Научная статья на тему 'К вопросу об информационной безопасности в регионах российской Федерации: историко-правовые аспекты'

К вопросу об информационной безопасности в регионах российской Федерации: историко-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
501
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНЫ / РОССИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНТЕРНЕТ / КРИЗИС / INFORMATION SECURITY / REGIONS / RUSSIA / INFORMATION SOCIETY / STATE INFORMATION POLICY / INTERNET / CRISIS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Данилов Анатолий Порфирьевич, Данилов Андрей Анатольевич

Рассмотрены процессы формирования информационной безопасности в регионах России. Изучены вопросы возникновения и стандартизации значения термина «информационная безопасность», информатизации процессов формирования информационного общества. Отражены процессы становления информационного права, рассмотрена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Данилов Анатолий Порфирьевич, Данилов Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF INFORMATION SECURITY IN REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION: HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS

The authors consider the processes of establishing information security in regions of Russia; study the issues concerning the origin and standardization of the meaning of the term «information security», informatizing the processes of shaping an information society. The authors cover the processes of establishing the information rights and consider the Doctrine of Information Security of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К вопросу об информационной безопасности в регионах российской Федерации: историко-правовые аспекты»

Вместе со страной представительный орган марийской столицы пережил сложный процесс трансформации всего общественно-политического уклада, смены правового, экономического и социального переустройства России. Неоднократно претерпевала изменения и структура органов местного самоуправления городского округа «Город Йошкар-Ола». В настоящее время конструктивное взаимодействие между органами местного самоуправления в городском округе «Город Йошкар-Ола», Правительством Республики Марий Эл, Государственным Собранием Республики Марий Эл и Советом муниципальных образований Республики Марий Эл обеспечивает стабильность и согласие в обществе, делает территорию муниципального образования более комфортной для проживания горожан.

Литература

1. Васильев Г. Самостоятельность - это больше ответственности // Отчина. 2013. № 9. С. 16-19.

2. Спасибо всем, кто пришел! // Йошкар-Ола. 2014. 16 сент.

References

1. Vasil'ev G. Samostoyatel'nost' - eto bol'she otvetstvennosti [Independence is a great responsibility]. Otchina, 2013, no. 9, pp. 16-19.

2. Spasibo vsem, kto prishel! [Thank you to everyone who came!]. Joshkar-Ola [Yoshkar-Ola], 2014, Sept. 16.

ГАРАНИН ЛЕОНИД АНАНЬЕВИЧ - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой правового обеспечения государственного и муниципального управления, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (law@marsu.ru).

GARANIN LEONID - Candidate of Pedagogical Sciences, Head of Department of Legal Support for State and Municipal Management, Mari State University, Yoskar-Ola, Russia.

УДК 002:004.056 ББК Х 401.114

А.П. ДАНИЛОВ, А.А. ДАНИЛОВ

К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Ключевые слова: информационная безопасность, регионы, Россия, информационное общество, государственная информационная политика, Интернет, кризис.

Рассмотрены процессы формирования информационной безопасности в регионах России. Изучены вопросы возникновения и стандартизации значения термина «информационная безопасность», информатизации процессов формирования информационного общества. Отражены процессы становления информационного права, рассмотрена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.

А. DANILOV, A. DANILOV TO THE QUESTION OF INFORMATION SECURITY IN REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION:

HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS

Key words: information security, regions, Russia, information society, state information policy, Internet, crisis.

The authors consider the processes of establishing information security in regions of Russia; study the issues concerning the origin and standardization of the meaning of the term «information security», informatizing the processes of shaping an information society. The authors cover the processes of establishing the information rights and consider the Doctrine of Information Security of the Russian Federation.

