Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ IUS РUВLIСUМ RОМАNUМ В ТРУДАХ ИТАЛЬЯНСКОГО РОМАНИСТА АНТОНИО ГУАРИНО'

ПОНЯТИЕ IUS РUВLIСUМ RОМАNUМ В ТРУДАХ ИТАЛЬЯНСКОГО РОМАНИСТА АНТОНИО ГУАРИНО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИМСКОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО / ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / РОМАНИСТИКА / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ / АКИМ ДОЛЖЕН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сагинаев Мейржан Егинбаевич, Байзаков Адиль Талгатович

Настоящая статья посвящена политико-правовым взглядам выдающего итальянского романиста, юриста Антонио Гуарино, автора многочисленных трудов по актуальным проблемам римского права. Особую ценность представляют его взгляды в отношении римского публичного права, которые были выражены в многочисленных мо-нографиях и статьях: «L’ordinamento giuridico romano», «Il pro lo del diritto romano» и «Lezioni di diritto romano pubblico», «Le nuove pagine di diritto romano». В отечественной юридической науке римское публичное право не изучалось так интенсивно, как римское частное право, что было связано с объективными факторами: римские юристы оставили богатый научный материал в области цивильного права - а публичное право, в силу его зависимости от политических процессов, рассматривалось поверхностно. Ситуацию также усугубляет тот факт, что в нашем распоряжении имеется мало источников специального характера, с помощью которых возможно было бы объективно исследовать римское публичное право. Поэтому нам часто приходится обращаться к философским трактатам римских мыслителей, которые отражают порой их субъективные представления о римском правопорядке и несут элементы идеализма (римские юристы пишут о том, каким должен быть римский правопорядок, но для нас важно определить, что собой представляет римское публичное право в объективной реальности).Учитывая вышеизложенные факторы, профессор А. Гуарино предпринимает усилия по объективному освещению вопроса возникновения и эволюции римского публичного права, исследуя максимальное количество специальных источников римского права (в частности, официальных актов государственных органов Римской империи)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF IUS PUBLICUM ROMANUM IN THE WRITINGS OF THE ITALIAN NOVELIST ANTONIO GUARINO

This article is devoted to the political and legal views of the outstanding Italian novelist, lawyer Antonio Guarino, author of numerous works on topical issues of Roman law. Of particular value are his views on Roman public law, which were expressed in numerous monographs and articles: «L’ordinamento giuridico romano», «Il pro lo del diritto romano» and «Lezioni di diritto romano pubblico», «Le nuove pagine di diritto romano».In legal science, Roman public law was not studied as intensively as Roman private law, and this was due to objective factors: Roman lawyers left a wealth of scienti c material in the eld of civil law - and public law, due to its dependence on political processes, was considered super cially. The situation is also aggravated by the fact that we have few sources of a special nature at our disposal, with the help of which it would be possible to objectively investigate Roman public law. Therefore, we often have to turn to the philosophical treatises of Roman thinkers, which sometimes re ect their subjective ideas about the Roman rule of law and carry elements of idealism (Roman lawyers write about what the Roman rule of law should be, but it is important for us to study what Roman public law is in objective reality).Taking into account the above factors, Professor Guarino makes e orts to highlight the issue of the emergence and evolution of Roman public law as objectively as possible, examining the maximum number of special sources (o cial acts of state bodies of the Roman Empire)

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ IUS РUВLIСUМ RОМАNUМ В ТРУДАХ ИТАЛЬЯНСКОГО РОМАНИСТА АНТОНИО ГУАРИНО»

УДК: 341.018.

ПОНЯТИЕ IUS PUBLICUM ROMANUM В ТРУДАХ ИТАЛЬЯНСКОГО РОМАНИСТА АНТОНИО ГУАРИНО

Сагинаев Мейржан Егинбаевич

Докторант ВШП «Эдшет» Каспийского университета, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, конституционного и административного права КазНУ им. аль-Фараби; м.ю.н.; Республика Казахстан, г. Алматы, ; e-mail: sme728ok@mail.ru

Байзаков Адиль Талгатович1

Член Палаты юридических консультантов «Гильдия юристов Казахстана», м.ю.н.; Республика Казахстан г. Алматы, ; e-mail: hannibal_invictus@mail.ru

Аннотация. Настоящая статья посвящена политико-правовым взглядам выдающего итальянского романиста, юриста Антонио Гуарино, автора многочисленных трудов по актуальным проблемам римского права. Особую ценность представляют его взгляды в отношении римского публичного права, которые были выражены в многочисленных монографиях и статьях: «L 'ordinamento giuridico romano», «Il profilo del diritto romano» и «Lezioni di diritto romano pubblico», «Le nuove pagine di diritto romano».

