38. Tschiene, Р. Die Priorität des biologischen Aspekts in dez Theorie des Trainings / Р. Tschiene // Leistungssport. - 1991. - № 6. - Р. 5-11.
39. Tschiene, Р. La teoria deirallenamento: ran о senza um priorit? / Р. Tschiene // SdsRivista di Cultura Sportiva. - 1992. - № 11. - Р. 59-63.
Педагогика
УДК 372.851
кандидат педагогических наук Алмазова Татьяна Александровна
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего образования «Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Трунтаева Татьяна Ивановна
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего образования «Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского» (г. Калуга)
К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНИНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
Аннотация. В настоящее время проблема формирования экономической грамотности обучающихся различных образовательных организаций является весьма актуальной, что подтверждается такими фактами как разработка национальной стратегии повышения финансовой грамотности, реализацией различных проектов, содействующих повышению финансовой грамотности населения, включение в КИМы ЕГЭ по математике заданий с экономическим содержанием и т.д. Авторами статьи описан опыт проведения исследований по данной проблеме. В ходе теоретических исследований были определены возможности формирования экономической грамотности учащихся в процессе изучения математики. Описываются такие возможности как интегрирование в некоторые темы школьного курса дополнительного учебного материала по основам финансовой грамотности, а также расширение задачной базы отдельных тем школьного курса математики и алгебры, путем добавления в них системы целесообразно подобранных задач по разделам финансовой математики.
Ключевые слова: финансовая (экономическая) грамотность, возможности формирования экономической грамотности школьников, процесс обучения математике, задачи с экономическим содержанием.
Annotation. Currently the problem of the development of economic literacy of schoolchildren is very important and needful. Task list of state exam on math contains the task involving financial calculations. This task has been added in the content of exam in recent times. This reason supports the choice of this problem of research. In this paper is described the experience of research of this problem. For the research the direction of development of skills to solve problems with an economic content in the process of teaching math was chosen. The methodical aspects of the process of teaching schoolchildren to the solution of plot problems with economic content were considered and refined. Programs devoted to the problem of the economic preparation of schoolchildren in the process of teaching math for advanced training courses for teachers of mathematics were made and tested. The conducted questioning of mathematics teachers about the feasibility and conditions of economic preparation of schoolchildren in the process of teaching math allowed discovering the respondents' point of view about plot problems with economic content as a mean of forming the economic literacy of schoolchildren in the process of math education. The analysis of this questioning is also described in the paper.
Keywords: economic literacy, directions of development of the economic literacy of schoolchildren, the process of teaching mathematics, tasks with economic content.
Введение. Проблема формирования экономической (финансовой) грамотности обучающихся различных образовательных организаций общеобразовательного, профессионального, высшего образования и населения в целом в настоящее время является весьма актуальной. Необходимость ее решения обусловлена рядом объективных социально-экономических причин. В первую очередь, это ориентация российской экономики на интенсивный сценарий развития, что с течением времени предъявляет все более высокие требования к экономической активности населения. Во-вторых, вследствие вышесказанного, большую востребованность на рынке труда приобрели экономически грамотные специалисты; в-третьих, каждому человеку, вне зависимости от рода занятий и профессии, приходится совершать рациональный выбор и чаще вступать в рыночные отношения и управлять своими финансовыми средствами. Участники этих отношений должны уметь эффективно и целесообразно применять в повседневной жизни свои знания в области экономики и финансов для анализа различных ситуаций, связанных с принятием решений по вопросам кредитования, хранения и инвестирования денежных средств и т.д. Актуальность исследуемой проблемы в настоящее время подтверждается рассмотрением вопроса повышения финансовой грамотности учащихся на разных ступенях обучения на правительственном уровне [7]. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с анализом имеющихся и разработкой новых возможностей содержательного и методического характера, позволяющих реализовывать задачу повышения финансовой грамотности, как на уровне федеральных компонентов системы образования, так и на уровне региональных.
Формулировка цели статьи. Определение содержательно-методических возможностей формирования финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных организаций в процессе изучения математики.