Существование современного общества немыслимо без непрерывного обмена информацией и использования информационных технологий. Более того, повышение важности информации в жизни общества и возрастание числа людей, занятых в сфере информационной индустрии, становятся не

просто очередным этапом научно-технического прогресса, а новой эрой в развитии человечества. Речь идет о становлении информационного общества в условиях глобализации. Многие страны мира начали соотносить свои государственные интересы с развитием информационной инфраструктуры, активным информационным взаимодействием с гражданским обществом и СМИ. Но в то же время на государственном уровне пришло и понимание того, что злоупотребление свободой массовой информации в современных условиях может представлять угрозу для национальной безопасности страны.

Актуальность темы объясняется и тем, что и наша страна столкнулась с необходимостью правовой оценки и регламентации информационных отношений. С одной стороны, необходимо бороться с такими явлениями, как манипулирование общественным сознанием, умышленное искажение фактов, информационные войны, которые способны привести к серьезным социально-политическим конфликтам (наглядный пример тому - ситуация на Украине). С другой стороны, без свободы массовой информации невозможно функционирование гражданского общества. Поэтому политика по обеспечению информационной безопасности государства не должна быть как чересчур мягкой, так и излишне жесткой. Нельзя не учитывать и обширность территории нашей страны.

Во многих странах мира, в том числе и в России, все большее значение приобретают местные СМИ. На первый взгляд, этот процесс не может не радовать, так как является признаком демократизации жизни общества, говорит о росте правосознания граждан. Однако параллельно с увеличением популярности региональных печатных сМи наблюдается падение интереса к центральным (общероссийским). Конечно, помимо печатной прессы есть еще телевидение и Интернет, но телевизионная журналистика в последнее время все более нацелена на выполнение развлекательной функции, а в Интернете все чаще можно встретить оппозиционные источники информации или даже откровенно революционные [4. С. 72]. В итоге люди плохо информированы о том, что происходит в собственной стране и мире. Единое информационное пространство государства распадается, дробится, за региональными интересами подчас невозможно увидеть интересы общегосударственные. Кроме того, система местных СМИ во многих регионах достаточно слабо развита, находится в прямой зависимости от местных структур власти [3. С. 88].

Возникновение и стандартизация значения термина «информационная безопасность» неразрывно связаны с изучением явления информатизации процессов формирования информационного общества. Этим вопросам посвящены труды зарубежных ученых М. Кастельса, Э. Тоффлера, Ф. Уэбмтера и др. [8, 18, 20]. Влияние информационной индустрии на социально-политические отношения в отечественной науке отражено в трудах Р.Ф. Абдеева, Г.И. Кали-тич, Ю.М. Каныгина, К.К. Колина, А.И. Ракитова, Н.Н. Моисеева [1, 6, 9, 14, 17]. А.И. Каптерев, В.М. Коллонтай, В.М. Лейбин [7; 10. С. 32-39; 12; 19] в своих работах важное место отводят определению соотношения глобализации и информатизации мировой политики в качестве явлений национальной безопасности различных уровней федерального и регионального значения.

В 2000-е гг. выявлялась зависимость состояния информационной безопасности (в том числе и на региональном уровне) от воздействия процессов глобализации. В трудах ученых С.Н. Бухарина, А.В. Манойло, И.Н. Панарина, Д.Б. Фролова, В.В. Цыганова [13, 15, 22] проводится поиск механизмов противостояния противоправным действиям в области информационной индустрии, изучаются принципы ведения информационной психологической войны в отношении России. Значительное внимание зарубежными и отечественными учеными уделяется характеру влияния на национальную информационную безопасность процессов регионализации. Подобные вопросы получили отражение в трудах таких ученых, как В.В. Иванов, А.В. Подопригора, В.Р. Филиппов и др. [5; 16; 21. С. 125-142].

Понятие «информационная безопасность» появилось в российской науке в начале 90-х гг. ХХ в. применительно к защите компьютерной информации (баз данных, компьютерных сетей). Однако вскоре стало ясно, что угрозу информационной безопасности представляют не только компьютерные вирусы и возможность несанкционированного доступа к компьютерной информации. Развал СССР, миллионы обманутых вкладчиков «финансовых пирамид», ряд отечественных СМИ, оказавшихся в руках сил, поддерживающих различные бандформирования, информационные войны, предварявшие военную агрессию НАТО в Югославии и Ираке, - эти и другие подобные события послужили толчком к формированию более глубокого, комплексного, междисциплинарного понимания информационной безопасности государства.

