Научная статья на тему 'К вопросу об интеграции систем менеджмента электроэнергетических компаний'

К вопросу об интеграции систем менеджмента электроэнергетических компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Ирина Олеговна, Шишкова Татьяна Анатольевна

Рассмотрены вопросы интеграции систем менеджмента электроэнергетических компаний. Предложены модели интегрированных систем менеджмента и подходы к их созданию в электроэнергетических компаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of management systems integration of the electric power companies are considered. Models of the integrated management systems and approaches to their creation in the electric power companies are offered.

Текст научной работы на тему «К вопросу об интеграции систем менеджмента электроэнергетических компаний»

4. Федеральный закон от 03.04.1996 № 28-ФЗ "Об граммы "Энергосбережение Курской области на период

энергосбережении"

2006-2010 гг.". Распоряжение Губернатора Курской

5. О разработке проекта областной целевой про- области № 779-р от 27.08.2004.

Волкова И.О., Шишкова Т.А.

к вопросу об интеграции систем менеджмента электроэнергетических компаний

Процесс реформирования электроэнергетики привел к необходимости коренных изменений в системах управления энергопредприятиями и обеспечении их результативности. Изменяющиеся условия внешней среды, наличие ограничений по всем видам ресурсов и т. п. ставят перед энергетическими компаниями задачи повышения их стоимости, снижения операционных затрат, обеспечения заданного уровня надежности и др. при одновременном удовлетворении требований всех заинтересованных сторон (акционеров, регулятора, потребителей и других контрагентов). Требования заинтересованных сторон и внутренние потребности энергокомпаний определяют необходимость повышения их управляемости и использования подходов и принципов менеджмента, длительно применяемых в большинстве развитых стран мира.

В настоящее время в отношении практически всех функциональных направлений деятельности и сфер управления организацией разработаны международные стандарты соответствующих систем менеджмента. Наиболее широко известны стандартизированные подходы систем менеджмента качества (ISO 9001), экологического менеджмента (ISO 14001), гигиены и охраны труда (OHSAS 18001), на соответствие которым организации всех стран могут сертифицироваться. Российские энергетические компании на сегодняшний день также достигли определенных успехов в направлении внедрения и сертификации систем менеджмента качества (СМК), систем экологического менеджмента (СЭМ), систем менеджмента гигиены и охраны труда (СМГиОТ).

Внедрение и функционирование на многих из них одновременно нескольких из вышеприведенных систем определяет потребность энергопредприятий в интеграции их управленческой деятельности по этим направления через формирование интегрированных систем менеджмента (ИСМ) [1]. Цель создания ИСМ может быть сформулирована как обеспечение

сбалансированного управления организацией по выбранным направлениям для достижения ее стратегических целей при снижении управленческих и производственных издержек.

ИСМ можно рассматривать как механизм, по существу, схожий с управлением на основе сбалансированной системы показателей и управлением по целям, что позволяет сосредоточиться на стратегических целях, перевести их в четкий план оперативной деятельности энергокомпании, обеспечивая как результативность, так и эффективность организации. При этом результативность отражает степень достижения целей, а эффективность наилучшее использование ресурсов и оптимизацию процессов для их достижения.

ИСМ в этом случае, в первую очередь, должна обеспечивать определение и реализацию целевых установок, для включенных в нее функциональных систем менеджмента.

Далее рассматриваются вопросы интеграции систем менеджмента, с ориентацией, прежде всего на СМК, СЭМ и СМГиОТ, однако следует отметить, что в рамках предлагаемого подхода становится достаточно очевидной необходимость изучения вопроса о взаимодействии такого рода ИСМ с другими функциональными системами менеджмента, например, управлением активами, риск - менеджментом и другими. Такое предложение основывается на близости концепций и моделей этих систем и их ориентации на достижение стратегических целей организации.

Единого подхода к построению ИСМ к настоящему времени не выработано. ИСМ каждой организации должна учитывать особенности исходного состояния системы управления и наличия в ней действующих систем менеджмента, соответствующих требованиям международных стандартов на момент интеграции систем. Важная особенность ИСМ состоит в том, что она должна создаваться, документироваться, применяться и оцениваться как единый объект управления [2].

