Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ'

К ВОПРОСУ ОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / МОРАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА / ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КУРСАНТ / СИЛОВОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ / STRONG-WILLED QUALITIES / MORAL AND VOLITIONAL SPHERE / TRAINING OF THE EMPLOYEE OF LAW-ENFORCEMENT BODIES / CADET / POWER DETENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасенко Александр Алексеевич, Крамской Иван Сергеевич, Амельченко Ирина Анатольевна

В данной работе авторы рассматривают степень выраженности волевых качеств у двух групп курсантов: а) группа курсантов третьего курса не имеющих опыта занятий в секциях спортивных единоборств (специального отбора не проводилось); б) группа курсантов-спортсменов, имеющих значительный опыт занятия различными видами единоборств и высокие спортивные разряды (не ниже кандидата в мастера спорта). А так же влияние типа темперамента сотрудника на его предрасположенность к ведению рукопашной схватки. В статье содержатся результаты психологического тестирования этих двух категорий курсантов и результаты объективного контроля, дающие основания сделать определенные выводы о состоянии морально-волевой сферы курсантов занимающихся и не занимающимися спортивными единоборствами в аспекте их подготовки к силовому задержанию правонарушителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тарасенко Александр Алексеевич, Крамской Иван Сергеевич, Амельченко Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF INDIVIDUALIZING PROFESSIONAL PREPARATION OF ATS EMPLOYEES FOR ACTIONS IN EXTREME CONDITIONS

In this paper, the authors consider the degree of expression of volitional qualities in two groups of cadets: a) a group of third-year cadets with no experience in the sections of martial arts (special selection was not carried out); b) a group of cadets-athletes with significant experience in various types of martial arts and high sports categories (not lower than the candidate master of sports). As well as the influence of the type of temperament of the employee on his predisposition to melee. The article contains the results of psychological testing of these two categories of cadets and the results of objective control, giving grounds to draw certain conclusions about the state of moral and volitional sphere of cadets engaged and not engaged in sports martial arts in terms of their preparation for the detention of the offender.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ»

Например:

1) 'Не shoved the cart down the incline.

2) He nudged the golf ball into the hole.

Выводы. Итак, интегральная семантическая структура конструкции каузации движения складывается из каузативного и директивного компонентов (cause, move) и представляет дифференцированную зону каузативности - директивную.

Изучение конструкции каузации движения позволяет констатировать, что она образует достаточно сложную семантико-синтаксическую систему, охватывает и вбирает все языковые выражения, соответствующие ее матричной семантико-синтаксической схеме и реализующиеся в пределах конвенционального сценария каузативнодирективного (сложного) события.

Конструкция каузации движения является структурой со стабильным набором аргументов: агенсным, пациенсным и локативным.

Конструкция каузации движения является глагольно-ориентированным, но не глагольно-центристским образованием, так как в семантическом плане глагол определяет инвариантный диапазон репрезентаций конструкции, но не является ее логическим центром, подчиняющим себе синтаксические и аргументные позиции.

Актуализация директивной каузативности первого типа осуществляется по принципу прототипичности, так как предикаты объектнопространственной направлености, активирующие конструкцию, содержат в своей семантике и директивную, и каузативную составляющие.

Хотелось бы выделить некоторые семантические признаки конструкций, указывающие на ее обособленность относительно нормальной конструкции движения.

Во-первых, в конструкциях такого типа функционируют глаголы объектно-пространственной направленности, которые никак не могут встраиваться в непереходную конструкцию движения: heave, swing, force, drag, shake, push.

Во- вторых, конструкции такого плана являются исключительно ан-тропоморфными.

В-третьих, в смыслосодержащих схемах такого типа подчеркивается намеренность, интенциональность агенсного аргумента.

В-четвертых, эта интенциональность все же имеет определенную ми-шень воздействия - она направлена на преодоление препятствия. Безусловно, понятие препятствия носит в данном случае исключительно метафорический смысл. Барьер, который заставляет себя преодолеть агенс ложной или рефлексивной конструкции каузации движения, связан либо с осуществлением действия, на которое нужно затратить больше сил, чем обычно, либо с какими-либо проблемами психологического плана.

