Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ТИПОВЫХ СТРАТЕГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО СНИЖЕНИЮ РЕЦИДИВА ПРЕСТУПНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)'

К ВОПРОСУ ОБ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ТИПОВЫХ СТРАТЕГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО СНИЖЕНИЮ РЕЦИДИВА ПРЕСТУПНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ООН / рецидивизм / реформа пенитенциарной системы / международное сотрудничество по борьбе с преступностью / стратегия ООН по сокращению рецидивизма / программа ООН в области уголовного правосудия и предупреждения преступности. / UN / reoffending / reform of the penitentiary system / international cooperation in the fight against crime / UN Strategy on Reducing Reoffending / UN Crime Prevention and Criminal Justice Program

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скирда Максим Владимирович

Одной из приоритетных задач мирового значения является снижение рецидива преступности. В статье рассматриваются вопросы разработки и имплементации в российскую правовую систему стандартов ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию в целом и типовых стратегий ООН по снижению рецидивизма в частности как универсальной модели, адаптированной к национальным условиям. Цель: выявление принципиальных особенностей стратегий ООН и их реализации в законодательстве России на современном этапе. Методологическую основу исследования составляют положения диалектического метода познания. Использовались также методы формально-юридического и логического анализа, дедукции и индукции. Исследование позволило выявить, что типовые стратегии главным условием снижения рецидивизма признают индивидуализацию на каждой стадии уголовного судопроизводства. Стратегии призывают к эффективной реализации мер, не связанных с лишением свободы, включая замену уголовной ответственности другими видами исправительного воздействия, предназначенными для исключения правонарушителей из системы уголовного правосудия и представляющими альтернативу заключению под стражу. Они рассматривают вопросы функционирования реабилитационных программ, направленных на снижение рецидивизма, которые базируются на потребностях конкретных лиц. Автором сформулирован вывод о том, что темпы развития российского законодательства и правоприменительная практика соответствуют самым современным стандартам ООН в сфере предупреждения преступности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPLEMENTATION OF THE UN MODEL STRATEGIES ON REDUCING REOFFENDING IN NATIONAL LEGISLATION (CASE STUDY OF THE RUSSIAN FEDERATION)

One of the priorities of global importance is to reduce reoffending. The article examines the issues of the development and implementation of the United Nations standards on crime prevention and criminal justice in the Russian legal system, in general, and the UN model strategies on reducing reoffending, in particular as a universal model adapted to national conditions. The purpose of the paper is to identify the fundamental features of the UN strategies and their implementation in Russian legislation at the present stage. The methodological basis of the research consists of the provisions of the dialectical method of cognition. The methods of formal legal and logical analysis, deduction and induction are also used. Results: the study reveals that the model strategies recognize individualization at each stage of criminal proceedings as the main condition for reducing reoffending. The strategies call for the effective implementation of noncustodial measures, including the replacement of criminal liability with other types of corrective measures designed to exclude offenders from the criminal justice system and provide an alternative to detention. The strategies address the functioning of rehabilitation programs aimed at reducing reoffending, which are based on the needs of specific individuals. The author concludes that the pace of development of Russian legislation and law enforcement practice complies with the most up-todate UN standards in the field of crime prevention.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ТИПОВЫХ СТРАТЕГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО СНИЖЕНИЮ РЕЦИДИВА ПРЕСТУПНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

INTERNATIONAL LAW SCIENCES

Научная статья УДК 341.48

DOI 10.33184/pravgos-2024.2.24

СКИРДА Максим Владимирович

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан; Казанский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), Казань, Россия, e-mail: skimax@mail.ru, https://orcid.org/0009-0003-4489-9521

Original article

SKIRDA Maksim Vladimirovich

Department of the Ministry of Justice of the Russian Federation for the Republic of Tatarstan; Kazan Institute (Branch) of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice ofRussia), Kazan, Russia.

К ВОПРОСУ ОБ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ТИПОВЫХ СТРАТЕГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО СНИЖЕНИЮ РЕЦИДИВА ПРЕСТУПНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

ON THE IMPLEMENTATION OF THE UN MODEL STRATEGIES ON REDUCING REOFFENDING IN NATIONAL LEGISLATION (CASE STUDY OF THE RUSSIAN FEDERATION)

Аннотация. Одной из приоритетных задач мирового значения является снижение рецидива преступности. В статье рассматриваются вопросы разработки и имплементации в российскую правовую систему стандартов ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию в целом и типовых стратегий ООН по снижению рецидивизма в частности как универсальной модели, адаптированной к национальным условиям. Цель: выявление принципиальных особенностей стратегий ООН и их реализации в законодательстве России на современном этапе. Методологическую основу исследования составляют положения диалектического метода познания. Использовались также методы формально-юридического и логического анализа, дедукции и индукции. Исследование позволило выявить, что типовые стратегии главным условием снижения рецидивизма признают индивидуализацию на каждой стадии уголовного судопроизводства. Стратегии призывают к эффективной реализации мер, не связанных с лишением свободы, включая замену уголовной ответственности другими видами исправительного воздействия, предназначенными для исключения правонарушителей из системы уголовного правосудия и представляющими альтернативу заключению под стражу. Они рассматривают вопросы функциони-

