К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ
Широкова Л.Н., к.п.н., ректор Института мировой экономики и информатизации
В статье обоснована актуальность и описан алгоритм решения проблемы совершенствования инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования в интересах обеспечения их сбалансированного развития.
Ключевые слова: инновационная деятельность, экономические системы, высшее профессиональное образование; сбалансированное развитие.
ON THE INNOVATION OF ECONOMIC SYSTEMS OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION TO ENSURE THEIR BALANCED DEVELOPMENT
Shirokova L., PhD, rector, Institute of world economy and informatization
The urgency Is proved and the algorithm of a solution of a problem of perfection of innovative activity of economic systems of the higher vocational training in interests of maintenance of their balanced development is described.
Keywords: innovative activity, economic systems, the higher vocational training; balanced development.
Сложившаяся в последнее десятилетие относительно стабильная социально-экономическая обстановка в России, тем не менее, не смогла в полной мере избежать проблем развития нашего общества на фоне развития мировой цивилизации. В этой связи реализация национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве, сельском хозяйстве и других сферах позволила в определенной мере модернизировать эти сферы, но по сути лишь несколько смягчить имеющиеся диспропорции развития. В то же время уровень развития экономической и социальной сферы в РФ по-прежнему существенно отстает от передовых мировых образцов.
Уровень конкурентоспособности современной экономики, базирующейся на инновациях, в значительной степени определяется качеством участвующих в ней профессиональных кадров. При этом на современном этапе развития Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет использования относительно дешевой рабочей силы, поскольку эпицентр наиболее привлекательной по уровню оплаты рабочей силы давно переместился в страны Юго-Восточной Азии. Кроме того, на определенном этапе социально-экономического развития стало очевидно, что конкурентные позиции России невозможно будет поддерживать за счет экономии средств на развитии образования и здравоохранения. К сожалению, международные специалисты уже на протяжении достаточно длительного периода отмечают, что РФ характеризуется низким качеством и ограниченным уровнем доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования, что негативно сказывается на уровне развития национальной инновационной системы, консолидации образования, науки и бизнеса. В этих условиях реализация курса России на высокие стандарты благосостояния человека, призванного достичь качества жизни населения, характерных для развитых экономик, к 2020 году представляется крайне важной. При этом высокие стандарты благосостояния человека характеризуются не только высокими стандартами личной безопасности, доступностью услуг здравоохранения требуемого качества, необходимым уровнем обеспеченности жильем, доступностью культурных благ и обеспечением высокого уровня экологической безопасности, но и высоким качеством доступного образования. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предполагается, что высшим и средним профессиональным образованием будет охвачено 60 - 70% населения.
Системность решения задачи перехода отечественной экономики от экспортно-сырьевой модели развития к инновационной социальноориентированной модели связана, в первую очередь, с резким расширением конкурентного потенциала российской экономики в области науки, образования и в сфере высоких технологий. Эти направления, исходной базой которых является сфера образования, позволят создать и использовать новые источники экономического роста, обеспечивающие повышение благосостояния страны.
Во-вторых, формирование в России новой экономики предполагает, что экономика знаний и высоких технологий как новых сектор национальной экономики обеспечит к 2020 году вклад в
валовой внутренний продукт, сопоставимый с нефтегазовым и сырьевым секторами. При этом в качестве ведущей сферы в секторе экономикой знаний и высоких технологий наряду со сферами науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемких подотраслей химии, медицины и машиностроения понимаются, рассматривается профессиональное образование.
В-третьих, ожидаемое к 2020 году увеличение расходов на образование до 6,5 - 7,0% ВВП за счет различных источников частногосударственного партнерства само по себе еще не гарантирует опережающего развития человеческого потенциала. Очевидно, без развития методологии инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования эта задача решена быть не может.
В-четвертых, переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, по сути, является сложной самостоятельной инновационной задачей и также требует развития методологии инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования. При этом развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности, требует сбалансированного развития инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования.
