Научная статья на тему 'К вопросу об индивидуальных особенностях контингента студентов: стереотипы и реальность'

К вопросу об индивидуальных особенностях контингента студентов: стереотипы и реальность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕРЕОТИП / STEREOTYPE / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП / SOCIO-PSYCHOLOGICAL STEREOTYPE / ПСИХОТИП / СФЕРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / ITSECTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романовская Анна Александровна, Ямских Татьяна Николаевна

В статье анализируются современные подходы к обучению иностранному языку на базе предоставляемых в настоящее время учебных пособий, предполагающих ориентацию на профессиональные навыки будущих специалистов, но не на особенности, стереотипно присущие той или иной категории обучаемых. Изучается феномен стереотипа, определяется степень его исследованности и категоризации в научной литературе, выявляется и анализируется наличие и адекватность методик, направленных на его определение. Авторами предпринята попытка выработки алгоритма выявления стереотипа студентов сферы информационных технологий Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» методами анализа средств массовой информации, соотнесением их с субъективными наблюдениями и проведением социологического опроса с опорой на выявленные преобладающие визуальные и поведенческие критерии. На следующем этапе исследования использовано психологическое тестирование группы студентов для выявления доминирующих типов темперамента и психотипа с целью корреляции полученных данных со стереотипом обучаемых, в результате чего выявлен социально-психологический тип студентов заявленной категории и предложены способы организации процесса обучения иностранному языку с учетом индивидуальных особенностей контингента заявленного высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романовская Анна Александровна, Ямских Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS: STEREOTYPES AND REALITY

The analysis of the basis of contemporary course books of foreign languages leads to the conclusion that they are not oriented towards individual features of the professional activity of the future specialists. This serves as a condition to identify and develop students' qualities that are considered stereotypically to be low-valued and to define the term of stereotype. In the review of the literature on the subject we emphasize the phenomenon of socio-psychological stereotype and due to lack of methodology of identification we take an extent of the related research through the attempt to identify the stereotype of IT sector students and to correlate it with their psychotype using the methods of monitoring, social survey and psychological testing. The results of the survey reveal the stereotype of the studied group with several mental characteristics. The results of the survey are confirmed by the statistics of testing, allowing to make a conclusion of individual peculiarities of the surveyed group and to take them into consideration in methods of organizing the process of teaching a foreign language. The method of teaching a foreign language is not oriented towards stereotype; however, the identification of a socio-psychological stereotype plays an important role in the observation of personality and further integration of the development of the cognitive component.

Текст научной работы на тему «К вопросу об индивидуальных особенностях контингента студентов: стереотипы и реальность»

Психология

УДК:159.9

преподаватель кафедры разговорного иностранного языка Романовская Анна Александровна

Институт космических и информационных технологий Сибирского федерального университета (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент, старший преподаватель,

заведующий кафедрой разговорного иностранного языка Ямских Татьяна Николаевна

Институт космических и информационных технологий Сибирского федерального университета (г. Красноярск)

К ВОПРОСУ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ:

СТЕРЕОТИПЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация. В статье анализируются современные подходы к обучению иностранному языку на базе предоставляемых в настоящее время учебных пособий, предполагающих ориентацию на профессиональные навыки будущих специалистов, но не на особенности, стереотипно присущие той или иной категории обучаемых. Изучается феномен стереотипа, определяется степень его исследованности и категоризации в научной литературе, выявляется и анализируется наличие и адекватность методик, направленных на его определение. Авторами предпринята попытка выработки алгоритма выявления стереотипа студентов сферы информационных технологий Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» методами анализа средств массовой информации, соотнесением их с субъективными наблюдениями и проведением социологического опроса с опорой на выявленные преобладающие визуальные и поведенческие критерии. На следующем этапе исследования использовано психологическое тестирование группы студентов для выявления доминирующих типов темперамента и психотипа с целью корреляции полученных данных со стереотипом обучаемых, в результате чего выявлен социально-психологический тип студентов заявленной категории и предложены способы организации процесса обучения иностранному языку с учетом индивидуальных особенностей контингента заявленного высшего учебного заведения.

Ключевые слова: стереотип, социально-психологический стереотип, психотип, сфера информационных технологий, обучение иностранному языку.