Изложение основного материала статьи. Финансовая грамотность как экономическая категория является объектом изучения, как отечественными исследователями, так и зарубежными. Актуальность проблемы повышения финансовой грамотности населения привела к тому, что в современной научной литературе встречается большое количество определений понятия финансовая грамотность, а также наряду с термином «финансовая грамотность» встречается термин «экономическая грамотность» и часто эти два понятия считаются близкими по смыслу и используются как синонимы.
В работах отечественных и зарубежных исследователей [3, 4] понятие финансовой грамотности практически однозначно определено, как комплекс знаний и навыков (умений) по рациональному и обоснованному принятию решений, связанных с благосостоянием и личной финансовой безопасностью.
В некоторых определениях [5] перечисляются какие это могут быть знания и навыки, а также конкретизируется сфера принятия решений. Так, например, в определении, представленном разработчиками программы Р18Л(программа PISA - это программа по оценке способностей 15- летних учащихся использовать приобретенные в школе знания опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений) финансовая грамотность определяется как знание и понимание финансовых концепций и рисков, а также навыки, мотивация и уверенность применять такое знание и понимание для того, чтобы принимать эффективные решения в целом ряде финансовых контекстов для улучшения финансового благосостояния человека и общества, и для обеспечения участия в экономической жизни [6].
Изучая проблему формирования финансовой грамотности обучающихся важно отметить, что в данном направлении ведется активная исследовательская работа. В настоящее время определены компоненты финансовой грамотности (знания, навыки, компетенции), источники получения финансовых знаний, разработана система компетенций школьников, отражающая основные компоненты финансовой грамотности, определены и логически выстроены сферы предметных областей, включающие различные темы и аспекты, направленные на решение поставленной задачи. [7] Разработана система оценки (а в ряде программ и динамика) достижений учащихся по вопросу финансовой грамотности. Так, например, с 2012 года оценка финансовой грамотности включена в программу PISA, а в России в рамках конкурса «Рубикон-2016: Финансовая грамотность» также осуществляется оценка и динамика достижений учащихся с 5-11 классов в обозначенной сфере. Центром оценки качества образования ИСИО РАО исследовалась корреляционная зависимость между результатами оценки финансовой грамотности и результатами оценки математической и читательской грамотности для России значение коэффициента корреляции составляет соответственно 0,73 и 0,68, а среднее значение этих коэффициентов для стран с ведущей экономикой составляет 0,83 и 0,79.
С целью формирования финансовой грамотности обучающихся на разных ступенях образования Банком России совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации в 2016 году было подписано стратегическое соглашение о сотрудничестве в области повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации, а в начале 2017 года разработан проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Для данного проекта определены как краткосрочные, так и долгосрочные задачи по его реализации, перечислены конкретные мероприятия по включению финансовой грамотности в программы российских образовательных организаций на 2017-2021 годы. одним из которых является создание опорных и пилотных школ по внедрению основ финансовой грамотности в образовательный процесс. Пилотные школы - школы Российской Федерации, которые включили занятия по финансовой грамоте в образовательную программу в различных формах основного и дополнительного образования на 2016/17 учебный год. Опорные школы - школы Российской Федерации, которые выбираются на основании рекомендаций органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по следующим параметрам:
- участие в апробации УМК «Основы финансовой грамотности»;
- наличие преподавателя, прошедшего обучение / планирующего пройти обучение по специальной программе;
- наличие в школе технической возможности для участия в вебинарах [7].
По замыслу организаторов проекта опорные школы должны стать методическими центрами по распространению опыта преподавания основ финансовой грамотности в школе. Для участников проекта были разработаны и рекомендованы к апробации формы реализации образовательных программ курсов (в частности УМК «Основы финансовой грамотности»), направленных на повышение финансовой грамотности школьников на разных ступенях обучения.
