Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ IUS FETIALE В ТРУДАХ ИТАЛЬЯНСКОГО РОМАНИСТА ПЬЕРАНЖЕЛО КАТАЛАНО'

ПОНЯТИЕ IUS FETIALE В ТРУДАХ ИТАЛЬЯНСКОГО РОМАНИСТА ПЬЕРАНЖЕЛО КАТАЛАНО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IUS FETIALE / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / РОМАНИСТИКА / РИМСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сагинаев Мейржан Егинбаевич, Байзаков Адиль Талгатович

Настоящая статья посвящена политико - правовым взглядам выдающего итальянского романиста Пьеранжело Каталано, автора многочисленных трудов по актуальным проблемам римского права. Его труд «Linee del sistema sovrannazionale romano» внёс большой вклад в исследование международного права Древнего Рима, вошедшего в историю правовой науки как ius fetiale. В статье рассматривается понятие ius fetiale в римском праве. В науке романистики сложилось так, что ius gentuim et ius fetiale практически не разграничены и порой данные термины отождествляются. Поэтому Каталано ставит перед собой цель проанализировать ius fetiale, выявить его значение и свойства, и отличие от ius gentuim. Пьеранджело Каталано, выдающийся итальянский романист, анализируя данное понятие, подчеркивает, что сущность ius fetiale претерпела большие изменения и на него оказали сильное влияние политико-правовые доктрины эпохи Просвещения. Чтобы восстановить истинное значение этого института римского права, Каталано обращается к первоисточникам таким как Тит Ливий, Цицерон и к трудам римских юристов. Раскрытие понятия ius fetiale обогают теорию не только римского права, но и международного права, поскольку правовые системы многих европейских стран построены на основе римского права. Для юридической науки Казахстана исследования в сфере правовой природы ius fetiale также будет иметь значение, поскольку среди учёных - юристов проходят научные споры о позиции международных договоров в правовой иерархии Казахстана. Как мы знаем, международные договоры имеют приоритет над национальным законодательством, и многие юристы оспаривают такой подход. А изучение римской доктрины в сфере международного права и места международных договоров даст богатый научный материал и будет содействовать в нахождении оптимального решения в вышеупомянутом споре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF IUS FETIALE IN THE WORKS OF THE ITALIAN NOVELIST PIERANGELO CATALANO

This article is devoted to the political and legal views of the outstanding Italian novelist Pierangelo Catalano, author of numerous works on topical issues of Roman law. His work "Linee del sistema sovrannazionale romano" made a great contribution to the study of the international law of Ancient Rome, which went down in the history of legal science as ius fetiale. The article deals with the concept of ius fetiale in Roman law. In the science of romanistics, it has developed so that ius gentuim et ius fetiale are practically not differentiated and sometimes these terms are identified. Therefore, Catalano aims to analyze ius fetiale, to identify its meaning and properties, and to distinguish it from ius gentuim. Pierangelo Catalano, an outstanding Italian novelist, analyzing this concept, emphasizes that the essence of ius fetiale has undergone great changes and was strongly influenced by the political and legal doctrines of the Enlightenment. To restore the true meaning of this institution of Roman law, Catalano turns to primary sources such as Titus Livy, Cicero, and the writings of Roman jurists. Disclosure of the concept of ius fetiale enrich the theory of not only Roman law, but also international law, since the legal systems of many European countries are built on the basis of Roman law. For the legal science of Kazakhstan, research in the field of the legal nature of the ius fetiale will also be important, since among legal scholars there are scientific disputes about the position of international treaties in the legal hierarchy of Kazakhstan. As we know, international treaties take precedence over national legislation, and many lawyers challenge this approach. And the study of the Roman doctrine in the field of international law and the place of international treaties will provide a rich scientific material and will help in finding the optimal solution to the above-mentioned dispute.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ IUS FETIALE В ТРУДАХ ИТАЛЬЯНСКОГО РОМАНИСТА ПЬЕРАНЖЕЛО КАТАЛАНО»

УДК: 341.018.

ПОНЯТИЕ IUS FETIALE В ТРУДАХ ИТАЛЬЯНСКОГО РОМАНИСТА ПЬЕРАНЖЕЛО КАТАЛАНО

Сагинаев Мейржан Егинбаевич

Докторант ВШП «Эдшет» Каспийского университета, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, конституционного и административного права КазНУ им. аль-Фараби; м.ю.н.; г. Алматы, Республика Казахстан; e-mail: sme728ok@mail.ru

Байзаков Адиль Талгатович

Научный сотрудник Института государства и права КазНУ имени Аль-Фараби, м.ю.н.;

г. Алматы, Республика Казахстан; e-mail: hannibal_invictus@mail.ru

Ключевые слова: ius fetiale, международное право, международное публичное право, романистика, римская правовая система.