В отечественной юридической науке римское публичное право не изучалось так интенсивно, как римское частное право, что было связано с объективными факторами: римские юристы оставили богатый научный материал в области цивильного права - а публичное право, в силу его зависимости от политических процессов, рассматривалось поверхностно. Ситуацию также усугубляет тот факт, что в нашем распоряжении имеется мало источников специального характера, с помощью которых возможно было бы объективно исследовать римское публичное право. Поэтому нам часто приходится обращаться к фи-¡3 лософским трактатам римских мыслителей, которые отражают порой их субъективные представления о римском правопорядке и несут элементы идеализма (римские юристы пишут о том, каким должен быть римский правопорядок, но для нас важно определить, что собой представляет римское публичное право в объективной реальности).

Учитывая вышеизложенные факторы, профессор А. Гуарино предпринимает усилия по объективному освещению вопроса возникновения и эволюции римского публичного права, исследуя максимальное количество специальных источников римского права (в частности, официальных актов государственных органов Римской империи).

Ключевые слова: римское частное право, публичное право, романистика, конституци-о онный строй.

СП

О

CD <

in

* ИТАЛЬЯНДЬЩ РОМАНИСТ АНТОНИО ГУАРИНОНЬЩ

Ь ЖАЗБАЛАРЫНДАГЫ IUS PUBLICUM ROMANUM ¥ГЫМЫ

$ Мешржан Егшбай^лы СаFынаев

i Каспий университеттщ «Эдшет» ЖОМ докторанты, Цаз¥У мемлекет

жэне цуцыц теориясы мен тарихы, конституциялыц жэне зюмштк ™ цуцыц кафедрасыныц ага оцытушысы. эл-Фараби; з.г. м.;

t; Алматы цаласы, Цазацстан Республикасы; e-mail: sme728ok@mail.ru

s

Ь Эдш ТалFат¥лы Байзаков*

«Цазацстан зацгерлертщ гильдиясы» зац консультанттары палатасыныц мYшесi, з.г. м.. ^ Алматы цаласы, Цазацстан Республикасы; e-mail: hannibal_invictus@mail.ru

ь

1 Автор для корреспонденции

Аннотация. осы мацала кврнектг итальяндыц романист, зацгер Антонио Гуарино-ныц, Рим цуцыгыныц взектг мэселелерг бойынша квптеген ецбектердщ авторыныц са-яси - цуцыцтыц квзцарастарына арналган. Оныц Рим цогамдыц цуцыгына цатысты квзцарастары квп монографиялар мен мацалаларда айтылган: «l' ordinamento giuridico romano», «Il profilo del diritto romano» жэне «Lezioni di diritto romano pubblico», «Le nuove pagine di diritto romano».

Зац гылымындаРим цогамдыц цуцыгыримдж жеке цуцыц сияцты царцынды зерттелме-ген жэне бул объективт1 факторлармен байланысты болды: Рим зацгерлер1 Азаматтыц цуцыц саласында бай гылыми материал цалдырды - жэне цогамдыц цуцыц саяси проце-стерге тэуелд1 болгандыцтан Yстiрт царастырылды. Б1зд1ц цолымызда римдт цогамдыц цуцыцты объективтi тYрде зерттеуге болатын ерекше сипаттагы дерекквздердщ аз болуы да жагдайды ушыцтырады. Сондыцтан 6í3 Рим ойшылдарыныц философиялыц трактаттарына ЖYгiнуiмiз керек, олар кейде Рим зацы туралы субъективтi идеяларын бейнелейдi жэне идеализм элементтерт алып ЖYредi (Рим зацгерлерi Рим зацы цандай болуы керек екендт туралы жазады, бiрац бiз Yшiн Рим цогамдыц цуцыгыныц объективтi шындыцта цандай екешн зерттеу мацызды).

Жогарыда аталган факторларды ескере отырып, профессор Гуарино арнайы дерекквздердщ (Рим империясыныц мемлекеттж органдарыныц ресми акттерi) ец квп санын зерттей отырып, Рим цогамдыц цуцыгыныц пайда болуы, эволюциясы мэселест мYмкiндi-гтше объективтi тYрде ашуга куш салуда.

Tyümdi свздер: римдт жеке цуцыц, Цогамдыц цуцыц, романистика, конституциялыц ЖYйе.

THE CONCEPT OF IUS PUBLICUM ROMANUM IN THE WRITINGS OF THE ITALIAN NOVELIST ANTONIO GUARINO

Saginaev Meirzhan Eginbayevich

Doctoral student of the Higher School of Economics «Adilet» of the Caspian University, Senior jjj lecturer of the Department of Theory and History of State and Law, Constitutional x

and Administrative Law of the Al-Farabi Kazakh National University; M.yu.n.;

Almaty city, Republic of Kazakhstan; e-mail: sme728ok@mail.ru jjj

Baizakov Adil Talgatovich*

Member of the Chamber of Legal Consultants «Guild of Lawyers of Kazakhstan», M.yu.n.; Almaty city, Republic of Kazakhstan; e-mail: hannibal_invictus@mail.ru

> o

Abstract. This article is devoted to the political and legal views of the outstanding Italian g

>

novelist, lawyer Antonio Guarino, author of numerous works on topical issues of Roman law.

