Литература
1. Гущо Ю.П. 12 ключей от сейфа долголетия. -М.: Кольцо, 2008.
2. Калмыков С.В. Индивидуальность в спорте. -Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2008.
3. Калмыков С.В., Найданов Б.Н. Учитель физической культуры в формировании здорового стиля жизни // Человек, спорт, здоровье: материалы между-нар. конгресса. - СПб., 2011.
4. Найданов Б.Н. Особенности организации учебных занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5-9 классов общеобразова-
тельной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 53-59.
5. Найданов Б.Н., Цыбиков Д.В. Образование как основополагающий ресурс здоровья // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 10.
6. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. - М.: Эгвес, 2005.
7. Новиков А.М. Основания педагогики. - М.: Эгвес, 2010.
8. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - СПб. - Воронеж, 1995.
Найданов Баир Намдакович - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивного менеджмента и туризма Бурятского государственного университета, тел. 217941, 879021604377, 879243594877, [email protected]
Naidanov Bair Namdаkovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of sports management and tourism, Buryat State University, ph.217941, 879021604377, 879243594877, [email protected]
УДК 796 (571.54)
© И.В. Орлова
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАРОДНОГО БУРЯТСКОГО ТАНЦА ЁХОР В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Инновационные педагогические технологии реализации физической подготовки молодежи получают повышенное внимание и интенсивную поддержку со стороны теоретиков и практиков. Одной из таких технологий является использование бурятского народного танца ёхор с целью создания условий психоэмоционального двигательного комфорта в ходе интенсивной физической нагрузки студентов.
Ключевые слова: физическая культура, танец ёхор, оптимизация физического воспитания студентов, танцевальная активность.
I.V. Orlova
TO THE ISSUE OF USE OF NATIONAL BURYAT DANCE EKHOR IN THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS
Innovative pedagogical technologies of youth physical training get increased attention and intense support from theorists and practitioners. One of such technologies is the use of the Buryat folk dance ekhor, which provides conditions for psycho emotional motor comfort during intensive physical training of students.
Keywords: physical culture, folk dance ekhor, optimization ofphysical education for students, dance activity.
Современная практика физического воспитания в вузе требует повышения результативности работы со студентами на основе методик, обладающих высоким мотивирующим потенциалом к занятиям по физической культуре. В связи с этим повышенное внимание и интенсивную поддержку со стороны теоретиков и практиков получают инновационные педагогические технологии реализации физической подготовки молодежи.
Чаще всего в качестве инноваций рассматривают образовательные идеи и действия, новые и ранее неизвестные. Однако следует заметить, полностью новых и оригинальных идей очень мало. Самое большое количество новшеств представляют собой адаптированные, расширенные или переоформленные идеи, усовершенствованные методы обучения, которые приобретают особую ак-
туальность в определенной среде и определенный период времени, если соответствуют социальному заказу общества. Одной из таких технологий является использование танца с целью создания условий психоэмоционального двигательного комфорта в ходе интенсивной физической нагрузки студентов.
Применение танца на занятиях по физической культуре - это не абсолютное новшество, ведь в своей основе физическая и танцевальная активность имеют общую природу: многообразная деятельность человека формировала физическую и танцевальную культуру с целью физического и духовного совершенствования человека.
Использование танца на занятиях по физической культуре исследуется в педагогической литературе и реализуется на практике, но, по призна-148
нию учителей и преподавателей вузов, не в полной мере. Применение танцевальных упражнений осложняется целым рядом факторов: отсутствием музыкального сопровождения, недоступностью методической поддержки, слабой хореографической подготовкой педагога, а также негативным отношением самих учащихся, особенно мужского пола, к танцам. Таким образом, возникает противоречие между теми возможностями, которые отражают потенциал танца как эффективного средства оптимизации физического воспитания студентов, и учебным процессом, который осложнен рядом факторов, препятствующих широкому применению танцевальной активности на занятиях по физической культуре.
Поиск путей разрешения данного противоречия неизбежно приводит к осмыслению вопросов, связанных с определением танца и танцевальной культуры, выявлением роли, места и значения танца в физическом воспитании, изучением педагогических возможностей танцевальной активности в ходе физической подготовки молодежи и др. Не менее важно рассмотреть разновидности и многообразие танцев, что позволило бы выявить, насколько эффективно может быть использован тот или иной танец на занятиях по физической культуре. Причем особое внимание следует уделить народным танцам. Народные танцы в отличие от других просты по композиции, ритуальны и незатейливы. Как правило, они не одиночные, а групповые. Это своеобразный пластический портрет народа, в котором воплощен его характер, представления о мире. Народные танцы рассматриваются не только как памятники духовной культуры, но и как яркие свидетельства истории, религии, этногенеза определенного народа, что может мотивировать и стимулировать разные виды деятельности, в том числе физкультурной, у представителей той или иной национальности.
В рамках данной работы предпринята попытка осветить круговой танец ёхор - один из самых любимых народных танцев бурят. Его феномен заключается в том, что, дойдя на наших дней, ехор остается активно функционирующим и популярным жанром богатейшей песенно-танцевальной культуры бурят.
Не существует единого мнения о происхождении слова «ёхор». По мнению И.А. Манжигеева, оно возникло либо из словосочетания «ёрогод гэ-хэ» (двигаться вприпрыжку) и «ёрд-хорд гэлдэхэ» (говорить отрывисто, резко), либо из более древнего тюрко-монгольского корня «ягаруухая наадан» (водить хоровод) [3, с. 131]. У многих народов Сибири и Дальнего Востока существуют аналогич-
ные танцы. Это и эвенкийская пляска ёохорьё, и якутский танец осуохай.
Ёхор, как и всякое явление национальной культуры, формировался под влиянием многих факторов: религиозных, исторических, географических, социальных.
Среди теорий о происхождении кругового танца ёхор выделяется гипотеза М.Н. Хангалова. Известный бурятский этнограф и фольклорист связывал происхождение ёхора с древней охотой. Традиционный ёхор западных бурят имеет трехчастную структуру с постепенным ускорением темпа от медленного к быстрому: первая часть - зачин в медленном темпе, вторая - центральная часть в умеренном темпе, заключительная часть в быстром темпе. Три части танца связаны с тремя периодами общинной облавной охоты. Своеобразная модель ёхора воспроизводит всю последовательность охоты [5, с. 402].
Известно, что в прошлом охота устраивалась не только с целью добычи пропитания, но и также для захвата чужих земель. В связи с этим ёхор рассматривается М.Н. Хангаловым как одна из форм обучения военным действиям, направленным на защиту своего рода, т.к. круговой танец способствовал консолидации сил, организации слаженности действий при отражении военного нападения.
Другой видный ученый Д.С. Дугаров рассматривал ёхор как заимствованный элемент культурного наследия древнейших индоевропейских и индоиранских племен, ставших прародителями тюркских народов. Исследователь обосновывает генетическую связь ёхора с родоплеменным культом белого шаманства, свойственного тюркам [3, с. 27]. Смысл танца ёхор заключался в том, что оживленный бубен, символизирующий коня шамана, подчиняясь магической силе танца и его припевных заклинательных слов, постепенно ускоряя свое движение, устремлялся вверх, унося шамана. Коллективным камланием (круговым танцем) люди должны были помогать им подниматься вверх, достигать разных слоев неба, где шаман встречался с божествами и духами и доставлял им жертвоприношения и просьбы людей своего рода и племени. Хороводный танец ёхор способствовал проводам жертвы, предназначенной божествам. Буряты отправляли на небо не только своих шаманов, но и души жертвенных животных, души родоплеменных вождей, умерших или павших на поле брани воинов. Таким образом, ёхор был частью обряда, формой коллективного камлания и магии.
