Научная статья на тему 'История развития техники и технологии современных печатных СМИ Чувашской Республики: тренды, оценки, перспективы'

История развития техники и технологии современных печатных СМИ Чувашской Республики: тренды, оценки, перспективы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1008
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ТЕХНИКА / ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕЧАТНЫЕ СМИ / ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / HISTORY / EQUIPMENT / TECHNOLOGY / PRINT MEDIA / CHUVASH REPUBLIC

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Данилов Андрей Анатольевич, Данилов Анатолий Порфирьевич

Анализируются этапы развития техники и технологии печатных средств массовой информации Чувашской Республики, отмечаются значительные изменения, связанные с бурным развитием компьютерных технологий, дается оценка журналистики регионов России с точки зрения включения в формирующееся мировое информационное пространство, а также оценка процессов конвергенции в СМИ на региональном уровне. Определены основные тренды в развитии конвергентной журналистики в Чувашской Республике, конкретные рекомендации дальнейшего развития медиаконвергенции в печатных изданиях на примере анализируемых газет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Данилов Андрей Анатольевич, Данилов Анатолий Порфирьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENTAL HISTORY OF MODERN PRINT MEDIA EQUIPMENT AND TECHNOLOGY OF THE CHUVASH REPUBLIC: TRENDS, EVALUATION, OUTLOOK

The article analyzes developmental stages of equipment and technology in printing mass media of the Chuvash Republic, it notes significant changes associated with rapid development of computer technologies and assesses Russian regional journalism from the point of view of inclusion into emerging global information space, it evaluates convergence in the media at the regional level as well. The main trends in the development of convergent journalism in the Chuvash Republic are determined as well as specific recommendations for further development of media convergence in printed press on the example of analyzed newspapers.

Текст научной работы на тему «История развития техники и технологии современных печатных СМИ Чувашской Республики: тренды, оценки, перспективы»

УДК 655.3(091)(470.344) ББК М802г(2Рос.Чув)

А.А. ДАНИЛОВ, А.П. ДАНИЛОВ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: ТРЕНДЫ, ОЦЕНКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Ключевые слова: история, техника, технология, печатные СМИ, Чувашская Республика.

Анализируются этапы развития техники и технологии печатных средств массовой информации Чувашской Республики, отмечаются значительные изменения, связанные с бурным развитием компьютерных технологий, дается оценка журналистики регионов России с точки зрения включения в формирующееся мировое информационное пространство, а также оценка процессов конвергенции в СМИ на региональном уровне. Определены основные тренды в развитии конвергентной журналистики в Чувашской Республике, конкретные рекомендации дальнейшего развития медиакон-вергенции в печатных изданиях на примере анализируемых газет.

Газета считается самым древним средством распространения информации из ныне существующих. Зачатки периодической печати появились еще в I веке до нашей эры в Древнем Риме. Приказ Юлия Цезаря об опубликовании протоколов заседаний сената («acta senatus») положил основу регулярному обнародованию политических сообщений. Долгое время газеты не были доступны простому народу и считались атрибутом жизни высокопоставленных чиновников и богатых торговцев. Технический прогресс в газетном деле получил бурное развитие с изобретения Иоганна Гутенберга. Изобретатель создал печатную форму из «подвижных» выпуклых букв, вырезанных в зеркальном отображении. После печати эти формы можно было разбирать и использовать при следующем наборе. Ранее литеры вырезались на цельных деревянных или металлических дощечках. С них печатались книги. В дальнейшем, после изобретения Гутенберга, оборудование для тиражирования и набора изданий регулярно модернизировалось.

Первые газеты в привычном для нас виде появились во второй половине XVI в. в Венеции. Это были небольшие рукописные информационные листки. А слово «газета», вошедшее во многие европейские языки, произошло от названия мелкой старинной венецианской монеты («gazzetta»), за которую ее покупали читатели. На рубеже XVI-XVII вв. появились первые печатные газеты. В 1609 г. в Страсбурге стала выпускаться газета, начинавшаяся словами «Relation: Aller Furnemmen». В ней печатались новости Рима, Венеции, Кельна, Антверпена, Праги и Вены. Редактором и по совместительству издателем еженедельника стал профессиональный типограф Иоганн Каролюс. К 1630 г. еженедельные газеты появились уже в 30 городах Европы. К примеру, в Германии в 1700 г. зафиксировано хождение уже более 200 газет. В России первая печатная газета появилась в 1702 г. по указу Петра I.