Of particular value are his views on Roman public law, which were expressed in numerous ^

monographs and articles: «L 'ordinamento giuridico romano», «Ilprofilo del diritto romano» and B

«Lezioni di diritto romano pubblico», «Le nuove pagine di diritto romano». ^

In legal science, Roman public law was not studied as intensively as Roman private law, and this p

was due to objective factors: Roman lawyers left a wealth of scientific material in the field of civil 0

law - and public law, due to its dependence on political processes, was considered superficially. 0

The situation is also aggravated by the fact that we have few sources of a special nature at our ^

disposal, with the help of which it would be possible to objectively investigate Roman public law. 0

Therefore, we often have to turn to the philosophical treatises of Roman thinkers, which sometimes ^

reflect their subjective ideas about the Roman rule of law and carry elements of idealism (Roman jz

lawyers write about what the Roman rule of law should be, but it is important for us to study what P Roman public law is in objective reality).

Taking into account the above factors, Professor Guarino makes efforts to highlight the issue 4

of the emergence and evolution of Roman public law as objectively as possible, examining the 77

maximum number of special sources (official acts of state bodies of the Roman Empire). 22

Keywords: Roman private law, public law, romanistics, constitutional system. 1

Введение. Антонио Гуарино - выдающийся итальянский юрист, адвокат, профессор Университета Неаполя. Прежде всего, профессор Гуарино известен как ученый, специализирующийся в исследовании сферы римского права. Помимо этого, он занимал ответственные государственные должности и вел успешную адвокатскую практику. Он преподавал в Университете Катании (с 1942 года), а затем, с 1989 года, более тридцати лет занимал должность почетного профессора в Неаполитанском Университете Фридриха II. Его обширное научное творчество включает в себя в основном произведения по римскому праву, но он также уделял достаточное внимание и исследованиям истории государства и права. Его наиболее известные научные труды: Collatio bonorum (1937), Adfinitas (1939), Salvius Julianus (1946), Sto-ria del diritto romano (1948), L'ordinamento giuridico romano (1949), Guida allo studio delle fonti giuridiche romane (1952), Diritto Privato Romano, IV ed. (1970), Le origini quir-itarie (1973), La rivoluzione della plebe (1975), La condanna nei limiti del possibile (1977), Ini-zie di giureconsulti (1978), Spartaco (1979), La democrazia a Roma (1979), Pagine di diritto ^ romano (1993-1995), Giusromanistica elements tare (2002).

k В своих произведениях «L'ordinamento ^ giuridico romano», «Il profilo del diritto ro-z mano» и «Lezioni di diritto romano pubblico» ct профессор Гуарино проанализировал поня-ИИ тие, принципы и природу публичного права < (римского).

0 Несмотря на то, что римское публичное

1 право по научной и практической значи->s мости не смогло конкурировать с частным g правом, тема римского государственно-üg го устройства изучалась множеством учес ных-романистов, среди которых почетное ^ место занимает гениальный немецкий исто-k рик и романист Теодор Моммзен, написав-^ ший фундаментальный труд «Римское государственное право». Среди итальянских

о романистов, занимавшихся вопросами рим-о ского публичного права, можно отметить Пьеранжело Каталано, Бонфанте, Оранджо Í Руиза, Де Франчиши. Но особую научную g значимость представляют работы Антонио Ь Гуарино, посвящённые римскому публично-s му праву.

s Почему мы выбрали труды профессора Ь Гуарино для изучения природы римского пу-00 бличного права? Во-первых, в своих работах

DOI: 10.52026/2788-5291_2021_67_4_136

профессор Гуарино строго разграничивает специальные источники (Аопй tecniche) от неспециальных источников (Аопй atecniche). К специальным источникам относятся официальные акты римских должностных лиц и научные труды римских юристов (сена-тусконсульты, эдикты преторов, конституции императоров и т.д.); к неспециальным источникам относятся философские трактаты римских мыслителей (произведения Цицерона, Марка Аврелия и т.д.).

Почему важно делить источники римского права на специальные и неспециальные? Потому что специальные источники в форме актов римских магистратов отражают объективную реальность развития римской правовой системы и при изучении данных источников мы видим римское право таким, каким оно было на самом деле, а не таким, каким мы хотели бы его видеть. Неспециальные источники римского права, в частности, философские труды римских мыслителей содержат в себе субъективные суждения самих авторов, зачастую идеализирующих римскую правовую систему. Если коротко резюмировать вышесказанное, то специальные источники отражают римскую правовую систему такой, какой она была на самом деле (сущее), а неспециальные источники отражают римское право таким, каким оно должно быть (должное).

Во-вторых, профессор Гуарино, при изучении природы римского публичного права предпринимает попытки исследовать, как древние римляне сами понимали публичное право и в своих работах, посвящённых римскому публичному праву, он минимизирует влияние современной юриспруденции и применяет только те термины, которые присущи римскому праву.

