Научная статья на тему 'ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОЙ РЕИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО ЛИЦ, ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОЙ РЕИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО ЛИЦ, ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
постпенитенциарная пробация / ресоциализация / реинтеграция / реадаптация / психосоциальные факторы / позитивная психология / психосоциальный подход / post-penitentiary probation / resocialization / reintegration / readaptation / psychosocial factors / positive psychology / psychosocial approach

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антон Сергеевич Душкин

В статье рассматриваются психосоциальные факторы, способствующие успешной реинтеграции в общество лиц, освобожденных из исправительных учреждений. Невзирая на то что осужденные в исправительных учреждениях, как правило, характеризуется высокой степенью маргинализации и социально-экономического неблагополучия, концепция реинтеграции связана с представлением о том, что осужденные после отбывания наказания способны вести свободную от преступлений жизнь. Так как большое количество осужденных находятся за пределами общества, можно утверждать, что их реинтеграция в общество представляет собой проблему. Кроме того, большинство из них никогда не были полностью интегрированы в общество. Бывшие осужденные сталкиваются со многими проблемами после возвращения из мест лишения свободы. Несмотря на это и высокий уровень рецидивизма, часть бывших осужденных добились социально одобряемой адаптации. К сожалению, редко можно услышать истории тех, кто успешно реинтегрировался в общество, и, по-видимому, исследований в этой области недостаточно. Существующая литература в основном сосредоточена на внешних факторах реинтеграции и факторах, затрудняющих ее. В условиях общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования пробации в Российской Федерации, необходимо исследование психосоциальных факторов, которые могут способствовать успешной реинтеграции в общество освобожденных из исправительных учреждений, что и стало целью исследования. В статье представлена подробная информация о факторах, которые облегчают процесс успешной реинтеграции, а именно духовность, социальная поддержка, принятие ответственности, мотивация, занятость, образование и сильное чувство самоидентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Антон Сергеевич Душкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOSOCIAL FACTORS CONTRIBUTING TO THE SUCCESSFUL REINTEGRATION INTO SOCIETY OF PERSONS RELEASED FROM CORRECTIONAL INSTITUTIONS

The article examines the psychosocial factors contributing to the successful reintegration into society of persons released from correctional institutions. Despite the fact that convicts in correctional institutions, as a rule, are characterized by a high degree of marginalization and socio-economic disadvantage, the concept of reintegration is associated with the idea that convicts, after serving their sentences, are able to lead a crime-free life. Since a large number of convicts are outside of society, it can be argued that their reintegration back into society is a problem. In addition, most of them have never been fully integrated into society. Former convicts face many problems after returning from prison. Nevertheless, despite this and the high level of recidivism, some of the former convicts have achieved socially approved adaptation. Unfortunately, it is rare to hear the stories of those who have successfully integrated into society, and, apparently, there is not enough research in this area. The existing literature is mainly focused on the external factors of reintegration and the factors that make it difficult. In the conditions of social relations arising in the field of organization and functioning of probation in the Russian Federation, it is necessary to study psychosocial factors that can contribute to the successful reintegration into society of those released from correctional institutions, which was the purpose of the study. The article provides detailed information about the factors that facilitate the process of successful reintegration, namely spirituality, social support, acceptance of responsibility, motivation, employment, education and a strong sense of self-identification.

Текст научной работы на тему «ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОЙ РЕИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО ЛИЦ, ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья

УДК 159.9:343.848:364.04

doi: 10.33463/2072-8336.2023.3(64).52-71

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОЙ РЕИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО ЛИЦ, ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Антон Сергеевич Душкин1

1 Санкт-Петербургский университет МВД России, г Санкт-Петербург, Россия, dushkin-ac@mail.ru, oгg/0000-0001-9139-1585

Аннотация. В статье рассматриваются психосоциальные факторы, способствующие успешной реинтеграции в общество лиц, освобожденных из исправительных учреждений. Невзирая на то что осужденные в исправительных учреждениях, как правило, характеризуется высокой степенью маргинализации и социально-экономического неблагополучия, концепция реинтеграции связана с представлением о том, что осужденные после отбывания наказания способны вести свободную от преступлений жизнь. Так как большое количество осужденных находятся за пределами общества, можно утверждать, что их реинтеграция в общество представляет собой проблему. Кроме того, большинство из них никогда не были полностью интегрированы в общество. Бывшие осужденные сталкиваются со многими проблемами после возвращения из мест лишения свободы. Несмотря на это и высокий уровень рецидивизма, часть бывших осужденных добились социально одобряемой адаптации. К сожалению, редко можно услышать истории тех, кто успешно реинтегрировался в общество, и, по-видимому, исследований в этой области недостаточно. Существующая литература в основном сосредоточена на внешних факторах реинтеграции и факторах, затрудняющих ее. В условиях общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования пробации в Российской Федерации, необходимо исследование психосоциальных факторов, которые могут способствовать успешной реинтеграции в общество освобожденных из исправительных учреждений, что и стало целью исследования. В статье представлена подробная информация о факторах, которые облегчают процесс успешной реинтеграции, а именно духовность, социальная поддержка, принятие ответственности, мотивация, занятость, образование и сильное чувство самоидентификации.

Ключевые слова: постпенитенциарная пробация, ресоциализация, реинтеграция, реадаптация, психосоциальные факторы, позитивная психология, психосоциальный подход

© Душкин А. С., 2023

/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для цитирования

Душкин А. С. Психосоциальные факторы, способствующие успешной реинтеграции в общество лиц, освобожденных из исправительных учреждений // Прикладная юридическая психология. 2023. № 3(64). С. 52-71. DOI: 10.33463/2072-8336.2023.3(64).052-071.

Original article

PSYCHOSOCIAL FACTORS CONTRIBUTING TO THE SUCCESSFUL REINTEGRATION INTO SOCIETY OF PERSONS RELEASED FROM CORRECTIONAL INSTITUTIONS

Anton Sergeevich Dushkin1

1 St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg,

Russia, dushkin-ac@mail.ru, https://orcid. org/0000-0001-9139-1585

Abstract. The article examines the psychosocial factors contributing to the successful reintegration into society of persons released from correctional institutions. Despite the fact that convicts in correctional institutions, as a rule, are characterized by a high degree of marginalization and socio-economic disadvantage, the concept of reintegration is associated with the idea that convicts, after serving their sentences, are able to lead a crime-free life. Since a large number of convicts are outside of society, it can be argued that their reintegration back into society is a problem. In addition, most of them have never been fully integrated into society. Former convicts face many problems after returning from prison. Nevertheless, despite this and the high level of recidivism, some of the former convicts have achieved socially approved adaptation. Unfortunately, it is rare to hear the stories of those who have successfully integrated into society, and, apparently, there is not enough research in this area. The existing literature is mainly focused on the external factors of reintegration and the factors that make it difficult. In the conditions of social relations arising in the field of organization and functioning of probation in the Russian Federation, it is necessary to study psychosocial factors that can contribute to the successful reintegration into society of those released from correctional institutions, which was the purpose of the study. The article provides detailed information about the factors that facilitate the process of successful reintegration, namely spirituality, social support, acceptance of responsibility, motivation, employment, education and a strong sense of self-identification.

Keywords: post-penitentiary probation, resocialization, reintegration, readaptation, psychosocial factors, positive psychology, psychosocial approach

For citation

Dushkin, A. S. 2023, 'Psychosocial factors contributing to the successful reintegration into society of persons released from correctional institutions', Applied legal psychology, iss. 3(64), рр. 52-71, doi: 10.33463/2072-8336.2023.3(64). 052-071.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Введение

В разделе II Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года констатируется, что лица, освободившиеся из мест лишения свободы, не адаптированы к жизни в гражданском обществе. Отсутствие системы пробации приводит к потере социальных связей и влияет на рост рецидивной преступности. В связи с этим необходимо принятие дополнительных мер для достижения основной цели уголовно-исполнительного законодательства - исправления осужденных, а также их ресоциализации и социальной адаптации.