В-пятых, сбалансированного развития инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования требует решение задачи структурной диверсификации экономики на основе инновационного технологического развития, включая:
формирование национальной инновационной системы, в том числе путем интеграции с высшим образованием системы научных исследований и разработок, гибко реагирующей на рыночные запросы;
формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям;
создание центров глобальной компетенции в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства и экономику знаний;
содействие повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики, включая обеспечение отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами.
Таким образом, развитие методологии инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования в интересах обеспечения их сбалансированного развития в условиях перехода от экспортно-ориентированной сырьевой модели экономики к инновационной социально ориентированной экономике представляет собой актуальную проблему, имеющую большое народно-хозяйственное значение.
Рис. 1. Противоречия процессов инновационной деятельности ВУЗов по направлениям в рамках сбалансированной системы
показателей (BSC) Д.Нортона и Р.Каплана.
Проблемы развития инновационной деятельности экономических систем были и остаются в центре внимания отечественных и зарубежных ученых.
В то же время методология инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования в интересах обеспечения их сбалансированного развития в условиях перехода экономики к социально ориентированной инновационной модели развития не рассматривалась в качестве самостоятельной научной проблемы.
При смещении эпицентра инновационной деятельности из специализированных экономических систем (академических институтов, научно-исследовательских институтов, научных центров
и исследовательских лабораторий) в системы высшего профессионального образования усложняются процессы обеспечения их сбалансированного развития.
Так например, с одной стороны, это связано со стремлением сотрудников ВУЗов, занятых инновационной деятельностью, развивать свои инновационные идеи, что приводит к выделению структур самостоятельного бизнеса с соответствующим формализованным и неформализованным перемещением в них инновационного потенциала и интеллектуальной собственности. С другой стороны, это связано со стремлением ВУЗов наращивать свой инновационный потенциал, способный существенно увеличить неосязаемую часть их нематериальных активов, расширить инновационную деятельность ВУЗа.
Этап. 1. Исследование теоретико-методологических основ осуществления инновационной деятельности экономических систем
Этап. 2. Анализ факторов и условий осуществления инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования
Этап. 3. Разработка концептуальных положений перспективной инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования
Этап. 4. Разработка стратегии формирования коротких и длинных инвестиционных циклов для сбалансированного инновационного развития экономических систем высшего профессионального образования
Этап 5. Разработка методическйхрекомендаций по повышению эффективности инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования в интересах обеспечения их сбалансированного развития
Рис. 2. Алгоритм исследования инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования в
интересах обеспечения их сбалансированного развития.
В этом заключается противоречие развития внутренних бизнес-процессов инновационной деятельности ВУЗов.
Аналогично могут быть выделены противоречия процессов инновационной деятельности ВУЗов по другим направлениям в рамках сбалансированной системы показателей (BSC) Д.Нортона и Р.Каплана (рис. 1).
Исследование инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования в интересах обеспечения их сбалансированного развития осуществлялось путем реализации алгоритма, представленного на рис. 2.
На первом этапе исследований (рис. 2) определяются теоретические основы осуществления инновационной деятельности экономических систем, методологические основы исследования процессов осуществления инновационной деятельности экономических систем. В результате на основе выявления проблем осуществления инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования определяются потенциальные пути их решения.
На втором этапе исследований (рис. 2) определяется методология анализа, оценки, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности в экономических системах. На основе анализа мирового опыта исследуются закономерности обеспечения экономического роста систем высшего профессионального образования за счет осуществления инновационной деятельности. Исследуется влияние внешних и внутренних факторов, влияющих на инновационную деятельность экономических систем высшего профессионального образования.
На третьем этапе исследований (рис. 2) разрабатываются концептуальные положения создания инновационной продукции и расширения ассортимента инновационных услуг, развития инновационных технологий экономических систем, инновационного развития организационных структур, создания и развития инновационной инфраструктуры, освоения новых рынков экономических систем высшего профессионального образования.