Abstract. One of the priorities of global importance is to reduce reoffending. The article examines the issues of the development and implementation of the United Nations standards on crime prevention and criminal justice in the Russian legal system, in general, and the UN model strategies on reducing reoffending, in particular as a universal model adapted to national conditions. The purpose of the paper is to identify the fundamental features of the UN strategies and their implementation in Russian legislation at the present stage. The methodological basis of the research consists of the provisions of the dialectical method of cognition. The methods of formal legal and logical analysis, deduction and induction are also used. Results: the study reveals that the model strategies recognize individualization at each stage of criminal proceedings as the main condition for reducing reoffending. The strategies call for the effective implementation of noncustodial measures, including the replacement of criminal liability with other types of corrective measures designed to exclude offenders from the criminal justice system and provide an alternative to detention. The strategies address the functioning of rehabilitation programs aimed

© Скирда М.В., 2024 1921

рования реабилитационных программ, направленных на снижение рецидивизма, которые базируются на потребностях конкретных лиц. Автором сформулирован вывод о том, что темпы развития российского законодательства и правоприменительная практика соответствуют самым современным стандартам ООН в сфере предупреждения преступности.

Ключевые слова: ООН, рецидивизм, реформа пенитенциарной системы, международное сотрудничество по борьбе с преступностью, стратегия ООН по сокращению рецидивизма, программа ООН в области уголовного правосудия и предупреждения преступности.

Для цитирования: Скирда М.В. К вопросу об им-плементации типовых стратегий Организации Объединенных Наций по снижению рецидива преступности в национальное законодательство (на примере Российской Федерации) / М.В. Скирда. -DOI 10.33184/pravgos -2024.2.24// Правовое государство: теория и практика. - 2024. - № 2. - С. 192-202.

at reducing reoffending, which are based on the needs of specific individuals. The author concludes that the pace of development of Russian legislation and law enforcement practice complies with the most up-to-date UN standards in the field of crime prevention.

Keywords: UN, reoffending, reform of the penitentiary system, international cooperation in the fight against crime, UN Strategy on Reducing Reoffending, UN Crime Prevention and Criminal Justice Program

For citation: Skirda M.V. On the implementation of the UN model strategies on reducing reoffending in national legislation (case study of the Russian Federation). Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika = The Rule-of-Law State: Theory and Practice, 2024, no. 2, pp. 192-202 (In Russian). DOI 10.33184/ pravgos-2024.2.24.

Введение

Важнейшей задачей системы органов уголовного правосудия государств, как и специализированных международных органов, является снижение рецидива преступности. Результаты исследований в этой области приводят к мысли, что случаи совершения повторных преступлений можно уменьшить посредством содействия социальной реинтеграции и побуждения индивидов к отказу от совершения преступлений [1]. Безусловно, эта проблема не решается исключительно в рамках национальных систем. Необходимо обратиться к причинам преступного поведения, включая социальное неравенство, маргинализацию, дискриминацию, которые препятствуют интеграции правонарушителей в общество.

Типовые стратегии снижения рецидивизма в контексте стандартов ООН в сфере предупреждения преступности

Проекты типовых стратегий снижения рецидивизма, разработанных в соответствии с резолюцией 76/182 Генеральной Ассамблеи ООН, предлагают государствам комплексный подход к решению рассматриваемой зада-

чи. Отметим, что во многих развитых странах уровень рецидивизма после применения уголовных санкций составляет от 30 до 50 % [2]. Официальные дефиниции повторного совершения преступлений (или рецидивизма) отличаются в различных документах и даже в пределах одного контекста могут охватывать целую серию фактов - от повторных арестов до лишения свободы.

Представляется, что установление единого определения рассматриваемого явления важно как на национальном, так и на международном уровнях для оценки рецидивизма и разработки научно обоснованных методов его снижения. Отметим, что проекты типовых стратегий не предлагают универсального определения понятия «рецидивная преступность». В них рецидивизм позиционируется как совершение нового уголовного деяния лицом, ранее совершившим одно или несколько преступлений. Как и другие стандарты и нормы ООН в области уголовного правосудия и предупреждения преступности, проекты рассматриваемых типовых стратегий направлены на оказание государствам консультативной помощи в виде практических рекомендаций и не обладают императивным функционалом.

Полагаем, что государствам следует предпринять собственные усилия по разработке

193

национальных стратегий борьбы с рецидивизмом с учетом того, что уровни институциональной поддержки для реализации стратегий в разных государствах значительно отличаются. В связи с этим представляется необходимым предложить государствам адаптировать типовые меры противодействия в соответствии с национальными условиями. Отметим, что типовые стратегии главным условием снижения рецидивизма определяют индивидуализацию на каждой стадии уголовного судопроизводства. Содействие реинтеграции правонарушителей является сложной задачей, и воздействие конкретных мероприятий зачастую бывает трудно оценить [3]. Сокращение рецидивной преступности по-прежнему служит основным показателем эффективности программ социальной реинтеграции.

Необходимым компонентом обоснования каждого решения в отношении правонарушителя становится индивидуальная оценка его личности. Стратегии призывают к эффективной реализации мер, не связанных с лишением свободы, включая замену уголовной ответственности другими видами исправительного воздействия, предназначенными для исключения правонарушителей из системы уголовного правосудия, и представляющих альтернативу заключению под стражу. Кроме того, стратегии рассматривают вопросы функционирования реабилитационных программ и других мероприятий, направленных на снижение рецидивизма, базирующихся на потребностях конкретных лиц.

