ББК 81.2-9:74.580.22
М. Р. Ибляминова Астраханский государственный технический университет
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ:
ЭФФЕКТИВНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
Иностранный язык в системе современного образования занимает особое место в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций, является важным средством общения, познания мира и расширения этого мира. Новая социально-экономическая и политическая ситуация обусловливает повышение требований к уровню языковой подготовки обучаемых.
В новой ситуации развития общества знание иностранного языка превращается в категорию, реально востребованную в практической и интеллектуальной деятельности человека. В условиях процесса глобализации и интернационализации мирового рынка труда владение иностранным языком повышает статус отечественных специалистов, усиливает их профессиональную конкурентоспособность, обеспечивает успех научных и деловых контактов. Современное образование задает условия, содержание и технологии обучения, направленные на развитие соответствующих компетенций и качеств личности будущих специалистов. Знание иностранного языка должно обеспечивать доступ к зарубежным источникам информации, без чего в настоящее время немыслима не только исследовательская деятельность специалиста, но во многих случаях и чисто практическая. Социальный заказ выражается в престижности знания иностранного языка, в приоритетах, которые ставят перед собой студенты, тем самым актуализируя прагматические аспекты изучения иностранного языка.
В условиях современного образовательного процесса важно развить интерес к накоплению знаний, инициировать понимание ценности изучения иностранного языка как способа расширения жизненного и профессионального пространства.
Однако методы обучения иностранным языкам пока не в полной мере могут удовлетворить потребности общества и личности. Ни для кого не секрет, что большинство заканчивающих среднюю школу не умеют практически пользоваться языком. После поступления в вуз иностранный язык также не становится для студента ценностью, если только он имеет личностносмысловой мотивации. Языковой аспект остается как бы на периферии интересов студентов. Вследствие этого необходимо искать пути повышения эффективного изучения иностранного языка в высшей школе.
Эффективное изучение иностранного языка является одной из проблем педагогической психологии на протяжении многих лет. Данная проблема применительно к студенческому возрасту исследована недостаточно. Но в последние годы заметно возрос интерес к данной теме и была проведена большая работа по улучшению преподавания иностранных языков в учебных заведениях различного типа. Значительно увеличилось количество методических исследований на материале языковых и неязыковых вузов. Особое внимание данной проблеме уделяли в своих работах Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдова, А. К. Маркова, П. Я. Гальперин, А. М. Матюшкина и многие другие исследователи [1-3].
Следует отметить, что на эффективное изучение иностранного языка в высшей школе влияет ряд особенностей. Студенты первых курсов объективно имеют неодинаковый уровень знаний школьной программы по различным причинам. Из этого следует, что студентам неязыковых вузов требуется форсированное преподавание одновременно всех разделов языка - фонетики, лексики, грамматики. Больших усилий требует также освоение навыков аудирования на различные темы.
Количество обучающихся в группе также является предпосылкой (условием) эффективного изучения иностранного языка. Доказано: чем меньше количество обучающихся в группе (5-8 человек), тем эффективнее происходит процесс обучения.
Специфика иностранного языка требует от студента значительных затрат времени на его изучение. При неумении студента организовать свою деятельность нельзя говорить об эффективном изучении иностранного языка.
Интенсификация обучения иностранным языкам может быть осуществлена при использовании индивидуально-психологических и психологических особенностей обучаемых, позволяющих раскрывать их резервные возможности.
По мнению Н. В. Копыловой, снижение эффективности освоения иностранного языка вызывает то, что не учитываются индивидуально-психологические особенности студентов, не предусматривается индивидуальный подход в деятельности преподавателя с учетом и в зависимости от этих особенностей [2].
На наш взгляд, успешное освоение иностранного языка основано на определенном уровне развития интеллектуальных способностей - чем он выше, тем быстрее и эффективнее освоение иностранного языка. В качестве психологических детерминантов выделяют мотивацию и волевые качества. При этом мотивационный фактор следует считать важнейшим из психологических факторов, обеспечивающих эффективность учебной деятельности. Для изучения иностранного языка необходим особо высокий уровень развития всех волевых свойств обучаемого, т. к. наличие сильной воли является одним из условий успешного изучения иностранного языка [2, 4, 5].
Успешная методическая организация учебного материала возможна, если учитывать психологические особенности обучающихся (восприятие, память, активность мышления, их жизненный опыт, круг интересов). Обучение иностранному языку с максимальной опорой на мышление учащихся и при большой их активности способствует лучшему усвоению иностранного языка и развитию интеллектуальных способностей обучающихся.
Когда преподаватель сообщает и объясняет учащимся какой-либо новый материал, то совершенно ясно, что восприятие этого материала учащимися будет невозможно, если у них будет отсутствовать внимание. Без внимания нет восприятия, а без восприятия невозможно ни понимание этого материала, ни его прочное запоминание или усвоение, ни его творческое воспроизведение и использование. Поэтому внимание следует считать одним из основных психологических условий успешности учения. Зная это, преподающий иностранный язык должен умело использовать учение психологии об основных свойствах и видах внимания. Психология говорит о том, что внимание привлекается относительно более сильными, яркими, новыми, неожиданными раздражителями. Исходя из этого, хороший педагог усиливает свой голос во время занятий, старается использовать как можно больше различных приемов и способов обучения, использует различные наглядные пособия и т. п.
