum пути наших предков), которые выросли из давних обычаев общины, а также из дел, возникших в результате споров, вынесенных на рассмотрение патриархов клана или короля для разрешения.

Однако архаичное римское право не отличалось единообразием, поскольку два класса, патриции и плебеи, которые составляли основную часть населения, по-видимому, отличались не только наличием различных политических привилегий, но и наличием различных систем обычного права. Дальнейшее расхождение в практике первобытного общества, из которого постепенно развился город-государство Рим, проистекало из значительной автономии в правовых отношениях, существовавших в кланах (родах), из которых сформировалась самая ранняя римская община. Самая ранняя фаза римской истории отмечена фундаментальным дуализмом civitas (в смысле государства или политической общности), с одной стороны, и роды с другой. Рим развивался политически, как унитарное государство, когда родовая организация пришла в упадок, а чувство единства среди населения усилилось.

Хотя сами римляне никогда не анализировали концепцию обычного права, а классические юристы не рассматривали обычай как отдельный источник права, нет сомнений в том, что римское право было почти полностью обычным по своему происхождению. Рим обязан обычаям важной частью своей семейной организации, такой как нормы, предписывающие права и обязанности членов семьи и положение главы семьи (paterfamilias); правила, регулирующие заключение брака; самые ранние формы владения и передачи собственности; и множество формальностей, используемых в юридической процедуре. Многие из соответствующих норм обычного права восходили к далекому прошлому римского народа, в то время как другие появились позже, в годы становления римского города-государства.

Правила и процедуры, созданные таким образом, характеризовались крайним формализмом, фактически ритуализмом приведение всех юридических актов в неизменяемую форму, где успешное завершение зависит от строгого соблюдения определенного ритуала, включающего определенные слова или жесты. Этот вид формализма имеет социально-психологическое объяснение: общественное мнение, а впоследствии и государственная власть, отказались признавать права или разрешать их применение, если только действие, создавшее их, не было совершено с такой публичностью и формальностью, которые могут привлечь внимание общества и не оставляют возможности сомневаться в его существовании.

В этой связи представляется целесообразным, чтобы материальные знаки (слова или жесты), сопровождавшие соответствующий акт, были настолько точными, чтобы не могло возникнуть сомнений в отношении его характера и объекта. Следует также отметить, что в течение длительного времени право (ius) почти не отличалось от религии, будучи полностью вопросом ритуала, и что понтифики (понтификаты), священники, которые были первыми регуляторами обычного права, сохраняли в нем этот ритуальный и символический характер.

С течением времени, по мере того, как римское общество продолжало расти, как в численности, так и в сложности, роль обычая, как основного источника права постепенно уменьшалась, поскольку нормы обычного права, часто расплывчатые и ограниченные по охвату, не могли обеспечить уверенности, необходимой для более сложной системы социальных и экономических отношений.

В архаический период законодательство в современном смысле и в том смысле, в каком римляне понимали его в свои политически зрелые эпохи, было практически неизвестно. Закон в основном толковался как священный обычай и, следовательно, не подлежал изменению прямыми законодательными сред-

JURISPRUDENCE

ствами. Классический юрист Помпоний описывает состояние права в этот период, как ряд законов, называемых «законами королей» (leges regiae), которые предположительно исходили от некоторых ранних королей. Согласно римской традиции, эти законы были собраны и записаны в конце царской эпохи Секстом Папирием, а понтифекс максимус.

Ius civile Papirianum, как назывался этот сборник, если он когда-либо существовал, для нас утерян, но ряд правил, провозглашенных королями, сохранился в работах более поздних греческих и римских авторов. Регионы легов вероятно, это было немногим больше, чем лоск преобладающего обычного права, которое приняло форму заявлений, составленных королями и публично объявленных во время собрания. Сохранившиеся фрагменты этих законов, насколько они подлинны, свидетельствуют о тесной связи между законом и религией, которая характеризует характер архаического права.

По большей части законы королей носили предписывающий или осуждающий характер. Примеры предписывающих законов, то есть законов, предписывающих «правильное» поведение, включают закон Ромула, первого римского царя, запрещающий жене разводиться со своим мужем и закон царя Нумы, согласно которому отец семейства не мог продать сына в рабство после того, как он дал ему разрешение жениться. Осуждающих законов, с другой стороны, устанавливают наказания за различные формы правонарушений. Эти наказания иногда заключались в частном возмещении ущерба правонарушителю (например, возмездие (талио) допускалось в некоторых обстоятельствах в качестве удовлетворения за определенные формы телесных повреждений). Однако преступления особо тяжкого характера, такие, как некоторые религиозные преступления, влекут за собой более публичные формы наказания, включая ритуальную казнь. Такие наказания носили в первую очередь искупительный характер, они были направлены на устранение состояния коллективной нечистоты, возникшего в результате совершения преступления.