Аннотация. Настоящая статья посвящена политико - правовым взглядам выдающего итальянского романиста Пьеранжело Каталано, автора многочисленных трудов по актуальным проблемам римского права. Его труд «Linee del sistema sovrannazionale romano» внёс большой вклад в исследование международного права Древнего Рима, вошедшего в историю правовой науки как ius fetiale. В статье рассматривается понятие ius fetiale в римском праве. В науке романистики сложилось так, что ius gentuim et ius fetiale практически не разграничены и порой данные термины отождествляются. Поэтому Каталано ставит перед собой цель проанализировать ius fetiale, выявить его значение и свойства, и отличие от ius gentuim.

Пьеранджело Каталано, выдающийся итальянский романист, анализируя данное по- е нятие, подчеркивает, что сущность ius fetiale претерпела большие изменения и на него р оказали сильное влияние политико-правовые доктрины эпохи Просвещения. Чтобы вос- к становить истинное значение этого института римского права, Каталано обращается Н к первоисточникам таким как Тит Ливий, Цицерон и к трудам римских юристов. Раскры- И тие понятия ius fetiale обогают теорию не только римского права, но и международного р права, поскольку правовые системы многих европейских стран построены на основе рим- ЗЗ ского права. О

Для юридической науки Казахстана исследования в сфере правовой природы ius fetiale О также будет иметь значение, поскольку среди учёных - юристов проходят научные спо- р ры о позиции международных договоров в правовой иерархии Казахстана. Как мы знаем, Ь международные договоры имеют приоритет над национальным законодательством, и В многие юристы оспаривают такой подход. А изучение римской доктрины в сфере меж- И дународного права и места международных договоров даст богатый научный материал р и будет содействовать в нахождении оптимального решения в вышеупомянутом споре. О

го s<

ИТАЛЬЯНДЬЩ ЖАЗУШЫ ПЬЕРАНЖЕЛО КАТАЛАНОНЫЦ ЕЦБЕКТЕР1НДЕГ1 IUS FETIALE ТУС1Н1Г1

Мешржан Егшбай^лы СаFынаев

Каспий университеттщ «Эдшет» ЖОМ докторанты, К,аз¥У мемлекет жэне щущыщ теориясы мен тарихы, конституциялыщ жэне эюмштк щущыщ кафедрасыныц ага ощытушысы.эл-Фараби; з.г. м.;

Алматы щаласы, Цазащстан Республикасы;e-mail: hannibal_invictus@mail.ru

р

> JZ

"U

NJ

о

NJ

Эд1л ТалFатYлы Байзаков

Эл-Фараби атындагы К,аз¥Умемлекет жэне цуцыц Институтыныц гылыми цызметкерг, з.г. м., Алматы цаласы, Казацстан Республикасы; e-mail: hannibal_invictus@mail.ru

Tyüíh свздер: ius fetiale, халыцаралыц цуцыц, Халыцаралыц жария цуцыц, романистика, римдж цуцыцтыц ЖYйе.

Аннотация. Бул мацала Рим цуцыгыныц взектг мэселелерг бойынша квптеген ецбек-тердщ авторы, кврнект1 итальяндыц романист Пьерангело Каталаноныц саяси жэне цуцыцтыц квзцарастарына арналган. Оныц «Linee del sistema sovrannazionale romano» ецбег1 Ius fetiale реттде цуцыцтыц гылым тарихына енген Ежелг1 Римнщ халыцаралыц цуцыгын зерттеуге Yлкен Yлес цосты. Мацалада Рим цуцыгындагы ius fetiale угымы цара-стырылады. Романистика гылымында ius gentuim et ius fetiale ¡с жузтде бвлгнбейдг жэне кейде бул терминдер аныцталады. Сондыцтан Каталано ius fetiale-di талдауга, оныц мэт мен цасиеттерт жэне ius gentuim-ден айырмашылыгын аныцтауга мацсат цояды.

Бул тужырымдаманы талдаган кврнектi итальяндыц жазушы пьерангело Каталано ius fetiale мэш Yлкен взгерштерге ушыраганын жэне агартушылыцтыц саяси жэне цуцыцтыц iлiмдерi оган цатты эсер еткетн баса айтады. Бул Рим цуцыгы институтыныц шынайы магынасын цалпына келтiру Yшiн Каталано Тит Ливий, Цицерон сияцты бастапцы квздерге жэне Рим зацгерлертщ жазбаларына ЖYгiнедi. Ius fetiale тужы-рымдамасыныц ашылуы рим цуцыгы теориясын гана емес, сонымен бiрге халыцаралыц цуцыц теориясын да басып озады, вйткен квптеген еуропа елдертщ цуцыцтыц ЖYйелерi Рим цуцыгы негiзiнде цурылган.