Естественно, научно-технический прогресс влиял на развитие производства газет. Следующий прорыв в производстве печатной продукции произошел в XIX в. В 1814 г. в типографиях стал использоваться паровой пресс, что позволило в четыре раза увеличить количество выпускаемых за один час экземпляров. В 1884 г. американский изобретатель Отмар Мергенталер создал линотип - строкоотливную наборную машину. В ней были объединены разбор матриц, набор и выключка (изменение пробелов строк), их отливка. В 1897 г. Тольберт Лэнстон сконструировал буквоотливной строконаборный автомат -монотип, который управлялся от перфоленты.

В ХХ в. совершенствование печатной техники продолжилось. В 1906 г. профессором Артуром Корном впервые по фототелеграфу была передана фотография. Впоследствии это привело к созданию факсимильных аппаратов. Факсы дали возможность передавать страницы газет для печати на дальние от редакции расстояния. Первая фотонаборная машина была разработана еще в 1922 г. одной из английских фирм. Однако патент на данное изобретение купила крупнейшая линотипная компания «Лайнотайп». Фотонаборная техника стала внедряться в типографиях. В 50-е гг. XX в. появилась механическая технология. В начале 1960-х гг. на замену ей пришла оптико-механическая. А в конце 1960-х гг. стали использоваться электронные технологии. В начале 1970-х гг. уже большинство полиграфических американских предприятий использовали фотонабор. В конце 1970-х гг. электронную технологию в фотонаборе сменила лазерная технология.

В конце XX в. в технике СМИ произошли значительные изменения, связанные с бурным развитием компьютерных технологий. В 1985 г. зародились первые компьютерные издательские системы, которые в корне изменили основы печатного дела. Теперь набор текста и изображения интегрировались в электронные страницы, что позволило выводить их на различных цифровых устройствах. Подготовка газет и журналов редакцией стала отличаться большей оперативностью, хотя типографские процессы (начиная с набора и заканчивая получением фотоформ) полностью трансформировались в работу в рамках отделов допечатной подготовки редакций периодики. Интернет сделал возможным появление и распространение различных электронных изданий. Благодаря компьютеру появились новые возможности для поиска и передачи информации, однако по-прежнему необходимо анализировать и отфильтровывать поток данных. Стала распространяться и цифровая техника: цифровые диктофоны, фото- и видеокамеры [6. С. 361; 7. С. 31; 9. С. 88].

Журналистика России также активно включается в формирующееся мировое информационное пространство. На отечественную журналистику повлиял такой преобразующий ее характер фактор, как развитие новейших информационных технологий: видео, кабельного, спутникового и цифрового телевидения, компьютерных баз данных, мультимедиа, Интернета, сетевых СМИ [10. С. 81; 12. С. 27].

Все перечисленные исторические явления оказали непосредственное влияние на печатные издания рассматриваемого региона. Газетам и журналам прогнозировали исчезновение еще после появления радио, позже - после появления телевидения. Однако пресса никогда не теряла своего читателя и всегда умело подстраивалась под современные реалии. Так и с появлением Интернета печатные СМИ «приняли бой» и стали бороться за потребителя. Теперь газета - это не только свежий печатный выпуск, но и страница в Интернете, электронная версия в «читалке» и обновление в мобильном приложении. Интернет с присущей ему конвергентностью отнял аудиторию у традиционной газеты, но в то же время дал ей дополнительный толчок к дальнейшему развитию [1. С. 27; 2. С. 201].

Развитие современных технологий в конце XX в. совершило переворот в производстве газет и журналов. Появление Интернета позволило печатным СМИ распространять информацию на различных платформах. Конвергенция - одна из самых передовых тенденций в журналистике последних лет, позволяющая соответствовать запросам современной аудитории. Многие печатные СМИ вынуждены осваивать инновационные технологии в стремлении сохранить конкурентоспособность [3. С. 206; 11. С. 242].

Процессы конвергенции на региональном уровне основаны на национальных особенностях; следует учитывать и уровень развития Интернета, количество интернет-пользователей, специфику медиарынка и целевую аудиторию. Чувашская Республика находится на начальном этапе становления конвергентной журналистики. Тем не менее достигнутый уровень уже позволяет определять начальные специфические особенности процессов конвергенции, присущих региону. Развитие конвергенции в Чувашии во многом зависит от технологической составляющей, оснащенности редакций современной техникой, внешних факторов - уровня развития информационно-коммуникационных технологий в республике. Региональные сетевые СМИ стали осваивать азы конвергентной журналистики. Финансовые трудности тормозят развитие одновременно всех форм подачи информации, в связи с чем СМИ находятся в поиске собственной ниши, специализируются на определенных видах мультимедийного контента [4. С. 3; 5. С. 97].

В результате исследования чувашских газет на предмет конвергентности необходимо определить основные тренды в развитии конвергентной журналистики в Чувашской Республике:

- современные технологии тяжело осваиваются печатными изданиями, сайты изданий зачастую дублируют печатную версию;

- региональная конвергентная журналистика характеризуется созданием ограниченного количества в видовом отношении мультимедийного продукта;

- аудиоформат на сайтах печатных изданий не развивается;

- помимо основной интернет-площадки контент распространяется посредством РйА-версии, в социальных сетях;

- наблюдается развитие процессов конвергенции в форме слияний производственных процессов, изменений в организации труда;

- появление предпосылок для формирования «конвергентных» журналистов, умеющих создавать контент для различных медийных платформ.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что для Чувашии понятие «конвергентная журналистика» - актуальное направление. Одни газеты развивают сайты, другие - ориентируются на РйА-платформы и социальные сети. Появились первые признаки конвергенции в виде использования гипертекстовости, дополнения контента инфографикой. На сайтах газет стал использоваться видеоконтент и развивается пользовательский [14. С. 93]. Зарождающаяся в республике конвергентная журналистика требует осмысления тех обстоятельств, которые не позволяют более активно развиваться в регионе:

- отсутствие универсальных журналистов, обладающих мультимедийными навыками. В республике относительно недавно начали обучать конвергентной журналистике, которая требует одновременного освоения различных форм представления информации (фото-, видео-, аудио- формат, текст, интернет-журналистика). Существует практика освоения журналистами новых технологий в редакциях. Фото- и видеосъемка для журналистов не представляется сложной задачей, более сложными в производстве являются видеомонтаж, создание инфографики;

- слабая техническая база региональной журналистики не позволяет оперативно генерировать качественный контент. Отсутствие современных девайсов у журналиста не дает возможность мгновенно фиксировать уникальные события, отправлять в редакцию готовые материалы с места события;

- большие финансовые потери при развитии конвергенции в редакциях СМИ. Отсутствие журналистов-универсалов, способных работать сразу на

нескольких медийных платформах, требует от изданий необходимость содержать большой штат сотрудников. Возможность сэкономить в этом позволило бы редакциям усилить техническую базу.

В Чувашской Республике печатные СМИ находятся на начальной стадии конвергенции, поскольку финансовые проблемы и слабая техническая оснащенность редакций не позволяют проводить радикальные изменения в своей деятельности. В рамках представленного исследования были изучены республиканские, районные и городские газеты и журналы. Региональная конвергентная журналистика главным образом базируется на создании мультимедийного продукта. Чувашские периодические издания помимо текста для создания мультимедийного контента используют различные формы визуализации и новые форматы представления информации: пользовательский контент, изображение, видео, инфографику. Аудиоформат используется редко. К наиболее «современным» печатным СМИ можно отнести газеты «PRO ГОРОД Чебоксары», «Советская Чувашия», «Грани» и региональные отделения «АиФ-Чувашия» и «МК в Чебоксарах». Среди районной прессы выделяется газета «Таван Ен» [8. С. 105; 13. С. 316].

Изучение опыта конвергентной журналистики в печатных СМИ дает возможность определить конкретные рекомендации дальнейшего развития ме-диаконвергенции в печатных изданиях на примере анализируемых газет. Для улучшения своих позиций на медиарынке и выхода на самоокупаемость сайта газеты, на наш взгляд, необходимо выполнение следующих требований:

- грамотное продвижение сайтов по ключевым словам;

- генерирование уникального контента для различных платформ медиа: печатной версии, сайта, PDA-версии, социальных сетей;

- создание мультимедийного продукта, совмещающего элементы видео, аудио, графики, интерактива;

- создание новых медиа на базе печатного СМИ и развитие кросс-медийной журналистики;

- создание отдельного интернет-подразделения, которое может делиться на творческие группы: медиа-студию, рекламную службу, техническую службу, контент-службу.

Литература

1. Гаврилов А.Д., Данилов А.А. Особенности дигитализации печатных СМИ Чувашской Республики (на примере газет «Советская Чувашия» и «PRO город Чебоксары») // Сб. науч. тр. молодых ученых и специалистов / отв. ред. А.Н. Захарова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2015.

2. Данилов А.А. Оценка эффективности деятельности интернет-СМИ Чувашии // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (23 октября 2014 г.). Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015.

3. Данилов А.А. Становление и развитие телевидения в регионах России во второй половине XX - начале XXI в. (на материалах Марийской, Мордовской и Чувашской Республик). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009.