В случае применения лишения свободы стратегии направлены на создание в соответствующих пенитенциарных учреждениях условий, способствующих реабилитации, обеспечению процессов освобождения и реинтеграции, а также минимизации вреда. Подчеркивается важность межведомственного сотрудничества в области уголовного правосудия, представлены предложения по оценке мер по сокращению рецидивизма. Стратегии призваны дополнить существующий свод стандартов и норм ООН в области уголовного правосудия и предупреждения преступности. Их, безусловно, можно отнести к международным нормам «мягкого» права. В связи с этим данные документы следует рассматривать

в контексте других соответствующих стандартов и норм ООН, в частности Минимальных стандартных правил ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы), Правил ООН, касающихся обращения с женщинами-заключенными и мер наказания для женщин-правонарушителей, не связанных с лишением свободы (Бангкокские правила), Минимальных стандартных правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила).

Вероятность положительных результатов реинтеграции выше в случае устранения факторов, способствующих совершению преступных деяний, а также всестороннего рассмотрения потребностей правонарушителей во время и после тюремного заключения [4, p. 5-8]. Например, вполне очевидно, что подготовка к возвращению в общество должна начаться до освобождения правонарушителя из мест лишения свободы.

Отметим, что в соответствии с резолюцией 78/223 Генеральной Ассамблеи ООН в 2026 г. в Объединенных Арабских Эмиратах пройдет Пятнадцатый конгресс по предупреждению преступности и уголовному правосудию на тему «Ускорение предотвращения преступности, уголовного правосудия и верховенства закона: защита людей и планеты и достижение Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года в эпоху цифровых технологий». Важно, что основная программа работы конгресса содержит приоритетные вопросы, направленные на снижение рецидива преступности:

- поддержка инновационных и эмпирически обоснованных стратегий предупреждения преступности в интересах социального, экономического и экологического развития;

- содействие формированию социально ориентированных, инклюзивных и адаптивных систем уголовного правосудия в постоянно меняющемся мире;

- борьба с преступностью и противодействие ей, включая организованную преступность и терроризм во всех формах и проявлениях1.

1 Документ ООН E/CN.7/2023/2-E/CN.15/2023/2 18 January 2023 [Электронный ресурс]. URL: https:// documents.un.org/doc/undoc/gen/v23/001/79/pdf/ v2 300179.pdf?t0ken=hr3XPFmTbEsxSIIx0x&fe=true] (дата обращения: 01.03.2024).

194

Стандарты ООН в сфере предупреждения преступности и современная российская-правовая система

Полагаем, что Российская Федерация поступательно решает задачи по развитию пенитенциарной системы и находится в авангарде реализации современных международных стандартов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Деятельность Федеральной службы исполнения наказаний находится в спектре постоянного внимания Министерства юстиции РФ и является одним из приоритетных направлений деятельности всей системы органов российской юстиции. Министерством на данном этапе проведена большая работа по совершенствованию законодательной базы функционирования системы исполнения уголовных наказаний, направленная на ее гуманизацию, социализацию осужденных, предотвращение рецидивной преступности. Базисом Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р, является гуманизация. Лица должны отбывать уголовное наказание в условиях, не ущемляющих их человеческое достоинство. Либерализация пенитенциарных норм способствует исправлению и перевоспитанию лиц, осужденных к лишению свободы. Минюстом России принята новая редакция правил внутреннего распорядка, внесено более 200 изменений, которые существенно трансформировали пребывание в исправительных учреждениях в контексте международных стандартов. Большая роль в процессе гармонизации правового положения осужденных отводится созданию сети исправительных центров.

В рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 г. в 2024 г. планируется увеличить количество мест в исправительных центрах до 80 тыс., а к 2030 г. полностью обеспечить такими местами всех граждан, которые имеют право на замену наказания в виде лишения свободы принудительными работами. Таким образом, реализация работы по созданию исправительных центров и их наполнению требует взаимодействия всех

причастных к ней сторон, постановки и решения проблемных вопросов как в плане создания исправительных центров, так и в части их функционирования и практики назначения и реализации исправительных работ.

Не менее важным новым направлением, которое потребует значительного внимания со стороны всех заинтересованных ведомств, является реализация Федерального закона от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации». Отметим, что закон регламентирует совокупность мер, в том числе ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию, применяемых в отношении преступников, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Частично (в отношении осужденных и лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера) данный закон вступил в силу с 1 января 2024 г., а в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, он начнет действовать с 1 января 2025 г.

Пробация предполагает применение к лицу, в отношении которого она осуществляется, комплекса мер, который в зависимости от индивидуальной ситуации может включать восстановление и формирование социальных связей, консультирование по социальным и правовым вопросам, оказание психологической помощи, содействия в трудоустройстве, в получении образования, социальной и медицинской помощи, социальных услуг. Основные обязанности в этой части законом возлагаются на органы исполнения наказаний, в том числе на уголовно-исполнительные инспекции и администрации пенитенциарных учреждений. Вместе с тем полноценная реализация лежащих в основе пробации целей и задач возможна только при условии скоординированной работы всех заинтересованных служб и учреждений.

Новые стандарты ООН

по снижению рецидива преступности

Какие новации предлагают государствам разработанные в системе ООН проекты стратегий?