Известно, что внимание активизируется, если имеется интерес к языку. Интерес же психологически основывается на понимании учебного материала и характеризуется положительным эмоциональным отношением к нему. Именно поэтому правы те преподаватели, которые прилагают усилия, чтобы студенты с интересом относились как к учебному материалу, так и к самим занятиям.
В психологии обучения иностранным языкам большое значение придается чувствительности ощущений и индивидуальным особенностям восприятия. Было доказано, что обучаемые с низким уровнем функционирования слуховых ощущений испытывают серьёзные осложнения в овладении устной иноязычной речью. Аналогичные трудности возникают у учащихся с недостаточной пластичностью артикуляционного аппарата [4]. Одна из психологических закономерностей восприятия говорит о том, что воспринимаемое всегда истолковывается человеком с точки зрения его предшествующего опыта. Эта зависимость восприятия от прежнего опыта личности называется апперцепцией. Педагог должен умело связать новый материал с уже пройденным, при этом добиваясь эффективного усвоения, чтобы обеспечить понимание дальнейшего [1, 3].
Эффективное усвоение учебного материала требует от учащихся напряжения их памяти (оперативной, слуховой, логической, механической). Психологами установлено, что осмысленно-логическое запоминание чего-нибудь в значительной мере превосходит механическое. Отсюда следует, что иностранный язык надлежит усваивать путем тренировки учащихся в речевой деятельности с предварительным осознанием тех или иных языковых её особенностей.
Ученые единодушны в том, что в первую очередь необходимо изучать: 1) тип памяти (зрительная, слуховая); 2) уровень функционирования механической и логико-смысловой памяти; 3) уровень функционирования кратковременной и долговременной памяти, которые помогают достичь успеха при изучении иностранных языков.
Активно-творческое (продуктивное) владение усвоенным языковым материалом достигается только в том случае, если этот материал непосредственно объединяется с мышлением учащихся. Иначе говоря, надо учить студентов мыслить на иностранном языке. Так как мышление всегда сопровождается самостоятельной догадкой, то необходимо, чтобы речь на языке не была шаблонной, т. е. не состояла из заученных речевых стандартов, а всегда характеризовалась бы новизной и оригинальностью как по содержанию, так и по лексико-грамматическому оформлению. Обучение иностранному языку с максимальной опорой на мышление студентов и при большой их активности способствует эффективному изучению иностранного языка и развитию интеллектуальных способностей студентов.
С точки зрения некоторых исследователей (Г. В. Ейгер, И. А. Рапопорт, Г. Я. Узилевский), способности к изучению иностранного языка также облегчают быстрое образование интер-и интравербальных связей, способствуют гибкости трансформационных процессов в речевой деятельности и формированию специфического типа лингвистического мышления, переходу на новый психолингвистический «угол зрения» [1-3].
Таким образом, процесс эффективного изучения иностранного языка сопровождается выработкой у студентов новых психофизиологических механизмов, с помощью которых они должны иначе отражать объективную действительность.
Однако наблюдения показывают, что многие высшие учебные заведения практикуют репродуктивную (воспроизводящую), деятельность студентов. Большинство студентов заучивают наизусть материал, не понимая грамматических особенностей языка и не владея навыками перевода. В результате, когда студент сталкивается с необходимостью сказать что-то на иностранном языке, он не может успешно решить эту задачу.
По нашему мнению, следует уделять внимание непроизвольному запоминанию, т. к. оно создает благоприятные условия для эффективного изучения иностранного языка, при котором материал удерживается в памяти не потому, что его нужно запомнить, а потому, что его нельзя не запомнить, т. к. студент заинтересован содержательной стороной заданий. Исследования показывают, что непроизвольное запоминание обеспечивает более прочное удержание материала в памяти и что им можно управлять. Напротив, опора на произвольное запоминание в студенческой аудитории часто приводит к быстрой утомляемости, потере интереса к изучению иностранного языка и нежеланию заниматься им [4, 5].
Анализ существующей научно-методической базы показывает, что методы обучения, применяемые в процессе обучения студентов в вузе, нуждаются в коррекции и эффективное изучение иностранного языка достигается при отлично продуманной системе приемов обучения языку, базирующейся на знании индивидуально-психологических особенностей студентов.