Итак, кратко рассмотрев биографию профессора Гуарино и обосновав наш выбор в пользу его научных исследований римского публичного права, мы приступаем к анализу понятия, содержания, принципов римского публичного права на основании трудов профессора Гуарино.

Методологическая основа - общенаучные и частнонаучные методы, применяемые при изучении и анализе гражданского и международного частного права. Основными методами, использованными авторами в процессе исследования, являются: диалектический, логический, сравнительно-правовой, исторический. Также широко приме-

нялся метод анализа существующих точек зрения.

Материалы исследования. В статье будут использованы основные труды профессора Гуарино, посвящённые римскому публичному праву: «L'ordinamento giuridico romano», «Il profilo del diritto romano» и «Lezioni di diritto romano pubblico», «Le nuove pagine di diritto romano».

Ожидаемые результаты. В ходе рассмотрения предмета статьи мы ставим целью раскрыть понятие, содержание и природу возникновения римского публичного права, опираясь на научные труды профессора Гу-арино.

Обсуждение. Тема настоящей статьи была обсуждена на кафедре «Юриспруденции» ВШП «Эдшет» Каспийского Университета.

Основная часть. В своей работе «Lezioni di diritto romano pubblico» профессор Гуа-рино даёт следующее определение римского публичного права: «Римское публичное право - это юридическая дисциплина, которая изучает государственное устройство римского государства (и его деятельность) на протяжении всей его истории развития.» [1, с. 9].

Здесь нам необходимо уточнить некоторые специфические особенности данного определения.

Прежде всего, мы подчеркнули, что римское публичное право - юридическая дисциплина. По мнению Г.Б. Вико оно является «отдельной мозаикой в истории римского государства и права (наравне с частным правом, религией, моралью) и прежде всего, дисциплиной публично-правовой» [2, с. 54].

Предметом римского публичного права является совокупность юридических норм, которые на протяжении истории римского государства регулировали публично-правовые отношения, отношения между государством и гражданами, а также отношения между Римом и другими государствами. Если выражаться современными терминами, то римское публичное право объединяло нормы конституционного, административного, международного права, которые играли большую роль в политической жизни Рима. Потом эти нормы были проанализированы и систематизированы [3, с. 154].

Дав определение римскому публичному права, профессор Гуарино пишет, что основными категориями римского публичного права были «народ», «территория», «суверенитет». Конечно, данные правовые кате-

гории были присущи не только Риму, но и всем народам и государствам мира. Но если мы глубоко изучим тонкости римского публичного права, то обнаружим, что эти категории оставались неизменными независимо от политического строя [1, с. 19].

Достаточно вспомнить знаменитую аббревиатуру SPQR - Senatus Populusque Romanus - Сенат и Народ Рима, которая демонстрировала, что Сенат выражал интересы римского народа. При этом не стоит забывать, что в Риме существовали другие органы государственной власти, выражавшие интересы римского государства. Поэтому применительно к римскому публичному праву можно выделить три основные категории римского публичного права: народ, Сенат, магистратура. Именно эти три элемента обеспечивали жизнедеятельность и благосостояние римского государства. Отсутствие одного из них могло привести к гибели Рима, о чем писал Тит Ливий: «после падения Капуи, этот сожженный и разоренный город не желал подчиняться Сенату, народу и магистратам Рима» [4, с. 187]. Из этого отрывка понятно, что все три института власти Рима были едины в защите интересов римского государства.

Римский правопорядок понимал под народом (populus) различные социальные е группы населения, объединённые в коми- р ции, то есть, в народные собрания. Необ- К ходимо отметить, что современное понятие s «народ» не совпадает с римской правовой и р политической доктриной. В римском праве У полноправным римским гражданином (civis А romanus) могло считаться лицо, обладавшее А свободой (libertas), римским гражданством о (civitas romana) и статусом главы семейства Д (pater familias). Только такое лицо имело Е право избирать и быть избранными на госу- Ь дарственные должности. Р

Сенат был высшим государственным И органом власти, выражавшим волю господ- р ствующего в то время рабовладельческого р класса. На всем протяжении истории Рима О Сенат защищал интересы своего класса и И решал проблемы общественного характера. ф

Римская магистратура являлась систе- р мой административных органов и имен- Ц но магистраты, начиная с 509 года до н.э. s реализовывали исполнительную власть в к республиканском Риме. Эта власть была № коллегиальной и ограниченной введени- ( ем в действие принципов выборности, от- — ветственности и отчетности магистратов. 2 Сочетание этих принципов обеспечивало 1

лучшую систему сдержек и противовесов между различными органами власти и внутреннюю социально-политическую стабильность в Римской Республике. Однако, если еще в эпоху Принципата магистратура выражала интересы римского государства, то уже в период Домината магистраты начали защищать интересы бюрократии и императоров [5, с. 98].