195

Индивидуальные подходы. Все решения, связанные с обращением с правонарушителями, должны приниматься с учетом их индивидуальных обстоятельств и базироваться на оценке рисков, потребностей, способностей и склонностей указанных лиц. В группу факторов, которые следует учитывать при проведении индивидуальной оценки, входят гендерная принадлежность и возраст правонарушителя, его семейное положение, обязанности по уходу за детьми, социально-экономический статус, образование и профессиональная подготовка или навыки, сведения о трудовой деятельности, жилищные и бытовые условия и состояние здоровья, в том числе уровень психического здоровья и любые расстройства на почве наркопотребления, предшествующие травмы, формы инвалидности. Наряду с этим важно учитывать другие факторы, имеющие отношение к преступному поведению: социальную изоляцию, различные психологические и когнитивные факторы, связанные с представлением о себе, самоидентификацией и отношением к совершению преступлений, и факторы устойчивости (сильные стороны правонарушителя, его способности и имеющиеся у него навыки решения проблем). Токийские правила 7.1, 8.1, 10.3 и Правила Нельсона Манделы 89-94 определяют, что правительствам необходимо избегать универсальности в решении проблемы рецидивизма и не рассматривать типы правонарушителей в качестве однородных группировок, всегда следует принимать во внимание конкретную ситуацию.

В отсутствие крайней необходимости следует избегать применения тюремного заключения, так как оно может усугубить факторы, влияющие на преступное поведение лица, а также увеличить имеющиеся проблемы в социальной интеграции лиц, преступивших закон. Стратегии рекомендуют отдавать предпочтение минимальным ограничительным мерам в условиях конкретной ситуации, используя тюремное заключение в качестве чрезвычайной меры. Согласно Токийскому правилу 1.4 важно установить некое равновесие между правами правонарушителей, жертв и защитой общества в целом, обеспечивая соразмерность ответных государственных действий тяжести, характеру и обстоятельствам совершения преступления. Условия тюрем-

ного содержания, в частности травмирующая среда, отсутствие общения с семьей, ограниченная возможность для получения образования и дохода, контакты с преступными элементами, могут не устранить, а повысить риски рецидива преступности.

Действительно, эффективное использование альтернатив тюремному заключению нередко способствует снижению рецидивизма, а меры по реабилитации успешнее реализуются в гражданской среде, нежели в тюрьме. Вместе с тем в условиях альтернативного наказания правонарушители по-прежнему несут ответственность за свои действия.

Стратегии рекомендуют государствам обеспечить эффективные альтернативы, не связанные с лишением свободы, на всех этапах уголовного судопроизводства. Кроме того, они предоставляют правонарушителям на любом этапе уголовного судопроизводства вплоть до вынесения приговора возможность участия в программах замены уголовной ответственности другими видами исправительного воздействия, которые обеспечивают способ реагирования на уголовные преступления и предупреждения рецидивизма без применения уголовных санкций. Преступившие закон с их согласия могут быть направлены в программы обучения, наставничества, реституционного правосудия, лечения или надзора без обязательного прохождения официальной процедуры уголовного разбирательства, что позволяет свести к минимуму их контакт с системой уголовного правосудия и уменьшить их социальную изоляцию. Прежде всего, этот метод предпочтителен для работы с криминальной молодежью. Необходимо отметить, что гендерная принадлежность - один из важных факторов, который следует учитывать при определении стратегий, способствующих успешному возвращению в общество [5, р. 76].

Минимизация предварительного заключения под стражу. Государствам необходимо разработать альтернативные предварительному заключению под стражу меры и уделить первоочередное внимание их использованию в качестве основной меры по борьбе с первичными или повторными правонарушениями, а также предлагать программы поддержки лицам, освобождающимся из заключения. Согласно Токийскому правилу 6.1 предвари-

196

тельное заключение под стражу, особенно на длительный срок, может создать или увеличить риски совершения правонарушения или рецидива и должно использоваться в судопроизводстве по уголовным делам как крайняя мера. Решения о содержании подозреваемых под стражей до суда должны быть строго ограничены ситуациями, когда это необходимо для устранения риска того, что отдельные правонарушители могут скрыться, совершить новые уголовные преступления или помешать отправлению правосудия [6, р. 3-7].

Необходимо разработать широкую линейку альтернатив предварительному заключению под стражу, таких как обязательства, поручительства, постановления о надзоре за отпущенными на поруки, под залог и мониторинг. При этом стратегии рекомендуют проявлять осторожность в отношении использования финансовых гарантий, которые на деле могут увеличить вероятность совершения преступления или рецидива либо создать дополнительные трудности для маргинализированных лиц. Кроме того, государствам следует рассмотреть вопрос об оказании необходимой поддержки лицам, ожидающим суда. Освобожденным следует оказывать помощь в реинтеграции, особенно если они находились в условиях предварительного заключения в течение длительного времени. Лицам, находящимся в предварительном заключении, необходимо предоставлять доступ к услугам правового характера с целью получения ими необходимых юридических консультаций, помощи по представительству их интересов в суде и обеспечению освобождения из-под стражи лиц, не представляющих опасности.

Вынесение приговора. При вынесении приговора следует предусматривать варианты, не связанные с лишением свободы, во всех случаях, когда это уместно, в том числе для рецидивистов. Государствам следует ограничить применение наказаний в виде тюремного заключения и требовать до вынесения приговора представления содержательных предварительных докладов о подсудимом. В этих документах необходимо отражать сведения о социальных программах, рекомендуемых правонарушителю, а также оценивать возможности конкретного лица по интеграции в обще-

ство и соблюдению условий или ограничений, которые могут быть наложены судом.