Казацстанныц зац гылымы Yшiн ius fetiale цуцыцтыц табигат саласындагы зерттеу-лер де мацызды болады, вйткеш зацгер - галымдар арасында Казацстанныц цуцыцтыц иерархиясындагы халыцаралыц шарттардыц устанымы туралы гылыми даулар втедi. Оздерщз бшеттдей, халыцаралыц шарттар улттыц зацнамадан басым жэне квптеген зацгерлер бул тэсшге царсы. Халыцаралыц цуцыц саласындагы Рим доктринасын жэне § халыцаралыц шарттардыц орнын зерттеу бай гылыми материал бередi жэне жогарыда аталган дауда оцтайлы шешiм табуга квмектеседi.

THE CONCEPT OF IUS FETIALE IN THE WORKS OF THE ITALIAN NOVELIST PIERANGELO CATALANO

IN

CL

< z

CL

О

e

X

о

m О

in <

< m

ь

-Q

Saginaw Meirzhan Eginbaeva

Doctoral GSW "Adilet" of the Caspian University, senior lecturer of the Department of theory and history of state and law, constitutional and administrative law of KazNU. al-Farabi; M. Yu.N.; Almaty, Republic of Kazakhstan; e-mail: hannibal_invictus@mail.ru

Baizakov Adil Talgatovich

Researcher of the Institute of State and Law of the Al-Farabi Kazakh National University, M. yu. n.; Almaty, Republicof Kazakhstan; e-mail: hannibal_invictus@mail.ru

Keywords: ius fetiale, international law, public international law, Roman studies, Roman legal

<

x system.

^ Abstract. This article is devoted to the political and legal views of the outstanding Italian

< novelist Pierangelo Catalano, author of numerous works on topical issues of Roman law. His

| work "Linee del sistema sovrannazionale romano" made a great contribution to the study of the

b international law of Ancient Rome, which went down in the history of legal science as ius fetiale.

s The article deals with the concept of ius fetiale in Roman law. In the science of romanistics, it has

^ developed so that ius gentuim et ius fetiale are practically not differentiated and sometimes these

b terms are identified. Therefore, Catalano aims to analyze ius fetiale, to identify its meaning and

m properties, and to distinguish it from ius gentuim.

Pierangelo Catalano, an outstanding Italian novelist, analyzing this concept, emphasizes that the essence of ius fetiale has undergone great changes and was strongly influenced by the political and legal doctrines of the Enlightenment. To restore the true meaning of this institution of Roman law, Catalano turns to primary sources such as Titus Livy, Cicero, and the writings of Roman jurists. Disclosure of the concept of ius fetiale enrich the theory of not only Roman law, but also international law, since the legal systems of many European countries are built on the basis of Roman law.

For the legal science of Kazakhstan, research in the field of the legal nature of the ius fetiale will also be important, since among legal scholars there are scientific disputes about the position of international treaties in the legal hierarchy of Kazakhstan. As we know, international treaties take precedence over national legislation, and many lawyers challenge this approach. And the study of the Roman doctrine in the field of international law and the place of international treaties will provide a rich scientific material and will help in finding the optimal solution to the above-mentioned dispute.

DOI: 10.52026/2788-5291 2021 64 1 277

Введение. Пьеранжело Каталано - выдающийся итальянский юрист, адвокат и романист. Он является профессором римского права в Университете Рима «La Sapienza» и по совместительству учредителем Центра изучения римского права в Российской Федерации.

Среди значительных работ профессора Каталано можно выделить «Contributi alio studio del diritto augurale», «Diritto e persone», «Linee del sistema sovrannazionale romano», «Populus romanus Quirites», «Tribunato e Resistenza»; на русском языке: «Идея Рима в Москве XV—XVI вв.», «Источники по истории русской общественной мысли», «Правовые аспекты БРИКС.».

Наибольшую научную ценность для современной романистики представляет монография «Linee del sistema sovrannazionale romano», в которой автор проанализировал основные положения ius feciale и ius gentium, ставшие впоследствии системой международного права Древнего Рима. Как древние римляне заключали международные договоры, вопросы войны и мира, какими обладали правами побежденные народы - все это было проанализировано на основании античных источников профессором Каталано.