Annotation. The analysis of the basis of contemporary course books of foreign languages leads to the conclusion that they are not oriented towards individual features of the professional activity of the future specialists. This serves as a condition to identify and develop students' qualities that are considered stereotypically to be low-valued and to define the term of stereotype. In the review of the literature on the subject we emphasize the phenomenon of socio-psychological stereotype and due to lack of methodology of identification we take an extent of the related research through the attempt to identify the stereotype of IT - sector students and to correlate it with their psychotype using the methods of monitoring, social survey and psychological testing. The results of the survey reveal the stereotype of the studied group with several mental characteristics. The results of the survey are confirmed by the statistics of testing, allowing to make a conclusion of individual peculiarities of the surveyed group and to take them into consideration in methods of organizing the process of teaching a foreign language. The method of teaching a foreign language is not oriented towards stereotype; however, the identification of a socio-psychological stereotype plays an important role in the observation of personality and further integration of the development of the cognitive component.

Keywords: Stereotype, socio-psychological stereotype, IT- sector, foreign language teaching.

Введение. В настоящее время проблема нехватки учебных пособий перестала быть актуальной, однако вопрос их качества по-прежнему остаётся одним из самых насущных. Составители учебных пособий ориентируются на специфику будущей профессиональной деятельности, не учитывая особенностей, присущих большинству представителей той или иной сферы, однако, «в настоящее время все большие требования предъявляются к человеку, как субъекту профессиональной деятельности. В связи с этим встает проблема профессиональных стереотипов, которые присваивают той или иной профессии» [1].

Широко применяемые в обучении электронные средства ориентированы преимущественно на индивидуальные формы работы, в то время как все большее количество видов реальной профессиональной деятельности требуют наличия навыков работы в команде. Не является исключением и область информационных технологий, где «оценка языковых способностей учащихся является важной частью языкового образования, на которое воздействуют компьютерные технологии, в равной степени с изучением языка»[2]. Этим обуславливается необходимость выявления и развития у студентов данного направления качеств, считающихся им стереотипно мало присущими, а так же «конструирование эффективных методов работы психологов и педагогов в образовательной практике» [3].

Исходя из вышесказанного, цель данной работы состоит в выявлении и анализе стереотипа студентов -будущих специалистов в области информационных технологий, соотнесении его с психотипом обучаемых и определении его роли в процессе обучения иностранному языку для дальнейшего учета при выборе организационных форм и приемов работы, поскольку «учет и использование указанных психологических особенностей необходимы, так как их дальнейшее развитие связано с развитием определяющей рефлексии, коммуникативными навыками, продуктивным воображением и самооценкой» [4].

Изложение основного материала статьи: Стереотипы «представляют собой социально-конструируемые модели, включающие в себя комплекс стандартизированных представлений об образах и моделях поведения присущих им в рамках определенного социокультурного пространства» [5].

Термин «стереотип» введен У. Липпманом в 1922 году в книге «Общественное мнение» и широко исследован в западной психологии Г. Оллпортом, Т. Шибутани, Г. Тэжфелом и др. В отечественной научной литературе теории стереотипа посвящены работы философов, социологов и социальных психологов: Бодалева А.А., Батыгина Г.С., Шерковина Ю.А., Ядова В.А. и других. Суходольской Н. П., Павловым И.П., Туровским И.Б. выделены и широко изучены национальные, этнические, гендерные, возрастные, профессиональные и социальные стереотипы. Семендяева О. Ю. вводит понятие социально-

психологического стереотипа, как «социального стереотипа, в котором яркую роль играют личностные и психологические моменты, напрямую идущие от носителя» [6].

Принимая во внимание попытки классифицирования в современных исследованиях Гусляковой Л.П., Красных В.В., Климова Е.А., Бродецкой М.В., отметим, что стереотипу присущи нейтралитет и объективность. Стереотипы формируются в рамках решения практических проблем как форма мышления и действий в отношении сравнительно простых и стабильных ситуаций и объектов, адекватное взаимодействие с которыми целесообразно на основе привычных представлений и подтвержденного опыта. Они призваны лишь выявить, но не дать оценку и не послужить поводом к формированию ошибочных паттернов суждений и действий, именуемых предрассудками.

Анализ рассмотренных подходов по проблеме выявления стереотипов в отечественной и зарубежной психологии показывает, что «на сегодняшний день не существует универсальной методики выявления стереотипа. В то время как, являясь средством категоризации, стереотип может выступать методом исследования, «источники литературы предлагают только совокупность разрозненных приёмов и рекомендаций, сочетающих в себе методики анализа средств массовой информации, ассоциаций, незаконченных предложений, наблюдений и тестирования» [7].

На наш взгляд подтверждение или опровержение существования стереотипа требует определенного, логически обоснованного алгоритма. Так, для выявления стереотипа студента, будущего специалиста в сфере информационных технологий в начале исследования мы прибегли к анализу образа специалиста сферы информационных технологий в средствах массовой информации, получив в результате преимущественно утрированные маскулинные образы (бородатый хипстер с котом или взъерошенный и неопрятный молодой человек в очках).

В ходе сопоставления с субъективными наблюдениями авторов исследования, были сформированы списки визуальных и индивидуально-психологических характеристик исследуемой категории студентов.

В качестве завершающей стадии выявления стереотипа, на базе полученных характеристик был проведен социологический опрос, включивший в себя описание визуального представления о специалисте сферы информационных технологий и выделение его основных поведенческих особенностей (с опорой, в случае затруднения респондента с ответом, на заданные образы и характеристики предварительно составленных списков).

Были опрошены студенты Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет», обучающиеся по направлениям, не связанным с информационными технологиями. В опросе приняли участие 100 студентов - будущих экономистов, юристов, биологов, филологов.

Описать будущих «компьютерщиков» или «разработчиков», сверстникам оказалось намного проще, чем будущих специалистов сферы информационных технологий. Полученные данные не выделили четких визуальных характеристик и подставили под сомнение маскулинность выбранного профессионального направления. Однако, среди личностных качеств опрошенные выделили преобладание замкнутости, самобытности, «существования на своей волне», в ответах часто фигурировал психологический термин «интроверт».

Дальнейший ход наблюдений, проводимых за студентами Сибирского федерального университета, Института космических и информационных технологий констатирует, что независимо от гендерной принадлежности (28% обучаемых девушек) и визуального разнообразия стиля, за монитором они проводят по восемь-одиннадцать часов в день, интерес к компьютеру и склонность к интеллектуальной деятельности большинство проявили уже в раннем детстве. Они склонны к уединению и проведению досуга дома, предпочитая общение посредством сетевых сервисов.

По отношению к изучению дисциплины будущие специалисты сферы информационных технологий мотивированы к обучению, поскольку четко представляют, что знание иностранного языка повышает их ценностный уровень, как специалистов, предоставляя больше возможностей для самореализации и исключения посредников. В некоторых можно отметить застенчивость, и даже тревожность; создают впечатление неуверенных в себе и часто медлят с ответом только по причине боязни сделать ошибку в произношении или грамматической структуре. Дискуссии и устные монологические высказывания являются наиболее трудными к выполнению задачами, поскольку, как уже было упомянуто, обучаемые не стремятся к говорению. Их нельзя назвать инициативными, открытыми для обсуждения любой темы, так как в большинстве из них четко прослеживается стремление либо избежать общения, либо свести это общение к минимуму, давая насколько это возможно, наиболее краткий ответ, что служит к предположению преобладания определенного психотипа.

Под психотипом мы понимаем распространенный в психологии критерий категоризации личности по шкале интроверсия - экстраверсия, введенный К. Юнгом и Г. Айзенком.

Исходя из цели исследования было проведено тестирование обучаемых для выявления преобладающего психотипа и темперамента. Было протестировано 97 студентов, обучающихся иностранному языку в Институте информационных технологий с первого по четвертый курс: 1курс -29 человек, 2 курс-27 человек, 3 курс-23 человека, 4 курс-18 человек. Выбор тестируемых исключал год поступления и обучение у определенного преподавателя.

В результате получены следующие данные: интровертами по результатам тестирования по опроснику Юнга являются 73,1% опрашиваемых; 5,1% приходится на амбивертов. Выявлено преобладание меланхолического темперамента (35,6% респондентов от общего числа тестируемых по методике Айзенка) над флегматическим и сангвиническим (29,2% и 26,8% соответственно). Комбинации «Экстраверт -Холерик» и «Экстраверт - Меланхолик» среди полученных результатов отсутствуют. Ответы 95,6% тестируемых можно считать правдивыми, повышенный уровень тревожности по сопутствующей тестированию на психотип шкале констатируется у 52,7% опрошенных.

В полученных результатах тестирования следует обратить внимание и проанализировать причины тревожности обучаемых. Они лежат частично в доминирующем психотипе и типе темперамента, а так же в исходном уровне иноязычной коммуникативной компетенции при поступлении. Среди студентов есть достаточное количество тех, у кого предмет не преподавался в школе, либо велся с перерывами. Со скудной базой знаний и умений, обучаемые автоматически оказываются в ситуации неуспеха, которая и может служить источником выявленных показателей.