Для опорных школ разработан комплекс форм по реализации образовательных программ, направленных на повышение финансовой грамотности обучающихся на различных этапах обучения в рамках федерального и регионального компонентов образовательного процесса. На федеральном уровне такие возможности могут быть реализованы в процессе изучения отдельных дисциплин, содержание которых позволяет осуществлять интегративный подход, на региональном - дополнительные занятия и внеурочная деятельность в разнообразных формах. Этот комплекс включает в себя такие составляющие как:
- обязательный курс «Основы финансовой грамотности», который по решению педагогического сообщества и методического совета школы может быть включен в учебный план образовательной организации;
- элективные и факультативные курсы;
- внеурочная деятельность (экскурсии, работа над проектами и т.д.);
- реализация интегративного подхода (включение отдельных модулей по формированию финансовой грамотности в учебные предметы).
Рассмотрим направления реализации интегративного подхода. Следует отметить, что он может быть реализован по следующим направлениям: межпредметная и внутрипредметная интеграция. Межпредметная интеграция предполагает соединение учебного материала дисциплин (математика, общество) в рамках согласующихся тем с целью иллюстрации взаимного прикладной составляющей или с целью решения определенной образовательной задачи, в нашем случае, формирование финансовой грамотности учащихся, и, как следствие, проведение интегративных уроков определенной тематической направленности.
Внутрипредметная интеграция предполагает внедрение отдельных разделов и тем финансовой математики и экономики в учебные предметы (математику, алгебру, алгебру и начала анализа). В результате чего происходит, с одной стороны, расширение учебного материала (теоретической составляющей, системы задач), с другой стороны, углубление содержания, в частности, за счет появления дополнительных возможностей моделирования изучаемых процессов (в нашем случае финансовых процессов), с третьей демонстрация прикладного потенциала как математики в целом, так и ее отдельных тем, и, как следствие, появление возможности целенаправленного и системного формирования финансовой грамотности обучающихся.
Остановимся более подробно на возможностях реализации внутрипредметной интеграции. Внедрение отдельных разделов и тем финансовой математики и экономики в учебные предметы математического цикла может осуществляться практически на протяжении всего курса изучения этих предметов в школе, начиная с
начальной школы и заканчивая старшей школой. В настоящее время разработаны УМК «Математика» авторы Г. К. Муравин, О. В. Муравина для начальной школы в которых реализована эта возможность.
Конечно же, содержание далеко не всех тем школьного курса математики и алгебры позволяет осуществить интеграцию теоретического материала по математике с соответствующим ему теоретическим материалам из области экономики и финансов. При этом может возникнуть вопрос о целесообразности такой интеграции. Однако, в рамках отдельных тем такая возможность вполне осуществима. Например, при изучении в курсе алгебры основной школы темы «Геометрическая прогрессия» в нее могут быть добавлен материал о видах процентных ставок (простая, сложная, переменная), о методах наращения денежных сумм (по простой процентной ставке, по сложной процентной ставке), о рентах (понятие ренты, начальная и конечная стоимость). При изучении в курсе алгебры и начал анализа 10-11 классов темы «Показательная функция» в нее может быть добавлен теоретический материал об инфляции (понятие инфляции, индекс цен, темп инфляции), о скорости наращения по сложной процентной ставке (множитель наращения).
Иллюстрировать прикладной аспект изучаемого теоретического материала по математике можно, приводя примеры, связанные с экономикой и финансами. Например, при изучении в 7 классе темы «Линейная функция» можно привести примеры, о наращении денежных сумм по простой процентной ставке
г, в течение времени и, рассмотрев наращенную сумму как линейную функцию: У 1 + И!. При этом в качестве аргумента х могут быть рассмотрены как процентная ставка, так и значение времени. Анализируя поведение функции при разных значениях аргумента можно выяснить влияние параметров (времени и значения процентной ставки) на процесс наращения денежных сумм. Аналогичную работу можно провести и при изучении темы «Показательная функция» в курсе алгебры и начал анализа 10-11 классов. Рассматривая
наращенную сумму по сложной процентной ставке как функцию , и придавая
различные значения параметру i можно сравнить скорость процессов наращения при различных значениях процентных ставок. Также при изучении данной темы можно проиллюстрировать учащимся применение
функции = & j как математической модели непрерывного начисления процентов (^it = ).