Литература:

1. Ковальская Л.Г. Предикаты каузации бытия и признака в современном английском языке. // Дис. канд. филол. наук. - Пятигорск, 1984. - 153 с.

2. Лепшокова Е.А. Формирование творческих способностей у подростков на уроках английского языка в общеобразовательной школе: дисс. канд. пед. наук, 04.05.2004. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский госуниверситет, 2004 - 165 с.

3. Тищенко С.В. Контексты функционирования и когнитивно-семантические свойства конструкции каузации движения и результативной конструкции. // Дис. канд. филол. наук. - Пятигорск, 2004. - 228 с.

4. Jackendoff R. Semantic Structures. MIT Press, Cambridge, 1990. - 322 p.

5. Lakoff G. and Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago Press, 1980. - 276 p.

6. Christie A. "Hallowe'en Party". - Washington Square Press: POCKET BOOKS, 1986. - 256 p. - (HP).

7. Galsworthy J. "A Modern Comedy", "The Silver Spoon". - M.: Progress Publishers, 1976. -Book 2. - 280 p. - (MC).

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры тактико-специальной подготовки Тарасенко Александр Алексеевич

Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина (г. Белгород); кандидат юридических наук Крамской Иван Сергеевич Министерство внутренних дел РФ (г. Москва); кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта Амельченко Ирина Анатольевна

Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (г. Белгород)

К ВОПРОСУ ОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В данной работе авторы рассматривают степень выраженности волевых качеств у двух групп курсантов:

а) группа курсантов третьего курса не имеющих опыта занятий в секциях спортивных единоборств (специального отбора не проводилось);

б) группа курсантов-спортсменов, имеющих значительный опыт занятия различными видами единоборств и высокие спортивные разряды (не ниже кандидата в мастера спорта). А так же влияние типа темперамента сотрудника на его предрасположенность к ведению рукопашной схватки.

В статье содержатся результаты психологического тестирования этих двух категорий курсантов и результаты объективного контроля, дающие основания сделать определенные выводы о состоянии морально-волевой сферы курсантов занимающихся и не занимающимися спортивными единоборствами в аспекте их подготовки к силовому задержанию правонарушителя.

Ключевые слова: волевые качества, морально-волевая сфера, подготовка сотрудника органов внутренних дел, курсант, силовое задержание.

Annotation. In this paper, the authors consider the degree of expression of volitional qualities in two groups of

cadets:

a) a group of third-year cadets with no experience in the sections of martial arts (special selection was not carried out);

b) a group of cadets-athletes with significant experience in various types of martial arts and high sports categories (not lower than the candidate master of sports). As well as the influence of the type of temperament of the employee on his predisposition to melee.

The article contains the results of psychological testing of these two categories of cadets and the results of objective control, giving grounds to draw certain conclusions about the state of moral and volitional sphere of cadets engaged and not engaged in sports martial arts in terms of their preparation for the detention of the offender.

Keywords: strong-willed qualities, moral and volitional sphere, training of the employee of law-enforcement bodies, cadet, power detention.

Введение. Сотрудники полиции выполняют целый спектр задач по обеспечению правопорядка и необходимого уровня общественной безопасности. Для сохранения и поддержания правопорядка, а также, для принуждения правонарушителя выполнить требования сотрудников полиции необходимо применить силу или спец. средства. При применении мер силового принуждения одну из первейших значений играет роль психологического настроя и готовность на возможное противостояние, силовое либо вооруженное.

При применении физической силы, специальных средств и оружия основной задачей является быстрая и эффективная нейтрализация или задержание правонарушителя. Но при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, сотрудник полиции не только должен быстро дать юридическую оценку действиям нарушителя в сложной стрессовой обстановке, но и при выборе своих тактических действий по пресечению противоправных действий обязан принимать во внимание потенциальную степень опасности противника, как для себя, так и для окружающих граждан (его психологическое состояние, антропометрические данные, вооруженность и т.п.). Данное необходимо выполнить в условиях ограниченного времени и понимания ответственности за принятие ошибочного решения.