Ставя перед собой цель дать определение ius feciale и ius gentium сообразно представлениям римлян и выявить как они понимали вышеупомянутые институты, Пьеранжело Каталано выделяет два фундаментальных положения, которых он будет придерживаться в течение своего исследования:

- анализ античных источников. Именно анализ официальных источников с соблюдением принципов историзма позволят установить истинное понятие ius feciale в римской юриспруденции [1, с. 13];

- необходимо всеми силами очистить объект нашего исследования от идеологии предшествующих эпох. Не секрет, что римское право (и ius feciale и ius gentium тут

не исключение) было детально изучено в го

XVIII-XIX веках выдающимися романиста- р

ми, такими как Т. Моммзен, Ф. Савиньи, К

Р. Йерингом и многими другими. Несмотря н

на свой талант и гений, эти ученые внесли в И

римское право и понятия ius fetiale отпеча- р

ток своей эпохи и идейные представления о ЗЗ

том, какими должны быть принципы между- О

народного права. Поэтому в этом нам помо- °

гут принципы историзма и опора только на р

античные источники римского права, трак- Ь

таты римских философов и юристов. р

Какую научную ценность представля- И

ет данная тема для современной юридиче- р

ской науки Казахстана? Дело в том, соглас- О

но Конституции Республики Казахстан от °

30 августа 1995 года действует примат меж- И

дународного права и международные дого- О

воры, заключённые и ратифицированные М

Республикой Казахстан, имеют приоритет И

над законодательством нашей страны. Из- р

учение природы ius fetiale, поможет нам №

лучше понять сущность международного и L

пересмотреть многие его принципы, на кото- )

рые ориентируется наша правовая система, 0

особенно это касается в части примата меж- 1

дународного права. А канун празднования тридцатилетия независимости Республики Казахстан, пересмотр положений международного права будет весьма актуально. И римское право в лице ius fetiale нам окажет содействие.

При этом, авторы не ставят целью проследить взаимосвязь между ius fetiale и современным международным правом, поскольку данный вопрос является темой для отдельной статьи, а в своей монографии «Linee del sistema sovrannazionale romano» профессор Каталано анализирует понятие ius fetiale и не ставил перед собой аналогичной задачи.

Основная часть. Для определения истинного значения ius feciale и ius gentium Пьеранжело Каталано начинает с анализа третьей книги Цицерона De officiis, где выдающийся римский философ пишет, что «Истинный закон не стремится смешивать праведную и справедливую войну со святотатством. Ведь, когда мы ведем справедливую войну против врага, на нашей стороне ius fetiale и другие права, данные богами. Не положено, чтобы Сенат оставлял на произвол судьбы верных сынов нашего Отечества. ».

Я То есть согласно Цицерону, ius fetiale был

4 совокупностью религиозно-юридических

5 норм, характерных для римской общины, о, регулировавшие отношения между римлянами и иностранцами, которых древние кви-

s риты считали врагами (hostes).

< Основным субъектом ius fetiale были так g называемые жрецы - фециалы, чья власть ^ и влияние были внушительны и ведали они

за законностью в области международных g правоотношений. Одной из основных функ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

< ций фециалов было исполнение ритуала по ^Е объявлению войны вражескому государству.

< Обычно, данный ритуал проходил следую-Ь щим образом: фециал переходил границу íia и, вступая на вражескую территорию, вон-$ зал в землю копьё. Когда Рим стал вести i войны с более далёкими странами (как с

< Карфагеном, или Македонией), то фециалы

< принуждали рабов, принадлежавших стра-Р не - противнику, совершать символический Ь акт купли - продажи земли, куда фециалы и ^ вонзали, впоследствии, копьё.

^ Далее, Цицерон рассуждает о том, какое Ь место занимает ius fetiale в системе римско-m го права: «большинство хочет, чтобы ius

civile u ius (fetiale) gentium былu оpгaнuчecкu cвязaны; но ius civile ж являemcя чacmью ius gentium, a нaобоpоm: ius gentium должно быmь чacmью ius civile puмcкого нapодa.»». То есть, ius feciale и ius gentium должны происходить из недр национальной правовой системы Рима, так как именно в международных договорах отражается воля римского народа.

Анализируя цитаты Цицерона, Каталано делает вывод, что «ius fetiale - эmо твоKyn-но^ь peлuгuозно-юpuдuчecкux ноpм, xa-paKmepmix для puмлян (mu для нapодов An-neннuнcкого nолyоcmpовa), peгyлupовaвшue внeшнenолumuчecкue оmношeнuя Puмa c uноcmpaннымu гоcyдapcmвaмu. Сюдa можно оmнecmu u multa communia iura, коmоpыe былu cоcmaвной чacmью ius gentium.»» [1, с. 6].

По мнению Каталано, это определение ius fetiale нуждается в уточнении и правильной трактовке, поскольку идеология эпохи Просвещения и авторитет выдающихся мыслителей XVII-XVIII веков исказили истинный смысл данной категории римского права.

Поэтому, чтобы определить истинное значение ius fetiale, Каталано считает, что необходимо ответить на два важных вопроса: 1. Применялись ли нормы ius fetiale в отношении народов, с кем у Рима не было какого-либо договора; 2. Выявить природу отношения Рима с иностранными государствами.