Рассматривая ёхор как обрядовый танец, следует отметить, что он использовался в рамках ши-
рокого диапазона ритуалов, базирующихся на обрядах жертвоприношения, умилостивления божеств, призывания и приманивания счастья и других магических действах. Причем семантика кругового танца ёхор отражает связь с солярным культом, культом солнца, так как движение танцующих по кругу слева направо совпадает с направлением движения солнца. Танцевать в противоположном направлении запрещено, так как против солнца двигаются только злые духи. Доказательством несомненной связи бурятского ёхора с культом солнца является время его исполнения - от заката до восхода, т.е. рождения солнца [5, с. 158]. В таком контексте ёхор сохранился у западных бурят и по сей день. Его традиционно танцуют во время родовых молений и жертвоприношений духам, которые устраивают род или союз родов в теплое время года. Другим подтверждением обрядовой функции ёхора является его исполнение женщинами и девушками вокруг коновязи. Женщины молятся и просят у духов здоровья, удачи, счастья и благополучия своей семье. Те женщины, у кого нет детей, молят о потомстве. Обрядовая функция ёхора реализуется во время его многократных исполнений на бурятских свадьбах. Здесь круговой танец является составным элементом свадебного цикла, объединяющим ритуал, танец и пение. В этом смысле ёхор является своеобразной визитной карточкой рода.
Однако следует заметить, что в современном мире обрядовые функции ёхора заметно утрачены и особую популярность в начале ХХ в. он стал приобретать в качестве массовой игры. Тем более, что большая часть исследовательских работ свидетельствует о том, что ёхор - это молодежный танец. Как игровой танец ёхор стал решать сугубо коммуникативную функцию, которая заключалась в стихийной форме общения и обмене информацией между молодыми людьми. Во время танца девушки и юноши общались, знакомились, выражали симпатии друг другу. Кроме того, игровая деятельность в ходе танца требовала строгого соблюдения правил. Благодаря этим требованиям достигалась слаженность, особое изящество в движениях танцоров и пластичность самого танца. Согласно правилам, в ёхор допускались молодые люди примерно одного возраста. Со временем танец приобрел значение массового развлечения молодежи на межродовых праздниках, а участие пожилых людей и стариков считалось нежелательным, а иногда неприличным. В наше время возрастные ограничения для танцующих не являются принципиальными и участвовать в танце могут все желающие.
Обобщая, охарактеризуем бурятский ёхор как жанр песенно-танцевальной культуры бурят, связанный с традиционными мифологическими и религиозными представлениями народа. В качестве обрядового танца он связан с солярным культом, культами животных и птиц и имеет глубокое сакральное содержание. Игровые разновидности кругового танца имеют более позднее происхождение, чем обрядовый ёхор. Они появились в начале ХХ в. и отражали исторические и общественные события в жизни бурятского народа.
По нашему мнению, возможности народного бурятского танца ёхор в обучении и воспитании молодежи достаточно велики. Особый интерес круговой танец представляет для нас в связи с обучением студентов физической культуре, что объясняется целым рядом причин.
Во-первых, особенности народного танца знакомы каждому с детства, он доступен и понятен каждому человеку, близок людям самых разных убеждений, взглядов, темпераментов. В отличие от других танцев освоение основ народных танцев происходит естественным образом, в ходе наблюдения за их исполнением членами семьи на семейных праздниках. Это способствует осознанию сути народного танца как явления, отражающего культуру семейного, родового социума, принадлежащего, в свою очередь, более обширному, национальному сообществу. В этой связи можно утверждать об особом отношении людей разных поколений к народным танцам.
Во-вторых, заложенное с детства позитивное отношение к народному танцу может стимулировать положительные мотивы осуществления танцевальной активности в процессе выполнения физкультурной деятельности. Как известно, мотивы и отношение к деятельности являются составным компонентом структуры социального опыта. Именно положительный настрой и позитивная мотивация определяют высокий уровень развития навыков и умений выполняемой деятельности. Другими словами, желание танцевать будет способствовать развитию физкультурных умений и, соответственно, спортивных качеств.
В-третьих, заложенный в народном танце ёхор потенциал игровой деятельности также можно рассматривать в качестве мощного фактора, стимулирующего активизацию физкультурной деятельности. Игровые элементы способствуют динамичности танца, его темпераменту и зажигательности. Добрый, жизнерадостный юмор танца порождает положительные эмоции.
