нейных частей, каналообразующего оборудования, серверов, коммутационной техники, оконечных устройств). Это требует определения и согласования объемов и направлений инвестирования инновационной деятельности, а также сроков выполнения инновационных проектов.
Следует отметить, что первые две из выделенных специфических проблем инвестирования инновационной деятельности в сфере телекоммуникаций носят субъективный характер. В то же время третья и четвертая из выделенных проблем из выделенных специфических проблем инвестирования инновационной деятельности в сфере телекоммуникаций носят объективный характер и требуют разрешения.
Разработанный алгоритм решения проблем эффективного финансирования инновационной деятельности в сфере телекоммуникаций представлен на рис.1. Предложенный алгоритм базируется на поиске рациональных инструментов инвестирования инновационной деятельности в сфере телекоммуникаций с учетом вариан-
тов использования источников и условий привлечения частного капитала в эту сферу.
Литература:
1. Критический анализ практики научно-технической инновационной деятельности и результатов коммерциализации технологий в Российской Федерации и в ЕС. Проект «Наука и коммерциализация технологий в Российской Федерации» Под редакцией Хо-верта Хайсберса и Йоханнеса Розебума, Москва, 2006.
2. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб: Питер, 2001.
3. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
4. Тебекин А.В. Управление инновационно-инвестиционной деятельностью в сфере информационных технологий.- М.: Палео-тип, 2006.
К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ
Широкова Л.Н., к.п.н., доцент Института мировой экономики и информатизации
Обоснована актуальность, сформулирована гипотеза и описан алгоритм решения проблемы совершенствования инновационной деятельности 'экономических систем высшего профессионального образования в интересах обеспечения их сбалансированного развития.
Ключевые слова: инновационная деятельность, экономические системы, высшее профессиональное образование; сбалансированное развитие
ON THE QUESTION OF INNOVATION AND ECONOMIC SYSTEMS OF HIGHER EDUCATION TO ENSURE THEIR BALANCED DEVELOPMENT
Shirokova L., Ph.D., associate professor, World Economy and Information Institute
The urgency is proved, the hypothesis is formulated and the algorithm of a solution of a problem ofperfection of innovative activity of economic systems of the higher vocational training in interests of maintenance of their balanced development is described .
Keywords: innovative activity, economic systems, the higher vocational training; balanced development
Сложившаяся в последнее десятилетие относительно стабильная социально-экономическая обстановка в России, тем не менее, не смогла в полной мере избежать проблем развития нашего общества на фоне развития мировой цивилизации. В этой связи реализация национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве, сельском хозяйстве и других сферах позволила в определенной мере модернизировать эти сферы, но по сути лишь несколько смягчить имеющиеся диспропорции развития. В то же время уровень развития экономической и социальной сферы в РФ по-прежнему существенно отстает от передовых мировых образцов.
Уровень конкурентоспособности современной экономики, базирующейся на инновациях, в значительной степени определяется качеством участвующих в ней профессиональных кадров. При этом на современном этапе развития Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет использования относительно дешевой рабочей силы, поскольку эпицентр наиболее привлекательной по уровню оплаты рабочей силы давно переместился в страны Юго-Восточной Азии. Кроме того, на определенном этапе социально-экономического развития стало очевидно, что конкурентные позиции России невозможно будет поддерживать за счет экономии средств на развитии образования и здравоохранения. К сожалению, международные специалисты уже на протяжении достаточно длительного периода отмечают, что РФ характеризуется низким качеством и ограниченным уровнем доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования, что негативно сказывается на уровне развития национальной инновационной системы, консолидации образования, науки и бизнеса. В этих условиях реализация курса России на высокие стандарты благосостояния человека, призванного достичь качества жизни населения, характерных для развитых экономик, к 2020 году представляется крайне важной. При этом высокие стандарты благосостояния человека характеризуются не только высокими стандартами личной бе-
зопасности, доступностью услуг здравоохранения требуемого качества, необходимым уровнем обеспеченности жильем, доступностью культурных благ и обеспечением высокого уровня экологической безопасности, но и высоким качеством доступного образования. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предполагается, что высшим и средним профессиональным образованием будет охвачено 60 - 70% населения.
Системность решения задачи перехода отечественной экономики от экспортно-сырьевой модели развития к инновационной социально-ориентированной модели связана, в первую очередь, с резким расширением конкурентного потенциала российской экономики в области науки, образования и в сфере высоких технологий. Эти направления, исходной базой которых является сфера образования, позволят создать и использовать новые источники экономического роста, обеспечивающие повышение благосостояния страны.
Во-вторых, формирование в России новой экономики предполагает, что экономика знаний и высоких технологий как новых сектор национальной экономики обеспечит к 2020 году вклад в валовой внутренний продукт, сопоставимый с нефтегазовым и сырьевым секторами. При этом в качестве ведущей сферы в секторе экономикой знаний и высоких технологий наряду со сферами науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемких подотраслей химии, медицины и машиностроения понимаются, рассматривается профессиональное образование.
В-третьих, ожидаемое к 2020 году увеличение расходов на образование до 6,5 - 7,0% ВВП за счет различных источников частно-государственного партнерства само по себе еще не гарантирует опережающего развития человеческого потенциала. Очевидно, без развития методологии инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования эта задача решена быть не может.
В-четвертых, переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, по сути, является сложной самостоятельной инновационной задачей и также требует развития методологии инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования. При этом развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности, требует сбалансированного развития инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования.