Параллельно с трансформацией понятия информационной безопасности происходит становление «информационного права» как отдельной комплексной отрасли права. И если первоначально возникали споры, то уже к началу XXI в. самостоятельность предмета и метода данной отрасли, наличие особенного круга регулируемых ею информационных отношений уже ни у кого не вызывают сомнений. Информационное право становится правовым фундаментом информационного общества, которое активно формируется как в рамках национальных государств, так и в рамках международного сообщества. Убедительным примером, отражающим глобальный, международный характер происходящих в обществе изменений, может послужить «Окинавская Хартия Глобального информационного общества», которую подписали 22 июля 2000 г. лидеры стран «большой восьмерки».

В ней говорится о том, что у каждого должна быть возможность использовать преимущества глобального информационного общества, основывающегося на принципах взаимного терпения, уважения и свободного обмена информацией. Особое внимание уделяется в хартии нормативному обеспечению информационного общества, необходимости подготовки специалистов в данной сфере, продолжению тесного сотрудничества государств в области нормотворчества в формирующемся едином глобальном информационном обществе планеты Земля [11. С. 3-15]. Таким образом, важно понимать, что происходящие в нашей стране процессы по переосмыслению понятия информации, защиты информации, информационной безопасности и активному нормотворчеству в данной области являются частью более значимых международных процессов, так или иначе затрагивающих каждое государство.

Мир стоит на пути формирования общества нового типа - информационного общества. В этом обществе особенную роль будет играть массовая информация, что неминуемо затронет и средства массовой информации, скажется на статусе, правах и обязанностях журналистов, функциях средств массовой информации [2. С. 112-113]. Сегодня активно звучат голоса в пользу выделения массово-информационного права в отдельную отрасль права, разграничения информационного и массово-информационного права. Массово-информационное право выделилось в отдельную учебную дисциплину, позволяющую проводить правовую подготовку будущих журналистов. Без упоминания условий, в которых складывается современное нормативное регулирование деятельности СМИ и без понимания глобальности и наднационального характера формирующегося информационного пространства невозможно понять статус средств массовой информации в общей системе информационной безопасности государства.

Необходимо уяснить новый смысл, вкладываемый в понятие информационной безопасности. В сентябре 2000 г. была утверждена Доктрина информационной безопасности РФ. В ней под информационной безопасностью Российской Федерации предлагается понимать состояние защищенности национальных интересов России в информационной сфере, которые определяются совокупно-

стью интересов государства, общества и личности. Так как данная Доктрина является базовым концептуальным документом, определяющим политику государства в области массовой информации с точки зрения национальной безопасности государства (в том числе и политику взаимодействия государства со СМИ), то именно это определение понятия информационной безопасности необходимо брать за основу в работе. В доктрине раскрываются интересы личности, общества и государства. Интересы личности проявляются в реализации конституционных прав в части доступа к информации, ее использования и защиты информации, которая обеспечивает личную безопасность. Общественные интересы заключаются в обеспечении прав и законных интересов личности в информационной сфере, становлении правового социального демократического государства, в духовном обновлении Российского государства. Интересы государства зиждят-ся на создании условий, при которых возможна реализация конституционных прав и свобод гражданина и человека при незыблемости суверенитета и территориальной целостности России, обеспечении законности и соблюдении правопорядка, формировании взаимовыгодного и равноправного сотрудничества на международном уровне. Иными словами, сбалансированные интересы государства, общества и личности входят в более объемное понятие национальных интересов России. Защищенность национальных интересов в информационной сфере и называется информационной безопасностью государства. Исследователям проблемы еще предстоит дать оценку состоянию информационной безопасности в регионах России, выработать стратегии преодоления кризиса информационной безопасности, предложить концептуальные механизмы оптимизации работы органов государственной власти в части противодействия текущим и потенциальным угрозам информационной безопасности.