4. Данилов А.А. Телевидение в регионах России: история и современность (на материалах Чувашской Республики). М.: Изд-во ИНИОН РАН РФ, 2006.

5. Данилов А.А. Эволюция средств информационных технологий в контексте трансформации условий социокультурного бытия малых народов России // Вестник Чувашского университета. 2012. № 4.

6. Данилов А.А. Электронные масс-медиа в трансформирующемся обществе // История и регионология: грани пересечения: сб. науч. ст. Казань: Изд-во Казан. технол. ун-та, 2007.

7. Данилов А.П., Эшкерат А.М. История журналистских расследований от Джекоба Рииса до Чарльза Льюиса // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2016. № 3 (91).

8. Данилов А.П., Моисеев Д.А. Ранний (первый) этап формирования чувашской молодежной печати // Сб. науч. тр. молодых ученых и специалистов / отв. ред. А.Н. Захарова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2014.

9. Данилов А.А. Проблемы формирования информационной среды в условиях социокультурной трансформации российского общества // Вестник Чувашского университета. 2012. № 4.

10. Данилов А.А., Данилов А.П., Данилова М.Г., Мытников А.Н. «Новые медиа» и массме-диа в Чувашии: стратегии взаимодействия // Мультимедийная журналистика Евразии-2015: медиатизация социально-культурного пространства и медиакратия в условиях новой медиареаль-ности Востока и Запада: сб. материалов и науч. ст. IX Междунар. науч.-практ. конф (Казань, 10-11 декабря 2015 года) / науч. ред. проф. Е.С. Дорощук. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016.

11. Данилов А.А., Данилов А.П., Данилова М.Г. Медиатекст веб-формата в современной новостной журналистике Чувашии // Ашмаринские чтения: сб. трудов X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20-21 окт. 2016 г.) / сост. и отв. ред. О.Г. Владимирова, А.М. Иванова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016.

12. Данилов А.П., Данилов А.А. К вопросу об информационной безопасности в регионах Российской Федерации: историко-правовые аспекты // Вестник Чувашского университета. 2015. № 2.

13. Данилов А.П., Данилова М.Г. Пресса Чувашии в Интернете // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5(360).

14. Золотухин А.А., Мажарина Ю.Н. Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история - как новые вершины журнализма? // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Филология. Журналистика. 2015. № 2.

ДАНИЛОВ АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор кафедры журналистики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ^аш-lov.andrey@mail.ru).

ДАНИЛОВ АНАТОЛИЙ ПОРФИРЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, заведующий кафедрой журналистики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (anatoliy.p.danilov@gmail.com)._'_

А. DANILOV, ^ DANILOV

DEVELOPMENTAL HISTORY OF MODERN PRINT MEDIA EQUIPMENT AND TECHNOLOGY OF THE CHUVASH REPUBLIC: TRENDS, EVALUATION, OUTLOOK

Key words: history, equipment, technology, print media, the Chuvash Republic.

The article analyzes developmental stages of equipment and technology in printing mass media of the Chuvash Republic, it notes significant changes associated with rapid development of computer technologies and assesses Russian regional journalism from the point of view of inclusion into emerging global information space, it evaluates convergence in the media at the regional level as well. The main trends in the development of convergent journalism in the Chuvash Republic are determined as well as specific recommendations for further development of media convergence in printed press on the example of analyzed newspapers.

References

1. Gavrilov A.D., Danilov A.A. Osobennosti digitalizatsii pechatnykh SMI Chuvashskoi Respubliki (na primere gazet «Sovetskaya Chuvashiya» i «PRO gorod Cheboksary») [Peculiarities of digitalization of print media of the Chuvash Republic (for example, the newspaper "the Soviet Chuvashiya" and "PRO Gorod Cheboksary")]. Sb. nauch. tr. molodykh uchenykh i spetsialistov [Collection of scientific works of young scientists and specialists]. Cheboksary, Chuvash State Univesity Publ., 2015.

2. Danilov A.A. Otsenka effektivnosti deyatel'nosti internet-SMI Chuvashii [Assessment of the effectiveness of online media Chuvash Republic]. Vizual'naya kommunikatsiya vsotsiokul'turnoi dinamike: sb. statei Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.i (23 okt. 2014 g.) [Proc. of Int. Sci. Conf. «Visual communication in the socio-cultural dynamics»]. Kazan, Kazan State Univesity Publ., 2015.

3. Danilov A.A. Stanovlenie i razvitie televideniya v regionakh Rossii vo vtoroi polovine XX - nachale XXI v. (na materialakh Mariiskoi, Mordovskoi i Chuvashskoi Respublik) [Formation and development of television in the regions of Russia in the second half of XX - beginning of XXI century (on the materials of the Mari, Mordovian and Chuvash Republics)]. Cheboksary, Chuvash State Univesity Publ., 2009.