В-четвертых, следует еще раз обратиться к структуре танца. Как отмечалось, ёхор обладает
трехчастной структурой, которая может быть достаточно эффективно соотнесена со структурой спортивной тренировки. Постепенно нарастающий темп танца повторяет ускоряющийся темп и увеличение физической нагрузки в ходе занятия по физической подготовке.
Таким образом, круговой танец ёхор, являясь жанром национальной культуры бурятского народа, может быть использован в структуре комплексов спортивных упражнений и успешно реализован с целью совершенствования педагогического процесса по физической культуре у студентов вуза.
Для проверки данного предположения мы предприняли попытку исследовать мотивационноценностное отношение студентов к комплексу физических упражнений, в основу которых положен народный танец ёхор, выявить его потенциал как средства мотивации физкультурной деятельности.
С этой целью был использован один из основных методов научного исследования «пробное обучение». Метод пробного обучения, по мнению М.В. Ляховицкого, построен на методической эрудиции и интуиции преподавателя. Суть его в общем виде сводится к тому, что исследователь высказывает предположение в отношении определенной методики, и данное предположение проверяется на практике, в результате чего дается оценка результатов. При подтверждении положительного потенциала исследуемой методики проводится масштабный эксперимент, предполагающий массовое обследование на основе материалов, полученных в результате первично осуществленного изыскания [4, с. 23].
Перед и после пробного обучения были проведены срезы в виде анкетирования, в котором приняли участие студентки 1-11 курсов юридического факультета Бурятского госуниверситета.
Для выяснения наличия или отсутствия осознанной потребности в занятиях физической культурой им было предложено ответить на вопрос: «Испытываете ли Вы потребность в занятиях физической культурой?». Результаты исследования показывают, что число студенток, имеющих осознанную потребность, достаточно высок - 72,2%. Однако у некоторой части студенток потребность в занятиях физической культурой практически отсутствует - 11,1%; или же не осознана в достаточной степени - 18,7%. Высокие показатели наличия осознанной потребности в занятиях физической культурой, по нашему мнению, обусловлены тем, что в настоящее время большинство людей почувствовали острую необходимость в двигательной активности в целях улучшения своего здоровья.
Наличие потребности в занятиях физической культурой стимулирует интерес студенток к предмету. Потребность проявляется во влечениях, желаниях, воле; интерес - в направленности внимания, мыслей, помыслов. Потребность вызывает желание владеть предметом, интерес - ознакомиться с ним. Данные нашего исследования демонстрируют, что интерес к учебной дисциплине «физическая культура» движет большинством опрошенных студенток - 48,1%. Лишь немногие из них отметили отсутствие интереса к предмету -22%, и 34,2% участников исследования затрудняются ответить на вопрос «Испытываете ли Вы интерес к предмету «физическая культура»?». В результате беседы, проведенной после анкетирования, выяснилось, что причиной тому чаще всего является однообразие занятий физической культурой, слабые теоретические знания, применение только традиционных методов и приемов и средств обучения. Отсюда следует сделать вывод о наличии острой необходимости поиска и применения новых методик, нетрадиционных подходов к проведению занятий по физическому воспитанию.
Динамику мотивов физкультурной деятельности у студенток в ходе проводимого исследования с применением комплекса физических упражнений на основе танца ёхор удалось выявить с помощью серии ответов на вопрос «Для чего Вы занимаетесь физической культурой?»:
1) для повышения уровня физической подготовленности;
2) для получения удовольствия от физических упражнений;
3) для сохранения здоровья;
4) для улучшения осанки;
5) для снижения веса;
6) для коррекции фигуры;
7) т.к. посещение занятий обязательно;
8) для аттестации по предмету.
Анкета с предлагаемыми для выбора ответами заполнялась студентами до начала исследования, в начале учебного года, и после пробного обучения, в конце учебного года. То есть, на наш взгляд, у студентов было время и возможность оценить преимущества обучения с применением танцевального комплекса перед традиционным обучением. Это подтверждается результатами повторного среза.
Как выяснилось, картина мотивации определенным образом изменилась в результате применения на занятиях комплекса физических упражнений, построенных на основе народного танца ёхор.
