2. Ооржак Х.Д.-Н. Подвижные игры народов Южной Сибири. - Кызыл, 1995. - 191 с.
3. Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. -Кызыл, 2001. - 293 с.
4. Кужугет А.К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформации. - Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2006. - 320 с.
5. Родевич В.М. Очерки Урянхайского края (Монгольского бассейна р. Енисея). - СПб., 1910. -206 с.
6. Ягодин В.В. Народные традиции в физической культуре. - Екатеринбург, 1992. - 155 с.
Мендот Инга Эрес-ооловна, преподаватель Кызыльского педагогического колледжа. 89232624537.
Мендот Эмма Эрес-ооловна, преподаватель кафедры ТОФК ТувГУ.
Мендот Элла Эрес-ооловна, кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры физической культуры ТувГУ. 89232624547, г. Кызыл, ул. Оюна Курседи, 132.
Mendot Inga Eres-оо^па, teacher, Kyzyl Pedagogical College, Kyzyl. 89232624537.
Mendot Emma Eres-оо^па, teacher, department of TOPhC, Tuva State University.
Mendot Ella Eres-oоlоvnа, candidate of pedagogical sciences, senior teacher, department of physical culture Tuva State University. 89232624547, Kyzyl, 132 Oyun Kursedi str.
УДК 796.071.5
© Б.Н. Найданов
РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛИЧНОГО РЕСУРСА ЗДОРОВЬЯ КАК СРЕДСТВА САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Совершенствование организационно-педагогических условий является залогом успешной самореализации личности обучающихся. Образовательные технологии, учитывающие индивидуальные особенности и спортивные интересы, позволяют существенно влиять на образ жизни обучающихся. Они стимулируют организационные, кадровые и материальные резервы по формированию системы здорового стиля жизни, общественного и личного ресурсов здоровья.
Ключевые слова: Самореализация, обучающиеся, личный ресурс здоровья, здоровый стиль жизни.
B.N. Naidanov
DEVELOPMENT OF STUDENTS PERSONAL HEALTH RESOURCE AS MEANS OF SELF-REALIZATION
Improvement of organizational and educational conditions is a key to successful self-realization of student’s personality. Educational technologies that take in account individual features and sport preferences can considerably influence on students lifestyle. They propel organizational, personnel and material reserves that promote formation of a healthy lifestyle, social and personal health resources.
Key words: self-realization, students, personal health resources, healthy lifestyle.
В современном прагматичном мире уровень психического и физического здоровья, активного долголетия, безусловно, является залогом успешности спортивной и профессиональной карьеры, а резерв здоровья - одно из самых сильных преимуществ в конкурентной борьбе личностей и сообществ.
Общественный ресурс здоровья, включающий в себя уровень доходов населения, систему образования, качество медицинского обслуживания, условия труда, образ жизни, состояние экологии, имеет прямую зависимость от действия или бездействия власти и общества в целом. В число ведущих по уровню и качеству жизни входят страны, имеющие разные климатические условия и численность населения (Норвегия, Швеция, Канада, Бельгия, Ав-
стралия, США, Исландия, Нидерланды, Япония, Финляндия и др.), но именно они являются лидерами и по продолжительности жизни, и по уровню образования [1].
В условиях жесткой мировой конкуренции в России очень сложно ожидать резких и качественных позитивных изменений общественного ресурса здоровья, и поэтому повышение личного потенциала здоровья есть самый эффективный путь к повышению уровня жизни и качественному изменению социума в целом. Личный ресурс здоровья включает в себя следующие компоненты (по иерархии значимости для продолжительности и качества жизни человека): правильное дыхание, водно-питьевой баланс, двигательная активность, рациональное питание, очищение организма, позитивное мышление или
психологическое совершенствование. Формирование личного ресурса здоровья, включающего в себя все то, что зависит от самого человека, от его осознанных или рефлексивных (сформированных) действий, не требует особых материальных затрат.
Очень важно помочь обучающимся осознать высочайшую значимость личного ресурса здоровья для каждого человека и научить существующим технологиям его развития как можно большее количество людей. Важно помнить при этом, что абсолютному большинству придется корректировать свой привычный, сформированный годами стиль жизни. Последний, как правило, не предполагает какой-либо практической и осознанной деятельности по укреплению здоровья, а ограничивается лишь декларированием его ценности.
Педагогу необходимо выстраивать образовательную деятельность по развитию жизненного опыта обучающихся через обучение, воспитание и развитие личного ресурса здоровья.
