Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕГРАЦИИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»'

К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕГРАЦИИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИИ / ДЕНЬГИ / КРЕДИТ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барашкина Светлана Борисовна

Проведен сравнительный анализ педагогических идей авторов курса «Окружающий мир» по вопросу развития экономических знаний, разработаны методические рекомендации и глоссарий по вопросу педагогического исследования; определены основные понятийные единицы, позволяющие в развитии экономических представлений младших школьников в курсе «Окружающий мир»; проведен отбор методического материала, позволяющий педагогу совершенствовать работу с обучающимися, доказана значимость экономических представлений для социализации и развития естественнонаучного миропонимания младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF INTEGRATION IN THE DEVELOPMENT OF ECONOMIC PERCEPTIONS OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN THE "WORLD AROUND THE WORLD" COURSE

A comparative analysis of the pedagogical ideas of the authors of the course "The world around us" on the development of economic knowledge is carried out, methodological recommendations and a glossary on the issue of pedagogical research are developed; the main conceptual units that allow the development of economic concepts of primary school students in the course "The world around us" are determined»; the selection of methodological material that allows the teacher to improve the work with students is carried out, the importance of economic concepts for the socialization and development of the natural science worldview of younger schoolchildren is proved.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕГРАЦИИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика дошкольного и начального образования» Барашкина Светлана Борисовна

Пензенский государственный университет (г. Пенза)

К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕГРАЦИИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Аннотация. Проведен сравнительный анализ педагогических идей авторов курса «Окружающий мир» по вопросу развития экономических знаний, разработаны методические рекомендации и глоссарий по вопросу педагогического исследования; определены основные понятийные единицы, позволяющие в развитии экономических представлений младших школьников в курсе «Окружающий мир»; проведен отбор методического материала, позволяющий педагогу совершенствовать работу с обучающимися, доказана значимость экономических представлений для социализации и развития естественнонаучного миропонимания младших школьников.

Ключевые слова: интеграция, естественнонаучное миропонимание, экономические представления, налоговая система, профессии, деньги, кредит, социальное развитие.

Annotation. A comparative analysis of the pedagogical ideas of the authors of the course "The world around us" on the development of economic knowledge is carried out, methodological recommendations and a glossary on the issue of pedagogical research are developed; the main conceptual units that allow the development of economic concepts of primary school students in the course "The world around us" are determined»; the selection of methodological material that allows the teacher to improve the work with students is carried out, the importance of economic concepts for the socialization and development of the natural science worldview of younger schoolchildren is proved.

Keywords: integration, natural science worldview, economic concepts, tax system, professions, money, credit, social development.

Введение. В процессе изучения математики и окружающего мира, дети фрагментарно знакомятся с некоторыми экономическими терминами, взаимоотношениями в современном обществе, с различными видами деятельности человека. Однако, этого недостаточно для формирования и развития личности, как субъекта экономической деятельности, развития у детей экономически значимых качеств, повышающих их уровень жизни, нужны инновационные подходы, позволяющие активизировать деятельность детей в развитие знаний.

Основными материалами педагогического исследования стали учебно-методические комплекты школьного курса «Окружающий мир»,на основе которых был проведен сравнительный анализ, отобраны ключевые понятия, апробирован методический материал по реализации системно-деятельностного подхода, сделаны умозаключения.

Изложение основного материала статьи. В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин, Н.Ф. Талызина, Л.С. Выготский неоднократно подчёркивали, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление, становясь доминирующей функцией в младшем школьном возрасте. Поэтому методический аппарат педагога должен обеспечивать развитие таких словесно - логических операций, как сравнение, выделения существенных и несущественных признаков, обобщение, определение понятия, выделение следствия и причин. И.А. Сичко убеждён, что обозначенным целям в полной мере соответствует технология исследовательского обучения, включающая, по мнению А.И. Савенкова, исследовательскую практику, самостоятельную поисковую активность, активизацию интереса к обучению посредством собственного опыта и широкие возможности для организации работы с родителями.