В-пятых, сбалансированного развития инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования требует решение задачи структурной диверсификации экономики на основе инновационного технологического развития, включая:
формирование национальной инновационной системы, в том числе путем интеграции с высшим образованием системы научных исследований и разработок, гибко реагирующей на рыночные запросы;
формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям;
создание центров глобальной компетенции в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства и экономику знаний;
содействие повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики, включая обеспечение отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами.
Таким образом, развитие методологии инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования в интересах обеспечения их сбалансированного развития в условиях перехода от экспортно-ориентированной сырьевой модели экономики к инновационной социально ориентированной экономике представляет собой актуальную проблему, имеющую большое народно-хозяйственное значение.
Проблемы развития инновационной деятельности экономических систем были и остаются в центре внимания отечественных и зарубежных ученых.
В то же время методология инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования в интересах обеспечения их сбалансированного развития в условиях перехода экономики к социально ориентированной инновационной модели развития не рассматривалась в качестве самостоятельной научной проблемы.
В основу исследования была положена следующая гипотеза. При смещении эпицентра инновационной деятельности из специализированных экономических систем (академических институтов, научно-исследовательских институтов, научных центров и исследовательских лабораторий) в системы высшего профессионального образования усложняются процессы обеспечения их сбалансированного развития.
Так например, с одной стороны, это связано со стремлением сотрудников ВУЗов, занятых инновационной деятельностью, развивать свои инновационные идеи, что приводит к выделению структур самостоятельного бизнеса с соответствующим формализованным и неформализованным перемещением в них инновационного потенциала и интеллектуальной собственности. С другой стороны, это связано со стремлением ВУЗов наращивать свой инновационный потенциал, способный существенно увеличить неосязаемую часть их нематериальных активов, расширить инновационную деятельность ВУЗа.
В этом заключается противоречие развития внутренних бизнес-процессов инновационной деятельности ВУЗов.
Аналогично могут быть выделены противоречия процессов инновационной деятельности ВУЗов по другим направлениям в рамках сбалансированной системы показателей (BSC) Д.Нортона и Р.Каплана (рис.1).
Достижение поставленной цели осуществлялось путем реализации алгоритма, представленного на рис.2.
На первом этапе исследований (рис.2) определяются теоретические основы осуществления инновационной деятельности экономических систем, методологические основы исследования процессов осуществления инновационной деятельности экономических систем. В результате на основе выявления проблем осуществления инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования определяются потенциальные пути их решения.
На втором этапе исследований (рис.2) определяется методология анализа, оценки, моделирования и прогнозирования инноваци-
Рис.
1. Противоречия процессов инновационной деятельности ВУЗов по направлениям в рамках сбалансированной системы
показателей (BSC) Д.Нортона и Р.Каплана.
Этап.1. Исследование теоретико-методологических основ осуществления инновационной деятельности экономических систем
Этап.2. Анализ факторов и условий осуществления инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального
образования
Этап.З. Разработка концептуальных положений перспективной инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования
Этап.4. Разработка стратегии формирования коротких и длинных инвестиционных циклов для сбалансированного инновационного развития экономических систем высшего профессионального
образования
Этап 5. Разработка методических рекомендаций по повышению эффективности инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования в интересах обеспечения их сбалансированного развития
Рис. 2. Достижение поставленной цели осуществлялось путем реализации алгоритма.
онной деятельности в экономических системах. На основе анализа мирового опыта исследуются закономерности обеспечения экономического роста систем высшего профессионального образования за счет осуществления инновационной деятельности. Исследуется влияние внешних и внутренних факторов, влияющих на инновационную деятельность экономических систем высшего профессионального образования.
На третьем этапе исследований (рис.2) разрабатываются концептуальные положения создания инновационной продукции и расширения ассортимента инновационных услуг, развития инновационных технологий экономических систем, инновационного развития организационных структур, создания и развития инновационной инфраструктуры, освоения новых рынков экономических систем высшего профессионального образования.
На четвертом этапе исследований (рис.2) разрабатывается целевая функция эффективности сбалансированного инновационного развития экономических систем высшего профессионального образования. Формируются короткие и длинные инвестиционные циклы для сбалансированного инновационного развития экономических систем высшего профессионального образования. Разрабатываются методы эффективного инвестирования для сбалансированного инновационного развития экономических систем высшего профессионального образования на основе рационального сочетания коротких и длинных инвестиционных циклов.
На заключительном этапе исследований (рис.2) формируется методический подход к организации мониторинга инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования. Производится оптимизация системы инвестиционного обеспечения экономического роста систем высшего профессионального образования на основе сочетания коротких и длинных инвестиционных циклов. Производится оценка эффективности инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования.
Таким образом, основными ожидаемыми результатами реализации предложенного алгоритма (рис.2) являются: разработка концептуальных положений перспективной инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образо-
вания и стратегии формирования коротких и длинных инвестиционных циклов для сбалансированного инновационного развития экономических систем высшего профессионального образования.
Литература:
1. Д.Нортон, Р.Каплан. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — Олимп-Бизнес, 2010.
2. А.В. Тычинский. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог: ТРТУ, 2006.
3. Джордж С., Ваймерскирх А. TQM: всеобщее управление качеством. - СПб.: Victory, 2002.
4. Портер М. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2002.
5. Тебекин А.В. Формирование модели инновационного развития экономики. - М.: Риалтекс, 2008.
64 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA