Научная статья на тему 'Содержание физической подготовки курсантов военного вуза'

Содержание физической подготовки курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
103
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ / СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TYPOLOGICAL FEATURES OF THE MANIFESTATION OF PROPERTIES OF THE NERVOUS SYSTEM / PHYSICAL PREPARATION / VOLUNTARY MOTOR TECHNIQUES / STYLE OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кривощекова О. Н., Бебинов С. Е., Сумина В. В.

При организации физической подготовки курсантов военного вуза особое место занимает анализ индивидуально-психологических особенностей. В статье отражены типологические различия курсантов танковых и десантных подразделений ОАБИИ. Отмечается, что большинство обследованных курсантов имеют типологический комплекс, способствующий выполнению избранной ими профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кривощекова О. Н., Бебинов С. Е., Сумина В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contents of Physical Training of Military Academy Students

When organizing the physical training of cadets of a military university, a special place is taken by the analysis of mental activity carried out from the standpoint of an individual approach. The article reflects the typological differences between the cadets of the tank and landing units of the OABII. It is noted that most of the cadets examined have a typological complex that contributes to the implementation of their chosen professional activities.

Текст научной работы на тему «Содержание физической подготовки курсантов военного вуза»

Электронный нвучно-методичесщй журнал

Омского TßYHfl

Кривощекова О. Н., Бебинов С. Е., Сумина В. В.Содержание физической подготовки курсантов военного вуза // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - № 4 (19) октябрь - декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/4/00786.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 796

Кривощекова Ольга Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическая культура и спорт» ФГБОУВО СибАДИ, г. Омск krivoshokova.ru@gmail. com

Бебинов Сергей Евгеньевич

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Организация и безопасность движения» ФГБОУ ВО СибАДИ, г. Омск bebinov. ru@gmail. com

Сумина Виктория Владимировна

Старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск vv.sumina@omgau.org

Содержание физической подготовки курсантов военного вуза

Аннотация. При организации физической подготовки курсантов военного вуза особое место занимает анализ индивидуально-психологических особенностей. В статье отражены типологические различия курсантов танковых и десантных подразделений ОАБИИ. Отмечается, что большинство обследованных курсантов имеют типологический комплекс, способствующий выполнению избранной ими профессиональной деятельности.

Ключевые слова: типологические особенности проявления свойств нервной системы, физическая подготовка, произвольные двигательные методики, стиль деятельности.

Содержание физической подготовки курсантов военного вуза направленно на повышение их боеспособности. В современных условиях перед государством стоит задача создания меньших по составу, но более боеспособных и мобильных вооруженных сил, оснащенных современным оружием. Такая постановка вопроса требует дополнения содержания учебного и учебно-тренировочного процессов в военных вузах.

В рамках учебного процесса по физической культуре в военном вузе занятия проводятся не только в сетке учебного расписания, но и дополнительно во время самоподготовки военнослужащих.

По имеющимся сведениям, становлению военного специалиста способствуют его психофизиологические задатки, в роли которых выступают типологические особенности проявления свойств нервной системы [1, 2, 3, 4].

Значительное количество исследований, изучающих влияние типологических особенностей проявления свойств нервной системы на деятельность, проведено в сфере физической культуры и спорта. Убедительно показано, что эффективность и стилевая

направленность спортивной деятельности связана с проявлением типологических комплексов, содействующих формированию различных физических качеств и стилей спортивной деятельности [4].

В задачу нашего исследования входило обоснование рекомендаций по содержанию физической подготовки курсантов военного вуза, обучающихся различным воинским специальностям.

Организация исследования. Исследование проводилось на кафедре физической подготовки Омского автобронетанкового инженерного института, филиала ФГКВОУ ВО ВА МТО.

Для обоснования совершенствования физической подготовки курсантов, с использованием произвольных двигательных методик изучались типологические особенности проявления свойств нервной системы. Определялась сила нервных процессов по возбуждению, их подвижность, отдельно внешний и внутренний балансы. [3].

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные данные об индивидуальных особенностях выявили различия в структуре типологических характеристик курсантов, проходящих обучение различным воинским специальностям (табл.).

Результаты тестирования показывают, что большинство военнослужащих обладают слабым типом нервной системы (66,7% случаев у десантников и 60,7% у танкистов). Слабость нервной системы характеризуется высоким уровнем пороговой чувствительности. Эта особенность обеспечивает предпосылки к более высокой общей активности и работоспособности курсантов со слабой нервной системой по отношению к субъектам с ее сильным типом [4].

Таблица

Типологические особенности проявления свойств нервной системы _у курсантов-десантников и курсантов-танкистов_

Курсанты- Курсанты-танкисты

Типологические подгруппы десантники

N чел % N чел %

случаев случаев

Сила нервной Большая 8 33,3 24 39,3

системы Малая 16 66,7 37 60,7

Подвижность Высокая 10 41,7 37 60,7

возбуждения Низкая 14 58,3 25 40,98

Подвижность Высокая 16 66,7 41 64,2

торможения Низкая 8 33,3 21 34,4

Преобладание возбуждения 9 37,5 19 31,14

Внешний баланс Уравновешенность 5 20,83 14 22,95

Преобладание торможения 10 41,66 29 47,5

Внутренний баланс Преобладание возбуждения 7 29,2 22 36,1

Уравновешенность 8 33,3 23 37,7

Преобладание торможения 9 37,5 17 27,9

Курсантам-десантникам свойственна инертность возбуждения (58,3%) и подвижность торможения (66,7%). Первая особенность способствует проявлению атакующего стиля деятельности, высокой интенсивности внимания и бдительности. В тоже время этот показатель позволяет проявлять более высокую работоспособность на фоне утомления и низкую мотивационную и установочную ригидность [5].