Литература

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994. 336 с.

2. Данилов А.А. Исторический опыт развития телевидения в регионах России (вторая половина XX - начало XXI вв.). М.: УЦ «Перспектива», 2008. 296 с.

3. Данилов А.А. Проблемы формирования информационной среды в условиях социокультурной трансформации российского общества // Вестник Чувашского университета. 2012. № 4. С. 88.

4. Данилов А.А. Роль телевидения в формировании информационной среды регионов Поволжья (1991-2007 гг.) // Нижегородская журналистика: история и современность. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 2008. С. 72.

5. Иванов В.В. Путин и регионы. Централизация России. М.: Европа, 2006. 240 с.

6. Каныгин Ю.М., Калитич Г.И. Основы теоретической информатики. Киев: Наук. думка, 1990.

228 с.

7. Каптерев А.И. Информатизация социокультурного пространства. М.: Фаир-пресс, 2004. 512 с.

8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

9. Колин К.К. Информационная цивилизация. М.: ИПИ РАН, 2002. 112 с.

10. Коллонтай В.М. Эволюция западных концепций глобализации // Международная экономика и международные отношения. 2002. № 2. С. 32-39.

11. Копылов В.А. Информационное право. М.: Юрист, 2002. 512 с.

12. Лейбин В.М. Глобалистика, информатизация, системные исследования. М.: Фаир-пресс, 2007. Т. 1. 280 с.

13. Манойло А.В., Петренко Л.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М.: Горячая линия - Телеком, 2007. 543 с.

14. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Языки рус. культуры, 1998. 224 с.

15. Панарин И.Н. Технология информационной войны. М.: КСП+, 2003. 320 с.

16. Подопригора А.В. Революция регионов: Россия на пороге глобальной трансформации. М.: ОЛМА, 2006. 317 с.

17. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. 287 с.

18. Тоффлер Э. Третья волна / пер с англ. по ред. П.С. Гуревича. М.: АСТ, 1999. 261 с.

19. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. М.: Ноосфера, 1998. 500 с.

20. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ. под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект-пресс, 2004. 400 с.

21. Филиппов В.Р. «Деэтнизация территорий» в новейшей истории России // Федерализм. 2006. № 2. С. 125-142.

22. Цыганов В.В., Бухарин С.Н. Информационные войны в бизнесе и политике: теория и методология. М.: Академический проект, 2007. 335 с.

References

1. Abdeev R.F. Filosofiya informatsionnoi tsivilizatsii [Philosophy of information civilization]. Moscow, VLADOS Publ., 1994. 336 p.

2. Danilov A.A. Istoricheskii opyt razvitiya televideniya v regionakh Rossii (vtoraya polovina XX -nachalo XXI vv.) [The historical experience of the development of television in the regions of Russia (second half of XX - the beginning of XXI century)]. Moscow, Perspective Publ., 2008, 296 p.

3. Danilov A.A. Problemy formirovaniya informatsionnoi sredy v usloviyakh sotsiokul'turnoi transformat-sii rossiiskogo obshchestva [Problems of formation of the information environment in terms of socio-cultural transformation of Russian society]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2012, no. 11, p. 88.

4. Danilov A.A. Rol' televideniya v formirovanii informatsionnoi sredy regionov Povolzh'ya (19912007 gg.) [The role of television in shaping the information environment of the Volga region (19912007)]. Nizhegorodskaya zhurnalistika: istoriya i sovremennost' [Nizhny Novgorod journalism: history and modernity]. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod University Publ., 2008, p. 72.

5. Ivanov V.V. Putin i regiony. Tsentralizatsiya Rossii [Putin and regions. Centralization of Russia]. Moscow, Europe Publ., 2006, 240 p.

