Научная статья на тему 'Использование сбалансированной системы показателей при управлении планированием проекта строительных организаций'

Использование сбалансированной системы показателей при управлении планированием проекта строительных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
807
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / СТРОИТЕЛЬСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / PROJECT MANAGEMENT / PLANNING / BALANCED SCORECARD / CONSTRUCTION / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свистунова А. В.

В статье рассматриваются возможности использования сбалансированной системы показателей при планировании проектов строительных организаций. Автор рассматривает проекции ССП при управления планированием строительных проектов и обосновывает их необходимость для строительной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Свистунова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE BALANCED SCORECARD AT MANAGEMENT OF PLANNING OF THE PROJECT OF THE CONSTRUCTION ORGANIZATIONS

In article possibilities of use of the Balanced Scorecard are considered when planning projects of the construction organizations. The author considers BSC at management of planning of construction projects and proves need for the construction organization.

Текст научной работы на тему «Использование сбалансированной системы показателей при управлении планированием проекта строительных организаций»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПЛАНИРОВАНИЕМ ПРОЕКТА СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Свистунова А.В., аспирантка ГУУ

В статье рассматриваются возможности использования сбалансированной системы показателей при планировании проектов строительных организаций. Автор рассматривает проекции ССП при управления планированием строительных проектов и обосновывает их необходимость для строительной организации.

Ключевые слова: проектное управление, планирование, сбалансированная система показателей, строительство, конкурентоспособность.

USE OF THE Balanced Scorecard AT MANAGEMENT OF PLANNING OF THE PROJECT OF THE CONSTRUCTION ORGANIZATIONS

Svistunova A., the post-graduate student, GUU

In article possibilities of use of the Balanced Scorecard are considered when planning projects of the construction organizations. The author considers BSC at management ofplanning of construction projects and proves need for the construction organization.

Keywords: project management, planning, Balanced Scorecard, construction, competitiveness.

Инновационное развитие экономики предполагает структурные, технологические и институциональные изменения, направленные на повышение ее глобальной конкурентоспособности. Результативность преобразований во многом определяется эффективностью инвестиционно-строительной сферы, её состояние имеет определяющее значение для изменения качественных характеристик экономики в целом. Строительная отрасль является быстрорастущей, темпы роста объемов работ в строительстве значительно выше, чем в других отраслях экономики. Годовой объем инвестиций только в жилищное строительство оценивался в докризисный период в 10 -12 млрд. дол. при вводе 30 - 32 млн.м2 жилья. Потенциальная же потребность в жилье составляет 150 млн.м2 в год. Все это позволяет сделать вывод о необходимости повышения темпов роста строительной отрасли1 •

Рост конкуренции на рынке строительных работ требует от строительной организации поиска эффективных методов управления производственно-хозяйственной деятельностью, повышения конкурентоспособности и сохранения финансовой устойчивости. Проблема сохранения финансовой устойчивости становится особенно актуальной в связи с негативным влиянием мирового финансового кризиса на российскую экономику и, в частности, на строительную отрасль, которая является наиболее кредитуемой сферой реального сектора экономики, где влияние кризисных явлений особенно заметно.

Деятельность строительных организаций является проектной, поэтому требует совершенствования методов проектного управления, применения действенных механизмов планирования, управления, учета, контроля и оценки проектной деятельности строительных организаций. Для обеспечения эффективности управления на всех этапах проектного цикла необходима эффективная система планирования, охватывающая все направления деятельности строительной организации и отражающая через сбалансированную систему показателей результаты этой деятельности.

Сложность и многообразие задач, стоящих перед строительной организацией предопределяет необходимость современного научного обеспечения соответствующей методологией, использующей методы, модели , методики проектного управления, адаптированного к проблемам строительного комплекса. Все более важным становится организация планирования на стадии разработки строительного проекта с учетом постоянно изменяющихся внешних и внутренних условий и особенностей российской экономики. При этом следует учитывать, что организация проектного управления предприятиями строительного комплекса остается до настоящего времени не достаточно изученной областью экономической науки, в которой имеется много проблем и нерешенных задач. Эти задачи закономерно связаны с проблемами методического характера, решение которых определяется требованиями практики и движением экономики по инновационному пути развития.

В современных условиях одним из важных факторов дифференцирования и достижения конкурентных преимуществ является возможность строительной организации реализовывать проекты на основе сбалансированноого, адекватного внешним условиям концептуального подхода к системам управления планированием проекта. В условиях ограниченности ресурсов наличие эффективной системы планирования позволяет позиционировать организацию таким образом, чтобы ее положение оказалось наиболее благоприятным и способствовало достижению долгосрочных целей. В связи с этим центральная задача для строительных организаций по приобретению конкурентных преимуществ - это обеспечение эффективной системы управления планированием проекта, которая позволяет своевременно и без дополнительных затрат реализовывать проекты организации.