Как известно, в теории права частное и публичное право различаются не только по кругу субъектов, но и по целям, которые они преследуют. Поэтому профессор Гуарино, в зависимости от цели, даёт следующее определение римского публичного права: «римское публичное право - это совокупность норм, которые регулируют вопросы государственного управления и правоотношения между государством и гражданами», а «частное право - это совокупность норм, регулирующих отношения между частными лицами, а также с отношения с государством, но с той оговоркой, чтобы частные интересы не вторгались в государственные»

[1, с. 27].

Помимо вышесказанного, публичное право и частное право отличаются по кругу субъектов, ибо правовой статус гражданина в публичном праве разительно отличается ^ от частно-правового статуса, на что было S указано в знаменитом определении публич-k ного и частного права, данном Ульпианом: ^r «Ius publicum - est quod ad statum rei romanae 1 spectat. Ius privatum est quod ad singulorum utilitatem». Из данного определения следует, s что если государство будет регулировать от-^ ношения в частном праве, то оно не должно

0 применять свою власть, а должно выступать

1 как равный субъект; а уже в сфере публич->s ного права государство должно применять g силу и власть во благо общества.

< Также римляне противопоставляли пу-с бличное и частное право следующим об-

< разом: нормы частного права могут быть (З отнесены к публичному праву, если они за-^ трагивают общественные интересы. Поэто-ti му эти нормы частного права также должны о быть соблюдены, но при условии реализа-о ции одного фундаментального принципа: m «lus publicum privatorum pactis mutari non ^ potest». Учитывая вышесказанное, у авто-g ров возникают сомнения в том, что римские Ь юристы вкладывали в основу деления права ^ на публичное и частное только utilitas. Но ^ несмотря на все споры и научные дискус-Ь сии, которые происходят в среде авторитет-m ных романистов, определения ius privatum и

ius publicum, данные Ульпианом, до сих актуальны в современной юридической науки [6, с. 101].

Выводы. В работе «Lezioni di diritto romano pubblico» профессор Гуарино подчеркнул, что римское публичное право, прежде всего, это юридическая дисциплина и не является историко-правовой (хотя, они тесно связаны между собой). Употребляя существительное «дисциплина», профессор Гуарино рассматривает римское публичное право не как учебную дисциплину, а как область юридического знания, чьим объектом является деятельность римского государства на протяжении всей своей многовековой истории. Профессор Гуарино, рассматривая понятие римского публичного права как совокупность норм, регулировавших вопросы государственного управления и правоотношений между государством и гражданами, исходит из современного понимания публичного права, но при этом отмечает, что важнейшими категориями римского публичного права были указанные выше категории «народ», «территория», «суверенитет».

Далее, в своей работе «L 'ordinamento giuridico romano», профессор Гуарино развивает свои тезисы о понятии и принципах римского публичного права. Профессор Гуарино отмечает триединую природу ius publicum:

1. Ius quod ad statum rei romanae spectat (Право, относящееся к римскому государству);

2. Ius legibus publicis constitutum (Право, установленное публичными законами);

3. Ius quod privatorum pactis mutari non potest (Право, которое не может быть изменено частными контрактами) [7, с. 54].

Каждое определение имеет собственную диалектику, которую источники раскрывают. Ius, где объектом был status rei romanae противопоставляется ius privatum, где в приоритете были частные интересы; ius legibus publicis constitutum противопоставляется mores maiorum, то есть обычаям; а privato-rum pactis mutari non potest противопоставляется ius quo privatorum voluntate mutari potest [8, с. 76].

С другой стороны, очень сложно установить связь между тремя значениями ius publicum. Как известно, ius publicum в первом значении может быть установлен mor-ibus или соглашением частных лиц (как это обычно происходило в формулярном процессе); во втором значении ius publicum вполне может иметь нормы диспозитивного характера; а в третьем значении ius publicum

может содержать и нормы частного права, реже - нормы обычаев и традиций [9, с. 176].

Профессор Гуарино отмечает, что для определения истинного смысла ius publicum нам необходимо разобраться в значении существительного «publicus». Согласно последним исследованиям «publicus» происходит от «populicus», которое означает «то, что было установлено обществом». Чаще всего такие политические и правовые категории выражаются в форме законов, которые имеют юридическую силу для всех членов общества. Если это необходимо, то для того, чтобы дать соответствующее толкование тем или иным нормам права могли быть привлечены частные лица. При этом термин «publicus» используется не только юристами. Он широко используется в политике, в финансовой сфере, в общественной жизнедеятельности. Лингвистическое влияние термина «publicus» на юриспруденцию довольно велико и этот фактор нельзя не учитывать [10, с. 19]. Таким образом, если в частном праве субъекты устанавливают права и обязанности на своё усмотрение, в результате чего они будут иметь силу только для определённого круга лиц, то нормы публичного права устанавливаются всеми членами общества посредством чётко прописанных процедур, распространяющих свою юридическую силу на всех членов общества.