6. Kanygin Yu.M., Kalitich G.I. Osnovy teoreticheskoi informatiki [Foundations of theoretical computer science], Kiev, 1990, 228 p.

7. Kapterev A.I. Informatizatsiya sotsiokul'turnogo prostranstva [Informatization of social and cultural space], Moscow, Fair-Press Publ., 2004. 512 p.

8. Castells M. Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I-III. Oxford: Blackwell Publishers, 1996-1998 (Russ. ed.: Castells M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tu-ra. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2000, 608 p.

9. Kolin K.K. Informatsionnaya tsivilizatsiya [Information civilization]. Moscow, 2002, 112 p.

10. Kollontai V.M. Evolyutsiya zapadnykh kontseptsii globalizatsii [Evolution of Western concepts of globalization]. Mezhdunarodnaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [International Economics and International Relations], 2002, no. 2, pp. 32-39.

11. Kopylov V.A. Informatsionnoe pravo [Information law]. Moscow, Yurist Publ., 2002, 512 p.

12. Leibin V.M. Globalistika, informatizatsiya, sistemnye issledovaniya [Global Studies, information, system studies]. Moscow, Fair-Press Publ., 2007, vol. 1, 280 p.

13. Manoilo A.V., Petrenko L.I., Frolov D.B. Gosudarstvennaya informatsionnaya politika v uslo-viyakh informatsionno-psikhologicheskoi voiny [State information policy in terms of information-psychological war]. Moscow, Hotline-Telecom Publ., 2007, 543 p.

14. Moiseev N.N. Sud'ba tsivilizatsii. Put' razuma [The fate of civilization. The path of reason], Moscow, Yazyki russkoi kul'tury Publ., 1998, 224 p.

15. Panarin I.N. Tekhnologiya informatsionnoi voiny [The technology of information warfare], Moscow, KSP+ Publ., 2003, 320 p.

16. Podoprigora A.V. Revolyutsiya regionov: Rossiya na poroge global'noi transformatsii [Revolution regions: Russia on the verge of a global transformation]. Moscow, OLMA Publ., 2006, 317 p.

17. Rakitov A.I. Filosofiya komp'yuternoi revolyutsii [The philosophy of the computer revolution], Moscow, Politizdat Publ., 1991, 287 p.

18. Toffler A. The Third Wave. N.Y., Bantam Books Publ., 1980 (Russ. ed.: Toffler E. Tret'ya vol-na. Moscow, AST Publ., 1999. 261 p.

19. Ursul A.D. Perekhod Rossii k ustoichivomu razvitiyu. Noosfernaya strategiya [Russia's transition to sustainable development. Noospheric strategy], Moscow, Noo-sphere, 1998. 500 p.

20. Webster F. Theories of the Information Society. Second Edition. L.: Routledge, 2002 (Russ. ed.: Webster F. Teorii informatsionnogo obshchestva. Moscow, Aspect Press Publ., 2004, 400 p.).

21. Filippov V.R. «Deetnizatsiya territorii» v noveishei istorii Rossii [Deetnizatsiya territories" in the recent history of Russia]. Federalizm [Federalism], 2006, no. 2, pp. 125-142.

22. Tsyganov V.V., Bukharin S.N. Informatsionnye voiny v biznese i politike: teoriya i metodologiya [Information warfare in business and politics: theory and methodology]. Moscow, Academic Project Publ., 2007, 335 p.

ДАНИЛОВ АНАТОЛИИ ПОРФИРЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (anatoliy.p.danilov@gmail.com).

DANILOV ANATOLIY - Candidate of Historical Sciences, Professor, Head of Journalism Department, Chuvash State University, Cheboksary, Russia.

ДАНИЛОВ АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор кафедры журналистики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (danilov.andrey@mail.ru).

DANILOV ANDREY - Doctor of Historical Sciences, Professor, Journalism Department, Chuvash State University, Cheboksary, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.