Определяющее значение имеет тот факт, что личный ресурс здоровья есть важнейший компонент образовательной деятельности, осуществляемый в следующих формах организации:
1) как самостоятельное развитие жизненного опыта - самообразование (в том числе самовоспитание, самоучение, саморазвитие);
2) как процесс совместной деятельности с педагогом и под его руководством (педагогический процесс).
К сожалению, в современной школе физическая культура как учебный предмет не становится востребованной обязательной составляющей образа и стиля жизни учащихся, не вызывает мотивированного и устойчивого интереса к освоению его содержания. Отсутствие современных условий на занятиях физическими упражнениями, скудность спортивного инвентаря и оборудования, низкая заработная плата учительского корпуса и т.д. все более и более усугубляют положение в области физкультурного образования и воспитания обучающихся.
Урок физической культуры как основная форма физического воспитания, по всей видимости, исчерпал свои возможности и не имеет потенциальных резервов по кардинальному изменению ситуации. Безусловно, мастерство и преданность любимому делу отдельных учителей еще способно и будет сглаживать серьезные проблемы, сложившиеся в системе преподавания физической культуры в школе. Однако необходимость в иных подходах к организации столь
важного направления образования и воспитания, каковым является физическая культура, безусловно, является приоритетным и принципиально важным.
Следует иметь в виду, что активность подростка проявляется тогда, когда он составил объективное представление о себе, своих возможностях и понял опасность своего недостатка. В этот момент наиболее эффективно не только стимулирование волевых усилий, направленных на достижение качественных показателей в труде, учении, спорте, но и создание организационно-педагогических условий для их применения.
Существует бесконечное разнообразие индивидуальностей по типу конституций, уровню восприимчивости, темпов созревания, скорости протекания физиологических процессов, быстроты и глубины понимания, чувствительности к звукам, ритмам, краскам и в силу законов наследственности почти каждому человеку достается какой-то набор способностей. В результате мы видим, что решающее значение для реализации этих дарований имеют социальные условия [2].
К одним из самых значимых социальных условий раскрытия потенциальных возможностей детей и относятся организационно-педагогические условия по физическому воспитанию. Они являют собой устойчивую образовательную форму активного влияния на формирование личного ресурса здоровья и решения основных задач, стоящих перед системой физкультурного образования и воспитания детей и молодежи.
В соответствии с этими и другими требованиями нами были разработаны критерии, основанные на тренировочной направленности, доступности и всесторонности воздействия на организм обучающихся, соответствии возрастным возможностям и спортивным интересам, соответствии отведенному времени и международному опыту. Таким образом, базовая часть физической культуры и углубленное освоение избранных видов спорта (баскетбол, волейбол, лыжный спорт и туризм, плавание, единоборства) составили основу учебно-тренировочных занятий (УТЗ) с учетом спортивных интересов [4].
В содержание углубленного изучения вошли следующие разделы: теоретическая подготовка, общефизическая подготовка, специальнофизическая подготовка, технико-тактическая подготовка, инструкторская и судейская практика, соревнования разного уровня.
Инновационные компоненты предлагаемой методики организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре определили те ее особенности, которые тренер-преподаватель должен наполнить реальным творческим содержанием.
Предварительное педагогическое тестирование как компонент обусловливается положениями о том, индивидуализация и дифференциация обучения должны базироваться на объективных данных физического состояния (уровень физического развития, уровень двигательной подготовленности и т.д.), спортивных интересов, уровень их сформированности у обучающихся.
Комплектование групп по спортивным интересам должно учитывать иерархию показателей, характеризующих конкретного школьника. С точки зрения ценностного отношения к физической культуре главным фактором включения в ту или иную учебно-тренировочную группу являются спортивные интересы обучающихся, т.е. индивидуальное и стойкое желание к освоению знаний, умений и навыков (ЗУН) в определенном виде спорта.
Построение системы упражнений на основе спортивных интересов имеет своей целью конкретизацию содержания учебно-воспитательного процесса по физической культуре, учитывающей особенности скомплектованной группы. Методика разработки искомой системы включает в себя определение характеристик таких элементов, как:
- цели, понимаемые как конечный результат (круг специальных знаний, умений и навыков, в которые входят базовые ЗУНы;
- содержание упражнений, усвоение которых реализует вышепоставленные цели.
Под компонентом «учебно-тренировочные занятия» нами понимается системно-организационная деятельность обучающихся, направленная на совершенствование специальных ЗУН, включающих в себя базовые.
Учебно-тренировочные занятия с учетом спортивных интересов и индивидуальных способностей, вынесенные за рамки школьного расписания, показали свою высокую эффективность при внедрении в учебный процесс по физическому воспитанию образовательной школы [4].