Традиционный отчет о событиях, приведших к принятию Закона Двенадцати таблиц, украшенный мифами и легендами, содержит несколько несоответствий и анахронизмов. В наше время вопросы о происхождении и характере децемвирусного законодательства вызвали много споров. Некоторые ученые оспаривали историчность второго децемвирата и утверждали, что работа первоначальной комиссии, вероятно, была завершена консулами следующего года. Более того, историки утверждают, что отправка комиссии в Грецию крайне маловероятна, и, даже если бы такая миссия существовала, она, возможно, посетила бы только греческие города на юге Италии.

Сохранившиеся фрагменты Закона Двенадцати таблиц содержат скудный материал, в котором можно было бы непосредственно проследить греческое влияние, хотя можно проследить определенные параллели с законами других ранних обществ. Греческое влияние на кодекс, каким бы незначительным оно ни было, было неизбежным результатом длительного влияния греческой цивилизации через ее аванпосты в Южной Италии и Сицилии на Рим со времен ее младенчества. Но, несмотря на то, что некоторые из его идей, возможно, были заимствованы из греческих источников, Закон Двенадцати таблиц в основном представлял собой сборник норм местного римского обычного права, призванный не реформировать, а сделать существующий закон более определенным и более четко известным населению. Были включены только наиболее важные из этих норм, в то время как общие рамки обычного права принимались, как должное. В то же время важной целью составителей было, насколько это возможно, устранить расхождения в правовых системах внутри государства и сделать общее право для римского общества рассматриваемым в целом. Для достижения этой цели необходимо было урегулировать некоторые спорные моменты и внести некоторые новшества.

Закон Двенадцати таблиц - это в высшей степени казуистичный, ориентированный на конкретные случаи (в отличие от обобщающего, ориентированного на принципы) законодательный акт, отражающий жизнь довольно примитивного сельскохозяйственного сообщества.

Последующие поколения римлян испытывали величайшее почтение к Закону Двенадцати Таблиц, который был описан, как «основа всего публичного и частного права». Действительно, в течение тысячи лет это постановление оставалось единственной попыткой римлян всесторонне зафиксировать свои законы. Эта первая попытка положила начало современной истории римского права, и в течение тысячи лет она составляла основу всей правовой системы, несмотря на изменения в социальных, экономических и политических условиях. Правовое развитие в последующие столетия осуществлялось без прямой отмены положений Закона Двенадцати таблиц, но главным образом путем их толкования подготовленными юристами, которые адаптировали их к изменившимся условиям более поздних эпох.

Центральная роль понтификов в толковании и применении обычного права показывает взаимосвязь религии и права в архаическую эпоху. В течение этого периода все юридические знания ограничивались их колледжем и передавались новым членам по традиции и наставлениям. Как хранители традиций предков, только понтифики знали все законы, формы действий и ритуальные техники, придворный кален-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

дарь и авторитетные мнения, высказанные их предшественниками в прошлом. Таким образом, именно к ним частные граждане должны были обратиться за консультацией о том, применяются ли конкретные нормы права к их конкретному делу и правильная процедура в судебном разбирательстве.

В более поздний республиканский период сенат стал центром правительства и важнейшим стабилизирующим фактором в республиканской конституции. Во внутренней администрации магистраты консультировались с ним по всем важным вопросам государства во внешней политике он руководил переговорами с иностранными державами, заключал договоры и назначал уполномоченных для надзора за организацией завоеванных территорий в области финансов он определял использование государственных доходов и санкционировал общественные работы, а в военном деле это определяло сферу деятельности военачальников и их снабжение людьми и средствами.

Помимо участия в разработке законодательных предложений, сенат оказывал влияние на законотворчество, консультируя преторов и других магистратов юрисдикции по вопросам реализации определенных направлений политики. В таких случаях его рекомендации, как правило, включаются в указ (edictum perpetuum), издаваемый каждым магистратом в начале года его полномочий. Таким образом, сенат способствовал развитию арбитражного права (ius honorarium), то есть закона, который получил свою формальную силу от полномочий магистратов, в отличие от ius civile толкуется, как закон, который получил свою формальную силу из статута (lex) и юридического толкования (interpretatio).

Римское право архаического периода было построено вокруг относительно простой системы правил для общины фермеров и крупных землевладельцев, и сфера его применения не выходила за пределы города-государства Рима. Как и другие примитивные правовые системы, она была тесно связана с религией и обычаями и отличалась формализмом, жесткостью и ограниченной областью применения. В результате трансформации Рима из небольшой аграрной общины в обширную транснациональную империю в более позднюю республиканскую эпоху римляне столкнулись с проблемой того, как скорректировать свое законодательство, чтобы оно могло отвечать вызовам, налагаемым на него в эту новую эпоху.