Если до эксперимента мотивы студентов были разнообразны, а в качестве ведущего выступал мотив аттестации по предмету «Физическая культура» (81%), то в конце пробного обучения эти показатели снизились (41%). Хорошая посещаемость уроков на протяжении всего исследования - показатель устойчивого интереса к занятиям со стороны учащихся.
До эксперимента 56% студентов указывали мотив «поддержание уровня физической подготовленности», а после обучения с применением предлагаемого нами танцевального комплекса уже 73% студенток указали значимость данного мотива. Очевидно, в применении танца ёхор студентки смогли ощутить потенциал средства повышения физической подготовленности, т.к. новизна подхода стимулировала интерес студенток к занятиям, способствовала более эффективному выполнению физических упражнений, что неизбежно привело к повышению физической подготовленности. Этот мотив до исследования указывали 37% девушек, а после - 68%.
Совершенствование фигуры («коррекция фигуры», «снижение веса», «исправление осанки»), отмеченное девушками, объясняется гармоничным воздействием на различные мышечные группы и пропорциональным развитием мышечного корсета. Результаты исследования не показали изменения массы тела участников пробного обучения. Тем не менее в своих субъективных ощущениях девушки отмечают укрепление мышц, вызванное физическими упражнениями.
В ходе реализации комплекса физических упражнений на основе танца ёхор также не удалось уделить достаточно внимания правильному положению тела, в частности, правильной осанке. Каждый из танцующих по-своему координировал свои движения, и для того чтобы корректировать положение тела занимающихся, пришлось бы постоянно останавливать танец, делать замечания, давать необходимые указания. По нашему мнению, это привело бы к срыву эмоционального настроя танцующих, снижению интереса к выполняемой деятельности. Таким образом, нам еще предстоит работать над решением проблемы совершенствования фигуры в процессе выполнения физических упражнений на основе танца ёхор.
До эксперимента 40% девушек указывали мотив «получение удовольствия от физических на-
грузок». После пробного обучения этот мотив указывали уже 77% девушек. Физическая активность сама по себе рождает положительные эмоции, вызывает чувство «мышечной радости», что происходит благодаря выработке в организме во время физической активности гормонов и биологически активных веществ.
Данные анкетирования подтверждают заинтересованность студенток в занятиях нетрадиционным уроком физической культуры, в частности, в применении на занятиях танцевальных комплексов, построенных на основе танца ёхор. Отмечается развитие устойчивой положительной мотивации к занятиям в течение опытного обучения на основе положительных эмоций и чувства удовлетворения.
По итогам проведенного исследования 96% студенток отметили, что танец стимулировал их бодрое самочувствие, улучшил настроение, способствовал благоприятному эмоциональному настрою, благодаря бодрому ритму выполняемых упражнений, плавности и то же время стремительности движений, концентрации внимания. Улучшение самочувствия и настроения, рост активности испытуемых тесно связаны, наш взгляд, с формированием положительного мотивационнооценочного отношения студентов к предлагаемому комплексу упражнений и подтверждают его эффективность как средства мотивации физкультурной деятельности, что и доказывает состоятельность выдвинутого нами предположения о возможной значимости и мотивирующем потенциале применения народного танца ёхор на занятиях по физической культуре у студентов университета.
Литература
1. Балдаев С.П. Бурятские свадебные обряды. -Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1979. - 176 с.
2. Дашиева Л.Д. Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты. Новосибирск, 2008. - 142 с.
3. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). - М.: Наука, 1991. - 300 с.
4. Ляховицкий М.В. О сущности и специфике экспериментального обучения по методике обучения иностранному языку // ИЯШ. - 1969. - №4. - 23 с.
5. Манжигеев И.А. Слово о ехоре (Этнографические заметки) // Байкал. - 1982. - № 3. - С. 131-134.
6. Хангалов М.Н. Собр. соч.: в 3 т. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958. - Т.1. - 551 с.
Орлова Ирина Валентиновна, старший преподаватель кафедры физического воспитания БГУ, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.
Orlova Irina Valentinovna, senior teacher, department of physical education, Buryat State University, 670000 Ulan-Ude, Smolin str. 24 a.