Отвечая на первый вопрос, Каталано подчеркивает, что в науке римского права XVII-XVIII веков наложился отпечаток идеологии, которая господствовала в то время и при анализе понятия ius fetiale и других категорий римского права выдающиеся мыслители накладывали не только отпечаток своей эпохи, но и свое субъективное видение и убеждения. В трудах юристов и мыслителей эпохи Просвещения утвердилось мнение о том, что римская система международного права - ius fetiale, базировалась на нерушимом и фундаментальном принципе «bellum onnium contra omnes» и что постоянная война с соседями была естественным состоянием не только римлян, но и других народов античного мира.

Так, известный французский богослов, правовед Б.Ж. Боссюэ пишет, что «puмлянe лyчшe вceго yмeлu бpamь mо, чmо uм нaдо

и объявлять это справедливостью. И это привело к тому, что покоренные народы стали себя считать настоящими римлянами.» [2, с. 15]. Таким образом, Боссюэ был уверен, что такое состояние «bellum onnium contra omnes» привело к политическому и военному доминированию Рима в античную эпоху. Но было недостаточно покорить военным путем какой-либо народ: необходимо его ассимилировать и сделать из него верного подданного Римской империи.

Его точку зрения поддерживает и итальянский романист Жанбаттиста Вико, который отмечал, что «римляне считали всех иностранцев врагами...и такой принцип был характерен для всех народов мира античной эпохи (эпохи героев). Такая война велась на полное истребление и разорение врага.» Но далее, Вико отмечает следующее: «Но со временем такие войны не велись произвольно и по прихоти вождей: стало необходимо иметь вескую причину. Государства и народы, которые вели войны без всякого повода, объявлялись разбойничьими и такие войны признавались чуждыми естественному праву. » [3, с. 243].

Таким образом, трактовка ius fetiale в трудах Вико и Боссюэ восходит к идее Томаса Гоббса о том, что «война - это естественное состояние народов».

Но анализируя труды вышеуказанных мыслителей, Каталано справедливо отмечает, что они пренебрегали изучением трудов античных историков, и такое пренебрежение привело к формированию теоретических конструкций, исказивших институт римского международного права - ius fetiale [4, с. 132].

А анализ исторических фактов показывает, что римляне применяли нормы и принципы ius fetiale в отношении народов, с которыми у них не было договоров [5, с. 176]. Так, в качестве примера можно привести процесс мирных переговоров римлян с эпирским царем Пирром, с которым у Рима не было заключенного договора, но при этом принцип неприкосновенности послов римляне строго соблюдали. Другой пример: после сокрушительного поражения римлян при Каннах в 216 году до нашей эры Ганнибал Барка отправляет 14 пленных римлян в качестве эмиссаров для ведения мирных переговоров. Карфагенский полководец взял с них

слово о том, что они вернутся в его лагерь после окончания миссии [6, с. 87]. Но римские «послы» не сдержали слова и не вернулись в лагерь Ганнибала. Римский Сенат, узнав об этом, приказал поймать отступников и силой доставить в лагерь карфагенян. Так, римляне, не имея заключённых договоров с карфагенянами, строго соблюдали все правила и обычаи ведения войны [7, с. 109].

Основываясь на исторических фактах, Каталано делает справедливый вывод о том, что нормы и принципы ius fetiale имели юридическую силу и в отношении народов, с кем у Рима не было договора. Этот тезис подтверждается и Ж. Имбертом, который в своей книге «Pax Romana in Recueils de la societe'» утверждает отмечает, «что обычай объявления войны жрецом - фециалом был необходим в любых случаях, даже если между римлянами и эти народом нет заключенного договора» [4, с. 303].

Таким образом, установив, что нормы ius fetiale были применимы в отношении всех народов, даже с которыми у Рима не было дипломатических отношений, Каталано переходит к следующему вопросу о природе происхождения ius fetiale и так называемых «международных отношений». ш

Здесь мы хотели бы отметить, что целью H статьи не является анализ влияния римского ^ права на дипломатическое, поскольку объ- Н ектом нашего исследования здесь является И понятие ius fetiale в трудах профессора Ка- p талано, а вопрос формирования дипломати- 3 ческого права на базе принципов римского О права (ius gentium и ius fetiale) может стать 0 темой для отдельного научного исследова- p¡

Е

ния. Ь

Но и при освещении данного вопроса мы P

столкнемся с засильем современных право- И

вых доктрин, которые смешали религиозные p

нормы с юридическими (светскими). Ив О

этой ситуации Каталано полагает, что невоз- Оо

можно определить природу ius fetiale если н

мы не определим какие нормы содержало ФО

ius fetiale: религиозные или светские (то есть А

международно - правового характера)? И

Современная юридическая наука смеша- p

к

ла религиозные и светские нормы и многие № правоведы - романисты полагают, что ius ( fetiale как международное право, не носило — светского характера [5, с. 17]. Но мы полага- о ем, что древние римляне не воспринимали

ius fetiale как совокупность и религиозных, и светских правовых норм. На определенном историческом отрезке времени ^ fetiale было религиозным и без соответствующих обрядов многие международные договоры не заключались, но со временем в Риме происходит секуляризация религии от права, и ^ fetiale стало приобретать светский характер, и роль священнослужителей была сведена к минимуму.