Для решения проблем, направленных на помощь в социальной адаптации и ре-социализации лиц, отбывающих или отбывших уголовное наказание, принят Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» (далее - Закон). В соответствии с данным Законом законодатель установил постпенитенциарную пробацию - вид пробации, применяемый в отношении лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, представляющий собой совокупность мер, направленных на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию.

В п. 5 ч. 1 ст. 5 данного Закона под ре-социализацией понимается комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и (или) лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера.

Для понимания психосоциальных факторов, способствующих успешной реинтеграции в общество лиц, освобожденных из исправительных учреждений, необходимо проанализировать различные теории, которые в совокупности дают многогранное представление о сложности этого процесса.

Реинтеграция в контексте настоящего исследования относится к опыту бывших осужденных, освобожденных из исправительных учреждений. Это не современное явление, учитывая, что УИС централизованно функционирует уже почти сто пятьдесят лет. Осужденные, находящиеся в местах лишения свободы, в определенное время будут освобождены, это одна из самых серьезных проблем для современного общества, поскольку оно призвано способствовать реинтеграции большого числа осужденных.

Разработка и выдвижение новых теоретико-методологических положений

Интерес к концепции реинтеграции возрос благодаря ряду эмпирических исследований (И. Брукс и др. [1], Дж. Калл-тон, Ф. Хоган [2], С. Вишер, В. Качновски и др. [3]; М. Мартынович, М. Куигли [4], Ш. Маруна, Р. Иммариджон, Т. Лебель [5], Ю. Кэролин [6], Д. Гоф, М. Коглан [7], О. А. Шуранова [8] и др. По мнениию Дж. Трэвиса, главная цель реинтеграции состоит в том, чтобы «вернуть в нашу среду человека, который выполнил свои юридические обязательства перед обществом, отбыв наказание, и продемонстрировал способность жить по правилам общества» [9]. Ш. Маруна, Р. Иммариджон, Т. Лебель считают, что реинтеграция включает в себя все от обучения грамоте доэлектрон-ного мониторинга, который призван снизить рецидивизм после освобождения из тюрьмы [5].

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что факторы, препятствующие реинтеграции, включают в себя, в частности, отсутствие образования, плохие перспек-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

тивы трудоустройства, употребление наркотиков и злоупотребление алкоголем, проблемы с психическим и физическим здоровьем, отсутствие жилья, а также семейной и финансовой поддержки [10-13]. Более того, само тюремное заключение может быть подтверждением тому, что человек долгое время находился в маргинальном положении.

Отечественные и зарубежные исследования указывают на то, что концепция реинтеграции является трудным процессом не только для маргинализированной группы, но и для тех, кто в силу своих личных обстоятельств и индивидуально-психологических особенностей личности находится на периферии данной социальной общности.

Ш. Маруна, Р. Иммариджон, Т. Лебель отмечают, что реинтеграция, или возвращение (переселение), - это практика, которая действует «в теоретическом вакууме, без четкого объяснения того, как этот процесс должен работать» [5]. Р. Мур сравнивает реинтеграцию без теоретического и концептуального изложения с дорожной картой, в которой отсутствует большая часть необходимых деталей, придающих ей содержательный смысл» [14].

Термин «реинтеграция» обычно определяется в его самом узком смысле -поддержка, предлагаемая лицам после их освобождения из исправительных учреждений. Более широкое и целостное определение реинтеграции включает в себя полный процесс, к которому правонарушитель приступает сразу после ареста. Отметим аргументы Б. Гарланда, Э. Водала о том, что для успешного возвращения в общество (реинтеграции) данный процесс должен начинаться сразу после поступления осужденного в тюремную систему [15]. Они считают, что это утверждение одновременно нелогично и явно противоречиво: человек может вернуться в одно (то есть в свободное обще-

ство) и в то же время попасть во что-то совершенно противоположное (то есть в тюремное заключение, которое изолирует его от свободного общества) [15]. Кроме того, осужденные поглощаются тюремной жизнью сразу после поступления в исправительное учреждение, поскольку она становится совокупностью их непосредственного опыта. Таким образом, невозможно, чтобы осужденный мог психологически и социально адаптироваться к жизни на свободе, когда на самом деле он адаптируется к тюрьме.

В качестве альтернативы опыт тюремного заключения может принимать форму реинтегративного заключения, которое включает в себя пристальное внимание к переходу осужденного из тюрьмы в общество, то есть период последующего ухода, характеризующийся наблюдением и оказанием поддержки после освобождения [16].

То, что реинтеграция нечто большее, чем просто физический акт выхода из исправительного учреждения в общество, требует изучения того, что влечет за собой этот психосоциальный процесс. Согласно Б. Гарланду и Э. Водалу, важнейший вопрос, который следует задать, заключается в следующем: «где процесс возвращения осужденного в общество возникает как отдельный опыт и чем он отличается от обычного тюремного заключения и больше не является частью долгосрочного процесса отказа от уголовного преследования?» [15]. Они утверждают, что реинтеграция - это концепция, отличная от реабилитации осужденных, требующая отдельного определения и конечных показателей успеха, помимо рецидива. Успешную реинтеграцию, по их мнению, следует оценивать в первую очередь с точки зрения ближайших сроков после освобождения. Это объясняется тем, что в краткосрочной перспективе реинтеграция требует определенного уровня адаптации [15].

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Следовательно, анализ трансформации личности осужденного после освобождения становится критически важным для понимания процесса реинтеграции. Рассматривая первоначальный краткосрочный аспект реинтеграции как аналогичный периоду акклиматизации за пределами исправительного учреждения, понимаем, что успешное прохождение этого этапа потребует психологической и эмоциональной стабильности индивида, определенной степени самодостаточности и способности жить в обычном обществе [15].

Б. Гарланд, Э. Водал (2014) предполагают, что процесс реинтеграции происходит где-то в течение 10 месяцев после освобождения. Кроме того, они считают, что правонарушители, скорее всего, будут стремиться воздерживаться от преступлений и избегать антиобщественных действий, не пытаясь перестроиться на свободную жизнь, как таковую [15]. Период постпенитенциарной адаптации, конечно, будет варьироваться в зависимости от личных обстоятельств после освобождения, включая трудоустройство, наличие жилья, поддержки семьи и друзей, а также помощи, которая может потребоваться в связи со злоупотреблением алкоголем, наркотиками или из-за проблем со здоровьем.

Анализ исследований, посвященных реинтеграции осужденных в общество, показал, что, помимо названных трудностей, наиболее часто упоминались психосоциальные проблемы [17]. Б. Гарланд, Э. Водал, Дж. Мэйфилд описали психосоциальное, относящееся к реинтеграции, как некое взаимодействие психологических и социальных сил. В их исследовательской группе 56 % респондентов указали на психосоциальные проблемы в первые дни освобождения, 58 % - через месяц, 40 % - через три месяца после освобождения. Проблемы психосоциаль-

ной адаптации включали в себя общую тревожность или дезориентацию при проживании в сообществе, трудности во взаимодействии с другими людьми, включая членов семьи, и проблемы с адаптацией к новому окружению [17].

Аналогичные трудности с психосоциальной адаптацией были отмечены у молодых людей, освобожденных из-под стражи. Т. Бейтман, Н. Хейзел обнаружили, что участники их исследования испытывали непредвиденный период дезориентации, который включал такие физические проявления, как дрожь, тошнота и эмоциональный срыв [18].

О. А. Шуранова установила, «что в процессе реадаптации у освобожденных из мест лишения свободы по-прежнему остается высоким уровень тревоги, преобладают низкая самооценка, импульсивность и вспыльчивость, неспособность побороть вспышки агрессии, затрудненное усвоение требований правовых и нравственных институтов, низкий коммуникативный потенциал, сложный механизм адаптации к новым условиям» [8].