В настоящее время в курсе «Окружающий мир» огромная роль отводиться системе знаний, полученных в процессе их интеграции. Интеграция, на наш взгляд, это развитие учащихся. Интеграция в обучении характеризуется диалектическим характером современного научного стиля мышления. Для учащихся наблюдение изучаемого объекта не остаётся изолированным элементом. Обучаемый, сравнивая, строя умозаключения, мыслит данный объект в разносторонней сфере представлений и понятий, актуализируемых благодаря разностороннему восприятию данного предмета. Установление связей между различными формами мыслительных процессов и предметным действием, обеспечивает целостность деятельности учащихся, её системность. Экологические знания, напрямую связаны с экономическими. Экономические представления младших школьников занимают важную роль в становлении естественнонаучного миропонимания и социального развития обучающегося. Одно из основных понятий в системе экономических знаний занимает понятие «профессии», с которыми дети знакомятся с 1-го класса. В 1-м классе ребенку достаточно назвать профессии, изображенные на картинках, во 2-3-м классах ему предлагается более широкий спектр и описание действий некоторых профессионалов, создание проектов по одной из профессии. В процессе экономической подготовки школьников количество известных профессий увеличивается и их особенности изучаются глубже. Однако, между авторами нет единого мнения при изучении профессий, каждый из них подходит к этому по-своему. В УМК «Школа России» знакомство с человеческим трудом начинается во 2 классе. В теме «Все профессии важны», изучается взаимосвязь отраслей экономики и соответствующих им рабочих профессий: повара, сварщика, швеи, пчеловода, продавца, строителя. Дополнительно для более близкого изучения различных профессий (тракторист, агроном, повар, водитель) предложен рассказ «Кто сделал хлеб», а также небольшой рассказ об учителе. Кроме того, с детьми предусмотрено проведение проекта «Профессии», в котором они должны рассказать о деятельности и профессиях своих родителей. В 3 классе авторы программы знакомят детей с производственными и сельскохозяйственными профессиями. УМК «Гармония» раскрывает тему профессии во 2 классе, посвятив ей всего одну главу «Профессии людей» Авторы перечисляют различные сферы деятельности человека (строительство, искусство, медицина и т.д.), подробно описывают только профессии эколога и учителя. Младших школьников необходимо не просто ознакомить с содержанием изучаемых профессий, но и рассказать об их престижности, условиях труда, научить классифицировать профессии по группам, выделяя в них общее и особенное; определять профессионально важные качества представителей профессий [5].

Авторам учебных программ стоит разработать единообразный подход к изучению профессий, определиться в каком возрасте ребенку наиболее оптимально изучение данной темы, а также какие методы и приемы необходимо использовать при организации работы с детьми [6]. Решение исследовательских и творческих задач, проблемных ситуации, позволит сделать изучение данной темы результативной. Остановимся на описании проведения некоторых занятий по выделенной теме. Младшим школьникам было предложено провести исследование на занятии под названием «Учусь учиться» [5]. Цель занятия: создать условия для ознакомления детей с профессией учителя. Основным компонентом занятия была работа по заданию первой рубрики «Заметки исследователя». Задание: на уроке окружающего мира учительница собиралась рассказать детям о странах и континентах. Исследуй, какие из ниже перечисленных предметов ему для этого понадобятся. Подчеркни, выбранные тобой предметы: указка, глобус, фломастер, классный журнал, рабочая тетрадь, доска, набор цветных карандашей, географическая карта Земли, учебник «Окружающий мир», компьютер, линейка. Составь свой алгоритм, использования одного из выбранных тобой предметов. Так, в процессе выполнения действий данной рубрики младший школьник выделяет предметы профессии, учиться сравнивать, соотносить предметы по признакам, составлять алгоритм описания предметов, делать выводы. Следующая рубрика, которая встречает учащегося «Знакомимся с профессией «Учитель»» [6]. С помощью данной рубрики учащийся получает возможность ознакомиться с краткой характеристикой изучаемой профессии, рассмотреть фотографию представителя, раскрыть его качества и предметы труда. При работе с рубрикой «Это интересно знать!», учащихся ожидает проблемный вопрос, с целью получения ответа на который, младшему школьнику необходимо учиться добывать и работать с полученной информацией: воспользоваться интернет-ресурсами, дополнительными источниками знаний, страниц учебника «Окружающий мир», что соответствует требованиями ФГОС НОО [7]. В рубрике «Работаем самостоятельно» учащихся вновь ожидает исследовательская задача. Задание: в старом альбоме один ученик увидел фотографии людей, одна из фотографии была нечеткого изображения, но видны были годы жизни и надписи к портретному ряду, известно, что они учителя. Определи, кто бы из них мог быть самым первым учителем в России? (Запиши в таблицу соответствующую цифру под выбранной фотографией). Данная рубрика направлена на формирование умения самостоятельно решать проблемные ситуации. Результатом деятельности по данной теме является ознакомление детей с профессиональным календарем профессии и оформления собственных выводов по проделанной работе, в соответствующих рубриках. При изучении тем «Растениеводство» и «Животноводство» младшие школьники знакомятся с видами растений и животных, которыми занимаются в сельском хозяйстве и профессиями, связанными с данной отраслью экономики. Для закрепления пройденного материала авторы программы «Школа России» предлагают детям обсудить ситуации:

1. Представь, что ты руководишь хозяйством, где собирают большой урожай яблок и груш. Что ты предложишь для лучшего сохранения и использования урожая?