Безусловно, лучшая и достоверная положительная динамика показателей физического развития (6 срезов) и двигательных способностей (6 срезов) экспериментальных групп свидетельствует в пользу внедрения данной инновационной формы физического воспитания в школе. Однако
показатели мотивационной сферы учащихся 5-9 классов к занятиям физическим упражнениями и их отношение к физической культуре как ценностной ориентации превзошли все ожидания и заслуживают серьезного анализа.
Исходные показатели 428 респондентов 5-х и 7-х классов оценивались по восьми тестовым вопросам и были примерно одинаковы. По окончании второго и третьего года лонгитудиального педагогического эксперимента были обнаружены достоверные различия в ответах девочек и мальчиков экспериментальных и контрольных групп. Физическая культура признана любимым предметом у 56,3% шестиклассников (после 2-х лет эксперимента) и 60,2% семиклассников (после 3-х лет эксперимента) и 63,7% восьмиклассников (после 2 лет эксперимента) и 66,6% девятиклассников (после 3-х лет) экспериментальной группы. У контрольных групп, занимающихся по традиционной урочной системе, ответы на этот же вопрос в соответствующих классах составили следующие показатели - 41,8% (33,4%) и 31,1 (25,7%) [4].
Основным выводом по вышеприведенным показателям является то, что использование методики организации учебных занятий по физической культуре, учитывающей спортивные интересы обучающихся, показало ее более высокую эффективность по сравнению с традиционной формой.
Личный ресурс здоровья, на наш взгляд, суть важнейшее средство самореализации личности.
Самореализация - это осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация как процесс предполагает: идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятие; разнообразное восприятие субъектом чувственнозаданных ситуаций; творческий характер активности.
Критерий положительной мотивации к творческой деятельности предполагает ряд показателей:
- осознанность цели деятельности;
- интерес к процессу творческой деятельности;
- стремление к успеху при решении творческих задач;
- стремление к лидерству в творческой деятельности;
- познавательные потребности;
- стремление к самосовершенствованию.
Критериями самореализации в творческой деятельности являются:
- умение выделить основные цели и приоритеты;
- способность к планированию, самоконтролю, самооценке, самоанализу, рефлексии, коррекции;
- умение преодолевать трудности [6, 8].
Основными особенностями образовательной
деятельности, способствующей успешной самореализации обучающихся, по нашему мнению, являются следующие:
1. Образовательная деятельность субъекта направлена «на себя», на получение «внутреннего» для субъекта результата - освоение нового для обучающегося опыта в виде знаний, умений и навыков, развития интеллекта, ценностных отношений и т.д.
2. Цели образовательной деятельности задаются извне - образовательным стандартом, учебным планом, программой, педагогом и т.д. И эту возможность необходимо использовать для увеличения потенциала личного ресурса здоровья обучающихся, внедряя оздоровительные технологии в учебные планы учреждений, ведущих образовательную деятельность.
3. Возрастная сензитивность, т.е. присущие определенному возрасту человека (обучающихся) оптимальные периоды развития определенных психологических и физиологических свойств и качеств личности, влияет на образовательную деятельность [6, 7]. Обучающиеся - это тот контингент, который не ограничивается только школьным и вузовским образованием. Обучающиеся - это огромная масса людей, посещающих учреждения дополнительного образования (детские сады, центры, спортивные школы, клубы и др.), учреждения системы послевузовского образования (курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и др.). Работа с этой разновозрастной категорией требует соответствующего кадрового потенциала, который должен иметь достаточные профессиональные компетенции и личный ресурс здоровья, как знак качества его профессиональной и повседневной деятельности.
В условиях реального противоречия, когда современному обществу на всех этапах требуются конкурентоспособные личности, а критически низкий уровень здоровья сводит на нет все их преимущества, создание условий для запуска мотивационно-потребностного механизма развития личного ресурса здоровья обучающихся становится первостепенной задачей.
Обратим внимание на то, что еще Я.А. Ко-менский очень точно определил, что природное начало в человеке обладает «самостоятельной и самодвижущей силой». Учитывая это и отталкиваясь от идей «я-концепции», становится очевидным, что потребность в самореализации есть базовая потребность личности в процессе формирования ею индивидуального стиля жизни.
Внедрение в учебный процесс для всех категорий обучающихся оздоровительных технологий, позволяющих существенно влиять на личный ресурс здоровья, требует решительных действий на всех уровнях образования. Оздоровительные технологии, в основе которых лежат рекомендации и практические тренинги на основе физических упражнений по всем компонентам личного ресурса здоровья, апробированные в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки на базе Бурятского государственного университета, показали свою высокую персональную эффективность [3, 5].