Предупреждение рецидивизма посредством реабилитации и социальной реинтеграции должно быть признано одной из официальных целей вынесения приговора наряду с защитой общества от преступности и защитой прав жертв. Политика и практика вынесения приговоров должны учитывать необходимость индивидуализации наказаний. Ограничивая соответствующие возможности судебной власти, обязательные по закону наказания обычно не способствуют реабилитации правонарушителей или предупреждению рецидивизма. Кроме того, государствам следует рассмотреть презумпцию недопустимости применения наказаний в виде краткосрочного лишения свободы, которые влекут серьезные финансовые и социальные издержки для правонарушителя и обеспечивают минимум возможностей для проведения реабилитационных мероприятий.

Политика и руководящие принципы вынесения приговоров должны способствовать применению мер, не связанных с лишением свободы, в том числе в отношении рецидивистов, и поддерживать принцип соразмерности. Закон должен предусматривать вариативность приговоров, предполагающих пребывание в общине, таких как судебный надзор, пробация, условное наказание или наказание с отсрочкой исполнения, безусловное освобождение, постановление о выполнении общественно-полезных работ, обязательное прохождение программы лечения, возмещение ущерба и предоставление компенсации жертвам, поражение в гражданских правах и штрафы. При этом необходимы меры, не связанные с лишением свободы, при использовании которых учитываются гендерные аспекты, в частности меры, адаптированные к потребностям женщин (Бангкокское правило 57). Доклады до вынесения приговора или доклады о социальном обследовании крайне важны для вынесения судами объективных и обоснованных приговоров всем правонарушителям.

Конкретные руководящие указания и организация специальной подготовки для сотрудников служб пробации и других лиц, ответственных за подготовку докладов до вынесения приговора, могут способствовать

197

обеспечению того, чтобы суды, выносящие приговоры, располагали информацией, необходимой для определения наказания, которое с наибольшей вероятностью побудит правонарушителей к отказу от противоправных действий и предотвратит повторное совершение преступлений.

В соответствии с Бангкокским правилом 61 государствам следует рассмотреть вопрос о введении обязательного требования представления специальных докладов до вынесения приговора при назначении наказаний женщинам, молодежи и представителям уязвимых или маргинализированных групп населения, включая правонарушителей с психическими расстройствами. В случае, когда речь идет о женщинах-правонарушителях, особенно важно предоставлять судебным органам соответствующую информацию об обстоятельствах, в которых они находятся на момент вынесения приговора, включая сведения об их семейных отношениях, обязанностях по уходу за детьми, потребности в психиатрической помощи. Аналогичным образом внимание следует уделять молодежи и обстоятельствам совершения ими противоправных действий.

Надзор на уровне социума (общины). Условия применения мер, не связанных с лишением свободы, должны определяться на индивидуальной основе, быть соразмерными и определенными. Государствам следует укреплять службы пробации и иные структуры, участвующие в применении мер, не связанных с лишением свободы. Надзор на уровне социума (общины) - задача, выходящая за рамки простого наблюдения за поведением правонарушителей. Этот надзор включает в себя управление риском, который представляют правонарушители, и реализацию программ гуманного воздействия. Надзор на уровне социума (общины) предполагает поддержание гуманных отношений с правонарушителями с целью побудить их к отказу от совершения преступлений, закрепить позитивное поведение и обеспечить наказание за негативные действия.

Судебные приказы о направлении на про-бацию, постановления о выполнении общественно полезных работ, условное наказание и наказание с отсрочкой исполнения, тюремные отпуска, условно-досрочное освобожде-

ние, условное освобождение из тюрьмы и другие меры, не связанные с лишением свободы, могут сопровождаться применением различных условий, которые правонарушители должны соблюдать под надзором помимо воздержания от повторного совершения преступлений. Такие условия должны быть соразмерными и учитывать индивидуальные обстоятельства правонарушителей, например, график их работы и семейные обязанности. Они также должны иметь четкую формулировку и не допускать двусмысленного толкования.

Целесообразно предусмотреть возможность коррекции условий надзора с учетом изменений жизненных обстоятельств правонарушителей и достигнутого прогресса. Отмена предписания о надзоре на уровне социума должна быть крайней мерой, принимаемой, согласно положениям Токийских правил 14.2-14.6, после всестороннего изучения данного вопроса судом или другим компетентным органом.

Следует акцентировать внимание на том, что применение электронных средств мониторинга правонарушителей является скорее вспомогательным способом надзора, нежели самим надзором, их использование без достаточной профессиональной поддержки специалистов не может изменить поведение правонарушителей.

Устранение причин совершения преступлений. Программы реабилитации и другие мероприятия, направленные на предупреждение рецидивизма, должны учитывать факторы, побуждающие правонарушителей к совершению преступлений. Меры, не устраняющие конкретные причины противоправного поведения лица, могут не снизить, а даже повысить вероятность повторного совершения преступлений. Программы реабилитации должны соответствовать выводам и рекомендациям, сформулированным по итогам индивидуальной оценки. Государствам следует разработать широкий спектр программ реабилитации, которые, в частности, могут предусматривать обучение, профессиональную подготовку, охрану здоровья, религиозные программы и лечение расстройств на почве употребления психоактивных веществ.

Реституционное правосудие. Программы реституционного правосудия должны быть

198

доступны в качестве альтернативы традиционным мерам уголовного правосудия или в сочетании с ними. Возможность участия в программе реституционного правосудия может быть предоставлена правонарушителям на любом этапе отправления уголовного правосудия, в том числе на стадии вынесения приговора или в период тюремного заключения. В случае применения реституционного подхода в соответствии с процессуальными гарантиями прав правонарушителей и потерпевших можно снизить вероятность того, что правонарушитель вновь совершит преступление [7].