При изучении иностранных языков в неязыковых вузах возникают определенные трудности, связанные с овладением и усвоением иноязычного материала в отсутствие естественной языковой среды. Поэтому поиски более эффективных методов обучения являются совершенно закономерными. Так, например, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что обучению говорению посвящены работы И. А. Зимней, П. Б. Гуревича, Ю. А. Кудряшовой, Л. П. Кобловой, В. А. Морской, Е. А. Маслыко, Л. Ю. Невуевой, Г. П. Пустынниковой, О. В. Сухих, З. И. Устиновой. Проблема обучения пониманию иноязычной речи исследовалась в работах Л. И. Апатовой, Л. В. Шилкиной, Б. В. Беляева. Проблема обучения чтению как процессу извлечения информации достаточно полно разработана исследователями, и многие теоретические положения нашли отражение в учебных пособиях по иностранным языкам. На занятиях по иностранному языку, особенно в процессе обучения чтению, следует формировать навыки и умения, которые конкретно указаны в квалификационных характеристиках специалиста, а также научить студентов читать литературу по специальности - чтобы в дальнейшем быть в курсе развития научно-технической мысли за рубежом, инженер должен владеть «рациональными приемами поиска и использования научно-технической информации» [5]. Следует отметить, что обучение чтению является главной проблемой в вузах такого типа. Эта проблема исследовалась в диссертациях И. Н. Суслова, Л. А. Абраменко, Г. И. Славиной, Г. К. Зенкевича, описана в исследованиях З. И. Клычниковой.
Для вузов неязыковых специальностей не менее важными являются и вопросы организации обучения иностранным языкам, использования программированного обучения, обучения реферированию и аннотированию. По мнению Г. В. Роговой, изучение условий обучения иностранным языкам в вузах раскроет те резервы, использование которых поможет улучшить обучение этому предмету и повысить качество подготовки по иностранным языкам. К ним относят следующие три: 1) более рациональная организация обучения; 2) более целенаправленная организация учебного материала и действий учащихся с ним; 3) более широкое использование «внутренних резервов (возможностей) студентов [5].
И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев выделяют следующие аспекты повышения эффективного изучения иностранных языков:
- комплексность (интегральность) обучения;
- внутреняя мотивированность обучения;
- коммуникативная направленность обучения - глобальность цели;
- сознательность обучения;
- учет родного языка обучающихся;
- интенсивность обучения.
В настоящее время средством успешного освоения иностранного языка являются активные формы обучения, разрабатываемые на основе профессионально ориентированного языкового материала, в частности ролевые и деловые игры, игровое моделирование. Активные формы обучения представляют собой совокупность способов организации учебно-познавательной деятельности студентов, активизирующих их мыслительную деятельность при усвоении нового учебного материала и реализации уже имеющихся знаний. Не менее существенную роль в усилении ориентации на активное изучение иностранного языка в вузе оказывает ещё одна особенность профессиональной деятельности - новый рост «живого» общения на иностранном языке через средства телекоммуникации. Такая форма повышения эффективности обучения иностранным языкам является перспективной в языковой подготовке, т. к. студент проявляет познавательную самостоятельность и тем самым становится субъектом деятельности и общения.
Как показывает анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эффективного изучения иностранного языка, большое влияние на процесс успешного овладения иностранным языком оказывают разнообразные факторы: общепедагогические, методические, индивидуально-психологические, психофизиологические, социальные, что позволяет выделить три основные проблемы, мешающие эффективному изучению иностранного языка в высшей школе:
1. Преодоление языкового барьера (психологические барьеры, затруднения в выражении и понимании мысли на иностранном языке).
2. Отсутствие у студентов стимулов и языковой среды.
3. Отсутствие у студентов реальных возможностей по применению формируемой коммуникативной компетенции в будущем. Если изучение иностранного языка является целью в сфере профессионального общения в будущем, то усвоение будет эффективнее, чем в том случае, когда он является только учебным предметом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1965. - С. 1-213.
2. Копылова Н. В. Методический подход к определению основных психологических особенностей обучаемых иностранному языку в вузе // Психолого-педагогические аспекты непрерывного многоуровневого образования / Твер. гос. ун-т. - 1998. - Т. 11. - С. 16-49.
3. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1969. - С. 1-154.
4. Кутейников А. Н. Психологические факторы обучаемости студентов иностранному языку в неязыковом вузе / Санкт-Петербург. гос. ун-т. - СПб., 2002. - С. 1-154.
5. Рогова Г. В. О повышении эффективности обучения иностранным языкам в вузе // Иностранные языки в высшей школе. - 1975. - Вып. 10. - С. 18-23.
Статья поступила в редакцию 20.12.2006
FOREIGN LANGUAGE IN HIGH SCHOOL:
EFFECTIVE STUDY
М. R. Iblyaminova
There are three main problems of effective study of foreign language in the university: 1) overcoming of language barrier; 2) the absence of stimuli and real situation; 3) the lack of possibilities to use communicative competence in future. The effective study of foreign language has been one of the problems of pedagogical psychology for a long time. The solution of the given problem can be carried out with participation of individual-psychological and psychological abilities of students (their perception, memory, active thinking, attention, abilities and etc.), which should be taken into account in methodic organization of educational materials. According to psychological determination of successful study of foreign language the motivation, strong-willed qualities are singled out, they are the most important psychological factors. The other important factors are to organize foreign language training, to use the programmed learning, reviewing and annotation as one of the effective forms mastering of foreign language. In modern training method the active forms of training (role plays, business games) are used as means of successful studying of language.