7. Анализ этой позиции см., например: Диди-кин А.Б., Беляев М.А., Горбань B.C. Право и нейронаука: сб. статей. - Екатеринбург, 2018.
- 42 с.
8. См. например: Икомиикова Г.И., Ляшенко Ё.П. Философия права: учебник / Г.И, Иконникова, В.П. Ляшенко. - М.: Гардарики, 2007. - 303 С
9. Крашенинников ГШ. Закон и законотворческий процесс. - М,: Статут, 2017.
10. Локк Дж. Избранные философские произведения: в 2-Х Т.-М., 1960, - Т, 2,
11. Нерсесянц B.C. Философия права: учебник для вузов. - М.: ИНфРА-М - НОРМА, 1997. - 652 с.
12. См, Российский Юридический Журнал. - 2009. -№14.
13. Соловьев B.C. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли.-Л., 1990.
14. Шнуренко И. Погружение во тьму И Завтра. -июнь, 2020. - № 23 (1381).
15. См. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987.
16. См., например, финнис, Джои. Естественное право и естественные права / Дж. финнис; пер. с англ. Ё.П, Гайдамака и А.В. Панихиной. - М.; Челябинск: 14РИСЭН, Социум, 2016. - 554 С.; Михайлов А. М. Философия права: идея естественного праеа / A.M. Михайлов: учебное пособие, - М,; ЮРАЙТ, 2020, - 426 с
17. См. Французская республика: Конституция и законодательные акты. - М., 1989,
TO THE QUESTION OF THE USE OF THE CONCEPT "MILITARY CULTURE" IN THE PHILOSOPHY OF CULTURE: PRO ET CONTRA
Ivanov Vladimir Nikolaevich, Lecturer, Military Educational and Scientific Center of the Ground Forces "Combined Arms Order of Zhukov Academy of the Armed Forces of the Russian Federation", Moscow; Postgraduate student, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Lipetsk
The purpose of the study is to analyze the concept of "military culture" for the correctness of its use in the philosophy of culture. The publication presents the positions of various authors regarding the essence of the "military culture" construct and their assessments on the issue of the correctness of its use in philosophy and cultural studies. The paper shows that all the studied studies on this topic can be divided according to the problematic principle into those in which this concept receives a status certainty in humanitarian knowledge and those in which the correctness of its introduction into scientific circulation is denied,I The scientific novelty lies in substantiating the need for a cultural-philosophical analysis of the phenomenon of military culture. As a result, it was established that the concept of "military culture" has a significant heuristic potential for analyzing the transitional state of modern Russian society from the standpoint of the philosophy of culture.
Keywords: military culture; philosophy of culture; concept; categorical-conceptual apparatus; debatable questions of cultural philosophy.
DOI 10.24923/2222-243X.2022-44.21
УДК 130.2
ВАК РФ 5.7.8/09.00.13
Ф Иванов B.H., 2022
ИВАНОВ Владимир Николаевич, преподава тель, Военный учебно-научный центр Сухопутных войск "Общевойсковая ордена Жукова академия Вооружённых Сил Российской федерации" Москва; соискатель, Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова- Тян-Шанского, Липецк
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОНЦЕПТА "ВОЕННАЯ КУЛЬ ТУРА "В ФИЛОСОФИИ КУЛЬ ТУРЫ: PRO ET CONTRA
Цель исследования заключается в анализе концепта "военная культура" на предмет корректности его использования в философии культуры. В публикации представлены позиции различных авторов относительно сущности конструкта "военная культура" и их оценок по вопросу корректности его употребления в философии и культурологии. В работе показано, что все изученные исследования по этой теме, исходя из проблемного принципа, можно разделить на те, в которых данный концепт получает статусную определённость в гуманитарном знании и те, в которых отрицается корректность его введения в научный оборот. Научная новизна заключается в обосновании необходимости культурфилософского анализа феномена военной культуры. В результате установлено, что концепт "военная культура" имеет значительный эвристический потенциал для анализа переходного состояния современного российского общества с позиции философии культуры.
Ключевые слова: военная культура; философия культуры; концепт; категориально-понятийный аппарат; дискуссионные вопросы культурфилософии.
Любое новое понятие вводимое в оборот той или иной науки всегда проходит процесс получения статусной определённости. Под последним понимается утверждение соответствующего понятия е науке. Этот процесс представляется достаточно сложным, посколь-
ку появление новой лексемы в научном пространстве практически всегда воспринимается критически со стороны научного сообщества. Ещё большую сложность утверждения новых понятий можно наблюдать в науках, получивших такой статус относительно недавно. К числу таковых относится, например, культурологическое знание.
На волне широкого распространения идеи гуманитаризации образования - в конце 1 980-х- начале2000-х годов - культурология и производные от неё дисциплины не просто получили признание и были включены в учебные планы, но и создали самостоятельные направления подготовки специалистов и аспирантов, а позднее бакалавров и магистрантов. Всё это стало следствием бурного развития соответствующих отраслей научного знания в нашей стране. Однако это не способствовало качественному решению многих проблем того же культурологического знания. Типичным примером в данном случае является развитие представления осущности понятия "культура". Академическая и учебная литература изобилуют примерами множественных подходов к его определению, да и ещё большим количеством самих определений. Это явление никак, по нашему убеждению, не способствует качеству достижения цели поиска адекватного определения.
Если же обратиться к наукам, которые оформились как междисциплинарные, то здесь в подавляющем большинстве случаев категори-ально-понятийный аппарат и вовсе находится на стадии экспликации множеств употребляемых концептов. Полагаем, что к числу та ких наук относится философия культуры, занимающаяся философским осмыслением сущности и проблем культуры. Многие понятия теории и истории культуры (культурологии) просто перекочевали в философию культуры (куль-турфилософию) и фактически беспрепятственно используются в качестве имеющих статусную определённость в последней, что, на наш взгляд, как минимум, некорректно. Тем более, это касается понятий, не определяемых однозначно в научном сообществе и фактически используемых в статусе концепта. Одним из таковых является "военная культура".
Проблема при использовании оборота "военная культура" зиждется, по нашему убеждению, на том, что сам денотат, определяемый этим концептом, не имеет точно фиксируемых структурных единиц, однозначно принимаемых научным сообществом. Во множестве проанализированных нами источников, авторы оп-
ределяют различные магистральные составляющие искомого явления. Так, А.Г. Радионенко понимает под военной культурой "совокупность военно-теоретических, организационно-техн и ческих, социал ьно-психол оги чес ки х и духовно-нравственных знаний, норм, ценностей, ритуалов, традиций, умений, навыков, манер, связанных с боевой и мирной воинской деятельностью и обеспечивающих её" [8,105-106]. В.И. Бажуков считает, что военная культура "представляет собой часть общей культуры, связанную с подготовкой и применением средств вооружённого насилия для достижения политических, экономических и других целей социальных групп, обществ и государства" [2,28]. В работах А.П. Абрамова сосредотачивается взгляд на военной метакультуре, акцентируется внимание на её профессиональной характеристике, в том смысле, что этот вид культуры формируется в ходе исполнения специфической трудовой функции [1, П].
При этом, отдельные исследователи настаивают на том, что само использование термина "военная культура" некорректно и алогично. Например, Г.П. Белоконев отказывает обороту "венная культура" в праве на использование, считая, что термины "война" и "культура" не могут образовывать единого конструкта, на том основании, что эти два понятия являются смыслово взаимоисключающими [3, 17]. Подобные оценки породили дискуссию о правомерности использования оборота "военная культура". Иными словами, речь идёт не о споре о сущности этого понятия, а о том, правомерно ли вообще употреблять этот оборот в научной литературе.
Действительно, если мы обращаемся к культурфилософской экспликации концепта "война", то оказывается, что он предполагает наличествование деструктивного начала в культуре, которое не просто нарушает установленный, подчас веками, порядок в данном социокультурном пространстве, но и способное вовсе разрушить её, привести к гибели данного социокультурного образования. Войны всегда предполагают не только установление экономического и политического превосходства над завоёванной территорией, но также и культурное, духовное доминирование. Примером этого из российской истории является установление татаро-монгольского ига, когда были не просто восприняты и укоренились многие, в том числе, военные традиции, характерные для завоевателей,
си си О си
-о 0-
9 к
У-
X ш О
со
Ё
125
С другой стороны, концепт "культура" предполагает исключительно созидательное содержательное наполнение, направленность на культивирование и приумножение потенциала соответствующего социокультурного образования. Напомним, в своём первоначальном смысле феномен "культура" связывался с агрономической деятельностью и культивированием растений, необходимых человеку. Духовная составляющая коннотации на этом этапе экспликации также не исключалась, предполагая определённую направленность субъекта деятельности на достижение результата и его ментальные усилия в этом направлении.
Сравнение смыслового наполнения двух понятий показывает, что они представляют собой взаимоисключающие явления: культура направлена на созидание, война - на деструкцию. Это и заставило отдельных исследователей, каковых, заметим, не много, говорить о невозможности образования такой теоретической конструкции как "военная культура".
Однако, по нашему убеждению, подобный подход страдает известным редукционизмом, поскольку акцентирует внимание на буквальной интерпретации и использовании изначальных понятий в её ключе. Культура, как концепт, как известно имеет множество самых разных определений [9,5], а в её структуре, как в явлении окружающей действительности, определяются не только духовные (идеальные) составляющие, но и материальные [10, 97]. В этой связи, работа авторов, отказывающих обороту "военная культура" в праве на получение статусной определённости в науке, страдает известным редукционизмом, втом плане, что они акцентируют своё внимание на материальной стороне вопроса - тех разрушениях, к которым любая война приводит. При этом, и в военное время, и в мирное явление военной культуры имеет место быть, не ограничиваясь своим присутствиемтольков период вооружённого конфликта. В данном случае под военной культурой понимается совокупность ценностных, мировоззренческих установок, которыми руководствуются военнослужащие в своей деятельности. Вновь подчеркнём, эти установки не носят ситуативного характера, не зависят от наличия или отсутствия военного противостояния. Они носят вневременной характер, выступают константным явлением, духовно скрепляющим процесс несения военной службы.
Полагаем, что представленный подход снимает редукционизм отдельных исследователей явления военной культуры и позволяет ей
получить статусную определённость в науке, в частности, в философии культуры.
Введение данного оборота в отечественную культурфилософию имеет значительный эвристический потенциал для понимания сущности процессов, которые идут в современном российском обществе. Многие исследователи говорят о социокультурном переходе, который переживает Россия [5, 856; 6,176; 11,231]. При этом, как показано выше, военная культура выступает в определённой степени константным, по сравнению с другими, явлением. В этой связи, анализ феномена военной культуры может помочь понять специфику развития и проследить динамику тех стремительных социокультурных изменений, которые переживает современное российское общество.
Заметим также, что не только Россия, но и, например, страны евроатлантической цивилизации переживают подобный переход, определяемый понятием "социокультурная трансформация" [12, 6]. Компаративный анализ этих процессов в двух регионах также возможен с позиции изучения изменений, идущих в военной культуре, позволяя выявить общее и особенное в развитии не только российской и евроатлантической цивилизациях, но и уточняя сущность феномена военной культуры. Иными словами, анализ феномена военной культуры в социокультурном пространстве двух отмеченных цивилизаций позволит установить её константные (атрибутивные) характеристики.
Акцентируя внимание на понимании военной культуры как совокупности духовно-иде-ологических составляющих, мотивирующих субъекта к военной службе и выступающих духовным стержнем воспитания военнослужащих, важно обратиться к исследованию роли религиозного фактора в её формировании. Так, например, в современном российском обществе крайне велик запрос на увеличение роли православия в формировании воинского духа, военной культуры, в целом. Безусловно, не следует умалять значение других религий, образующих религиозную карту Российской Федерации. Думается, что роль религиозного начала в развитии военной культуры на современном этапе развития российского общества многократно возросла. Это связано, как со снятием официального запрета на отправление религиозного культа, так и с той общей плюрализацией общественного сознания, при которой практически любая духовно-миро-воззренческая установка имеет право на существование.
В результате оказывается, что анализ феномена военной культуры имеет значительный эвристический потенциал для развития культурфилософского знания. Причём потенциал этот имеет взаимозависимый эффект. С одной стороны, исследование феномена военной культуры способно уточнить многие сопряжённые с ним явления. С другой - этот анализ поможет выяснению особенности экспликации этого понятия с позиции философии культуры.