Перейдем к трём дефинициям ius publicum. Если первое и третье определение прижились в римском праве, то в отношении второго этого сказать нельзя. С одной стороны, потому что первая и третья дефиниция логически между собой связаны. С другой стороны, потому что вторая дефиниция ius publicum как ius legibus publicis constitutum зародилась раньше остальных, но со временем утратила своё значение. Если мы попытаемся конкретизировать время возникновения каждого из определений ius publicum, то это сделать будет непросто. Джузеппе Гроссо, известный романист, и Карло Джофредди не стремились различать источники римского права на специальные и неспециальные. Тем самым они полагали, что все три дефиниции ius publicum относятся к предклас-сическому периоду и такой вывод они делают на основании анализа неспециальных источников. Таково «opinio communis». А вот Сильвио Романо и Габриэль Ломбарди второе определение ius publicum относят к предклассическому периоду. Относительно же первого определения, согласно их гипотезе, речь может идти об интерполяции. Но,

по нашему мнению, теория С. Романо и Г. Ломбарди довольно спорна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессор Гуарино категорически не согласен с тем, что понятие ius publicum в значении норм, регулировавших деятельность государства, относится к постклассическому периоду: на его взгляд такое определение зародилось в предклассический период и было доработано только во II-III веках нашей эры.

Почему так важно установить точный период времени зарождения публичного права? Как показывает исторический опыт, публичное право приобрело свою чёткую форму и содержание в поздний период Республики и в эпоху ранней Империи, когда Рим, подчинив себе средиземноморский регион, сформировал обширный государственный аппарат для управления провинциями, командования армиями, сбора налогов и обеспечения внутреннего порядка. Если в период Республики полномочия римских государственных органов не были прописаны в специальных законах, то уже в имперский период функции римских магистратур были отражены в письменных правовых актах.

Таким образом, публичное право зародилось именно в период усиления государственного аппарата и все источники, регулировавшие их полномочия, были про- Е анализированы и систематизированы юри- р стами второго и третьего века нашей эры.

Именно в этот период стало популярным s определение, что ius publicum есть область р права, регулировавшая деятельность госу- У дарства. А что касается определения ius pub- ^ licum в смысле ius legitimum novum, то оно К выражало республиканские ценности, кото- о рые были установлены после соглашения Д между патрициями и плебеями в 367 году Е до нашей эры. В дальнейшем эти ценности Ь перешли в идеологию императора Августа, Р но в эпоху Адриана они уже угасли на веки И вечные [11, с. 98]. р

Выводы. В своей работе «L'ordinamento В giuridico romano» профессор Гуарино рас- О сматривая вышеуказанную триединую при- и роду публичного права, подвергает критике ф его три определения. Он обосновывает это р тем, что ius publicum в первом значении Ц может быть установлен не только государ- и ством, но и moribus или соглашением част- к ных лиц (как это обычно происходило в фор- № мулярном процессе); во втором значении ius ( publicum вполне может иметь нормы диспо- — зитивного характера; а в третьем значении 2 ius publicum может содержать и нормы част- 1

ного права, реже - нормы обычаев и традиций.

Данный вывод доказывает то, что при изучении такого явления как публичное право (римское), нельзя рассматривать в его отрыве от другой отрасли права: частного. Профессор Гуарино в данной работе хорошо показывает, как данные отрасли права взаимосвязаны между собой.

В другом своём произведении «II profilo del diritto romano» профессор Гуарино отмечает, что разработка и анализ понятия римского публичного права связаны с тремя именами в истории римской юриспруденции: Гая, Ульпиана, Юстиниана [12, с. 50].

В своих знаменитых «Институциях» Гай, хотя и анализирует основные положения римского частного права, но при этом уделяет время изучению источников римского права. Гай пишет, что все законы, регулирующие частноправовые вопросы и вопросы государственного управления образуют единую правовую систему. Если основным источником права у Гая были законы (leges), то вспомогательные акты были представлены в виде конституций императоров, эдиктов магистратов и правовых консультаций римских юристов. Гай пишет, что Lex curia-ta de imperio наделило императора издавать £ правовые акты (cum ipse imperator per legem 8 imperium accipiat) [12, с. 52]. ^ Римский юрист Ульпиан совершил рево-^г люционный шаг в понимании природы рим-z ского публичного права, отмечая, что право необходимо изучать исходя из его двоякой s природы - как частного и как публично-I го. Отрасль права, регулирующая деятель-

0 ность римского государства и есть публич-

1 ное право: римское государство защищает >s интересы римского народа. Отрасль права, g защищающая интересы частных лиц и есть

< право частное. Далее Ульпиан не анализи-с рует понятие «интерес частного лица» (util-

< itas privata): для него природа частного ин-(З тереса довольно очевидна, но в отношении £ «государственного интереса» он делает ис-tj ключение и отмечает, что «государственный о интерес» заключён в религии, деятельности о жрецов и магистратов. При этом Ульпиан не m упоминает роль народных собраний и сена-^ та в римском публичном праве [13, с. 72].