В процессе дополнительной работы (организованной, например, в виде проектной деятельности) учащиеся могут сравнить темпы наращения по различным видам процентных ставок (простой и сложной) анализируя графики линейной и показательной функций, построенные в одной системе координат. Сравнивая значения функций и скорости их роста при одинаковых значениях процентных ставок в различные временные периоды, учащиеся смогут сделать выводы о значениях наращенных денежных сумм и темпах их наращения, подкрепляя при этом полученные выводы расчетными задачами с конкретными данными. Такое исследование можно организовать, используя графические редакторы, в которых можно выполнять построение графиков функций в одной системе координат, а также позволяющие менять графики функций в зависимости от значений параметров (углового коэффициента, основания и т.д.).
При изучении темы «Квадратные уравнения» в курсе алгебры 8 класса можно показать учащимся, что квадратные уравнения являются математическими моделями некоторых процессов финансовой математики. Например, определение параметров вклада в случае внесения дополнительных денежных сумм. При этом целесообразно проводить работу с учащимися, направленную на анализ данной ситуации при различных значениях параметров, описывающих процесс. То есть, например, если неизвестна первоначальная сумма, но известен ее итоговый прирост, процентная ставка и нужно определить сумму, которую дважды докладывали в конце каждого года, то важно получить вывод о том, что эта сумма не будет зависеть от первоначальной величины вклада.
Содержание темы «Геометрическая прогрессия», изучаемой в курсе алгебры 9 класса, обладает большим потенциалом для иллюстрации прикладного аспекта математики в финансовой области. Перечисленный выше теоретический материал может быть дан учащимся как дополнительная информация при рассмотрении соответствующих примеров финансовой математики математическими моделями которых являются геометрическая прогрессия, сумма первых n членов геометрической прогрессии и т.д. Такими примерами могут быть последовательности наращенных денежных сумм по сложной процентной ставке, сумма ренты и т.д.
Например, предположим, что в банке был открыт вклад на 5 лет, величиной S, под процентную ставку 10% годовых. В конце каждого года, после начисления процентов на счет добавлялась одна и та же сумма X. Определить сумму вклада в конце всего периода. Математической моделью данной задачи является следующее выражение:
1,1 (1,1 Й.,1 tl,l (1 +х>+а) + а >t- а>+-х = 1,±SS + 1,±*л +■ 1,1*л + 1,1'х + 1,1* +х = l,i551 (1,1* -t l,i* + l,i*+ 1,1 + ife
. Слагаемые в скобках являются членами геометрической прогрессии, а описанный в задаче процесс представляет собой финансовую ренту.
При изучении темы «Предел числовой последовательности. Предел функции» можно показать, что последовательность наращенных сумм вклада за год при эквивалентности номинальных процентных ставок ограничена сверху. Пусть первоначальный депозит P0 помещен в банк под ^=100% годовых, тогда через год сумма депозита составит 2 РО. Предположим, что через полгода счет закроется с результатом
^ 2/ 2 и, эта сумма будет вновь помещена в качестве депозита в том же банке. В конце
= = 2,2SPD
года депозит будет составлять \ ¿f . Ьудем уменьшать срок размещения
депозита в банке при условии его последующего размещения после изъятия. При ежеквартальном
ежемесячном посещении банка ~ х 12' " при ежедневном посещении банка
l36S
повторении этих операции депозит в конце года составит \ 3/ . Ьсли
повторять операцию изъятие-размещение в течение года сколько угодно раз, то сумма за год составит: при
\ и 0 5/ . Последовательность возрастает и доход, который можно
получить при непрерывном начислении процентов за год, рассчитывается следующим
Pn=li^p»-pixl0°*. р
образом: * а
При изучении темы «Применение производной» в курсе алгебры и начала анализа 10-11 классов целесообразно показать возможности использования производной при оценке различных ситуаций, требующих нахождением оптимального решения. Например, нахождение наиболее выгодной процентной ставки в случае ее изменения по определенному закону, определение временного интервала изменения параметров инвестирования денежных сумм для получения оптимальной прибыли и т.д.
Наряду с перечисленными возможностями формирования финансовой грамотности в процессе изучения математики и алгебры эти учебные предметы позволяет реализовать возможность внутрипредметной интеграции за счет расширения (или изменения содержания) системы задач к отдельным разделам и главам учебников. То есть в систему задач к тем главам учебников, учебный материал которых позволяет моделировать и описывать различные финансовые и экономические ситуации, могут быть добавлены соответствующие задачи (задачи с экономическим содержанием). Осуществляя методику работы над задачами с экономическим содержанием можно акцентировать внимание учащихся на таких моментах как понимание смыслового значения экономических и финансовых терминов, расшифровка терминов впервые встречающихся в задаче, формализация задачи, анализ полученной математической модели с позиций протекания процесса, описанного в задаче и т. д.
Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что реализация поставленной задачи формирования финансовой грамотности в процессе изучения математики в школе может осуществляться комплексно, т.е. в процессе внедрения в образовательный процесс описанных возможностей межпредметной и внутрипредметной интеграции. Учебные предметы математика и алгебра позволяют систематично, практически на протяжении всего курса изучения осуществлять внутрипредметную интеграцию теоретического материала, подкрепляемого различными примерами и системой задач с экономическим содержанием. Результаты проведенного теоретического исследования могут быть полезны учителям математики, методистам, студентам педагогического направления подготовки.
Литература:
1. Баданова Т.А., Трунтаева Т.И. К вопросу о разработке курса «Экономические задачи ЕГЭ» для учителей математики // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Серия: Естественные науки. Калуга. 2016. С. 176-180.
2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17.12.2010 № 1897 // Вестник образования. 2011. № 4. С.10-77. // Администратор образования. 2011. № 5. С. 32-72.
3. Шевяков, М.Ю. Перспективы изменения финансового поведения в результате повышения уровня финансовой грамотности [Электронный ресурс] / М.Ю.Шевяков, Н. Евсеева // Бюджет и финансы: финансовая грамотность.-2011. -No1 (10-11). -С.30-35. - URL: http://volgafin.volganet.ru/export/sites/volgafin/folder_4/folder_4/downloads
/gurngu_BiF_No1_2011_god_razdel_finansovaya_gramotnost.pdf, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. -Дата обращения 01.12.2015.
4. Овчинников М. Обзор международной практики реализации стратегий и программ в области финансовой грамотности, М., 2008.
5. В. Кардашов; Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ)Официальный портал Национальное агентство финансовых исследований [Электронный ресурс] URL: nacfin.ru - Дата обращения: 01.12.2012.)
6. Официальный портал Australian Securities & Investments Commission «Nation Financial Literacy Strategy» [Электронный ресурс] URL: http://www.financialliteracy.gov -Дата обращения 01.12.2012.
7. https://www.minfin.ru/
Педагогика
УДК 37.01
кандидат исторических наук, доцент Аппакова-Шогина Нурия Закариевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань) МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ГЛОКАЛИЗАЦИИ
Аннотация. Этничность является объективным источником идентичности в современном обществе, что неизбежно порождает межэтнические противоречия и проблемы. Понятие глокализация отражает противоречивого взаимодействия процессов глобализации и регионализации. Современная концепцию глокализации Р.Робертсона можно рассматривать как развитие идеи культурной автономии О.Бауэра и К.Реннера.
Цель. Рассмотреть модели «национальной и этнической школы» в рамках процесса глокализации как наиболее эффективных способов сохранения этносов в мультикультурной среде.
Заключение. Модель «этнической школы» позволяет формировать этническую идентичность, реально развивать межэтническую толерантность, создать непротиворечивую образовательную среду в мультикультурном обществе. Сосуществование двух моделей образования является адекватным отражением процессов «глокализации», позволяя сохранить баланс в хрупком мире межэтнических отношений.
Ключевые слова: глокализация, «национальная» и «этническая» модели образования, образование в Республике Татарстан
Annotation. Ethnicity is an objective source of identify in the contemporary society, which makes interethnic issues. The concept of glocalization represents the contradictory interaction between the processes of globalization and regionalization. The modern concept of R. Robertson's glocalization may be reviewed as the development of cultural autonomy idea of O. Bauer and K. Renner.