На четвертом этапе исследований (рис. 2) разрабатывается целевая функция эффективности сбалансированного инновационного
развития экономических систем высшего профессионального образования. Формируются короткие и длинные инвестиционные циклы для сбалансированного инновационного развития экономических систем высшего профессионального образования. Разрабатываются методы эффективного инвестирования для сбалансированного инновационного развития экономических систем высшего профессионального образования на основе рационального сочетания коротких и длинных инвестиционных циклов.
На заключительном этапе исследований (рис. 2) формируется методический подход к организации мониторинга инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования. Производится оптимизация системы инвестиционного обеспечения экономического роста систем высшего профессионального образования на основе сочетания коротких и длинных инвестиционных циклов. Производится оценка эффективности инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования.
Таким образом, основными ожидаемыми результатами реализации предложенного алгоритма (рис. 2) являются: разработка концептуальных положений перспективной инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования и стратегии формирования коротких и длинных инвестиционных циклов для сбалансированного инновационного развития экономических систем высшего профессионального образования.
Литература:
1. Д.Нортон, Р.Каплан. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — Олимп-Бизнес, 2010.
2. А.В. Тычинский. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог: ТРТУ, 2006.
3. Джордж С., Ваймерскирх А. TQM: всеобщее управление качеством. - СПб.: Victory, 2002.
4. Портер М. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2002.
5. Тебекин А.В. Формирование модели инновационного развития экономики. - М.: Риалтекс, 2008.
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Колбасин А.М., к.э.н., докторант ИЭ РАН
Рассмотрены основные принципы управления качеством инновационных проектов. Показана необходимость их развития с учетом тенденции развития концептуальных подходов к управлению качеством инновационных проектов.
Ключевые слова: принципы, управление качеством, инновационные проекты.
PRINCIPLES OF QUALITY MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROJECTS
Kolbasin А., PhD, doctoral candidate of sciences, Institute of Economics RAN
Main principles of quality management of innovative projects Are considered. Necessity of their development taking into account a tendency of development of conceptual approaches to quality management of innovative projects is shown.
Keywords: principles, quality management, innovative projects.
Рассматривая категорию «принцип» будем исходить из того, что это исходное положение, правило действия, вытекающее из закона. Принцип и законы, по сути дела, отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его в разной форме: закон - в виде образа (положительного знания), принцип - в виде определенного требования (регулятивной нормы). Таким образом, отличие принципа от закона выражается и в том, что он может быть сформулирован на основе не одного, а нескольких законов, а также той или иной всеобщей формы бытия, того или иного свойства материальных и иде альных образований.
Все многообразие принципов организации можно классифицировать по ряду признаков.
По степени универсализации принципы организации можно разделить на универсальные (общие), специфические (особенные) и ситуационные (частные). К универсальным относятся принципы, отражающие правила формирования самых разнообразных систем в природе и обществе; к специфическим—действующие в отдельных сферах природной и человеческой действительности; к ситуационным лишь те, которые характерны для конкретных ситуаций.
По способу реализации можно выделить принципы, реализуемые природой без какого-либо участия человека; при взаимодействии природы и человека и только с участием человека. Последние могут быть осуществлены посредством индивидуальной, коллективной и совокупной общественной деятельности.
По масштабу действия принципы организации можно условно разделить на действующие только в отдельных элементах системы, на уровне работника предприятия (принцип индивидуальной работы); между элементами системы внутри предприятия (принцип коррелятивной связи субъекта и объекта управления, принцип обратной связи); между системами (между предприятиями, отраслями народного хозяйства).
На основе подобных классификаций можно объединить принципы управления в единую систему, в результате чего определяется их четкая иерархическая структура: по назначению, уровню, широте и масштабам использования, а также характеру взаимообусловленности. Единая система принципов включает базовые и дополняющие, исходные и производные принципы. При этом один базовый принцип обычно связан с несколькими дополняющими, а от одного