Но несмотря на данные упущения, Уль-Ь пиан систематизировал понятие римского ^ публичного права и благодаря ему публич-^ ное право стало органически составляющей Ь частью правовой системы. На чем основано m данное заключение? Разве публичное право

не является a priori частью правовой системы? Согласно мнению профессора Гуарино, понятие ius в понимании римского общества охватывало только правоотношения, возникавшие между полноправными гражданами Рима. То есть, римская юриспруденция включала в понятие ius только частное право, поскольку ius privatum регулировало наиболее существенные правоотношения римских граждан (вопросы собственности, обязательства, порядок наследования и т.д.) и поэтому частное право было «фундаментом» римского правопорядка. А публичное право по своей природе нестабильно и полностью зависит от социально - экономической политической обстановки в стране [14, с. 90].

Иначе говоря, римская юриспруденция не имела опыта в придании политическим решениям государственных мужей правовой формы. А уже в эпоху империи все политические решения римских магистратов и императора были систематизированы в такие нормативные акты, как императорские конституции и эдикты [15, с. 66].

Император Юстиниан поставил окончательную точку в вопросе правовой природы римского публичного права. Он, используя дихотомию Ульпиана в понимании права и признавая, что конституции императоров и эдикты магистратов также являются источниками римского права, признал, что полноправными источниками права являются и традиции, и обычаи (nam diuturni mores consensus utentium comprobati legem imitantur).

Здесь авторы считают необходимым сделать важное замечание. Анализируя изречения Ульпиана в отношении римского публичного права, профессор Гуарино отмечает, что римский юрист не совсем ясно представлял его природу и поэтому историкам римского права трудно составить исчерпывающую картину о природе публичного права. В истории римской юриспруденции не всегда было возможно придать политическим решениям правовой характер. Историки римского права чаще всего сталкиваются с неясной трактовкой политических решений римских государственных деятелей и вопрос легитимности их решений зачастую зависел от политической конъюнктуры и от того, в руках какой политической группировки находилась власть.

Выводы. Таким образом, на основании всего вышесказанного мы должны отметить три важных фактора:

Во-первых, в дореспубликанский пери-

од и в период ранней Республики римляне под «ius - право» понимали только нормы и принципы частного права, а нормы публичного права лежали как бы за пределами римского правопорядка (потому что публичное право было тесно связано с политикой);

Во-вторых, древние римляне считали нормы частного права более совершенными и точными, которые были закреплены в leges publicae, а также традициями и обычаями;

В-третьих, когда Рим становится средиземноморской державой, римское публичное право стало формировать сферу правовых отношений, которая охватывала конституционный строй и вопросы государственного управления;

В-четвёртых, по сравнению с частным правом, нормы публичного права носили неустойчивый характер и полностью зависели от политической и социально - экономической ситуации в стране.

Поэтому в отношении римского права принцип «первичности публичного права над частным» не имеет силы, поскольку частное право защищало интересы полноправных римских граждан и не допускало вмешательства государства в дела римской семьи. Римское частное право закрепляло неприкосновенность собственности римской семьи и это объяснялось тем, что только наличие имущества позволяло римскому гражданину участвовать в общественной жизни, проходить воинскую службу, избираться на государственные должности.

Заключение. Таким образом, в ходе проведённых исследований мы пришли к следующим выводам:

- профессор А. Гуарино, опираясь на специальные источники римского права отмечает, что публичное право на протяжении долгого периода истории не входил в понятие «ius - право». Такой подход для современного понимания «правопорядка» может считаться революционным. Римская юриспруденция понимала «право» как систему юридических норм, регулирующих отношения между субъектами права, которые используют различные объекты материального мира в экономических целях для удовлетворения различных потребностей. Субъектами права могут только люди (свободные, не рабы), но за редким исключением субъектами признавались боги и священные

животные. А объектами прав могут быть не только вещи материального мира, но и люди (рабы), подвластные, а также должники, которых выдавали кредиторам для продажи в рабство (классическое определение частного права);

- в своём историческом развитии римская юриспруденция уравняла понятие римского государственного строя с определением правовой системы. Если в предклассиче-ский период под правом понимались нормы, регулировавшие отношения между полноправными римскими гражданами, то в классический период, благодаря большой работе юристов, публичное право наряду с частным начало ассоциироваться с понятием «право». Полное и окончательное признание публичное право приобрело уже в постклассический период. Исторически сложилось, что римские юристы в своих трудах уделяли больше внимания частному праву, чем публичному, но при этом, римские юристы изучали некоторые аспекты публичного права. Однако их исследование ограничивалось только общими вопросами и сделанные научные выводы не носили достаточно глубокий и точный характер;

- профессор Гуарино справедливо отмечает, что публичное право было тесно связано с политическими процессами, про- Е исходившими в римском государстве, что р зачастую затрудняло придание политиче- К ским решениям правящего класса правово- и го характера. Но несмотря на непрочность р конституционного строя, публичное право У имеет собственные институты, регулировав- А шие отношения между государством и граж- А данами; о