В ответ на эту проблему римское право преодолело барьер архаичного формализма и сформировало чрезвычайно гибкую систему, которая могла постоянно адаптироваться к меняющимся требованиям социальной и коммерческой жизни. Важными факторами в этом развитии стали зарождающиеся контакты с другими культурами и все более сложные экономи-

ческие отношения между римскими гражданами и иностранцами. Переход к более гибкой системе стал возможен благодаря практике предоставления широких полномочий судебным магистратам, которые декларировали и применяли закон, что позволило им формировать закон в процессе его применения.

После введения в действие Закона Двенадцати таблиц и введения системы законодательных актов авторитетное толкование статутного права и проведение действий по закону оставались в компетенции священников.

Юридическое образование в республиканском Риме имело в основном практическую направленность не было ни теоретической, ни академической юридической подготовки, ни учебных заведений, где официально преподавалось право. По окончании базового образования молодые мужчины вступали в семью юриста, чтобы жить с семьей. Они посещали консультации, когда клиенты обращались за юридической консультацией, и сопровождали юриста на рынок, где наблюдали, как он давал юридические консультации, составлял юридические документы и помогал сторонам в судебном разбирательстве.

В более позднюю республиканскую эпоху обычай (сошие^о) больше не действовал, как прямой источник права. Однако она преобладала в качестве компонента при формулировании норм позитивного права, содержащихся в нормативных актах, указах мировых судей и толкованиях юристов.

Хотелось бы отметить, что после создания принципата народные собрания продолжали функционировать. Однако их значение, как конституционных органов значительно уменьшилось, поскольку принятые ими законы были частью имперской политики и выражали волю императора. Придерживаясь традиции, которая признавала принятие законов исключительно в качестве источника законодательства, Август использовал ассамблеи для обеспечения принятия нескольких важных законов. Некоторые из этих законов были приняты непосредственно по ходатайству императора, в то время как другие были приняты по ходатайству высших магистратов, хотя, очевидно, император был их реальным покровителем.

Библиографический список

1. Краткий курс по римскому праву. Учебное пособие. М. : Окей-книга, 2018.

2. Новицкий И. Б. Основы римского гражданского права. Учебник. М. : Проспект, 2020.

3. Останина Е. А. Практикум по римскому праву. М. : Статут, 2013.

4. Пиляева В. В. Римское право в вопросах и ответах. Учебное пособие. М. : РГ-Пресс, 2020.

5. Покровский И. А. Лекции по истории римского права. М. : Едиториал УРСС, 2019.

JURISPRUDENCE

6. Римское частное право : учебник / В. А. Крас-нокутский, И. Б. Новицкий, И. С. Перетерский и др. ; под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского. М. : Юристъ, 2004.

References

1. A short course on Roman law. Textbook. M. : Okey-book, 2018.

2. Novitsky I. B. Fundamentals of Roman civil law. Textbook. M. : Prospect, 2020.

3. Ostanina E. A. Practicum on Roman law. M. : Statute, 2013.

4. Pilyaeva V. V. Roman law in questions and answers. Textbook. M. : RG-Press, 2020.

5. Pokrovsky I. A. Lectures on the history of Roman law. M. : Editorial URSS, 2019.

6. Roman private law : textbook / V. A. Krasnokutsky, I. B. Novitsky, I. S. Peretersky, etc. ; edited by I. B. Novitsky, I. S. Peretersky. M. : Jurist, 2004.

Информация об авторе

Г. М. Сарбаев - адвокат, общественный деятель, член Европейской ассоциации юристов, доктор права.

Information about the author G. M. Sarbayev — Lawyer, public figure, member of the European Association of Lawyers, Doctor of Law.

Статья поступила в редакцию 10.04.2022; одобрена после рецензирования 23.06.2022; принята к публикации 08.08.2022.

The article was submitted 10.04.2022; approved after reviewing 23.06.2022; accepted for publication 08.08.2022.

В.П. Малахов

Общая теория права и государства

Курс лекций

Общая теория права и государства. Курс лекций. Учебное пособие. Малахов В. П. 271 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».

Центральной проблемой общей теории права и государства и ее главной целью, важной и для практики, и для юридического образования, являются правопонимание и государствопонимание. При этом понимание природы и сущности права невозможно без понимания природы и сущности государства, и наоборот.

В предлагаемом курсе лекций правопонимание достигается через видение природы и сущности как права в целом, так и множества его элементов, моментов содержания, взятое в существенном отличии, с одной стороны, от догматического выстраивания действительного права как регулятора общественных отношений, а с другой - от философского понимания права как социально-духовного феномена.

В контексте правовой теории понимание природы и сущности государства формируется посредством выявления многообразия его связей с правом и раскрытия их взаимной противоречивости. Курс лекций соответствует действующему образовательному стандарту для вузов системы МВД России. Предназначен для студентов (слушателей), аспирантов (адъюнктов) и преподавателей юридических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.