Курсанты-танкисты обладают в большинстве случаев подвижностью нервных процессов (60,7 % случаев подвижности возбуждения и 64,2 % случаев подвижности торможения). Сочетание подвижности возбуждения и торможения способствует высокой скорости формирования установки и ее высокой ригидности. Лица, характеризующиеся этим типологическим комплексом склонны к проявлению скоростных и координационных способностей [5].

Курсантам-десантникам свойственно преобладание торможения по внешнему и внутреннему балансам нервных процессов (41,66 % и 37,5 % случаев соответственно). Эта особенность способствует адаптации к помехам, возникающим в процессе выполнения деятельности и устойчивости к эмоциональному напряжению [2, 3].

Большинство курсантов танковых подразделений обладают преобладанием торможения по внешнему (47,5 % случаев) и уравновешенностью по внутреннему (37,7 % случаев) балансам. Преобладание торможения по внешнему балансу в сочетании со слабой нервной системой позволяет проявлять монотоноустойчивость при выполнении деятельности [3, 4]. Эти типологические особенности входят в комплекс, способствующий проявлению подготовительного стиля деятельности. Сочетание уравновешенности по внутреннему балансу и подвижности возбуждения обуславливают более короткое время реагирования на непредвиденные раздражители [4].

Результаты исследования свидетельствуют, что большинство обследованных курсантов имеют типологический комплекс, способствующий выполнению избранной ими профессиональной деятельности.

Слабость нервной системы у представителей обоих воинских специальностей способствует проявлению подвижности, активности и обучаемости. Курсанты-десантники характеризуются типологическими особенностями, способствующими атакующему стилю. Они обладают устойчивостью к помехам в условиях повышенного нервно-психического напряжения. В тоже время на фоне быстрого формирования установки к выполнению деятельности они имеют ее низкую ригидность. Эта особенность, безусловно, должна учитываться при постановке перед военнослужащими задач учебного и боевого характера. Физическая подготовка военнослужащих воздушно-десантных подразделений в значительной степени должна предусматривать элементы неожиданности предъявляемых заданий. Этому способствует использование в учебно-тренировочном процессе гимнастических спортивных снарядов и средств обучения единоборствам.

Имеющиеся у курсантов танковых подразделений индивидуальные особенности способствуют быстрому формированию установки к выполнению деятельности, и они не нуждаются в дальнейшей дополнительной мотивационной поддержке, так как эта установка имеет высокую ригидность. Эти лица обладают предпосылками к проявлению подготовительного стиля деятельности, который характеризуется необходимостью предварительной программы действий, предвосхищающей возможные трудности в достижении поставленной цели. В тоже время они обладают низкой способностью к коррекции возникающих осложнений и отклонений от заранее составленного плана действий. Учитывая выявленные особенности, в физической подготовке курсантов танковых подразделений эффективно использовать упражнения ускоренного передвижения, требующие проявления значительной мотивационной направленности на преодоление состояния утомления. Применение для подготовки этих военнослужащих общеконтрольного упражнения на полосе препятствий, позволяет создать стандартные, часто повторяющиеся условия обучения, соответствующие лицам, проявляющим подготовительный стиль деятельности.

Содержание физической подготовки курсантов военных вузов необходимо планировать с учетом индивидуальных особенностей обучающихся различным военным специальностям. Полученные эмпирические данные необходимо использовать в трансформации содержания физической подготовки с условием индивидуализации и повышения эффективности образовательных технологий в вузах военного профиля.

Ссылки на источники

1. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К. М. Гуревич. - М.: Наука, 1970. - 271 с.

2. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика: Избранные труды / К. М. Гуревич. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.

3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001.

- 464 с.

4. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003.

- 384 с.

5. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта / Е.П. Ильин. - Л., 1979. - 84 с.

Olga Krivoschekova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports FSBEI HE SAHA, Omsk krivoshokova.ru@gmail. com

Sergey Bebinov

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Organization and traffic safety" FSBEI HE SAHA, Omsk bebinov.ru@gmail.com

Victoria Sumina

Senior lecturer

of the Department of Physical Culture and Sports FSBEI HE Omsk SAU, Omsk vv.sumina@omgau.org

Contents of Physical Training of Military Academy Students

Annotation. When organizing the physical training of cadets of a military university, a special place is taken by the analysis of mental activity carried out from the standpoint of an individual approach. The article reflects the typological differences between the cadets of the tank and landing units of the OABII. It is noted that most of the cadets examined have a typological complex that contributes to the implementation of their chosen professional activities.

Keywords: typological features of the manifestation of properties of the nervous system, physical preparation, voluntary motor techniques, style of activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.