Ю. А. Шаранов, В. В. Курган при этом отмечают, «что проявления приобретенных в процессе отбывания наказания негативных психических и психологических состояний они способны после освобождения направить на стигматизирующее их общество» [19].

К. В. Злоказов в своем исследовании констатирует, «что проблема адаптации обусловлена не только объективно возникающими трудностями, но и субъективными представлениями иждивенчески-эгоистической природы. Как следствие, задачами социальной адаптации лиц, находящихся под административным надзором, могут выступать не только обеспечение источника дохода (трудоустройство), организация проживания и получения профессиональной квалификации, но и решение социально-психологических

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

проблем. К ним относятся восстановление связей и отношений с социальным окружением, налаживание межличностного взаимодействия с родственниками, членами семьи, неформальным окружением, формирование альтруистических и просоциальных убеждений и представлений» [20].

В. М. Поздняков согласно историографическому и компаративному исследованиям о востребованности психологов в постпенитенциарной практике, а также авторской концепции субъектно-соуча-ствующего подхода к работе с лицами, нарушившими закон, обосновал ориентиры и направления деятельности психологов в рамках института пробации в России [21]. Он отмечает, что «по опыту стран СНГ, создавших службы пробации, психологи могут быть штатно включены в отделы обеспечения социальной адаптации, правовой и психологической помощи» [22].

Фокусирование внимание на психосоциальном аспекте реинтеграции является важным шагом к пониманию сложности процесса. Учитывая, что концепция реинтеграции также включает в себя концепцию отказа от совершения преступлений в качестве необходимого компонента для ее успешного осуществления, более глубокое понимание одного служит дальнейшему углублению понимания другого на основе различных подходов в психологии.

Значима роль психосоциального подхода для оказания помощи освобожденным из исправительных учреждений в решении психологических, межличностных и социальных проблем. Психосоциальный подход направлен на поддержание равновесия между внутренней психической жизнью человека и его межличностными отношениями, социальным окружением [23].

Г. В. Щербаков справедливо подчеркивает, «что при психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оценивается

потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов, помощи. В рамках этого подхода реализуется социально-психологическая помощь, в частности, осуществление консультирования; помощь в конфликтных и психотравмирую-щих ситуациях; расширение у осужденных диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного разрешения проблем и преодоления трудностей; стимулирование самоуважения клиентов и их уверенности в себе» [24].

С целью теоретического обоснования успешной реинтеграции бывших осужденных необходимо обратиться также к позитивной психологии, которая стремится к более полному и сбалансированному научному пониманию человеческого опыта [25]. М. Селигман считает, «что в отличие от традиционной психологии, которая занимается в основном коррекцией психических отклонений, позитивная психология изучает те черты характера и особенности человеческого поведения, которые характерны для удовлетворенных жизнью, счастливых людей» [26]. На индивидуальном уровне позитивная психология фокусируется на ценном субъективном опыте и положительных индивидуальных чертах, на групповом - на гражданских добродетелях, а также институтах, поощряющих развитие гражданственности. В контексте нашего исследовании позитивная психология рассматривалась как научный анализ сильных сторон и процессов, включающих в себя как позитивный, так и негативный опыт, способствующий оптимальному функционированию отдельных людей и возможному улучшению гражданской позиции.

Несмотря на широко распространенное мнение о том, что, насколько это возможно, теория должна руководить развитием исследований и внедрением практики, к сожалению, рецидив преступлений

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

остается высоким. На основе теоретических моделей были выявлены негативные аспекты реинтеграции, включая стигматизацию, личные отношения и финансовые проблемы, все это приводит к уменьшению социального капитала, по-прежнему не хватает теоретических рекомендаций для реального улучшения перспектив бывших осужденных на успех в свободном мире [27].

Ш. Маруна, Р. Иммариджон, Т. Лебель бросили вызов, заявив, что «академические криминологи, безусловно, не могут избежать вины за кажущуюся пустоту в теории реинтеграции» [5]. Однако, по их мнению, возможно разработать теории реинтеграции, используя существующие исследования по теории сопротивления. Они также предполагают, что отказ от совершения преступлений и реинтеграцию следует понимать как часть одного и того же процесса [5].

Согласно Ш. Маруне, сложно адекватно объяснить, какие изменения происходят в период реинтеграции. Ученый раскрывает психосоциальный процесс, анализируя опыт освобожденных, которым удалось воздерживаться от правонарушений, а также тех, кто продолжает вести преступный образ жизни [28].

Д. Гэдд, С. Фарралл поддерживают взгляды У. Холлуэя, Т. Джефферсона, которые считают, что для достижения психосоциального взаимодействия углубленный анализ конкретного случая приводит к более сложному результату, как он есть, со всеми паузами, недостатками, противоречиями и ограничениями, присущими самоописаниям респондентов [29, 30]. Это особенно актуально для поиска понимания препятствий на пути успешной реинтеграции в том виде, в каком они воспринимаются теми, кто с ними сталкивается.

Принимаем, таким образом, предпосылку о том, что реинтеграция осужден-

ных - это психосоциальный процесс, требующий определения того, что он влечет за собой, а не просто освобождение из исправительного учреждения.

Большая часть исследований постпенитенциарной адаптации осужденных касается социального контекста работы с бывшими осужденными.

Инициативы и программы, связанные с такими усилиями, утверждает Ш. Мару-на, отвечают за реинтеграцию, а это проблематично: «Есть что-то замечательное в термине «"реинтеграция"». Можно сказать, что государство занимается «реабилитацией» или «перевоспитанием» правонарушителей. Однако нельзя сказать, что государство занимается реинтеграцией отдельных лиц» [31]. Реинтеграция, являющаяся не только личным вопросом, но и общественным, дополнительно подчеркивается Ш. Маруной, - «улица с двусторонним движением», включающая не только изменения и корректировки, которые человек вносит после освобождения из тюрьмы, но и то, как сообщество реагирует на этого человека [32].

Ш. Маруна предполагает, что реинтеграция содержит и символический элемент «моральной включенности», это прощение, принятие, искупление ипримире-ние [31]. Данное мнение поддерживается Р. Джонсоном, который говорит, что освобожденные осужденные оказываются «в обществе», но не «частью общества в целом» и что они «страдают от презумпции морального осквернения» [33]. Р. Джонсон предлагает широкое определение реинтеграции и того, какой она должна быть, когда он заявляет, что реинтеграция требует взаимных усилий по примирению, когда преступник и общество работают вместе, чтобы загладить свою вину - за тяжкие преступления и жестокие наказания - и двигаться вперед [33].

С. Кирквуд, Ф. Макнейл представляют концепцию реинтеграции правонарушите-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

лей как личностный и социальный процесс, аналогичные интеграции лиц, ищущих убежища [34]. Они указывают на общее сходство этих двух маргинализированных групп, включая необходимость быть юридически признанным (в качестве реабилитированного (беженца) или гражданина); потребность в социальном капитале (социальные связи); потребность в человеческом капитале и ресурсах(безопасность и стабильность) и моральная инклюзивность (культурная компетентность) [34].

Для того чтобы реинтеграция была успешной, необходимы надлежащие условия для возвращения освобожденных из исправительных учреждений в общество: прошлое, предпочтительно семейное, трудоустройство, погашение финансовых обязательств, разрыв социальных связей, которые прямо или косвенно привели к преступлению, а также необходимость убедить общество в том, что наказание за ранее совершенное преступление было достаточным, что теперь это лицо готово вернуться в общество и с его стороны больше нет никакой угрозы совершения противоправных действий [35-37].

Существуют различные определения успешной реинтеграции. По словам Ф. Таксман, успешная реинтеграция бывших осужденных в общество связана с их намерением придерживаться общепринятых целей и вести жизнь, свободную от преступности и злоупотребления психоактивными веществами [38].

Психосоциальный процесс реинтеграции будет успешным только тогда, когда бывший осужденный усвоит цели соблюдения правил общества и ведения просо-циального образа жизни [38].