2. Представь, что ты, когда вырастешь, захочешь заняться разведением коров. Какую продукцию ты сможешь получать от них? Как ты будешь ее реализовывать?

Рассуждения на заданную тему предполагают определенный уровень знаний о предпринимательской деятельности у младшего школьника. Рассуждения детей не имеют обоснований, так как обучающиеся, на данный момент, не имеют соответствующих представлений [3]. Во-первых, прежде чем начинать собственное дело, необходимо проанализировать окупаемость бизнеса, то есть четко понимать, сколько времени понадобится, чтобы получить прибыль. Кроме этого, нужно изучить спрос и предложение на продукцию, которая будет производиться. Во-вторых, любая предпринимательская деятельность требует легализации. Отсутствие зарегистрированной деятельности влечет административную и уголовную ответственность. В-третьих, невозможно начать собственное дело без финансовых вложений. В качестве первоначального капитала могут выступать собственные и заемные средства (банковский кредит, займ у физического лица, лизинг). В-четвертых, непосредственно организация хозяйственной деятельности (поиск поставщиков, подбор персонала, заработная плата, транспортировка и хранение продукции, покупка необходимого оборудования и прочее) и реализация продукции (поиск покупателей с наиболее выгодными условиями). Данная информация, представленная на уроке, могла стать полезной и значимой при решении данного вопроса. Полученная из учебника информация, о том, что в данных отраслях выращивают растения и разводят коров, никак не поможет осознать всю сложность предпринимательской деятельности. Изучив глубже экономические термины и процессы, педагог мог бы организовать на уроке окружающего мира экономическую игру, которая включала бы в себя разработку бизнес - проекта и изучение сложных экономических процессов в доступной для ребенка форме [3]. Дети могли бы почувствовать себя предпринимателями и на практике познакомиться с законами экономики. Тема «Профессии» напрямую связана с понятием деньги. Многие авторы учебников А.А. Плешаков, А.А. Вахрушев обращают на процесс формирования данного понятия особое внимание.

В главе «Что такое деньги» учебника программы «Школа России» младшие школьники изучают понятия: обмен, бартер, купля-продажа, деньги, цена, денежные единицы, сбережения. В главе «Государственный бюджет» вводятся понятия: доходы, расходы, бюджет, налоги. Дети изучают процесс формирования государственного бюджета, предназначение которого содержание всех государственных и муниципальных учреждений. Для закрепления изученного материала детям предлагается обсудить следующие вопросы:

В любом магазине можно убедиться, что цены на различные товары разные. От чего зависит цена товара?

Представь, что ты инспектор, который следит за правильным сбором налогов. Что ты скажешь человеку, который не платит налоги?

В учебнике А.А. Плешакова кроме понятий «цена товара» и «налоги» нет информации, которая помогла бы детям правильно ответить на поставленные вопросы [2]. Требуется использование информации и ресурсов, позволяющих решить поставленную задачу [1].

Цена и ценообразование - важнейшие понятия рыночной экономики. Самыми общими словами, ценой называют денежную сумму, которую покупатель отдаёт на рынке в обмен на реализуемый продавцом товар. Цена призвана отражать интересы всех участников рынка: производителю необходимо возместить вложенные средства и получить прибыль; покупатель должен оправдать стоимость приобретённого товара, получив в свою очередь выгоду от его использования. Для того чтобы осознать суть этого понятия

необходимо углубиться в процесс ценообразования. Ценообразование - один из ключевых факторов рыночной экономики. Сложность состоит в том, что цена в конкретный момент времени может зависеть от множества факторов - не только экономических, но политических, социальных, психологических, природно-географических.