Изложение основного материала статьи. Высокий уровень специальной психологической подготовленности к силовым действиям по задержанию нарушителя предполагает комплексное проявление самых различных качеств. Недостаточное развитие даже одного из них часто является причиной того, что сотрудники не всегда могут успешно справляться с оперативно-служебными задачами по силовой нейтрализации преступника [1, 3, 4]. Поэтому воспитание моральных, волевых и специальных психических качеств должно занимать важное место в подготовке курсантов вузов системы МВД России на всем протяжении обучения [3, 4, 5].

Основной целью представленной работы было определение степени выраженности волевых качеств и их влияние на способность ведения рукопашного поединка, а также выявление предрасположенности испытуемых к ведению единоборств, в зависимости от типа темперамента. Поэтому в процессе исследования данные обследования курсантов контрольной группы сопоставлялись с данными сотрудников, явно предрасположенных к ведению рукопашного поединка - это курсанты-спортсмены высокой квалификации.

При организации исследования применялась следующая методика: в качестве информативных психологических тестов был использован мотивационный тест Кеттелла, который включает оценку возможных страхов, отношение к карьере и к самому себе. Этот тест взят как один из основных для выявления характеристики волевых качеств, т.к. полученные результаты в ходе тестирования по предложенной методике отличаются надежностью и информативностью [2, 6]. Также для получения более полной информации о личностных качествах исследуемого контингента использовался опросник - тест (MMPI) - Миннесотский многосторонний личностный тест, который дает возможность диагностирования индивидов с довольно выраженными невротическими тенденциями и определить некоторые другие параметры личности. Для более широкого охвата всех характеристик (качеств) воли, в процессе исследования использовался тест Люшера, распределение в ряду картинок, окрашенных в различные цвета, в определенном порядке цветогаммы, и, как дополнение ко всему, использовалась (МИС) - методика исследования самоотношения. С помощью всех вышеназванных тестов была заполнена карта типологических особенностей нервной системы и волевых качеств каждого испытуемого, разработанная в 7-и бальной шкале и оцененная по 10-и характерным качествам воли.

Многочисленность тестов для этой карты дает наиболее точную личностную характеристику испытуемых, согласно следующей методике.

Непосредственно перед проведением обследования было подробно объяснено всем испытуемым, для чего оно проводится, и после тестирования доведены результаты.

Обработка (интерпретация) психологических тестов по Кеттела, Люшера, МИС, КОТ и MMPI проводились совместно с квалифицированным психологом.

В эксперименте приняли участие 2 группы: взвод курсантов третьего курса (контрольная группа), состав: 24 человека - специального отбора не производилось; и 13 человек - группа высококвалифицированных спортсменов (курсантов) имеющих спортивные разряды не ниже кандидата в мастера спорта по одному из видов единоборств.

В ходе исследования использовались специальные приборы:

- кинематометр (определялись данные по «внешнему» и «внутреннему» балансу нервных процессов, а также подвижности процессов (возбуждении, торможения), инертности процессов (возбуждения, торможения). (Применялась кинеманометрическая методика Е.П. Ильина);

- электронный секундомер (с его помощью были определены такие важные показатели, как реакция простого и сложного реагирования (реакция выбора)). В результате обработки этих двух показателей было определено ВЦЗ - время центральной задержки у каждого испытуемого, а также ранжировался результат на всю группу по индивидуальным показателям. Помимо этого был зафиксирован весьма информативный показатель реакции - это РДО - реакция на движущийся объект, которая характеризует психическую устойчивость.

Для получения более полной картины, по индивидуальным данным Теппинг-теста (прибор «Теппинг -1») был произведен расчет показателей силы нервной системы как у курсантов, так и у высококвалифицированных спортсменов, что дало возможность составить сравнительные характеристики по

исследуемому параметру и получить соотношения между группами в %.