Purpose. To consider the "national" and "ethnic" model of education in the glocalisation process as the most effective way to save ethnoses in a multicultural environment.
Conclusion. The "ethnic school" model allows to form ethnic identity, to develop interethnic tolerance, to create a consistent educational environment in a multicultural society. The coexistence of the two education models represents the processes of "glocalization", keep a balance in the fragile world of inter-ethnic relations.
Keywords: glocalisation, "national" and "ethnic" model of education, education in the Republic of Tatarstan.
Введение. Этничность является одной из объективных форм самоосознания и идентификации личности в современную эпоху мультикультурализма и глобализации. Противоречивые и взаимно усиливающие друг друга процессы глобализации и регионального сепаратизма нашли отражение в концепции глокализации Р. Робертсона [16], изучающей феномен одновременного сосуществования тенденций глобализации и неожиданного на ее фоне региональных (локальных) процессов ренессанса местных культур, самобытности, стремления к сохранению этнической, религиозной, культурной, языковой и т.д. идентичности. Наряду с глобальным приспособлением местных сообществ к стандартам и ценностям западной массовой культуры, регионализация (локализация) способствует росту мультикультурализма, т.е. сохранения и сосуществования различных культур. К проявлениям глокализации относят также феномен ренессанса национального самосознания «локальных» народов, проявляющийся в стремлении к созданию или возрождению различных форм культурной и политической автономии. Если политическая автономизация регионов является процессом противоречивым и болезненным, то процессы культурной автономии (концепция которой еще в начале ХХ века была актуализирована австровенгерскими марксистами О.Бауэром и К.Реннером [2, 14]) обретают сегодня «второе дыхание». Один из создателей концепции культурной автономии О.Бауэр писал, что «уравнение содержания различных национальных культур отнюдь не означает уничтожения национальных индивидуальностей» [2, с. 59], выражая тем самым суть современной глокализации. Суть концепции национально-культурной автономии очень проста: дать возможность малым народам в рамках больших унифицированных политических образований сохранить культурную самобытность, а важнейшей структурной единицей этой автономии мыслилась, конечно, школа.
Изложение основного материала статьи. Российское общество, безусловно, полиэтнично. Традиции политики «мультикультурализма» в России уходят в глубокое историческое прошлое. И потому до сегодняшнего дня проблемы сохранения этнической идентичности многочисленных народов России остается актуальной, а государственная система образования (под которой мы в данной статье подразумеваем систему дошкольной подготовки, начальной, средней, высшей школы - или Школы в широком смысле) неизбежно сталкивается с проблемой этнической идентичности, этнических потребностей, этнических комплексов обучаемой молодежи. Особенную актуальность эта ситуация приобрела в современной, постсоветской российской Школе, прошедшей на рубеже веков через горнило образовательных экспериментов и этнополитических амбиций. Необходимо, на наш взгляд, отметить две проявившиеся взаимосвязанные тенденции. С одной стороны, «этническое» как фактор образования может иметь и имеет позитивную интеграционную реализацию в:
- формировании этнической педагогики как важного ступени в процессе формирования «высокой культуры» этноса в терминологии Э.Геллнера [5] (образовательных учреждений разных видов, соответствующих учебных предметов социально-гуманитарного профиля, обеспечивающего комплекса научной, учебной и методической литературы);
- обогащении педагогического процесса этнокультурными и этноисторическими традициями, формировании толерантных, адаптационных моделей мышления и поведения;
- создании в системах «педагог-ученик», «ученик-ученик» дополнительного «фона доверия», укрепление образовательных и воспитательных стимулов на базе единой этничности.
С другой стороны, наполнение «этническим» образовательного процесса приводит также и к явным дезинтеграционным моментам:
- актуализация этнического в структуре личности создает предпосылки для конфликта мировоззренческих, ценностных «карт реальности» субъектов учебного процесса, что требует от педагога деликатности, понимания, толерантности, личной ответственности за каждое свое слово и поступок;