- изучение римского публичного право Д в отрыве от исторически складывавшихся Е социально-политических и экономических Ь процессов, по мнению авторов, является В недостаточно научным и не даст желае- И мых результатов. Также полагаем не совсем р уместным проецирование на Древний Рим В периода его наивысшего расцвета совре- О менных принципов демократического прав- и ления: римское государство однозначно не ф отвечало классическим стандартам демо- р кратии в силу того, что политическая и эко- Ц номическая власть принадлежали правящей и олигархической элите, а народ был строго к

разделён на социальные классы. -

6

)

2

ЛИТЕРАТУРА

1. Antonio Guarino. Lezioni di diritto romanopubblico. - Napoli, G.U.F. Mussolini, Sezione editoriale, 1941. - 110 p.

2. Вико Г.Б. Современная наука. - Рим, Университет «Sapienza», 1988. - 653 с.

3. Мартышин О.В. История политических учений: Учебник для вузов. - М.: Юридическая литература 2002. - 341 с.

4. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. - 736 с.

5. Новицкий И.Б. Римское право. - М.: ТЕИС, 1997. - 245с.

6. Имберт Ж. Pax Romana в истории римского общества. - Брюссель, Université Libre de Bruxelles, 1962. - 502 с.

7. Antonio Guarino. L 'ordinamento giuridico romano. - Napoli, Jovene editore, 1990. - 510p.

8. Новицкий И.Б., Перетерский И.С. Римское частное право: Учебник. - М.: Юристъ, 1996. - 544 с.

9. Омельченко О.А. Основы римского права: Учебное пособие. - М.: Манускрипт, 1994. - 232 с.

10. Подопригора А.А. Основы римского гражданского права: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1990. - 284 с.

11. Подопригора А.А. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1998. - 289 с.

12. Antonio Guarino. Profilo del diritto romano. - Napoli, Jovene editore, 1994. - 245 p.

13. Тосунян Г.А. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 1997. -167 с.

14. Право и справедливость в исторической традиции миротворчества: от античности до современности: Коллективная монография / Под ред. Т. В. Кудрявцевой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. — 435 с.

15. Ячевский В.В. Зарубежная политико-правовая мысль: Учебник для вузов. - М.: Феникс, 2000. -100 с.

REFERENCES

1. Antonio Guarino. Lezioni di diritto romano pubblico. - Napoli, G.U.F. Mussolini, Sezione editoriale, 1941. - 110 p.

2. Viko G.B. Sovremennaya nauka. - Rim, Universitet «Sapienza», 1988. - 653 s.

3. Marty^shin O.V. Istoriya politicheskikh uchenij: Uchebnik dlya vuzov. - M.: Yuridicheskaya literatura 2002. - 341 s.

4. Nersesyancz V.S. Istoriya politicheskikh i pravovykh uchenij: Uchebnik dlya vuzov. - M.: Izdatefskaya gruppa NORMA-INFRA M, 1998. - 736 s.

>g 5. Noviczkij I.B. Rimskoepravo. -M.: TEIS, 1997. - 245s.

6. Imbert Zh. Pax Romana v istorii rimskogo obshhestva. - Bryussel', Université Libre de g Bruxelles, 1962. - 502 s.

7. Antonio Guarino. L 'ordinamento giuridico romano. - Napoli, Jovene editore, 1990. - 510p.

8. Noviczkij I.B., Pereterskij I.S. Rimskoe chastnoe pravo: Uchebnik. - M.: Yurist', 1996. - 544 s. Ь 9. Omelchenko O.A. Osnovy' rimskogo prava: Uchebnoe posobie. - M.: Manuskript, 1994. - 232 s. üü 10. Podoprigora A.A. Osnovy ' rimskogo grazhdanskogo prava: Uchebnoe posobie. - M.: ■« Yurisf, 1990. - 284 s.

g 11. Podoprigora A.A. Rimskie stoiki: Seneka, E^piktet, Mark Avrelij: Uchebnoe posobie. - M.:

§ Yurisf, 1998. - 289 s. <

12. Antonio Guarino. Profilo del diritto romano. - Napoli, Jovene editore, 1994. - 245 p.

13. Tosunyan G.A. Istoriya politicheskikh i pravovy kh uchenij: Uchebnik dlya vuzov. - M.: р Yurisf, 1997. -167 c.

i 14. Pravo i spravedlivost ' v istoricheskoj tradiczii mirotvorchestva: ot antichnosti do sovremennosti: Kollektivnaya monografiya /Pod red. T. V. Kudryavczevoj. — SPb.: Izd-vo RGPU i im. A. I. Gerczena, 2016. — 435 s.

ш 15. Yachevskij V.V. Zarubezhnaya politiko-pravovaya my sf: Uchebnik dlya vuzov. - M.: m Feniks, 2000. - 100 c.

in O in

CL

< z

cl

O

e

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.