Среди основных подходов к созданию ИСМ в организациях можно выделить:

- аддитивный подход - создание ИСМ, когда к базовой системе менеджмента качества (чаще СМК), последовательно добавляются СЭМ, СМГи-ОТ и, при необходимости, другие системы;

- создание интегрированной системы "с нуля ", когда все системы менеджмента объединяются в единый комплекс одновременно. Предполагается, что такой подход может быть реализован, когда организация не имеет развитой системы менеджмента (например, СМК) [3]. В данном случае рекомендуется использовать в качестве основы процессный подход (ISO 9001) и цикл PDCA, который воспроизводит структура стандартов ISO 14001 и OHSAS 18001.

Существует ряд документов, определяющих общие подходы и принципы интеграции, в том числе разработанная Британским институтом стандартов "Спецификация общих требований системы менеджмента как основы интегрирования" PAS 99:2006. В качестве основных принципов интеграции систем менеджмента в спецификации PAS 99:2006 рассматриваются:

- процессный подход;

- применение цикла PDCA;

- интегрированный подход к рассмотрению аспектов значимых для СМК, СЭМ и СМГиОТ и их приоритетности на основе оценки рисков для бизнеса;

- интегрированный подход к процессам включаемых систем;

- интегрированный подход к внутреннему аудиту;

- интеграция документации, включая управленческие и операционные процедуры;

- интеграция общих требований, содержащихся в международных стандартах, необходимых для ИСМ [4].

Спецификация PAS 99:2006 содержит положения о том, что во всех системах менеджмента имеются некоторые общие элементы, которые могут управляться объединенным способом, к числу которых относятся следующие категории: политика, планирование, внедрение и функционирование, оценка работы, усовершенствование, анализ со стороны руководства.

Модель интегрированной системы менеджмента в соответствии с PAS 99:2006, иллюстрирующая процесс комбинации PDCA и общих требований в структуру интегрированной системы менеджмента, представлена на рис. 1.

Каждый стандарт, применимый к системам менеджмента при этом будет иметь свои собственные специальные требования, однако эти шесть категорий будут присутствовать во всех из них, и, следовательно, могут быть приняты как основа для интеграции. ИСМ, в этом случае, предназначена, чтобы использоваться как функция для осуществления общих требований стандартов систем менеджмента, и для ее осуществления может формироваться специальная структура, с соответствующими обязанностями и полномочиями.

Анализ со стороны руководства

Я

I Общие требования

Улучшение

Политика

1

Планирование

Оценка Внедрение

деятельности ■ и деятельность

Рис. 1. Модель интегрированной системы менеджмента в соответствии с PAS 99:2006

При этом модель ИСМ, соответствующая PAS 99:2006, может быть реализована в организации различными способами, в том числе:

- путем формирования управляющего центра ИСМ, осуществляющего планирование, выполнение, контроль и анализ ИСМ и обеспечивающего ее функционирование. При этом квалификация специалистов данной структуры должна обеспечить знание всех областей, включенных в ИСМ для соответствия требования базовых стандартов;

- путем формирования иерархической модели ИСМ, при которой управляющий центр ИСМ задает функциональным областям показатели результативности, распределяет ресурсы между ними и контролирует результативность ИСМ.

Модель ИСМ энергокомпании может носить многоуровневый характер, и различные варианты ее построения будут отличаться характером функций, осуществляемых управляющим центром ИСМ. В первом случае, управляющим центром выполняются функции управления общими требованиями, во втором - укрупненными показателями ИСМ и ее результативностью.

Интеграция систем менеджмента электроэнергетических компаний возможна на базе единого механизма планирования деятельности, а также оценки рисков и их ранжирования по важности для устранения конфликтов интересов между системами менеджмента, и, распределения ресурсов внутри ИСМ. В соответствии с этим, для создания интегрированной системы менеджмента организации, нацеленной на требованиях стандартов для функциональных систем менеджмента, предлагается рассмотрение в качестве базы, необходимой для интеграции, таких направлений деятельности энергопредприятий, как стратегическое планирование и целеполагание. Это связано с необходимостью достижения стратегических целей организации через результативное функционирование системы управления ею.