«Локомотивом» в этом вопросе должны быть физкультурные вузы и факультеты, кафедры физического воспитания, учителя физической культуры. Соответственно, преподаватели, реализующие эти проекты, должны сами быть обладателями высокого личного ресурса здоровья и через педагогические технологии воздействовать на обучающихся.
Индивидуальный стиль жизни огромного числа преподавателей физического воспитания
и, соответственно, уровень их личного ресурса здоровья оставляют желать лучшего, что свидетельствует о том, что они не всегда способны к эффективной преподавательской деятельности. Имиджевая профессия, каковой является профессия учителя физической культуры (тренера), требует внимания со стороны государства и общества. Необходимо, во-первых, обеспечение достойной заработной платы за эффективную педагогическую деятельность и личный вклад в формирование личного ресурса здоровья обучающихся. Во-вторых, создание организационных, кадровых и материальных условий для занятий по развитию личного ресурса здоровья обучающихся. В-третьих, создание государственной информационной системы здорового стиля жизни, общественного и личного ресурсов здоровья.
Лишь успешное решение названных задач, по нашему мнению, будет способствовать достижению целей образовательной деятельности, направленной на подлинное самораскрытие и самореализацию личности обучающихся.
Литература
1. Гущо Ю.П. 12 ключей от сейфа долголетия. -М.: Кольцо, 2008.
2. Калмыков С.В. Индивидуальность в спорте. -Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2008.
3. Калмыков С.В., Найданов Б.Н. Учитель физической культуры в формировании здорового стиля жизни // Человек, спорт, здоровье: материалы между-нар. конгресса. - СПб., 2011.
4. Найданов Б.Н. Особенности организации учебных занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5-9 классов общеобразова-
тельной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 53-59.
5. Найданов Б.Н., Цыбиков Д.В. Образование как основополагающий ресурс здоровья // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 10.
6. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. - М.: Эгвес, 2005.
7. Новиков А.М. Основания педагогики. - М.: Эгвес, 2010.
8. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - СПб. - Воронеж, 1995.
Найданов Баир Намдакович - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивного менеджмента и туризма Бурятского государственного университета, тел. 217941, 879021604377, 879243594877, [email protected]
Naidanov Bair Namdаkovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of sports management and tourism, Buryat State University, ph.217941, 879021604377, 879243594877, [email protected]
УДК 796 (571.54)
© И.В. Орлова
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАРОДНОГО БУРЯТСКОГО ТАНЦА ЁХОР В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Инновационные педагогические технологии реализации физической подготовки молодежи получают повышенное внимание и интенсивную поддержку со стороны теоретиков и практиков. Одной из таких технологий является использование бурятского народного танца ёхор с целью создания условий психоэмоционального двигательного комфорта в ходе интенсивной физической нагрузки студентов.
Ключевые слова: физическая культура, танец ёхор, оптимизация физического воспитания студентов, танцевальная активность.
I.V. Orlova
TO THE ISSUE OF USE OF NATIONAL BURYAT DANCE EKHOR IN THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS
Innovative pedagogical technologies of youth physical training get increased attention and intense support from theorists and practitioners. One of such technologies is the use of the Buryat folk dance ekhor, which provides conditions for psycho emotional motor comfort during intensive physical training of students.
Keywords: physical culture, folk dance ekhor, optimization ofphysical education for students, dance activity.
Современная практика физического воспитания в вузе требует повышения результативности работы со студентами на основе методик, обладающих высоким мотивирующим потенциалом к занятиям по физической культуре. В связи с этим повышенное внимание и интенсивную поддержку со стороны теоретиков и практиков получают инновационные педагогические технологии реализации физической подготовки молодежи.
Чаще всего в качестве инноваций рассматривают образовательные идеи и действия, новые и ранее неизвестные. Однако следует заметить, полностью новых и оригинальных идей очень мало. Самое большое количество новшеств представляют собой адаптированные, расширенные или переоформленные идеи, усовершенствованные методы обучения, которые приобретают особую ак-
туальность в определенной среде и определенный период времени, если соответствуют социальному заказу общества. Одной из таких технологий является использование танца с целью создания условий психоэмоционального двигательного комфорта в ходе интенсивной физической нагрузки студентов.
Применение танца на занятиях по физической культуре - это не абсолютное новшество, ведь в своей основе физическая и танцевальная активность имеют общую природу: многообразная деятельность человека формировала физическую и танцевальную культуру с целью физического и духовного совершенствования человека.
Использование танца на занятиях по физической культуре исследуется в педагогической литературе и реализуется на практике, но, по призна-148