В результате проведенного исследования нами установлено, что такие психосоциальные факторы, как духовность, социальная поддержка, принятие ответственности, мотивация, занятость, образование и самоидентификация, спо-

собствуют успешной реинтеграции в общество лиц, освобожденных из исправительных учреждений. Рассмотрим данные факторы более подробно.

Духовность является важным фактором успешной реинтеграции бывших осужденных в общество [39, 40]. Она дает им возможность найти цель и смысл. Исследование Дж. Мэттис и соавторов показывает, что раннее духовное участие играет жизненно важную роль в поощрении про-социальных ценностей и уменьшает антиобщественное и рискованное поведение [41]. Духовность также играет ключевую роль во многих программах психологической интервенции. По-видимому, это помогает предотвратить негативные последствия, поскольку обеспечивает моральную основу [42]. Это также часто является основой смысла, надежды и цели и способствует укреплению психического здоровья [43, 44] Духовность также обеспечивает эмоциональную поддержку и оптимизм [45]. Это может быть важным и уникальным ресурсом, влияющим на жизненную ориентацию человека, жизнестойкость, а также стрессоустойчивость в процессе ресоциализации.

Социальная поддержка способствует реинтеграции бывших осужденных в общество [28, 40, 46, 47]. Теория социальных связей предполагает, что привязанность к семье, друзьям, работе или образованию может стать причиной изменений в преступном поведении. Если у человека отсутствуют эти связи, он может продолжать заниматься преступной деятельностью [28]. Р. Уилкинсон предполагает, что правонарушители, которые воздерживаются от совершения преступлений, сохраняют отношения со значимыми для них людьми и используют доступные ресурсы и системы социальной поддержки [47]. Однако Дж. Лауб, Р. Сэмпсон отмечают, что простого наличия социальных привязанностей недостаточно для предот-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

вращения рецидивизма. Качество и взаимозависимость этих отношений важны в процессе реинтеграции [48]. Л. Уокер, Т. Сакаи, К. Брэди объясняют, что поддержка семьи имеет решающее значение. Однако она важна со стороны любого, кто эмоционально вовлечен и дарит любовь, опору и надежду [49].

Р. Уилкинсон отмечает, что просоци-альная поддержка, оказываемая сообществом (некоммерческие и религиозные организации), может позволить правонарушителям восстановить связь со своими системами поддержки и облегчить неопределенность, с которой сталкиваются многие недавно освобожденные [47].

П. Нолан подчеркивает важность наставников в этом процессе. Поощрение, моральное руководство и поддержка, предлагаемые наставниками, могут стать решающими факторами при выборе между повторным правонарушением и успешным возвращением в общество [40]. Ежемесячные собрания группы поддержки дают возможность встретиться с другими людьми, которые успешно ре-интегрировались в общество [50]. Люди, которые пережили подобные события, своим просоциальным образом жизни показывают, что их жизнь улучшилась и появились важные источники новых целей, убеждений и ценностей [51], которые имеют решающее значение для процесса реинтеграции.

Принятие ответственности за свой выбор, действия и жизнь важны для успеха процесса реинтеграции [38, 52]. Ф. Такс-ман утверждает, что успех реинтеграции определяется ответственным выбором бывшего осужденного просоциального образа жизни. Тюремная обстановка снижает чувство ответственности преступника [38]. Однако выявление и повышение осведомленности о сильных сторонах личности может способствовать развитию чувства ответственности.

По мнению Ф. Таксман, принятие ответственности включает в себя три основные темы: самопознание, самоанализ и самоуправление [38]. Эти темы связаны с такими сильными сторонами, как благоразумие, саморегуляция, храбрость, честность и социальный интеллект. Развитие личности, которая правдиво раскрывает свой характер, является первым шагом на пути преобразования своего характера [42].

Р. Баумайстер, Т. Хизертон, Д. Тайс утверждают, что отсутствие саморегуляции является центральной причиной многих личных и социальных проблем, включая злоупотребление психоактивными веществами, преступность и насилие [53]. Кроме того, высокий самоконтроль связан с лучшей личностной адаптацией и отсутствием проблем с контролем импульсов [42].

По мнению К. Петерсона и М. Селигма-на, самосознание имеет решающее значение для контроля за поведением и связано с принятием на себя ответственности [42]. Сила саморегуляции может быть связана с жизнестойкостью. Более того, новое самосознание, возникающее в результате постпенитенциарной адаптации, также может быть связано с принятием на себя ответственности. Таким образом, эти сильные стороны могут повысить способность человека брать на себя ответственность за свои действия и тем самым способствовать успешной реинтеграции.

Мотивация избегать дальнейших правонарушений и преступлений была определена как один из ключевых факторов, объясняющих отказ от преступного поведения и, таким образом, способствующих реинтеграции [54, 55]. Анализ программ, ориентированных как на исправление осужденного, так и на сдерживание его преступного поведения, показал, что те из них, в которых акцент делался на мотивации и изменении поведения, а не на наказании, были успешными в снижении уров-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ня преступности среди правонарушителей [56, 57]. Обретение мотивации к переменам по-разному описывалось как возникающее в результате пробуждения или являющееся результатом переживания падения на «самое дно жизни» [58]. Одной из перспективных практик, основанных на фактических данных, для мотивации правонарушителей и содействия позитивным изменениям в поведении является моти-вационное собеседование [56]. Оно было впервые разработано в области лечения наркомании и злоупотребления психоактивными веществами, в настоящее время широко применяется и дает положительные результаты в исправительных учреждениях, особенно при испытательном сроке и условно-досрочном освобождении [57]. Принцип, лежащий в основе мотива-ционного собеседования, заключается в том, что, выслушивая правонарушителей и отслеживая положительные аспекты их речи и мышления, сотрудники исправительных учреждений и пробации могут помочь повысить мотивацию правонарушителей к позитивным изменениям в своей жизни, которые снизят вероятность их повторного преступления.

Занятость. В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятость -это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Занятость жизненно важна для успешной реинтеграции, поскольку человек, имеющий работу, с большей вероятностью откажется от преступной деятельности [59-61]. Однако из-за наличия судимости бывшие осужденные часто лишаются возможности трудоустроиться и обладают востребованными навыками, с помощью которых можно получить работу.

Л. Яблецки рассматривает занятость как один из важнейших факторов, определяющих отказ от преступности. Он подчеркивает, что правонарушители, обладающие внутренними ресурсами, развитыми в рамках программы самосовершенствования, могут быть более решительными для успешной реинтеграции в общество [62]. Жизнестойкость, в дополнение к таким сильным сторонам, как настойчивость, усидчивость и трудолюбие, может быть внутренним ресурсом, необходимым для облегчения процесса получения работы.

Следовательно, выявление и повышение осведомленности об этих внутренних ресурсах может способствовать успешной реинтеграции. Осужденным также часто не хватает знаний, касающихся сферы труда, поскольку многие их них на момент своего заключения практически не имели опыта работы. В современных условиях и с учетом пенитенциарной стигматизации актуальным является самозанятость освободившихся из мест лишения свободы.

Занятость связана с силой воли, которая включает в себя настойчивость и трудолюбие [42], то есть выполнение задач, несмотря на препятствия, отказ сдаваться, несмотря на разочарование, и получение удовлетворения от завершения начатого. Настойчивость также ассоциируется с надеждой и оптимизмом. Сила характера, основанная на надежде, предполагает ожидание лучшего в будущем, работу над его достижением и веру в то, что хорошее будущее возможно [42]. Надежда и оптимизм особенно важны при реинтеграции в общество, поскольку у бывших осужденных мало возможностей для трудоустройства, а процесс реинтеграции сопряжен с трудностями.

Образование. Многие исследователи подчеркивают преимущества образовательных достижений, которые обусловливают повышение самооценки бывше-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

го осужденного и прогноз более низкого уровня повторных правонарушений и преступлений [63- 65].