Первоначально организация должна установить, какие требования предъявляют к ее деятельности заинтересованные стороны, и каким образом они могут меняться. Организация может рассматривать требования тех заинтересованных сторон, которые отвечают требованиям стандартов, внедряемых в организации, включая требования вышестоящей организации, акционеров и инвесторов, потребителей, поставщиков и подрядчиков, органов государственной власти, страховщиков и кредитных институтов, персонала, неправительственных организаций по охране окружающей среды и общественности.

Осуществив анализ предъявляемых требований, организация должна установить, какое или какие направления деятельности (СМК, СЭМ, СМГиОТ) в рамках ИСМ являются для нее приоритетными, и каким она будет отдавать предпочтение при формировании баланса в ИСМ. Таким образом, организация устанавливает стратегические цели, определяющие ее долгосрочное развитие, обеспечивая их согласованность со стратегиями в других областях, например стратегией управления активами. При этом стратегии рассматриваются как внешние по отношению к организации, основанные на требованиях заинтересованных сторон. На основе стратегических (внешних) целей организации устанавливаются внутренние цели организации, соответствующие приоритетам организации и учитывающие ее возможности, трансформирующиеся в дерево целей.

В соответствии с требованиями базовых стандартов, которые чаще всего энергокомпании будут включать в ИСМ, внутренние цели организация должна формировать, в том числе учитывая существенные экологические аспекты (ISO 14001), риски (OHSAS 18001), требования к качеству и процессам, требующимся для удовлетворения потребностей потребителя (ISO 9001), и достигать цели, обеспечивая управление ими. Управление объектами (экологическими аспектами, рисками, требованиями к качеству и процессами) организация может обеспечить на основе процессного подхода, при котором, как установлено ISO 9001:2000, желаемый результат (стратегические цели) достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом, рассматривая их как процессы значимые для ИСМ. В ИСМ должен быть проведен анализ всех объектов управления и процессов, связанных с ними, с целью оптимизации процессов ИСМ, исключения дублирования функций и различного рода противоречий в распределении ответственности, полномочий, ресурсов и т. д., что позволит реализовать в ИСМ системный подход.

Решение о создании ИСМ каждая организация принимает самостоятельно, а также оценивает необходимость и достаточность преимуществ от интеграции систем менеджмента, среди которых чаще всего рассматривают следующее:

— возможность применения глобального подхода к управлению бизнесом в целом и его рисками;

— сокращение расходов на поддержание и сертификацию систем менеджмента;

— совмещение требований применяющихся стандартов;

— устранение конфликтов между СМ;

— снижение уровня дублирования и бюрократизации;

— сокращение общего количества процессов и процедур;

— сокращение количества проверок и повышение их результативности;

— повышение результативности и эффективности СМ в целом;

— помощь сотрудникам всех уровней в определении их вклада в повышение результативности системы менеджмента [5].

При этом среди данных преимуществ, наиболее существенным для принятия решения о создании ИСМ является устранение конфликтов интересов между системами менеджмента, и, прежде всего в части распределения ресурсов. Однако, распределение ресурсов внутри ИСМ между СМК, СЭМ и СМГиОТ, необходимых для достижения стратегических целей и принятие соответствующих решений, не представляется возможным без установления приоритетности объектов управления, для чего необходимо наличие единой меры и критериев, с помощью которых можно было бы оценить единым образом объекты управления всех функциональных систем. Таким критерием может стать риск, как вероятность возникновения состояния объекта управления, при котором его последствия могут влиять на деятельность компании или не позволят ей достичь стратегических целей. Методология идентификации и оценки рисков применяется при создании в организациях СМГиОТ и может быть применена в качестве универсального подхода ИСМ.

Распределение ресурсов в ИСМ финансовых, технологических, человеческих может осуществляться на основе рисков и их критичности, а также с учетом приоритетных направлений в рамках ИСМ организация. Это позволит организации направлять ресурсы, прежде всего на реализацию мероприятий, связанных с максимальным риском, который не позволит достичь внутренних целей и, следовательно, стратегических целей, т. е. прежде всего, управлять объектами с критическим риском.