Изучение личности курсанта в аспекте его предрасположенности к ведению силового единоборства дает возможность в дальнейшем проводить правильную профориентационную политику по более целесообразному использованию сотрудника в оперативно-служебной деятельности. В результате обследования типологии нервной системы курсантов контрольной группы и высококвалифицированных спортсменов удалось выявить ее основные свойства, распределенные в процентном соотношении, согласно приведенным групповым данным в таблице №1.

Таблица № 1

Типологические особенности основных свойств нервной системы обследованных курсантов и высококвалифицированных спортсменов (%)

Типологические особенности свойств обследованных курсантов обследованных

нейродинамики спортсменов

Сила нервной системы:

большая 8,3 15,3

средняя 37,5 13,3

слабая (малая) 54,1 69,4

Внешний баланс:

преобладание возбуждения 16,6 7,7

уравновешенность 50,0 46,15

преобладание торможения 33,4 46,15

Внутренний баланс:

преобладание возбуждения 20,8 23,1

уравновешенность 70,9 53,8

преобладание торможения 8,4 23,1

Возбуждение:

подвижность 75,0 61,5

инертность 25,0 38,5

Торможение:

подвижность 45,8 92,3

инертность 54,2 7,7

Исходя из данных сводной таблицы № 1, проанализируем показатели типологических особенностей свойств нейродинамики у курсантов и спортсменов.

По силе нервной системы у спортсменов преобладание слабой нервной системы (66,9%), остальные -средняя (15,3%), (большая - 15,3%) сравнительно с курсантами соответственно (54,1%) и (37,5%); (8,3%). По «внутреннему» балансу у спортсменов преобладание уравновешенности составило (53,8%), торможения (23,1%), возбуждения (23,1%), также хороший показатель по уровню «внутреннего» баланса у курсантов экспериментальной группы:

- преобладание уравновешенности (70,8%),

- преобладание возбужденности (20,8%),

- преобладание торможения (8,4%).

Следующей типологической особенностью является «подвижность» нервных процессов. В исследовании этой типологической особенности нами были получены следующие данные:

- у большинства спортсменов обнаруживается подвижность процессов возбуждения (61,5%), инертность - соответственно (38,5%);

- у курсантов (75,0%) - подвижность, инертность - (25%).

Имея такой показатель в подвижности, нельзя делать вывод о выигрышном положении вообще. Имея преимущество в скорости напряжения мышц (при наличии подвижности возбуждения), хотя это преимущество не весьма значительное, курсанты в группе обследованных могут отставать от спортсменов в скорости расслабления (при наличии инертности торможения). Как раз этот факт подтверждает следующая характеристика:

- подвижность торможения у высококвалифицированных спортсменов составила (92,3%), инертность торможения (7,7%);

- подвижность торможения у контрольной группы курсантов составила (45,8%), инертность (54,2%).

Способность быстро напрягать и расслаблять все рабочие группы мышц и говорит об уровне

профессионализма спортсмена, а также о степени развитости нервных процессов и степени силы нервной системы.

Еще две весьма информативные сравнительные характеристики (показателей реагирования у курсантов и спортсменов, а также показатели точности (в мс - миллисекунды) и качества (в %) РДО - реакции на движущийся объект, которые получены в процессе исследования.

В таблице № 3, сопоставлены наиболее информативные показатели, характеризующие особенности нервной системы спортсменов-единоборцев и курсантов контрольной группы. Такими показателями определены точность реакции на движущейся объект (далее-РДО), а также качество РДО. Наиболее точный показатель РДО, естественно, оказался у спортсменов, что еще раз подтверждает факт устойчивости нервных процессов. По качеству РДО у спортсменов на 3-х пороговых уровнях (300, 500 и 800 мс) в (%) соотношение с курсантами на (+20%) выше реакция запаздывания - это характеризует бойцов высокой квалификации, как осторожных, выверяющих каждый свой шаг, каждое движение. Основываясь на своем опыте ведения боев, спортсмены знают последствия неподготовленности атаки или защитных действий, что характерным образом противоположно в отношении контрольной группы курсантов, у которых реакция на преждевременное действие гораздо выше, чем у спортсменов (от 5% до 20%) - этот факт говорит о неосторожности и неопытности исследуемого контингента.