4. Danilov A.A. Televidenie v regionakh Rossii: istoriya i sovremennost' (na materialakh Chuvashskoi Respubliki) [Television in the regions of Russia: history and the present (on materials of the Chuvash Republic)]. Moscow, 2006.

5. Danilov A.A. Evolyutsiya sredstv informatsionnykh tekhnologii v kontekste transformatsii uslovii sotsiokul'turnogo bytiya malykh narodov Rossii [The Evolution of information technology in the context of transformation of social and cultural conditions of existence of small peoples of Russia]. Vestnik Chu-vashskogo universiteta, 2012, no. 4.

6. Danilov A.A. Elektronnye mass-media v transformiruyushchemsya obshchestve [Electronic mass media in a transforming society]. In: Istoriya i regionologiya: grani peresecheniya: sb. nauch. st. [History: the point of intersection]. Kazan, 2007.

7. Danilov A.P., Eshkerat A.M. Istoriya zhurnalistskikh rassledovanii ot Dzhekoba Riisa do Charl'za L'yuisa [History of investigative journalism from Jacob Riis to Lewis Charles]. Vestnik Chuvash-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva [Bulletin of the Chuvash state pedagogical University named after I. Y. Yakovlev], 2016, no. 3(91).

8. Danilov A.P., Moiseev D.A. Rannii (pervyi) etap formirovaniya chuvashskoi molodezhnoi pechati [Early (first) stage of the formation of the Chuvash youth print]. Sb. nauch. tr. molodykh uchenykh i spetsialistov [Collection of scientific works of young scientists and specialists]. Cheboksary, Chuvash State Univesity Publ., 2014.

9. Danilov A.A. Problemy formirovaniya informatsionnoi sredy v usloviyakh sotsiokul'turnoi transfor-matsii rossiiskogo obshchestva [Problems of formation of the information environment in the conditions of sociocultural transformation of Russian society]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2012, no. 4.

10. Danilov A.A., Danilov A.P., Danilova M.G., Mytnikov A.N. «Novye media» i massmedia v Chuva-shii: strategii vzaimodeistviya [New media and mass media in Chuvashia: engagement strategies]. Mul'-timediinaya zhumalistika Evrazii-2015: mediatizatsiya sotsial'no-kul'turnogo prostranstva i mediakratiya v usloviyakh novoi mediareal'-nosti Vostoka i Zapada: sb. materialov i nauchnykh statei IX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Kazan, 10-11 dekabrya 2015 goda) [Proc. of IX Int. Sci. Conf. «Multimedia journalism of Eurasia-2015: communication socio-cultural space and mediacracy in the new media reality of the East and West»]. Kazan, Kazan. State Univesity Publ., 2016.

11. Danilov A.A., Danilov A.P., Danilova M.G. Mediatekst veb-formata v sovremennoi novostnoi zhurnalistike Chuvashii [Media text web format in modern news journalism Chuvash Republic]. Ashma-rinskie chteniya: sb. trudovX mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 20-21 okt. 2016 g.) [Almatin reading]. Cheboksary, Chuvash State Univesity Publ., 2016.

12. Danilov A.P., Danilov A.A. K voprosu ob informatsionnoi bezopasnosti v regionakh Rossiiskoi Federatsii: istoriko-pravovye aspekty [To the question about information security in the Russian regions: historical and legal aspects]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2015, no. 2.

13. Danilov A.P., Danilova M.G. Pressa Chuvashii v Internete [Press Chuvash Republic]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk state University], 2015, no. 5(360).

14. Zolotukhin A.A., Mazharina Yu.N. Longrid, snoufoll, mul'timediinaya istoriya - kak novye ver-shiny zhurnalizma? [Longed, snowfall, a multimedia history - as new heights of journalism?]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Filologiya. Zhurnalistika [Herald of the Voronezh state University. Series: Philology. Journalism], 2015, no. 2.

DANILOV ANDREY - Doctor of Historical Sciences, Professor of Journalism Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (danilov.andrey@mail.ru).

DANILOV ANATOLIY - Candidate of Historical Sciences, Head of Journalism Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (anatoliy.p.danilov@gmail.com)._

Ссылка на статью: Данилов А.А, Данилов А.П. История развития техники и технологии современных печатных СМИ Чувашской Республики: тренды, оценки, перспективы // Вестник Чувашского университета. - 2017. - № 1. - С. 65-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.