Сведения о судимости. Для осужденных правонарушителей, которые впоследствии воздержались от совершения преступлений и успешно реинтегрировались в общество, должна существовать возможность снятия или погашения судимости, в частности в связи с проверкой биографических данных потенциальными работодателями, а государствам следует рассмотреть вопрос о законодательном регулировании этого процесса. Особое внимание следует уделить вопросу о судимости молодых совершеннолетних лиц в целях недопущения их дальнейшей стигматизации и оказания им помощи в реинтеграции.

Условия, способствующие реабилитации в местах лишения свободы. Предотвращение повторного совершения преступлений бывшими заключенными зависит не только от соответствующих программ реабилитации, но и от обеспечения безопасных, надежных и гуманных условий в местах лишения свободы и тщательно организованных процессов реинтеграции. Цели тюремного заключения - защита общества от преступности и сокращение случаев рецидивизма - могут быть достигнуты только в том случае, если срок пребывания в тюрьме используется для обеспечения возможности реинтеграции заключенных в общество после их освобождения, с тем чтобы они могли вести законопослушный и самостоятельный образ жизни (Правило Нельсона Манделы 4.1.). Эффективные программы реабилитации должны осуществляться в общей тюремной среде, обеспечивающей безопасные и достойные условия и гуманное обращение с заключенными со стороны квалифицированного персонала в соответствии с применяемыми минимальными стандартами.

Условия содержания в тюрьмах. Руководству пенитенциарных учреждений следует активизировать усилия по соблюдению Правил Нельсона Манделы и других соответствующих стандартов для снижения вероятности повторного совершения преступлений после освобождения. Правила Нельсона Манделы и Бангкокские правила составляют основу для предотвращения повторного совершения преступлений бывшими заключенными. Выполнение этих и других стандартов в данной области является необходимым условием обеспечения значимости и эффективности программ реабилитации в условиях пенитенциарных учреждений, в связи с чем им следует уделять приоритетное внимание и финансировать соответствующую деятельность в первоочередном порядке.

Согласно Правилу Нельсона Манделы 5 необходимо стремиться к соблюдению принципа «нормальности», согласно которому условия в местах лишения свободы должны быть максимально приближены к условиям жизни в обществе для создания в тюрьмах среды, способствующей реабилитации. В тюрьмах индивидуальные оценки должны обеспечивать администрации возможность получить точное представление о различных потребностях заключенных, касающихся безопасности, условий содержания под стражей и реабилитации, и классифицировать их соответствующим образом.

Возможно, государствам целесообразно разработать специализированные подходы для конкретных видов преступлений, таких как сексуальные преступления или преступления, связанные с насильственным экстремизмом. Правовой статус правонарушителя, вид совершенного преступления и срок наказания не должны быть единственными факторами, используемыми для классификации правонарушителей, которая должна пересматриваться на регулярной основе. Заключенных, представляющих меньшую опасность, следует переводить в учреждения с менее строгим режимом содержания, в которых они подвергаются меньшим ограничениям и имеют обязанности и возможности для взаимодействия с обществом, чтобы эффективно подготовить их к реинтеграции после освобождения.

199

Контакты с семьей. Поддержание контактов с семьей и друзьями во время пребывания в тюрьме имеет большое значение для успешной реинтеграции заключенных, в связи с чем идея о важности поддержания и укрепления семейных отношений должна быть четко сформулирована и отражена в тюремной политике и правилах.

Следует прилагать усилия к тому, чтобы заключенные помещались в учреждения, находящиеся недалеко от их дома. Передача заключенных-иностранцев в их родные страны при наличии их согласия может повысить их шансы на реинтеграцию за счет увеличения частоты контактов с семьей и проведения реабилитационных мероприятий с учетом особенностей соответствующей культуры. Посещения членами семьи должны по умолчанию предусматривать возможность непосредственного контакта; наряду с этим должна существовать презумпция против запрета на посещение детьми.

Следует также проявлять гибкость при организации посещений и предоставлении прав на телефонные и видеозвонки, чтобы учесть потребности семьи, в частности в случаях, когда родственники живут далеко или не могут навестить заключенного. Необходимо разработать политику в отношении лиц, не являющихся членами семьи, но оказывающих положительное воздействие на правонарушителя; следует консультироваться с заключенными по поводу того, кому может быть разрешено их посещать, и предоставить им право отказывать в посещении определенным лицам, предусмотрев меры по недопущению взаимных обвинений. Наряду с этим следует оказывать поддержку членам семей заключенных, чтобы помочь им справиться с практическими, эмоциональными и межличностными проблемами, связанными с освобождением правонарушителей из тюрьмы, в том числе путем реализации инициатив по оказанию помощи родственникам заключенных.

Программы, реализуемые в условиях пенитенциарных учреждений. Программы, направленные на устранение причин противоправных действий, должны быть доступны для всех правонарушителей; программы, предлагаемые в пенитенциарных учреждениях, также должны быть направлены на повыше-

ние вероятности социальной реинтеграции заключенных после их освобождения, не допуская при этом возможности эксплуатации. Доступ к аккредитованным образовательным программам, курсам профессионального обучения и к программам трудовой деятельности может быть полезен для укрепления позитивной самоидентификации заключенных, расширения возможностей их трудоустройства после освобождения и поддержания позитивных связей с общиной. Это не отменяет тот факт, что повторное совершение преступлений теми или иными лицами зачастую может быть обусловлено более сложными причинами, нежели элементарное отсутствие денежных средств.