Таблица № 2

Сравнительная характеристика показателей точности в (мс) и качества (в %) РДО у высококвалифицированных спортсменов и курсантов

Показатель Группа обследованных Точность РДО Качество РДО, (%)

300 мс 500 мс 800 мс 300 мс 500 мс 800 мс

п* + = - + = - + = -

Обследованные курсанты 24 56,45 78,1 100,25 25,9 7,92 66,2 50,4 2,5 47,1 52,5 2,5 45

Высококвалифицирова нные спортсмены 13 66,6 66 75 20,7 3,8 75,5 34,6 6,9 58,5 30,8 5,4 63

п*- количество участников в группе

Выводы. Делая выводы по проделанной работе необходимо отметить:

Анализ научной литературы и проведенное исследование доказывают, что для спортсменов, занимающихся различными видами единоборств характерны повышенное внимание, эффективное зрительное восприятие, быстрота сенсомоторного реагирования и оперативного мышления, быстрота и точность двигательных реакций, легкость образования и перестройки двигательных навыков. Связано это с тем, что в единоборствах на первый план выступает система перцептивно-интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, протекающих в беспрерывно изменяющихся условиях деятельности при дефиците времени для восприятия и анализа ситуаций, принятия и реализации решений, при активном противодействии соперника.

Следовательно, при попадании в экстремальную ситуацию, связанную с силовым противостоянием с преступным элементом сотрудник, занимающийся любым видом единоборств в силу более развитых психических и физических реакций на внешний раздражитель, имеет намного больше шансов на положительный для него исход поединка, нежели среднестатистический сотрудник, не имеющий опыта занятия в секциях спортивных единоборств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основываясь на вышеизложенном для повышения эффективности подготовки, необходимо решение нескольких условий:

— сформировать психологическую подготовленность к предстоящему противостоянию с вооруженным противником;

— правильно оценить возможности преступника и выработать тактику действий для противостояния вооруженному противнику;

— сформировать необходимый арсенал умений и действий необходимых для противостояния вооруженному преступнику;

— следующее условие, умение применить при противостоянии противнику полученный в ходе подготовки арсенал умений и действий, а также психологических приемов подавления противника.

Для решения выше перечисленных условий, коллектив авторов считает необходимым рекомендовать включение схваток по упрощенным правилам борьбы, бокса, кикбоксинга, рукопашного боя и т.д. в учебные занятия по физической подготовке, а также при проведении комплексных междисциплинарных занятий.

Литература:

1. Баркалов С.Н., Флусов Е.В. Методические подходы к обучению сотрудников патрульно-постовой службы полиции взаимодействию при силовом задержании правонарушителя // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. № 3. С. 8-12.

2. Гувакова И.В., Джафарова О.А., Кузнецова Л.А. и др. Психофизиологическое стресс-тестирование спортсменов средствами компьютерного биоуправления // Тр. между-нар. науч.-практ. конф., 3-5 июня 2008 г. -Ростов-н/Д: ИПО ПИ ЮФУ., 2008. - с. 240-242.

3. Кузнецов М.Б. Некоторые моменты обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России боевым приемам борьбы // Актуальные проблемы развития физической культуры слушателей образовательных организаций МВД России: сборник статей. - Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2018. - с. 95-99.

4. Кутергин Н.Б. Психологическая подготовка курсантов ВУЗов МВД России / Совершенствование физической, огневой, и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник материалов XIX Всероссийской научно-практической конференции 30 июня 2011г. В 2-х частях. - Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2011. - С. 40

5. Подрезов И.Н. Совершенствование профессионально-значимых двигательных качеств слушателей образовательных организаций МВД России в процессе физической подготовки // Наука-2020. 2018. № 1-1 (17). С. 57-61.

6. Утюж А.С., Загорский В.А., Юмашев А.В., Нефедова И.В., Лушков Р.М. Оценка психоэмоционального статуса и анализ уровня тревожности студентов первого курса медицинского университета // Роль науки в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях, 2016. - с. 148-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.