Образование также дает шанс на лучший образ жизни, предоставляет возможность превратить негативный опыт отбывания наказания в исправительных учреждениях в позитивный и способствует успешной реинтеграции. Дж. Роуз, М. Восс отмечают важность чувства надежды и создания условий для осознания, что позитивные изменения в жизни могут происходить благодаря образовательным возможностям [63]. Образование в реинтеграции осужденных в общество играет комплексную роль, поскольку образование - это не только передача знаний, умений, навыков, формирование необходимых компетенций, но и коммуникативная среда.

Однако возможности получения образования не обязательно коррелируют с отказом от преступного поведения. Важно отношение бывшего осужденного к этим образовательным возможностям. К. Петерсон, М. Селигман считают, что такие сильные стороны, как любовь к обучению, настойчивость, саморегуляция и надежда, могут повлиять на отношение к образованию и, следовательно, способствовать успешной реинтеграции в общество [42].

Сильное чувство самоидентификации. Внутренние факторы, такие как сильное чувство самоидентификации, также могут играть определенную роль в успешной реинтеграции. Т. Мейзенхелдер утверждает, что семья, занятость, зрелость или время не могут изменить того, кто не трансформируется изнутри [66]. По мненю У. Гоува, с отказом от преступлений связаны следующие внутренние изменения: переход от эгоцентризма к заботе о других; принятие общественных ценностей и социально приемлемого поведения; возрастающая легкость в отно-

шениях; забота об обществе; развитие интереса к смыслу жизни [67].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К. Петерсон, М. Селигман также подчеркивают, что переход от эгоцентризма к заботе о других и возрастающая легкость в отношениях связаны с сильными сторонами человечности [42].

Принятие общественных ценностей, социально приемлемое поведение и забота об обществе связаны с силой гражданской позиции. Такие сильные стороны, как доброта, любовь, социальный интеллект, гражданственность и духовность, могут помочь в развитии сильного чувства самоидентификации. Исследования показывают, что сильное чувство самоидентификации облегчает процесс успешной постпенитенциарной адаптации и реинтеграции в общество [28, 66-68].

Ш. Маруна утверждает, что продолжающийся отказ от преступлений после освобождения требует преднамеренного и важного изменения в «самоощущении» личности осужденного [28]. Бывшие осужденные должны отказаться от прежнего Я и создать новое Я. Это включает в себя разработку различных целей, новых смыслов и полноценной социальной роли [28].

Для того чтобы эффективно продолжать воздерживаться от преступлений, бывшим осужденным необходимо «придать смысл своей жизни» [28]. Это может произойти благодаря построению истории их жизни. Согласно Д. Макадамсу, взрослые создают историю своей жизни, чтобы ощутить гармонию и определить цель и смысл жизни. Такая история включает в себя процесс развития идентичности, прошлое, настоящее и будущее человека. Чтобы навсегда отказаться от преступной деятельности и успешно реинтегрироваться в общество, бывшим осужденным важно выработать устойчивую просоциальную идентичность [69, 70]. Именно поэтому они должны быть способны понимать и объяснять их прошлую преступную жизнь и

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

причины, по которым они изменились. Этот процесс создает смысл для личности [28]. Посттравматический рост после освобождения из исправительных учреждений может быть связан с сильным чувством самоидентификации, поскольку он включает в себя новое самосознание и чувство смысла.

Выводы

Определены условия успешной реинтеграции лиц, освобожденных из исправительных учреждений, в общество, а также ее психосоциальная сущность.

Выявление и развитие позитивных ресурсов личности может помочь лицам, освобожденным из исправительных учреждений, преодолеть трудности и дать им возможность успешно реинтегрироваться в общество.

Психосоциальные факторы важно учитывать при разработке и реализации индивидуальных программ ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации для лиц, в отношении которых приняты решения о применении постпенитенциарной пробации.

Список источников

1. Brooks, I. E., Soloman, A. L., Keegan, S., Kohl, R. & Lahue, L. (2005) Prisoner Reentry in Massachusetts. Washington, DC : Urban Institute.

2. Culleton, J. & Hogan, F. (2008) Re-integration Life after Prison: An Evaluation Study of the You're Equal Project. Ireland: You're Equal Ltd. and School of Humanities Publications, Waterford Institute of Technology.

3. Visher, C., Kachnowski, V., La Vigne, N. & Travis, J. (2004) Baltimore Prisoners' Experiences Returning Home. Washington, DC: Urban Institute.

4. Martynowicz, A. & Quigley, M. (2010) 'Reintegration of Prisoners in Ireland: New Research Findings'. Irish Probation Journal, iss. 7, pp. 65- 84.

5. Maruna, S., Immarigeon, R. & LeBel, T.P. (2004) 'Ex-Offender Reintegration: Theory and Practice'. In: Maruna, S., and Immarigeon, R. (Eds.) After Crime and Punishment: Pathways to Offender Reintegration. Cullompton, Devon: Willan Publishing.

6. Youssef, C. (2023). Prison to desistance: (Re) integration and aftercare for those released from prison. Journal of Forensic Practice.

7. Gough D. & Coghlan M. Understanding Reoffending: Push factors and Preventative Responses. University of Portsmouth, 2022. 94 pp.

8. Шуранова О. А. Государственное регулирование постпенитенциарной ресоциали-зации осужденных: теоретико-прикладное исследование : монография. Рязань : Академия ФСИН России, 2013. 111 с.

9. Travis, J. (2000) But They All Come Back: Rethinking Prisoner Reentry. Sentencing and Corrections: Issues For The 21st. Century. Washington DC: US Department of Justice.

10. Farrall, S. & Calverley, A. (2006) Understanding Desistance from Crime: Theoretical Directions in Resettlement and Rehabilitation. Berkshire : Open University Press.

11. Суслов Ю. Е., Федоров А. Ф. Проблема ресоциализации осужденных после отбывания наказания в местах лишения свободы в отечественных и зарубежных исследованиях // Вестник Пермского института ФСИН России. 2020. № 3(38). С. 47-52.

12. Душкин A .С., Клишков B. Б., Нериков М. Ф. Зарубежный опыт постпенитенциарного (административного) надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Право и образование. 2023. № 7. С. 59-65.

13. Метлин Д. Г. Особенности обеспечения социальной реинтеграции осужденных к тюремному заключению в зарубежных странах // Аграрное и земельное право. 2020. № 9(189). С. 146-148.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

14. Moore, R. (2011) 'Beyond the Prison Walls: Some Thoughts on Prisoner 'Resettlement' in England and Wales'. Criminology and Criminal Justice, iss. 12(2), pp. 129-147.

15. Garland, B. & Wodahl, E. (2014) 'Coming to a Crossroads: A Critical Look at the Sustainability of the Prisoner Reentry Movement'. In: Crow, M.S. and Smykla,J. O. (Eds.) Offender Reentry: Rethinking Criminology and Criminal Justice. MA: Jones & Bartlett Learning.

16. Altschuler, D. M. & Armstrong, T. L. (1999) 'Reintegrative Confinement and Intensive Aftercare'. Juvenile Justice Bulletin (July). Washington, DC: US Department of Justice, Office of Juvenile Justice and Delinquency, pp. 2-15.

17. Garland, B., Wodahl, E.J. & Mayfield, J. (2011) 'Prisoner Reentry in a Small Metropolitan Community: Obstacles and Policy Recommendations'. Criminal Justice Policy Review, iss. 22(1), pp. 90-110.

18. Bateman, T. & Hazel, N. (2015) Custody to the Community: How Young People Cope with Release. Available at: http://www.beyondyouthcustody.net/wpcontent/ uploads/ BYC-Custody-to-community-How-young-people-cope-withrelease.pdf [Accessed 10 August, 2023].

19. Шаранов Ю. А., Курган В. В. Психологические риски сотрудников полиции, осуществляющих постпенитенциарный контроль преступности, и угрозы их безопасности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 1(92). С. 6-14.