В соответствии с Бангкокским правилом 29 необходимо организовать надлежащее исследование по изучению навыков, востребованных на рынке труда; провести оценку компаний-партнеров на уровне общин с целью удостовериться в том, что они обеспечивают справедливую оплату труда и обучение; установить строгие гарантии, позволяющие избежать эксплуатации или иных причиняющих страдания способов организации труда заключенных, и обеспечить справедливое вознаграждение за выполняемую работу; выдавать аттестаты установленного образца, аналогичные обычным аттестатам, в целях расширения возможностей трудоустройства; предоставлять возможности для обучения и работы, не следуя существующим гендерным стереотипам.

Важно, чтобы государственные органы и организации гражданского общества участвовали в реализации программ, предназначенных для пенитенциарных учреждений, по подготовке правонарушителей к социальной реинтеграции после освобождения, в том числе путем разработки прагматичных планов возвращения в общество.

Освобождение и реинтеграция. Государствам предлагается гарантировать беспрепятственный переход правонарушителей из мест лишения свободы в общество, в том числе посредством предоставления им поддержки в таких сферах, как поиск жилья, трудоустройство, здравоохранение и социальное обеспечение. Следует организовать подготовку к реинтеграции с момента поступления правонарушителя в место лишения свободы и продолжать

200

оказание мер поддержки после освобождения или завершения периода надзора на уровне социума до тех пор, пока они будут необходимы. Системы условно-досрочного или условного освобождения, обеспечивающие возможность освобождения правонарушителей под надзор, также играют важную роль в деле содействия успешной реинтеграции. Места для проживания под надзором для заключенных, которые в ближайшее время выйдут на свободу, необходимы для того, чтобы помочь им осуществить запланированный переход к жизни в социуме, позволяют содержательно взаимодействовать с внешним миром. При освобождении заключенного первоочередное внимание следует уделить оказанию поддержки в вопросах жилья и трудоустройства.

Партнерства и сотрудничество. Мероприятия по снижению рецидивизма требуют тесного сотрудничества различных органов уголовного правосудия. Например, межведомственная координация является необходимым условием для вынесения справедливых и соразмерных приговоров судебными органами, которые опираются на информацию, предоставляемую специалистами из различных структур. Необходимо тесное сотрудничество между такими службами и тюремной администрацией. Полиция, прокуратура и суды должны с пониманием относиться к мерам по замене уголовной ответственности альтернативными видами исправительного воздействия и поддерживать их, а применение мер, не связанных с лишением свободы, может предполагать участие нескольких правоохранительных институтов. Согласно Токийским правилам 1.2, 17.1 и 18.4 целесообразно согласовать протоколы сотрудничества, в том числе в отношении обмена соответствующей информацией, при соблюдении принципов неприкосновенности частной жизни и конфиденциальности.

Заключение

Государствам следует пересмотреть действующую нормативно-правовую базу и разработать национальные стратегии и планы действий, направленные на снижение рецидивизма. Устойчивый стратегический подход к разработке эффективной политики и программ реабилитации и реинтеграции правонарушителей требует проведения детального

анализа существующих законов, нормативных актов и политики. Цель такого обзора должна состоять в выявлении и устранении любых пробелов в правовой политике и других нормативных препятствий, блокирующих или затрудняющих нормальную работу органов уголовного правосудия, в соответствии с международными минимальными стандартами и принятие таких мер, как выведение из системы уголовного правосудия и альтернатива тюремному заключению.

Следует пересмотреть политику вынесения приговоров, в том числе в отношении обязательных и краткосрочных наказаний, а также политику в отношении предварительного заключения под стражу. Целесообразно предусмотреть действенные системы условно-досрочного или условного освобождения из мест лишения свободы с ясными механизмами эффективного надзора и оказания помощи в социуме. Наиболее эффективными в борьбе с преступностью являются меры, обеспечивающие привлечение правонарушителей к ответственности за свое поведение таким образом, чтобы реинтегрировать их в общество, а не усугублять возникающее у них ощущение изолированности и стигматизации. Цель состоит в том, чтобы помочь правонарушителям осознать последствия своих действий и наладить отношения с другими людьми в общине, в том числе с потерпевшими [8, р. 298]. К примеру, электронный мониторинг наиболее эффективен в случае его применения в сочетании с мерами опосредованного воздействия, уже доказавшими свою результативность [9, р. 236]. В зависимости от вида используемой технологии GPS-мо-ниторинг в отношении правонарушителя может осуществляться практически в режиме реального времени. Этот инструмент может быть эффективным при более строгом надзоре за правонарушителями с высоким потенциалом рецидива без создания препятствий для их реинтеграции в общество [10, р. 489].

Для обеспечения долгосрочного подхода к снижению рецидивизма, предполагающего участие всех государственных структур и всего общества, рекомендуется, чтобы каждое государство, в том числе Российская Федерация, разработало национальную стратегию по снижению рецидивизма и связанный с ней план действий. Национальная страте-

201

гия должна содержать информацию о целях, которые должны быть достигнуты, о функциях и обязанности заинтересованных сторон, о механизмах реализации соответствующих программ. Полагаем, что национальная

стратегия может мобилизовать ресурсы, способствовать развитию межведомственного сотрудничества и поддерживать постоянную политическую направленность усилий страны на снижение рецидивизма.