Выводы. Результаты тестирования носят характер статистического подтверждения проведенных наблюдений и являются объективным доказательством наличия социально-психологического стереотипа в выбранной для исследования категории студентов. Выявленный стереотип совпадает с психотипом, поскольку верно определяет основные поведенческие характеристики выбранной для наблюдения группы студентов. Это является дополнительным доказательством верности о предположении его существования у данной группы исследуемых, поскольку «большинство исследователей склоняются к точке зрения, что стереотипы близки к истине, то есть тождественны реальности, хотя, возможно, и не в той форме, в какой она отражена в стереотипах» [8].

Подтверждением служит стереотипирование студентов Института космических и информационных технологий, проведенное Ямских Т. Н., где «у 63% обучаемых выявлена мультимодальная стратегия, у 20 % вербальная, у 12 % визуальная, и у 5% аудиальная стратегия обучения.» [9]. Приведенные данные указывают на принадлежность к лингвистическом и коммуникативно - лингвистическому типу, характеризуемые интровертированой направленностью и интересом к языковой системе. Для большинства более подходящими и предпочтительными являются рецептивные виды речевой деятельности, наиболее сложным из которых сами исследуемые отмечают аудирование, что объясняется лучшим развитием зрительного канала восприятия и зрительной памяти по сравнению со слуховыми. Таким студентам необходима опора на образ. Такие психологические качества лингвистического типа как высокая степень ответственности и склонность к сотрудничеству, взамен ярко выраженного лидерства позволяют повысить качество устного изложения материала и активность в обсуждении за счет распределения задач и уменьшения участников диалога за счет деления на назначенные ролевые группы. Ведь при наличии стремления « достичь высокого уровня иноязычной речевой компетенции, включение в активную речевую практику способно дать ускорение процесса формирования иноязычных речевых навыков» [10].

Методика обучения иностранному языку не ориентирована на стереотип, однако выявление социально-психологического стереотипа играет значимую роль при изучении индивидуально-психологических особенностей и последующем учете данных особенностей в развитии когнитивного компонента обучаемых, поскольку «существует взаимозависимость характеристик уровня обучаемости и основных параметров метапознания сферы личности» [11].

Литература:

1. Морозова Г.К. Формирование профессиональных стереотипов, 2015 URL:https://knowledge.aUbestru/psychology/3c0b65625b3ad69b5c53b89421316c36_0.html (дата обращения: 01.12.2017)

2. Carol A. Chapelle, Erik Voss 20 Years of technology and language assessment // Language learning and technology , 2016, Vol. 20, № 2 pp.116-128.

3. Бадулина Е.В. Предмет, задачи и структура педагогической психологии // Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции (28-29 марта 2017 г.) / под ред. М. В. Лукьяновой, А. С. Лукьянова, Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. с. 238-240.

4. Васильев В.Г., Ямских Т.Н. Учет психологических особенностей обучаемых при дистанционном обучении иностранным языкам // Психология образования, 2003, №4. с. 145-148.

5. Тищенко Ю.Г., Гендерные стереотипы современной студенческой молодежи: социологический анализ //Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Российский государственный политехнический университет им. М.И. Платова, 2014, URL: http://www.ncfu.ru/uploads/doc/disser_tischenko.pdf (дата обращения: 03.12.2017)

6. Семендяева О.Ю. Стереотип как социальный и социально-психологический феномен, 1986 URL:/http://www.dissercat.com/content/stereotip-kak-sotsialnyi-i-sotsialno-psikhologicheskii-fenomen (дата обращения: 02.10.2017).

7. Ткачева М. С Особенности социально-психологических стереотипов студентов-будущих педагогов о школьниках // Известия Саратовского Государственного Университета, 2012, вып 2, № 1(5) c. 52-55.

8. Декинова Т.В., Дубняга В.Ф. Информационные технологии для исследования проблем социальных стереотипов в психологической науке// Телекоммуникации и информатизация образования, 2006, № 4. c. 151-167.

9. Ямских Т.Н. Перцептивная модальность как параметр содержания модели обучаемого // Научное обозрение: гуманитарные исследования, 2016.- №12. - С. 74-81.

10. Свирина Л.О. О некоторых стереотипах и роли пассивного периода в изучении иностранного языка // Филология и культура, 2015, №2(40). c. 320-325.

11. Karpov A.A., Karpov A.V., Karabushchenko N.B., Ivashchenko A.V. The interconnection of learning ability and the organization of metacognitive processes and traits of personality // Psychology in Russia: state of the Art. 2017 Vol. 10, Iss. 1. pp. 67-80. DOI: 10.11621/pir.2017.0105.