20. Злоказов К. В. Социально-психологический подход к адаптации лиц, находящихся под административным надзором: анализ зарубежного опыта // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2023. № 1(97). С. 205-214.

21. Поздняков В. М. Востребованность психологов при создании в России службы пробации // Человек: преступление и наказание. 2011. № 4(75). С. 131-135.

22. Поздняков В. М. О готовности к психологическому обеспечению деятельности службы пробации, создаваемой в России // Коченовские чтения - 2022. Психология и право в современной России (Москва, 9-11 нояб. 2022 г.). М. : МГППУ, 2022. С. 127-129.

23. Чагин В. Н., Шпак Г. И. Особенности психосоциального подхода в практике социальной работы // Наука и научный потенциал - основа устойчивого развития общества : сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (Уфа, 26 февр. 2018 г.). Уфа : Агентство междунар. исслед., 2018. С. 105-108.

24. Щербаков Г. В. Психосоциальный подход в ресоциализации и социальной реабилитации осужденных, освобождающихся из исправительного учреждения // Прикладная юридическая психология. 2009. № 1. С. 39-44.

25. Гурьева Л. П. Позитивная и традиционная психология (в исследованиях М. Се-лигмана и российских психологов) // Вестник Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2012. № 3. С. 83-90.

26. Селигман М. Э. П. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни : пер. с англ. / под ред. И. Солухи. М. : Изд-во София, 2006. 367 с.

27. Rose, D. R. & Clear, T. R. (2003) 'Incarceration, Reentry and Social Capital: Social Networks in the Balance'. In Travis, J. and Waul, M. (Eds.) Prisoners Once Removed: The Impact Of Incarceration And Reentry. Washington, DC: Urban Institute Press, pp. 313-342.

28. Maruna S. Making good: How ex-convicts reform and rebuild their lives. Washington DC. American Psychological association books. 2001. 211 p.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

29. Gadd, D. & Farrall, S. (2004) 'Criminal Careers, Desistance and Subjectivity: Interpreting Men's Narratives of Change'. Theoretical Criminology, iss. 8(2), pp.123-156.

30. Hollway, W. & Jefferson, T. (2000) Doing Qualitative Research Differently. London: Sage.

31. Maruna, S. (2006) 'Who Owns Resettlement? Towards Restorative Re-Integration. British Journal of Community Justice, iss. 4(2), pp. 23-33.

32. Maruna, S. (2009) ' "Virtues Door Unsealed is Never Sealed Again": Redeeming Redemption and the Seven-Year Itch.' In: Frost, N., Freilich, J.D., Clear, T. (Eds.) Contemporary Issues in Criminal Justice Policy: Policy Proposals From the American Society of Criminology Conference. Belmont, CA: Cengage / Wadsworth, pp. 52-60.

33. Johnson, R. (2002) Hard Time: Understanding and Reforming the Prison. 3rd. Edition. Belmont, CA: Wadsworth.

34. Kirkwood, S. & McNeill, F. (2015) 'Integration and Reintegration: Comparing Pathways to Citizenship Through Asylum and Criminal Justice'. Criminologyand Criminal Justice, iss. 15(5), рр. 511-526.

35. Integrating Findings from Research Reviews // Offender Rehabilitation and Treatment: Effective Programmes and Policies to Reduce Reoffending. New York: J. Wiley, 2002. 394 p.

36. Щукина Н. П. О теоретико-методологических основаниях изучения ресоциализа-ции осужденных // Вестник Самарского муниципального института управления. 2022. № 3. С. 119-127.

37. Лещенко С. А. Психологическое сопровождение осужденных при реинтеграции в общество в Великобритании // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. 2020. № 1(3). С. 85-90.

38. Taxman, F. (2004). The Offender and Reentry: Supporting Active Participation in Reintegration. Federal probation, iss. 68, рр. 31-35.

39. Loconte, J. (2004). Faith healing. Public Interest, iss. 155, рр. 89-104.

40. Nolan, P. (2004). Prepared to reenter society? Law & Order, iss. 52(5), рр. 90-95.

41. Mattis, J., Jagers, R., Hatcher, C., Lawhon, G., Murphy, E., & Murray, Y. (2000). Religiosity, communalism, and volunteerism among African American men: An exploratory analysis. Journal of Community Psychology, iss. 28, рр. 391-406.

42. Peterson, C. & Seligman, M. E. P. (2004). Character strengths and virtues: A handbook and classification. New York : Oxford University Press.

43. Pargament, K. I. (1997). The psychology of religion and coping: Theory, research, practice. New York : Guilford Press.

44. Koenig, H. G. (Ed.). (1998). Handbook of religion and mental health. San Diego, CA: Academic Press.

45. Maton, K. & Pargament, K. (1987). The roles of religion in prevention and promotion. Prevention in Human Services, iss. 5, рр. 161-205.

46. Petersilia, J. (2005). Hard time: Ex-offenders returning home after prison. Corrections Today, iss. 67(2), рр. 66-71.

47. Wilkinson, R. A. (2005). Engaging communities: An essential ingredient to offender re-entry. Corrections Today, iss. 67, рр. 86-89.

48. Laub, J. H. & Sampson, R. J. (1993). Turning points in the life course: Why change matters to the study of crime. Criminology, iss. 31, рр. 301-325.

49. Walker, L., Sakai, T. & Brady, K. (2006). Restorative circles - A re-entry planning process for Hawaii inmates. Federal Probation, iss. 70, рр. 33-37, 86.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

50. Fretz, R. (2005). "STEP DOWN" Programs: The missing link in successful inmate reentry. Corrections Today, iss. 67(2), рр. 102-107.

51. Bloom, S.L. (1998). By the crowd they have been broken, by the crowd they shall be healed: The social transformation of trauma. In R. G. Tedeschi, C. L. Park & L. G. Calhoun (Eds.), Posttraumatic growth: Positive changes in the aftermath of crisis (pp. 179-213). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

52. Garland, D. (1997). "Governmentality" and the problem of crime: Foucault, criminology, sociology. Theoretical Criminology, iss. 1, рр. 173-214.

53. Baumeister, R. F., Heatherton, T. F. & Tice, D.M. (1994). Losing control: How and why people fail at self-regulation. San Diego, CA: Academic Press.

54. Moffitt, T. E. (1993) 'Adolescence-Limited and Life-Course Persistent Antisocial Behavior: A Developmental Taxonomy'. Psychological Review, iss. 100, pp. 674-701.

55. Farrall, S. and Calverley, A. (2006) Understanding Desistance from Crime: Theoretical Directions in Resettlement and Rehabilitation. Berkshire: Open University Press.

56. Clark, M., Walters, S. T., Gingerich, R. & Meltzer, M. (2006). Motivational interviewing for probation officers: Tipping the balance towards change. Federal Probation, iss. 70(1), рр. 38-44.

57. Clark, Michael & Gingerich, Ray & Meltzer, Melissa. (2007). Motivating Offenders to Change: A Guide for Probation and Parole.

58. Solomon, A.L., Gouvis, C. & Waul, M. (2001) Summary of Focus Group with Ex-Prisoners in the District: Ingredients for Successful Reintegration. Washington, DC: Urban Institute.

59. Petersilia, J. (2005). Hard time: Ex-offenders returning home after prison. Corrections Today, iss. 67(2), рр. 66-71.

60. Сенаторова М. А. Проблемы трудоустройства граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2015. № 16. С. 45-51.

61. Рассамахина А. А. Проблемы трудоустройства осужденных после освобождения // Уголовное право в эволюционирующем обществе: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. в рамках проведенного симпоз. с междунар. участием (Курск, 27-28 мая 2021 г.) / отв. ред. А. А. Горохов. Курск : Юго-Запад. гос. ун-т, 2021. С. 358-361.