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Смирнов Л.В. Международный опыт превенции рецидива правоохранительными структурами / Л.В. Смирнов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2023. - № 1 (97). - С. 144-152.

2. Armstrong S. Reducing Reoffend-ing: Review of Selected Countries, Research Report No. 04 / S. Armstrong, F. McNeill ; Scottish Centre for Crime and Justice Research. -Glasgow, 2012. - 55 p.

3. Griffiths C.T. The Social Reintegration of Offenders and Crime Prevention / C.T Griffiths, Y Dandurand, D. Murdoch ; National Crime Prevention Centre. - Ottawa, 2007. - 128 p.

4. Travis J. From Prison to Home: The Dimensions and Consequences of Prisoner Reentry / J. Travis, A.L. Solomon, M. Waul ; Urban Institute ; Justice Policy Center. - Washington, 2001. - 64 p.

5. Spjeldnes S. Gender differences in jail populations: factors to consider in reentry strategies / S. Spjeldnes, H. Jung, H. Yamatani // Journal of Offender Rehabilitation. - 2014. -Vol. 53, № 2. - P. 75-94.

6. Van Zyl Smit D. Incorporating the Nelson Mandela Rules into National Prison Legislation: A Model Prison Act and Related Commentary. Criminal Justice Handbook Series /

D. Van Zyl Smit. - Vienna : UNODC, 2022. - 105 p.

7. Shapland J. et al. Does Restorative Justice Affect Reconviction? The Fourth Report from the Evaluation of Three Schemes, Ministry of Justice Research Series no. 10/08 / J. Shapland et al. ; University of Sheffield ; Centre for Criminological Research. - Sheffield, 2008. - 89 p.

8. Dandurand Y. Alternative approaches to preventing recidivism: restorative justice and the social reintegration of offenders // Women and Children as Victims and Offenders: Background, Prevention, Reintegration: Suggestions for Succeeding Generations / Y. Dandurand ; eds. by H. Kury,

E. Shea. - Zurich : Springer International Publishing, 2016. -Vol. 2. - P. 283-299.

9. Renzema M. Can electronic monitoring reduce crime for moderate to high-risk offenders? / M. Renzema, E. Mayo-Wilson // Journal of Experimental Criminology. - 2005. -Vol. 1, № 2. - P. 215-237.

10. Nellis M. Understanding the electronic monitoring of offenders in Europe: expansion, regulation and prospects / M. Nellis // Crime, Law and Social Change. - 2014. - Vol. 62, № 4. - P. 489-510.

Информация об авторе

References

1. Smirnov L.V. International experience in the prevention of recidivism by law enforcement. Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia = Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, 2023, no. 1 (97), pp. 144-152. (In Russian).

2. Armstrong S., McNeill F. Reducing reoffending: Review of selected countries, Research Report No. 04. Glasgow, Scottish Centre for Crime and Justice Research Publ., 2012. 55 p.

3. Griffiths C.T, Dandurand Y., Murdoch D. The social reintegration of offenders and crime prevention. Ottawa, National Crime Prevention Centre Publ., 2007. 128 p.

4. Travis J., Solomon A.L., Waul M. From prison to home: the dimensions and consequences of prisoner reentry. Washington, 2001. 64 p.

5. Spjeldnes S., Jung H., Yamatani H. Gender differences in jail populations: factors to consider in reentry strategies. Journal of Offender Rehabilitation, 2014, Vol. 53, no. 2, pp. 75-94.

6. Van Zyl Smit D. Incorporating the Nelson Mandela Rules into national prison legislation: a model prison act and related commentary. Criminal Justice Handbook Series. Vienna, UNODC Publ., 2022. 105 p.

7. Shapland J. et al. Does restorative justice affect reconviction? The Fourth Report from the evaluation of three schemes, Ministry of Justice Research Series no. 10/08. University of Sheffield Publ, 2008. 89 p.

8. Dandurand Y. Alternative approaches to preventing recidivism: restorative justice and the social reintegration of offenders. In Kury H., Shea E. (eds.). Women and children as victims and offenders: background, prevention, reintegration: suggestions for succeeding generations. Zurich, Springer International Publ., 2016. Vol. 2, pp. 283-299.

9. Renzema M., Mayo-Wilson E. Can electronic monitoring reduce crime for moderate to high-risk offenders? Journal of Experimental Criminology, 2005, vol. 1, no. 2, pp. 215-237.

10. Nellis M. Understanding the electronic monitoring of offenders in Europe: expansion, regulation and prospects. Crime, Law and Social Change, 2014, vol. 62, no. 4, pp. 489-510.

Скирда Максим Владимирович - кандидат юридических наук, заслуженный юрист Республики Татарстан, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин.

Information about the Author

Skirda Maksim Vladimirovich - Candidate of Sciences (Law), Honored Lawyer of the Republic of Tatarstan, Head of the Department of the Ministry of Justice of the Russian Federation for the Republic of Tatarstan, Assistant Professor of the Chair of State Law Disciplines.

Статья поступила в редакцию 10.04.2024; одобрена после рецензирования 14.05.2024; принята к публикации 14.05.2024. The article was submitted 10.04.2024; approved after reviewing 14.05.2024; accepted for publication 14.05.2024.

202

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.