В процессе принятия решений по управлению проектами руководители и собственники строительных компаний испытывают все большую потребность в информации нефинансового характера, а не только инвестиций в физические активы. В условиях быстро развивающихся рынков и острейшей конкуренции нефинансовая информация, базирующаяся на оценке нематериальных активов СО, приобретает все большее значение. Сегодня первостепенное значение получают цели завоевания рынка и приобретения лояльности потребителей - заказчиков, способности обеспечить их удержание, прогрессивность технологий и отлаженность бизнес-процессов, мощный и квалифицированный персонал - факторы, которые имеют огромное значение и оказывают влияние на стоимость компании в будущем. Сбалансированная система показателей (BSC) дает возможность оценить эти факторы и открывает новые возможности для управления проектами строительной организацией.

Если говорить о системе управления планированием проектов, то в настоящее время единого подхода к оценке эффективности управления планированием проекта не существует. Ввиду того, что на практике размерность оценок достаточно велика, а количественные сравнения параметров проекта зачастую провести невозможно, оценить все аспекты управления не удается. Поэтому в ряде случаев оценка эффективности управления планирования проектом ограничивается анализом финансово-экономических характеристик. Однако, в современной экономике абсолютная величина и динамика чистой прибыли уже не являются однозначными характеристиками успешного проекта.

Для эффективного управления планированием проектами организации необходима разработка единых принципов и подходов, возможности измерения и оценки системы планирования проекта в условиях постоянных изменений с учетом современных складывающихся представлений об успешных проектах.

Изначально Balanced Scorecard (BSQ (сбалансированная система показателей) определяется как система стратегического управле-

1www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/building/

ния организацией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору показателей, подобранному таким образом, чтобы учесть все существенные (с точки зрения стратегии) аспекты ее деятельности (финансовые, производственные, маркетинговые и т.д.). Система ВБС транслирует миссию и общую стратегию организации в систему взаимосвязанных показателей. Ключевые особенности системы управления компанией на основе ВБС следующие:

• в систему входят показатели, относящиеся ко всем стратегически важным аспектам деятельности строительной организации (финансы, рынок, производство/эффективность и развитие);

• причинно-следственная связь всех показателей в системе упрпавления;

• причинно-следственная связь показателей, входящих в систему, и стратегических задач компании;

• связь результирующих (лаговых) показателей и определяющих факторов;

• связь всех показателей с финансовыми результатами деятельности организации.

Принципы ССП возможно применять и при оценке проекта, исходя из ориентации на выполнение стратегических целей проекта.

В ходе применения сбалансированной системы показателей в проекте руководители видят в ней структуру всего процесса оперативного управления проектом, который позволяет осуществлять:

• перевод перспективных планов и стратегии в форму конкретных показателей оперативного управления проектом;

• коммуникацию и переключение стратегии на более низкие уровни иерархии с помощью разработанных показателей управления проектом;

• превращение стратегии в оперативные (календарные) планы, в том числе бюджетные;

• налаживание обратной связи для проверки гипотез и инициирования процессов обучения команды проекта и сотрудников организации, принимающим участие в проекте.

Использование системы ССП в проекте обусловлено тем, что: Во-первых, применение сбалансированной системы показателей - это процесс не разработки цели проекта стратегии, а ее реализации, предполагающий наличие уже четко сформулированной цели стратегии строительной организации. Именно поэтому это система на этапе реализации программы действий (портфеля проекта). Во-вторых, эту концепцию надо рассматривать не столько как систему показателей, сколько как всеохватывающую систему управления планированием. Это означает, что такая система не ограничивается постановкой целей перед командой проекта, подразделениями и отдельными сотрудниками, задействованными в проекте, которые в дальнейшем благополучно не выполняются. Ее внедрение предполагает использование механизмов, позволяющих эти цели достигать.

Поэтому процесс реализации системы ССП для повышения эффективности планирования проекта должен состоять из четырех этапов:

1. Планирование - определение путей достижения во времени запланированных результатов через конкретные плановые задания, распределение ресурсов, проектирование стратегических мероприятий проекта;

2. Разработка сбалансированной системы показателей - превращение перспективных планов организации в набор оперативных планов и мероприятий. После разработки система должна быть включена в управленческий процесс;

3. Сцепление - увязка действий всех участников проекта, как иерархических уровней (от высшего управленческого звена до вспомогательных звеньев) самой организации, так и внешних участников, путем выстраивания соответствующих целей и показателей, организация стратегической коммуникации, обеспечение компенсации за инициативные решения;

4. Обратная связь и обучение - тестирование целей проекта и стратегии СО, ее обновление отражением полученных знаний (изменений с учетом факторов влияющих на цели проекта).