Но историография не предоставляет нам необходимых сведений, чтобы определить, когда произошла секуляризация религии от ^ fetiale. Поэтому, мы будем воспринимать ^ fetiale как совокупность светских правовых норм, характерных для международного публичного права [8, с.65].

Теперь, когда мы установили, что ^ fe-йа1е носит публично - правовой характер, то нам необходимо прояснить значение самих терминов «международный» и «международное право», поскольку римляне таких понятий не имели. Но употребление по отношению ^ fetiale термина «международное право» может привести к искажению самого понятия ^ fetiale и нарушению принципов историзма в римском праве [9, с. 31]. Я Осознавая то, что древние римляне име-Ч ли дипломатические отношения с другими 2 народами, но при этом довольно затрудни-^ тельно в правовой системе Древнего Рима ^ найти признаки «международного права» ^ в прямом смысле этого слова, некоторые

< исследователи прибегают к употреблению Ц понятия «международного публичного пра-^ ва». Сторонником введения данного термина в романистику является итальянский

2 романист Фузитано, который отмечает, что

< «международное публичное право - это со-^Е вокупность правовых норм, признаваемых

< суверенным государством как неотъемле-Ь мая часть собственной правовой системы ш и такие нормы права направлены нарегули-^ рование межгосударственных отношений. § Международное публичное право тесно свя-

< зано с национальным законодательством

< данного государства, его политикой, рели-Р гией и таким образом иноземные народы Ь становятся не полноправным субъектом, а ^ объектом, в отношении которых римляне ^ применяют свое право.». Такого определе-Ь ния придерживаются многие романисты, но т такой подход в корне неверен. Определение

международного публичного права по Фузитано практически сводит на нет существование каких-либо международных правовых норм в правовой системе Римской империи. Более того, Фузитано опирается на гегельянскую концепцию государства, в соответствии с которой фундаментом государства является «государственный суверенитет».

Авторы статьи не преследуют цели изучить происхождение международного публичного права из принципов ius gentium и ius fetiale. Из - за отсутствия в римской юриспруденции такого понятия как «международное право» некоторые романисты делают попытки приравнять ius fetiale к международному праву, как это сделал Фузитано. А профессор Каталано подчёркивает, что уравнение ius fetiale и международного публичного права антинаучно и не соответствует принципам объективного исследования.

Поэтому, профессор Каталано полагает, что для объективного исследования природы ius fetiale в Древнем Риме необходимо придерживаться общих, генеральных положений (considerazioni generali). То есть по мнению профессора Каталано, понятие «суверенитет» не должно быть связано с государством, а с «римским народом»: потому что государственный суверенитет включает в себя правовую систему и религию римского народа и распространяется суверенитет только на территорию Рима, а в то время как воля Сената и народа Рима понималась как часть политико-правовой и религиозной системы, которые выходят за границы римского civitas и могли распространятся на близлежащие государства [10, с. 14]. Фундаментом этой политико-правовой системы является культ бога Юпитера, который находится на вершине правовой иерархии и является единым божеством для Латинского Союза и всей Италии. Поэтому Юпитер в этой правовой системе выступает как «надзорный орган» или «блюститель» международных отношений.

Но анализ исторических документов может нам принести больше знаний о международных отношениях древних римлян с иноземными народами [11, с. 143].

Каталано, анализируя религиозно - правовой принцип «в отношении врагов римского народа будет иметь силу право феци-

алов» подчеркивает, что в данном контексте предлог «adversus» не несет негативного оттенка и обозначает «в отношении, к». В качестве подтверждения он приводит цитату Цицерона из De nat. deor. 1, 116 «в отношении богов мы должны соблюдать милосердие и справедливость; только в этом случае будет общность и единение человека с богом.». То есть, в этой цитате предлог «adversus» не несёт негативного оттенка и понимается как «в отношении, к».

Поэтому Каталано, опираясь на смысл принципа «в отношении врагов римского народа будет иметь силу право фециалов» делает справедливый вывод о том, что иноземные народы, как и римский народ, были полноправными субъектами фециального права, а вовсе не объектом, как писал Фузи-тано.

В качестве подтверждения данного тезиса Каталано также приводит отрывок из книги Тита Ливия «История Рима» 1,32, 10, где приводится ритуал иностранного народа, заключавшийся в объявлении войны - indictio belli: «Audi, Iuppiter, et tu, Iane Qiurine, diique omnes caelester vosque, terrestres, vosque, in-ferni, audite: ego vos testor populum illum -— quicumque est nominat - iniustum esse neque ius persolvere.». То есть, в данной формуле мы видим, что иноземный народ, применяя свои правовые нормы, с которыми связан, объявляет войну Риму и его богам. Далее Каталано приводит цитату из «Институций» Гая 3,94, где сказано о ритуале spondere -обещаю, клянусь. Согласно данному ритуалу, римские императоры в торжественной форме спрашивали о том, готов ли тот или иной народ гарантировать мир и дружбу с Римом, а иностранные послы обязаны были ответить либо «да», либо «нет».