62. Jablecki, L. T. (2005). A critique of faith-based prison programs. The Humanist, iss. 65(5), рр. 11-16.

63. Rose, J. E., & Voss, M. (2003). The unity in community: Fostering academic success among diverse communities of male offenders in correctional institutions. Journal of Correctional Education, iss. 54(4), рр. 131-159.

64. Режапова И. М. Роль пенитенциарного образования в последующей ресоциали-зации осужденных (опыт зарубежных стран) // Теория и практика социогуманитарных наук. 2021. № 1(13). С. 47-52.

65. Ресоциализация и реальное включение в гражданское общество осужденных: монография / под ред. Т. В. Кленовой. М. : Юрлитинформ, 2019. 432 с.

66. Meisenhelder, T. (1977). An exploratory study of exiting from criminal careers. Criminology, iss. 15, рр. 319-334.

67. Gove, W. (1985). The effect of age and gender on deviant behaviour: A biopsychosocial perspective. In A.S. Rossi (Ed.), Gender and the life course. New York : Aldine, pp. 115-144.

68. Liu, Lin & Bachman, Ronet. (2021). Self-identity and persistent offending: a quantitative test of identity theory of desistance. Journal of Offender Rehabilitation, iss. 60, рр. 1-17.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

69. McAdams, D. P. (1993). The stories we live by: Personal myths and the making of the self. New York, NY: William Morrow.

70. McAdams, D. P. (2001). The psychology of life stories. Review of General Psychology, iss. 5(2), pp. 100-122.

References

1. Brooks, I. E., Soloman, A. L., Keegan, S., Kohl, R. & Lahue, L. 2005, 'Prisoner Reentry in Massachusetts'. Washington, DC: Urban Institute.

2. Culleton, J. & Hogan, F. 2008, 'Re-integration Life after Prison: An Evaluation Study of the You're Equal Project'. Ireland: You're Equal Ltd. and School of Humanities Publications, Waterford Institute of Technology.

3. Visher, C., Kachnowski, V., La Vigne, N. & Travis, J. 2004, 'Baltimore Prisoners' Experiences Returning Home. Washington, DC: Urban Institute.

4. Martynowicz, A. & Quigley, M. 2010, 'Reintegration of Prisoners in Ireland: New Research Findings'. Irish Probation Journal, iss. 7, pp. 65- 84.

5. Maruna, S., Immarigeon, R. & LeBel, T. P. 2004, 'Ex-Offender Reintegration: Theory and Practice'. In: Maruna, S., and Immarigeon, R. (Eds.) After Crime and Punishment: Pathways to Offender Reintegration. Cullompton, Devon: WillanPublishing.

6. Youssef, C. 2023, 'Prison to desistance: (Re) integration and aftercare for those released from prison'. Journal of Forensic Practice. Doi: 10.1108/JFP-04-2023-0013.

7. Gough D. & Coghlan M. 2022, 'Understanding Reoffending: Push factors and Preventative Responses'. University of Portsmouth, 94 pp.

8. Shuranova, O. A. 2013, 'State regulation of post-penitentiary resocialization of convicts: theoretical and applied research' : monograph. Ryazan : Academy of the FPS of Russia, 111 p.

9. Travis, J. 2000, 'But They All Come Back: Rethinking Prisoner Reentry'. Sentencing and Corrections: Issues For The 21st. Century. Washington DC: US Department of Justice.

10. Farrall, S. & Calverley, A. 2006 'Understanding Desistance from Crime: Theoretical Directions in Resettlement and Rehabilitation'. Berkshire: Open University Press.

11. Suslov, Ju. E., Fedorov, A. F. 2022, 'The problem of re-socialization of convicts after serving their sentences in places of deprivation of liberty in domestic and foreign studies'. Bulletin of the Perm Institute of the FPS of Russia, iss. 3(38), pp. 47-52.

12. Dushkin, A. S., Klishkov, B. B., Nerikov, M. F. 2023, 'Foreign experience of post-penitentiary (administrative) supervision of persons released from prison'. Law and education, iss. 7, pp. 59-65.

13. Metlin, D. G. 2020, 'Features of ensuring the social reintegration of prisoners sentenced to imprisonment in foreign countries'. Agrarian and land law, iss. 9(189). pp. 146-148.

14. Moore, R. 2011, Beyond the Prison Walls: Some Thoughts on Prisoner 'Resettlement' in England and Wales'. Criminology and Criminal Justice, iss. 12(2), pp. 129-147.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Garland, B. & Wodahl, E. 2014, 'Coming to a Crossroads: A Critical Look at the Sustainability of the Prisoner Reentry Movement'. In: Crow, M.S. and Smykla,J. O. (Eds.) Offender Reentry: Rethinking Criminology and Criminal Justice. MA: Jones & Bartlett Learning.

16. Altschuler, D. M. & Armstrong, T. L. 1999, 'Reintegrative Confinement and Intensive Aftercare'. Juvenile Justice Bulletin (July). Washington, DC: US Department of Justice, Office of Juvenile Justice and Delinquency, pp. 2-15.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

17. Garland, B., Wodahl, E.J. & Mayfield, J. 2011, 'Prisoner Reentry in a Small Metropolitan Community: Obstacles and Policy Recommendations'. Criminal Justice Policy Review, iss. 22(1), pp. 90-110.

18. Bateman, T. & Hazel, N. 2015, 'Custody to the Community: How Young People Cope with Release'. Available at: http://www.beyondyouthcustody.net/wpcontent/ uploads/ BYC-Custody-to-community-How-young-people-cope-withrelease.pdf [Accessed 10 August, 2023].

19. Sharanov, Ju. A., Kurgan, V. V. 2023, 'Psychological risks of police officers carrying out post-penitentiary control of crime, and threats to their safety'. Psychopedagogy in law enforcement agencies, vol. 28, iss. 1(92), pp. 6-14.

20. Zlokazov, K. V. 2023, 'Socio-psychological approach to the adaptation of persons under administrative supervision: analysis of foreign experience'. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, iss. 1(97). pp. 205-214.

21. Pozdnjakov, V. M.2011, 'The demand for psychologists when creating a probation service in Russia', Man: Crime and Punishment, iss. 4(75), pp. 131-135.

22. Pozdnjakov, V. M. 2022, 'About readiness for psychological support of the probation service being created in Russia'. Kochenov readings-2022. Psychology and Law in Modern Russia (Moscow, November 9-11, 2022). Moscow, pp. 127-129.

23. Chagin, V. N., Shpak, G. I. 2018, 'Features of the psychosocial approach in the practice of social work' Science and scientific potential - the basis of sustainable development of society : a collection of articles on the results of the International Scientific and Practical Conference (Ufa, February26,2018). Ufa : Agency for International Studies, pp. 105-108.

24. Shherbakov, G. V. 2009, 'Psychosocial approach in the re-socialization and social rehabilitation of convicts released from correctional institutions'. Applied Legal Psychology, iss, 1, pp. 39-44.

25. Gur'eva, L. P. 2012, 'Positive and traditional psychology (in the studies of M. Seligman and Russian psychologists)'. Bulletin of the M. A. Sholokhov Moscow State University for the Humanities. Pedagogy and psychology, iss. 3, pp. 83-90.

26. Seligman, M. Je. P. 2006, 'New Positive psychology: a Scientific view of happiness and the meaning of life' : translated from English, edited by I. Solukhi. Moscow Sofia Publishing House, 367 p.

27. Rose, D. R. & Clear, T. R. 2003 'Incarceration, Reentry and Social Capital: Social Networks in the Balance'. In Travis, J. and Waul, M. (Eds.) Prisoners Once Removed: The Impact Of Incarceration And Reentry. Washington, DC: Urban Institute Press, pp. 313-342.

28. Maruna, S. 2001, 'Making good: How ex-convicts reform and rebuild their lives'. Washington DC. American Psychological association books, 211 p.