Например, сельскохозяйственная продукция может стоить по-разному в разное время года. Сельское хозяйство является ярко выраженной сезонной отраслью производства и с этим связано установление сезонных закупочных цен. Сезонные цены формируются главным образом с таким расчетом, чтобы учесть в них повышенные затраты, вызванные производством в неблагоприятное время года или длительным хранением продукции (картофеля, овощей, фруктов). Кроме того, основой формирования цен являются производственные затраты сельского хозяйства, которые подразделяются на переменные и постоянные. К переменным затратам в растениеводстве относятся: оплата труда рабочих и колхозников, стоимость семян, посадочного материала, удобрений, ядохимикатов, горюче-смазочных материалов, амортизация тракторов и некоторые другие. В животноводстве они включают заработную плату работников, стоимость потребленных кормов и подстилки, амортизацию и затраты на текущий ремонт животноводческих помещений, машин, инвентаря и др. Постоянные расходы включают затраты, связанные с управлением и обслуживанием сельскохозяйственного производства, и в свою очередь включают общепроизводственные и общехозяйственные. К общепроизводственным расходам относятся: амортизация, затраты на текущий ремонт основных фондов общего назначения; оплата труда бригадиров, агрономов, зоотехников и других специалистов, обслуживающих определенную отрасль, ферму. К общехозяйственным расходам относятся: оплата труда административно-управленческого персонала, канцелярские, почтовые, телеграфные и другие расходы. Для того чтобы понимать, как происходит формирование цены товара, необходимо знать факторы, влияющие на нее: издержки производства (производственные и административные затраты производителя), потребители (спрос на товар), правительство (законы, влияющие на рост и снижение цены), участники каналов товародвижения (транспортировка, хранение), конкуренты (наличие предложения данного товара).Задание из учебника «Окружающий мир» А.А. Плешакова о системе налогообложения, подразумевает глубокий анализ и наличие определенных знаний у детей. Младшему школьнику для понимания последствий неуплаты налогов необходимо осознать суть налоговой системы. Под налогом согласно положениям, закрепленным в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ, понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [4]. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Главная функция налогов - изъятие части доходов в бюджет государства для использования на определенные цели: содержание государственных и муниципальных учреждений, выплаты работникам бюджетной сферы, социальные пособия и выплаты, пенсии и прочее. Для того, чтобы ученик начальной школы смог дать ответ на вопрос о налогообложении, педагог должен предварительно объяснить, что в соответствии с законодательством, граждане Российской Федерации обязаны своевременно оплачивать налоги. Задачи экономического содержания, помогут облегчить обучающимся процесс ознакомления с экономикой. Приведем пример задач [1].

Задача 1. Вася Петров мечтает стать победителем Всероссийской олимпиады школьников. Для этого ему необходимо пройти качественную подготовку, однако бюджет в семье ограничен. Помоги Васе выбрать самый выгодный и эффективный вариант подготовки:

1) занятия с репетитором - 1500 рублей за занятие;

2) самостоятельная подготовка - бесплатно;

3) подготовка с онлайн-репетитором - 1000 рублей за занятие;

4) самостоятельная подготовка на обучающей платформе - месяц подписки 300 рублей.

Задача 2. Нашу планету посетили добрые инопланетяне. Им очень понравилось на Земле, они хотят здесь остаться. Но для жизни инопланетянам необходимы: дом, средство передвижения, работа, профессия. Предположи, кем и как они могут работать, а также попробуй рассказать об их образе жизни, если известно, что:

А) рост инопланетянина 1 метр, у него две руки и две ноги с тремя пальцами на каждой. Есть третий глаз на затылке. Умеет менять цвет кожи;

Б) выглядит инопланетянин как человек, но может изменять свою форму, как если бы был сделан из пластилина. Он способен читать мысли и любит, когда его хвалят.

В какой сфере услуг могли бы работать инопланетяне:

1) изготовление одежды;

2) приготовление пищи;

3) ремонт квартир;

4) воспитание и обучение детей;

5) театральные постановки, радиовещание, телевидение;

6) обеспечение безопасности.

Перечисли профессии из выбранной тобой сферы услуг.

Задача 3. Семья Васечкиных каждый год планирует семейный бюджет. Важно, чтобы бюджет был профицитным (когда доходы превышают расходы). Бюджет становится дефицитным, как только:

1) растут расходы;

2) снижаются доходы;

3) расходы превышают доходы.

У Пети Васечкина есть 14 монет. Цена билета на автобус 4 монеты. Может ли Петя доехать до бассейна и обратно и еще купить комиксы за 5 монет? Составь бюджет Пети.

Экономическое образование и экологическое воспитание школьников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности. Это подготовка подрастающего человека к предстоящей жизнедеятельности. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Младший школьник находится, существует и живет в мире быстро меняющихся экономических ситуаций и реалий. В этом мире становится важен не столько набор знаний,

обеспеченный основами фундаментальных наук, которые традиционно преподают в отечественной школе, сколько умение осваиваться в постоянно меняющихся условиях.