Одной из специфических особенностей ius fetiale было в том, что оно распространяло свою юридическую силу не только на иноземные народы и римлян, но и на богов. Ритуал evocatio deorum заключался в специальных религиозных молитвах, которые препятствовали попыткам врагов привлечь на свою сторону римских богов.

Поэтому, Каталано делает вывод о том, что приравнивать ius fetiale к международному праву это ненаучно и такой подход искажает природу данного института римского права. Почему? Потому что сфера действия

ius fetiale не ограничивалась территорией Рима и Италии, но в дальнейшем могла быть распространена в территории других стран и народов Средиземноморья.

Заключение. Так можно ли считать ius fetiale своего рода международным правом, как это делают многие современные ученые - юристы? Нет, ius fetiale не может быть своего рода как международное право Древнего Рима, потому что многие его положения и принципы признавались не всеми странами и народами в античную эпоху (сегодня же почти все страны признают и соблюдают основополагающие принципы международного права) [12, с. 154]. В качестве примера можно привести то, как римляне и карфагеняне относились к принципу неприкосновенности послов. Карфагеняне это не особо соблюдали и даже порой убивали римских посланников, а римляне не решались посягать на жизнь послов [13, с. 55]. Поэтому, принцип неприкосновенности послов стал распространяться среди народов Европы и Азии только в связи с завоевательной политикой Римской державы (кстати, можно вспомнить знаменитый эпизод канун греко-персидских войн, когда афиняне и спартанцы сбросили в колодец персидских по- ш слов, после того как они потребовали «земли Н и воды»). ^

В своей научной работе «К вопросу о Н взаимосвязи между jus gentium, jus naturale И и современным международным правом» Т Е.А. Баженова справедливо отмечает, что 3 «современное международное право пред- ° ставляет собой феномен, принципиально о отличный от античного jus gentium. Как р отмечают РА. Каламкарян и Ю.И. Мига- Ь чев, «нормы международного права созда- В ются субъектами международного права И на основе свободного волеизъявления рав- р ноправных участников международных от- О ношений. Международное право как право о координации, действующее по горизонтали, н образуется на основе согласования воли су- О веренных образований - государств» [14]. В I этом состоит важное отличие междуна- И родного права от внутригосударственного. р Кроме того, международное право предпо- № лагает идею одинаковых и равнообязатель- ( ных для его субъектов норм, в то время как — нормы jus gentium были дискриминационны- о ми по отношению к иностранцам.» [15].

Солидарна в нами в данном вопросе и Н.Г. Майорова. В монографии «Право и справедливость в исторической традиции миротворчества: от античности до современности.», подготовленной под редакцией Т.В. Кудрявцевой, российский учёный отмечает, что «хотя римское международное право существовало на практике, в силу сложившихся исторических условий для самих римских юристов оно так и не стало предметом теоретической разработки и систематизации, в отличие, например, от частного права (ius privatum)» [16, с. 76].

Таким образом, основываясь на анализе исторических материалов Каталано при-

ходит к выводу о том, ^ fetiale не может считаться как «статутное право» или «международное право». Более того, ^ fetiale логичней было считать одним из институтов «римской юриспруденции», но не международного права. Но чтобы раскрыть полное значение института ^ fetiale необходимо изучить скрупулезно идеологию Рима в отношении иноземных народов. Только познав тонкости мировоззрения древних римлян, касающееся международных отношений, можно понять, как Риму удалось создать прочное федеративное устройство на территории Италии [17, с. 87].

ЛИТЕРАТУРА

1. Каталано П. Система наднационального права в Древнем Риме. - Турин, 1965. - 324 с.

2. Боссьюэ Ж. Учебник универсиальной истории. - Париж, 1977. - 765 с.

3. Вико Г.Б. Современная наука. - Рим, 1988. - 653 с.

4. Имберт Ж. Pax Romana в истории римского общества. - Брюссель, 1962. - 502 с.

5. Фузитано. О праве фециалов. - Турин, 1965. - 412 с.

6. Мартышин О.В. История политических учений: Учебник для вузов. - М., 2002. - 341 с.

7. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. -М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. - 736 с.

8. Новицкий И.Б. Римское право. - М.: ТЕИС, 1997. - 245с.

g 9. Новицкий И.Б., Перетерский И.С. Римское частное право: Учебник. - М.: Юристъ, а. 1996. - 544 с.