Адаптируя систему ССП в проект, можно определить ее составляющие:

1. Как проект оценивает заказчик (аспект клиента);

2. Какие процессы могут обеспечить проекту исключительные конкурентные преимущества (внутрихозяйственный аспект);

3. Каким образом можно достичь дальнейшего улучшения состояния проекта (аспект инноваций и обучения);

4. Как оценивают проект участники (финансовый аспект) как внешние, так и внутренние.

Финансы. Проекция финансов является одной из ключевых составляющих BSC проекта.

Финансовые результаты являются основными критериями оценки текущей деятельности по проекту. В качестве типичных целей в рамках финансовой проекции выступают:

• снижение себестоимости строительной продукции;

• увеличение рентабельности продукции,

• рентабельности инвестиций, чистого денежного потока, чистой прибыли и др.

Как правило, финансовые цели стоят во главе дерева целей проекта, однако существует очень тесная взаимосвязь с целями клиентов, внутренних процессов и роста организации.

Клиенты. В рамках проекции клиенты руководители определяют ключевые сегменты рынка, на которых СО намеревается сосредоточить свои усилия по продвижению и реализации продукции проекта. Основными показателями эффективности в данной проекции являются: удовлетворенность покупателей, удержание заказчиков, приобретение новых, доля рынка в целевых сегментах и т.д.

В данную проекцию также обязательно включаются показатели, определяющие ценностное предложение (инновационные проекты) со стороны компании (value proposition), которое в свою очередь во многом определяет лояльность заказчиков по отношению к Строительной организации. Следует отметить, что выявление основных критериев ценности предложения для заказчика является весьма не простой задачей, требующей досконального анализа его потребностей.

Внутренние бизнес-процессы. Проекция внутренних бизнес-процессов проекта идентифицирует основные процессы, подлежащие усовершенствованию и развитию, с целью оптимального использования ресурсов проекта и соблюдения сроков, что особенно важно для строительных организаций и ведет к укреплению их конкурентных преимуществ. Эффективные и гибкие бизнес-процессы необходимы для выполнения всех запланированных работ по проекту. В настоящее время в крупных строительных проектах процессы очень громоздки и перегружены. Во многих случаях осуществление тех или иных процессов проекта связано с текущей деятельностью строительной организации, и планирование работ проекта происходит без должного понимания конечного результата и его ценности.

Процессы осуществляемые в проекте часто не увязываются с общей корпоративной стратегией строительной организации. Показатели данной проекции фокусируются на процессах, осуществляющих основной вклад на пути достижения намеченных финансовых результатов проекта и удовлетворения покупателей.

Эффективность бизнес-процессов определяет скорость и качество работ по проекту, что увеличивает конкурентные преимущества СО, от которых зависит количество привлеченных заказчиков и конечный финансовый результат проекта. После того как ключевые бизнес-процессы по проекту были выявлены, определяются драйверы, характеризующие данные процессы, и разрабатываются показатели эффективности.

Так, например, в качестве показателя эффективности процесса строительного проекта может быть количество и частота простоев, поломок строительной техники, количество недоделок и брака и т.д.

Обучение и организационное развитие. Четвертая проекция Сбалансированной системы показателей - обучение и организационное развитие. Применительно к системе планирования проекта определяет состав команды проекта и взаимодействие команды и сотрудников организации.

Проект протекает во времени, вполне естественно, что появляются новые технологии, материалы и техника. Чтобы обеспечить эффективность проекта, необходимо проводить постоянное обучение команды проекта и выполнение работ по проекту с учетом достижений НТП используемых в текущий момент.

Рост и развитие организации являются результатом синергии трех основных факторов; человеческих ресурсов, информационных систем и организационных процедур. Для того чтобы обеспечить конкурентные преимущества и долгосрочное присутствие на рынке, строительная организация должна инвестировать средства в повышение квалификации своих сотрудников, информационные технологии, системы и процедуры.

В проекции обучения и роста основными показателями эффективности могут быть удовлетворение сотрудников, удержание сотрудников, их умения и квалификация, возможность мгновенно

получать информацию, необходимую для принятия управленческих решений, генерация инициатив, эффективность работы информационной системы.

Важно понимать, что все проекции должны способствовать реализации единой стратегии организации. Нортон и Каплан не претендовали на то, что предложенная ими структура полностью описывает все бизнес-процессы. Они всего лишь отметили, что достойная современная компания должна работать, по крайней мере, с 4 указанными проекциями, но в зависимости от ситуации она может принять и другие, дополнительные составляющие.

Литература:

1. Портер М. Конкуренция. — М.: Вильямс 2006. — С. 608с..