29. Gadd, D. & Farrall, S. 2004, 'Criminal Careers, Desistance and Subjectivity: Interpreting Men's Narratives of Change'. Theoretical Criminology, iss. 8(2), pp.123-156.

30. Hollway, W. & Jefferson, T. 2000, 'Doing Qualitative Research Differently. London: Sage.

31. Maruna, S. 2006, 'Who Owns Resettlement? Towards Restorative Re-Integration. British Journal of Community Justice, iss. 4(2), pp. 23-33.

32. Maruna, S. 2009, ' "Virtues Door Unsealed is Never Sealed Again": Redeeming Redemption and the Seven-Year Itch'. In: Frost, N., Freilich, J.D., Clear, T. (Eds.) Contemporary Issues in Criminal Justice Policy: Policy Proposals From the American Society of Criminology Conference. Belmont, CA: Cengage / Wadsworth, pp. 52-60.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

33. Johnson, R. 2002, 'Hard Time: Understanding and Reforming the Prison'. 3rd. Edition. Belmont, CA: Wadsworth.

34. Kirkwood, S. & McNeill, F. 2015, 'Integration and Reintegration: Comparing Pathways to Citizenship Through Asylum and Criminal Justice'. Criminologyand Criminal Justice, iss. 15(5), pp. 511-526.

35. Integrating Findings from Research Reviews // Offender Rehabilitation and Treatment: Effective Programmes and Policies to Reduce Reoffending. New York: J. Wiley, 2002. 394 p.

36. Shhukina N. P. 2022, 'On the theoretical and methodological foundations of the study of the resocialization of convicts'. Bulletin of the Samara Municipal Institute of Management, iss. 3, pp. 119-127.

37. Leshhenko, S. A. 2020, 'Psychological support of convicts during reintegration into society in the UK'. Bulletin of the Tomsk Institute of Advanced Training of Employees of the FPS of Russia, iss. 1(3), pp. 85-90.

38. Taxman, F. 2004, 'The Offender and Reentry: Supporting Active Participation in Reintegration'. Federal probation, iss. 68, pp. 31-35.

39. Loconte, J. 2004, 'Faith healing. Public Interest', iss. 155, pp. 89-104.

40. Nolan, P. 2004, 'Prepared to reenter society?' Law & Order, iss. 52(5), pp. 90-95.

41. Mattis, J., Jagers, R., Hatcher, C., Lawhon, G., Murphy, E., & Murray, Y. 2000, 'Religiosity, communalism, and volunteerism among African American men: An exploratory analysis'. Journal of Community Psychology, iss. 28, pp. 391-406.

42. Peterson, C. & Seligman, M. E. P. 2004, 'Character strengths and virtues: A handbook and classification'. New York : Oxford University Press.

43. Pargament, K. I. 1997, 'The psychology of religion and coping: Theory, research, practice'. New York : Guilford Press.

44. Koenig, H. G. (Ed.). 1998, 'Handbook of religion and mental health'. San Diego, CA: Academic Press.

45. Maton, K. & Pargament, K. 1987, 'The roles of religion in prevention and promotion'. Prevention in Human Services, iss. 5, pp. 161-205.

46. Petersilia, J. 2005, 'Hard time: Ex-offenders returning home after prison'. Corrections Today, iss. 67(2), pp. 66-71.

47. Wilkinson, R.A. 2005, 'Engaging communities: An essential ingredient to offender re-entry'. Corrections Today, iss. 67, pp. 86-89.

48. Laub, J. H. & Sampson, R. J. 1993, 'Turning points in the life course: Why change matters to the study of crime'. Criminology, iss. 31, pp. 301-325.

49. Walker, L., Sakai, T. & Brady, K. 2006, 'Restorative circles - A re-entry planning process for Hawaii inmates'. Federal Probation, iss. 70, pp. 33-37, 86.

50. Fretz, R. 2005, "STEP DOWN" Programs: The missing link in successful inmate reentry. Corrections Today, iss. 67(2), pp. 102-107.

51. Bloom, S. L. 1998, 'By the crowd they have been broken, by the crowd they shall be healed: The social transformation of trauma. In R. G. Tedeschi, C. L. Park & L. G. Calhoun (Eds.), Posttraumatic growth: Positive changes in the aftermath of crisis, pp. 179-213. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

52. Garland, D. 1997, "Governmentality" and the problem of crime: Foucault, criminology, sociology'. Theoretical Criminology, iss. 1, pp. 173-214.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

53. Baumeister, R. F., Heatherton, T. F., & Tice, D. M. 1994, 'Losing control: How and why people fail at self-regulation'. San Diego, CA: Academic Press.

54. Moffitt, T. E. 1993, 'Adolescence-Limited and Life-Course Persistent Antisocial Behavior: A Developmental Taxonomy'. Psychological Review, iss. 100, pp. 674-701.

55. Farrall, S. & Calverley, A. 2006, 'Understanding Desistance from Crime: Theoretical Directions in Resettlement and Rehabilitation'. Berkshire: Open University Press.

56. Clark, M., Walters, S. T., Gingerich, R. & Meltzer, M. 2006, 'Motivational interviewing for probation officers: Tipping the balance towards change'. Federal Probation, iss. 70(1), pp. 38-44.

57. Clark, Michael & Gingerich, Ray & Meltzer, Melissa. (2007). 'Motivating Offenders to Change: A Guide for Probation and Parole'.

58. Solomon, A.L., Gouvis, C. & Waul, M. 2001, 'Summary of Focus Group with Ex-Prisoners in the District: Ingredients for Successful Reintegration'. Washington, DC: Urban Institute.

59. Petersilia, J. 2005, 'Hard time: Ex-offenders returning home after prison'. Corrections Today, iss. 67(2), pp. 66-71.

60. Senatorova, M. A. 2015, 'The problems of employment of citizens released from institutions executing a sentence of imprisonment'. Priority scientific directions: from theory to practice, iss. 16, pp. 45-51.

61. Rassamahina, A. A. 2021, 'Problems of employment of convicts after release'. Criminal law in an evolving society: problems and prospects : collection of scientific articles within the framework of the symposium with the International participation (Kursk, May 27-28,2021) / ed. by A. A. Gorokhov. Kursk : Southwest State University, pp. 358-361.

62. Jablecki, L. T. 2005, 'A critique of faith-based prison programs'. The Humanist, iss. 65(5), pp. 11-16.

63. Rose, J. E., & Voss, M. 2003, 'The unity in community: Fostering academic success among diverse communities of male offenders in correctional institutions'. Journal of Correctional Education, iss. 54(4), pp. 131-159.

64. Rezhapova, I. M. 2021, 'The role of penitentiary education in the subsequent re-socialization of convicts (experience of foreign countries)'. Theory and practice of social and humanitarian sciences, iss. 1(13), pp. 47-52.

65. Resocialization and real inclusion of convicts in civil society: monograph / edited by T. V. Klenova. M. : Yurlitinform, 2019. 432 p.

66. Meisenhelder, T. 1977, 'An exploratory study of exiting from criminal careers'. Criminology, iss. 15, pp. 319-334.

67. Gove, W. 1985, 'The effect of age and gender on deviant behaviour: A biopsychosocialperspective'. In A.S. Rossi (Ed.), Gender and the life course. New York : Aldine, pp. 115-144.

68. Liu, Lin & Bachman, Ronet. 2021, 'Self-identity and persistent offending: a quantitative test of identity theory of desistance'. Journal of Offender Rehabilitation, iss. 60, pp. 1-17.

69. McAdams, D. P. 1993, 'The stories we live by: Personal myths and the making of the self. New York : William Morrow.

70. McAdams, D. P. 2001, 'The psychology of life stories'. Review of General Psychology, iss. 5(2), pp. 100-122.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Информация об авторе

А. С. Душкин - кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры педагогики и психологии.

Information about the author

A. S. Dushkin - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности.

Статья поступила в редакцию 17.08.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 04.09.2023.

The article was submitted 17.08.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 04.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.