10. Омельченко О.А. Основы римского права: Учебное пособие. -М.: Манускрипт, 1994. J - 232 с.

g 11. Подопригора А.А. Основы римского гражданского права: Учебное пособие. -§ М, 1990. - 284 с.

12. Подопригора А.А. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий: Учебное посо-Ъ бие. - М., 1998. - 289 с.

i 13. Тосунян Г.А. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. ->g М., 1997. -167 с.

0 14. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право как регулятор современных g международно-правовых отношений / Р.А. Каламкарян, Ю.И. Мигачев // Государство и s право. 2013. N11.

m 15. Баженова Е. А. К вопросу о взаимосвязи между jus gentium, jus naturale и современ-S ным международным правом //https://justicemaker.ru/view-article.php?id=11&art=4688

16. Право и справедливость в исторической традиции миротворчества: от антич-g ности до современности: Коллективная монография / Под ред. Т. В. Кудрявцевой. -§ СПб.: Изд-воРГПУ им. А. И. Герцена, 2016. — 435 с.

< 17. Ячевский В.В. Зарубежная политико-правовая мысль: Учебник для вузов. -^ М., 2000. - 100 с.

¡ REFERENCES

1 1. Katalano P. Sistema nadnacional'nogo prava v Drevnem Rime. - Turin, 1965. - 324 s. [¡и 2. Boss'juje Zh. Uchebnik universial'noj istorii. - Parizh, 1977. - 765 s.

3. Viko G.B. Sovremennaja nauka. - Rim, 1988. - 653 s.

4. Imbert Zh. Pax Romana v istorii rimskogo obshhestva. - Brjussel', 1962. - 502 s.

5. Fuzitano. O prave fecialov. - Turin, 1965. - 412 s.

6. Martyshin O.V. Istorija politicheskih uchenij: Uchebnik dlja vuzov. - M., 2002. - 341 s.

7. Nersesjanc V.S. Istorija politicheskih i pravovyh uchenij: Uchebnik dlja vuzov. - M.: Izdatel 'skaja gruppa NORMA-INFRA M, 1998. - 736 s.

8. Novickij I.B. Rimskoe pravo. - M.: TEIS, 1997. - 245s.

9. Novickij I.B., Pereterskij I.S. Rimskoe chastnoe pravo: Uchebnik. - M.: Jurist#, 1996. - 544 s.

10. Omel'chenko O.A. Osnovy rimskogo prava: Uchebnoe posobie. - M.: Manuskript, 1994.

- 232 s.

11. Podoprigora A.A. Osnovy rimskogo grazhdanskogo prava: Uchebnoe posobie. - M., 1990.

- 284 s.

12. Podoprigora A.A. Rimskie stoiki: Seneka, Jepiktet, Mark Avrelij: Uchebnoe posobie. -M, 1998. - 289 s.

13. Tosunjan G.A. Istorija politicheskih i pravovyh uchenij: Uchebnik dlja vuzov. - M., 1997. -167 c.

14. Kalamkarjan R.A., Migachev Ju.I. Mezhdunarodnoe pravo kak reguljator sovremennyh mezhdunarodno-pravovyh otnoshenij /R.A. Kalamkarjan, Ju.I. Migachev // Gosudarstvo i pravo. 2013. N 11.

15. Bazhenova E. A. K voprosu o vzaimosvjazi mezhdu jus gentium, jus naturale i sovremennym mezhdunarodnym pravom //https://justicemaker.ru/view-article.php?id=11&art=4688

16. Pravo i spravedlivost' v istoricheskoj tradicii mirotvorchestva: ot antichnosti do sovremennosti: Kollektivnaja monografija / Pod red. T. V. Kudrjavcevoj. — SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2016. — 435 s.

17. Jachevskij V.V. Zarubezhnaja politiko-pravovaja mysl': Uchebnik dlja vuzov. - M., 2000. -100 c.

УДК 342.7 ТТ

Н И

О НЕДОСТАТКАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Т

ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ

(на примере Постановления Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка № 114 от 30 ноября 2020 года, зарегистрированного Министерством А юстиции Республики Казахстан 2 декабря 2020 года № 21716)

Калмагамбетов Айвар Жакиевич

Начальник отдела правового обеспечения и государственных закупок РГП на ПХВ «Инженерно-технический центр ЦИК», магистрант Казахского университета бизнеса и технологий, г.Нур-Султан, Республика Казахстан; е-таИ. a.kalmagambetov@saylau.kz

>

> го

о

го

О

X

е о

"U 2 А JZ

Кузембаева Гулмира Нурадиновна

Специалист отдела административно-правового обеспечения РГП на ПХВ «Институт парламентаризма», магистрант Университета «Туран-Астана», г.Нур-Султан, Республика Казахстан;e-mail: mahanova0107@mail. ги

I4J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.