Наряду с теоретической значимостью использование конструкта "военная культура" имеет и практическое значение. Российское общество на современном этапе развития, как уже отмечено выше, переживает переходный период, каковой есть результат сложных и противоречивых процессов. Основа этих процессов связана с распадом прежней социально-экономической и политической системы (крахом СССР).
Любой подобный переходный процесс всегда выступает серьёзным испытанием для соответствующего общества. Причём не следует исключать и переход от возможного к действительному, связанный с распадом государства (фактически этим и завершился этот переход в 1991 году). Однако в дальнейшем (вплоть до начала 2000-х годов) сохранялась реальная возможность распада и собственно России. В этих условиях мы были свидетелями общего упадка во всех сферах российского общества, и духовная неявляется исключением. Поскольку, как точно подчёркивает Л.В. Евсеева, "со снижением общего уровня культуры деградирует её военная область" [4, 228], то и предмет нашего исследования также оказался затронут явлениями деструктивного характера. В этой связи возникает необходимость уточнения сущностного наполнения понятия "военная культура", а также разработка направлений его изменения сучётом реалий сегодняшнего дня.
Таким образом, введение в научный оборот и дальнейшая разработка сущностного наполнения концепта "военная культура" представляет не только теоретический (куль-турфилософский) интерес, ной практический. Современные вызовы и риски заставляют человечество искать новые адекватные ответы на них [7,94; 1 3, 88; 14, 310]. Однако во все времена для обороноспособности любого государства принципиальной оказывалась духовная составляющая. Именно комплексный анализ феномена военной культуры с позиции культурфилософских оснований позволит задать перспективные траектории исследований в других отраслях научного знания.
Примечания:
1. Абрамов А,П, Военная мета культура и её особенности П Исторические, философские, политические и юридические науки, культурологии и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -2011.-N»6-1 (12).-С, 10-13.
2. Бзжуков 6.И. Антропологический подход к исследованию военной культуры: возможности и пределы Н Вопросы культурологии. - 2009. - № 1. - С 28-32.
3. Белоконев Г.П, О культуре и культуре преподавания культуры // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 1999, - №8,-С. 15-20.
4. Евсеева Л.В. Исследование феномена военная культура: культурно-антропологический подход П Вестник Иркутского государственного технического университета, - 2014, - № 3 (86). - С. 224-229.
5. Когай Е.А. Социокультурное стратегирование развития регионов И Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. - М., 2021. - С. 855-857.
6. Кретов Д.6. Использование метода взаимного оценивания в обучении иностранному языку; Преимущества и недостатки Н Общество: социология, психология, педагогика. - 2022. - № 6 (98). -С. 175-180.
7. Лукьянчиков В.И. Проблема кризиса искусства в философии творчества H.A. Бердяева и И.А. Ильина // Гумаиитаристика в условиях современной социокультурной трансформации: материалы X Всероссийской научно-практической конференции,- Липецк, 2021. - С. 93-100.
8. Радионеико Л.Г. Военная культура как специфический объект культурологии II Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2008. - Т. 2. - № 1. - С 104-109.
9. Ромах О.В. От научного редактора // Аналитика культурологии. - 2005. - № 2 (4). - С. 5.
10. Ромах O.ß. "Человек культуры" в социальном пространстве" /I Аналитика культурологии. -2007. - № 1 (7).-С, 96-99.
11. Тарасов А.Н., Змеева К.В., Толмачёва Д.О., Кожевникова A.A., Страхова Е.А. Проблема социокультурных трансформаций в аспекте социокультурного развития России: культурфилософскзя интерпретация // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, - 2022. - Т. 11.- № 1-1.-С 229-234.
12. Тарасов А.Н. Социокультурная трансформация как феномен динамики европейской культуры: философский анализ : дис.доктора философских наук / Курский государственный университет. - Курск, 2021.
13 Фролова H.A. Ментальные структуры философского мироеидения: основные подходы к пониманию // Традиции и инновации в пространстве современной культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Липецк, 2016.-С 87-90.
14. Tarasov A.N., Kataev D,V. Trends in the Development of Labor Migration in the Educational Space of the Russian School in the Context of Covld-19 II International Journal of Early Childhood Special Education.-2022,- Volume 14. - № 1,- C. 309-314.
CU OJ О CU
-0 Q-
9 0Î h-IC
LU
О
со
i
127