Следует обратить внимание на то, что в большинстве случаев объекты с критическими рисками будут связаны с производственной деятельностью, так как ключевые характеристики продукции, воздействие на окружающую среду и факторы, которые могут повлиять на состояние здоровья персонала, зависят и, в ряде случаев, опреде-

ляются применяемыми материалами, сырьем, технологиями, а также состоянием оборудования. В связи с этим, организации, рассматривая управление объектами с критическими рисками, будут ориентированы либо на реализацию инвестиционных проектов строительства новых объектов, расширения, реконструкции, технического перевооружения, модернизации действующих, или на обеспечение производственного контроля и управление операциями для обеспечения соблюдения предъявляемых требований законодательных, технологических, эксплуатационных, и осуществлять техническое обслуживание и ремонт, замену оборудования, аварийные работы и т. д. (рис. 2), что определяется стратегическими целями организации.

Таким образом, можно говорить о связи ИСМ и отдельных функциональных систем, в том числе менеджмента качества, гигиены и охраны труда и экологического менеджмента с системой управления активами (СУА) организации, которая внедряется в соответствии с требованиями стандарта PAS 55 - 1:2004. В соответствии с его положениями под управлением активами понимается согласованные и систематически осуществляемые действия с помощью которых организации оптимально управляют своими активами, их эффективностью, рисками и затратами в течение их жизненного цикла в целях выполнения стратегического плана организации [6]. Организация должна не только учитывать связь ИСМ и СУА, но и обеспечить согласованность систем менеджмента, в основу которых положены единые принципы и подходы, такие как ориентация на достижение стратегических целей, стратегическое планирование и целеполагание, а также:

- применение цикла PDCA;

- процессный подход;

- общность структуры и требований базовых международных стандартов;

- планирование управления активами и распределение ресурсов по приоритетам и на основе оценки рисков;

- управление активами путем управления инвестиционными проектами и операционной деятельностью.

Выводы

1. Цель создания ИСМ заключается в обеспечении сбалансированного управления организацией, при котором организация является результативным и эффективным хозяйствующим субъектом;

Интегрированная система менеджмента

Стратегия организации __Г

Цели, задачи и программы_

I

Объекты управления с критическими рисками

Активы предприятия

Управление активами

Инвестиционные ТОиР, замена

проекты оборудования и т. д.

Рис. 2. Место Системы управления активами в ИСМ

2. Под интегрированной системой менеджмента следует понимать систему управления, охватывающую все сферы деятельности предприятия, устанавливающую взаимосвязи между ними и подчиняющую их общей стратегической цели;

3. Создавая ИСМ электроэнергетической компании необходимо определить модель ИСМ для обеспечения управления интегрированной системой менеджмента;

4. Интеграция систем менеджмента электроэнергетических компаний может осуществляться на базе единого механизма целеполагания и

стратегического планирования деятельности, а также оценки рисков и их ранжирования для устранения конфликтов интересов между системами менеджмента и распределения ресурсов внутри ИСМ;

5. При создании ИСМ, функционирующей в рамках единой системы управления энергокомпанией, организация должна рассматривать возможности скоординированной реализации проекта с внедрением других систем менеджмента, в том числе управлением активами, основанных на единых принципах и подходах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Свиткин М.З. Интегрированные системы менеджмента // Стандарты и качество 2004. № 2, с.56-61.

2. Василевская С.В. TQM - основа интегральной системы менеджмента // Методы Менеджмента Качества 2005, с. 33-39.

3. ISO 9001:2002 "Системы менеджмента качества. Требования". Международный стандарт.

4. PAS 99:2006 Specification of common management

system requirements as a framework for integration. Спецификация общих требований системы менеджмента как основы интегрирования.

5. Гусева Т.В. Интеграция как закономерный этап развития систем менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 5, с. 15-17.

6. Волкова И.О., Кобец Б.Б. Управление активами электросетевых компаний: зарубежный опыт. СПб.: Изд-во Политехнич. ун-та, 2007. 126 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.