2. Moore J.F. The Death of Competition. — N.Y.: Harper Business, 1996.

3. Д.Нортон, Р.Каплан Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — Олимп-Бизнес, 2010

4. Porter M. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. — N.Y. Free Press. — 1980.

5. Hamel G., Prahalad C.K. Competing for the Future. — Boston: Harvard Business School Press, 2000.

ФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ

Романишина Т.С., аспирантка Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и

жилищно-коммунального комплекса России

В данной статье автором рассмотрены ключевые теории развития современных малых городов. Описано ключевое воздействие конкурентоспособности региона, как фактора влияющего на разработку стратегии социально-экономического развития муниципалитета. А также приведен анализ условия и тенденций формирования данных стратегий.

Ключевые слова: малый город, управление, теории экономического развития городов, факторы и условия развития регионов.

SOCIOCULTURAL PROJECTS AS AN ELEMENT OF THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF CITIES

Romanishina T., the post-graduate student, State Academy of Training and retraining for the construction and housing and communal

services in Russia

In this article the author examines creative economy s influence on the development of modern small cities of Russia. Implementation of sociocultural projects in urban space is becoming more perspective. It’s innovative to use a marketing method to settle administrative tasks of the strategic development of municiples.

Keywords: a sociocultural project, creative economy, a strategy of cities’ development, a small city, strategic management, efficiency of the development.

Развитие любого города - многоцелевой и многокритериальный процесс. Содержание развития городов может сильно различаться, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого города, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и пр.

Традиционно в отечественной экономической литературе выделяются следующие группы факторов размещения: природные, демографические, экономико-географические, экономические.

Поскольку факторы, благоприятные сегодня для размещения на территории предприятий, завтра означают дополнительные возможности для привлечения инвестиций, увеличения занятости и решения других назревших в городе проблем, то есть они одновременно становятся условиями успешного социально-экономического развития городов в будущем.

Таким образом, необходимо учитывать воздействие этих изменений на конкурентоспособность и хозяйствующих субъектов, и исследуемой группы городов. Например, для малых и средних городов это означает, что одни развиваются как экономически наиболее сильные территории, способны мобилизовать собственные ресурсы и привлечь дополнительные инвестиции. Другие остаются на периферии, третьи развиваются лишь в отдельных специфичных сферах (пример - туризм).

Конкурентоспособность - многогранная экономическая категория, которую следует рассматривать не только на уровне страны, ведь конкурентоспособность конкретных товаров, производителей, отраслей и регионов и образует конкурентоспособность конкретной страны, причем обратная зависимость также закономерна -конкурентоспособность конкретного предприятия зависит от социально-экономической среды, в которой ему приходится функционировать.

Поскольку в научном мире нет единого подхода к сущности и определению конкурентоспособности региона, стоит сказать, что конкурентоспособность такой экономической системы определяется классическим набором факторов:

1. Базовые факторы производства - труд, земля, природные ресурсы, инфраструктура и другие - не обеспечивают сами по себе

преимущества. Для поддержания конкурентных преимуществ данный фактор должен быть высокоспециализированным по отношению к конкретным отраслям и предприятиям региона, определяющим конкурентоспособность региона, в том числе создающим инновационную перспективу.

2. Состояние внутреннего спроса помогает создавать конкурентные преимущества в том случае, если соответствующий сегмент экономики оказывается более заметным, чем на внешних для региона рынках. Регион получает конкурентное преимущество в тех отраслях, в которых внутренний спрос обеспечивает компаниям более ясное и раннее представление о возникновении потребностей покупателей.

3. Третьей важной составляющей региональной конкурентоспособности является наличие в регионе родственных и (или) поддерживающих отраслей. В таком случае появляется возможность формирования сильных региональных кластеров, которые на сегодняшний день являются основой инновационно-промышленного потенциала регионов.

4. Конкурентоспособность региона также зависит от существующих на данной территории условий развития бизнеса: наличие стратегии развития региона, законодательная база, поддержка определенных отраслей и предприятий и т.п.

Однако, исходя из того, что экономика существует для людей, а не наоборот, следует отметить, что конкурентоспособность региона имеет свою специфику. В связи с этим она зависит и от благосостояния людей (прежде всего, ВРП на душу населения и реальные располагаемые доходы).

Если понимать термин «конкурентоспособность» дословно, то это - способность конкурировать. Конкурировать можно в различных сферах, оценивать конкурентоспособность региона можно по различным критериям и показателям, но реальная возможность конкурировать у региона (в том числе и на мировом рынке) появляется только тогда, когда регион имеет устойчивое социально-экономическое положение.

Таким образом, конкурентоспособность региона напрямую зависит от управления экономическим развитием территории, которое придает территории правильный вектор развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.