Психология

УДК 370

младший научный сотрудник НИС,

ассистент кафедры психологии Рудакова Ольга Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЙ «EDUCATIONAL TOURISM» И

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ЕЕ

РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается применение образовательной технологии «educational tourism», которая носит ярко выраженный персонифицированный характер, где педагогический результат определяется, в том числе, индивидуальной одаренностью педагога - реализующего педагогический проект в форме образовательных технологий «educational tourism». Раскрыты процедуры и операции психолого-педагогического сопровождения обучающихся, из которых складывается «educational tourism» и представляют собой опорные дидактические и психологические средства, обеспечивающие в совокупности движение субъекта обучения к заданным целям в ходе подготовки и участия его в образовательном процессе.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, educational tourism, обучающийся, педагог, обучение, образовательная технология.

Annotation. This article, the application of educational technology «educational tourism», which has a pronounced personified character, where the pedagogical result is determined, among other things, by the individual talent of the teacher - who realizes the pedagogical project in the form of educational technology "educational tourism". The procedures and operations of the psychological and pedagogical support of the students, from which "educational tourism" is formed, are the basic didactic and psychological tools that provide in aggregate the movement of the subject of instruction to the set goals during the preparation and participation in the educational process.

Keywords: psychological support, educational tourism, learning, educator ,training, educational technology.

Введение. В современных условиях совершенствования образовательной системы Российской Федерации и Республики Крым в частности, складываются достаточные основания для становления единой культуры осуществления деятельности, направленной на оказание специализированной комплексной помощи обучающемуся в образовательном процессе, создание психологических условий полноценного развития и функционирования личности будущих специалистов. Становление этой культуры является залогом и гарантом для разработки стратегической программы развития системы образования, внедрение такой образовательной технологии как «educational tourism» и психологическое сопровождение данного направления в учебном процессе [6].

В настоящее время вся система образования находится в стремительно изменяющихся условиях, реформы в общественной и образовательной сфере приводят к формированию новых социально-экономических условий, новообразований культуры, новых ценностных ориентиров, что в свою очередь отражается в содержании высшего образования. Темпы его развития должны соответствовать или опережать скорость социальных изменений [6]. В этих условиях инновационная образовательная деятельность, такая как «educational tourism» является главным фактором, определяющим сегодняшний этап развития высшего образования, в рамках которой могут быть найдены адекватные пути его будущего развития.

Так же, забота о реализации прав обучающихся на полноценное и творческое развитие остается неотъемлемой частью деятельности образовательного учреждения, а также системы образования, в том числе и высшего образования. Понятие «качества образования» в общественном сознании тесно коррелирует с такими психфизиологическими категориями, как благополучие, здоровье, защищенность, уважение, самореализация и т.д.

Сама по себе идея «educational tourism» не является инновационной. Исторический контекст исследований по данной проблематике дает нам возможность, говорить, что научно-познавательные и образовательные путешествия берут свое начало еще со времен Петра Великого, а возможно даже и раньше: обучающиеся элитных образовательных заведений отправлялись за границу, чтобы дополнить свое образование личным знакомством с историей и современным состоянием других культур [5]. Сегодня, в нашей стране, «educational tourism» все больше ассоциируется с обучением за рубежом или погружением в иную культуру через проживание в принимающей семье.

Educational tourism как инновационный метод, образовательная технология предполагает формирование у обучающихся умения учиться в различных, творческих направлениях по различным источникам и навыка погружения в иные культурные среды с достаточно быстрой способностью к адаптации. Эти путешествия является не только в контексте «пространства» (народы, страны, континенты), но и в «время» (культура, история, наследие, формы и методы познания и т.д.).

Формулировка цели статьи. В данной статье ставится цель проанализировать применения образовательных технологий «educational tourism», а также возможность их внедрение в образовательное пространство Республики Крым и выделить характерные особенности психологического сопровождения обучающихся в контексте реализации данного направления.

Изложение основного материала статьи. Создание системы психологического сопровождения в рамках «educational tourism» обучающихся в высших образовательных учреждениях Республики Крым отвечает определенным запросам образовательной, личностной и социокультурной сред, посредством современной психологической практики, т. е. необходимостью применять психологические знания в процессе обучения, воспитания и развития личности обучающейся молодежи Республики Крым, а также при формировании профессионального мировоззрения и т. д.

На сегодняшний день направления в образовательной практике, такое как «educational tourism» имеет ряд других названий, например, «career enhancement» (карьерный рост), «job development» (создание рабочих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.