Выводы. Необходимость формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста обусловлена переменами в социальной жизни всех членов общества, значимостью подготовки младшего школьника к жизни, правильной, грамотной и ценностно-обусловленной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики, определенной ФГОС НОО [7].

Литература:

1. Барашкина, С.Б., Зимина, С.С., Орлова, Ю.А., Юскаева, А.К. Особенности организации предметного пространства образовательной организации в процессе решения исследовательских задач младшими школьниками // Сборник статей XIV всероссийской научнопрактической конференции «Артемовские чтения»: Пенза, 2018г. - С. 267-270.

2. Барашкина С.Б. Развитие поисковой активности младших школьников в процессе решения исследовательских задач в курсе «Окружающий мир». В сборнике: Гносеологические основы образования. Международный сборник научных трудов, посвященный 90-летию со дня рождения С.П. Баранова: Елецкий государственный университет им И.А. Бунина, 2017. - С. 14-17

3. Землянская Е.Н. Курс экономики для начальной школы. М.: Вита Пресс-2007. 184 с.

4. Попова, Н.Е. Экономическое воспитание человека начала XXI в. / Н.Е. Попова, О. С. Кавардакова // Педагогическое образование в России. - 2012. - №5. - С. 174-176.

5. Юскаева, А.К. Особенности формирования представлений младших школьников об экономических профессиях во внеурочной деятельности. // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики»: Стерлитамака, 2018. -С. 179-182

6. Юскаева, А.К. Развитие познавательных умений младших школьников в процессе использования цифровых образовательных ресурсов в курсе «Окружающий мир» // Материалы Всероссийской (с международным участием) заочной научной конференции: ГГТУ, 2018. - С. 141-144.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.12.2009 № 373); в ред. Приказов от 26.11.10 №1241, от 22.09.11 №2357 - URL http:/www/ug/ru/new_dtadarts/3 (дата обращения: 12.01.2019)

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук Бахлова Наталья Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); старший преподаватель Чеботаева Ольга Алексеевна Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области Московский государственный областной университет (МГОУ) (г. Мытищи)

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ

ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. В статье отмечается, что интеграция в различных ее проявлениях становится важнейшим логическим основанием для построения содержания профессиональной подготовки и формирования профессиональных компетенций будущего специалиста - дизайнера. Авторами были определены основные подходы междисциплинарной интеграции содержания образования по направлению подготовки 54.03.01. Дизайн профиль Дизайн костюма. Особое внимание в статье уделяется вопросу определения особенностей содержания дисциплин «Проектирование», «Основы производственного мастерства», «Современный костюм», «Макетирование» при построении процесса формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров.

Ключевые слова: профессиональные компетенции студентов, интеграция, междисциплинарные связи, междисциплинарная интеграция.

Annotation. The article notes that integration in its various manifestations becomes the most important logical basis for the construction of the content of professional training and the formation of professional competencies of the future specialist-designer. The authors identified the main approaches to interdisciplinary integration of the content of education in the field of training 54.03.01. Design profile Costume design. Special attention is paid to the issue of determining the content features of the disciplines "Design", "Fundamentals of Production skills", "Modern costume", "Layout Design" when building the process of forming professional competencies of design students.

Keywords: professional competence, integration, interdisciplinary connections, interdisciplinary integration.

Введение. Для эффективного функционирования образовательной системы, способной выпускать современных конкурентоспособных специалистов, требуется соблюдение ряда педагогических условий, наиболее значимое из которых, мы определяем, как интеграцию учебных дисциплин внутри образовательного процесса вуза. Это связано, в первую очередь, с тем, что профессиональные компетенции, которые заложены в основе требований ФГОС ВО, определяются как совокупность интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств [6, с. 26]. А процессы их формирования строятся на основе не только последовательного, но параллельно - последовательного изучения дисциплин внутри образовательной программы.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день имеется достаточное количество определений «интеграция», но нас, прежде всего, интересует педагогический аспект данного понятия, который, в частности, нашел отражение в исследованиях В.С. Безруковой, Л.В. Дубицкой, И.Д. Зверева, В.Н. Максимовой, И.П. Яковлева и др. Так в работах И.Д. Зверева и В.Н. Максимовой были определены условия успешного протекания интеграционных процессов, которые они определяют как совокупность трех

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.